Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Шпора по принятию решений - файл 1.doc


Шпора по принятию решений
скачать (1388 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1388kb.17.12.2011 23:26скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Умение принимать решения -это свойство характера, обязанность руководителя или можно ли этому научиться?

На семинаре "Принятие решений"
вы узнаете,

как возникла теория принятия решений,

к каким задачам она применима,

познакомитесь с

качественными

количественными

методами теории принятия решений,

а также с основами ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

В ходе семинара Вы сможете применить различные методы теории принятия решений к анализу самых различных ситуаций из деловой и повседневной жизни..
^ Решение- процесс творческий,

метод- только инструмент в руках лица, принимающего решение.
●Теоретические знания расширяют область возможных решений, способствуют более свободному их принятию.

1 этап принятия решения

Анализ проблемы
"Отсечь":

  1. Кажущиеся проблемы

  1. 1.1. не хватает определенных данных (граничных/начальных условий)

  2. 1.2. не "или-или", а "и-и"

1.3. личные предпочтения (не "хорошо-плохо", а "нравится- не нравится")

  1. 1.4. не из чего выбирать (реально- 1 вариант)

  1. Логические ловушки (заложены в самой постановке задачи)- задача о парикмахере на корабле.



Исходная ситуация





^ ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ







А Н А Л И З П О С Л Е Д С Т В И Й


Рис.1. План принятия решения

Схема процесса выработки решения









Да Нет

Нет Да







Согласовать выбранное решение с исполнителями





Рис.2. Схема процесса выработки решения




Рис.3. Модель исходной ситуации

Кто принимает решение? - Лицо, Принимающее Решение (ЛПР).

^ Где? - Место принятия решения.

Когда? - Время для принятия решения.

Как? - Каким образом принимается и в какой форме выражается решение.

^ Что требуется решить? - Цель.


Улучшение исходной ситуации.
 Передать вопрос на рассмотрение другому лицу./ Создать группу.

 Перенести в более приемлемое место (в кабинет/ в кафе …)

 Использовать дополнительное время (Если это возможно, но не затягивать)











1 2 3 4 5



В р е м я


 Проанализировать, привлечь дополнительные ресурсы, составить алгоритм действий. Зафиксировать.

 Уточнить цель.
^ Случаи, в которых требуется уточнение ситуации
 Надо в конце - концов определиться…

 Надо же когда-нибудь решить…

 Если бы я только знал, с какой стороны к этому подойти…

 Должен же кто-то решить (разобраться, навести порядок …)

^ Четкая формулировка целей -половина пути к принятию решения.

Исследование поля решений на полноту

  

 




 











 -




Рис.4. Поле решений
Дерево решений
Способ представления вариантов решений и проверки их на формальную полноту. Сложное решение иерархически расчленяется на элементы, которые становятся более конкретными при движении сверху вниз.

Рассмотрим пример проекта по борьбе с транспортным шумом в населенных пунктах.



Мероприятия

по борьбе

с транспортным

шумом




Мероприятия, Мероприятия Мероприятия Мероприятия, Вопросы, отно-

связанные с на месте на пути относящиеся ко сящиеся к рекон-

источником проявле- распро - всей системе струкции сис

шума ния шума странения транспорт- темы и спосо-

шума ных средств бам ее оценки




^ Рис.5. Дерево решений для проблемы борьбы с транспортным шумом
Рассмотренные выше методы помогают поиску вариантов решений.

В результате систематизации спонтанно возникших вариантов решений появляются новые. Именно они могут оказаться наиболее эффективными.

Иногда оптимальное решение представляет собой комбинацию первоначальных вариантов.

^ Анализ последствий вариантов решений

Для оценки последствий каждого из вариантов решения можно воспользоваться следующим перечнем вопросов (может быть дополнен).


● Что я выиграю? (деньги/ время/ уверенность/ комфорт/ удовольствия/ др.

● Что я потеряю? (деньги/ время/ репутацию/ др)

●Какие новые задачи встанут передо мной? Потребуются ли новые решения7

● Какие обязанности у меня появятся?

● Какие побочные действия могут проявиться?

● Принесу ли я пользу другим людям/обществу?

● Принесу ли я вред другим людям/обществу?


^ Критерии принятия решений


Критерии могут быть заданы (соревнования, гранты, инвестиции) либо должны вырабатываться в процессе подготовки решения.
●Иногда для поиска критериев можно использовать следующий прием: представьте себе цель своего решения как некий предмет (яблоко, книгу, др.) и попытайтесь мысленно рассматривать его со всех сторон, поворачивая разными сторонами, пытаясь найти новые качества и критерии.
●Полезной бывает установка найти определенное количество критериев (10 или более). На начальном этапе критерии фиксируются без анализа, затем отбираются наиболее важные.
●Для поиска критериев иногда используют различные приемы коллективного мышления.

^ Таблица 1.Типы критериев



№ п/п

Класс критериев

Группа критериев

Примеры применения

Области применения

Шкала оценки

1.

Технические

Плотность, масса, размеры

Измерения и расчеты

Технические характеристики и физические величины

Числа (В пределах заданных погрешностей)

2.

Технические

Прочность, надежность.

Оценка механизмов, конструкций, сооружений

Прогнозы, плановые показатели

Приблизительные числа- результат расчетов

3.

Технико-экономические

Мощность, производительность,инвестици, эксплуатационные расходы

Оценка механизмов, сооружений, проектов

Прогнозные показатели, оценки

Приблизительные числа

4.

Социологические

Жизненный уровень, квалификация, условия труда

Социологические исследования

Оценки и прогнозные показатели

Части, доли, проценты, статистические величины (среднее, наиболее вероятное, максимальное, минимальное значения)

5.

Психологические

Персональные особенности, коммуникабельность, интеллект

Оценка личных качеств

Оценки конкретных людей

Очки, баллы

6.

Эстетические

Привлекательность, узнаваемость

Оценки формы, содержания, дизайна

Оценка изделий, произведений, выступлений.

Словесные оценки, очки. баллы, места

7.

Социальные

Юридические нормы, социальные последствия

Оценка гуманности, справедливости, логичности

Оценка документов, явлений

Словесные оценки, очки, баллы


Тенденцией нашего времени стало внедрение численных оценок в самые различные области, в которых прежде использовались только качественные, словесные оценки (замена эмоциональных оценок рейтингами, индексами популярности и т.д.).

^ Это можно рассматривать как следствие расширения сферы применения численных методов обработки информации.

Решения на основании максим


Принцип, который однажды или неоднократно обеспечил успех, может стать руководством к принятию решений. Решения, принятые только на основании максим (maxima- основное правило, принцип), могут оказаться на самыми эффективными, т.к. принципы, приведшие к успеху при одних условиях, могут оказаться неэффективными или вовсе неприменимыми в других. С другой стороны, максимы могут быть полезны как дополнительный критерий при выборе из нескольких вариантов решений Оптимальным является сочетание аналитических методов и максим. Обобщающий накопленный жизненный опыт. Могут сыграть решающую роль в экстремальных ситуациях.
^ Таблица 2.Примеры максим (добавьте свои)


Тише едешь- дальше будешь.


Кто не рискует, тот не пьет шампанское

Лучше в руках синица, чем в небе журавль

Кто многого хочет, то многого добивается.

Выбирай, с кем имеешь дело

Деньги не пахнут.


Чем больше. Тем лучше

Лучше меньше. Да лучше

Лучше поздно, чем никогда

Сейчас или никогда

Поспешишь- людей насмешишь

Куй железо, пока горячо. Кто не успел, тот опоздал.

Бей своих, чтоб чужим неповадно было

Своя рубашка ближе к телу

Ввяжемся в бой, а там видно будет

Предвидеть- значит победить

Меньше знаешь- крепче спишь

Кто владеет информацией, то владеет миром

Не ошибается тот, кто ничего не делает

Умный учится на чужих ошибках. Глупый- на своих.

































^ ЭЛЕМЕНТЫ ТРИЗ -Теории Решения Изобретательских Задач

(по материалам семинаров "НКГ"Концепт", автор Тимохов В.И.)




^ Рис.6. Решение проблем методом проб и ошибок - двигатель эволюции
Типы противоречий

●Административное противоречие (АП)

Нужно что-то сделать, а как это сделать- неизвестно. (Поднять объем продаж, повысить дисциплину, производительность труда и т.д.)
●Техническое противоречие (ТП)

Если известными способами улучшить одну часть (или один параметр) технической системы, недопустимо ухудшится другая часть (или другой параметр) (мощность двигателя- масса самолета).
●Физическое противоречие (ФП)

К одной и той же части системы предъявляются взаимопротивоположные требования (Крыло самолета должно быть большим, чтобы обеспечить достаточную подъемную силу, и не должно быть большим, чтобы не создавать излишнее сопротивление движению).

^ ТРИЗ

Рис.7. Поиск решений с помощью ТРИЗ
ТРИЗ

Как формулировать противоречия
Если …, то… но…

1. Если … (дается описание ситуации или первого элемента системы),

то … (объясняется, что при этом хорошо),

но … (объясняется, что при этом плохо).

2. ^ Если… (дается описание противоположной ситуации или

противоположного состояния этого элемента системы),

то …(объясняется, что при этом хорошо),

но … (объясняется, что при этом плохо).
^ Объект должен быть…, чтобы …, но при этом …

  1. Объект (то, что мы хотим улучшить) должен быть

(перечисляются требования)

чтобы … (перечисляются положительные следствия),

но при этом… (перечисляются плохие следствия).

  1. Объект (то, что мы хотим улучшить) не должен быть … ,

чтобы … , но при этом
^ ИДЕАЛЬНЫЙ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (ИКР)



  • идеальный образ решения задачи: при реализации решения нужное действие должно быть получено без каких-либо потерь, без усложнения проблемы, и без возникновения новых нежелательных эффектов (НЭ).



- коэффициент идеальности, - полезные функции, - функции расплаты
^ Идеальная система

Системы нет, а ее функция выполняется

Правила формулировки ИКР

● Функцию выполняют другие элементы системы

● Свойства элементов меняются, а функция выполняется

● Других частей системы нет, а функция выполняется

● Функцию выполняет надсистема

● Свойства системы меняются, а функция выполняется

● Функция выпоняется сама собой

● Системы нет, а функция выполняется или растет

● Функция не нужна
^ Таблица 3. Способы разрешения противоречий




T1 ∆T2

Время

Разрешение противоречий во времени
В интервал времени ∆T1

Система обладает свойством "А",
а в интервал времени ∆T2- свойством "не А"



А

не А

Разрешение противоречий в структуре
Одна часть системы (или система в целом) обладает свойством "А",
а другая часть (части) - свойством "не А"



^ Разрешение противоречий в воздействиях
При воздействии 1 система обладает свойством "А",
а при воздействии 2 - свойством "неА"



^ Детализация способов разрешения противоречий
Разделение противоречивых свойств в пространстве

Разделить систему на части, придав им противоположные свойства

Вынести из системы часть с ненужным свойством

или, наоборот, внести часть с нужным

Раздробить объект на множество частей

Использовать имеющиеся пространственные ресурсы: незанятое место,

обратные стороны, многоэтажную компоновку, принцип матрешки
Разделение противоречивых свойств во времени

Разделить время действия на промежутки, придав системе

разные свойства в разное время

Преодолеть опасные этапы с большой скоростью

Добиться непрерывности полезного действия,

используя паузы и непрерывные ходы

Совместить несколько действий во времени

Выполнить вспомогательные действия или часть основного-

до или после основного действия

Использовать переход к импульсному действию, к колебаниям
Системные переходы

Объединить однородные и неоднородные системы в надсистему

Перейти от системы к антисистеме или к их сочетанию

Наделить некоторые части системы одним свойством,

а остальные- противоположным

Перейти к системе, работающей на микроуровне
Фазовые переходы

Изменить фазовое состояние части системы или внешней среды

Использовать "двойственное" состояние части ситемы (возможность

фазового перехода в этой части системы в зависимоси от условий работы)

Использовать явления, сопутствующие фазовому переходу

Заменить однофазное вещество двухфазным

Виды ресурсов


Вещественные


Функциональные

Энергетические


Системные

Пространственные


Управления

Временные


Изменения

Информационные

Комбинированные



^ Основные шаги при решении задач по ТРИЗ

Системный анализ. Выявление проблемы из сложившейся ситуации. оэтапное уточнение путем проведения причинно-следственного анализа до обнаружения первопричины - оперативной зоны. Формулировка задачи.


Формулировка ИКР для элементов, находящихся в оперативной зоне.




Выявление противоречий, мешающих достижению идеального решения.

Уточнение противоречий и их анализ.


Разрешение противоречий



Рис.8. Схема применения методов ТРИЗ


^ Графические методы
В последние годы все более широко используются различные способы графического представления информации. С одной стороны, это связано с эффективностью восприятия информации, полученной по зрительным каналам, а с другой- развитием средств компьютерной графики, расширением возможностей ее применения. Графические представления являются, как правило, вспомогательным средством при принятии решений

Широкое распространение получили гистограммы. Преимуществом гистограмм является их наглядность. К недостаткам относится тот факт, что гистограмма (как и аналогичные диаграммы) позволяет, как правило, сравнивать варианты решений лишь по одному единственному критерию. Гистограммы могут быть полезны при сравнения нескольких вариантов (более двух) по одному критерию. Сравнение по нескольким критериям с помощью гистограмм возможно в том случае, кода величины, соответствующие различным критериям, измеряются в одних и тех же единицах. В таком случае данные представляют в виде ряда столбиков. Однако. если различные варианты обладают различными качествами в разной мере, и преимущество по одним критериям сочетается с недостатками по другим, принятие решения на основе гистограммы становится затруднительным.

В отличие от диаграмм, построенных в прямоугольных декартовых координатах, «Паук — ЦИС» (аббревиатура "ЦИС" образована первыми буквами от названия Центрального Института Сварки, в котором этот метод был разработан) представляет собой наглядную диаграмму, построенную в полярных координатах. Оси, на которые наносятся значения критериев, направлены по радиусам от центра окружности к периферии. На рис. ХХ приведен пример, который поясняет этот метод [ ].

Допустим, некий инженер хочет сменить место работы. В поисках нового места инженер получил два предложения, которые резко отличаются друг от друга, однако каждое имеет свои достоинства и свои недостатки. Поэтому человек затрудняется в принятии того или иного предложения. В одном случае речь идет о должности начальника отдела на крупном предприятии, весьма заманчивой с материальной точки зрения и означающей известное продвижение по службе, однако связанной с большой нагрузкой. Другое предложение в денежном отношении менее выгодно, зато связано с меньшими нагрузками Во втором случае наш инженер был бы, как и до настоящего времени, сотрудником технического отдела. Решение осложняется еще и другими соображениями в обоих случаях он должен менять место жительства, что связано также с необходимостью перемены места работы для его жены.

Человек решает применить для поиска лучшего решения метод «Паук — ЦИС, представив свою проблему на «паутине» (см. рис ХХ). Первый шаг заключается в том, чтобы сопоставить критерии решения. Инженер выбирает 8 критериев:

1) оклад,

2) самостоятельность;

3) профессиональный интерес;

4) перестройка (на работе, отношения с сослуживцами);

5) возможности получения жилплощади;

6) возможности нового места работы для жены;

7) дополнительные нагрузки (ответственность, необходимость часто принимать решения, командировки, неприятности и т. д.),

8) дополнительные выгоды (премии, отпуск, приятные сослуживцы и т д ).

Для этих восьми критериев инженер рисует круг и в нем восемь радиальных шкал (см. рис. 20), на которые он наносит числовые и словесные обозначения таким образом, что лучшие значения располагаются ближе к центру, а худшие- дальше от него, ближе к внешним окружностям. При этом не имеет значения, как проградуированы шкалы — в относительных единицах, условных обозначениях или только словесно. Главное, чтобы было видно постепенное изменение критериев, отражающее тенденцию к ухудшению при движении от центра к периферии.

После завершения этой работы необходимо соединить точки, проставленные на осях, замкнутой линией — полигоном. Сначала для первого, а затем для второго предложения. Именно эту замкнутую ломаную линию называют паутиной. Теперь на нашей полярной диаграмме образовались два в общем случае неправильных многоугольника (n-угольника, где п — число критериев), каждый из которых представляет свое предложение.

^ Правило оценки на основании «Паука — ЦИС> гласит: «паутина», очерчивающая наименьшую площадь, соответствует лучшему варианту.

Заметим, что сравнение не предполагает точного вычисления площадей. Если различие в величине обеих площадей не может быть надежно оценено «на глаз», значит, оно несущественно. Если же различие бросается в глаза,— дело ясное, и не требуется никаких измерений.

При таком методе сравнения двух вариантов как бы сами собой вскрываются имеющиеся в них недостатки и становится ясным, в какой степени улучшение того или иного параметра окажет благоприятное влияние на «общую картину» (площадь «паутины»). Число сравниваемых с помощью диаграммы ЦИС объектов или вариантов не должно превышать четырех, иначе снова утрачивается преимущество наглядности.





Должность начальника отдела

Должность сотрудника отдела

Рис. 9 . Сравнение двух вариантов решения с помощью метода "Паук-Ц ИС"


^ Сетевой план решения

Рассмотрим еще один графоаналитический метод -сетевой план.
Обратимся к примеру. Господин Иванов задумал поменять квартиру. Его мотивы для нас несущественны. У господина Иванова ни дня не проходит без плана. Обдумывает он и работы, с которыми связан намечаемый переезд, и составляет список необходимых дел. Они перечислены в табл. 26. Господин Иванов пронумеровал предстоящие дела, оценил затраты времени и записал, от чего зависит наступление того или иного события. Вообще говоря, господин Иванов мог бы удовлетвориться этим списком, просуммировав временные затраты и, наконец, разметив даты по календарю. Однако он испытывает особое пристрастие к графическим представлениям и приступает к наброску сетевого графика, который изображен на рис ХХ.

Из сетевого плана выясняется, что общая продолжительность всего мероприятия получается не просто как сумма дней, указанных в списке, так как некоторые работы могут выполняться параллельно (события 2, 7, 8). Очевидно, что на сетевом плане такого рода общая продолжительность определяется самой длинной цепочкой, составленной из «последовательно включенных» событий. В нашем примере эта цепочка — работы 1, 3, 4, 5 и 6. Она называется критическим путем. Если на таком критическом пути просуммировать временные затраты, то окажется, что общая продолжительность составляет 52 дня, то есть неполные 2 месяца. (Сумма отдельных работ, предусмотренных сетевым планом, однако, составляет 57 дней. Это значение надо учитывать только при расчете трудовых затрат.)
  1   2   3



Скачать файл (1388 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru