Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Философия Возрождения в Беларуси - файл 1.docx


Контрольная работа - Философия Возрождения в Беларуси
скачать (56.3 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx57kb.17.12.2011 23:52скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...


СОДЕРЖАНИЕ



 2

ВВЕДЕНИЕ 3

 12

2. Главные направления развития философской мысли Беларуси в эпоху Возрождения 13

2.1 Характеристика основных направлений философской мысли Беларуси 13

2.2 Философские взгляды Ф. Скорины, Н. Гусовского и А. Волана как представителей гуманистического направления 15

2.3 Философские воззрения представителей умеренного реформационно-гуманистического направления 21

 27

3. Гуманизм философской мысли Беларуси в эпоху Возрождения 28

 32

заключение 33

 36

Список литературы 37


^



ВВЕДЕНИЕ



XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы.

Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры, расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках, а также общественной и философской мысли. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений.

Термин «Возрождение» (Ренессанс) появился в XVI веке. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации Историки того времени полагали, что искусство некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни. Термин «Возрождение» означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько самый момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века. Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура. Энгельс охарактеризовал Возрождение как «величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством».

Анализ памятников культуры Возрождения свидетельствует об отходе от многих важнейших принципов феодального мировоззрения. Средневековый аскетизм и презрение ко всему земному сменяются теперь жадным интересом к реальному миру, к человеку, к сознанию красоты и величия природы. Непререкаемое в средние века первенство богословия над наукой поколеблено верой в неограниченные возможности человеческого разума, который становится высшим мерилом истины. Подчеркивая интерес к человеческому в противовес божественному, представители новой светской интеллигенции называли себя гуманистами, производя это слово от восходящего к Цицерону понятия «studia humanitanis», означавшее изучение всего, что связано с природой человека и его духовным миром. При всей сложности и неоднозначности эстетики возрождения в качестве ее одного из основных принципов можно выделить абсолютизации человеческой личности в ее целостности.



Хронологические границы эпохи в разных странах имеют свои смещения. Вначале исторические сдвиги в экономической и общественно-политической жизни привели к появлению характерных черт Возрождения в Ита

лии (XIII в.), два столетия спустя — в странах Северной Европы (Нидерланды, Франция, Германия, Англия). Процессы Воз

рождения здесь продолжались до конца XVI в. Специфические виды ренессансной культуры сложились в среднеевропейских странах, в том числе в Речи Посполитой и Великом княжестве Литовском.

Культура и философия эпохи Возрождения вызывают интерес как отечественных, так и зарубежных исследователей. Это объясняется не только целями и задачами, которые стоят перед наукой, но и гуманистическим пафосом ренессансных духовных ценностей, их огромной значимостью для всемирной, общечеловеческой культуры. В последнее время существенно изменяется традиционный взгляд на Возрождение. Рассматривается концепция регионального и национального восточного Возрождения. В рамках западноевропейского возрождения выделяется регион Северного Возрождения. Растет интерес к гуманистическим идеям белорусских мыслителей того времени. И сегодня эта тема не перестает быть актуальной.



Особенности эпохи Возрождения в Беларуси

С середины XIII в. на древнебелорусских землях начинается формирование нового государства — Великого княжества Литов

ского. Вследствие тесной интеграции с Европой Великое княжество Литовское проходит те же, что и европейские страны, культур

но-исторические этапы. Один из них - Возрождение. На развитие культуры Беларуси в XVI — XVIII вв. наложи

ли отпечаток идеи европейского Возрождения, а также экономические и социально-политичес

кие условия общественной жизни. Идеи Возрождения и гума

низма на белорусской земле были сходны с общеевропейскими, но имели и свою специфику. В духовной жизни здесь сохраня

лась преемственная связь с древнерусскими культурными тра

дициями, ощущалось значительное влияние православия, гре

ко-византийской культуры и в то же время — довольно интен

сивное воздействие западноевропейских идей. Новые явления европейской культуры и общественно-политической мысли не копировались слепо, а проходили своеобразную адаптацию с учетом местных условий. При этом культурные и цивилизационные достижения во второй половине XV — первой половине XVI в. оказались столь значительны, что ученые называют этот период «золотым веком» в истории Беларуси.

К XVI в. в Белоруссии сложились вполне реальные эконо

мические, социально-политические, классовые, культурные и идейные предпосылки для фор

мирования в обществе элементов раннебуржуазной духовной культуры, ренессансно-гуманистической философской и общественно-политической мысли. К ним, в частности, как отмечает С.А. Подокшин, относятся рост городов, развитие товарно-денежных отношений, увеличение городского торгово-ремесленного населения, усиление политической централизации и государственно-правовой стабильности общества, формирование белорусской народности и становление национального самосознания, интенсивные контакты с Российской державой, странами Западной и Центральной Европы, изменения в мировоззрении передовой части феодалов и др. [7, 22].

Значительную остроту приобретает клас

совая борьба, усиливаются выступления бело

русских крестьян и горожан против феодально

го и национально-религиозного угнетения, гос

подствующей церкви, католицизма и унии. В этот период в основном завершился процесс формирования белорусской народности, сложилась система развитых социально-политических отношений. Культура (возникновение книгопе

чатания, многочисленные типографии, школы, развитие литературы и национального языка, искусства) и общественное сознание достигли уровня, на котором оказалось возможным не только усвоение прогрессивных достижений ев

ропейского Ренессанса, но и выработка более или менее оригинальных отечественных гума

нистических концепций. В формировании гума



нистической мысли Белоруссии XVI— начала XVII в. значительную роль играли экономи

ческие, социально-политические, культурные и идейные контакты Белоруссии с Россией, со странами Центральной и Западной Европы, обучение белорусской молодежи в заграничных университетах и т. д. [8, 18-19].

Огромное значение для развития куль

туры имели появление и распространение белорусского книго

печатания, начатого великим Ф. Скориной и продолженного П. Мстиславцем, С. Будным, В. Тяпинским.

О проявлении ренессансных гуманистиче

ских начал в духовной жизни Белоруссии и, в частности, в белорусской философской мысли XVI—XVII вв. свидетельствует обращение культурных деятелей и мыслителей этого вре

мени к античной философии, литературе, истории. В сочинениях античных писателей прогрессивные белорусские мысли

тели находили идейную опору в борьбе с официальной феодально-церковной идеологией, исходный материал для обоснования гуманистических идеалов [8, 20].

Зарождение новых общественно-политических отношений, распространение книжного дела и рост образованности людей постепенно освобождали общественную мысль от господства средневековой догматической схоластики. В соответствии с духом времени центром исследований становился человек.

Философия возрожденческого антропоцентризма (в отличие от религиозного — с его идеей греховности человека и возможно

стью ее преодоления только с помощью Бога) рассматривает че

ловеческую жизнь как самоценность, утверждает право человека на достойную земную жизнь и его постоянное нравственно-интел

лектуальное совершенствование.

Наряду с этим отечественные мыслители решали также пробле

мы отношения человека к религии и церкви, веротерпимости, вой

ны и мира, индивидуальной свободы и ответственности, общего и индивидуального блага, собственности и социально-классовой гар

монии, этико-правовых форм регуляции общественных отношений.

Несмотря на общее сходство с западным гуманизмом, в оте

чественном можно выделить следующие специфические черты.

^ Первой особенностью отечественной философии Возрождения является то, что, в отличие от западноевропейской, здесь не по

лучил решающего развития принцип индивидуальной свободы.

Человек должен служить общему благу — таков основной лейт

мотив отечественных мыслителей.

^ Вторая заключается в доминировании идеи права как одного из основных институтов государственного управления.

Третьей является тесная связь белорусской гуманистической философии с идеями и практикой Реформации. Идеи Возрожде

ния находили свое утверждение в реформационном движении в Беларуси. Постоянный прилив молодежи из ВКЛ сначала в Кра

ковский, а затем и другие европейские университеты, в которых широко пропагандировались гуманистические идеи, постепенно установил тесную интеллектуальную и духовную связь 

отечествен

ной общественной мысли с европейским Ренессансом и Рефор

мацией. Краков в первой половине XVI в. превратился в очаг распространения реформационного движения как в Польше, так и в ВКЛ. Еще более усилилась Реформация в ВКЛ в период прав

ления Сигизмунда, когда престарелый король царствовал, а пра

вила его молодая жена - королева Бона, двор которой стал своеобразным идейным и организационным центром для протес

тантов всей Европы [3, 64].

Белорусская гуманистическая мысль XVI в. теснейшим образом связана с прогрессивными традициями древнерусской культуры, русской и украинской общественной мыслью. Связь эта являлась отражением общности происхожде

ния, экономического и культурного сотрудни

чества, совместной классовой и национально-освободительной борьбы народов России, Украины и Белоруссии. Во взглядах Ф. Скори

ны, С. Будного, В. Тяпинского содержится фундаментальная идея единства и дружбы рус

ского, украинского и белорусского народов, общности всех славян. Взгляды белорусских гуманистов проникнуты не только патриотиче

ским, но и интернациональным чувством, в котором стремление к единству славянских на

родов сочетается с пониманием необходимости мира и сотрудничества всех народов земли.

Отношение между философской мыслью и духовной культурой в период зарождения белорусской народнос

ти отмечено характерной особенностью, связанной со спецификой науки эпохи Возрождения. Вследствие неза

вершенности процесса дифференциации науки и непол

ного отделения от нее самой философии прогрессивное мировоззрение, идеология, философские идеи формули

ровались не специалистами-философами, а писателями, художниками, учеными.

В Белоруссии в отличие от европейского Возрождения, где абсолютной монархии было противо

поставлена идея безграничности возможностей индиви

да, философская мысль выдвинула не «трагический гу

манизм» этого противоречия (его выразителями были У. Шекспир, М. Сервантес, Микеланджело), а жизнен

ность, неустранимость и могучую активность народной духовной культуры, чуждой философии индивидуализма. С эпохи Возрождения в Белоруссии гуманистическая концепция открытости, свободы человеческой личности противопоставлялась замкнутости средневековья [10, 61].

В системе воззрений Ф. Скорины, В. Тяпинского, С. Будного и их современников наблю

дается соединение идей европейской философской мысли с традициями и принципами национальной культуры и этики в формах то ли трактовки на народном языке ка

нонических текстов христианской литературы, то ли по

лемики с официальной идеологией под знаменем воззре

ний Возрождения и Реформации за народность, родной язык, культуру, то ли в дальнейшем развитии идей гума

низма и рационализма, увязывании их с провозглашен

ными еще Скориной социально-политическими идеями единства и братства славянских народов.

Гуманистическая культура и общественная мысль Белоруссии XVI — 

начала XVII в. в большей степени, чем западноевропейская, испытывала влияние религиозно-средневеко

вой культуры и идеологии. Светское начало в ней было выражено слабее. Хотя ренессансная наука и натурфилософия не получили разви

тия в Белоруссии, однако их идеи в той или иной форме постоянно присутствовали в миро

воззрении белорусских мыслителей-гуманистов. В гумани

стической мысли Белоруссии ярко выражалось патриотическое начало как отражение борьбы народа против феодального и религиозно-на

ционального угнетения, утверждение националь

ной культуры и самосознания.

Ведущей тенденцией ренессансно-гуманистической мысли Бе

ларуси, типичным представителем которой был Ф. Скорина, является постепенная секуляризация господствующего средневеково-феодального, церковно-теологического взгляда па человека, становление рационалистически-натуралистических, раннебуржуазных идей и представлений о морали. Одним из наиболее ярких проявлений в этической мысли Беларуси XVI—XVII вв. является утверждение идеи духовно-нравственной свободы.

Важнейшими проблемами, которые находились в центре философско-этической мысли Беларуси XVI—XVII вв., были проблемы преемственности и синтеза духовно-нравственных ценностей античности, средневековья, Возрождения, проис

хождения нравственных понятий.

Предметом рассмотрения Ф. Скорины, П. Гусовского, М. Литвина были проблемы счастья, индивидуального блага, этического идеала и др.

С особой остротой встает проблема взаимоотношения За

пада и Востока. В белорусской и украинской общественной мысли существовали два диаметрально противоположных подхода к ее решению, или две позиции: одна предполагала категорическое неприятие не только западных религиозных, но и светских культурных форм, другая предусматривала по

литическое и религиозное слияние с Западом. Идеологами отечественной ренессансно-гуманистической мысли был пред

ложен «третий путь»: не конфронтация и не капитуляция, а свободный, равноправный, взаимовыгодный духовно-культур

ный диалог. Решительно осуждая всяческое как религиозное, так и светско-культурное насилие, белорусские и украинские мыслители-гуманисты не соглашались также и с политикой культурной изоляции, религиозной замкнутости.

Отечественными мыслителями решались также актуальные мето

дологические вопросы: соотношения веры и разума, религии и науки, теологии и философии. Проблема отношения веры и знания, религии и науки в отечественной мысли решалась двояко: посредством разгра

ничения их компетенций и путем предельной рационализации са

мой веры. И та, и другая позиции, по мнению исследователей, представляли собой компромиссный, обходной способ преодоления гносео

логии и методологии ортодоксального теизма, средневековой философии [4, 106].
^



2. Главные направления развития философской мысли Беларуси в эпоху Возрождения



2.1 Характеристика основных направлений философской мысли Беларуси



Белорусский Ренессанс не был чем-то однородным как в от

ношении к предшествующей философии, так и во взглядах на со

циально-политическое устройство общества. Здесь были свои левые и правые, радикалы и центристы.

Отечественную гуманистическую мысль в зависимости от ее отношения к культурно-философскому наследию (в основном к античной и средневековой философии), предлагаемых путей об

щественных преобразований и религиозно-теологической тради

ции, А.А. Козел предлагает разделить на три направления:

^ 1) гуманистическое — наиболее видные представители — Франциск Скорина, Николай Гусовский, Михалон Литвин, Ан

дрей Волан и Лев Сапега;

2) умеренное реформационно-гуманистическое, представленное Сымоном Будным, Фаустом Социным, Василием Тяпинским;

3) радикальное реформационно-гуманистическое, представленное Петром из Гонендза, Якубом из Калиновки и Мартином Чаховицом [3, 65].

В.М. Конон, А.С. Майхрович и другие исследователи выделяют два типа отечественной философии. К первому, умеренно-гуманисти

ческому, относится творчество Ф. Скорины, Н. Гусовского, М. Литвина, С. Кощутского, С. Будного, В. Тяпинского, А. Во

лана, М. Смотрицкого, А. Филипповича, С. Полоцкого и др. Они выражали интересы горожан и прогрессивно настроенной шляхты, осознавали необходимость частичных изменений в жизни общества, являлись сторонниками активной социаль

ной деятельности в рамках существовавших общественных институтов. Второй, радикально-гуманистический, представлен учением Петра из Гонендза, Якуба из Калиновки, Павла из Визны, М. Чеховица, С. Зизания и др. В религиозно-теологи

ческой форме они отражали настроения и идеалы низших слоев общества, стремились к радикальным социально-поли

тическим изменениям. Учение народных идеологов носило утопический характер, было ограничено и теоретически незре

ло, ориентировалось не на исторический прогресс, а на ретро

спективный, раннехристианский идеал [4, 104].

Религиозно-этические воззрения идеологов радикальной Реформации обладали определенной спецификой. В обстанов

ке усиливающейся феодальной реакции они призывали не к насильственному ниспровержению, 

а к бойкоту господствую

щих государственных и идеологических, институтов. Они стре

мились морально поддержать народные низы. Поэтому в ка

честве нравственных добродетелей ими утверждаются брат

ство, справедливость и человеколюбие [4, 103].

Представители левого крыла антитринитаризма Петр из Гонендза, Павел из Визны, Якуб из Калиновки и другие пы

тались решить проблемы имущественного неравенства и угне

тения через создание раннехристианских общин, в которых место феодальной собственности заняла бы общественная соб

ственность. Имущественные отношения в этих общинах, по их мнению, должны регулироваться принципами раннехристи

анской этики. Однако создание таких общин предполагалось не на основе революционного преобразования, а на основе пропаганды раннехристианских принципов и личных убежде

ниях людей. Такие общины могли существовать параллельно с феодальным государством. Подобные взгляды были весьма радикальны для феодального времени, но в то же время уто

пичны и нереальны.
^

2.2 Философские взгляды Ф. Скорины, Н. Гусовского и А. Волана как представителей гуманистического направления


Скорина являлся выра

зителем интересов передовой части белорусских горожан, главным образом купцов и ремеслен

ников, в мировоззрении которых под влия

нием экономических, социально-политических и культурных сдвигов наметился некоторый от

ход от ортодоксальных представлений своего времени.

В синтетиче

ском по своему характеру мировоззрении Скорины доминирующим является этический момент. В тесной связи с этикой находятся социально-политические, правовые, эстетические взгляды Скорины, вся философская проблема

тику, к которой он обращается [8, 29].

Ф. Скори

на попытался пересмотреть ортодоксально-христианское тол

кование проблемы человеческого существования, согласно ко

торой земная жизнь человека не представляет самодовлею

щего значения. Он реабилитирует земное бытие, утверждает самоценность человеческой жизни, не отвергая в то же время и веру в потустороннюю жизнь. В качестве идеала Ф. Скори

на выдвигает высоконравственную, гражданско-ориентированную личность.

Внимание Скорины обращено к человеку. «Да совершен будет человек божий и на всяко дело добро уготован», — пишет он [8, 29]. По мнению Скорины, человек состоит из двух на

чал — духовного и телесного. Однако Скорина не противопоставляет эти начала, а пытается отыскать возможности для их прими

рения, гармонического сосуществования. Чело

века Скорина рассматривает главным образом в трех измерениях: как существо разумное, нравственное и общественное. В основе его концепции лежит мысль о 

необходимости и возможности совершенствования человече

ской природы, о том, что от этого совершенствования зависит совершенство самого общества. Скорина ставит перед человеком задачу самопознания, постижения своего внутреннего мира.

Таким образом, Скорина выступает как представитель рефлективной формы теоретиче

ского познания — разумного самопознания, продолжая в этом отношении философские тра

диции античности, а также выражая одну из ха

рактернейших черт философии эпохи Возрож

дения.

Огромной заслугой мыслителя является пат

риотическая и культурно-демократическая конкретизация про

блемы общего блага, попытка согласования свободной творческой деятельности человека с долгом перед обществом и народом. Для этики Скорины ха

рактерно утверждение примата общего блага перед индивидуальным, общественного перед личным. Решая данную проблему, белорус

ский гуманист осуществляет сплав античных и средневеково-христианских этических начал.

Высшим принципом человеческого общения, по мнению Скорины, должна быть любовь чело

века к человеку. Человеколюбие лежит в осно

ве всех прочих добродетелей. Скорина считал заповедь любви к ближнему не простой нормой повседневного поведения, а общим принципом, законом жиз

ни.

В качестве важнейшей этической добродете

ли фигурирует у Скорины «справедливость». На основе справедливости должны строиться не только взаимоотношения между людьми, но и формироваться право, зако

нодательство, осуществляться государственное управление, политика.

Характерной особенностью Скорины как мыслителя была гуманистическая интерпрета

ция «Священного писания». Комментирование Библии являлось одним из весьма распростра

ненных способов философствования в средние века, в эпоху Возрождения и даже в начальный период нового времени. В своих предисловиях и послесловиях Скорина пытался при помощи библейских текстов обосновать гуманистиче

ские идеалы эпохи Возрождения.

Источник нравственно

сти белорусский гуманист искал в самом чело

веке, его разуме, его личном отношении к богу. Человек у Скорины не нуждается в помощи официальной церкви и способен до

стичь нравственных вершин собственными уси

лиями, личной верой в бога. Поэтому в своих комментариях Скорина делает упор на мораль

но-этическую сущность Библии и обходит ее догматическое содержание.

Характернейшей чертой гуманизма Скори

ны является демократизм. Скорина постоянно апеллирует к народу, «людям простым посполитым», к широким массам, а не к избранным. В отличие от многих гуманистов эпохи Воз

рождения и даже просветителей он не трети

ровал народ как темную и необразованную массу, неспособную воспринять философскую премудрость, а обращался к нему как к равно

му, стремился просветить его.

Однако исследователи отмечают компромиссный характер эти

ческих взглядов Ф. Скорины, его стремление синтезировать христианское учение о 

морали с элементами античной и ренессансной философско-этической культуры [4, 101].

«Общественно-политические взгляды Скорины противоречи

вы, исторически ограничены. С одной стороны, он откровенно выражал своп симпатии низшим слоям общества, находив

шимся в полном бесправии и порабощении, использовал, подобно еретикам, библейские и евангельские тексты для критики феодального строя, выступал за равенство всех людей перед законом; но, с другой стороны, он стоял за сохранение сущест

вующего, несколько подштопанного, подслащенного феодаль

ного строя, проповедовал пассивность, покорность, невмеша

тельство в ход событий. Будучи приверженцем законности, он был противником решительной борьбы с социальным злом и несправедливостью, считая, что конечная победа будет одер

жана силою духа и человеколюбия. В этом отношении он оста

вался верен принципам гуманизма, на котором лежала печать половинчатости и непоследовательности» [2, 33].

Выдвинутая или намеченная Ф. Скориной этическая про

блематика разрабатывалась его последователями. Основной вклад Николая Гусовского в философско-этическую мысль заключается в акцентировании связи моральных добродете

лей человека с естественно-природной средой. Гениальным предвосхищением мыслителя является идея экологического воспитания человека и общества в целом.

В творчестве Н. Гусовского прослежива

ются характерные для Раннего Возрождения гуманистические и Позднего – натуралистические тенденции. В начале XVI века поэт создает удивительную картину единения человека и приро

ды, на фоне которой и разворачивается человеческая история. Природа у него имеет не безусловно божественный, а ренессансный этико-эстетический и правовой статус естественного лона человеческой деятельности. Она охраняется законом от хищни

ческого вмешательства, является сокровищем края, источником бездонного богатства, благом страны. Природа, как и человек, автономна и разумна внутренним, присущим только ей разумом и волей.

В творчестве поэта ярко проявляется и такая особенность отечественного Возрождения, как патриотизм. Как можно заметить, характерной чертой отечественного Возрождения является его антивоенный характер. Поэт-гуманист выступает против войн, как самой бесчеловечной формы, про

тивной естественному предназначению человека — жить.

А. Волан, как и Ф. Скорина, при

ходит к выводу, что новые общественные отношения, зарожда

ющиеся в недрах феодализма, настоятельно требуют новых регуляторов. Таким регулятором должно стать, считает А. Во

лан, право. Это дает основание представлять их взгляды как со

ответствующие так называемому юридическому мировоззрению. Вклад А. Волана в разработку основных идей юридического ми

ровоззрения значителен: одни из них были на уровне времени, другие значительно обогнали его.

Идеи А. Волана основываются на понятии свободы. Однако если 

сначала европейские современники понимали свободу как моральный выбор, а позднее — как познанную необходимость, то он одним из первых в Европе рассмотрел свободу с юридичес

кой точки зрения.

Главным содержанием свободы, как считает А. Волан, явля

ются:

— гарантированная законом защита человека от несправед

ливости и посягательств на его жизнь;

— правовая охрана личных и имущественных прав человека;

— правовое ограничение феодального единовластия и про

извола;

— подчинение всех (без исключения) государственных слу

жащих, в том числе и монарха, закону;

— решение конфликтных ситуаций между гражданами только в судебном порядке;

— создание подлинно справедливых и независимых судов;

— воспитание высококвалифицированных и высоконрав

ственных юристов.

Следовательно, свободным является то общество, в котором закон и власть гарантируют человеку личную и имущественную безопасность. Такие взгляды представляют собой вполне совре

менную теорию правового государства.

Современно звучат и слова А. Волана о естественных правах человека, который от рождения имеет право на то, что входит в понятие «достойная жизнь». Ни государство, ни его руководите

ли, ни какая-нибудь партия не предоставляют человеку прав, они у него — неотъемлемые. В мировой правовой теории и практике такая точка зрения сегодня общепринята. Она является базовой основой всех существующих международных документов о пра

вах человека.

Свобода, подчеркивает А. Волан, является также необходи

мым условием развития умственных и физических задатков чело

века, нравственных добродетелей, науки и культуры [3, 89].
^

2.3 Философские воззрения представителей умеренного реформационно-гуманистического направления



В соответствии с духом времени философ

ские проблемы рассматривались Сымоном Будным преи

мущественно в рамках теологии.

Социально-политические взгляды Будного выражали главным образом устремле

ния мелкой и средней шляхты, стремившейся к некоторому реформированию феодальных отношений, смягчению крепостнической систе

мы эксплуатации. Учитывались им также неко

торые классовые интересы ремесленно-торго

вых слоев городского населения. Религиозно-философские взгляды Будного были гораздо радикальней его 

социологических воззрений. Смелой критикой Библии и основных догматов христианской веры он подрывал господствую

щее церковное учение, ортодоксальную теоло

гию, схоластику, расчищал путь для развития философии нового времени.

Будный отверг безоговорочный авторитет «отцов церкви» и схоластической философии. Критерием «религиозной истины» он считал индивидуальный человеческий разум. Он кри

тиковал те положения христианского вероуче

ния, которые, по его мнению, не могли полу

чить рационального обоснования или быть объяснены на основе естественных причин. Если философы-схоласты подчиняли разум вере, откровению, то Будный, напротив, веру и «Священное писание» стремился подчинить разуму, а многие библейские чудеса истолковы

вал как естественно обусловленные события. Теизм Будного носил неортодоксальный харак

тер. Предпринятый им рационалистический и натуралистический пересмотр основных догма

тов христианства подрывал целостность и не

противоречивость его теистического мировоз

зрения, обусловил наличие во взглядах деисти

ческих, материалистических и атеистических тенденций.

Выступая против слепой веры в авторитеты, порождающей догматизм, Будный обосновывает необходимость критического подхода к проблеме научных методов познания и отыскания истины, теоретического мышления. Христианско-схоластической апологетике он противопо

ставляет объективное научное исследование и стремится его распространить не только на священное писание, но и на действительность в целом [8, 74].

Будный осознавал ту большую роль, кото

рую должны играть в жизни общества прин

ципы веротерпимости, свободы мысли и творче

ства, а также то большое зло, которое несут с собой религиозный фанатизм и интеллектуаль

ная нетерпимость. Как гуманист он решительно осудил интеллектуальную нетер

пимость и религиозный фанатизм иезуитов, ка

толических и протестантских теологов, полити

ческих деятелей, которые «не только пером, но и огнем и мечом» насаждают свое учение [8, 80].

Отличительная особенность этической доктрины Будного в том, что он различал высшие моральные законы, данные Богом в заповедях Моисея, а затем повторенные Христом, от законов, установленные людьми, с тем, чтобы регулировать гражданские отношения. Особенность учения Будного о высшем моральном законе в том, что он подробно анализировал каждую заповедь в пяти главных направлениях: а) как следует понимать ее содержание; б) что необходимо делать, чтобы соблюдать ее; в) чего нельзя делать, чтобы не противоречить ей; г) какие вознаграждения ожидают того, кто сохраняет заповедь; д) как будут наказаны нарушители Божьих заповедей [9, 153-154].

Большое место в своих сочинениях Будный уделял опро

вержению христианского догмата о троичности божества. Он отрицал божественность Христа и считал, что мифическая история о Христе была сочинена Маркионом. Позднейшие тео

логи, указывал Будный, этот вымысел использовали для обо

снования церковного догмата о троичности божества 

[2, 45].

В целом для Будного характерно стремле

ние сделать тайны религии доступными чело

веческому разуму, представить их в соответ

ствии с натурфилософией Возрождения как непознанные тайны природы, что являлось в сущности попыткой эмансипации бытия от сверхъестественных сил. Пытаясь выяснить историческое, земное содержание многих би

блейских чудес и, в частности, таких понятий, как ад, рай, бессмертие души, рождение Хри

ста и т. п., Будный тем самым подходил к вы

воду о том, что сверхъестественное есть не что иное, как мистифицированная людьми дей

ствительность.

Как гуманист, Будный придавал большое значение вопросу образования и воспитания молодежи, развитию просвещения, светских наук. Он высказывал ряд актуальных для своего времени педагогических идей гумани

стического характера. Вслед за Скориною, но более определенно и четко Будный выдвинул требование светского образования. В «Катехи

зисе» он решительно протестовал против отор

ванной от жизни церковно-монаетырской си

стемы образования, которая давала ученикам скудные знания, ограничивала их кругозор областью религии [8, 154].

Взгляды Будного имели европейское значение, ибо развивали ра

ционализм и деизм. Лозунги Реформации и гуманизма были приспособлены им к национальной борьбе. Его деятельность и творчество знаменовали завершение ста

новления процесса взаимопроникновения и слития про

грессивных европейских философских и белорусских народных элементов культуры, засвидетельствовали вы

ход этой культуры на европейскую арену духовной жизни.

Василий Николаевич Тяпинский-Омельянович — совре

менник и единомышленник Симона Будного. Он примыкал к антитринитарскому течению так называемых «буднеистов», принимал активное участие в обсуждении вопросов, которые волновали «буднеистов».

Тяпинский критиковал духовенство за против

ление народному просвещению, выступал против поло

низации белорусов, в предисловии к переводу на совре

менный ему национальный язык Евангелия поднимал вопрос «об исторических судьбах белорусской народнос

ти» [10, 72].

В своем предисловии к «Еван

гелию» он выступал с защитой культурных достижений сла

вян. Тяпинский с горечью констатировал, что его страна дей

ствительно переживает тяжелые испытания, находится в со

стоянии «занепада». Причину этого он видел в проводимой политике ополячивания и окатоличивания белорусского насе

ления, в поддержке этой политики местными феодалами, ко

торые пренебрегали своим славным прошлым, родным языком и стали заимствовать все иностранное, нерусское.

Тяпинский считал, что духовенство губит общественные и моральные силы народа. Он резко критиковал духовенство, вскрывал самые темные стороны его жизни, показывал его ин

теллектуально-нравственное разложение.

Тяпинский решительно защищал родной язык, богатую многовековую 

культуру народа. Он настойчиво требует как давно назревшего дела открытия школ, в которых бы препода

вание велось не на латинском или польском языке, а на бело

русском, достаточно богатом для применения его в учебных заведениях. По мнению Тяпинского, такие школы могут стать доступ

ными не только для детей панов и духовенства, но и для про

стонародья. Школы и преподаваемые в них предметы должны соответствовать всестороннему развитию образования на родном языке и, следовательно, всестороннему развитию че

ловека.

В. Тяпинский как сторонник антитринитарского учения главное внимание обращал не столько на религиозные вопро

сы, сколько на вопросы культурно-воспитательного и образо

вательного характера. Он предназначал свои издания для об

разовательных и воспитательных целей, для «подвигненья» белорусской народности [2, 86].

Как отмечает А. Майхрович, именно в тот период, в атмосфере рационалистических поисков зарождаются и находят последовательное и выразительное проявление потребности национального самовыражения, звучит призыв к почитанию и развитию национальных духовных ценностей как основы сохранения самостоятельности народа. В. Тяпинский был первым, кто поднял голос в оборону белорусского языка, культуры, национальной школы, и ему по праву принадлежит почетная роль выразителя исторической необходимости свободного и независимого национального развития [6, 15].
^



3. Гуманизм философской мысли Беларуси в эпоху Возрождения




Важнейшей установ

кой общественного сознания эпохи Возрожде

ния, ее универсальным идеологическим и фи

лософским принципом видения и осмысления мира и человека был гуманизм. «Гума

низм,— пишет Н. И. Конрад,— является идеей по своему общественному содержанию, мо

жет быть, важнейшей из всех великих идей, выдвинутых человечеством на протяжении ты

сячелетий его истории. Идея гуманизма — ре

зультат огромного исторического опыта в его наиболее глубоком восприятии, результат осо

знания человеком в процессе такого опыта са

мого себя, своих общественных задач. Идея гу

манизма есть высшая по своей общественной значимости и этическая категория. Она всегда была высшим критерием настоящего челове

ческого прогресса» [8, 14]

В эпоху Возрождения проблема человека в ее разнообраз

ных философских аспектах стала одной из центральных в творчестве гуманистов. Между тем многие принципы, которые начертал на своем знамени ренессансный гуманизм, и в част

ности идея целостности и гармоничности мира, свободного и всестороннего развития человека, впервые были осознаны в античности. Античная философия, литература, искусство дава

ли европейским мыслителям превосходный материал для обоснования гуманистических идей.

Обращение общественных деяте

лей и мыслителей Белоруссии к античному наследию, которое наиболее интенсивным было в XVI — начале XVII в., весьма убедительно свидетельствует о проявлении ренессансных гу

манистических начал в культурной жизни и философской мыс

ли этого периода, об известном культурном подъеме, связан

ном с эпохой Возрождения [1, 18].

Средневеково-христианская философия про

возгласила мирское бытие человека грехов

ным. Величай

шим достижением идеологии и философии Воз

рождения была реабилитация посюсторонней, земной жизни человека. Стремление понять че

ловека, утвердить его достоинство, права и сво

боду на почве земного бытия послужило отправ

ным пунктом формирования концепции ренессансного гуманизма.

Человек выдвигался на первый план. Реа

билитировались не только плотская природа человека, но и его дух, разум, мышление. Про

возглашалось право на его неограниченное стремление к знанию, развитие творческих спо

собностей. Отрицалось все, что препятствует духовной свободе человека, развертыванию и проявлению его природных данных,— догма

тизм в мышлении, схоластический, оторванный от реального бытия метод познания, некрити

ческое отношение к авторитетам, религиозный фанатизм. Утверждалась идея всесилия чело

века, его способность своими собственными усилиями, опираясь на свой разум и знания, разрешить 

стоящие перед ним проблемы. Пред

назначение человека усматривалось в актив

ной познавательной и практической деятель

ности, служении обществу.

Пробужда

ется интерес к человеку, его внутреннему миру, его интеллектуальным, нравственным и эстети

ческим запросам. Мыслители Белоруссии в той или иной форме развивают идеи о высоком до

стоинстве человека, о силе его интеллекта, праве на неограниченное развитие способно

стей, гуманистически трактуют многие этиче

ские проблемы. Обосновывается точка зрения, согласно которой место человека в обществе должно зависеть от его интеллекта, энергии, дея

тельности, знаний, от всего того, чего он мо

жет добиться путем собственных усилий, а не в результате принадлежащих ему по рождению привилегий.

Обращаясь к внутреннему миру человека, проявляя заботу о его нравственных и интел

лектуальных началах, Ф. Скорина тем самым утверждал один из прогрессивных, гуманистиче

ских принципов эпохи Возрождения, согласно которому истинное достоинство и благородство человека состоит не в происхождении, не в знатности, не в общественном положении, не в его религиозном рвении, а в таких его каче

ствах, как интеллект, моральный облик, спо

собности, а также в реальной пользе, которую он приносит обществу.

Гуманистический подход к человеку требовал рас

смотрения положения личности в системе феодального госу

дарства и права. В произведениях прогрессивных мыслителей начинают подниматься проблемы, связанные с выяснением со

держания таких важнейших элементов понятия свободы лич

ности, как духовная свобода, равенство перед законом, эконо

мическая свобода, право на участие в управлении государст

вом. Для них характерно и стремление к выяснению самой сущности свободы. Это прежде всего относится к работам А. Волана. В сочинении «О политической или гражданской свободе» он пытается дать антропологическое обоснование свободы личности, т. е. представить ее как важнейшее врож

денное свойство человека. Он стремился доказать, что свобода и равенство — важнейшие врожденные свойства человеческой природы. И в зависимости от того, насколько то или иное го

сударство обеспечивает их реализацию, определяется степень зрелости и совершенства такого государства.
^



заключение



Таким образом, период XV — XVII вв. Беларуси является эпохой Возрождения. В это время происходит процесс секуляризации культуры Беларуси, развиваются книгопечатание, образование, возрастает интерес к культурно-философским ценностям античности среди феодалов и зажиточных граждан, усиливаются меценатские тенденции, распространяются идеи ренессансного гуманизма и Реформации, идет становление белорусского языка, национальной письменности, литературы, искусства. В целом в анализируемый период культурное развитие и общественное сознание восточноевропейского региона, в частности Беларуси, достигло уровня, при котором оказались возможными не только ассимиляция достижений европейского Ренессанса, но и выработка самобытных, оригинальных отечественных духовных ценностей, гуманистических идей и концепций.

В эпоху Возрождения, когда формируются раннебуржуазные общественные отношения и совершается процесс реабили

тации ценностей земного бытия, в общественной мысли Бело

руссии утверждается ренессансно-гуманистическая концепция человека, выдвигающая в качестве идеала интеллектуально-нравственную, общественно-активную личность, гармоничную в своих духовных и телесно-чувственных проявлениях.

Творчество Ф. Скорины, С. Будного, а также других мыслителей-гуманистов Белоруссии (Н. Гусовского, А. Волана, «белорусских эпику

рейцев») свидетель

ствует о том, что на протяжении XVI — начала XVII в. развитие философской мысли Белорус

сии в целом шло по пути, который вел к новой философии.

Особенно велика заслуга в развитии философской мысли указанного периода Ф. Скорины и С. Будного.

Скорина воплотил в себе двойственный характер гумани

стов: в нем ростки нового, рационалистического мышления соединяются еще с религиозно-схоластическим мировоззре

нием, опытное исследование природы—с уважением авторитета Библии. У него только намечается раздвоение между наукой и религией, знанием и верой. Он лишь делает попытку освобо

дить мысль от слепой веры и этим самым расчистить почву для науки. Скорина еще неуверенно, в границах рассматриваемой им Библии, защищал права разума, не переходя в открытое наступление против догматов церкви.

Однако, несмотря на это, Скорина сыграл положительную роль в истории общественной мысли Белоруссии. Его творче

ство, характерными чертами которого были пропаганда зна

ний на родном языке «среди людей простых посполитых», стремление стать па научную основу в объяснении явлений природы и овладении ее силами, самоутверждение человече

ской личности, скрытая борьба против официальной церков

ной идеологии, 

подготавливало почву для более рационалисти

ческих и демократических учений.

Несмотря на историческую ограниченность и религиоз

ность, Будный сделал немало, чтобы развенчать католическую церковь и папство, утвердить новые, гуманистические прин

ципы.

Деятельность Будного, объективно направленная на под

рыв религиозного мировоззрения, на раскрепощение мысли от церковных пут, имела для того времени прогрессивное зна

чение.

В истории белорусской общественной и философской мыс

ли творчество Будного является дальнейшим развитием гума

нистических и рационалистических идей Скорины, идей един

ства и дружбы братских славянских пародов. Но в отличие от Скорины Будный выступал с острой критикой духовенства, догматов христианского вероучения, с отрицанием церковной иерархии, храмов, икон, таинств, чудес и всего того, что было тесно связано с магией христианства.

Однако дальнейшее развитие философской мысли Беларуси в силу объективных причин происходило преимущественно в русле схоластики.
^



Список литературы


Идеи гуманизма в общественно-политической и фило

софской мысли Белоруссии. – Мн.: Наука и техника, 1977.

Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии //Избранные произведения XIV – нач. XIX вв. – Мн.: Изд. Академии Наук БССР, 1962.

Козел А.А. Философская мысль Беларуси: Учеб. пособие – Мн.: Амалфея, 2004.

Конон В.М., Майхрович А.С., Подокшин С.А. и др. Становление и развитие философской мысли в Х – ХVII вв. //Очерки истории науки и культуры Беларуси IX – начала ХХ вв. – Мн.: Наука и техника, 1996.

Культурология: теория и история культуры: Учеб. пособие /Под общ. ред. И.Е. Ширшова. — Мн.: БГЭУ, 2004.

Майхровіч А. Нацыянальнае Адраджэнне і духоўныя традыцыі //Беларуская думка, 1995, - № 2.

Падокшын С.А. Філасофская думка эпохі Адраджэння ў Беларусі. – Мн.: Навука і тэхніка, 1990.

Подокшин С. А. Скорина и Будный. – Мн.: Наука и техника, 1974.

Саверчанка І.В. Сымон Будны – гуманіст і рэфарматар. – Мн.: Універсітэцкае, 1993.

Философская и общественно-политическая мысль Белоруссии и Литвы: Доокт. период: Законо

мерности развития, пробл. исслед. / Под ред. А. С. Майхровича. – Мн.: Наука и техника, 1987.


Скачать файл (56.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации