Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Многоплановый процесс развития контактов - файл 1.doc


Контрольная работа - Многоплановый процесс развития контактов
скачать (133 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc133kb.18.12.2011 00:59скачать

Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание
Введение…………………………………………………………………с. 3

Глава I. Общая характеристика общения.

    1. Понятие и виды общения………………………………………с. 4

    2. Проблема структуры общения и функции общения…………с. 8

Вывод по I главе……………………………………………………..с. 11

Глава II. Общение – основа межличностных отношений.

    1. Факторы, определяющие межличностное общение…………..с.12

    2. Типы взаимодействий людей в общении…………………….. с.14

Вывод по II главе ..………………………………………………….с.15

Глава III. Развитие общения и его роль

в психическом развитии человека.

    1. Развитие общения……………………………… ……………...с. 16

    2. Роль общения в психическом развитии человека ……………с. 18

Вывод по III главе ………………………………………………...с.21

Заключение……………………………………………………………….с.22

Библиографический список………..……………………………………с.23

Введение

Тема моей контрольной работы «Многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностью совместной деятельности», в своей работе я буду рассматривать характеристику понятия «общение» и виды общения во взаимодействии людей, а также вопрос о роли общения в формировании личности и психическом развитии человека.

В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного из психических свойств, личности в целом. Что же такое общение? Общение есть потребность человека как социального, разумного существа, как носителя сознания. Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимодействия внутри группы – это углубленное изучение различных социальных факторов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы. Никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Итак, общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностью совместной деятельности. Под общением понимается реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей.

Глава I. Общая характеристика общения

Что заставляет людей тянуться друг к другу, почему человек так настойчиво, неутомимо ищет общества себе подобных? Почему нам так нужно общение с другими людьми? Что это – привычка, усвоенная нами в обычных для нас условиях общественного бытия, выросшая из подражания в процессе нашего развития, или же это что-то большее , неотделимое от нас , столь же прочно связанное с нами, как, например, потребность дышать, питаться, спать?

1.1. Понятие и виды общения.

Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов назвали деятельностью и его можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержание общения у человека значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются информацией, представляющей знания о мире; о богатом, приобретенном опыте, способностях, умениях и навыках. Человеческое общение многопредметное, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию. [3]

Цель общения – это то ради чего у человека возникает вид активности. В цели общения человека включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое.

Средства общения можно определить как способы кодифицирования, передачи, переработки и декодифицирования информации, передаваемой в процессе общения между людьми. Информация может передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (наблюдения со стороны одного человека за движениями другого или восприятие производимых им звуков). Кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы самим человеком, например, язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных формах, технические средства записи, передачи и хранения информации. [6, 10]

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими и физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями и навыками).

По целям общение делится на биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма) и социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов) в соответствии с обслуживаемыми им потребностями.

По средствам общение может быть непосредственным (осуществляется с помощью естественных органов: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.) и опосредованным (использование специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией), прямым (личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения) и косвенным (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Так же среди видов общения можно выделить деловое (частный момент в какой-либо совместной продуктивной деятельности людей) и личностное общение (сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека), инструментальное (не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-либо цель, кроме удовлетворения от самого общения) и целевое (само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности в общении).

Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное общение. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное – это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими существами.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Да и само развитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации. [8]

Столяренко Л.Д. выделяет следующие виды общения:

  1. «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.д.) - набор выражений лица, мимики, жестов, эмоций, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к окружающим. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы защититься от собеседника.

  2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в общение, если нет – оттолкнут или нагрубят.

  3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и функции и средства общения и вместо знания личности собеседник руководствуется знанием его социальной роли.

  4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но более учитываются интересы дела, чем возможные личностные расхождения.

  5. Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение к изложенной информации.

  6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «напускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

  7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят то, что думают, и то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации.[10]

1.2. Структура общения и ее проблема. Функции общения.

Общение имеет свою структуру и включает в себя мотивационно-целевой, коммуникационный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Мотивационно-целевой компонент представляет собой систему мотивов и целей общения. Мотивами могут быть:

  • Потребности, интересы одного человека, проявляющего инициативу в общении;

  • Потребности и интересы обоих партнеров по общению, побуждающие их включиться в него;

  • Потребности, продиктованные совместно решаемыми задачами.

Соотношение мотивов общения колеблется от полного совпадения до конфликта. В соответствии с этим общение может быть дружественным или конфликтным. Цели участников могут быть совпадающими или противоречащими, взаимоисключающими. От этого зависит и характер общения. Основные цели общения:

  • Получение и передача полезной информации;

  • Активизация партнеров;

  • Снятие напряженности и управление совместными действиями;

  • Оказание помощи и влияние на других людей.

Коммуникационный компонент общения в узком смысле представляет собой обмен информацией между общающимися индивидами. В ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными мнениями, интересами, чувствами и т.д.

Интерактивный компонент общения состоит в обмене не только знаниями, идеями, но и влияниями, взаимными побуждениями, действиями. Взаимодействие может выступать в виде:

  • Кооперации или конкуренции;

  • Согласия или конфликта;

  • Приспособления или оппозиции;

  • Ассоциации или диссоциации.

Перцептивный компонент общения проявляется в восприятии партнерами по общению, их взаимном изучении и оценке друг друга. Это относится к внешнему облику, поступкам, действиям человека и их толкованию. Взаимная перцепция при общении очень субъективна, что проявляется и не всегда в правильном понимании целей партнера, его мотивов, отношений, установок на взаимодействие и др.[6, 10]

В отечественной социальной психологии проблема структуры общения занимает важное место. К проблеме структуры общения можно подойти

по-разному, как через выделение уровней анализа этого явления, так и через перечисление его основных функций. Обычно выделяют три уровня анализа:

  1. Макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни.

  2. Мезауровень (средний уровень): общение рассматривается как сменяющая совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности на конкретных временных отрезках своей жизни.

  3. Микроуровень: здесь главный акцент делается на анализе элементарных единиц общения как сопряженных актов.

Каждый из перечисленных уровней анализа требует специального теоретико-методологического и методического обеспечения, а также своего особого понятийного аппарата. И поскольку многие проблемы психологии комплексны, встает задача разработки способов выявления взаимосвязей между разными уровнями и раскрытия принципов этих взаимосвязей. [4]

Под функциями общения понимаются те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны, и существуют различные основания для их классификации.

Одним из общепринятых оснований классификации является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик – информационной , интерактивной и перцептивной. В соответствии с этим выделяются информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная функции.

Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами.

Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.

В процессе общения как взаимодействии (вербальном, физическом, невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение - важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей – происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их полирязация, взаимное усиление или ослабление.

Имеется также и другая классификация функций общения, в которой наряду с перечисленными отдельно выделяются и другие функции: организация совместной деятельности; познание людьми друг друга; формирование и развитие межличностных отношений.

Сопоставление двух квалификационных схем позволяет условно включить функции познания, формирования межличностных отношений и аффективно-коммуникативную в перцептивную функцию общения как более емкую и многомерную. [2, 10]

Вывод.

Из выше изложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Общение включено в практическое взаимодействие людей и обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности (совместный труд, учение, коллективная игра и т.д.).

  2. В ходе общения люди обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д.

  3. Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, а так же видами общения, которые используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется социально-психологическое содержание образа жизни.



Глава II. Общение – основа межличностных отношений

Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», «отношение». «Сквозной характер» общения становится понятным, если дать одно из типичных определений межличностного общения. В соответствии с этим определением, межличностное общение – это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояние, взгляды и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса.

2.1. Факторы, определяющие межличностное общение

Межличностное общение не только необходимый компонент деятельности, осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но одновременно обязательное условие нормального функционирования общности людей.

При сравнении характера межличностного общения в разных

объединениях людей имеется наличие сходства и различия. Сходство выступает в том, что общение оказывается необходимым условием нашей жизни, фактором, от которого зависит успешное решение стоящих перед ним задач, движение вперед. Вместе с тем каждая общность характеризуется преобладающим в ней видом деятельности. Поэтому в каждом типе общностей четко просматривается преобладающий вид межличностного общения, обеспечивающий главную для этой общности деятельность.

При этом, оказывает влияние на то, как общаются люди в общности, не только главная для этой общности деятельность, но и обязательно то, что представляет из себя сама эта общность.

Общности, к которым принадлежит человек, формируют эталоны общения, которым человек привыкает следовать. Имея в виду стойкое влияние вида деятельности и особенностей общности людей, в которой развертывается межличностное общение, необходимо при анализе делать поправку на постоянную изменчивость процесса деятельности и общности людей. Все эти изменения, вместе взятые, обязательно сказываются и на межличностном общении исполнителей данной деятельности.

Во взаимодействии людей каждый человек постоянно оказывается в роли объекта и субъекта общения. Как субъект он познает других участников общения, проявляет к ним интерес, а может быть, безразличие или неприязнь. Как субъект, решающий по отношению к ним определенную задачу, он на них воздействует. Одновременно он оказывается объектом познания для всех, с кем он общается. Человек оказывается объектом, которому они адресуют свои чувства, на который стараются повлиять, более или менее сильно воздействовать. При этом следует специально подчеркнуть, что это пребывание каждого участника общения одновременно в роли объекта и субъекта характерно для любого вида непосредственного общения людей.

В то же время, будучи субъектами общения, люди отличаются друг от друга присущей каждому из них способностью проникать в упомянутое своеобразие другой личности, определять свое отношение к ней, выбирать наиболее отвечающие, по их мнению, целям осуществляемого ими общения способы воздействия на эту личность.

В настоящее время в психологии широко исследуется явление так

называемой совместимости или несовместимости людей. Собранные при этом факты показывают, что названная большая или меньшая совместимость сильнее всего дает о себе знать именно в общении людей, прямо определяя, как они проявляют себя как объекты и субъекты общения.[1]

Сейчас для психологической науки очень актуально, используя сравнение, разработать типологию общения личностей, похожих друг на друга по определенным параметрам либо отличающихся друг от друга также по определенным параметрам.

2.2. Типы взаимодействий людей в общении

Наиболее распространенным является деление всех взаимодействий людей в общении на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Кроме кооперации и конкуренции говорят также о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее. [1]

Кооперация, или кооперативное взаимодействие: обозначает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности, порожденной ее особой природой. Важным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса.

Другой тип взаимодействия – конкуренция. Здесь чаще всего анализ сконцентрирован в наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте, столкновении целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов (субъектов взаимодействия). В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов. [2,6]

Вывод.

В результате сказанного выше можно сделать следующие выводы:

  1. Прежде чем вступать в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящий тип взаимодействия.

  2. Необходимо уметь соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод о том, что явилось причиной определенной реакции собеседника на сказанные слова.

  3. Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей.

Глава III. Развитие общения и его роль в психическом развитии человека.

Характеризуя общение как особый вид деятельности,

необходимо видеть, что без него не может происходить полноценное

развитие человека как личности и субъекта деятельности, как

индивидуальности.

3.1. Развитие общения

Общение развивается в таких процессах как фило- и онтогенезе. Такое развитие охватывает все основные стороны процесса: содержание, цели и средства. Филогенетическое развитие общения связано с изменением его содержания и проявляется в следующих аспектах:

  1. Обогащение содержания общения новой информацией, передаваемой от одного человека к другому.

  2. Обогащение целей связано с изменением и развитием потребностей общающихся организмов: чем разнообразнее и выше эти потребности, тем дифференцированее и совершеннее целевой аспект общения.

Развитие средств общения в фило- и онтогенезе идет по нескольким направлениям. Во-первых, это выделение специальных органов, являющихся средством коммуникации, например рук. Во-вторых, развитие экспрессивных форм движений (жестов, мимики, пантомимики). В-третьих, изобретение и использование знаковых систем как средств кодифицирования и передачи информации. В четвертых, развитие и совершенствование технических средств хранения, преобразования и передачи информации, используемой в общении с людьми (печать, радио, телевидение, телефон, телефакс и т.д.). [8,9]

Человеческий ребенок обнаруживает способность к эмоциональному общению с людьми уже на третьем месяце жизни, а к годовалому возрасту его экспрессия становится настолько богатой, что позволяет довольно быстро усваивать вербальный язык общения, пользоваться звуковой речью.

Основные этапы развития общения, которые происходят в онтогенетическом развитии у человека вплоть до поступления в школу, можно представить и описать следующим образом:

  1. Возраст от рождения до 2-3 месяцев. Биологическое по содержанию, контактное общение, служащее средством удовлетворения органических потребностей ребенка. Основное средство общения – примитивная мимика и элементарная жестикуляция.

  2. Возраст от 2-3 месяцев до 8-10 месяцев. Начальный этап познавательного общения, связанный с началом функционирования основных органов чувств и проявлением потребности в новых впечатлениях.

  3. Возраст от 8-10 месяцев примерно до 1,5 лет. Возникновение координированного, вербально-невербального общения, обслуживающего когнитивные потребности. Переход к использованию языка как средства общения.

  4. Возраст от 1,5 лет до 3 лет. Появление делового и игрового общения, связанного с возникновением предметной деятельности и игры. Начальный этап разделения делового и личностного общения.

  5. Возраст от 3 до 6-7 лет. Становление произвольности в выборе и использовании разнообразных естественных , данных от природы или благоприобретенных средств общения. Развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры.

Поступление в школу ведет за собой ускорение интеллектуального и личностного роста ребенка. Углубляется и становится более разнообразным содержание общения, дифференцируются его цели, совершенствуются средства. Происходит вербализация и интеллектуализация общения, четко различаются и относительно независимо друг от друга развиваются деловое и личностное общение. [9]

Дальнейшее развитие общения можно представить как постепенное накопление человеком культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения.

3.2. Роль общения в психическом развитии человека

Усилия ученых, представляющих различные области психологической науки, обогатили психологию рядом общих и более частных фактов,

которые, будучи рассмотрены с позиций целостной теории развития человека

как индивида и как личности, убедительно показывают предельно

необходимую роль общения в формировании многих важных характеристик психических процессов, состояний и свойств на протяжении всей жизни человека.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.[7]

Вступая в общение друг с другом, люди, как правило, преследуют какую-то цель: сделать другого человека единомышленником, добиться от него признания, удержать от неправильного поступка, понравиться и т.п. Чтобы осуществить ее, они более или менее сознательно используют свою речь, всю свою экспрессию, а побуждают их поступать в подобных случаях именно так, а не иначе имеющиеся у них потребности, интересы, убеждения, ценностные ориентации.

Если процесс этого развития рассматривать не односторонне и

оценивать его реально, то окажется, что предметная деятельность человека

во всех ее модификациях и его общении с другими людьми переплетены в

жизни самым тесным образом. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда бы не стал цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека.

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет общение со взрослыми на ранних стадиях онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно – до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развитии информацию. В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей.

Различные виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека. Например, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков.

Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.

Если моральные нормы, по которым строится общение людей в основной для них трудовой деятельности, не совпадают с нормами, лежащими в основе их общения в других видах деятельности, то развитие их личности будет носить более или менее противоречивый характер, формирование целой личности будет затруднено.

Не меньшее значение общение как деятельность имеет и для развития

эмоциональной сферы человека, формирования его чувств. Какие переживания по преимуществу провоцируют общающиеся с человеком люди, оценивая его дела и облик, откликаясь так или иначе на его обращение к ним, какие чувства появляются у него, когда он видит их дела и поступки, - все это оказывает сильнейшее влияние на выработку в его личности устойчивых эмоциональных ответов на воздействие определенных сторон действительности - явлений природы, социальных событий, групп людей и др.[8]

Современные психологи считают психическое развитие ребенка результатом его активной деятельности как личности. В деятельности под руководством взрослых ребенок усваивает речь, овладевает орудиями труда. С их помощью он начинает активно познавать действительность. Предметы и явления внешнего мира, их определенные связи и отношения, воздействуя на психику ребенка, определяют его поведение, влияют на его развитие. Одновременно эти внешние воздействия преломляются через внутренний мир ребенка, его опыт, знания, представления, эмоционально-волевую сферу.

На основе всего этого происходит активное развитие психики ребенка, качественно совершаются его познавательная деятельность, доходя до уровня осмысленного, сознательного реагирования на все воздействия окружающего мира.

С самого раннего возраста у ребенка возникает потребность в общении со взрослыми, позже в совместной работе со взрослыми, потребность в общественной деятельности со взрослыми.

Общение ребенка со взрослыми, со всем внешним миром служит основой для формирования у него новых нервных связей и образований, которые постепенно совершенствуются и усложняются, определяя поведение ребенка.[5]

Вывод.

  1. Полноценное развитие личности человека, его индивидуальности невозможно без такого процесса взаимодействия людей, как общение.

  2. Общение имеет значительную роль в формировании устойчивых характеристик психических процессов личности, ее состояний и свойств.

  3. Предметная деятельность и деятельность общения совокупно воздействуют на формирование индивида, как личности, но с разным эффектом в зависимости от их соотношения.

Заключение

В заключении своей работы могу сказать, что общение является одним из основных видов деятельности людей. Оно не только выявляет наиболее существенные характеристики человека как объекта и субъекта общения, но и в зависимости от того, как оно протекает и какие требования предъявляет к познавательным процессам людей, их эмоционально-волевой сфере и насколько в целом отвечает имеющемуся у каждого из них идеалу общения, по разным направлениям, воздействует на дальнейшее формирование личности и наиболее явственно на такие блоки свойств в ней, в которых находит выражение ее отношение к другим людям и к себе.

Своевременно правильно оценивать роль общения для стимулирования оптимального эмоционального настроя личности, максимального проявления ее общественно одобряемых склонностей и способностей и, наконец, для формирования ее в целом в нужном обществу направлении необходимо потому, что общение как ценность в системе ценностей, имеющихся у большинства людей, занимает очень высокое место.

В ходе общения для участников чрезвычайно важно не только обменять­ся информацией, но и организовать «обмен действиями», спланиро­вать общую стратегию. При этом планировании возможна такая регу­ляция действий одного индивида, которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителем информации будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Таким образом, можно сказать, что взаимодействие людей в общении фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяю­щих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность.
Библиографический список:


  1. Горянина, В.А. Психология общения [Текст]/В.А.Горянина.-М.:

Учеб.пособие для ВУЗов, 2002.- 416с.- (Высшее образование).

  1. Гришина, П. В. Психология конфликта. [Текст]/Н.В. Гришина.- СПб.,

Питер, 2007.- 464с. – (Серия «Мастера психологии»).

3. Ковальчук, А.С. Основы имеджелогии и делового общения [Текст]:

рекомендовано Мин.образования/А.С. Ковальчук. – 4-е изд., доп.и

перераб.- Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 256с.

4. Крысько, В.Г. Социальная психология. Завтра экзамен.[Текст]/

В.Г. Крысько – СПб.: Питер, 2005. – 221с. – (Серия «Завтра экзамен»).

5. Кузин, В.С. Психология [Текст]: Учебник./ В.С. Кузин. – 4-е изд.,

перераб. и доп. – М.:АГАР, 2000. – 304с., ил.

6. Куницына, В. Н. Межличностное общение [Текст]:Учебник для

ВУЗов/В.Н. Куницына. - СПб., Питер, 2002.- 544с.- (Учебник

нового века).

7. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст]: Учеб./А.А. Леонтьев – 3-е

изд. – М.: Смысл, 2000. – 365с. – (Психология для студентов).

8. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учеб.для студ.высш.учеб.заведений:

в 3 кн./ Р.С. Немов.- 5-е изд. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2005. –

кн.1. Общие основы психологии. – 687с.

9. Радугин, А.А. Психология и педагогика [Текст]: Учебное пособие для

ВУЗов/А.А. Радугин. – М.: Библионика, 2006. – 256с.

  1. Столяренко, Л.Д. Психология [Текст]/Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 448с.








Скачать файл (133 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru