Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Ответы к вопросам по концепциям современного естествознания - файл 1.doc


Ответы к вопросам по концепциям современного естествознания
скачать (173 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc173kb.18.12.2011 00:01скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

  1. Наука как форма

знания и как социальный институт.

Под наукой в первую очередь понимается определённый вид знания, а так же особая сфера общественной деятельности людей, специальной задачей которой и является накопление знаний, проверка и доказательство их истинности логическими и практическими способами. Наука познаёт объективные законы явлений, которые она изучает. Это значит, что она раскрывает общее, устойчивое, необходимое и закономерное в отдельных, изменчивых, во многом случайных явлениях. Благодаря этому наука обладает предсказательной функцией, позволяет предвидеть ход событий. Формула науки: знать, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы действовать со знанием дела. Главной особенностью научного знания признаётся его системный характер, логическая доказательность путём выведения одних знаний из других. По содержанию же научное знание характеризуется стремлением к истине, к раскрытию наиболее глубоких и общих оснований рассматриваемого круга явлений, в предельном случае – всего мира в целом. Для достижения своих целей наука вырабатывает специальные методы познания и специальный язык для максимально точного и однозначного выражения полученного знания.

В XVII – XVIII вв. в Европе были созданы первые научные общества, академии, начали издаваться научные журналы, наука сложилась как социальный институт. XX в. охарактеризовался стремительных отраслей науки, строительством крупных исследовательских институтов и лабораторий, оснащенных разнообразными приборами, вычислительной и иной техникой. Срастаясь со всеми сферами материального и духовного производства, политической и идеологической жизни общества, наука превратилась в непосредственную производительную силу, в важнейший компонент научно-технического прогресса. Поэтому общество, заботящееся о своём будущем, заинтересовано в увеличении финансовых затрат на развитии науки. В последние 50-70 лет идёт активное удвоение числа учёных: в Европе каждые 15 лет; в США каждые 10 лет; в России каждые 7 лет

К сожалению, в настоящее время российская наука находится в очень тяжёлом состоянии, вследствие чего возросла массовая эмиграция учёных. К 2000 году Россию покинуло около 1,5 млн. специалистов. Произошло обновление научных кадров. Наука перестала быть стержнем производства. С 2007 года стали экономически выправлять развитие науки.

^ 2. Формы и методы научного познания.

К формам научного познания обычно относят проблемы, гипотезы, теории, а так же идеи, принципы, категории и законы. Некоторые авторы считают формой знания и факты. Хотя обычно под фактами понимается проявление самой действительности. Факты бывают: - ложные;- истинные - заблуждения.

Факты – это наиболее надёжные аргументы как для доказательства, так и для опровержения каких-либо теоретических утверждений. Собранные вместе факты позволяют сформулировать научную гипотезу, т. е. предположительное знание, истинность или ложность которого не доказана. Главное отличие теории от гипотезы - достоверность и доказанность. Наука базируется на законах, которые отражаются в форме теоретических утверждений. Для науки характерны категории, т. е. понятия, термины.

Любая наука пользуется научным аппаратом. Все методы разделяются на три группы:

1. теоретические:

- метод сравнения;

- метод антиматизации;

- метод классификации;

- метод обобщения;

- метод анализ;

- метод синтез (

соединение воедино).

научный метод)

2.практическоие(эмпирические)

-метод наблюдения;

-метод анкетирования;

-метод тестирования;

-метод эксперимент. (гл.

3. методы математической

статистики :

- метод регистрации;

- метод ранжирования;

- метод искалирования;

- метод определения среднеарифметического.
^ 3. Происхождение науки.

В сознании первобытных людей на протяжении десятков тысячелетий знания о реальных свойствах вещей и процессов, получаемые практически, переплетались с фантастическими представлениями, составлявшими содержание мифологии. В мифе нетразличия материи и сознания, мышления и чувств, естественного и сверхъестественного. Люди стали различать естественное и сверхъестественное лишь с возникновением теоретического мышления в форме первых натурфилософских учений. Это породило и религиозные различия. Наука же в самой своей основе, в исходном принципе преодолевает мифологию (значит, и религию), признавая существование только естественного и отрицая сверхъестественное. Но в человеческой конкретной истории всё оказывается гораздо сложнее и запутаннее. Это объясняется тем, что сознание человека не может полностью вырваться из рамок зависимости от материи. В XX веке развитая наука продолжает существовать с религией.

В III – II тысячелетии до н.э. первыми начатии профессионально заниматься наукой стали жрецы. В Египте, Китае, Вавилоне, Индии отдельные науки достигли высоких ступеней развития. Вавилоняне владели способами приближённого извлечения квадратного корня, изобрели «позиционную 16-ричную» систему счисления. В Египте – введение солнечного календаря, значение числа «П», формулы для вычисления V усечённой пирамиды с квадратным основанием, S треугольника, прямоугольника, трапеции, круга. Их знания переняли греки. В Египте возникло химическое ремесло. В Китае изобрели порох. В Персии – гончарное дело, металлургия.

Первый этап становления науки можно считать дофилософским.

Родиной научно-теоритического знания считается Др. Греция (VI в. до н.э.). Теоретической сущностью становится теоретическое познание, стремление объяснить явления через их сущность. Первую форму теоретического знания правильно называют натурфилософией. Общее уже было выделено мыслью. Главный отличительный признак состоит в том, что когда одно из них возводится в ранг всеобщего основания всех других.

Все науки имеют общее с философией начало, от которого в своё время отпочковались другие науки и философия.

^ 4. Развитие естествознания от античности до начала xx века. Революция в науке.

Фалес - родоначальник античной натурфилософии, который предсказал солнечное затмение в Греции в 585 году до н.э. Его называют гидроинженером, он известен трудами по географии, астрономии и физиологии. В VI веке до н.э. Пифагор исследовал свойства рядов чисел, в геометрии – свойства плоских фигур. Эмпедокл прославился как философ, врач, физик и физиолог. Он объяснил затмение солнца, любопытны его представления о возникновения животных. Достижения в античности:

- математика ( Евклид III в. до н. э.);

- механика (Архимед III в. до н. э.);

-астрономия (Птолемей II в. до н. э.)

В средневековья наука находилась в полной зависимости от богословия. Типичны – магия, алхимия, астрономия. Особую роль в развитии естествознания X-XI вв. сыграли мыслители арабско-мусульманского мира, которые в большей мере сохранили связь с античной философией и наукой, в первую очередь с учением Аристотеля.

В XVI-XVII вв.совершилась настоящая революция, главную роль в которой сыграли Г.Галилей и И.Ньютон. Галилео считал, что им законе инерции установил равноправие покоя и равномерного прямолинейного движения, показав, что не одно тело не может изменить скорость без действия силы. Этот закон открыт чисто теоретическим путём. Он первым возв1л механику на уровень теоретической науки.

В конце XVII в. произошла революция в математике. Ньютон и Лейбниц разработали принципы интегрального и дифференцированного счисления. В середине XVII века были заложены основы аналитической геометрии.

М.В.Ломоносов совмещал теоретические и экспериментальные исследования, открыл и обосновал закон сохранения свойства, разработал механическую теорию теплоты, кинетическую теорию газа, исследовал грозовые электрические явления, природу северного сияния, предполагал существование жизни на других планетах.

Вплоть до конца XIX века на базе классической механики Галилея-Ньютона развивались естественные науки. В XIX веке вслед за механикой теоретическими науками стали химия, термодинамика, учение об электричестве.

Выдающиеся заслуги в развитии биологии принадлежат русским учёным П.Ф.Горянинову (клеточная теория строения организмов), эволюционистам К.Ф.Рулье, А.Н.Бекетову, И.И.Мечникову. Основополагающие открытия в физиологии высшей нервной деятельности совершил И.М.Сеченов; И.П.Павлов – условные рефлексы. Благодаря Сеченову головной мозг стал предметом экспериментального исследования.

В начале XX века в физике и естествознании - вторая крупнейшая революция, приведшая к признанию релятивистской и квантовомеханической картины мира.

В XVI веке – союз научной и технической деятельности. Наука в течение XVI- XVIII вв. становится «служанкой производства». Этот период считают первым этапом НТП. Второй этап характеризует научно-техническая деятельность. Третий этап связан с современной НТР. Отличительный признак: лидирующая роль науки по отношению к технике.

^ 5. Естествознание и научная картина мира.

Понятие «научная картина мира» активно используется в естествознании и философии с конца XIX века. До сих пор однозначное его понимание не достигнуто. Существуют общенаучные картины мира и картины мира с точки зрения отдельных наук, с точки зрения каких-то господствующих представлений, методов (системная, эволюционистская). Её функция: связующее звено между философией и отдельными науками, специальными научными теориями.

Она включает в себя важнейшие достижения науки. При этом не является совокупностью общих знаний. Она обладает необходимой наглядностью, характеризуется сочетанием абстрактно-теоретических знаний и образов, создаваемых с помощью моделей. Научная картина мира – это особая форма систематизации знаний, преимущественно научное обобщение мировоззренческо-методологический синтез различных научных теорий.

В последние годы на первый план всё больше выходит новое междисциплинарное направление исследований. Это направление возникло в начале 70-х годов, которое связано с именами И.Пригожина и Г.Хакена. Синергетика ставит целью познание общих принципов самоорганизации систем самой разной природы. Предмет синергетики – прямые и обратные переходы систем от стабильности к нестабильности, от хаоса к порядку, от разрушения к созиданию.

^ 6. Общая панорама современного естествознания.

Под НТР понимается качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития производства. На стадии НТР наука становится непосредственной производительной силой, ускоряется внедрение новых научных идей в производстве. НТР приводит к усилению взаимодействия самих наук в комплексных исследованиях сложных проблем. Усиливается воздействие науки на природу и общество, что становится фактором прогресса и причиной ряда других трудно решаемых проблем. Превращение науки в мощный социальный институт с огромным количеством специалистов привело к необходимости возникновения науковедения как самостоятельной науки и созданию государственных органов управления развитием и применением науки. Синтезирующую роль играют проблемные науки (типа онкологии), решающие комплексные проблемы с использованием данных и методов целого ряда других наук. Возникают комплексные отрасли научно-технической деятельности, в которых наука и производство слиты воедино.

Сложная, разветвлённая система многочисленных и многообразных по типу современных наук, практически исключают единую классификацию. Науки делятся на естественные, гуманитарные, общественные, технические. Естественные – науки о космосе, о Земле, о человеке, о физических, химических, биологических системах и процессах; общественные – социология, политология, экономические и другие науки; гуманитарные – наука о человеке как социальной личности .

^ 7. Естествознание в системе материальной и духовной культуры человечества.

В XX веке наш соотечественник, крупнейший социолог мира П.А.Сорокин характеризовал культуру как систему ценностей, с помощью которой общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов. Культура охватывает всё многообразие материальной и духовной деятельности людей, но представляет её не во всех аспектах, а с особой стороны. Культура – это человекоинформирующий феномен, создаваемый самими людьми и существующий в виде особого аспекта жизни общества.

В XX веке реализуется мысль К.Маркса о том, что на определённом этапе истории возникнет такое производство, в котором создание общественного богатства начинает прямо зависеть от степени овладения человеком всеобщим общественным знанием. НТП создаёт материальные предпосылки для более рационального использования свободного времени в целях физического и духовного развития личности.

Вслед за делением культуры на материальную и духовную в XX веке установилось деление культур на естественнонаучную и гуманитарную. В естествознании, в гуманитарных науках усиливаются интеграционные процессы и за счёт прямых связей между ними и за счёт общих методов исследования. Обогащается техническое оснащение гуманитарных исследований, устанавливаются связи гуманитарных наук с естественными. Результат логических и лингвистических исследований используются в разработках информационных средств естествознания. Актуализируются экономические и юридические вопросы организации науки, возрастает роль науковедческих разработок. Традиционно бытует деление культуры и интеллигенции на научную и художественную. Причём лишь художественную интеллигенцию принято считать творческой. С этим нельзя согласится, так как научным исследованиям тоже несомненно присущ творческий характер. В своей общечеловеческой сути и основе культура едина при воём многообразии её разновидностей. Многие учёные прошлого и настоящего были и являются знатоками искусства, некоторые оставили заметный след и в естественных, и в гуманитарных науках. Профессор-физик и поэт, автор 12 поэтических сборников В.Ф.Ноздрёв составил целую книгу из поэтических произведений русских учёных (естествоиспытателей и специалистов в области техники). Составитель отмечает, что общим для позиции учёных-поэтов, включённых в сборник, является взволнованный патриотизм, любовь к Родине. В.Ф.Ноздрёв обоснованно считает органической плодотворной связь между наукой и искусством.

Не только наука влияет на многие аспекты жизни людей, но и сама она испытывает многообразные воздействия со стороны других сфер культуры, даже со стороны религии. В силу зависимости от политики, идеологии и социальной психологии учёные во многих случаях терпимы по отношению к религии, хотя по своим исходным установкам наука и религия остаются несовместимыми.


^ 8. Современная наука и мистицизм.

Один из важнейших социальных истоков мистицизма- противоречия общественной жизни, бессилие отдельного человека перед природными и общественными силами. На социально-психологическом уровне все это проявляется в чувстве страха.

Американский исследователь феномена страха Р. Мэй называл 20 в.- “веком явного страха”. Именно страх и следует считать одним из истоков мистицизма. Другим- потребность человека в вере, причем не обязательно в Бога; комплекс чувств и настроений, связанных с поиском смысла человеческой жизни. Такой поиск уводит некоторых людей из реального мира в фантастический мир брахмализма, индуизма или в туманную область галлюцинаций, порожденных наркотиками. Всему этому способствует активная и целенаправленная деятельность сектанских организаций.

Имеет значение индивидуальный тип личности. Классификация людей: абсурдисты, деятели, творцы и фантазеры.

В науке распространяется мировоззренческий и методологический релятивизм, склонность к стиранию грани между субъектом и объектом, холистский, целостный подход к физической реальности.

Сейчас говорят, что мистицизм, ”мистицизм заслуживает серьезного рассмотрения даже внутри научного сообщества”.

Ученые, увлеченные мистическим истолкованием открытий современной физики и других наук, склоняются к выводу, что “физика становиться ветвью психологии”.

Необходимо различать объективное содержание научных знаний и их мировоззреническую трактовку.

Усилилось понимание зависимости результатов эксперимента от характера самого эксперимента, применяемых приборов, от самого наблюдателя и экспериментатора.В духе “восточной мудрости” М. Талбор интерпретирует квантовую физику. Мир- это супергаллограмма, которое сознание творит для себя и которое оно может познавать и заменять. В.С Поликарпов отмечает, что для нашего времени характерно оживление “космических религий”, для которых характерно обожествление внеземных цивилизаций. Традиционный мистицизм обладает:

- усложненная практика достижения мистического единения человека с божеством;

- исключительность посвященных;

- скрытый характер.

Современный неомистицизм характеризуется;

- направленность на получение телесных удовольствий:

- использование упрощенной практики йоги, со временем- и наркотиков

- синкретизм

- растущая массовость притязаний на обладание мистическими знаниями и способностями

Мистические увлечения современных ученых обусловлены социальных, психических, гносеологическими причинами.

^ 9. Научное познание мира “вглубь” и “вширь”. Специальная и общая теория относительности.

Кризис и последовавшая за ним научная революция способствовали тому, что на смену классической физике, построенной на принципах механики И. Ньютона, пришла новая фундаментальная теория- специальная теория относительности А. Эйнштейна. Возникла на границе между механикой Ньютона и электромагнитной теорией Максвелла как результат попыток устранить логические противоречия, существовавшие между этими двумя концепциями. Специальная теория относительности распространила принципы относительности на электромагнитные взаимодействия.

А. Эйнштейн распространил принцип относительности на все системы и сформулировал его иначе, чем Г. Галилей: любой процесс протекает одинакого в изолированной материальной системе, находящейся в состоянии прямолинейного и равномерного движения, т.е. все инерциальные системы отчета равноправны между собой.

Следствием такого понимания принципа относительности стало введение в физику понятия инвариантности. Инвариантность- неизменность физических величин или свойств объектов при переходе от одной системы отсчета к другой. Специальная теория относительности установила также инваринтность материальных процессов и скорости света относительно преобразований Х. Лоренца. Эйнштейн показал, что преобразования Х. Лоренца отражают не реальное сокращение тел и промежутков времени, а изменение результатво измерений в зависимости от движения системы отсчета.

Эйнштейн сформулировал также принцип инвариантности скорости света, который гласит: скорость света в вакууме не зависит от скорости движения источника света или наблюдателя и одинакова во всех инерциальных системах отсчета.

^ 10. Квантовая физика: становление, эволюция, принципы.

Квантовая физика и квантовая механика в основном сформировались в первые два десятилетия 20 в. Усилиями таких ученых: Планка, Эйнштейна, Бора, Бройле, Гейзенберга и др. В качестве квантовой физики качественно изменились представления о структуре, простате и сложности микрочастиц и о роли приборов в их познании. До конца 19 в. мельчайшей структурой материи считались атомы химических элементов. Открытие Д. И. Менделеевым в 1869 г. Переодического закона подтолкнуло ученых к выводу о существовании более мелких частиц. В 1887 г. Английский физик Джон Томпсон открыл электрон- первую элементарную частицу. В 1932 г. После открытия нейтрона картина строения вещества казалась в общих чертах окончательно выясненной. Известных к тому времени частиц- протона, нейтрона и электрона полностью хватало чтобы объяснить свойства и строение любого вещества. Позже оказалось, что эти элементарные частицы состоят из более мелких частиц, подтверждение этому явилось открытие нейтрина. В классической физике, вплоть до второй половины 19 в. под материей понималось вещество. Электродинамикой Максвелла положено основание физическому учению о поле, как об особой форме материи. Было доказано, что электромагнитное поле, радиоволны- это тоже материя. В настоящее время известно примерно свыше 400 элементарных частиц. Некоторые из них живут очень короткое время- быстро превращаясь в другие, а большая частьможет существовать во вселенной миллион лет. В настоящее время разработка проблемы систематизации элементарных частиц связано с идеей существования кварков (частиц, с дробных электрическим зарядом). Сейчас их считают самыми элементарными. Среди элементарных частиц выделяют следующие:

- андроны- тяжелые частицы, состоящие из трех сильно взаимодействующих частиц (кварков, антикварков, блюонов). На ряду с ними существуют легкиечастицы- лептоны. Известны также фотоны- носители электромагнитного взаимодействия.

- гравитон, с которым связывается гравитационное взаимодействие. О внутренней структуре лептона, фотома и гравитона пока не известно.


^ 11. От микро- к макромиру. От физики и химии к геологии и биологии.

Атом представляет собой целостную ядерно-электронную систему. Ядро является основой атома, определяющий численный состав электронов в атоме и всю его структуру. Атом является частицей молекулы. Молекула любого вещества- это очередной после атомов качественный уровень строения и эволюции вещества. Те взаимодействия молекул, которые не сопровождаются изменением их структуры изучаются физикой и называются физическими. Взаимодействия молекул, приводящие к их качественным взаимопревращениям, перестройке их внутренних связей называются химическими и изучаются химией. В современной химии известно большое многообразие химических частиц различной степени сложности, представляющих три качественно-различных уровня:

Первый уровень - атомный уровень (электрически-нейтральные атомы, атомные ионы, различные изотопы и атомы в различных состояниях)

Второй уровень- молекулярный уровень (сами молекулы как электрически- нейтральные и валентно- насыщенные дискретные частицы, радикалы, т.е. химические насыщенные частицы, молекулярные ионы, ион- радикалы)

Третий уровень- надмолекулярный уровень (колойдные образования, молекулярные комплексы и макромолекулы полимеров)

Как химические процессы, так и физические изменения через большой ряд усложнений хим. соединений и физических состояний в конечном итоге приводят к биологической форме движения или объединяются в геологических процессах, создавших условия для возникновения жизни на земле.


^ 12. Мегамир в его многообразии и единстве.

Жесткой границы, разделяющей микро-, макро- и мегамиры не существует. Они связаны конкретными процессами взаимопереходов. Наша Земля представляет собой макромир, но в качестве одной из планет солнечной системы, она одновременно выступает как элемент мегамира. В солнечную систему В солнечную систему входят 9 планет, свыше 100 тысяч астероидов, множество камет и метеоритных тел. Расстояние до наиболее удаленной планеты Плутона- 6 млрд км. Все планеты разделяются на две группы:

- планеты земной группы

- планеты- гиганты.

Планеты земной группы состоят из твердого вещества. Планеты- гиганты состоят из газов и у них отсутствует твердая и жидкая поверхность. Входящие в солнечную систему астероиды представляют собой малые планеты. Самый крупный астероид Церрера (в поперечнике 1000 км). Сталкиваясь друг с другом астероиды дробяться на метеориты- они способны сходить с орбит, притягиваясь крупными космическими телами выпадать в виде метеоритного дождя. Своебразными объектами солнечной системы являются кометы. Они состоят из головы, небольшого плотного ядра и хвоста в десятки миллионов км. Кометы обычно покрыты ледяной оболочкой и замерзших газов и как правило это самые дальние объекты солнечной системы, которые удаляются от Солнца на 10 млрд км. За пределами солнечной системы можно обнаружить огромное колическво звезд. Массы звезд составляют от 1/10 до 50 солнечных масс. Звезды образуют галактики, включающие сотни млрд звезд, туманности, межзвездную среду, космические лучи и электромагнитные волны. Полная масса галактики равна 150 млрд солнечных масс. Ближайшие к нам галактики, видимые невооруженным взглядом- это Магелановы облака, туманность Андромеды. И самый большой объект в мире, включающий все известные в современной науке- метагалактика. Размеры метагалактики 15-20 млрд световых лет. Возраст метагалактики 20 млрд лет.

^ 13. Проблема “начала” и “конца” Вселенной.

Если говорить о начале времени и о рождении Вселенной, то здесь необходимо учитывать условности этих понятий. Пространственно- временные отношения, свойственные современному состоянию мира не могут быть прямо и однозначно использованы для описания гипотез происхождения Вселенной. Теологи и религиозно- настроенные ученые начали использовать теорию расширяющейся Вселенной для обоснования сверхестественного творения мира Богом. Но со временем появились гипотезы не религиозного характера. В настоящее время по мнению ряда ученых метагалактика не исчерпывает всего мира и бытия вообще, т.е. она не является самым большим образованием, поэтому возникновение нашей метагактики не означает образования всей Вселенной и ее начало не является абсолютным космическим началом. С давних времен известно, что из ничего ничего не возникает и любой объект может возникнуть лишь из других объектов. И абсолютной пустоты как полного отсутствия материи не существует. Если отсутствует вещество, то существует поле, если отсутсвует поле, то существует егофизический вакуум. Под вакуумом современная физика понимает особое состояние материи, а не абсолютное ничто. Например, вакуумом электромагнитного поля называюттакое его состояние, в котором нет фотонов. Свое всесторонее выражение, принцип несотворимости и неуничтожимости материи и ее атрибутов находит в физических законах сохранения материи. А конкретно:

- закон сохранения массы

- закон сохранения энергии

- закон сохранения электрического заряда

- закон сохранения импульса

- закон сохранения моменты импульса

Проблема “тепловой” смерти Вселенной.

Эта проблема была поставлениа еще в 19 в. В 19 в немецкий физик Роберт Клаузеус сформировал второе начало термодинамики и он назвал это Закон возрастания энтропии (функция состояния термодинамической системы, изменение которой dS в равновесном процессе равно отношению количества теплоты dQ, сообщенного системе или отведенного от нее, к термодинамической температуре Т системы). Из него был сделан вывод, что процесс мирового развития идет в направлении превращения других форм движения в тепловую и равномерного распределения теплоты в бесконечном пространстве, что и создает в конечном итоге существования высших форм материи, в том числе и жизни. Следует из этого сделать вывод, что в результате теплового равновесия конечных замкнутых систем на всю бесконечную Вселенную не происходит. Аналогичное расширение в какой-либо части Вселенной есть только лишь местный эффект, который не распространяется на всю Вселенную. Поэтому проблема “тепловой” смерти Вселенной по мнению ряда ученых- это лишь миф, т.к. только на Солнце температуры могут достигать миллиардов градусов, что и создает благоприятные условия жизни на Земле.


^ 14. Влияние космоса на земные процессы. Человек во Вселенной.

Как космическое тело, Земля характеризуется следующими данными:- объем = 10¹² км³

- масса = 6* 10²¹ тонн - эквато риальный радиус = 6378 км

- полярный радиус = 6357 км - 71 % поверхности Земли покрыто миро вым океаном - Земля удалена от Солнца на 150 млн. Км и вращается вокруг него(с υ= 30 км/с)

- Земля образовалась 4,5 млрд лет назад - температу в центре Земли + 10 тысяч °С

Солнце:- возраст 5 млрд лет

- диаметр в 109 раз больше земного

- масса в 333 тысячи раз больше Земли - температура в центре + 15 млн °С, на поверхности +6 тысяч °С

Установлены разные периоды коле бния солнечной активности, которые связаны со вспышками на Солнце в виде протуберанцев (язы ков пламени) внедряющихся в космическое пространство. Языки солнечного пламени ударяют о маг нитное поле Солнца, волны пере даются по космическому пространст ву, достигают магнитного поля Зем ли и ее поверхности.

Космизм как особая форма мировоззрения С конца 19 в. активно разрабатываются идеи космизма как особого мировоз зрения, выражающего научно- осмысленное, философское отно шение неразрывной взаимосвязи. Проникновение космизских идей в различные сферы человеческой жизни свидетельствует о том, что космизация- объективный процесс как часть и аспект совокупного, научно-технического прогреса. Вели ким русским космистом был В. И. Вернадский, создавший учение о биосфере и ноосфере. Деятельноть всех живых организмов и особенно человечского общества, Вернадский называл мощной геологичекой силой, а к научной мысли он отно сился именно так к планетарному явлению. Под влиянием научной мысли и человеческоготруда, по мнению Вернадского,биосфера переходит в новое состояние- ноос феру- сферу разума. Стихийным неуправлянием процессом биосфера может превратиться в техносферу и социосферу, в том случае, если чело вечество не сможет разрешить совре менные экологические кризисы. По-этому, космизм является особой формой мировоззрения и косми ческие объекты реально могут вли ять на земные процессы.

Солнечная активность и истори ческие события

Циклические изменения солнечной активности проявляются на Земле в частоте и интенсивности магнитных бурь, полярных сияний, в колеба ниях уф радиации, стапени иони зации верхних слоев атмосферы. Все это неизбежно сказывается на биосфере в целом, на телесном и психическом состоянии людей. В 20 в ученые все больше стали обращать внимание на зависимость социальных процессов, таких как войны, революции, эпидемии и всевозможные массовые потрясения от солнечной активности. В 1924 г.- А. Л. Чижевский писал в своих исследованиях:”Периоды солнечной активности влияют на события, происходящие в государствах. Эти события все цикличны.” На периоды пика солнечной активности приходится следующие года: 1905, 1917, 1929-1930, 1941, 1953, 1965, 1978, 1990-1991, 2002-2003. некоторые авторы отмечают, что со всплеском солнечной активности карелируют и всплески творческой активности ученых, особенно естественников. Также есть исследования о том, что люди, родившиеся в годы солнечной активности обладают большим интелектом и творчески активны.

^ 15. Кибернетика и сигернетика как общие общие науки о процессах управления и самоорганизации систем.

Специальное исследование проблем самоорганизации впервые было начато в кибернетике- науке об управлении и искусстве управления, возникшей в начале 20 в. в результате насущной практической потребности в повышении качества управления в производственно-технической, хозяйственной, политической, военной и других областях чеовеческой деятельности. Основная заслуга кибернетики в том, что она показала универсальность процессов управления, которые осуществляются в соответствии с задачей или целью управления. Отцом кибернетики по праву называют выдающегося американского математика Н. Винера, который в 1948 г. Впервые сформулировал основные идеи и принципы этой науки, а термин “самоорганизующаяся система” ввел английский кибернетик У.Р.Эшби (1947).

Широкое изучение самоорганизации в рамках кибернетики началось в конце 1950-х гг. в целях отыскания новых принципов построения технических устройств, обладающих высокой надежностью, и создания вычислительных машин, способных моделировать различные стороны интеллектуальной деятельности человека. Разработка представлений о самоорганизации материи как о содержании процесса развития и движения эволюционировало в ходее обощения естественно-научных данных.В кибернетике самоорганизующиеся системы рассматриваются как сложнодинамические, в которых имеют место процессы самоуправления, поэтому обычно они называются системами управления. Каждая система управления состоит из двух подсистемуправляемой и управляющей. Управляющая система воздействует на элементы управляемой и приводит ее в соответствие с заданным алгоритмом и новое состояние.

Различают три вида систем управления:- живые организмы

- сложные (с обратной связью) машины - человеческие коллективы.

С углублением изучения процессов самоорганизации образовалась отдельная современная наука, исследующая самоорганизацию в живой и неживой природе,- сигернетика, которая занимает довольно важное место в естествознаии и претендует на статус обобщенной теории поведения систем различной пророды Сигернетика- это наука, исследующая процессы самоорганизации, устойчивости, распада и возрождения самых разнообразных структур живой и неживой природы. Основателем сигернетики считается немецкий ученый Г. Хакен.Сигернетика изучает сложные системы, в которых эволюция протекает от хаоса к порядку, от симметрии к все возрастающей сложности. Во всех рассматриваемых сигернетикой системах процесс самоорганизации идет обязательно с участием большого числа объектов (атомов, молекул или более сложных преобразований) и, следовательно, определяются совокупным, кооперативным действием разрозненных элементов, спонтанно организующихся в структуру некоторой системы.


^ 16. Проблема сущности жизни. Проблема происхождения жизни на Земле.

Вопрос о сущности жизни- один из центральных вопросов естествознания. Дискуссии о том, что такое жизнь, отражают различные точки зрения на возникновение Земли, Вселенной и жизни на Земле. Всеми признанной теории о происхождении жизни до сих пор нет.

Согласно теории стационарного состояния Вселенная существовала извечно и лишь претерпевала изменения. Согласно другим гипотезам Вселенная могла возникнуть из сгустка нейронов в результате “Большого взрыва”, или родиться в одной из четырех известных черных дыр, или быть созданной творцом.

^ Главных гипотез возникновения жизни на Земле пять:

  • жизнь была создана в определенное время Творцом (креационизм). Наука не в состоянии опровергнуть идею о божественном сотворении первозданной Вселенной и теологические взгляды на возникновение жизни. Современной наукой допускается и такая возможность

  • жизнь возникла из неживого вещества (самопроизвольное зарождение)

  • жизнь существовала всегда (теория стационарного состояния)

  • жизнь занесена на нашу планету извне

  • жизнь возникла в результате процессов, подчиняющихся химическим и физическим законам (биохимическая эволюция, таория Дарвина).

^ Вещественную основу жизни, т.е. живых организмов на Земле, составляют белки, нуклеиновые кислоты и фосфороорганические соединения. Однако если говорить о живыхорганизмах без привызки к нашей планете, то их основу могут составлять совершенно другие вещества.

Ученые постоянно исследуют закономерности существования жизни в различных условиях. Так, жизнь будет существовать, если с повышением температуры повышается и давление, и наоборот: если температура понижается необходимым условием для активной жизни является снижение давления.Исследования земных биологических организмов показали, что они могут существовать только при обязательном наличии воды, в диапазоне температур от -80 до 300 °С и даже выше. Вообще, с понижением температуры активность биосистем падает, и организмы как бы в впадают в анабиоз (обратимое состояние организма, при котором жизненные процессы (обмен веществ, развитие, размножение и др.) настолько замедленны, что отсутствуют все видимые проявления жизни) с последующим возвратом к существованию в обычных условиях даже через 150-300 лет

Каким бы образом не возникла жизнь на Земле, достоверным является только то, что живая материя обладает гораздо большей сложностью и стоит в иерархической пирамиде уровней организации материи выше всех неживых элементов и веществ природы.


^ 17. Эволюция жизни и ее отражение в учениях Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина.Ж.Б. ламарк допускал, что простейшие организмы самозараждаются из неживой природы и способны изменяться под действием среды, становясь все больее сложными. У животных активное упражнение органов ведет к их совершенствованию, а ослабление- к деградации. Приобретенные свойства передаются потомству. Он наделял их внутренним стремлением к определенным целям, изменениям.Основные положения теории Дарвина легли в основу современного учения о биологической эволюции. Однако следует отметить, что в последние годы некоторые постулаты теории Ч. Дарвина вызывают все возрастающие сомнения, была даже выдвинута гипотеза “обратной эволюции”. Тем не менее на настоящий момент времени остается наиболее признанным существующее учение о биологической эволюции.Основные принципы эволюционной теории Ч. Дарвина сводятся к следующим положениям:

- в пределах каждого вида живых организмов существует огромный размах индувидуальной наследственной изменчивости по морфологическим, физиологическим, поведенческим и любым другим признакам.

- все живые организмы размножаются в геометрической прогрессии

- жизненные ресурсыдля любого вида живых организмов ограничены, и поэтому должна возникать борьба за существование либо между особями одного вида, либо между особями разных видов, либо с природными условиями

- в условиях борьбы за существование выживают и дают потомство наиболее приспособленные особи,имеющие те отклонения, которы случайно оказались адаптированными к данным условиям среды.

- естественные отбор отдельных изолированных разновидностей в разных условиях существования постепенно ведет в разных условиях существования постепенно ведет к дивергенции (расхождению) признаков этих разновидностей и в конечном счете к видообразованию.

^ 18. Проблема прогресса в живой природе.

Прогресс в общем виде характеризуется как совершенствование чего-либо, переход от низшего к высшему. Прогресс можно считать главным направлением или главной формой развития. Однако он не является всеобщим признаком развития, не все и не всегда развивается в направлении к высшей организации. Есть еще регресс( от высшего к низшему) и изменения, идущие как бы «в одной плоскости», оставляющие системы на прежнем уровне организации. Прогрессивное развитие носит кумулятивный характер: новое, возникнув, не абсолютно вытесняет старое, но в преобразованном виде сохраняет в себе или его основу, или его отдельные элементы, накапливая, таким образом, элементы и связи. Эволюция живого мира – разветвленный, многоплановый процесс. Поэтому в составе современной фауны и флоры существуют виды, представляющие последние звения самых различных рядов развития и стоящие на разных уровнях организации. Переход к человеку и обществу явился последним звеном лишь одного ряда развития. Проблемы прогресса: 1) Внешние условия оказывались помехой реализации внутренних целей и стремлений организмов к самосовершенствованию (Ламарк). 2) Естественный отбор – главный механизм прогресса. В основе прогресса лежит накопление приспособлений широкого биологического значения (Дарвин). 3) Прогресс и регресс отрицаются.(релятивистское толкование). 4) Главная закономерность эволюции не прогресс, а регресс. Эволюция оценивается как растрата жизненной энергии.

^ 19.Генетика и эволюционное учение.

Генетика – наука о наследственности, способах передачи признаков от родителей к детям, о механизмах индивидуальной изменчивости организмов и способах управления ею. Исходные законы наследственности были открыты Менделем в 1865 году. Второй этап в генетике – основную роль в передаче наследственной информации играют хромосомы клеточного ядра. Последующие исследования показали, что связь между поколениями осуществляется через клетку в целом. Важнейшим понятием в генетике является «ген» - участок цепочки ДНК. Наследственность обеспечивает преемственность живого на земле, а изменчивость – многообразие форм жизни. Основные формы изменчивости: генотипическая и фенотипическая. Наиболее ярко наследственные изменения проявляются в мутациях. Индивидуальное развитие живого организма от зарождения до смерти осуществляется под влиянием, как генетических программ, так и внешних условий. Удачные приспособительные изменения регулируются естественным отбором, обеспечивая выживание организмов с генотипами, способными оптимально реагировать на изменение внешней среды.

^ 20. Экология как наука. Структура и эволюция биосферы

в целом.

Экология- наука, изучающая соотношение организмов с условиями среды и формы их приспособления к условиям существования. К ее возникновению привел дарвинизм, а затем сама экология способствовала ее развитию, давая конкретный материал для изучения борьбы за существование и естественного отбора. Название новой науки (Экология) дал Э. Геккель в 1879 году. Экология раскрывает структуру и закономерности эволюции биосферы в целом, изучая взаимосвязи по цепочке: особь популяция вид биоценоз биогеоценоз биосфера. Экологию разделяют на аутэкологию (взаимоотношения между видами и средой) и синэкологию (взаимоотношения между самими видами). Биосфера-это целостная самоорганизующаяся система, состоящая из различных компонентов (экологических систем, популяций, организмов), которые в свою очередь могут рассматриваться как самостоятельные самоорганизующееся системы. Биосфера охватывает часть атмосферы, гидросферу, возможно часть литосферы. Верхняя граница биосферы располагается примерно в 30 км. От поверхности земли, нижняя до 10м. в земной коре. При этом некоторые живые организмы обнаружены на глубине до 11км. Структура и состав биосферы прошлой и настоящей деятельностью всех живых организмов, в том числе и человека. Вымирание определенных видов и более крупных групп – закономерность исторического развития жизни.

^ 21. Естественное происхождение человека. Ступени антропосоциогенеза.

Человек представитель типа хордовых, подтипа позвоночных, класса млекопитающих, подкласса плацентарных, отряда приматов, семейства людей, рода человека, вида разумного. Отличительные свойства человека:

  1. Способность производить ору4дия труда, для сознательного воздействия на окружающий мир.

  2. Прямохождение и положение внутренних органов, соответствующее вертикальному положению тела.

  3. Высокая степень развития руки, позволяющая изготавливать орудия труда.

  4. Членораздельная речь.

  5. Высокая степень развития головного мозга и его вместилища – черепа.

  6. Кажа, большая часть, которой лишена волосяного покрова.

Этапы становления человека: 1)Питекантропы; 2)Синантропы; 3)Неандертальцы; 4) Кроманьонцы.

Периоды социальной и культурной эволюции: 1)Палеолит; 2)Мезолит; 3)Неолит; 4) Бронзовый век;

^ 22. Современная наука о сущности и истоках человеческого сознания.

Проблема сознания и его отношения к материи в конце 20 века обсуждается не менее активно, чем в его начале, но существенно по иному. 1) Вульгарно –материалистическая позиция: Когда сознание отождествляется с определенными физическими, энергетическим и информационными процессами именно как с разновидностями материальных явлений, фактически остается только материя, а сознание как таковое, просто-напросто ликвидируется. 2) Научные материалисты: Современное сведение психологии и гносеологии к физическим теориям полей, моделям в принципе остается не менее ошибочным. 3) Физикалисты: Неразрывность мышления, сознания с физиологическим функционированием мозга. 4) Релятивистская квантовая психология: Сознание как явление над человеческое. Сознание называют «живым телом космоса»; 5)Экстрасенсы: думают об использовании пси-способностей человека; 5)Парапсихология: Это область науки, изучающая пси-коммуникации, т. е. исследование тех связей живого организма с окружающей средой, которые получили название экстрасенсомоторных, поскольку они проявляются помимо органов чувств и мускульных усилий; 6)Психотроника: Эта наука теоретически обосновывает способы создания психотронных генераторов. Человеческое сознание отличается от психики животных.

^ 23. Структура субъективного мира человека, его психической и мыслительной деятельности.

В различных отношениях сознание человека выступает как его ум, честь и совесть, как его рассудок, разум и мудрость, как индивидуальное проявление духа времени – общественного сознания на конкретном этапе его исторического развития. И все это является особыми формами отражения и выражения природы, общества и внутреннего мира каждого отдельного человека. Субъективный мир человека, представляющий для него самого его собственное Я, являющееся его внутренним миром, его можно назвать надстройкой над индивидуальным телесным и материальным общественным бытием человека. В эмоциональной сфере сознания различают элементарные эмоции (голод, жажда, усталость), чувства (любовь, ненависть, горе, радость), аффекты (ярость, ужас, отчаяние), страсти, настроение (веселое, подавленное), стрессы.

^ 24. Генетика человека. Биологическое и социальное в человеке.

Генетика человека – отрасль науки, изучающая законы наследственности и изменчивости человека как индивида, популяции, вида. Здесь применяются специальные методы исследования: 1) Изучение культур тканей; 2) Статистический сбор материалов о распространении отдельных признаков в различных популяциях; 3) Изучение генеалогий отдельных семей и 4) Изучение однояйцовых близнецов. Существует три типа наследования – аутосомное - доминантное, аутосомное – рецессивное или сцепленное с полом. Исследования показали, что число хромосом у современных людей не является совершенно одинаковым. Число хромосом человека 46. Развитие генетики в 20 веке привело к рождению «евгеники» - учения о целях, средствах, путях и условиях изменения наследственности человека и создании более совершенных его качеств. В задачи евгеники и борьба с наследственными болезнями. Биологическое в человеке – это законы обмена веществ и энергии. Биологическое – это основа, обеспечивающая индивидуальное приспособление организма к окружающей среде. Под социальным мы понимаем систему материальных и духовных факторов общественного происхождения и совокупность межчеловеческих отношений, оказывающих влияние на жизнедеятельность человека, на формирование его здоровья. В биологическом плане человек выступает как организм, а в социальном – как личность, включенная в систему общественных отношений с другими людьми личностями. Биологическое и социальное в человеке неразрывно взаимосвязаны.


^ 25. Проблема здоровья, здорового образа жизни людей в ряду глобальных проблем современности.

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Виды здоровья: 1)Индивидуальное; 2) Здоровье группы; 3)Здоровье населения; Здоровье обусловлено на 50% - образом жизни, на 20% - наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды, на 10% - возможностями медицины. Здоровый образ жизни- это результирующая действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий.

Основные принципы ЗОЖ:

  1. Творец ЗОЖ – человек.

  2. Отказ от вредных привычек.

  3. Соблюдение рационального питания.

  4. Соблюдение норм морали.

  5. Рациональная двигательная активность.

Глобальные проблемы- проблемы, которые могут быть решены усилиями всех стран:

  1. Демографическая проблема.

  2. Ядерное оружие.

  3. Загрязнение атмосферы.

  4. Глобальное потепление.

  5. Истощение озонового слоя.

Решение названных и других глобальных проблем в принципе возможно при наличии доброй воли государственных и экономических структур, определяющих направления и темпы развития производства и потребления.




Скачать файл (173 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru