Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по бюджетной системе - файл 1.doc


Лекции по бюджетной системе
скачать (1228 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1228kb.18.12.2011 00:40скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт экономики и управления

Кафедра финансов и экономического анализа

Конспект лекций
по дисциплине

«Бюджетная система РФ»

План лекций:

1.

Экономическое содержание и значение государственного бюджета

3




1.1. Предмет и задачи учебной дисциплины «Бюджетная система РФ».

3




1.2. Содержание и значение государственного бюджета.

3

2.

Основы построения бюджетной системы Российской Федерации

5




2.1. Бюджетное устройство и бюджетная система.

5




2.2. Принципы построения бюджетной системы РФ, их характеристика.

5




2.3. Финансово-бюджетный федерализм.

8




2.4. Межбюджетные отношения.

9




2.5. Бюджетное право.

10

3.

Формирование федерального, регионального и местных бюджетов.

12




3.1. Консолидированный бюджет

12




3.2. Федеральный бюджет.

13




3.3. Региональные бюджеты (бюджеты субъектов РФ)

17




3.4. Местные бюджеты.

19




3.5. Бюджетная политика

22

4.

Бюджетная классификация.

24




4.1. Понятие и назначение бюджетной классификации

24




4.2. Принципы построения и структура бюджетной классификации.

24

5.

Доходы бюджета, их планирование.

30




5.1. Содержание и принципы формирования доходов бюджета

30




5.2. Налоговые доходы

33




5.3. Неналоговые доходы

33




5.4.Безвозмездные перечисления

33

6.

Экономическое содержание и функциональное назначение бюджетных расходов. Методология планирования расходов.

36

7.

Расходы бюджета на государственную поддержку отраслей материального производства и регулирование экономики

40




7.1. Расходы бюджетной системы на развитие предприятий сферы материального производства. Финансовое обеспечение расширенного воспроизводства.

40




7.2. Расходы бюджетной системы на развитие и содержание агропромышленного комплекса (АПК).

41

8.

Расходы бюджета на социальную сферу.

42




8.1. Система финансирования расходов в непроизводственной сфере

42




8.2. Расходы бюджета на образование

43




8.3. Расходы бюджета на здравоохранение и физическую культуру

49




8.4. Расходы бюджета на культуру и искусство

52




8.5. Расходы бюджета на социальное обеспечение

54

9.

Государственная поддержка науки

55

10.

Расходы бюджета на государственное управление, обеспечение безопасности граждан и государства

56




10.1. Расходы бюджета на управление

56




10.2. Расходы на содержание силовых структур

58

11.

Расходы бюджета на международную деятельность, обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга

64




11.1. Экономическая сущность государственного долга. Внутренний государственный долг.

64




11.2. Бюджетный дефицит. Государственный долг РФ

66




11.3. Управление государственным долгом.

69

12.

Целевые бюджетные и внебюджетные фонды.

73




12.1. Государственные целевые внебюджетные фонды

73




12.2. Целевые бюджетные фонды

79

13.

Бюджетный процесс.

84




13.1. Сущность бюджетного процесса. Участники бюджетного процесса.

84




13.2. Сводное финансовое планирование и прогнозирование

85




13.3. Составление проектов бюджетов

90




13.4. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета

91




13.5. Исполнение бюджета

92




13.6. Анализ и контроль исполнения бюджета.

93

14.

Экономическая и контрольная работа финансовых и налоговых органов по составлению и исполнению федерального и территориальных бюджетов

96




    1. Финансовый и налоговый контроль составления и исполнения бюджета. Виды и органы финансового контроля.

96




    1. Формы и методы бюджетно-финансового контроля.

100




    1. Формы и методы налогового контроля.

100

^ ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

1.1. Предмет и задачи учебной дисциплины «Бюджетная система РФ».

1.2. Содержание и значение государственного бюджета.
1.1. Предмет и задачи учебной дисциплины

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Бюджетная система представляет собой центральное звено финансовой системы страны. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, - финансы приобретают всеобщий характер.

В рыночной экономике значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

Это предопределяет место, занимаемое бюджетной системой в экономике страны. В свою очередь это обусловливает значение учебной дисциплины «БСРФ» в учебном процессе подготовки кадров для финансовых органов нашего государства.

Цель учебной дисциплины «Бюджетная система РФ» – дать прочные и глубокие знания в области организации бюджетных отношений, ознакомить с основами построения современной бюджетной системы Российской Федерации, с этапами ее становления и перспективами развития.

^ Задачи дисциплины:

- изучение бюджетного устройства РФ, проводимой ею бюджетной политики, механизма межбюджетных отношений, конкретных видов доходов и расходов, формируемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях бюджетной системы страны;

- практическое ознакомление с бюджетной классификацией и содержанием работы на разных этапах бюджетного процесса.
^ 1.2. Содержание и значение государственного бюджета.

Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав – государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится целенаправленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий.

Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Как экономическая категория, бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно им присуща денежная форма и основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие задачи:

- перераспределение ВВП;

- государственное регулирование и стимулирование экономики;

- финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;

- контроль за образованием и использованием централизованных денежных средств.

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления.

С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку и развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

^ Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

    1. образование доходов бюджета;

    2. использование бюджетных средств.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Доходы бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, т.к. преследуют одну цель – формирование доходной части бюджетов разных уровней.

Доходы могут носить налоговый и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, з/пл, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т.д.), а также накопления.

^ Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств.

В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели.

За счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

ТЕМА 2. Основы построения бюджетной системы Российской Федерации

^ 2.1. Бюджетное устройство и бюджетная система.

2.2. Принципы построения бюджетной системы РФ, их характеристика.

2.3. Финансово-бюджетный федерализм.

2.4. Межбюджетные отношения.

2.5. Бюджетное право.
^ 2.1. Бюджетное устройство и бюджетная система.

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь, объединяемых в ней бюджетов.

Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.

Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.

^ Элементами бюджетной системы являются все юридические лица, получающие средства из любого уровня бюджета (федерального, регионального или местного).

Бюджетная система – главное звено финансовой системы государства.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарном (едином –единая конституция, общие для всех права и единые органы власти) государстве бюджетная система состоит из трех звеньев: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты). В федеративном государстве из трех звеньев: госуд. бюджет (федер.бюджет или бюджет центрального прав-ва), бюджеты членов федерации (штаты в США, земли (ланды) в ГДР, провинции в Канаде) и местные бюджеты. В конфедеративном (союзном) государстве в постоянном союзе суверенных государств бюджет формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.
Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Зачатки бюджетной системы в России зарождались еще в XIII веке. Первыми источниками поступлений в княжескую казну на Руси были дань (в натур. форме), затем подати, местные налоги, подворный налог, подушная подать, мирские повинности, налог с недвижимого имущества, промысловый налог, поземельный налог и пр. Менялся и аппарат управления бюджетами: казенные палаты – на губернском уровне и на казначейства – уездном уровне. Бюджеты были земские, волостные и пр.

Бюджетная система РФ состоит из 3 уровней, она включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и С-Пб, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.
^ 2.2. Принципы построения бюджетной системы РФ, их характеристика.

Статья 28. Бюджетного Кодекса РФ:

Перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации:

  1. единства бюджетной системы Российской Федерации;

  2. разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

  3. самостоятельности бюджетов;

  4. равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

  5. полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

  6. сбалансированности бюджета;

  7. эффективности и экономности использования бюджетных средств;

  8. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

  9. гласности;

  10. достоверности бюджета;

  11. адресности и целевого характера бюджетных средств.

Характеристика принципов бюджетной системы РФ

Статья 29. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

^ Статья 30. Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней

Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.

^ Статья 31. Принцип самостоятельности бюджетов

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

- право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

- право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

- право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации;

- право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней);

- недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы Российской Федерации, или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

- недопустимость непосредственного исполнения расходных обязательств органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств бюджетов других уровней;

- недопустимость введения в действие в течение финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления решений и изменений бюджетного законодательства и (или) законодательства о налогах и сборах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

- недопустимость изъятия в течение финансового года дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

^ Статья 31.1. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.

Договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие настоящему Кодексу, являются недействительными.

^ Статья 32. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

^ Статья 33. Принцип сбалансированности бюджета

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

^ Статья 34. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

^ Статья 35. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

^ Статья 36. Принцип гласности означает:

- обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

- обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

^ Статья 37. Принцип достоверности бюджета

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

^ Статья 38. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
^ 2.3 Сущность финансово-бюджетного федерализма

Конституцией РФ закрепелено федеративное устройство государства, которое основано:

  1. государственной целостности

  2. единстве системы государственной власти;

  3. разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

^ Финансово-бюджетный федерализм — это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.

Финансово-бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств.

Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:

1) законодательном разграничении полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;

2) обеспечении соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложен­ных на них функций;

3) обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;

4) наличии единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов;

5) самостоятельности и равноправии каждого бюджета, вхо­дящего в бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельности бюджетного процесса, в том числе в определении на­правлений использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим представительным органом власти и т.д.

Быстрому развитию финансово-бюджетного федерализма в Российской Федерации способствовало принятие ряда федеральных законов.

1. В соответствии с ^ Законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. субъектам Федерации не устанавливаются размеры доходов и расходов, они имеют право самостоятельно определять направления использования бюджетных средств.

2. ^ Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. разделил все налоги на федеральные, региональные и местные, закрепив их за соответствующи­ми бюджетами.

3. Важным этапом в развитии финансово-бюджетного федерализма стал Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формулированию и использованию внебюджетных фондов предстаительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993 г., в котором впервые в истории бюджета России был зафиксирован важнейший принцип формирования местных бюджетов, основанный на расчете минимального бюджета, т. е. объема доходов местного бюджета, покрывающего гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы.

4. В 1994 г. в соответствии с Указом Президента РФ №2268 в механизм финансово-бюджетного федерализма вводится новая форма перераспределения средств между федеральными и региональными бюджетами — передача средств из федерального бюджета региональным бюджетом путем формирования фонда финансовой поддержки регионов и расчета размера выделяемых средств на основе специально разработанной формулы.

Процесс создания финансово-бюджетного федерализма не закончился, поэтому предстоит решение ряда проблем. Необходимо привести к полному соответствию полномочия всех уровней власти по расходам с имеющимися у них полномочиями по доходам. Следует устранить встречные финансовые потоки, когда доходы, создаваемые на территории, изымаются в бюджет вышестоящего уровня, а затем в виде финансовой помощи, дотаций и субвенций передаются вниз.

Все это требует более четкого разграничения бюджетных полномочий между различными уровнями власти; фиксирования в федеральных и региональных законодательных актах согласованных пропорций в совместных налогах; создания механизма межбюджетных отношений, основанного на принципах прозрачности, гласности, равенстве возможностей получения помощи и льгот для всех территорий.
^ 2.4. Межбюджетные отношения.

Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соот­ветствующих бюджетов.

Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

• распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;

• разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

• равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

• выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

• равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты.

Для обеспечения расходов территориальных бюджетов (республиканских, республик в составе Российской Федерации, краевых, областных, окружных, местных) они должны иметь соответствующие доходы.

Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.

Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации.

Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления.

Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных бюджетов. Для финансового обеспечения выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций, экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы.

^ Регулирующие доходы бюджетов — это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.

К регулирующим доходам территориальных бюджетов относятся:

трансферты средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.

Кроме отчислений от федеральных и региональных налогов, средств, поступающих из фондов финансовой поддержки для сбалансирования территориальных бюджетов, используются дотации, субвенции и субсидии.

Дотация это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенция — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.

Субсидия это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Помимо отчислений от государственных доходов и налогов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, значительным источником формирования доходной базы территориальных бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов. В порядке взаимных расчетов часть средств передается из вышестоящего бюджета в нижестоящий.

Общую схему собственных и регулирующих доходов территориальных бюджетов можно представить в следующем виде (рис. 2.2).


^ 2.5. Бюджетное право.

Бюджетное устройство страны, функционирование бюджетной системы, компетенции органов власти всех уровней в области бюджета регламентируются законодательством о бюджетных правах.

Бюджетное право- это совокупность юридических ном, регулирующих бюджетное устройство страны и бюджетный процесс, то есть порядок формирования и исполнения всех бюджетов, входящих в бюджетную систему государства, а также компетенцию всех органов власти в бюджетной сфере.

Процесс формирования и исполнения бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетными правоотношениями, т.е. урегулированными нормами права общественными отношениями, к которым относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в ходе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней.

Конституция страны – основополагающий акт бюджетного права.

В конституции РФ 1993 г. заложены основы бюджетных прав федеральных, региональных и местных органов власти, которые сформулированы с учетом федеративного устройства государства.

В развитие основных положений в области бюджетного права, зафиксированных в Конституции РФ, издаются специальные законодательные акты:

В их числе следует отметить:

- Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 окт. 1991 г.;

- Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей ,г.Москвы и С-Пб, органов местного самоуправления от 15 апреля 1993 г.»;

- Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления» от 25 сент. 1997 г.;

- Бюджетный кодекс РФ от 31 июня 1998 г.

В этих актах определены бюджетные права представительных и исполнительных органов власти всех уровней, обеспечивающих им создание финансовой базы для выполнения возложенных на них функций по управлению страной и соответствующими территориями, проведению внутренней и внешней политики, управлению экономическими и социальными процессами.

Наиболее важным и емким из законодательных актов, изданных в области бюджетного права, является Бюджетный кодекс РФ, в котором установлены общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, правовые положения субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, а также определены основы бюджетного процесса в Российской федерации. Бюджетный кодекс законодательно зафиксировал компетенцию и полномочия органов власти всех уровней в бюджетной сфере.

^ Система источников (форм) правового регулирования

бюджетных отношений

(иерархически выстроенная по убыванию их юридической силы)

  1. Конституция Российской Федерации.

  2. Общепризнанные принципы международного права и нормы международных договоров Российской Федерации.

  3. Решения Конституционного Суда РФ.

  4. Внутренние договоры Российской Федерации.

  5. Бюджетное законодательство:

а) федеральное бюджетное законодательство:

    • Бюджетный кодекс Российской Федерации;

    • ежегодные федеральные законы о федеральном бюджете;

б) региональное бюджетное законодательство – законы субъектов Российской Федерации, в том числе - о бюджете;

в) муниципальные правовые акты, в том числе - о местных бюджетах (решения о местных бюджетах), принятые представительными органами местного самоуправления.

  1. Подзаконные нормативные правовые акты по бюджетно-правовым вопросам:

а) акты органов общей компетенции:

    • указы Президента РФ;

    • постановления Правительства РФ;

    • подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с бюджетной деятельностью, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ, исполнительными органами местного самоуправления;

б) акты органов специальной компетенции – ведомственные подзаконные нормативные правовые акты.
^ Нормативные акты, регулирующие ответственность за нарушение

бюджетного законодательства:

- Бюджетный кодекс

- Уголовный кодекс

- Кодекс РФ об административных правонарушениях

  1   2   3   4   5   6   7



Скачать файл (1228 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru