Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Вопросы и ответы по культурологии (шпоры) - файл 1.doc


Вопросы и ответы по культурологии (шпоры)
скачать (229 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc229kb.17.12.2011 23:56скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...




1. История становления понятия «культура».

Слово «культура» появилось в латинском языке. Оно обозначало действие по возделыванию, обработке чего-либо. Первоначально слово «культура» применялось как агротехнический термин – «обработка земли, возделывание почвы».

Понятие «культура», исследователи достаточно единодушно в самом широком смысле слова под культурой понимают всё то, что создаётся, используется, совершенствуется человеком. Видимо это дало основание великому немецкому философу Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю дать такое определение культуры: «культура – это созданная человеком «вторая природа».

В России термин «культура» появился лишь во второй половине XIX века.

1.1 Многообразие и сложность определений культуры

Явление культуры чрезвычайно богато и многообразно, поистине всеобъемлюще. Не случайно культурологи давно затрудняются дать ему определение. По подсчетам американских культурологов Кребера и Клакхона, с 1871 по 1919 гг. было дано 7 определений культуры. С 1920 по 1950 гг. появилось ещё 157 определений этого понятия. Сейчас, по одним оценкам, существует уже более 500 определений культуры, а по мнению других, эта цифра приближается к тысяче.

С одной стороны, культура продолжает пониматься очень широко, характеризуя все основные сферы жизнедеятельности человека и общества: материальное производство, социально-экономические отношения, сферу духовного развития, быт, человеческий опыт. С другой стороны, расширительное толкование понятия «культура» может привести его к отождествлению с другим, не менее сложным и очень емким понятием – «общество». Будучи очень близкими, они тем не менее не тождественны. Культура, например, в отличие от общества, не включает в себя биологические, демографические элементы.

Учитывая выше перечисленные сложности, современная наука пришла к необходимости выделения конкретных «аспектов» культуры как общественного явления. В настоящее время в культурологической литературе принято выделять следующие «аспекты»: 1) генетический; 2) аксиологический; 3) гуманистический; 4) нормативный; 5) социологический.

^ В генетическом аспекте культура представляет как продукт общества. При этом фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох («цивилизаций»), этнических и национальных общностей. В аксиологическом аспекте культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. При этом материальные и духовные ценности, с одной стороны, отражают уровень достижений человечества, а с другой, выступают как специфический объект освоения. В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей. В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире. Это значит, что продуктом человеческой деятельности являются не только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения, которые складываются между людьми в процессе их взаимодействия (экономические, политические, нравственные, психологические и т.д.). В социологическом аспекте культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы, человека), а также как состояние и развитие того или иного способа производства. Таким образом, культура – это чрезвычайно сложное, многообразное явление, пронизывающее буквально все стороны жизни и деятельности общества и человека. Культура – ядро, основа, «душа» общества:

-это – материальные и духовные ценности человека; -это – способ жизнедеятельности людей; -это – их отношения между собой; -это – своеобразие жизни нации и народов; -это – уровень развития общества;

-это – накапливаемая в истории общества информация; -это – совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций; -это – религия, мифология, наука, искусство, политика; -это – особая знаковая система и т.д.
^ 2. Структура культуры

Культура – это сложная, многоуровневая система. Специалисты, занимающиеся

структуированием культуры, предлагают следующую её схему.

Культура подразделяется по её носителю. Выделяется прежде всего мировая и национальная культуры. ^ Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету. Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества.

Своеобразие национальной культуры, её неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (особенности экономического уклада, ведение хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

В соответствии с конкретными носителями выделяются также культуры социальных общностей (классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека. Общепринятым считаются выделение народной (непрофессиональной) и профессиональной культуры.

Культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяются материальная и духовная культуры. Однако, надо иметь ввиду, что их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга.

По содержанию и влиянию культуру делят на прогрессивную и реакционную.

Такое деление вытекает из соответствующего её воздействия на человека и общество. Так как культура как человекоформирующее явление может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.

Культура также делится по признаку актуальности. Актуальная культура - это та, которая находится в массовом обиходе в ту или иную эпоху. Каждая эпоха создает свою актуальную культуру. Когда она уходит в прошлое, то становится не актуальной, не современной для данного времени.

В структуру культуры входят: субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в её ценностях и нормах, и функциональные, которые характеризуют сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.

Таким образом, структура культуры является сложным многогранным образованием. При этом все его элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему такого уникального явления, каким предстает перед нами культура.

3. Основные функции культуры.

Основные функции культуры – это социальные, которые обеспечивают взаимодействие культуры и общества. Остальные функции:

а) Приспособление к среде. Чтобы выжить, человек должен был приспосабливаться к окружающей среде. приспосабливаясь к природной среде, он создает жилище, одежду, орудия труда. Приспосабливаясь к социальной среде, он создает письменность, язык, государство, право и т.д. Именно специфические условия, в которых существует народ, определяет уникальность культуры.

б) Познавательная. Проявляет себя в науке, образовании. Человек познает окружающий мир и самого себя.

в) Информативная. Обеспечивает информативную преемственность и передачу социального опыта. Чтобы общество могло развиваться, оно должно передавать свой опыт из поколения в поколение. Средством передачи опыта и является культура.

г) Коммуникативная – проявляет себя в языке и в условных языках (язык театра, музыки, книг).

д) Регулятивная. Культура выступает как система норм, правил, требований, запретов, которые общество предъявляет к своим членам. Таким образом обеспечивается социальное равновесие и выживание общества.

е) Разграничение и интеграция человеческих групп. Культура – это то, что отличает одну группу от другой (русского от немца, учителя от военного). Но культура – это и то, что сближает разные группы, потому что в ней выражаются родовые характеристики человека, общие для всех народов.

ж) Аксиологическая. Осуществляется благодаря ценностям, при помощи которых человек оценивает себя, других, окружающий мир и т.д.

з) Социализация. Культура как средство превращения биологической особи в социальное, культурное существо. Процесс приобщения к культуре, к ее знаниям, нормам, ценностям, в результате которого человек становится полноценным членом общества.

4. Понятие «цивилизация».

Термин «цивилизация» широко применяется как в науке, так и в обыденной жизни. Понятие цивилизации имеет множество значений. Научное понимание ''цивилизации'' связано со спецификой предмета исследования, это одно из немногих понятий, которое применяют почти во всех социально-гуманитарных

дисциплинах: философии, истории, социологии, политологии, антропологии и т. п.

Понятие цивилизации вырабатывается культурологией для рассмотрения единства и многообразия культуры (единство в сочетании с многообразием).

Понятие цивилизации появилось еще в античную эпоху как определение качественного отличия античного общества от варварского окружения.

Цивилизация – данное понятие происходит от латинского civilis – гражданский, государственный и в самом первом своем значении выражает уровень общественного развития, достижения, преимущества жизни в гражданском обществе, комплекс человеческих достижений, подобающих гражданскому состоянию, таких как обходительность, приветливость, учтивость. Базовые значения данного понятия лежат в представлении греков и римлян о преимуществах жизни по закону, в государстве. Государство – это общество, в котором правит закон, которому подчиняются все люди, живущие в данном обществе, поэтому они рассматриваются как люди цивилизованные, т. е. обладающие гражданскими правами и связанными с ними достоинствами. Следовательно, цивилизация, цивилизованные отношения – это нечто, достигнутое обществом в ходе его социального развития, непосредственно связанного с развитием личности.

Впоследствии цивилизация стала многозначным понятием. Существует более 100 опред. цивилизации. Обращаясь к определению своего современника, французского ученого П. Мужоля, он подчеркивает, что понятие «цивилизации» является одним из самых сложных; оно охватывает собою совокупность всех открытий, сделанных человеком, и всех изобретений, оно определяет сумму идей, находящихся в обращении, и сумму технических приемов; это понятие выражает также степень совершенства науки, искусства и промышленной техники, оно показывает данное состояние семейного и социального строя и вообще всех существующих социальных учреждений. Наконец, оно резюмирует состояние частной и общественной жизни, взятых в их совокупности.

Согласно словарю Вебстера (1966 г): цивилизация – общество с достаточно высоким уровнем производительных сил, преобладание города над деревней, со сложной социальной организацией и наличием письменности. В современном энциклопедическом словаре: цивилизация – это заключительный этап развития какой- либо культуры или какого-либо периода общественного развития, для которых характерны высокий уровень научных и технических достижений и упадок искусства, в первую очередь литературы.

Цивилизации – крупные социокультурные системы. Каждая цивилизация существует отдельно и имеет самобытный характер. Своеобразие цивилизации проявляется в различении содержания духовной жизни, структур и исторических судеб. Цивилизации присуща своя динамика, охватывающая длительные исторические периоды, в течение которых она проходит через различные циклы: генезиса (рождения) – роста – созревания – увядания – упадка – распада. При всех этих изменениях цивилизация сохраняет самобытность, хотя содержание ее элементов может меняться. Динамика определяется внутренними закономерностями, присущими каждой цивилизации. Взаимодействие между цивилизациями основано на принципе самоопределения.

Механизм жизнедеятельности цивилизации определяется целым комплексом факторов: человек с особенностями его менталитета, сложными взаимосвязями с обществом и общество как саморазвивающаяся система.

На протяжении истории существовало и существует множество цивилизаций, обладающих неповторимым обликом и яркими характерными чертами.

5. Соотношение понятий культура и цивилизация.

Проблеме соотношения культуры и цивилизации посвящено немало работ известных ученых. Многие из них связывают ее с вопросами о судьбах культуры, цивилизации и даже всего человечества. Рассмотрим основные традиции понимания соотношения культуры и цивилизации.

1. Историческая традиция: цивилизация обозначает историческую эпоху, конкретный этап общественного развития, наступивший в жизни народа после эпохи дикости и варварства, для которого характерно появление классов, городов, упорядоченность общественного строя, государства, торговли, частной

собственности, письменности. Эта точка зрения принадлежит Ф. Энгельсу и Л. Моргану.

2. Цивилизация является синонимом культуры, одно понятие замещало другое в Новое Время. Цивилизация понималась как продукт духовного развития человечества, связана с развитием человеческого разума и просвещения.

3. Цивилизация - смерть культуры, конечный момент ее развития. Эта точка зрения принадлежит немецкому ученому О. Шпенглеру (1880-1936).

По О. Шпенглеру, каждому культурному организму отмерен заранее определенный срок. Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека. У каждой есть свое рождение, свое детство, юность, возмужалость, старость, смерть. Стадия рождения и развития - собственно культура, стадия старения и умирания – цивилизация. Умирая, культура перерождается в цивилизацию.

На стадии цивилизации культура вырождается, она становится массовой, господствует техника, политика, спорт.

Шпенглер считал главными чертами цивилизации «острую холодную рассудочность», интеллектуальный голод, практический рационализм, смену душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами, развитие науки, безрелигиозность и тому подобные явления.

4. Цивилизация отождествляется с высоким уровнем материальной деятельности человека: орудий труда, технологий, экономических и политических отношений и учреждений, а культура рассматривается как проявление духовной сущности человека.

5. Цивилизация рассматривается как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов.

Во всех рассмотренных случаях культура и цивилизация тесно связаны друг с другом, и в основе этой связи лежит определенная концепция культуры. В плане применения понятие культура – шире. С цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурной – духовный мир человека. Понятие культура – более самостоятельно, это общечеловеческое понятие, это база в развитии цивилизации. Цивилизация – это временное понятие, социально-техническое измерение культуры.

Различие культуры и цивилизации, приводящее в определенных социальных системах к их противоречию, носит не абсолютный, а относительный характер. История показывает, что гуманистические ценности культуры могут воплотиться в жизнь с помощью развитой цивилизации. В свою очередь, высокая

цивилизация может быть построена на основе культурного творчества и вдохновляющих культурных смыслов.

6. В концепции К. Ясперса цивилизация интерпретируется как ценность всех культур. Культура составляет стержень цивилизации.

7. В еврейском сознании утвердилось представление о цивилизации как вершине технических достижений человечества, связанных с покорением космоса, внедрением компьютерных технологий и невиданных источников энергии.

С цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой – духовный мир человека.

Цивилизация – определенная часть или степень развития культуры, она предполагает развитие интеллекта и нравственности, степень и уровень очеловечивания народов. Процесс культуры идет от варварства к цивилизации.

^ 6. Проблема взаимодействия культур и цивилизаций

Многообразие культур и цивилизаций – исторически сложившееся богатство человечества, и взаимодействие посредством диалога поэтому является важнейшим способом взаимопонимания народов, развития подлинного интереса и духовности.

В ХХ столетии стало очевидно, что диалог культур и цивилизаций предполагает взаимопонимание и общение не только между различными культурными и цивилизационными образованиями в рамках больших культурных зон, но и требует духовного сближения огромных культурных регионов, сформировавших на заре цивилизации свой комплекс отличительных черт. Диалог – это вопрос не только о гуманитарных контактах больших культур, но и о способе приобщения отдельно взятой личности к духовному миру этих культурных образований. Диалог как принцип культурного развития позволяет не только органично заимствовать лучшее из мирового наследия, но и вынуждает человека подать «свой» голос, совершить личностное переосмысление «чужой» культуры. Только внутреннее переосмысление культурных ценностей, только активный диалог с культурными формами делает человека культурным, приобщенным к большому космосу культуры.

Можно выделить следующие основные тенденции взаимодействия культур и цивилизаций в современном мире:

1) диалог культур по принципу взаимодополнительности;

2) принципы ненасилия;

3) толерантность и культурный плюрализм как условие и результат диалога;

4) «экологизация» техногенной цивилизации, т.е. привнесение в западный мир восточных идей уважения к окружающему миру и благоговения перед жизнью;

5) «рационализация» экологической цивилизации, т.е. привнесение в восточный мир идей разумного устройства человеческой природы и общества, а также индивидуальной деятельностной активности;

6) взаимодействие коллективизма и индивидуализма как принципов соответственно восточного и западного миров;

7) взаимосвязь глобализации и национального своеобразия в развитии, «глокализации»,т.е. единстве глобального (всеобщего, универсального, мирового) и локального (местного, особенного или даже уникального).

Правда, следует отметить, что наряду с диалогом культур и цивилизаций некоторые исследователи отмечают тенденцию к столкновению цивилизаций, возникновению конфликтов на основе межцивилизационных различий. Сегодня развитие принципа диалога культур и цивилизаций – реальная возможность преодолеть глубочайшие противоречия духовного кризиса, избежать экологического тупика и атомной ночи.
^ 7. Культурология как наука.

На культурологию существует две точки зрения:

1) Как комплекс дисциплин, изучающих культуру (этнография, философия, история). В.Межуев, Н.Злобин.

2) Как теоретическая наука, использующая данные и методы других наук, но на предельно высоком уровне обобщения. А.Флиер, В.Разин.

Культурология – это теоретическая дисциплина, которая изучает сущность, закономерности существования и развития культуры как целостности.

Культурология в своем развитии прошла два этапа:

1) До середины 20 века, когда изучение культуры осуществлялось в рамках философии, этнографии, истории и других социальных и гуманитарных наук. Особенно большой вклад в изучение культуры внесли Гердер, Кант, Ницше, Тейлор, Морган.

2) После середины 20 века, когда культурология возникает как самостоятельная научная дисциплина.

У нас в стране культурология очень активно развивается в конце 20 – начале 21 века.

В современном мире наблюдается всплеск научного интереса к проблемам культуры, так как:

1) Сегодня межкультурные различия становятся главным фактором международной политики. Т.е. идеологии, как бы различны они ни были (как это было с социализмом и капитализмом), можно свести к компромиссу, а вот культура у каждого народа разная.

2) После распада СССР в нашей стране обострились межкультурные противоречия и конфликты, которые требуют научного осмысления.

Культуру изучают многие науки. А культурология отличается:

1) Этнография, этнология – это исторические науки, которые изучают историю возникновения этносов, их культуру и быт. Это описательные науки, основанные на сборе и анализе эмпирических данных.

2) Социальная и культурная антропология – изучает, как правило, культуры примитивных, традиционных сообществ, носит описательный характер.

3) Философия культуры – изучает наиболее общие подходы к исследованию сущности, целей и ценностей культуры, условий существования и форм проявления. Она во многом является тождественной философии истории, так как история рассматривается как развертывание и выражение смысла культуры.

4) Социология культуры – изучает структуру и функционирование культуры в связи с социальными институтами (изучает современное общество).

5) Культурология и история.

а) Историк изучает результаты культурной деятельности человечества, воплощенные в «текстах» (произведения искусства, трактаты). Его интересуют факты. Культуролог же изучает культуру как целостность. Его интересует не столько сам факт, сколько культурный человеческий смысл этого факта.

б) Историк изучает Культуру, то есть ее выдающиеся достижения. Культуролог изучает культуру и с большой, и с маленькой буквы, как духовное состояние человека и общества (культура повседневности).

Таким образом, культурология по отношению к другим наукам выступает как наука, обобщающая их данные, создающая для них теоретическую базу и определяющая общие закономерности развития культуры.

В культурологию входят три раздела:

1) Теория культуры – изучает самые общие принципы, законы и закономерности существования и развития культуры. Проблемы – сущность культуры, функции, морфология культуры, соотношение культуры и цивилизации, культурные коды, культурная куртина мира, менталитет.

2) История культуры – изучает специфику культуры той или иной эпохи.

3) Прикладная культурология - связана с применением результатов научных исследований на практике (музееведение, архивоведение, менеджмент культуры).

^ 8. Методы культурологических исследований.

Методы культурологических исследований – это совокупность аналитических

приемов, операций и процедур, используемых в анализе культуры.

1) Диахроничекий – сравнение различных культурных единиц во времени.

2) Синхронический – сравнение одновременно существующих культурных единиц.

3) Структурно-функциональный – предполагает разделение объекта культуры на части и выявление связей между частями.

4) Историко-генетический – предполагает изучение культурного факта с точки зрения его возникновения, развития, и всей дальнейшей судьбы.

5) Типологический – предполагает выявление типологической близости различных культурных единиц историко-культурного процесса.

6) Сравнительно-исторический – сравнение самобытных культурных единиц во времени и проникновение в их сущность.
^ 9. Проблема культурогенеза в культурологической мысли

Антропогенез – происхождение физического типа человека.

Антропосоциогенез – происхождение человека как социального и культурного существа.

Культурогенез – происхождение культуры как специфически человеческого способа приспособления к среде. Один из видов динамики культуры, означающий возникновение (происхождение) культуры.

Проблема культурогенеза состоит из двух аспектов:

1. Происхождение культуры

Различают два понимания значения термина «происхождение культуры».

1) Уникальный феномен – процесс возникновения первобытной (архаической) культуры. В таком случае культурогенез во многом совпадает с антропосоциогенезом рода Homo sapiens.

В современной гуманитарной мысли выделяют четыре основных концепции происхождения первобытной культуры:

^ Орудийно-трудовая; Психоаналитическая; Игровая; Символическая.

2) Постоянное самообновление культуры путем порождения новых культурных форм, возникновение новых культурных систем. Три стадии в развитии культуры:

а) эколого-генетические культуры (первобытного или доклассового типа), объективной доминантой которых является адаптация к природным условиям существования, а субъективной – абсолютизация генетического аспекта универсума и собственного бытия;

б) историко-идеологические культуры (традиционного типа – раннеклассово-рабовладельческого, феодального, смешанного рабовладельческо-феодального), объективно сконцентрированные на адаптации к историческим условиям существования, а субъективно – абсолютизации идеологического аспекта общественного бытия;

в) экономико-социальные культуры (индустриального и постиндустриального типов – капиталистического, социалистического, посткапиталистического, постсоциалистического) объективно адаптируют общество к условиям, создаваемым инерцией их собственного экономического развития, а субъективно абсолютизируют идеи социального блага и его расширенного воспроизводства

2. Происхождение основных форм культуры (формогенез).

Процесс культурогенеза включает, во-первых, процесс морфогенеза, то есть возникновения основных форм культуры на трёх вышеперечисленных стадиях; во-вторых, процесс этногенеза, то есть формирование локальных культур конкретно-исторических обществ, складывающихся по территориальному признаку; в-третьих, процесс социогенеза, то есть формирование норм и стандартов видов деятельности различных социально-профессиональных групп; в-четвертых, формогенеза, то есть постоянное порождение

новых форм (норм и стандартов деятельности), рефлексируемых обществом как образы его идентичности. Вся история культуры представляет собой процесс постоянного самовозобновления, то есть генезиса

Культура невозможна без человека. Человек невозможен без культуры. Любая культура антропогенна.


^ 10. Социодинамика культуры. Основные подходы.

Эволюционный подход к объяснению динамики культуры связан с понятием эволюции, или развития как процесса необратимых качественных изменений. Понятие «эволюция» впервые стало использоваться в Англии XVII века для обозначения упорядоченной последовательности событий, причем такой, в которой выход каким-то образом содержится внутри нее с самого начала.

1) Социодинамика – это изменение или модификация черт культуры во времени и пространстве под влиянием внешних и внутренних факторов.

Основные подходы:

- Эволюционный (линейный) – Гегель, Сен-Симон, Конт, Энгельс, Ясперс.

- Цивилизационный (нелинейный)

а) Теория локальных цивилизаций – Данилевский, Тойнби, Шпенглер.

б) Стадиальная теория – Сорокин.

2) Эволюционный подход.

Эволюционный подход восходит к просветительской установке о прогрессивном развитии всего человечества. Суть данного подхода:

Человечество едино, и движется к единой цели. Существуют законы истории, которые определяют это движение, поэтому все народы по степени приближения к этой цели можно поделить на народы «передовые» и «отсталые».

Особенности данного подхода:

- Механистический характер.

- Европоцентризм – установка, согласно которой европейская культура является вершиной развития мировой культуры.

- Выделение критериев, по которым можно определить степень развития культуры.

Частным случаем эволюционного подхода является формационный подход Маркса, который выделял 5 стадий развития общества:

- Первобытное общество

- Рабовладельческое

- Феодальное

- Капитализм

- Коммунизм

Основные принципы формационного подхода:

- Единство человечества и его истории

- Историческая закономерность – признание существования в истории законов

- Детерминизм (обусловленность) признание существования в истории жестких причинно-следственных связей

- Прогресс – признание того, что история – это прогрессивный процесс.

Недостатки формационного подхода:

- недооценка человеческого фактора

- переоценка экономического фактора

- утопизм.

^ 11. Цивилизационный подход.

Цивилизационный подход исходит из идеи постоянного возвращения круговорота, идеи множественности культур, характерной для философов-романтиков. Особенности:

- Отрицание единства человечества и его истории

- Отрицание европоцентризма

- Утверждение идеи множественности и уникальности культур

- биологизм – перенос законов биологического организма на развитие культуры.

Теория локальных цивилизаций рассматривает человечество как совокупность исторически сложившихся общностей, каждая из которых занимает определенную территорию и имеет свои особенности.

Шпенглер. Человечество не едино, а следовательно, каждая культура уникальна, несопоставима, неповторима. Каждая культура подобна биологическому организму, ведет обособленное существование, обладает внутренним единством. Подобно организму, она имеет отмеренный срок жизни (1000 лет) и проходит следующие этапы развития:

- Детство

- Юность

- Зрелость

- Старость

- Смерть

Последний этап развития культуры Шпенглер называет цивилизацией – это упадок культуры, деградация. Если культура – это органически жизненное явление, то цивилизация явление исключительно технико-механическое. Европа пережила свой расцвет в эпоху античности, а теперь она вступила в фазу цивилизации, кризиса культуры.

Признаками кризиса являются:

- торжество техники

- потребительская психология

- массовая культура и человек массы

- упадок искусства.

Тойнби. Рассматривает локальную цивилизацию как главную единицу истории. Отрицает единство человечества. Сформулировал закон развития цивилизаций, который называется законом «вызова и ответа». Каждая цивилизация в своем развитии сталкивается с определенными вызовами истории, т.е. с проблемами природного и социального характера. Если цивилизация достойно отвечает на вызов истории, то она получает импульс к дальнейшему развитию. Если же этот вызов оказался ей не по силам, то происходит надлом цивилизации, а потом ее упадок. Движущей силой цивилизации, за счет которой и происходит ответ на вызов, является ее элита, творческое меньшинство, противопоставленное пассивному большинству.

Стадиальная теория. Рассматривает исторический процесс, как циклическое чередование определенных стадий, каждая их которых обладает ярким своеобразием.

Сорокин. Рассматривает культурно-исторический процесс, как циклическое чередование трех типов культуры:

1) Чувственный, для которого характерно эмпирически чувственное восприятие, оценка действительности с точки зрения утилитарной (польза) и гедонистической (наслаждение).

2) Идеациональный – культура, для которой характерна ориентация на сверхчувственные ценности (Бог, Абсолют).

3) Идеалистический – смешанный тип, сочетающий черты первого и второго типов.

Каждый из этих трех типов обладает единством ценностей и значений, которое проявляется во всех сферах культуры.


^ 12. Семиотика как наука о знаках. Язык и символы культуры.

1) Семиотика – это область гуманитарного знания, изучающего культуру как систему знаков, символов.

Знак – это материальный предмет, явление, событие, которое выступает в качестве объективного заменителя другого события, явления, и используется для приобретения, хранения, обработки и передачи культурной информации.

Для каждой культуры характерна своя система знаков, которая называется языком культуры.

2) Язык и символы культуры.

Под языком культуры в широком смысле понимают те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык знаков – это совокупность всех знаковых средств вербальной и невербальной коммуникации, с помощью которых передается социально значимая информация.

В каждом языке культуры существуют свои правила передачи информации, поэтому усвоение языков культуры является важной частью социализации личности. В семиотике принято все языки делить на:

- Естественные – основное и исторически первичное средство коммуникации.

- Искусственные – сознательно созданные человеком (азбука Морзе, дорожные знаки). К искусственным знакам относятся и вторичные – коммуникативные системы, возникающие на основе естественных.

Кроме того, языки различают по:

- отнесенности к видам деятельности

- принадлежности к языковому сообществу

- типу знаков (вербальный, язык жестов).

Символ – это знак, не имеющий предметного значения, который передает глубинный смысл предмета. В отличие от обычного знака, символ выражает определенную идею, абстрактное понятие. Смысл символа очень часто бывает невозможно выразить обычными словами.

Каждая сфера культуры имеет свою систему символов. Каждая этническая национальная культура имеет свою систему символов, отражающую ее специфику.
^ 13. Культурные коды.

М.К. Петров – русский философ, предлагает классификацию типов культуры по социокоду, который для нее характерен.

Социокод (культурный код) – это способ накопления, хранения и передачи социально необходимого знания.

Знание существует в двух формах:

- как деятельность

- как знак

Выделяется три социокода:

1) Лично-именной. Характерен для примитивных культур. Деятельность носит коллективный характер и существует как набор определенных ролей, за каждой из которых закрепляется имя (знак). Человек выполняет обязанности имени, которое передается другому человеку в другом поколении через обряд инициации – посвящение во взрослую жизнь.

2) Профессионально-именной. Характерен для традиционных сообществ, в которых появляются профессиональные группы, и знания фрагментируются по профессиям. Оно передается уже не просто как операция, но как целый набор. Средством трансляции профессионального знания является семья.

3) Универсально-понятийный. Характерен для современного общества. В связи с развитием науки, письменности, теоретического знания, логического мышления, знания отчуждаются от человека и существуют независимо от него в виде «текста». Таким образом, оно приобретает безличный характер, становится универсальным, границы между профессиями становятся более подвижными. средством передачи знаний становится образование.

Г.М Маклюэн считает, что смена типов культуры в истории обусловлена сменой средств коммуникации, которые он рассматривал как продолжение человеческих органов чувств.

Он выделяет три типа культуры, основанных на трех социокодах:

1) Дописьменный. Характерен для архаичного общества. Господствуют устные средства коммуникации. Главный орган коммуникации – ухо.

2) Письменный. Связан с возникновением фонетического письма, письменности. Знания передаются на основе визуальных средств коммуникации, а значит, главным органом становится глаз.

3) Экранный. Связан с развитием электронных средств связи. Они упраздняют пространство и время, вовлекают человека во все, что происходит в мире, а сам мир превращается в «глобальную деревню».
^ 14. Межкультурные коммуникации.

Коммуникация - это форма общения через обмен информацией посредством знаков, символов и образов, принятых внутри данной культуры.

Межкультурные коммуникации – это процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью обмена и передачи культурной информации с помощью знаковых систем. Межкультурные коммуникации – это важная часть культурной жизни общества, т.к. за счет них обеспечивается накопление и передача социального опыта.

Условия межкультурной коммуникации:

- наличие общего языка и субъектов коммуникации

- наличие канала передачи информации

- наличие правил передачи информации

Типология межкультурных коммуникаций:

- по характеру субъектов (межличностная, межкультурная)

- по формам коммуникации (вербальная, невербальная)

- по уровням протекания (на обыденном уровне, на специализированном)

- по содержанию коммуникации (информационная, стимуляционная, ориентационная).

Особым видом является массовая коммуникация – это распространение и регулирование информации среди огромного числа людей, независимо от их статуса и места жительства. Массовые коммуникации возникают в связи с развитием электронных средств связи, которые обеспечивают высокую скорость и массовость поиска, обработки и передачи информации. Особое значение массовая коммуникация приобретает в информационном обществе.
^ 15. Личность как субъект культуры

Современное понятие «личность» тесно связывается с понятиями «индивид» и «индивидуальность». Понятие «личность» подчеркивает в человеке его самостоятельность, значимость и прежде всего сознательно-волевое начало. Личность – это системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении.

Проблема личности – это всегда проблема свободного выбора и социальной ответственности. Личность характеризуется активностью, стремлением расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью – устойчивой доминирующей

системой мотивов – интересов, убеждений; степенью осознанности своих отношений к действительности.

Взаимосвязь личности и культуры обычно рассматривается в двух ипостасях:

личность как индивид, индивидуальный носитель культуры; личность как субъект, творец этой культуры, как личность в высшем значении этого понятия.

Вхождение человека в общество происходит путем превращения культурных ценностей и традиций во внутренний мир личности. Индивид, входя в культуру и функционируя в ней, осмысливает действительность во всем многообразии своего отношения к ней. Культура и её смыслы живут не сами по себе, а лишь через осознанную творческую активность человека. Общепризнанным является положение, что культура – это результат совокупной деятельности родового субъекта (человечества) и наличный процесс сохранения созданного, производства, распространения, потребления объектов культуры, культурных ценностей. Человек и культура – объекты коэволюционно развивающиеся, обогащающие и творящие друг друга. В результате совокупного воздействия культуры он становится действительно человеком, творчески созидающим субъектом. Культура представляет собой меру человеческого в человеке, выступает предпосылкой развертывания его деятельной активности, становления его в качестве творца, созидателя культурно-исторического процесса. Как субъект культуры он изменяет её, вносит в неё нечто новое, творит её. Только при творческом отношении к жизни индивид становится личностью, субъектом культуры.

Таким образом, личность как субъект культуры всегда находится в центре культуры, осуществляя воспроизводство, хранение и обогащение культурного опыта.

^ 16. Культурная идентичность

Термин «идентичный» (от лат. Identicus) означает «тождественный», «одинаковый». Огромную роль в культурологии играет проблема культурной идентичности.

Культурная идентификация – самоощущение человека внутри конкретной культуры. Идеи «принадлежности» или «общности» и акт идентификации с другими оказывается фундаментом всех человеческих систем.

Индивидуальная и групповая культурная идентичность менялась в соответствии с историческими преобразованиями. Базисные индивидуальные и групповые культурные привязанности определялись уже при рождении. Групповая идентичность обычно оставалась постоянной на протяжении всей жизни человека.

В Новое время потребность в культурной идентификации сохранилась, но ее индивидуальная и групповая природа заметно изменилась. Появились национальные и классовые формы идентификации. В нынешнюю эпоху характер культурной идентификации также меняется.

Расовые, этнические и религиозные подгруппы в каждом обществе сегментизируются на меньшие, более разнообразные мини-группы. Различия, которые раньше считались незначительными, приобретают культурное и политическое значение.

Кроме того, в настоящее время индивид всё менее связан контекстом своего рождения и обладает большим выбором в самоопределении. Заметно ускоряются отныне и темпы социальных и культурных изменений, так что формы идентификации становятся всё более кратковременными. Новые формы самоотождествления накладываются на прежние, возможно, более глубоко укорененные, слои расовой и этнической идентичности.

Этническая идентификация индивида предполагает его связь с историческим прошлым данной группы и акцентирует идею «корней». Этнос, миросозерцание этнической группы вырабатывается с помощью символов общего прошлого – мифов, легенд, святынь, эмблем. Этническое сознание особенности, «непохожести» на других в большей степени определяется самими представителями данного этноса.

Национальная идентичность, основанная на исторической национальности, национальных идеях, является движущей силой народа по его продвижению к вершинам цивилизации.

Современная демократия ориентируется на растворение социокультурных групп в обезличенном «массовом» обществе, не на индивидуальную и групповую идентичность людей, но на общество как многоединство. Эта концепция исходит из принципа единства человеческой природы в живом многообразии её конкретных проявлений. Принцип соблюдения человеческого достоинства

людей различных культурных ориентаций и убеждений – вот краеугольный камень современного демократического, плюралистического и правового общежития.
  1   2   3



Скачать файл (229 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru