Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по национальной экономике - файл 1.doc


Лекции по национальной экономике
скачать (1086.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1087kb.18.12.2011 01:14скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика»
Тема 1. Национальная экономика: сущность, особенности,

тенденции развития.
Понятие «национальная экономика»

Национальная экономика в общем смысле слова представляет народное хозяйство какого-либо государства. В ее состав входят все отрасли социально-экономической системы страны, которые находятся в рамках государственных границ.

Экономика от греч oikonomike искусство управления домашним хозяйством. Существуют три трактовки понятия экономики:

1) совокупность производственных отношений; 2) хозяйство (или его часть – отрасли и виды производства) района, страны, группы стран или всего мира; 3) отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений.

Национальная экономика – это хозяйство страны, его состав, структура, взаимосвязи отдельных элементов. Национальная экономика – это комплекс, составляющие которого представляют собой специфические общности. Между ее различными секторами деятельности имеются дополняющие их виды.

Страна, рассматриваемая в экономическом аспекте, выступает как организующее начало: экономическая деятельность индивидов, семей, групп, государства характеризуется определенной интеграцией и определенной взаимозависимостью. Нельзя поэтому представлять себе национальную экономическую деятельность как простой набор актов и фактов. Задача экономиста – показать тесные отношения, объединяющие деятельность различных экономических субъектов.

Страна, как национальной сообщество, имеет верховную власть, которой подчинены (в той или иной мере) все субъекты экономической деятельности.

Страна – есть «духовный принцип»: между ее жителями существует параллелизм в поведенческих установках и сравнительная однородность реакций, что придает национальному экономическому сообществу единство. Национальная денежная единица (система) укрепляет это единство.

Выбор именно национальных рамок при изучении экономической деятельности оправдан также и современным развитием техники анализа общенациональных количественных показателей (национальная статистика) и экономической политикой.

Каждая страна создает те или иные условия для успешного развития экономической деятельности в целом или в ее отдельных секторах. Это имеет принципиальное значение для завоевания страной определенного положения в мировой экономике.

Страна добивается успеха тогда, когда условия в ней благоприятствуют проведению наилучшей стратегии для какой-либо отрасли национальной экономики. Многие из особенностей страны облегчают, или, наоборот, затрудняют успешное развитие фирм и отраслей национальной экономики. Особенности эти разнородны – от поведенческих норм, определяющих методы управления фирмами, до наличия или отсутствия в стране некоторых видов квалифицированной рабочей силы, характера спроса на внутреннем рынке и целей, которые ставят перед собой местные инвесторы.

Существенную роль играет политическая система страны. Она предназначена для интеграции общества в жизнеспособное функционирующее целое.

^ Взаимосвязь национальной и мировой экономики.

Мировая экономика – это совокупность национальных хозяйств, находящихся в постоянной динамике, обладающих растущими международными связями и соответственно сложнейшим взаимовлиянием. Совокупность национальных хозяйств подчиняется объективным законам рыночной экономики, в результате чего формируется целостная система мирового хозяйства.

Мировая экономика является сложной социально-экономической системой, включающей в себя множество составляющих ее элементов. Основу этой системы образуют международное и ограниченное рамками отдельных государств национальное производство материальных и духовных благ, их распределение, обмен и потребление. Подсистемами различного уровня иерархии в структуре мировой экономики выступают транснациональные корпорации, банки, международные организации, политические альянсы, а так же государства с их национальной экономикой и системой воспроизводства.

Национальные хозяйства стран отличаются друг от друга множеством природных, экономических, политических, социальных и исторических особенностей. Каждая страна вносит свой специфический вклад в мировую экономику и развитие интеграционных экономических процессов.

Следовательно, национальные экономики и всемирное хозяйство тесно и глубоко переплелись и взаимодополняют друг друга. В результате почти все национальные экономики становятся все более открытыми.

При изучении данного вопроса необходимо уяснить, что представляет собой понятие «открытая экономика».

Само понятие «открытая экономика» претерпевало изменения по мере усиления интернационализации хозяйственной жизни. В первые два послевоенные десятилетия под «открытостью» подразумевали определенное значение (обычно более 10%) экспортной и импортной квоты (отношение экспорта и импорта к ВВП).

Развитие форм мирохозяйственных связей усложнило и само понятие «открытая экономика» К странам с открытой экономикой стали относить те, которые активно участвуют не только в международной торговле, но и в других формах мирохозяйственных связей, и прежде всего, в международном движении капитала и валютно-расчетных отношениях.

Степень открытости национальных хозяйств неуклонно возрастает. Например, в США доля экспорта в ВВП увеличилась с 5% в 1960 г. до приблизительно 10% в 90-е годы По данным Всемирной торговой организации всего с начала текущего десятилетия на 10% прироста мирового производства приходится 16% прироста мировой торговли. Чтобы национальный экономический организм мог эффективно функционировать, должны быть созданы благоприятные условия для развития внешнеэкономических связей. В силу этого, экономика является открытой, если государство не может реализовать свою макроэкономическую политику, основываясь на предположении, что оно действует в закрытой народнохозяйственной системе.

Существует несколько концепций открытой экономики.

Сторонники радикальной концепции открытой экономики (а ранее – свободной торговли) – Ж.-Б. Сэй, Э.Хекшер, Б. Олин, Р. Вернон, П. Самуэльсон, В. Столпер и др. – исходят из того, что рыночная конкуренция является наилучшим регулятором экономического развития как на национальном уровне, так и в масштабах мировой экономики. Она заставляет каждую страну специализироваться на производстве той продукции, в выпуске которой имеет сравнительные преимущества. Следовательно, все меры, ограничивающие внешнеэкономическую деятельность или создающие для нее препятствия, должны быть упразднены. Свободные потоки товаров, услуг, капиталов, рабочей силы перемещаются из страны в страну, обеспечивая наилучшее размещение производства в мировом масштабе.

Проблема, однако, заключается в том, что указанная концепция рассматривает как данность наличие в национальной экономике общих условий воспроизводства. Между тем наличие таких условий вовсе не является аксиомой. До тех пор, пока мировое хозяйство состоит из национальных экономических организмов, каждый такой организм должен иметь структуру, позволяющую ему развиваться стабильно, динамично, эффективно и сбалансировано. Разумеется, развитие, как таковое предполагает постоянное нарушение равновесия, однако амплитуда колебаний не должна выходить за известные пределы. Поэтому, как считают критики радикальной концепции открытой экономики, полное открытие национальных рынков (даже в той мере, в какой оно возможно чисто технически), способно разрушить всю национальную хозяйственную структуру, сделав неконкурентоспособным ряд производств (во многих странах – основную их массу). В таком случае возникает экономический и социальный хаос, затраты на преодоление которого многократно превышают экономию от стихийно формирующегося разделения труда.

Представители этого (второго) направления экономической теории – Ф. Зомбарт, Дж. М. Кейнс и др. – указывают также, что либеральная внешнеэкономическая политика в ряде случаев приводит к специализации на вывозе одного или нескольких товаров, которая может оказаться губительной для экономики в результате падения спроса. На этом основании экономисты развивающихся стран настаивали на импортозамещающей индустриализации, которая требует ограничения доступа в страну иностранных товаров. Наконец, часто указывают на то, что отказ от регулирования импорта делает экономику беззащитной перед недобросовестной конкуренцией иностранных экспортеров, которые могут прибегать к искусственному занижению цен (демпингу) или покрывать расходы на освоение рынков с помощью прямых или косвенных государственных субсидий.

Последнее соображение породило концепцию «справедливой торговли» (Я. Вайнер, В. Кейбл, Л. Аньел и др.). Хотя «справедливость» в зависимости от конкретных интересов тех или иных стран трактуется по-разному, основные положения концепции сводятся к тому, что фирмы должны преследовать чисто коммерческие цели, а не стремиться к подавлению конкурента, в процессе конкуренции держаться в общепринятых рамках рыночных отношений. В случае выхода экспортеров за эти рамки государство имеет право применять к импортным товарам контрмеры, нейтрализующие их конкурентные преимущества.

Усиление внешнеэкономической ориентации открывает немалые новые возможности для развития, позволяет решать одни проблемы, но в то же время порождает новые вопросы и трудности. В результате расширения мирохозяйственных связей изменяется общий объем ресурсов, которыми располагает страна, преобразуется их материально-вещественная форма, усиливаются возможности заимствования знаний. По мере развития интеграционных процессов, взаимозависимость стран настолько возрастает, что нарушения в функционировании экономики какого-либо крупного участника мировой системы неизбежно влекут за собой международные последствия, включая распространение кризисных явлений на другие страны.

Глобализация экономики порождает серьезные проблемы для отдельных национальных хозяйственных систем. В ряде случаев иностранная конкуренция приводит к вымыванию целых отраслей, увеличивая зависимость стран от импорта и размывая сложившуюся в них экономическую структуру и даже образ жизни.

Основные выгоды от расширения мирохозяйственных связей получают, как правило, наиболее конкурентоспособные звенья хозяйства отдельных стран, в первую очередь ТНК и компании с развитой экспортной ориентацией. Они оказываются в особенно выигрышном положении: внешнеэкономические операции еще больше усиливают их конкурентоспособность, снижая издержки производства, расширяя рынки, увеличивая прибыль. Соответственно, будучи заинтересованными в дальнейшей глобализации хозяйственной жизни, они подчеркивают прогрессивность модели открытой экономики.

Многие же звенья национального хозяйства – отстающие отрасли и регионы, мелкие и средние местные предприниматели – в результате усиления взаимодействия с мировым хозяйством оказываются в сложном положении. Именно по ним в первую очередь ударяет конкуренция импортной продукции, расширение производственной деятельности иностранных компаний в стране, а также усиление отечественных ТНК. Отсюда эти круги заинтересованы в меньшей открытости национально-хозяйственного комплекса. Поэтому, для отдельно взятых стран интеграция в мировое хозяйство – это длительный и сложный процесс смены приоритетов экономического развития, видоизменения хозяйственных структур и механизмов регулирования.
^ Цели и задачи исследования национальной экономики.

Основной целью курса «Национальная экономика» является изучение основ теории, методологии и методов управления развитием отраслей национальной экономики в условиях экономических преобразований, проводимых в стране.

Поскольку предметом изучения курса «Национальная экономика» является экономическая деятельность в масштабах отдельной страны, главными целями анализа этой деятельности могут быть:

  • Выявление условий, исторически складывающихся в международном экономическом развитии, для успешного функционирования национальной экономики той или иной страны;

  • Исследование внутренней структуры национальной экономики и выявление факторов, обеспечивающих возможность эффективной борьбы с редкостью благ первого и высшего уровней в рамках отдельной страны;

  • Анализ исторических, социальных, экономических, политических, экологических условий и выбор наиболее предпочтительной для той или иной страны формы экономического порядка, обеспечивающего высокий уровень развития национальной экономики;

  • Анализ степени прогрессивности микро- и макро-решений, регулирующих экономическую деятельность как отдельных агентов, так и национальной экономики в целом, а также выработку стратегических и тактических решений, обеспечивающих приоритетные позиции страны в международной экономической деятельности.

Главная задача изучаемой дисциплины – получение практических навыков в решении конкретных экономических задач, связанных с выбором оптимальных решений в области формирования механизма управления национальной экономикой.

Важнейшие задачи изучаемого курса:

  • знакомство с отечественным и зарубежным опытом исследования и управления национальной экономики;

  • изучение особенностей социально-экономического развития хозяйственных систем;

  • развитие аналитических способностей студентов;

  • умение самостоятельно осуществлять сравнительный анализ основных тенденций развития страны, региона, отраслевого комплекса, города, предприятия;

  • формирование основ для выработки практических навыков решения социально-экономических проблем национальной экономики.

Основу теории развития национальной экономики составляет методология и методы формирования управленческого механизма, обеспечивающего нормальное развитие экономических и социальных систем.

Методология – совокупность теоретических положений и принципов, определяющих систему и методы регулирования развития экономических и социальных систем, процесс разработки управленческих решений.

Метод – инструмент (механизм), применяемый в процессе формирования управленческих решений, позволяющий разработать стратегию государственного регулирования развития национальной экономики и тактику государственного регулирования.

Стратегия государственного регулирования – основополагающая часть управления экономикой, формирующая основные управленческие задачи.

Тактика государственного регулирования - составная часть управления экономикой, обеспечивающая решение управленческих задач.

Следовательно, общая задача курса – рассмотреть наиболее важные тенденции развития экономической деятельности в рамках страны. Поскольку страна рассматривается как часть мировой экономической системы, необходимо проанализировать особенности развития национальной экономики во взаимосвязи с мировыми экономическими процессами.
^ Типы национальных хозяйственных систем.

Регулирование национальной экономики в общем виде – это реакция государства на трудности и противоречия в социально-экономической сфере жизнедеятельности общества. Но уровень и конкретные формы государственного регулирования экономики различаются в зависимости от типа производственных отношений и особенностей исторического развития страны.

Различают пять основных типов хозяйственных систем:

  1. Традиционная нерыночная система;

  2. Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм);

  3. Административно-командная система;

  4. Современная рыночная экономика (современный капитализм);

  5. Экономика переходного периода.

Рассмотрим эти хозяйственные системы с позиций уровня и форм государственного воздействия на экономику стран.

^ Традиционно нерыночная система относится к экономически неразвитым странам. Государство, перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, направляет средства на развитие инфраструктуры и социальную поддержку беднейших слоев населения. Для развивающихся стран, создающих независимую экономику. Государственное регулирование особенно важно, так как социально-экономическое развитие страны осуществляется под воздействием государства.
^ Рыночная экономика свободной конкуренции сформировалась в XVIII веке и, в основном, прекратила свое существование в начале XX века. Влияние государства на экономическую жизнь страны было незначительным. Основным механизмом регулирования макроэкономической деятельности являлся рынок свободной конкуренции, где уровень цен и их колебание являются индикатором общественных потребностей. По мере усложнения системы социально-экономических отношений, увеличения масштабов производства требуется изменение механизма управления национальной экономикой. Возможно два пути дальнейшего экономического развития страны:

  • совершенствование рыночного механизма;

  • переход к директивной централизованной системе управления.

В условиях административно-командной системы вмешательство государства во все сферы жизнедеятельности общества достигает наивысшего масштаба. Государственная собственность практически на все экономические ресурсы создала основу для централизованного экономического управления. Это привело к развитию административно-командной системы, при которой государство практически полностью контролирует производство и распределение продукции.
^ Современная рыночная экономика представляет собой альтернативу административно-командной системе и является гибкой системой, оперативно приспосабливающейся к изменяющимся внутренним и внешним условиям ведения экономической деятельности. Однако, при достижении определенного уровня экономического развития, определяемого концентрацией производства и капитала, механизм рыночного саморегулирования не может выступать регулятором общественного воспроизводства и возникает объективная необходимость государственного регулирования экономики.
^ Экономика переходного периода (от административно-командной к современной рыночной экономике) присуща многим странам постсоциалистического направления развития. Особенности данного типа экономической системы: а) демонополизация экономики; б) разгосударствление собственности; в) приватизация собственности. Современная экономика в России представляет собой взаимосвязь элементов административно-командной системы, рыночной экономики эпохи свободной конкуренции и современной рыночной системы экономического развития.
^ Системный подход к исследованию национальной экономики.

В современных условиях научно-обоснованный подход к управлению социально-экономическими системами должен основываться на применении системного подхода.

Системный подход предполагает с одной стороны рассмотрение любого объекта и явления в качестве динамически развивающегося целого, а с другой стороны – разделение системы на составляющие структурные элементы в их взаимодействии.

С позиций системного подхода национальная экономика любой страны может быть рассмотрена как открытая социально-экономическая система.

Под социально-экономической системой принято понимать совокупность социально-экономических объектов, характеризующихся определенным набором связей между ними и их частями, функционирующими как единое целое и подчиненных единой цели. Во всех случаях социально-экономическая система является целостным образованием, состоящим из взаимодействующих, взаимосвязанных и взаимозависимых частей, причем, свойства этих частей зависят от системы в целом, а свойства системы – от свойств ее частей.

Каждая социально-экономическая система предусматривает наличие трех основных элементов: среды (территории) в которой она функционирует и развивается, совокупности отраслей – как основы хозяйственной деятельности и проживающего на данной территории населения. Система рассматривается как единое взаимосвязанное целое по отношению к внутренним составным частям системы, которые называются подсистемы. Социально-экономическая система любого иерархического уровня включает в свой состав четыре основные подсистемы:

  1. Экономическая подсистема;

  2. Экологическая подсистема;

  3. Социальная подсистема;

  4. Демографическая подсистема.

В качестве основных видов социально-экономических систем можно назвать следующие виды:

  • Национальная экономика страны в целом;

  • Отраслевые социально-экономические системы;

  • Региональные социально-экономические системы;

  • Различные типы предприятий.

Для функционирования любого вида социально-экономических систем характерны следующие основные особенности.

  1. Любая социально-экономическая система представляет собой упорядоченную целостность, которая является результатом взаимодействия составных элементов. Система – это не просто сумма составляющих ее элементов, а совокупность всех элементов, создающих единое взаимосвязанное целое.

  2. Социально-экономическая система обладает свойством самостабилизации, что означает, что она достигает динамического баланса между внутренними элементами и внешней средой, факторы которой пытаются нарушить ее устойчивое равновесие.

  3. Для любой социально-экономической системы характерно свойство иерархизации, связанное с тем, что системы, которые функционируют как единое целое на одном уровне, функционируют как части системы более высокого уровня, становясь подсистемами этой системы.

  4. Для социально-экономических систем характерна многовариантность развития, вытекающая из взаимозаменяемости ресурсов и элементов системы в более или менее широких пределах.

  5. Важным свойством социально-экономической системы является динамический характер связей и ограничений, т.е. управляющие параметры выбираются из определенного множества допустимых альтернатив и прямо воздействуют на изменения самого этого множества в последующие периоды времени.


^ Национальная экономика как многоуровневая система страны.

Национальная экономика – как многоуровневая социально-экономическая система с большим количеством связей между элементами представляет собой сложную иерархически взаимосвязанную структуру, которая является основной сбалансированного и целенаправленного управления всеми областями деятельности отраслевого и территориального комплекса.

Управление национальной экономикой осуществляется на всех уровнях экономических систем:

  • Макросистемы – крупнейшие территориальные системы (государства);

  • Мезосистемы – территориальные системы средней величины (федеральные округа, субъекты РФ);

  • Микросистемы – малые территориальные системы (города, муниципальные округа, сельские населенные пункты, их взаимосвязь).

Иерархия структуры управления выражается прежде всего в иерархии органов власти по всем уровням национальной экономики. Органы власти более низшего иерархического уровня подчинены органам власти более высшего иерархического уровня.

Национальная экономика как многоуровневая социально-экономическая система значительное место занимает в формировании раздела экономической теории, именуемого – макроэкономика.

Макроэкономика - это раздел экономической теории, помогающий выяснить, как функционирует экономическая система на уровне страны в целом.

Макроэкономическая система – это результат взаимодействия трех основных уровней организации общественного производства: рабочего места, предприятия, национального хозяйства. Все эти уровни представляют собой систему, в которой каждый элемент выполняет свои специфические функции.

На уровне страны выявляются закономерности социально-экономического развития, новые явления и тенденции, которые учитываются в хозяйственной деятельности всех субъектов.

На уровне предприятий (фирм) экономические закономерности практически реализуются. Изучаемые на макроуровне экономические процессы объединяют в категории, такие как: валовый общественный продукт, национальный доход, эффективность общественного производства, фонд накопления и т.д.

Субъектами макроэкономических процессов становятся не отдельные хозяйствующие субъекты (работник, предприниматель и т.д.), а более широкие категории «действующих лиц»: население, трудовые ресурсы, самодеятельное население и т.д.

Цель макроэкономического анализа – выявление сложившейся ситуации в социально-экономическом развитии страны на основе использования показателей, объективно отражающих процесс воспроизводства.

Выявление реальной ситуации с ресурсами, занятостью, динамикой развития производства, доходами населения и т.д. способствует определению экономического поведения каждого из хозяйствующих субъектов.

Важнейшими требованиями для достижения цели макроэкономического анализа являются:

  1. Наличие статистических данных, объективно отражающих статику и динамику основных макроэкономических показателей;

  2. Глобальный исторический подход к анализу народного хозяйства страны;

  3. Признание пагубности вмешательства в экономику страны без знания объективно действующих экономических законов и реальной оценки действия сложившейся экономической системы;

  4. Понимание того, что макроэкономическая теория создается на основе объективного исследования экономики конкретной страны и результаты этого конкретного исследования могут использоваться в практике других стран с большой осторожностью;

  5. Ориентация производства на рост доходов и потребления всего населения страны, что предполагает поддержание социально-приемлемых различий в уровнях доходов населения страны.

Следовательно социально-экономические системы разного уровня на основе системного подхода также взаимовязаны и взаимозависимы и представляют собой единый хозяйственный комплекс страны, имеющий внутреннюю сбалансированность и жесткую иерархию органов власти и управленческих структур.
^ Понятие о структуре национальной экономики.

Национальная экономика по характеру экономических процессов функционирует в двух взаимосвязанных формах:

  • Отраслевая форма национальной экономики;

  • Территориальная форма национальной экономики.

Основным связующим элементом этих форм национальной экономики выступают социальные условия жизнедеятельности населения.

В структуре национальной экономики существует три взаимосвязанных элемента:

  • Отраслевой комплекс – совокупность отраслей экономики страны;

  • Территория страны – пространство, ограниченное государственными границами, в пределах которой размещается отраслевой комплекс и проживает население;

  • Население страны – как основной поставщик трудовых ресурсов и потребитель материальных благ.

Развитие отраслевой формы национальной экономики должно строиться на основе процесса образования территориально-экономических комплексов с созданием конкурентоспособного внутреннего рынка страны.

^ Отраслевая форма национальной экономики характеризуется наличием взаимосвязанных и взаимозависимых структурных отраслевых секторов экономики:

Первичный сектор (добывающий, сырьевой) включает следующие отрасли: угольная промышленность; газовая промышленность; нефтедобывающая промышленность; горнорудная промышленность; заготовка древесины; рыболовство; сельское хозяйство; горно-обогатительное производство и др.

^ Вторичный сектор (обрабатывающий) включает следующие отрасли: нефтеперерабатывающая промышленность; черная металлургия; цветная металлургия; химическая и нефтехимическая промышленность; машиностроение и металлообработка; деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; легкая промышленность; пищевая промышленность и др.

^ Третичный сектор (инфраструктурный) включает следующие отрасли:

железнодорожный транспорт; воздушный транспорт; водный транспорт; электроэнергетика; связь; водоснабжение; теплоснабжение и др.

^ Четвертичный сектор (распределительно-обменный) включает следующие отрасли: внутренняя торговля; внешняя торговля; финансы; страхование; операции с недвижимостью и др.

^ Пятеричный сектор (социально-управленческий) включает следующие отрасли: здравоохранение; образование; спорт; культура; наука; информатизация; управление и др.

Совокупность отраслевых секторов национальной экономики представляет собой основу экономического развития страны, региона, города.
^ Территориальная форма национальной экономики находит свое выражение в расселении людей по территории страны с учетом природных, экономических, национальных особенностей и формировании управленческой структуры.

Территория государства – часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства. В состав государственной территории входит суша (вся сухопутная территория в пределах государственных границ), воды (внутренние и территориальные), расположенное над сушей и водами воздушное пространство и находящиеся под сухопутной и водной территорией недра.

В пределах своей территории государство осуществляет территориальное верховенство (т.е. высшую и исключительную власть) составляющее органическую часть государственного суверенитета.

Следовательно, территориальная форма национальной экономики выражена посредством координации деятельности всех административно-территориальных подразделений и рациональным и экономически оправданным размещением населения по территории страны.

В России сформирована следующая территориальная структура:

  1. Российская Федерация – страна в целом;

  2. Федеральные округа;

  3. Субъекты РФ;

  4. Города;

  5. Другие населенные пункты;

  6. Районы крупных городов;

  7. Предприятия, фирмы, акционерные общества и др., размещенные на территории городов и других населенных пунктов.

Территориальная целостность государства является основной развития сбалансированного социально-экономического комплекса отраслей и повышения уровня благосостояния страны.
^ Взаимосвязи основных элементов национальной экономики.

Национальная экономика - это хозяйство страны, его состав, структура, взаимосвязи отдельных элементов.

Страна, рассматриваемая в экономическом аспекте, выступает как организующее начало, объединяющее деятельность различных экономических субъектов.

Национальная экономика страны является частью мировой экономической системы. Поэтому все факторы, обеспечивающие функционирование национальной экономики могут быть разделены на две категории: внешние и внутренние.

К внешним факторам могут быть отнесены:

I. Экономические.

К ним в первую очередь следует отнести международное разделение труд, формирующее определенную направленность в развитии национальной экономики той или иной страны.

II. Политические.

Данные факторы могут выступать в различной форме: это и объявление эмбарго на поставку тех или иных товаров, услуг; предоставление режима наибольшего благоприятствования; разрыв дипломатических связей и т.д.

III. Демографические.

Они проявляются главным образом в изменении направлений миграционных потоков рабочей силы, создающие угрозу безработицы в той или иной стране.

IV. Культурные.

Эти факторы могут влиять на развитие национальной экономики в случае проникновения в страну так называемой массовой культуры из –вне, что может вызвать упадок в развитии некоторых, приносящих доход, отраслей культуры страны.

Внутренние факторы включают:

  1. Деятельность экономических (хозяйствующих) субъектов.

  2. Формы организации национальной экономической деятельности.

  3. Методы анализа экономической деятельности в рамках страны.


I. Деятельность экономических (хозяйствующих) субъектов.

Экономические субъекты действуют целенаправленно, принимают решения, обеспечивающие выполнение разработанных ими планов. Экономические субъекты могут быть распределены на две группы:

А. Простые экономические субъекты или микросубъекты, организующие деятельность в составе семейного хозяйства или фирмы.
Б. Комплексные экономические субъекты или макросубъекты. Это простые экономические субъекты, объединенные в несколько центров, распоряжающихся произведенными товарами и принимающих решения.

Главная роль в деятельности экономических субъектов отводится государству. Влияние государства на экономику проявляется в следующих действиях:

  1. Государство устанавливает экономическую направленность в развитии страны, издавая соответствующие законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность других экономических субъектов.

  2. Государство косвенно воздействует на уровень экономической активности через налогообложение, контроль денежной эмиссии, распределение кредитов и т.д.;

  1. Государство в значительной степени координирует и финансирует капитальные вложения;

  2. Государство создает государственный сектор производства;

  3. Государство контролирует цены и обменные курсы валют;

  4. Государство обеспечивает перераспределение национального дохода и т д.

В своих экономических действиях государство руководствуется мотивами, которые находят выражение в составляемых им планах. Планы экономических субъектов управляют их решениями.

Решения могут быть долгосрочными, среднесрочными, краткосрочными.

Решения должны учитывать направленность будущего.

Решения должны быть взаимоувязаны с решениями других экономических субъектов.
II. Формы организации национальной экономической деятельности.

В настоящее время установились две основные формы ведения хозяйства:

  • централизованно управляемое хозяйство – регулируется планами государства;

  • рыночное хозяйство – многочисленные индивидуальные хозяйства (предприятия и домашние хозяйства) самостоятельно разрабатывают планы, вступают в экономические отношения между собой и координируют свою деятельность на рынке.

В отличие от основных форм хозяйственной деятельности могут проявляться и другие формы ведения хозяйства. Например, смешанная форма ведения хозяйства.

Смешанная экономика характеризуется различной степенью сочетания рыночных и командных экономических структур, а также общественной и частной собственностью на ресурсы. Опасность такого сочетания состоит в том, что при ослаблении регулирующей роли государства, может оказаться вполне реальным сосредоточение экономической власти в руках определенных мощных экономических групп и прямое перерастание их в «мафиозные» структуры.

Проникновение представителей этих групп во властные структуры, лоббирование интересов этих групп может привести в конечном итоге к дезорганизации всей экономической деятельности и, что очень важно, к искажению политики в области внешнеэкономической деятельности страны.
III. Методы анализа экономической деятельности в рамках страны.

В мировой практике существуют различные теории анализа уровня развития национальной экономики, оценки ее конкурентоспособности на международном рынке. Адам Смит разработал теорию абсолютного преимущественного преимущества, Давид Рикардо - теорию относительного преимущества, Эди Хекшер и Бертила Олина - теорию соотношения факторов производства. Наиболее значительными были исследования М.Портера, разработавшего теорию конкурентного преимущества Оценка уровня конкурентного преимущества национальной экономики страны может быть осуществлена на основе отношения величины годового национального дохода к стоимости всех используемых в течение года ресурсов.

По методике Всемирного банка богатство страны оценивается совокупностью показателей:

  • валовый внутренний продукт, приходящийся на душу населения;

  • стоимость природных ресурсов;

  • стоимость трудовых ресурсов;

  • стоимость всех предприятий разных видов и отраслей национальной экономики.

Таким образом, стоимость имеющихся в распоряжении страны ресурсов может быть определена на основе этой методики.

Основными предпосылками для формирования и поддержания конкурентоспособного уровня развития национальной экономики страны могут служить:

  • параметры факторов производства,

  • параметры спроса на товары и услуги,

  • стратегия фирм данной страны, их структура, конкурентоспособность,

  • характер родственных и поддерживающих отраслей, имеющихся в стране.

В данную систему предпосылок могут быть также включены «случайные события» и «действия правительства», которые могут либо усилить, либо ослабить конкурентное преимущество страны.

Для оценки уровня развития национальной экономики используются макроэкономические показатели.

Основными макроэкономическими показателями являются:

  • валовый национальный продукт (ВНП),

  • валовый внутренний продукт (ВВП),

  • чистый национальный продукт (ЧНП),

  • Национальный доход (НД),

  • личный доход (ЛД),

  • располагаемый доход (РД).

Рассмотрим значение указанных показателей каждого в отдельности.

Валовый национальный продукт – один из обобщенных народнохозяйственных показателей, широко применяемый в зарубежной практике и впервые введенный в систему экономических расчетов в СССР в 1988 году. Данный показатель используется в народнохозяйственных расчетах в дополнение к показателям: национальный доход, конечный общественный продукт, валовый общественный продукт. В СССР эти показатели использовались для характеристики развития только сферы материального производства, а внутренний национальный продукт (ВНП) оценивает конечные результаты всей экономической деятельности страны как в производственной, так и в непроизводственной сферах.

Введение в практику хозяйственного анализа показателя ВНП позволяет расширить сферу экономического анализа развития страны и обеспечить сопоставимость ряда показателей, уровней и пропорций нашей страны с зарубежными странами.

Для определения произведенного объема ВНП из валовой продукции отраслей материального производства и объема услуг непроизводственной сферы вычитается стоимость потребленных в соответствующих отраслях материальных благ и услуг.

^ Валовый внутренний продукт (ВВП) по экономическому содержанию очень похож на ВНП, но имеет некоторые отличия. В отличие от валового национального продукта, отражающего конечные результаты экономической деятельности предприятий страны независимо от их расположения (внутри страны или за рубежом), валовый внутренний продукт отражает результаты экономической деятельности предприятий, расположенных только на территории страны (включая совместные предприятия).

^ Национальный доход - исчисленная в денежном выражении стоимость вновь созданного в стране в течение года совокупного продукта. национальный доход равен валовому национальному продукту за вычетом амортизационных отчислений и косвенных налогов. С другой стороны, национальный доход можно определить как сумму всех доходов за год от использования факторов производства, полученных в виде заработной платы, промышленной и торговой прибыли, процента на вложенный капитал и земельной ренты. Национальный доход - один из важнейших обобщающих показателей экономического развития страны.

^ Личный доход (ЛД) - определяется как национальный доход за вычетом взносов на социальное страхование, налогов на прибыль корпораций, нераспределенных прибылей корпораций плюс трансфертные платежи (перевод валюты или золота из одной страны в другую или передача права владения ценными бумагами).

^ Располагаемый доход - это личный доход минус налоги на личный доход.

Главным методом оценки уровня развития национальной экономики с помощью указанных показателей является исследование динамики их функционирования за определенный период.

Другими важными показателями, характеризующими развитие национальной экономики, являются:

  • показатель темпов инфляции;

  • уровень занятости работников;

  • дефицит государственного бюджета (превышение расходов над доходами);

  • соотношение экспорта и импорта.

Для выполнения анализа развития экономических систем применяются дополнительные показатели:

  • соотношение темпов роста цен и темпов роста доходов;

  • склонность населения к сбережениям;

  • объем долгосрочных кредитных вложений;

  • динамика курса национальной валюты;

  • уровень потребления продуктов и другие.

При формировании оценки развития национальной экономики также используется единая система показателей, отражающая развитие 16 основных направлений ее деятельности. В расширенном виде эти показатели используются при формировании прогнозов развития отраслей национальной экономики:

1. Оценка спроса:

Ожидаемый спрос потребления на важнейшие виды продукции.

  1. Приватизация (по основным отраслям народного хозяйства и промышленности):

  • Общее количество государственных и муниципальных предприятий, состоящих на самостоятельном балансе;

  • Объем выпускаемой продукции приватизированными предприятиями;

  • Численность работников на приватизированных предприятиях;

  • Размер денежных средств, получаемых от приватизации предприятий;

  • Общая площадь жилых домов государственного жилищного фонда, подлежащая приватизации.

  1. Промышленность.

  • Объем выпускаемой продукции;

  • Количество предприятий по отрасли, в том числе :

  • Государственных предприятий.

  1. Конверсия.

  • Удельный вес гражданской продукции в общем объеме произведенной продукции в %%;

  • Количество товаров народного потребления.

  1. Агропромышленный комплекс.

  • Количество сельскохозяйственных предприятий, в том числе: колхозов, совхозов, фермерских, личных и т.д.;

  • Объем выпускаемой сельскохозяйственной продукции;

  • Производство продукции перерабатывающей промышленности.

  1. Лесное хозяйство.

  • Лесоустройство;

  • Лесовосстановление;

  • Рубки леса, в том числе по уходу за лесами.

  1. Инвестиции.

  • Объем капитальных вложений, в том числе:

  • средства государственных предприятий,

  • средства инвестиционных фондов,

  • средства федерального бюджета,

  • средства бюджетов территорий,

  • средства негосударственных предприятий,

  • другие источники – меценатство,

  • иностранные инвестиции,

  • ввод в действие производственных мощностей,

  • ввод в действие социальных объектов.

  1. Финансы.

  • Прибыль (доходы) по структуре;

  • Расходы по структуре.

  1. Труд и занятость.

  • Численность населения;

  • Трудовые ресурсы;

  • Занятость (количество занятых ресурсов);

  • Численность безработных;

  • Миграция населения (въезд – выезд).

  1. Денежные доходы и расходы населения.

  • Доходы населения (оплата труда, пенсии, пособия);

  • Расходы и сбережения населения

- Среднемесячная оплата труда (по отраслям народного хозяйства).

  1. Потребительский рынок.

  • Объем розничного товарооборота, в том числе:

  • государственная торговля,

  • кооперативная торговля,

  • негосударственная торговля.

  • Производство товаров народного потребления (товарооборот): продовольственные, непродовольственные товары;

  • Объем реализации платных услуг населению.

  1. Развитие отраслей социальной сферы.

  • Ввод жилых домов за счет всех источников финансирования;

  • Средняя обеспеченность населения общей площадью квартир;

  • Ввод в действие объектов социально-культурной сферы (по видам объектов).

  1. Охрана окружающей среды.

  • Объем капитальных вложений на природоохранные и природовосстановительные мероприятия;

  • Объем забора воды;

  • Объем сброса загрязненных сточных вод;

  • Объем вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу;

  • Ввод в действие сооружений для очистки сточных вод;

  • Ввод в действие пылегазоулавливающих установок;

  • Ввод в действие берегоукрепительных сооружений;

  • Площадь рекультивируемых земель;

  • Средства экологических фондов;

  • Расход средств из экологических фондов.

  1. Взаимопоставки важнейших видов продукции.

  • по странам СНГ;

  • по регионам.

  1. Внешнеэкономическая деятельность.

  • Объем экспорта;

  • Объем импорта.

  1. Государственные программы.

  • Объем финансовых средств, в том числе по видам программ;

  • Объем капитальных вложений, в том числе по источникам финансирования;

  • Ввод в действие производственных объектов, мощностей.

  • Ввод в действие непроизводственных объектов, мощностей.

Таким образом, рассмотрение организации экономической деятельности и взаимоотношений экономических субъектов разных уровней является одним из элементов институционального направления экономического анализа.

В первую очередь при выполнении анализа национальной экономики исследуется динамика развития следующих основных отраслевых элементов национальной экономики:

Промышленность,

Строительство,

Сельское хозяйство,

Лесное хозяйство,

Транспорт,

Связь,

Наука и научное обслуживание,

Информационно-вычислительное обслуживание,

Торговля и общественное питание,

Народное образование,

Культура и искусство,

Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение,

Охрана окружающей среды,

Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения,

Кредитование и государственное страхование,

Система органов управления и др.

Подотраслями национальной экономики, в частности, подразделениями промышленности могут быть выделены следующие:

  • Электроэнергетика,

  • Топливная промышленность,

  • Черная и цветная металлургия,

  • Химия и нефтехимия,

  • Машиностроение и металлообработка,

  • Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность,

  • Промышленность строительных материалов,

  • Легкая промышленность,

  • Пищевая промышленность.


Классификацией отраслей национальной экономики зафиксировано более 400 отраслевых подразделений разного уровня.

Национальная экономика как социально-экономическая система структурно представляет собой совокупность пропорций и отношений, которые характеризуют развитие ее элементов в данных условиях и в данный момент.

Пропорции – это относительная величина, определяющая значимость элементов, составляющих рассматриваемую экономическую систему.

Отношения – это взаимосвязь, которая устанавливается. с одной стороны, между элементами. составляющими экономическую систему. а с другой стороны. между рассматриваемой экономической системой и другими подобными системами.

Выделяют два типа структур, подвергаемых экономическому анализу:

  1. Экономические структуры. характеризующие деятельность простых и комплексных экономических систем.

  2. Экономические структуры, создающие условия для деятельности экономических систем.

В рамках первого типа экономическая структура национальной экономики страны анализируется по следующим параметрам:

  • Характер производственной деятельности отраслей национальной экономики страны;

  • Размеры экономических элементов: мелкие, средние. крупные;

  • Экономическая система;

  • Тип экономической организации (управления): централизованно управляемый. конкурентный. смешанный, властных экономических групп;

  • Распределение активного населения: уровень занятости, структура безработицы и ее виды и т.п.;

  • Распределение национального дохода между группами:

  • экономическими - производственная сфера, промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.,

  • социальными - непроизводственная сфера (работающие, пенсионеры, студенты и т.д.).

  • Ориентация экономической деятельности на внутренний или международный рынок.

В дополнение к перечисленным критериям экономического анализа могут быть приняты и другие. в зависимости от целей анализа.

В рамках второго типа структур анализируют:

  • демографические структуры,

  • социальные структуры,

  • институциональные структуры: распределение политических полномочий, отношения между властями и т.д.

  • ментальные структуры: суждения, концепции. верования и т.д.

Между структурами первого и второго типа устанавливаются определенные отношения. которые создают проблемы взаимной совместимости, имеющие решающее значение для экономического роста национальной экономики.

Кроме перечисленных критериев структурного экономического анализа необходимо анализировать временные аспекты экономической деятельности: изменения – медленные и последовательные, изменения резкие и скачкообразные.

Структурный анализ развития национальной экономики страны позволяет понять общее функционирование системы, выявить зоны «неоднородности» в развитии отраслей национальной экономики.

На основе структуры анализа разрабатывается экономическая политика государства. Главным принципом выработки эффективной экономической политики является необходимость адаптироваться к существующим структурам, чтобы лучше трансформировать их рост посредством вырабатываемых реформ.
^ Этапы реформирования российской экономики и их особенности.

Реформирование экономики в России осуществлялось в четыре этапа:

I этап – 1957 – 1965 гг.

II этап – 1965 – 1985 гг.

III этап –1986 – 1990 гг.

IV этап –1990 – 2000 гг.

V этап – с 2000 г.

Рассмотрим особенности основных этапов развития экономики России.

I этап – 1957 – 1965 гг.
Экономическая реформа 1957 года – перевод управления национальной экономикой от отраслевого управления к территориально-отраслевой схеме управления посредством образования Совнархозов. В результате данного процесса произошло перераспределение функций управления хозяйства в пользу региональных структур.

Однако, указанная система управления не дала ожидаемых результатов. В результате реформы 1957 года было упразднено свыше 140 общесоюзных, союзно-республиканских и республиканских министерств, а находившиеся в их ведении предприятия переданы в подчинение Совнархозов, созданных в пределах области, края, республики.

Совнархозы в своей деятельности подчинялись Советам Министров Союзных республик, через которые правительство СССР руководило данными структурами. Совнархозы руководили предприятиями через отраслевые управления.

Территориально-отраслевая система управления сыграла положительную роль в развитии межотраслевой кооперации в рамках экономических административных районов в решении местных проблем и повышении уровня благосостояния народа. В то же время в этот период произошло усиление местнических тенденций, и ослабление централизованного начала в экономике. Управление ресурсными отраслями оказалось раздробленным. Многие Совнархозы стали преследовать местные интересы, не считаясь с интересами страны в целом, что привело к невозможности выполнять научно-техническую политику страны.

Данные о динамике национального дохода СССР с 1913 по 1989 гг. приведены в таблице 2.


Таблица 2.

Экономический рост СССР за 1913 – 1989 гг.


Годы

Производство национального

дохода. Среднегодовые темпы, %

1913 – 1921

-10,7

1922 – 1940

15,3

1941 – 1950

4,7

1951 – 1960

10,3

1961 – 1970

7,0

1971 – 1980

4,9

1981 – 1985

3,6

1985 – 1989

2,7

Источник: Доклад Комиссии по изучению советской экономики, образованной по решению G7 в Дублине (1990 г.)

Следующим аспектом реформирования в период 1957 – 1965 года было проведение процесса разделения партийных органов власти на промышленные и сельские. Вероятно, убедившись в чрезмерном усилении территориальных парторганов и не желая возвращаться к отраслевым министерствам как их противовесам, Н.С. Хрущев предпринял этот вариант реформирования. Все сильней ощущалась необходимость дальнейшего реформирования экономики страны.

II этап – 1965 – 1985 гг.

После снятия Н.С. Хрущева была предпринята самая масштабная попытка реформирования советской экономики, получившая название реформы Косыгина. Реформа Косыгина впервые была рассмотрена на сентябрьском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС и речь в ней шла о формировании модели рыночного социализма. В СССР В тот период времени была издана книга Г.С. Лисичкина «План и рынок».

Практика реформ Косыгина была логическим продолжением «развития социализма». Самое главное в ней – некоторая децентрализация управленияч и распределения финансовых потоков, сокращение числа планируемых сверху показателей. Предприятия получили большую самостоятельность. Предприятиям позволили самостоятельно производить и продавать продукцию помимо государственного плана. Появились термины « прямые хозяйственные связи» и «оптовая торговля средствами производства», за которыми стояло право реализовывать продукцию без фондов и нарядов.

^ Экономическая реформа 1965 года.

В сентябре 1965 года Совет Министров СССР утвердил постановление «Об улучшении управления промышленностью». Управление было вновь построено по отраслевому принципу с расширением прав местных территориальных органов и хозяйственных руководителей. Хозяйственная реформа 1965 года положила начало расширению функций предприятий, как первичных субъектов хозяйственной деятельности. Основной хозяйственного механизма данного периода выступали следующие экономические особенности:

  • Введение хозрасчета;

  • Нормативные формы распределения з/пл;

  • Фонды экономического стимулирования.

Были введены следующие изменения:

  1. Ликвидация Совнархозов, создание Министерств и ведомств;

  2. Сокращение отчетных плановых документов;

  3. Создание фондов экономического стимулирования.

  4. Введена плата за производственные фонды.

Несмотря на некоторые достигнутые результаты, реформа 1965 г. не была комплексной.

  • Отсутствовала целостная концепция нового хозяйственного механизма, в связи с чем, экономические методы управления национальной экономикой провозглашались, но на деле практически не исполнялись (провозглашали к 1980 г построить коммунизм).

  • Число экономических показателей сократилось, вместе с тем их характер не изменился. Большинство показателей остались директивными. Самостоятельности предприятия не получили.

  • Аппарат управления, в своем большинстве не воспринимал необходимых экономических преобразований.

  • Фиксировалось крайне ограниченное сотрудничество с иностранными фирмами и компаниями.

Начиная с 70-х годов экстенсивный путь развития национальной экономики за счет прироста ресурсов стал все более затруднительным. После временного ускорения развития народного хозяйства начался процесс снижения темпов экономического развития.

Прирост национального дохода составил:

1966 – 1970 г. – 41%;

1971 – 1975 г. – 28%;

1976 – 1980 г. – 21%;

1981 – 1985 г. - 16,5%.

К 1985 году сложилась следующая структура управления национальной экономикой:

  • Централизованная система управления национальной экономики и планирования экономического и социального развития.

  • Применение административно-командных (директивных) методов управления.

  • Территориально-ведомственный принцип управления и планирования.

Реформа 1965 года оказалась в тупике и перешла в стадию экспериментальных поисков.

В 1985 году к власти пришел М.С. Горбачев, а Россию ждали новые экономические реформы, получившие название «перестройка».
III этап – 1986 – 1990 гг.

Перестройка экономики. Реформа 1987 года.

Третий этап развития экономики – попытка изменения содержания экономических функций государства характеризуется разработкой Концепции радикальной экономической реформы и нормативно-правовой документации по изменению функций управления народным хозяйством на всех уровнях. Были приняты важные для проведения экономических преобразований законы: «Закон о госпредприятии» и «Закон о предпринимательской деятельности».

Основными критериями полного хозрасчета и демократизма системы стали понятия:

  • самоокупаемость;

  • самофинансирование;

  • самоуправление.

Однако, без должного государственного регулирования демократизация управления и планирования развития отраслей национальной экономики не дала желаемых результатов, вызвала спад производства и снижение его эффективности.

Предпосылкой следующего этапа реформирования было положение экономики страны и совокупность внешних и внутренних факторов ее развития. В 1986 году резко упали валютные поступления от экспорта энергоносителей. В результате стали сокращать импорт.
Таблица 3.

Падение импорта в СССР в 1985 – 1986 гг.

Показатели

1985 г.

1986 г.

Сокращение, %

Зерно, млн. т.

39,7

22,8

43,0

Хлопок – волокно, тыс. т.

135,0

14,0

90,0

Масло животное, тыс. т.

211,0

131,0

37,9

Масло растительное, тыс. т.

788,0

414,0

47,5

Шелковые ткани, млн. м.

70,6

49,3

30,2

Трикотаж, млн. м.

123,0

82,6

32,7

Кожаная обувь, млн. пар

16,5

11,8

28,5

Чай, тыс. т.

8,1

3,1

61,7

Прокат черных металлов, тыс. т.

5132,0

2996,0

42,0


Импорт инвестиционных товаров сократился меньше, а по некоторым видам оборудования, а также по мясу и мясопродуктам наблюдался рост.

Важнейшей особенностью новой экономической реформы должна была стать ее ориентация на развитие социальной сферы. Предполагалось это выполнить за счет:

А) Конверсии оборонной промышленности:

Б) Расширения демократических основ, повышения активности руководящих кадров;

В) Заинтересованности трудящихся в результатах своего труда.

Реформа 1987 года, проведенная в стране по изменению экономической системы хозяйствования носила крайне противоречивый характер.

С одной стороны, в соответствии с постановлением «О перестройке планирования и повышения роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования» главнейшим критерием деятельности предприятий называлось выполнение заказов и договоров.

С другой стороны, Закон СССР «О государственном предприятии» значительно расширил права предприятий в области ценообразования, распоряжения прибылью и заключении договоров. Закон «О государственном предприятии» давал право повышать цены на производимую продукцию и договариваться с тем, кого эта цена устраивала. Администрации предприятий на законном основании абстрагируются от государственных интересов.

В январе 1987 года по решению Совета Министров СССР было отменено ограничение во внешней торговли и разрешено предприятиям и частным лицам продавать за рубеж любые товары по любым ценам. Это решение создало условия незаинтерисованности производителей в развитии внутреннего рынка страны. Началось вымывание товаров за границу и обесценение рубля.

В 1990 году национальный доход снизился по сравнению с 1989 годом на 4%. Впервые за все годы Советской власти в мирное время было зафиксировано падение объема производства.

В 1990 году был зафиксирован самый низкий со времен войны естественный прирост населения – 0,23% (в 1987 г. – 0,66%). Нарастание кризисных явлений в экономике страны способствовало переключению внимания общества со стратегических целей на решение текущих задач.

В 1990 году XXVIII съезд КПСС принял резолюцию о переходе на рыночные отношения. Таким образом, провозглашенный ранее курс на самостоятельное развитие был полностью свернут и вместо него провозглашена цель интеграции в мировое хозяйство через переход к «рыночной экономике».

IV этап – 1990 – 2000 г.

Четвертый этап развития экономики в России связан с признанием необходимости перехода к многообразию форм собственности, развитию рыночных отношений. В начале 90-х годов этими аргументами оправдывался отказ от директивного планирования, как системы и переход к государственному регулированию. Отказ от разработки пятилетних, а потом и годовых планов экономического и социального развития страны во многом был вынужденным, так как уже на третьем этапе развития экономики разорвались информационные потоки на макро-, мезо- и микроуровнях, необходимые для сбалансированного ведения хозяйства и комплексного социально-экономического развития страны.

^ Реформа 1990 года.

В январе 1990 года создается Государственная комиссия по экономической реформе, которую возглавил академик Л.И. Абалкин. Государственной комиссией была разработана новая Концепция экономической реформы. Концепция включает следующие черты новой хозяйственной системы:

  • многообразие форм собственности, их равноправие и соревнование (конкуренция);

  • Реформа оплаты труда;

  • Перестройка финансово-кредитной системы;

  • Превращение рынка в сочетании с государственным регулированием в главный инструмент координации де6ятельности участников общественного производства.

  • Государственное регулирование на основе гибкой системы социально-экономического планирования;

  • Обеспечение социальной защищенности граждан со стороны государства.

В Концепции предпочтение отдавалось радикально-умеренному варианту развития экономики в три этапа.

I этап реформы – Стабилизация экономики и создание хозяйственного механизма переходного периода. 1990 – 1991 г.

II этап реформы – Развитие и доработка нового хозяйственного механизма 1991 - 1992

III этап реформы – Завершение реформы, реализация намеченных мероприятий, улучшение социально-экономической обстановки в стране 1993 – 1995 г.

В проведении рыночных реформ 1990 г. считают поворотным пунктом, основной вехой дальнейшего экономического развития.

Во-первых, появилась первая официальная доктрина рыночных преобразований;

Во-вторых, в 1990 году необходимость рыночных преобразований была признана правительством страны;

В-третьих, экономическое положение страны стало настолько тяжелым, что кроме поворота к рынку не оставалось быстрых реальных путей выхода из сложившейся ситуации.

В мае 1990 года правительство (премьер-министр Н.И. Рыжков) повышает цены на 40% с целью ослабления дефицита потребительских товаров.

^ Денежная реформа 1991 года

В январе 1991 года новый премьер-министр В.С. Павлов провел денежную реформу – обмен денежных купюр достоинством 50 и 100 рублей. Данная мера не улучшила экономическую ситуацию в стране. Кризисные явления нарастали.

В августе 1991 года произошел августовский путч ГКЧП, что привело к ликвидации Советского Союза как целостного государства. Из трех предложенных вариантов реформирования экономики, Б.Н. Ельцин выбрал вариант реформирования, получивший названия «шоковая терапия». Данный вариант реформирования экономики был представлен командой демократических реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром.

^ Реформы 1992 – 1998 г.

Главные задачи дальнейшего этапа реформирования российской экономики: либерализация цен; разгосударствление экономики; приватизация государственной собственности; децентрализация управления; отказ от директивного планирования и переход к государственному регулированию; конверсия военного производства; всемерное развитие предпринимательства и малого бизнеса.

Реформаторы нового варианта рыночных преобразований понимали, что такие глобальные изменения экономики невозможны без последующего длительного периода экономического спада и снижения уровня жизни.

Наступил 1998 год. В стране в этот период произошел экономический кризис. Предпосылки экономического кризиса: падение темпов роста производства; инфляция; снижение жизненного уровня населения (снижение платежеспособности населения); проведение процесса деноминации; повышение курса доллара; большой дефицит государственного бюджета.

Внешний долг России в 1998 году приблизился к 150 млрд. долл., а внутренний составил сотни млрд. деноминированнных (в1998 г) рублей при ничтожных в сравнении с государственными долгами государственными резервами.

Для погашения долга и получения дополнительных средств в бюджет на краткосрочный период были выпущены ГКО (государственные казначейские обязательства) на которые можно было покупать акции предприятий, вкладывать деньги в ценные бумаги, расширить в обмен на них приток иностранных инвестиций.

Конечно, во всех неудачах неправильно было бы винить ошибочный курс экономических реформ в России. Правильнее было бы говорить об ошибочной денежной, финансовой политике, проводимой на гране дефолта, банкротства страны.

Россия подошла к 2000 году в условиях заметного оживления экономики, преодолев наиболее острые последствия финансового и экономического кризиса 1998 года.

Этому способствовали:

Во-первых, усилия правительства по стабилизации экономики и финансов в посткризисный период;

Во-вторых, благоприятные внешние условия, сформировавшиеся в 1999 году. Доля внешних факторов в приросте ВВП составляла в тот период почти 1/3.

Факторы, улучшающие экономическую динамику.

  1. Благоприятная конъюнктура цен на основные позиции российского экспорта (нефть, газ, черные и цветные металлы).

  2. Быстрее, чем предполагалось, снижался объем импорта, что обусловило существенно более высокое положительное сальдо внешнеторгового баланса: 33,4 млрд. долл. против 21,5 млрд. долл. по прогнозу и эффект импортозамещения товаров.

  3. Увеличилось поступление доходов в бюджет. Снижается задолженность по выплатам з/пл, погашена задолженность по выплатам пенсий.

  4. Сократилась безработица в стране.

  5. В 1999 году произошел сдвиг от сырьевой ориентации экономики к производству товаров с более высокой степенью переработки.

  6. Регулярно производятся платежи по обслуживанию внешнего долга даже при отсутствии внешних займов.

  7. Результаты социально-экономического развития страны в 1999 – 2000 гг. по ряду важнейших макроэкономических показателей оказались выше прогнозируемых (промышленное производство, инвестиции, ВВП).

V этап – с 2000 г.

Проведенные в последние четыре года реформы, позволили решить значительное число задач. Основные показатели прогноза социально-экономического развития России до 2008 г. представлены в таблице 4.

Таблица 4.

Основные показатели прогноза социально-экономического

развития России до 2008 г.

Показатели

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2008

Инфляция, в % к декабрю предыдущего года


20,2


18,6


15,1


10


8-10


6,5-8


5-7

ВВП, в % к предыдущему году


10


5


4,3


5,9


3,8-5,2


4,8-5,9


5,0-6,5

Продукция промышленности, %


11,9


4,9


3,7


5,9


3,6-4,7


4,0-5,2


4,6-5,7

Продукция сельского хозяйства, в % к пред. году


7,7


7,5


1,7


1,0


3,5-4,0


3,5-4,0


3,5-4,0

Инвестиции в основной капитал, в % к пред. году


17,4


8,7


2,6


9,3


6,6-8,0


8,2-9,5


8,2-9,5

Экспорт товаров, млрд. долл.


105,0


101,9


107,2


124,9


118,9

114,6 – 131,4

126-153

Импорт товаров, млрд. долл.


44,9


53,8


61,0


71,0


77,3

81,8 – 86,5

98 - 112

Реальные располагаемые доходы населения, в %


111,9


108,5


109,9


109,2


107,6


106,7 – 108,1


106,5 – 108,0

Расходы федерального бюджета, в % от ВВП


14,1


14,6


15,6


15,1


14,3


13,5


13,0


Источник: Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 – 2005 годы). Распоряжение Правительства РФ от 15.08.03 г. № 1163-р.

За данный период принят пакет налоговых законов, Трудовой и Земельный кодексы Российской Федерации,, новая редакция Таможенного кодекса, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», базовые законы, необходимые для проведения реформы железнодорожного транспорта и электроэнергетики. Осуществлена пенсионная реформа с введением накопительных механизмов.

Определенный прогресс достигнут в сфере устранения избыточного административного давления на бизнес – снижено количество лицензируемых видов деятельности. Принят Федеральный закон « О техническом регулировании», который ограничивает сферу применения обязательных требований к продукции. В области реформирования системы налогообложения была введена «плоская шкала» подоходного налога и регрессивная шкала единого социального налога, снижен налог на прибыль, установлен налог на добычу полезных ископаемых.

В 2002 г. проведена Всероссийская перепись населения. В сфере образования проходит эксперимент по введению единого государственного экзамена. Признанием успешности российских реформ, обеспечивающих макроэкономическую стабильность, можно считать последовательное повышение за последние годы Организацией экономического сотрудничества и развития и международными рейтинговыми агентствами кредитного рейтинга России, предоставление России Европейским Союзом и США статуса страны с рыночной экономикой.
  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (1086.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru