Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Планирование финансов и фондов экономического планирования - файл 1.doc


Контрольная работа - Планирование финансов и фондов экономического планирования
скачать (180.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc181kb.18.12.2011 00:01скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Кафедра экономики и менеджмента

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


«ПЛАНИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ И ФОНДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ»

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………………3

1. Цели, задачи и функции финансового планирования……………………..4

2. Содержание финансового плана…………………………………………...10

3. Анализ финансового положения предприятия.……………………………12

4. Планирование доходов и поступлений средств…………………………..15

5. Планирование расходов и отчислений…………………………………….23

6. Проверка финансового плана………………………………………………29

Заключение…………………………………………………………………….30

Список использованных источников………………………………………...31
ВВЕДЕНИЕ

Перевод предприятий на саморегулирование в условиях рыночных отношений сам по себе невозможен без кардинального изменения сложившейся практики финансового планирования. В рыночной экономике каждое действие хозяйствующего субъекта сопряжено с риском, может принести потери или положительные результаты при измени рыночной конъюнктуры, поэтому оно должно тщательно проектироваться наперёд.

Возрастает значимость финансового планирования, усилива­ется его неформальный характер.

Как научный процесс обоснования движения денежных по­токов финансовое планирование позволяет предвидеть потреб­ность в ресурсах, обеспечить их рациональное распределение и использование. Это во многом способствует стабильному функ­ционированию каждого хозяйствующего субъекта, положитель­ному конечному финансовому результату его деятельности.
^ 1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Финансовое планирование на предприятииэто планирова­ние всех видов и направлений расходования денежных средств для обеспечения его дальнейшего развития. Его необходимость обусловлена тем, что непрерывное функционирование органи­зации любой формы собственности невозможно без наличия соответствующих резервов финансовых ресурсов, исполь­зуемых для приобретения сырья, материалов, товаров, других ценностей, уплаты налогов, выполнения иных финансовых обязательств перед поставщиками, заказчиками, членами кол­лектива. Необходимо прогнозировать движение этих средств, планировать поступление ресурсов, их наиболее целесообраз­ное распределение. Финансовое планирование осуществляет­ся посредством финансовых планов разного содержания и на­значения в зависимости от задач и объектов планирования.

В условиях рынка, когда от финансовых возможностей предприятия во многом зависят непрерывность производства, его конечные результаты, особое значение приобретает организация финансового планирования в низовых звеньях, т.е. непо­средственно на предприятиях.

Финансовый план как заключительный раздел внутрифир­менного плана включает ряд самостоятельных форм балансов, позволяющих в денежном выражении обосновать и обобщить результаты намечаемых мероприятий в других разделах пла­на. Однако финансовые задания не являются только пассив­ным отражением этих разделов, а активно воздействуют на эффективность планируемых экономических и социальных решений. Достигается это посредством применения прогрес­сивных форм аккумуляции источников финансирования, распределения всех ресурсов, стимулирования их эффективного использования.

^ Финансовый план предприятия это документ, отражающий объ­ём поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период.

Рыночная экономика существенно изменила методологию фи­нансового планирования, место и роль финансов в хозяйственном механизме управления предприятием. Усилилась их стимулирующая роль в повышении эффективности производственно-хозяйственной деятельности. Финансовые планы перестали носить директивный характер. Процессы формирования, распределения и использования фондов денежных ресурсов стали прерогативой самих предприятий. Новая методология финансового планирования и контроля упорядо­чила финансовые взаимоотношения между субъектами хозяйствования и бюджетом. В этом отношении процедура финансового плани­рования упростилась.

Следует отметить, что неправомерно отождествлять такие катего­рии, как планирование финансов и финансовое планирование. Пла­нирование финансов – это такая форма планирования деятельности предприятия, в которой финансовые ресурсы являются объектом планирования. Объектом финансового планирования служат произ­водственные ресурсы, а финансовые инструменты, такие как дохо­ды, расходы, прибыль, цена, фонды финансовых ресурсов, являются средством планирования. Необходимость дополнить планируемые показатели использования производственных ресурсов финансовыми показателями, характеризующими эффективность конечной деятель­ности структурных подразделений предприятия, привела к появлению бюджетирования. С определенной степенью условности можно ска­зать, что бюджетирование это и есть финансовое планирование.

Планирование финансов охватывает широкий спектр финансо­вых отношений:

• предприятий и различных субъектов хозяйствования в процессе ре­ализации продукции (работ, услуг) и при коммерческом кредитовании;

  • собственников предприятия, трудовых коллективов и отдельных работников при оплате труда персонала предприятия;

  • субъектов хозяйствования, входящих в объединение, и самого объединения, а также между субъектами хозяйствования и хозрас­четными подразделениями внутри их при формировании и распреде­лении централизованных фондов финансовых ресурсов, предназначенных для решения общих задач;

  • предприятий, объединений и государственного бюджета при внесении платежей в бюджет, внебюджетные фонды и получении ас­сигнований из бюджета;

  • предприятий и коммерческих банков при получении и погашении ссуд и при уплате процентов за кредит;

  • предприятий и страховых организаций при страховании иму­щества предприятий.

Финансовый план упорядочивает эти отношения, позволяет за­ранее предвидеть финансовые результаты деятельности предприятия и так организовать движение финансовых потоков, чтобы они слу­жили достижению целей, предусмотренных стратегическим и такти­ческим планами.

Основная цель планирования финансов состоит в том, чтобы сба­лансировать намечаемые расходы предприятия с финансовыми воз­можностями.

В процессе планирования финансов решаются следующие за­дачи:

  • определяются источники и размеры собственных финансовых ресурсов предприятия (прибыль, амортизационные отчисления, ус­тойчивые пассивы и др.);

  • принимаются решения о необходимости привлечения внеш­них финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов, займов;

  • определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах, устанавливаются оптимальные для конкретной ситуации пропорции распределения ресурсов на внутрихозяйственные нужды или вложение их в другие предприятия и организации с целью получения дивидендов, процентов, прибыли;

  • уточняется целесообразность и экономическая эффективность планируемых инвестиций;

• выявляются резервы рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств в целях максимально возможного повышения эффективности производства, его рентабельности, получения прибыли;

• определяются финансовые взаимоотношения предприятия с госу­дарственным бюджетом, банками, вышестоящими организациями.

Для составления финансового плана предприятия ис­пользуют множество различных отчетных и плановых по­казателей хозяйственно-финансовой деятельности, технико-экономических норм и нормативов.

Основными исходными материалами для составления фи­нансового плана служат:

• утвержденные на планируемый год финансовые задания и показатели бизнес-плана (объем производства и реализации продукции, прибыль, объем капитальных вложений и др.);

  • бухгалтерская и статистическая отчетность;

  • действующие общегосударственные и ведомственные нормы и нормативы (ставки налоговых платежей и процентов за кредит, нормы амортизационных отчислений и т.д.).

Расширение прав предприятий в планировании финансов, активное внедрение самофинансирования в низовых звеньях, установление тесной зависимости финансовых возможностей экономического и социального развития предприятий и мате­риального стимулирования работников от конечных финансо­вых результатов работы резко усилили их ответственность за составление и выполнение финансовых планов.

Переход к рыночным отношениям требует повышения уров­ня финансового планирования на предприятиях, привлечения к этой работе широкого круга специалистов.

Финансовое планирование на предприятии осуществляется планово-экономическим и финансовым отделами. Самостоятель­ные финансовые отделы (управления) создаются, как правило, на крупных и средних предприятиях. В состав отдела могут входить подразделения (сектор, бюро, группа) финансового планирования, анализа финансово-хозяйственной деятельности, организации расчетов, инкассации, кассовых операций и др.
^ Функции финансового отдела в области планирования:

  • составление проектов финансовых планов предприятия со всеми необходимыми расчетами с учетом максимальной мобили­зации внутрихозяйственных резервов, наиболее рационального использования ресурсов;

  • составление и представление в установленные сроки кредит­ ных заявок и кассовых планов в учреждения банков и участие в их рассмотрении;

  • участие в составлении плана реализации продукции в денеж­ном выражении. Определение плановой суммы балансовой при­были на год и по кварталам и показателей рентабельности;

  • составление совместно с планово-экономическим отделом плановых расчетов различных фондов, образуемых из чистой при­были, и участию в составлении смет их расходования;

  • определение плановой суммы амортизационных отчислений
    с разделением их на полное восстановление (реновацию) основных фондов и капитальный ремонт;

  • участие в определении потребности собственных оборотных средств по элементам и расчету нормативов оборотных средств;

  • составление плана финансирования капитального ремонта основных фондов;

  • составление плана распределения балансовой прибыли и амортизационных отчислений;

  • участие в составлении плана финансирования НИОКР;

  • выполнение расчетов по предъявлению претензий поставщикам и подрядчикам;

  • распределение квартальных финансовых показателей по месяцам;

  • доведение показателей финансового плана и вытекающих из него заданий, лимитов и норм до структурных подразделений предприятия;

  • составление на месяц и внутримесячные периоды оперативных финансовых планов;

  • составление оперативных планов реализации продукции в денеж­ном выражении и планов по прибыли;

  • участие в составлении оперативных графиков отгрузки товарной продукции;

  • контроль за завозом товарно-материальных ценностей с целью предупреждения накапливания сверхнормативных запасов;

  • обеспечение выполнения финансового, кредитного и кассового планов;

  • обеспечение платежей в Государственный бюджет; уплата про­центов по ссудам; взносы собственных средств в централизованные отраслевые фонды; выдача заработной платы персоналу предприятия; оп­лата счетов поставщиков и подрядчиков; финансирование затрат, предусмотренных планом; осуществление операций по счетам предприятия в банках;

  • ведение ежедневного оперативного учета: реализация продукции, прибыль от реализации и других финансовых показателей; отказ покупателей от акцепта платежных требований; выполнение других показа­телей финансового плана.

^ 2. СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНА

Имеется несколько подходов к построению финансового плана предприятия. В практике западных компаний финансовый план пред­ставляет собой план движения денежных средств на планируемый пе­риод (год, квартал, месяц), включая поступления денежных средств и платежи. Расчет движения денежных средств в планируемом периоде имеет цель обеспечить контроль за денежными потоками предпри­ятия в ходе производственно-хозяйственной деятельности. Денеж­ные потоки позволяют определять размеры избытка и недостатка де­нежных средств, и на этой основе — суммы привлечения в оборот кредитных ресурсов, а также сроки и суммы их погашения, выплаты процентов по кредитам. Финансовый план в таком варианте содержит два раздела: расчет конечных финансовых результатов и расчетную балансовую таблицу (плановые показатели баланса).

В отечественной практике планирования финансовый план име­ет иную структуру. В нем отражают не все денежные потоки, а только те, которые характеризуют конечные финансовые результаты, на­пример прибыль, амортизация, налоги, уплачиваемые из прибыли.

Рассмотрим более подробно данный подход.

Финансовый план предприятия составляется в виде баланса доходов и расходов, а также расчетных форм для определения статей ба­ланса.

Баланс доходов и расходов состоит из следующих разделов:

  • доходы и поступления средств;

  • расходы и отчисления средств;

  • платежи в бюджет;

  • ассигнования из бюджета.

Финансовый план составляется на основе:

  • фактических данных бухгалтерского баланса на 1-е число пла­нируемого периода, а также за 2-3 года, предшествующих планируе­мому периоду;

  • показателей плана производства и реализации продукции;

  • сметы затрат на производство или свода расходов предприятия на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг;

  • сметы затрат на содержание объектов социальной и культурно-бытовой сферы предприятия;

  • данных об объемах планируемых инвестиций и капитальных вложений;

  • сведений о движении основных фондов и оборотных средств;

  • расчетов отпускных цен;

  • норм амортизационных отчислений;

  • нормативов собственных оборотных средств;

  • ставок платежей в бюджет и отчислений во внебюджетные фонды;

  • лимитов расходов по отдельном статьям, например на фирменную одежду, представительские и командировочные расходы, плата за выбросы вредных веществ в окружающую среду;

• результатов анализа выполнения плана за предшествующий период;

• условий расчетов с покупателями продукции, поставщиками материальных ресурсов, с банком по ссудам, с бюджетом по налогам.
^ 3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ


Алгоритм составления финансового плана включает следующие этапы:

  • анализ финансового положения предприятия;

  • планирование доходов и поступлений;

  • планирование расходов и отчислений;

  • проверка финансового плана (баланс доходов и расходов).

Основные задачи анализа финансового положения предприятия это:

  • определение меры влияния объективных и субъективных факторов на финансовые результаты деятельности предприятия;

  • оценка финансового положения предприятия и факторов его изменения;

• оценка работы предприятия и его структурных подразделений по выполнению показателей финансового плана;

• анализ соблюдения финансовой, расчетной и кредитной дисци­плины;

• выявление резервов повышения рентабельности и разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

В процессе финансового анализа исследуются:

  • наличие, состав и структура средств предприятия, причины и последствия их изменения;

  • наличие, состав и структура источников средств предприятия, причины и последствия их изменения;

  • состояние, структура и динамика изменения долгосрочных активов;

  • дебиторская задолженность;

  • эффективность использования средств.

В конечном счёте такой анализ должен позволить прогнозирование возможных финансовых результатов исходя из реальных условий хо­зяйственной деятельности в планируемом периоде.

Финансовое положение характеризуется системой таких показа­телей, как текущая и перспективная платежеспособность, оборачи­ваемость, наличие собственных и заемных средств, эффективность их использования и др. Финансовый анализ, проводимый в процессе обоснования плановых решений, имеет свои особенности. Начина­ется он с анализа активов предприятия.

В процессе анализа активов предприятия исследуется их наличие, состав, структура, динамика. Выясняется, насколько увеличилась или уменьшилась общая сумма средств предприятия в предплановом году, как изменилось распределение средств между долгосрочными и текущими активами.

Особый акцент необходимо сделать на анализе структуры теку­щих активов. Следует установить, как изменился в структуре удель­ный вес материальных оборотных средств (производственных запа­сов, незавершенного производства, готовой продукции, товаров отгруженных); денежных средств (наличности, краткосрочных цен­ных бумаг); дебиторской задолженности и прочих активов (расходов будущих периодов и др.).

Важное место при анализе текущих активов отводится дебитор­ской задолженности, поскольку она является иногда значительной частью оборотных средств. Здесь необходимо изучить изменение как абсолютной суммы, так и структуры дебиторской задолженности.

В ходе анализа необходимо установить возможность возврата де­биторской задолженности в планируемом периоде.

В процессе анализа пассивов должна быть дана оценка собственных и заемных источников средств предприятия: насколько они выросли или уменьшились, как изменилось их соотношение.

Важной составляющей анализа является установление соответствия долгосрочных и нематериальных активов источникам их покрытия, а также изучение источников финансирования текущих активов.

Заканчивается анализ пассивов оценкой кредиторской задолжен­ности. Необходимо четко сформулировать причины ее возникнове­ния, а также сделать сравнительный анализ дебиторской и кредитор­ской задолженности на начало планируемого периода и наметить мероприятия по их снижению.

В заключение анализа финансового положения проводится оцен­ка платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.

Платежеспособность может быть оценена с помощью показате­лей — коэффициентов:

  • текущей ликвидности;

  • критической ликвидности;

  • абсолютной ликвидности;

  • обеспеченности собственными средствами;

  • восстановления (утраты) платежеспособности и др.

Финансовая устойчивость отражает перспективную платежеспо­собность предприятия, что очень важно для планирования финансов, и оценивается рядом коэффициентов, характеризующих соотноше­ние заемного, собственного и общего капитала.

Финансовую устойчивость характеризуют следующие показатели:

  • удельный вес заемных средств в общем капитале;

  • удельный вес заемных средств в собственном капитале;

  • доля привлечения долгосрочных кредитов и займов для финансирования активов наряду с собственными средствами;

  • коэффициент маневренности собственных средств;

  • коэффициент накопления амортизации;

  • коэффициент соотношения реальной стоимости основных средств к общей сумме средств;

• коэффициент соотношения реальной стоимости основных средств и материальных оборотных с общей суммой средств;

• способность предприятия оплатить проценты по кредитам.
^ 4. ПЛАНИРОВАНИЕ ДОХОДОВ И ПОСТУПЛЕНИЙ СРЕДСТВ


Планирование доходов и поступлений средств осуществляется на основе расчетов движения денежных потоков предприятия на планируемый период.

Источниками доходов и поступлений средств предприятия являются:

  • прибыль от производственно-хозяйственной деятельности;

  • амортизационные отчисления;

  • финансовые ресурсы, мобилизуемые в процессе строительства (плановые накопления по работам, выполняемым хозяйственным способом), а также мероприятия по снижению себестоимости этих работ, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве;

  • устойчивые пассивы (кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении предприятия);

  • средства от продажи ценных бумаг, финансовых операций с временно свободной денежной массой;

  • паевые, членские взносы членов трудового коллектива, юриди­ческих и физических лиц;

  • долгосрочные банковские кредиты;

  • займы;

  • пожертвования и благотворительные взносы;

• поступления от долевого участия в строительстве.

Рассмотрим методику планирования основных источников дохо­дов и поступлений.

Прибыль. План по прибыли рекомендуется составлять: в ценах и условиях планируемого периода; ценах и условиях, сопоставимых с предыдущим годом; действующих ценах и условиях. Для полного и всестороннего учета влияния изменения цен, использования от­четных данных предыдущего года и обеспечения соответствия между перспективным и текущими планами предприятия расчеты прибыли первоначально должны выполняться в ценах и условиях предыдуще­го года, а для сопоставления с перспективным планом необходим расчет и в ценах, принятых в перспективном плане.

Одновременно целесообразно определить влияние изменения цен, тарифов, условий оплаты труда и других подобных факторов на из­держки производства и прибыль.

Прибыль (убыток) предприятия складывается из следующих ис­точников:

• прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) — определяется как разница между выручкой от их реализации в отпу­скных ценах (валовым доходом) и издержками производства (обращения) реализованной продукции, а также суммами налогов, сборов и отчислений, уплачиваемых из выручки от реализации;

• прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов (прочей реализации) — определяется как разность между выручкой от реали­зации в отпускных ценах и их остаточной стоимостью, а также расходами по реализации и налогами, относимыми на их реализацию;

• прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов, непосредственно не связанных с основной деятельностью (штрафы, пени, неустойки, принятое к учету излишнее имущество, суммы недостач, потерь и порчи активов и т.д.).

Планирование прибыли ведется в разрезе данных источников. Вначале планируется прибыль от реализации продукции.

Расчет плановой суммы прибыли целесообразно вести методом прямого счета по каждому виду продукции (услуг) с последующим сум­мированием результата в целом по предприятию.

Расчет прибыли от реализации конкретного вида продукции на­чинается с расчета остатков нереализованной продукции на начало планируемого года (конец отчетного года). В остатки входит готовая продукция на складе, в неотфактурованных поставках (не оформлен­ных транспортными и платежными документами), если такое имеет место, и на ответственном хранении у покупателей (клиентов). Све­дения об остатках готовой продукции на начало планируемого года можно взять из данных бухгалтерского учета. Однако на момент сос­тавления финансового плана (за один-два квартала до окончания от­четного года) они, как правило, неизвестны. Поэтому остатки гото­вой продукции на конец отчетного года рассчитываются исходя из прогнозных оценок факторов, влияющих на их уровень, например изменения объемов реализации, формы безналичных расчетов, объ­ема бартерных поставок, платежеспособного спроса.

Затем рассчитываются остатки нереализованной готовой про­дукции на конец планируемого года (Опк ), так называемые выходные остатки. Они рассчитываются исходя из среднесуточного выпуска продукции и норматива запасов готовой продукции в днях по формуле
Пт · Но

Опк = —————,

360

где Пт - годовой объем товарной продукции в отпускных ценах пред­приятия, млн. руб.;

Но - норматив остатков готовой продукции на складе, дней;

360 - расчетное количество дней в году.

На основе изменения остатков готовой продукции на начало и ко­нец планируемого года и объёма товарной продукции, рассчитанных по полной себестоимости и в отпускных ценах, определяется объем реализованной продукции (по полной себестоимости и в отпускных ценах) и доход, полученный от реализации данного вида продукции. Величина дохода (Д) рассчитывается как сумма дохода от реализации товарной продукции (Дт) и дохода в остатках готовой продукции на начало планируемого года (Дн) за минусом дохода в остатках на ко­нец планируемого года (Дк) по формуле

Д=ДН + ДТ - ДК.

Величина дохода по каждому виду продукции (Дi) рассчитывает­ся на основе плана производства, плана изменения остатков готовой нереализованной продукции, отпускных цен и сметы затрат на производство по формуле

Дi=ВРi - Сi,

где ВРi - выручка от реализации i-го вида продукции в отпускных ценах предприятия;

Сi - полная себестоимость, рассчитываемая на основе сметы затрат на производство i-го вида продукции.

На основе сметы затрат рассчитываются затраты на валовую про­дукцию; производственная и полная себестоимость товарной продук­ции; себестоимость реализованной продукции; осуществляется нор­мирование оборотных средств.

В заключение рассчитывается плановый объем прибыли от реали­зации данного вида продукции.

Общий объем плановой прибыли от реализации продукции (работ, услуг) рассчитывается как сумма прибыли по всем видам продукции.

Использование метода прямого счета при планировании прибыли предусматривает наличие на момент расчетов широкого круга различ­ных данных. Однако динамизм внешней среды, неопределенность экономической ситуации иногда не позволяют прогнозировать не­которые экономические параметры, влияющие на финансовые ре­зультаты, с достаточной степенью достоверности. В этих случаях приходится довольствоваться оценочными расчетами прибыли, вы­полняемыми на базе достигнутого уровня прибыли и прогнозируе­мого процента инфляции.

Прогнозируемый объем прибыли (Пб) рассчитывается по формуле

Пб = Пбо · ^ I и ,

где Пбо - фактическая прибыль, полученная в отчетном году;

I и - прогнозируемый годовой индекс инфляции.

Эффективным средством прогнозирования прибыли, особенно в зарубежной практике управления, являются графики рентабельнос­ти, учитывающие сложные взаимосвязи между издержками, объе­мом реализации, прибылью и ценой. Они позволяют ответить на ряд сложных вопросов: «Что случится с прибылью, если выпуск умень­шится?», «Что будет с прибылью, если цена увеличится, издержки снизятся, а объем реализации упадет?»

Зависимость, отражаемая на графике, основывается на целом ря­де важных допущений: издержки могут быть разделены на перемен­ные и постоянные; переменные издержки прямо пропорциональны объему производства, и это отношение не меняется; продажная цена остается постоянной, как остается постоянным и общий уровень цен. Если выпускаются различные виды продукции, то делается до­пущение о том, что структура производства остается неизменной. Исходят также из того, что уровень производительности не меняется, что имеется надлежащая синхронизация производства со сбытом и что она сохраняется для различных объемов выпуска и на различ­ные моменты. Эффективность управления считается постоянной, а условия конкурентной борьбы принимаются неизменными. Очень редко подобные допущения соответствуют действительности.

Когда фирма выпускает продукцию, в себестоимости которой пре­обладают издержки на материалы, и цены на материалы колеблются в широком диапазоне, структура производства постоянно изменяет­ся, норма прибыли для разных видов продукции различна, расходы на рекламу тесно связаны с объемом продаж, технология производ­ства быстро изменяется, то графики рентабельности могут принести пользу только в том случае, если имеются результаты прогноза изме­нения этих факторов в будущем.

Следует отметить, что зависимости действительно имеют место во многих компаниях в пределах некоторого интервала. В этом интерва­ле функциональные зависимости можно рассматривать как линей­ные. Обычно этот интервал достаточен, чтобы охватить область про­гнозов компании на ближайшее будущее. В этом случае графики рентабельности могут служить простым, но важным инструментом интеграции сложных элементов систем бюджетов и планирования.

Амортизационные отчисления. После прибыли являются вто­рым источником финансовых ресурсов предприятия. Предназначены для финансирования затрат, связанных с простым и расширенным воспроизводством основных фондов предприятия. Сумма амортизационных отчислений определяется исходя из среднегодовой стоимо­сти в планируемом периоде групп амортизируемых основных фон­дов (здания, сооружения, рабочие машины, оборудование и др.) и средней нормы амортизационных отчислений по этим группам, фактически сложившейся в отчетном году.

Следует иметь в виду, что в случае применения метода ускоренной амортизации средняя фактически сложившаяся норма амортизации по предприятию может быть увеличена не более чем в два с полови­ной раза. Имеются также особенности в начислении амортизации на малых предприятиях и по арендованным основным производствен­ным фондам.

Финансовые ресурсы строительства. Планируются при выполне­нии работ хозяйственным способом в условиях внутрихозяйственно­го расчета. В этом случае структурному подразделению предприятия, выполняющему ремонтно-строительные работы, доводятся финан­совые показатели: плановые накопления; задания по снижению се­бестоимости работ; норматив оборотных средств.

К источникам финансовых ресурсов относят следующие:

  • мобилизация внутренних ресурсов в капитальном строительстве;

  • плановые накопления и экономия в строительстве.

^ Мобилизация внутренних ресурсов в строительстве (Ст) может быть результатом сокращения потребности строительного комплекса пред­приятия в оборотных средствах или ускорения их оборачиваемости и рассчитывается по формуле

Ст = (Он - Ок) - (Кн - Кк),

где Он - оборотные активы стройки на начало планового периода, млн. руб.;

Ок - потребность стройки в оборотных активах на конец го­да, млн. pуб.;

Кн, Кк - кредиторская задолженность стройки на начало и конец планового периода соответственно, млн. руб.

В случае, если потребность в оборотных средствах на конец планируе­мого года больше их наличия на начало, необходимо увеличивать объем финансирования капитального строительства.

^ Плановые накопления п) по строительным работам, выполняе­мым хозспособом, рассчитываются по формуле
ОР · П

Нп = ———,

100

где ОР - планируемый объем строительно-монтажных работ в смет­ных ценах, млн. руб.;

П - планируемый процент накоплений.

^ Экономия в строительстве может быть достигнута за счет снижения себестоимости строительно-монтажных работ. Задания по сниже­нию себестоимости устанавливаются в процентах (Пс) и в абсолют­ном выражении (затраты, Зс). Расчет экономии ведется по формуле
(У - Нп)

Зс = ———— Пс,

100

Устойчивые пассивы. К устойчивым пассивам относятся средст­ва, не принадлежащие предприятию, но по условиям расчетов посто­янно находящиеся в его обращении.

При составлении финансового плана в качестве финансовых ре­сурсов планируется прирост устойчивых пассивов. Для расчета этой величины первоначально определяются устойчивые пассивы на ко­нец планируемого года. Затем методом сравнения устойчивых пасси­вов на конец планируемого года с устойчивыми пассивами, учтенны­ми на начало планового периода, определяется величина изменения задолженности.

^ Минимальная задолженность по заработной плате работникам предприятия (ЗПз) рассчитывается как произведение среднесуточ­ного расхода заработной платы (ЗПс), определенного делением фон­да заработной платы четвертого квартала на 90 плановых дней или годового фонда на 360 дней, на число дней минимального разрыва (Др) между днем выплаты заработной платы и последней датой меся­ца, за который она выплачивается:

ЗПз = ЗПс · Др.

Устойчивые пассивы по отчислениям во внебюджетные фонды, связанные с фондом оплаты труда (УПФОТ), планируются исходя из суммы задолженности по заработной плате (ЗПз) и действующего суммарного процента (П) отчислений во внебюджетные фонды:
ЗПз · П

УПФОТ = ————.

100

^ Резерв предстоящих платежей по отпускам работающих (Зопт) пла­нируется в размере минимального остатка по этому счету за последние 12 месяцев, предшествующих планируемому году, с учётом предполагаемого изменения фонда оплаты труда в плановом периоде. Расчёт ведётся по формуле

Зопт = Зопт min · ^ I ФОТ,

где Зопт min – минимальные остатки по счёту предстоящих платежей, млн. руб.;

I ФОТ – инднкс изменения фонда оплаты труда в плагтрумом периоде.

^ Задолженность поставщикам по неотфактурованным поставкам планируется в размере 50 % от её минимальной задолженности, чис­лящейся по балансу за год, предшествующий планируемому. В условиях инфляции данную величину можно скорректировать на индекс роста цен на материалы.

Прочие доходы. В состав прочих доходов входят доходы от выпуска ценных бумаг, паевые (членские) взносы членов трудового коллек­тива предприятия.

^ Доходы от выпуска ценных бумаг планируются исходя из размера подписки, а также суммы оставшихся в распоряжении предприятия ценных бумаг и предполагаемого объема их продаж.

Средства, полученные от размещения облигаций, образуют заем­ный капитал предприятия. Средства, полученные в результате вы­пуска и размещения акций, образуют собственный капитал предпри­ятия. Спектр акций достаточно широк. Сюда входят обыкновенные (простые) и привилегированные (преференциальные) акции.

Финансовые ресурсы в форме паевых взносов характерны для предприятий коллективной формы собственности (народных пред­приятий). Паевые взносы имеют место при создании предприятия или в случае расширения его уставного капитала.

^ Членские взносы характерны для совместного предпринимательст­ва (партнерства). Эти виды поступлений ресурсов могут иметь посто­янный характер и уплачиваться с определенной очередностью, что находит отражение в финансовом плане.

На основе всех источников ресурсов рассчитывается итоговая ве­личина доходов и поступлений средств.
^ 5. ПЛАНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ И ОТЧИСЛЕНИЙ

Расходы и отчисления предприятия в плановом году составляют второй раздел финансового плана.

В расходной части финансового плана предусматриваются следу­ющие статьи расходов:

  • отчисления в фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд, на благотворительные цели;

  • прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;

  • амортизация, имеющаяся в распоряжении предприятия;

  • прочие расходы;

  • итого расходов и отчислений;

  • превышение доходов над расходами (+) или расходов над доходами (-).

Конкретные направления и пропорции использования финансо­вых ресурсов предприятие определяет самостоятельно в рамках стратегического планирования. Законодательство регламентирует только ту часть прибыли, которая должна направляться в государст­венный бюджет в виде налогов и платежей.

Для эффективного функционирования на принципах коммерчес­кого расчета, проведения сбалансированной стратегии и тактики в условиях рыночной экономики предприятие должно иметь три фонда:

  • фонд накопления;

  • фонд потребления;

  • резервный (страховой) фонд.

Предназначение фонда накопления:

  • финансирование капитальных вложений; прироста собствен­ных оборотных средств; научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

  • уплата процентов по долгосрочным кредитам.

Фонд потребления предусматривает покрытие следующих расходов:

  • вознаграждение трудового коллектива по итогам работы за год;

  • оказание единовременной помощи членам трудового коллектива;

  • премирование работников за выполнение особо важных производственных заданий;

  • культурно-бытовое обслуживание работников предприятия;

  • строительство и капитальный ремонт жилых домов, детских и спортивно-культурных учреждений;

• дотации на питание членам трудового коллектива и др.

Соотношение между этими фондами предприятие устанавливает

самостоятельно. Однако хозяйственная практика свидетельствует, что наиболее оптимальным соотношением между ними будет следу­ющее: фонд накопления - 60 %; фонд потребления - 40 %.

Резервный (страховой) фонд предназначен для компенсации недо­получения доходов от предпринимательской деятельности вследст­вие наступления факторов риска. Эти средства могут быть направлены на корректировку параметров проекта в случае, если его реализация в силу различных причин идет не по намеченному плану.

Рассмотрим методику планирования основных расходных статей финансового плана.

Капитальные вложения. Капитальные вложения составляют зна­чительную часть инвестиций, направляемых на расширение, рекон­струкцию и техническое перевооружение основных фондов произ­водственного и непроизводственного назначения. Объем и структу­ру капитальных вложений предприятие планирует самостоятельно исходя из смет на строительно-монтажные работы.

Источником финансирования капитальных вложений могут быть собственные и заемные финансовые ресурсы. При планировании их состава и структуры необходимо придерживаться определенной оче­редности привлечения средств. Так, на финансирование направля­ются в первую очередь собственные средства: средства, мобилизуемые в процессе строительства, осуществляемого хозспособом; амортиза­ция; прибыль, а также средства долевого участия в строительстве. Во вторую очередь – кредит и другие заёмные средства.

Прирост собственных оборотных средств. Основой для планиро­вания инвестиций в расширение собственных оборотных средств служат расчеты по формированию оборотных средств на конец пла­нируемого года. Сравнение полученной величины с нормативом на начало планового периода даст изменение норматива (его рост или сокращение).

^ Норматив оборотных средств – это объём финансовых ресурсов, предназначенных для формирования неснижающихся минимальных запасов оборотных фондов и фондов обращения (сырья, материалов, топлива, готовой продукции на складе и т.д.).

Для расчета изменения норматива составляется таблица, в которой указываются нормируемые элементы оборотных средств. Целесооб­разно придерживаться следующего порядка расчетов.

По сырью, основным и вспомогательным материалам, топливу норматив определяется как произведение нормы запаса в днях и од­нодневного расхода по соответствующему элементу согласно смете затрат на производство.

Норма оборотных средств в днях по видам сырья и основных ма­териалов включает:

• транспортный запас – время пребывания оплаченных матери­альных ценностей в пути (разница между продолжительностью гру­зооборота и временем документооборота);

  • технологический запас – время разгрузки, складирования и подготовки к производству;

  • время пребывания материалов в текущем, складском запасе (50 % среднего интервала между поставками);

• страховой запас (50 % текущего запаса).

По незавершенному производству и готовым изделиям на складах норматив исчисляется как произведение нормы запасов в днях и од­нодневных затрат, рассчитанных соответственно исходя из себестои­мости валовой продукции и производственной себестоимости товар­ной продукции.

Норма оборотных средств по незавершенному производству ис­числяется умножением длительности производственного цикла на коэффициент нарастания затрат (К).

Коэффициент нарастания затрат всегда меньше 1. Он рассчиты­вается как отношение себестоимости незавершенного производст­ва к общей сумме плановых затрат по формуле

Зе + 0,5 · Зп

К = —————,

Зе + Зп
где Зе - единовременные затраты, производимые в начале производ­ственного цикла (сырье, материалы);

Зп - последующие затраты до окончания процесса производства (зарплата, другие расходы).

По запасным частям, малоценным и быстроизнашивающимся предметам норматив рассчитывается как произведение нормы обо­ротных средств и тех показателей, по отношению к которым исчис­лены эти нормы (стоимость производственного и силового оборудо­вания, численность работников).

Норматив запасов готовой продукции (Нг.п) рассчитывается по формуле

Нг.п = Зс (И - Д),

где Зс - среднесуточные затраты на производство продукции, тыс. руб.;

И - интервал отгрузки готовой продукции, дн.;

Д - время на оформ­ление платежных документов, дн.

Общий норматив собственных оборотных средств по предприя­тию определяется как сумма нормативов по отдельным элементам.

Указанный метод расчета норматива оборотных средств весьма трудоемок. Поэтому в практике планирования применяются укруп­ненные методы расчета. Например, можно определять норматив путём умножения однодневного расхода материальных ценностей в це­лом по предприятию на среднюю сложившуюся норму запаса в днях.

Иногда при составлении финансового плана пользуются мето­дом коэффициентов, учитывающих соотношение между темпами роста объема производства и величиной нормируемых оборотных средств. В этом случае нормируемые оборотные средства подразде­ляют на две группы: зависящие и не зависящие от роста объема про­изводства. Норматив по первой группе рассчитывается путем умно­жения этой части норматива оборотных средств на начало года на индекс роста объема товарной продукции в планируемом периоде. Норматив оборотных средств по второй группе может планироваться на прежнем уровне или увеличиваться на планируемый процент ин­фляции.

Проценты по долгосрочным кредитам. Расходы по обслуживанию долгосрочных банковских кредитов планируются на основе догово­ров с кредитными учреждениями и сведений банков о возможных изменениях в размере процентной ставки и методики расчета суммы процентов. Планируемая сумма процентов за пользование кредита­ми может быть рассчитана следующими методами:

  • методом простых процентов, когда проценты начисляются и выплачиваются ежегодно в установленном размере;

  • методом сложных процентов, когда ежегодно начисляемые проценты не выплачиваются в течение всего срока пользования креди­том, а присоединяются к сумме задолженности по кредиту и в после­ дующие периоды сами приносят кредитору проценты;

  • методом снижающихся процентов, когда сумма уплачиваемых ежегодно процентов снижается, а сумма подлежащих уплате процентов начисляется от уменьшающегося остатка долга.

Расходы по смете фонда потребления. При планировании данных расходов следует исходить из принятых в коллективном договоре, ус­таве предприятия и отраслевых тарифных соглашениях обязательств по социальной защите членов трудового коллектива предприятия.

При расчете отдельных статей затрат необходимо учитывать сле­дующие факторы:

  • численность работающих;

  • уровень средней заработной платы на предприятии;

  • условия труда и быта сотрудников;

  • расположение предприятия.

Платежи в бюджет. В финансовом плане предприятия отража­ются только те платежи в бюджет, источником которых является прибыль. К ним относятся: налог на недвижимость; налог на доходы, налог на прибыль. Все другие платежи в бюджет и внебюджетные фонды в плане отражаются за балансом «Справочно».

^ 6. ПРОВЕРКА ФИНАНСОВОГО ПЛАНА

Назначение данной процедуры состоит в том, чтобы по каждой статье затрат определить и отследить источники финансирования, а также распределить доходы по направлениям и их поступление. Баланс доходов и расходов предприятия осуществляется по принципу: на покрытие расходов направляются в первую очередь собственные доходы. При этом учитывается целевое использование доходов и очередность их направления по статьям за­трат. При недостатке собственных средств расходы могут покрывать­ся кредитами банка или другими заемными ресурсами.

После этого отдельные статьи доходов и расходов сопоставляются и балансируются. Суть баланса состоит в обеспечении равенства ито­гов по каждой статье затрат сумме источников ее финансирования, в свою очередь итог по каждой статье доходов должен быть равен сумме затрат средств. В конечном счете общая сумма источников фи­нансирования средств должна быть равна итогу затрат предприятия в планируемом периоде.

При достижении баланса доходов и расходов переходят к под­счёту итоговых показателей и четырех следующих проверочных по­казателей превышения:

  • доходов над расходами;

  • расходов над доходами;

  • платежей в бюджет над ассигнованиями из бюджета;

  • ассигнований из бюджета над платежами в бюджет.

Критерием правильности финансового плана является соблюде­ние следующих соотношений: величина превышения доходов над расходами должна равняться сумме превышения платежа в бюджет над ассигнованиями из бюджета, а величина превышения расходов над доходами – величине превышения ассигнований из бюджета над платежами в бюджет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, финансовый план считается правильно составленным, если величина превышения доходов над расходами равна сумме превышения платежей в бюджет над ассигнованиями из бюджета, а размер превышения расходов над доходами - величине пре­вышения ассигнований из бюджета над платежами в бюджет.

Разработка текущих и перспективных финансовых пла­нов – лишь начальный этап финансового планирования. В ходе их выполнения могут изменяться условия, возникать новые задачи, которые нельзя было предусмотреть заранее. С другой стороны, мало того, чтобы знать объем доходов и расходов за какой-то период, они должны быть увязаны во времени. Доходы в целом за период могут полностью покры­вать расходы и даже превышать их. Но основная часть доходов приходится на вторую половину месяца, а расходов - на пер­вую. Поэтому в целях эффективного управления финансами организации возникает объективная необходимость разработ­ки оперативных финансовых планов на более короткое время (15 дней, декаду и т.д.).

Разработка оперативных финансовых заданий и доведение их до исполнителей называется оперативным финансовым планированием. Оперативное финансовое планирование обес­печивает согласованную работу всех служб, подразделений в процессе выполнения производственных и финансовых за­даний. Оно включает составление оперативных финансовых планов, разработку и доведение до цехов, служб основных по­казателей, контроль за их выполнением, маневрирование ре­сурсами и достижение сбалансированности в короткие перио­ды времени поступлений и расходов.


^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:


1. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: учеб. – 2-е изд.доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 455 с.

2. Ильин А.И., Касько С.В. Планирование на предприятии. Краткий курс. – 2-е изд., исп. – Минск: Новое знание, 2008. – 237 с.

3. Лобан Л.А. Экономика предприятия: учеб. компл. – Мн.: Мисанта, –2008. – 264 с.

4. Максименко Н.В. Внутрифирменное планирование: учеб. пособие. – Минск: Выш. шк., 2008. – 398 с.

5. Суша Г.З. Планирование на предприятии. – Мн.: Изд-во: МИУ, – 2008. – 222 с.

6. Одинцова Л.А. Планирование на предприятии. – Москва: Академия, 2007. – 266 с.

7. Синица Л.М. Организация производства. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 532 с.


Скачать файл (180.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации