Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по предмету Ценообразование - файл 1.doc


Лекции по предмету Ценообразование
скачать (167 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc167kb.18.12.2011 01:14скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Теоретические основы ценообразования.

  1. Предмет ценообразования, концепция ценообразования.

  2. Закон стоимости, функции закона стоимости.

  3. Функции цен


-1-

Ценообразование – наука, изучающая процессы формирования, закономерности движения и использования цен.

Предмет науки – теория цен и практика их установления

Цена – денежное выражение стоимости товара (К. Маркс)

Цена – оценка альтернативных возможностей, т.е. цена товара определяется суммой цен всех товаров, которые можно приобрести за ту же денежную массу.

^ Цена – денежная сумма, взимаемая за конкретный товар.

Цена конкретного товара – денежное выражение системы, ценообразующих факторов, действующих в данное время.
В теории ценообразования можно выделить 3 основных концепции ценообразования:

1. затратная. В ее основе лежит теория трудовой стоимости.

Новым в этой теории стало использование К. Марксом категории общественно необходимых затрат труда в качестве главного критерия ценообразования.

В рамках этой теории предполагается, что формирование стоимости происходит в основном в сфере производства.

2. субъективно-марженальная лежит в русле предельной полезности. Основоположники: Вальрас, Менгер, Джеванс.

Основой теории служат категория полезности, которая квалифицируется как мера предпочтения, отдаваемая потребителем конкретному товару и из предполагаемого товарного набора. Базой цены выступают предельная полезность, означающая прирост единицы продукции.

^ 3. концепция неоклассического синтеза. Ее появление связано с разработкой материальной теории цены.

Марженальная теория цены является наиболее сбалансированной. Принципы марженальной теории:

  • Рассмотрение спроса и предложения как равнозначных ценообразующих факторов

  • Достижение равновесия на рынке

  • Анализ соотношения спроса и предложения через предельную полезность


Идея баланса спроса и предложения находит свое отражение в категории цены равновесия, рассматриваемом в качестве среднего критерия обмена товара.

-2-

^ Закон стоимости – закон производства и обращения.

Основная функция закона – регулирует производственные отношения по-поводу включения индивидуальных затрат труда в общественные.
Согласно закону стоимости обмен товаров осуществляется пропорционально затратам труда.
Закон стоимости гласит: сумма цен товаров равна сумме их стоимости.
Функции закона стоимости:

  1. регулирует распределение средств производства и труда между отраслями

  2. приводит к повышению общественной производительности труда

  3. приводит к дифференциации товаропроизводителя



-3-

Функции цен:

  1. измерительная. Проявляется в том, что измеряется, выявляется и фиксируется стоимость товаров, работ и услуг.

При помощи цены измеряется объем производства, его динамика, структура, производительность труда, объем рынка, платежеспособность, спрос и т.д.

  1. учетная. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение общественных затрат труда его полезности.

Главная задача учета не в том, чтобы измерить, а в том, чтобы на основе учета произвести анализ и принять решение.

  1. регулирующая. Цена выступает как инструмент регулирования экономических процессов, учитывая платежеспособность производителя и потребителя.

  2. стимулирующая. Рыночное ценообразование создает возможность для альтернативного выбора при принятии хозяйственных решений.

  3. распределительная или перераспределительная. По средством цены происходит распределение и перераспределение доходов между отраслями экономики, административно-территориальными образованиями страны, социальными группами, населением страны и др.

  4. сбалансирование спроса и предложения.


Методология ценообразования.

  1. Формирование рыночной стоимости цены.

  2. Основы методологии ценообразования

  3. Порядок ценообразования

  4. Методы ценообразования

  5. Факторы, влияющие на уровень и динамику цен


-1-

Рыночная стоимость товара – общественная стоимость, представленная как соответствующая часть созданной фактическими затратами труда в данной сфере производства, совокупной стоимости.
Рыночная стоимость устанавливается в процессе внутриотраслевой конкуренции.
^ Внутриотраслевая конкуренция – межфирменная или предметная конкуренция между аналогичными товарами, удовлетворяющими одну и ту же потребность, но различаются по качеству, цене, ассортименту.
Рыночная цена образуется в результате взаимоотношений конкурентов в результате соотношения спроса и предложения продавцов и покупателей на рынке. Различают следующие модели рынка:

  1. чистая конкуренция

  2. чистая монополия

  3. монополистическая конкуренция

  4. олигополия


-2-

Методология ценообразования – совокупность общих правил, принципов и методов. Методологический аппарат состоит из разработки концепции ценообразования, определения и обоснования цен, формирования системы цен, управления ценообразованием.
Следует различать методологию и методику ценообразования, на основе методологии разрабатывается его стратегия, а методики содержат конкретные рекомендации и инструментарий для реализации этой стратегии, таким образом, методика – элемент методологии.
Важнейшим элементом методологии являются принципы ценообразования, в свою очередь принципы ценообразования – постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе.


^ Виды принципов:

1. Научность обоснования цен.

Состоит в необходимости познания и учёта в ценообразовании законов рыночной экономики (закон стоимости, закон спроса и предложения), таким образом, данный принцип базируется на глубоком анализе коньюктуры рынка, а также всех рыночных факторов.

^ 2. Целевая направленность.

Состоит в том, что необходимо чётко определить приоритетные, экономические и социальные проблемы, в решении которых должны использоваться цены.

^ 3. Принцип непрерывности.

Определяется динамичностью процесса ценообразования - это проявляется в том, что продукция в своём движении, от сырья до готовой продукции проходит несколько этапов и для каждого этапа товародвижения устанавливается своя цена и, кроме того, в цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых.

4. Единство.

Данный принцип состоит в том, что государственные органы, устанавливающие и регулирующие цены, обязаны их контролировать и такой контроль устанавливается на такой товар первой необходимости и услуги медицинского образования.

-3-

Ценообразование - представляет собой сложный и многоэтапный процесс.

Этапы ценообразования:

1. Устанавливаем цель - то есть предприятие должно определить, какую цель она ставит при производстве и продаже конкретного товара.

^ Можно выделить три группы цели:

а) цели, основанные на прибыли - максимизация прибыли, быстрое получение наличных денег, получение удовлетворительной прибыли, получение дохода от инвестиций, такая цель ставится не только компанией имеющей устойчивое положение на рынке, но и фирмой не слишком уверенной в своём будущем.

б) цели, основанные на сбыте или выживании - эту цель фирмы выбирают в тех случаях когда, во-первых: ценовой спрос потребителей эластичен, во-вторых: фирма желает добиться максимального роста сбыта, в-третьих: фирма предполагает, что увеличение объёма реализации сократит относительные издержки производства и сбыта, в-четвёртых: когда существует большой рынок потребителя. Для достижения поставленной цели, используют заниженные цены, то есть цены проникновения, данные цены предназначены для захвата большей доли рынка и способствует увеличению объёма сбыта.

в) цели, основанные на удержании рынка - состоят в сохранении фирмой существующего положения на рынке при благоприятных условий для своей деятельности. И для этого предприятия принимает меры для предотвращения спада сбыта и обострения конкурентной борьбы.


  1. ^ Определение спроса - невозможно рассчитать цену, не изучив, спрос на товар и различия в подходах к определению спроса, обуславливается типом рынка.




  1. ^ Анализ издержек - спрос определяет верхний уровень цены, в которой может установить предприятие, валовые издержки производства определяет минимальную её величину, и это важно учитывать, если фирма снижает цены.



  1. ^ Анализ цен конкурентов - существенное влияние на цену, оказывает поведение конкурентов и цены на их продукцию, чтобы узнать цены на продукцию конкурентов и отличительные черты их товаров, фирма делает сравнительные закупки(покупки) и эта информация используется как исходная в процессе определения своего места, среди конкурентов.




  1. ^ Выбор метода ценообразования — можно выделить пять методов ценообразования: а) метод полных издержек; б) метод стоимости изготовления (переработки); в) метод морженальных или предельных издержек; г) метод рентабельности инвестиции; д) методы маркетинговых оценок.




  1. ^ Установление окончательной цены.



-4-

Виды методов:

1. Метод полных издержек – Обеспечивает полное покрытие всех затрат и получение планируемой прибыли.

К полной сумме затрат добавляют определённую сумму соответственно, норме прибыли, если за основу берётся производственная себестоимость, то надбавка должна покрыть затраты по реализации и обеспечить прибыль, в любом случаи в надбавку включаются перекладываемые на покупателя, косвенные налоги и таможенная пошлина.

2. ^ Метод стоимости изготовления – учитывается собственный вклад у предприятия в наращивании стоимости товара.

К полной сумме затрат на единицу товара, на сырье, на материалы, полуфабрикаты добавляют сумму (норму прибыли) соответствующую вкладу предприятия в формирование стоимости изделия.

3. ^ Метод маржинальных издержек - обеспечиваются более широкие возможности ценообразования, полное покрытие постоянных затрат и максимизация прибыли. Внедрение метода упрощается официальным введением в учетную политику и отчетность классификации затрат на переменные и постоянные.

К переменным затратам на единицу продукции добавляют сумму покрывающих затрат и обеспечивающие достаточную норму прибыли.

4. ^ Метод рентабельности инвестиций – единственный метод, учитывающий платность финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации товара.

Метод основан на том, что проект должен обеспечивать рентабельность не ниже стоимости заемных средств к суммарным затратам, на единицу продукции добавляется сумма процентов за кредит.

5.^ Метод маркетинговых оценок(метод оценки реакции покупателя) - учитывается спрос и реакция покупателя.

Продавец старается выяснить цену, по которой покупатель определенно берет товар.

6.Метод сходной цены - цены ориентированы на повышение конкурентной способности товара, а не на удовлетворение потребности предприятия в финансовых ресурсах для покрытия затрат.

  1. ^ Тендерный метод – покупатели анонимно участвуют в конкурсе предприятия, и выигрывает тот, чья цена предприятия обеспечивает продавцу максимальную прибыль.


-5-

Под ценообразующими факторами понимаются такие обстоятельства или условия, которое является непосредственной причиной изменения уровня и структуры цен. Для выбора уровневой стратегии предприятие должно выявить и проанализировать все факторы, которые могут оказать влияние на цены.

1.Факторы, способствующие снижению цен: рост производства, технический прогресс, снижение издержек производства и обращения, рост производительности труда, конкуренция, расширение прямых связей.

2. Факторы, вызывающие рост цен: спад производства, нестабильность экономической ситуации, монополизация предприятия, увеличение массы денег в обращении, рост налогов, рост зарплаты, увеличение прибыли предприятия, улучшение качества товара, низкая эффективность использования капитала, оборудования рабочей силы и земли.
Себестоимость, прибыль и косвенные налоги как элемент цены.

  1. Себестоимость, ее значение для ценообразования.

  2. Прибыль как элемент цены.

  3. Косвенные налоги (НДС, акцизы).


-1-

Себестоимость продукции выражает совокупность расходов предприятия, связанных с производством и реализацией конкретной продукции.

^ Классификация себестоимости:

1. По способу включения в себестоимость:

- прямые - это затраты сырья и материалы.

- косвенные - з/п. управленческого персонала, затраты на реализацию продукции, транспортные расходы, затраты на рекламу.

^ 2. По экономическому составу:

- основные — затраты связанные непосредственно с технологическим процессом.
- накладные - затраты связанные с организацией производства и управлением.

3. По калькуляционным статьям затрат.

4. По отношению к производству

  • постоянные затраты - аренда земли или помещения, % по кредитам.

  • переменные - сырье, материалы, з/п., производительность персонала.

5. По эффективности:

- производственные затраты-

-непроизводительные - оплата простых рабочих, потери от брака, уплаченные штрафы.

^ 6. По отнесению к периодам:

- расходы будущих периодов (отложенные затраты)

- зарезервированные расходы - это фактически не наступившие, но уже включенные в затраты на производство товара. В практике ценообразования широко используется группировка затрат по калькуляционным статьям расходов.Ведомость, в которой указывается, эти статьи в расчете на единицу изделия называется калькуляцией.

Статьи калькуляции:

1. Сырье и материалы (за вычетом возвратных расходов)

2. Топливо и электроэнергия на технологические цели.

3. Основная з/п. производственных рабочих.

4. Дополнительная з/п. производственных рабочих.

5. Отчисления на социальные нужды.

6. Расходы по обслуживанию и эксплуатации оборудования.

7. Цеховые расходы.

8. Общехозяйственные расходы.

9. Прочие расходы.

10. Непроизводственные расходы.

Включение затрат в ту или иную статью калькуляции регламентируется положением ПБУ - «расходы организации» и 25 НК РФ «налог на прибыль организации».

  1. Она включает: сырье и основные материалы, которые образуют основу готовой продукции, вспомогательные материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты. Все это включается в себестоимость продукции по ценам приобретения без НДС, если имеются возвратные отходы, то они вычитаются из общих расходов сырья и материалов.

  2. Она включается в себестоимость продукции по ценам приобретения без НДС.

  3. Рассчитывается на основе сдельных расценок, тарифных ставок и включается в себестоимость в полной сумме.

  4. Отражены выплаты стимулирующие характера (термин, надбавки), выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда (работа в ночное время, сверхурочная работа), выплаты предусмотренные законодательством «о труде за непроработанное на производстве время» (отпуска, оплата перерывов в работе, матерей для кормления ребенка, оплата льготных часов подросткам, компенсации за неиспользованный отпуск). Дополнительная заработная плата рабочих при включении в калькуляцию себестоимости определяется, как правило, в % к основной заработной плате.

  5. Предполагают отчисления в 3 внебюджетного фонда: пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования., т. е уплата ЕСН (26%), 20% - в пенсионный фонд, 2,9% - в фонд социального страхования, 3,1% - в фонд обязательного медицинского страхования. (1,1% - в федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 2% - в территориальный фонд обязательного страхования). Все начисления начисляются к фонду оплаты труда по всем основаниям, включая и дополнительные выплаты.

  6. Включает: амортизационные отчисления на полное востанавление оборудование по установленным нормативам, а также расходы на содержание оборудования, заработная плата работников, обслуживающих это оборудование и страховые взносы, отчисления во внебюджетные фонды.

  7. Отражены: амортизационные отчисления на полное восстановление помещение цеха по установленным нормативам, эксплуатационные расходы по их содержанию, заработная плата цехового персонала со страховыми взносами, расходы по содержанию цеховых лабораторий. Итого цеховая себестоимость.

  8. Они включают расходы, связанные с управлением производством, к ним относятся: амортизационные отчисления на полное востонавление зданий , эксплуатационные расходы по их содержанию, заработная плата управленческого персонала со страховыми взносами, расходы по содержанию служебного автотранспорта, почтово-концелярские расходы , командировочные расходы, услуги банков, услуги аудиторских компаний, представительные расходы.

  9. Включают: вознаграждения за изобретение и рационализаторские предложения, оплата % по кредитам, оплата за услуги сторонних организаций (пожарные, охрана), оплата за аренду, затраты на подготовку и не подготовку кадров, сборы и платежи государству, а также отчисления в страховые фонды.

  10. Включают: затраты связанные со сбытом продукции, т.е. затраты на упаковку, хранение, транспортные расходы, затраты на рекламу.


Следует иметь ввиду, что при организации себестоимости, используемая для цели ценообразования, большая часть затрат не нормируется законодательством. В пределах установленных нормативов в себестоимость включается: амортизационные отчисления, отчисления во внебюджетные фонды и страховые фонды.
-2-
^ Себестоимость продукции в условиях рынка, связана с установлением нижнего предела цены, т.е. предела, до которого снижена цена в случае падения спроса на продукцию предприятия или с целью завоевать определенный рынок, кроме себестоимости цена включает чистый доход, который уже создается прибавочным трудом работников материального производства.

^ Чистый доход в цена выражается, как правило, в виде прибыли и косвенных налогов. Прибыль является одним из обобщающих покупателей работы предприятия различать прибыль от реализации продукции и валовую прибыль.

^ Прибыль от реализации продукции является элементом цены. В промышленности, где установлены свободные цены эта прибыль определяется как разность м/у ценой, себестоимостью и налогами, включаемыми в цену товара.

Для определения прибыли используется показатель рентабельности продукции - это показатель прибыли. Она всегда определяется в %, - это отношение прибыли на себестоимость.

^ Прибыль от реализации в оптовой торговле или снабженческо-сбытовом звен - это разница между соответствующими надбавками, которые устанавливают эти предприятия и издержками обращения.

Прибыль от реализации продукции является составной частью валовой прибыли. Размер валовой прибыли должен быть достаточным для уплаты налога на прибыль и ряд других налогов, а также формирование фондов накопления и потребления предприятиям. Валовая прибыль, кроме прибыли от реализации включает в себя прибыль от реализации основных фондов, иного имущества (земельных участков), внереализационные доходы за вычетом внереализационные расходов.

Внереализационные доходы включают в себя:

  • доходы от долевого участия в деятельности других предприятий;

  • доходы от сдачи имущества в аренду;

  • доходы по акциям;

  • штрафы, пени, неустойки, полученные за нарушение договорных обязательств;

  • доходы от курсовых разниц по валютным счетам.

Внереализационные расходы включают в себя:

  • налоги, уплаченные предприятием;

  • штрафы, пени, неустойки за нарушение договорных обязательств;

  • курсовые разницы отрицательные.


-3-

Цена = Себестоимость + Прибыль + НДС + акцизы

НДС.

Косвенные налоги устанавливаются на определенный вид товара и услуг. Они включаются в цену товара и услуги и носят открытый характер. НДС в России был введен с 1992 г. вместо налога с оборота и налога с продаж. Впервые НДС был введен во Франции в 1954 г. и его используют свыше 40 государств и почти везде он составляет большую часть бюджета. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и реализации товаров, работ, услуг. В РФ НДС регулируется налоговым кодексом часть 2 гл.21.

Плательщиками НДС являются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через границу РФ.

^ Объектами налогообложения являются операцией по:

  1. реализация товаров, работ, услуг на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению или передача имущественных прав.

  2. передача на территории РФ товаров для собственных нужд, на которые расходы не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организации.

  3. выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

  4. ввоз товаров на территорию РФ.

Не признаются объектами налогообложения:

1. передача на безвозмездной основе жилых домов, санаториев и социально-культурных ценностей, а также дорог, электрических сетей органам государственной власти и органам местного самоуправления.

2. передача имущества государственным и муниципальным предприятиям, выкупаемого в порядке приватизации. 3. выполнение работ организаций, входящих в систему органов государственной власти.

Налоговые ставки.

1. Нулевая (0%) используется при реализации - товаров (за исключением нефти, природного газа экспортируемых участкам СНГ), вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии предоставления в налоговые органы документов. - работы, услуги непосредственно связанные с перевозкой через таможенную территорию РФ.

  • услуги по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт назначения пассажиров расположены за пределами РФ.

  • работы, выполняемые в космическом пространстве.

  • товары, работы, услуги для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами

2. 10% используются на:

  • продовольственные товары.

  • товары для детей.

  • периодические печатные издания за исключением изданий рекламного и эротического характера.

  • медицинские товары отечественного и зарубежного производства.

3. 18% - все остальные товары, работы, услуги.
НДС устанавливается в % к свободно отпускным ценам или регулируемым ценам, без включения в них этого налога.

По товарам, облагаемым акцизами при исчислении НДС в цену товара включается и акциз.

У снабженческо-сбытовых оптовых и других предприятий занимаются продажей и перепродажей товара НДС, устанавливается к цене приобретенных товаров (без НДС) и соответствующего дохода предприятий.

Сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализуемые им товары и суммами налога фактически уплаченным поставщикам за материальные ресурсы.

В расчетных документах на реализуемые товары сумма НДС выделятся отдельной строкой.

НДС = (Себестоимость + Прибыль) * Ставка

НДС = (Себестоимость + Прибыль + акциз) * Ставка

В цене отдельных товаров имеются акциз, он также был введен с 1.01.92 г. и

облагается, как правило, товары, уровень потребления которых мало эластичен по отношению к изменению цен, либо специфические товары.

Акцизы также регулируются НК РФ часть 2 гл.22

Плательщиками акцизов являются: Организации, индивидуальные предприниматели и лица, перевозимые товар через таможенную границу РФ.

Под акцизными товарами признаются:

  • спирт этиловый из всех видов сырья;

  • спиртосодержащая продукция с долей этилового спирта 9%;

  • алкогольная продукция;

  • пиво;

  • табачная продукция;

  • автомобили и мотоциклы;

  • автомобильный бензин;

  • дизельное топливо;

  • моторные масла.

Объектами налогообложения признаются операции:

1. реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров.

2. передача организацией нефтепродуктов.

3. реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции.

^ 4. ввоз подакцизных товаров на территорию РФ.

Ставки налога указаны в статье 193 гл.22 части 2 НК РФ.

Сумма акциза определяется плательщиком самостоятельно и в расчетных документах сумма акциза указывается отдельной строкой.

Акциз = (Себестоимость + Прибыль) * Ставка акциза (%)


Свободные цены и надбавки.

  1. Виды свободных цен.

  2. Порядок установления надбавок к свободным ценам.

  3. Структура свободных розничных цен.



-1-

В РФ применяются различные виды цен. В зависимости от характера обслуживаемого оборота цены подразделяются на:

  • оптовые (отпускные). Оптовые устанавливаются на промышленную продукцию для производителей

  • закупочные. Закупочные на сельскохозяйственную продукцию.

  • розничные на продукцию строительства и тарифы на услуги. Розничные на товары народного потребления и продукцию научно-технического назначения, реализуемые населением.

^ В зависимости от порядка установления це: регулируемые, свободные.

Цены различают также в зависимости от возмещения транспортных расходов, т.е. от того, где происходит окончательное формирование цен или в местах производства или в местах потребления.

На практике это отражается в системе франкирования цен.

Франко - означает до, какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя

до потребителя транспортные расходы включены в состав цен.

^ Наиболее используемые 2 вида цен Франко:

  • франко-станция отправления (ФСО)

  • франко-станция назначения (ФСН)

ФСО показывает, что в отпускную цену включены расходы по транспортировке только до станции отправления. Все остальные транспортные расходы показатель оплачивает сверх этой цены. И при этом потребители заинтерисованны в минимизации транспортных расходов.

ФСН показывает, что в оптовую цену включаются все транспортные расходы до станции назначения вплоть до выгрузки товара из транспортных средств.
-2-

К свободно-отпускным закупочным ценам могут устанавливаться розничные надбавки. Надбавки выступают в качестве цены в такой сфере экономики как посредничество и торговли. Выступая в качестве сферы услуг надбавки, формируются в соответствии с общим принципом ценообразования.

На величину надбавок оказывают влияние затраты в сфере обмена, соотношение между спросом и предложением, ценовая политика посреднических и торговых организаций, политика правительства РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. Надбавки на практике самостоятельно не функционируют, а непосредственно включаются в цену товара, выступая в качестве одного из ее элементов.

Цена = Себестоимость + Прибыль + НДС + Надбавка.

^ Надбавки бывают 3-х видов:

  • Снабженческо-сбытовые. Снабженческо-сбытовая и оптовая надбавки устанавливаются по согласованию сторон и в них включены издержки обращения и прибыль. Надбавки устанавливаются в % в цене приобретения товара без НДС.

  • Оптовые.

  • Торговые. Торговая надбавка применяется при реализации товаров непосредственно населению. Она включает в себя издержки обращения, прибыль и НДС. Торговые надбавки устанавливаются предприятием розничной торговли в % к ценам приобретения товаров с НДС, торговые надбавки являются последним элементом в структуре розничных цен, которые устанавливают сами предприятия розничной торговли с учетом коньюктуры рынка в данном регионе путем прибавления торговой надбавки к свободно отпускной цене с НДС и к цене закупки с учетом НДС.


-3-

Структура свободных розничных цен:

  1. Отпускная цена = Себестоимость + Прибыль + Акциз + НДС цена производителя, товар от производителя поступает в розницу.

  2. Розничная цена = Себестоимость + Прибыль + Акциз + НДС + торговая надбавка. Товар поступает в снабженческо-сбытовую организацию, а затем в торговую организацию.

  3. Розничная цена = Себестоимость + Прибыль + Акциз + Снабженческо-сбытовая надбавка + НДС снабженческо-сбытовая организация + торговая надбавка.


Государственное регулирование цен.

  1. Порядок регулирования цен в РФ.

  2. Опыт регулирования цен с развитой экономикой.

-1-

Регулируемые цены - это цены, на величину которых воздействует государство.

Существует 2-е группы методов регулирования цен:

  • Экономические, которые осуществляются через налоговую, финансово-бюджетную, кредитную, валютную и таможенную политику. Все эти инструменты регулирования находятся в компетенции государственных органов, экономические методы регулирования эффективны в условиях без дефицитной и сбалансированной экономики. Регулирование цен позволяет сдерживать неоправданный рост цен, смягчать воздействие инфляционных процессов, устанавливать цены в зависимости от изменений экономических условий.

  • Административного регулирования методы различны. В РФ это установление фиксированных цен тарифов, а также предельного уровня рентабельности. Эти методы применяются к предприятиям монополистам. Монополистом признано предприятие, контролирующее от 35% до 65% рынка. Эти предприятия, пользуясь предложением, могут устанавливать монопольные цены. Эти цены бывают монопольно высокие и монопольно низкие. Монопольно высокая цена устанавливается с целью компенсации необоснованных затрат вызванных недоиспользованием производственных мощностей или с целью получения высокой прибыли. Монопольно низкая цена — это цена приобретаемого товара, которые устанавливаются с целью получения дополнительной прибыли или компенсации необоснованных затрат за счет продавца, также может устанавливаться с целью вытеснения с рынка конкурентов.

В России доля монопольной продукции, в общем, составляет свыше 22% и регулирования деятельности естественных монополий и контроль за ней осуществляют федеральные органы. Правительство РФ определяет и утверждает перечень продукции, цены на которые подлежат регулированию со стороны государства. Задачей антимонопольных органов является проведение эффективной политике по содействию и развитию товарных рынков, предупреждение ограничения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. При нарушении государственного регулирования цен применяются санкции. Сумма излишки полученной выручки изымается в бюджет и в таком же размере устанавливается штраф.
-2-

Способы и методы административного регулирования цен в развитых странах различны и к наиболее распространенными относятся:

  • жесткое фиксирование цен.

  • замораживание цен.

  • применение разрешительных, уведомительных, местных цен.

Опыт регулирования цен в США:

В США регулируются цены на продукцию аграрного комплекса, где устанавливаются залоговые и гарантированные цены. Залоговые цены устанавливает специальные правительственная организация - «торгово-кредитная корпорация». Она под залог принимает у фермеров сельскохозяйственную продукцию по определенным ценам. Период действия залога до 12 месяцев. Если на рынке цены будут выше залоговых, то фермер может выкупить свой товар и продать его на рынке. Если рыночные цены окажутся ниже залоговых, то фермер свою продукцию не выкупает, и она становится собственностью корпорацию. Гарантированные цены устанавливает конгресс. При этом министерство сельского хозяйства разрабатывает на каждый год программу с указанием цены на продукцию, которую она может заплатить фермерам, а также участвовать в этой программе или нет. Если решение фермера положительно, то тогда министерство определяет размеры пассивной площади и, оплачивает всю стоимость будущей реализованной продукции по гарантированным ценам конгресс, выдает заем на производство данной продукции. Если осенью рыночные цены окажутся выше гарантированных, то фермер может продать зерно на рынке, вернуть деньги с %. Если рыночные цены будут ниже гарантированных, фермер, может сдать урожай государству по гарантированным ценам, расплачиваясь за заем и получая при этом выручку. Всего контролируется 10% цен.

Франция.

Контролируются около 20% цен. Прямым регулированием охвачены цены на сельскохозяйственную продукцию, электроэнергию, газ, транспортные услуги. В настоящее время во Франции имеются около 3-х тысяч государственных контролеров по ценам. Они имеют право составлять акты при нарушении правил ценообразования с последующей передачей этих актов в финансовый трибунал. Государственное регулирование и контроль за ценами осуществляет департамент по конкуренции, министерство экономики, финансов и бюджетов.

Испания.

В Испании регулирование цен осуществляет высший совет по ценам при министерстве экономики и финансов, регулированием цен охвачены товары и услуги, производство которых монополизировано. Регулируется 10% цен. В Испании государственное регулирование цен осуществляется через установление разрешительных, уведомленных и местных цен. Суть разрешительных цен в том, что любая компания, которая хочет повысить цены на товар, должна направить ходатайство в высший совет по ценам и только после получения разрешения производить повышение цен. Такие цены распределяются на соевое масло, электроэнергию, газ, бензин, топливо.

Уведомительные цены устанавливаются после уведомления высшего совета по ценам о предоставлении повышении цен за 1 месяц до его проведения (молоко, масло). Местные цены распределяются на коммунальные и жилищные услуги. Повышение цен на эти услуги относятся к компетенции провинциальных комиссий.

Австрия.

Австрия - вопросом регулирования цен занимается подкомитет по ценам, при министерстве экономики. Государственным регулированием охвачено 10% цен.

Греция.

Греция - решение ценовых вопросов возложено на межминистерский комитет по ценам и доходам, возглавляемый министерством национальной экономики. Государственное регулирование охвачено более 20% цен.

Швеция.

Швеция - закон о регулировании цен дает право замораживать цены, либо в случаи войны, либо при угрозе значительного общего повышения цен. Жестко регулируется закупочные цены на важнейшие виды сельскохозяйственной продукции. Основные принципы регулирования цен на продукцию аграрного сектора разрабатываются Парламентом.
^ Ценообразование на мировом товарном рынке.

  1. Сущность цен мирового рынка.

  2. Виды цен мирового рынка и их классификация.

-1-

Мировой товарный рынок - это часть общемирового рынка, который представляет собой сферу международного обмена.

Мировой товарный рынок характеризует основные принципы:

  • Крупно масштабность дела

  • Их разновидность

  • Регулярность операций по данному товару между странами ®

  • Взаимная не связанность экспортных и импортных поставок

  • Осуществление платежей в свободно-конвертируемой валюте

В качестве мировых цен на практике используют цены основных экспортеров или импортеров. Так мировыми ценами на алюминий и пшеницу является экспорт, цены Лондонской биржи, цвет - метал. Лондонские биржи цвет метал, пиломатериалы -Швеции, нефть - экспорт, цены стран членов ОПЕК, Пушкина - Лондонских и Питербурского аукционов. При установлении мировых цен на готовую продукцию, решающую роль играют ведущие фирмы - производители, экспортирующие определенные виды и типы изделий.

^ Мировые цены - денежное выражение интернациональной стоимости, реализуемая на мировом рынке товаров.

Интернациональная стоимость - это общественно необходимые затраты труда на производство товаров при среднем уровне производительности и интенсивности труда. Эта стоимость формируется под влиянием условий производства в тех странах, которые являются основными поставщиками товара на мировой рынок. Мировые цены, как правило, ниже внутренних цен (до30%).

^ Формирование мировой цены происходит в 3 этапа:

1 этап: от производителя до рынка

2 этап: обращение на рынке, где цена, предложенная производителем, меняется в зависимости от спроса и предложения.

3 этап: от рынка к потребителю, когда в процессе контрактов поставщиков с конкретными потребителями, цена окончательно уточняется с учетом интересов покупателя.
-2-

В международной торговле применяются, различные виды цен.

В зависимости от характера формирования и применения, цены бывают:

  • Справочные

  • Прейскурантные

  • Каталогов проспектов

  • Биржевые

  • Аукционные

  • Предложений

  • Фактических сделок

  • Расчетные

В зависимости от характера информации по ценам:

  • Публикуемые цены (справочные, биржевые)

  • Цены, получаемые по специальным каналам, путем запросов информации по ним и соответствующих расчетов (цены предприятий, расчетные цены).

^ Справочные цены - публикуются в широко распространенных источниках, объединениями производителей, информационными агентствами. Справочные цены отражают в основном, интересы продавца, который стремится получить максимальный размер прибыли. Как правило, эти цены завышены и отличаются от реальных рыночных цен. Для поставщиков справочные цены являются базой для определения цены предложений, а для покупателей ориентиром для утарговывания цены сделки (цвет метал, руда).

^ Цены прейскурантов, каталогов и проспекта - разрабатываются специально заинтересованным лицам. В прейскурантах, дается краткое описание товара и некоторые его характеристики и цены, являются завышенными (10-15%), (черный метал, бытовая и электронная техника).

^ Цены предложений — устанавливаются производителями без согласования с потребителями. Однако при их установлении учитываются основные условия сделки. Эти цены базируются на издержках производства и информация по ценам предложений. Не всегда доступна покупателю и она высыпается производителями по запросам конкретных покупателей. Публикуется в рекламных проспектах, а также отраслевых периодических изданиях. Эти цены существуют на любом товарном рынке, и они носят справочный характер. При заключении контрактов цены понижаются на 7-15%.

^ Цены торгов - применяются при специализированной форме торговли, где производятся состязательная форма закупки и она основана на выдачу заказов, на поставку товаров по заранее объявленным условиям в специальном документе (тендер). Действует принцип конкурентности со стороны продавцов, что позволяет заказчику выбрать наиболее выгодные условия сделки. На международных торгах выступает много продавцов и 1 покупатель. Международные торги бывают открытыми, где могут участвовать все желающие и закрытые только для фирм известных на мировом рынке.

^ Цены торгов бывают 2-х видов:

  1. цены предприятий

  2. цены фактических сделок, участников выигравших торги.

Уровень цен предприятий зависит от специфики, товара и к, какой группе стран принадлежат участники.

Цены фактических сделок зависят от конкуренции и на открытых торгах степень конкуренции между продавцами достаточно высокая. В результате чего цена фактической сделки значительно ниже цен предложений (машины). Цены международных товарных аукционов действуют на рынках специально организованных на определенное время в специально отведенных местах и в отличай от торгов на аукционах выступают один или несколько продавцов и много покупателей. В результате более сильной конкуренции между покупателями, цены аукциона по уровню выше, чем цены торгов. (С/х. продукция)

^ Цены биржевой торговли распределяются в основном на массовые, сырьевые и продовольственные товары и некоторые виды промышленного сырья. Товары на биржах продаются и покупаются из его предъявления, заключение сделок происходит на основе типовых, биржевых контрактов.

^ Цены на биржевой торговле подразделяются на различные виды:

  • в зависимости от характера сделок:

- на реальный товар

- на фиктивный товар

  • в зависимости от условий сделки:

- базисного качества

- контрактного качества.

^ Расчетные цены — применяются тогда, когда отсутствует необходимая информация, на основании которой заключена сделка и расчет цен производится путем деления стоимости проданного товара на его количество. Кроме того, расчет может производиться на основании данных, публикации которых носят регулярный характер.

^ Цены фактических сделок — цены, которых можно получить по специальным каналам.







Скачать файл (167 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru