Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Теория и методология государственного управления - файл 1.doc


Лекции - Теория и методология государственного управления
скачать (1662 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1662kb.17.12.2011 23:17скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Н.Б.Антонова

Л.М.Захарова

Л.С.Вечер


ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ

Курс лекций
Минск

Редакционно-издательский центр

Академии управления при Президенте Республики Беларусь

2004
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 9

Лекция 1. Понятие, сущность и предмет теории и методологии государственного управления 9

Понятие и диалектика управления, современная управленческая парадигма 9

Объективная необходимость, понятие, сущность и отличительные особенности государственного управления 13

Свобода и ответственность в государственном управлении 19

Виды и уровни государственного управления 24

Представительство интересов в государственном управлении 29

Предмет и задачи курса «Теория и методология государственного управления» 39

^ ТЕМА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 41

Лекция 2. Методологические основы государственного управления 41

Понятие и основные элементы методологии государственного управления 41

Субъекты и объекты государственного управления 44

Цели и задачи государственного управления 51

Функции государственного управления 62

Принципы государственного управления 68

Методы государственного управления 78

^ ТЕМА 3. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 83

Лекция 3. Система государственного управления 83

Понятие и характеристика системы управления 83

Система государственного управления 87

Прямые и обратные связи в системе государственного управления 101

^ ТЕМА 4. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 107

Лекция 4. Становление и развитие теории государственного управления 107

Основные этапы эволюции теории государственного управления 107

Американская научная школа государственного управления 119

Развитие теории государственного управления в Великобритании 126

Французская научная школа государственного управления 131

Развитие теории государственного управления в Германии 135

^ ТЕМА 5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 141

Лекция 5. Обеспечение государственного управления 141

Правовое обеспечение государственного управления 141

Виды функций, выполняемых Конституцией 146

Информационное обеспечение государственного управления 147

Кадровое обеспечение государственного управления 152

^ ТЕМА 6. БЮРОКРАТИЯ, КОРРУПЦИЯ И КОНФЛИКТЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 158

Лекция 6. Бюрократия, коррупция и конфликты в системе государственного управления 158

Место и роль бюрократии в системе государственного управления 158

Коррупция в системе исполнительной власти 184

Конфликты в сфере государственного управления 191

^ ТЕМА 7. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 208

Лекция 7. Эффективность государственного управления 208

Понятие и виды эффективности государственного управления 208

Критерии и показатели эффективности государственного управления 217

Оценка эффективности государственного управления 227

ЛИТЕРАТУРА 236

^ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ 240

ВВЕДЕНИЕ


Ключевую роль в жизнедеятельности общества играет государство. Оно обеспечивает упорядочение и регулирование протекающих процессов и явлений в социальной, экономической, политической, духовной и в других сферах общественной жизни. В той или иной степени государственное воздействие затрагивает интересы всего общества, отдельных социальных групп, слоев, организаций, объединений, общественно-политических движений и каждого гражданина. При этом государство воздействует не только на развитие процессов и явлений, протекающих в обществе, но и на общественные отношения, на проблемы, касающиеся ценностей, мировоззренческих установок, идей, политической самоорганизации сообществ, их жизнеспособности и эффективного функционирования.

На современном этапе своего развития Республика Беларусь переживает достаточно сложный период, связанный с формированием правовых, экономических, социальных основ нашего общества. Республика продвигается по пути укрепления конституционного строя, государственности, развития народовластия, утверждения принципов гражданского общества и главным условием происходящих в стране успешных преобразований является сильная, дееспособная государственная власть. Исходя из критериев общественного блага, государственная власть может и должна: не допускать нарушения правопорядка в обществе, норм и правил поведения на рынке, определять общие условия эффективного хозяйствования, темпы экономического роста, предотвращать криминализацию хозяйственной деятельности внутри страны, расслоение общества, стремление развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать складывающуюся в республике ситуацию в своих экономических и политических целях, способствовать утверждению цивилизованных отношений между деловым миром, обществом и властными структурами. С сильной, дееспособной государственной властью народ Республики Беларусь связывает свои надежды на защиту жизни, здоровья, свободы, достоинства.

Сегодня можно отметить определенную консолидацию позиций самых разных общественных и политических сил страны в отношении необходимости формирования эффективной системы государственного управления.

Разнонаправленность государственного управления определяет междисциплинарный характер этой области научных знаний и практической деятельности. Вопросы теории государства и его воздействие на различные стороны жизни общества рассматриваются в государствоведении, политологии (точнее, политических науках, так называется эта дисциплина практически во всем мире), конституционном праве, экономической теории, социологии и других науках. Поэтому, несомненно, она является результатом совместного творчества представителей различных научных дисциплин.

Вместе с тем, на сегодняшний день назрела объективная необходимость отделения науки государственного управления (именно управления) от других дисциплин, которые применительно к ней следует рассматривать как смежные.

На Западе в теории государственного управления выделено государственное администрирование, («public administration»), которое в большей мере носит управленческий характер и имеет и другое название – административно-государственное управление.

Сам термин «Государственное администрирование» характеризует как научную дисциплину, так и обширнейшую область практической деятельности, занимающуюся всеми вопросами государственного управления. Его можно рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле – он означает профессиональную деятельность государственных чиновников. В широком смысле - «public administration» включает всю систему административных институтов, подчиненных друг другу снизу доверху, каждый из которых выполняет свой, строго ограниченный круг функций.

С теоретической точки зрения административно-государственное управление базируется на общих концепциях научного управления и специфических для этой области знаниях (например, теории государственной бюрократии). Оно рассматривает вопросы организации, теорию и методологию (научные подходы, и принципы государственного управления, его цели, задачи, функции, протекающие в системе государственного управления процессы, методы управления, с помощью которых решаются задачи государства и его структур различного уровня, обеспечивается достижение целей и задач развития страны), процесс принятия управленческих решений и технологии управления.

Отталкиваясь от такого понимания государственного управления, определены научные дисциплины, которые находят отражение в учебных планах подготовки специалистов в области государственного управления.

Изучение основ государственного управления предполагает выделение трех самостоятельных, но в то же время тесно взаимосвязанных разделов, которые сформировались в самостоятельные курсы: «Теория и методология государственного управления», «Организационная структура государственного управления» и «Управленческие процессы и технологии».

С 2003 года кафедра Государственного и местного управления начала выпускать тексты учебных курсов малыми тиражами, предназначенными исключительно для студентов Академии управления при Президенте Республики Беларусь. В перспективе мы предполагаем выпуск учебных пособий, рассчитанных на более широкие категории читателей – студентов и слушателей управленческих специальностей, управленцев-практиков, стремящихся повысить свой профессиональный уровень.

Заведующий кафедрой

Государственного и местного управления

Академии управления при Президенте

Республики Беларусь.

Б.Антонова
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22



Скачать файл (1662 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru