Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Ответы на билеты - Финансы организаций - файл 1.doc


Ответы на билеты - Финансы организаций
скачать (153.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc154kb.18.12.2011 01:19скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Раздел 2. Финансы организаций

  1. Финансы хозяйствующих субъектов, их функции и принципы организации.

Предприятие—это самостоятельный хозяйствующий субъект обладающий правами юридического лица, производящий продукции, занимающийся различными видами предпринимательской деятельностью, целью которой является извлечение прибыли и приращение капитала на основе обеспечения общественных потребностей.

Финансы предприятия—это денежные отношения возникающие в процессе хозяйственной деятельности предприятия и связаны с формированием основного и оборотного капиталов, фондов денежных средств предприятия и их использования.

Все финансовые отношения предприятия можно сгруппировать по следующим направлениям:

1)между его учредителями; возникают в момент создания предприятия по поводу формирования уставного капитала (УК) (акционерного или складочного), а так же по поводу распределения и использования прибыли.

2)с другими организациями и предприятиями (партнерами по бизнесу); включают отношения с поставщиками, покупателями, транспортными, торговыми, строительно-монтажными организациями и т.д.

3)между предприятиями и его структурными подразделениями: филиалами, отделениями, дополнительными офисами, представительствами, цехами, отделами и т. д.;

4)между предприятиями и его работниками; касаются выплаты заработной платы (ЗП), премий, социальных выплат и т. д.

5)между предприятиями и его вышестоящей организацией внутри финансово-промышленных групп, холдинга с ассоциациями, членами которых является предприятие.

6)с финансово-кредитной системой (бюджетами, внебюджетными фондами, банками, страховыми организациями, инвестиционными фондами);

Финансы организаций можно объединить в следующие группы:

1.финансы предприятия, функционирующих на коммерческой основе;

2.финансы организаций находящихся на сметно-бюджетном финансировании (финансы некоммерческих организаций);

3.финансы общественных организаций и общественных движений;

4.финансы домашних хозяйств (граждан).

Сущность финансов организаций заключается в том, что они являются основным звеном всей финансовой системы (ф/с) государства, составляет основу ф/с страны, поэтому от устойчивости и финансового положения предприятия—субъектов хозяйственной деятельности зависит стабильность всей ф/с страны.

^ Функции финансов предприятия:

1)распределительная связана с конечными результатами деятельности предприятия и предусматривает распределение выручки от реализации продукции.

2)контрольная заключается в осуществлении финансового контроля за аккумуля­цией распределения и использованием финансовых ресурсов. Финансовый контроль касается выполнения финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, целевого использования бюджетных ассигнований и коммерческих доходов.

^ Организация финансов предприятия строится на следующих принципах:

1)принцип хозяйственной самостоятельности  предполагает

2)принцип самоокупаемости и самофинансировании

3)принцип материальной ответственности

4)принцип заинтересованности в результатах деятельности

5)принцип формирования финансовых резервов

6)принцип плановости и прогнозирования

^ 2. Особенности организации финансов различных организационно-правовых форм.

Отличительной чертой финансов предприятий является зависимость от правовой формы их организации. Организационно-правовые формы хозяйствования предопределяют различные особенности организации финансов предприятий: источники и порядок формирования уставного фонда, систему распределения прибыли (дохода), взаимоотношения с бюджетом и др.
Классификация организаций по формам собственности:

  1. Хозяйственные товарищества: а)Полные б)На вере.

  2. Хозяйственные общества: а)Общество с ограниченной ответственностью (ООО) б)Открытое акционерное общество (ОАО)/Закрытое акционерное общество (ЗАО) в)Общество с дополнительной ответственностью (ОДО).

  3. Производственные кооперативы;

  4. Унитарные предприятия: а)Государственные б)Муниципальные.

Полное товарищество – добровольное объединение физических или юридических лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью в соответствии с заключенным между ними учредительным договором и несут ответственность принадлежащим им имуществом. Уставный капитал создается за счет вкладом участников и является складочным капиталом. Участники полного товарищества несут полную ответственность по обязательствам товарищества. Прибыль (убытки) распределяются между его участниками пропорционально их доле в складочном капитале.

Коммандитное (товарищество на вере) – товарищество, в котором предполагается участие помимо полных участников товарищества, участников-вкладчиков (коммандитистов). Порядок формирования аналогичен порядку его формирования в полном товариществе. Управление деятельности товарищества осуществляется только полными товарищами, вкладчики в управлении участия не принимают, а являются своего рода инвесторами. Они участвуют в прибыли товарищества в соответствии с их долей в складочном капитале и в соответствии с учредительными договорами.

ООО – юридическое лицо, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли. Участники ООО в отличие от других форм не отвечают по его обязательствам, и не несут риск убытков, связанных с деятельностью общества исключительно в пределах стоимости внесенной ими доли.

АО– представляет собой добровольное объединение средств физических и юридических лиц или акционеров, каждый из которых несет материальную ответственность за результаты деятельности АО в пределах номинальной стоимости принадлежащих ему акций. Особенность ОАО заключатся в том, что формирование уставного капитала осуществляется за счет продажи акций в форме открытой подписки и свободное обращение акций на рынке. ЗАО распространяет свои акции только среди его учредителей, т.е. по закрытой подписке. Кроме того, акционеры ЗАО обладают преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами.

ОДО -  это хозяйст­венное общество учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники несут солидарную ответст­венность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. При банкротстве одного из участников его дополнительная ответственность по обязательствам общества распределяется ме­жду остальными участниками, пропорционально их вкладам.

Производственный кооператив – добровольное объеди­нение граждан на основе членства для совместной производственной или хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. В отличие от хозяйственных обществ и товариществ совместная производственная или иная хозяйственная деятельность кооператива должна быть основана на членстве и на личном трудовом участии его членов, в то время как личное трудовое участие не является обязательным для хозяйственных обществ и товариществ. Прибыль распределяется между членами ПК в со­ответствии с их трудовым участием. 

Унитарные предприятия–это организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество (метро). ГКРФ принята классификация унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения.

Предприятие на праве оперативного управления – унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, учреждается уполномоченными органами государственного или муниципального правления, что предполагает государственную или муниципальную собственность на имущество унитарного предприятия. Оно обязано отвечать по обязательствам, вытекающим из его производственно-коммерческой деятельности всем принадлежащим ему имуществом, но в то же время не несет ответственности по обязательствам собственника имущества. Решение принимается правительством РФ. Имущество предприятия находится в государственной собственности.
  1. ^

    Финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность.


Некоммерческие организации предоставляют социальные услуги, содействуют развитию культуры, образованию, осуществляют благотворительность и другие общественно-полезные цели.

2 типа НКО: 1) государственные (бюджетные) и 2) негосударственные

^ Организационно правовые формы НКО:

1) общественные и религиозные орг-и (объединения) — отличительная черта: создается на добровольных взносах. Это добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для уд-я духовных или иных немат потребностей

2)фонды — создается на основе добровольных имущественных взносов и преследует социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно-полезные цели. За дея-тью фонда осущ-ет надзор попечительский совет фонда.

3)неком партнерства — основанная на членстве НКО, учрежденная для содействия ее участникам в осущ-и дея-ти, направленной на достиж-е уставных целей

4)учреждения — НКО, созданная собственником для осущ-я социально-культурных или иных функций неком хар-ра и финансируемая этим собственником

5)автономная НКО — образовывается гражданами и\или юр лицами на основе добровольных взносов в целях предоставления услуг в обл-ти образования, здравоохранения, культуры, науки, спорта и иных услуг. Надзор за дея-тью автономной НКО осущ-ют ее учредители

Формы фин отношений НКО с гос-м:

1. прямое финансирование2. гос заказы или гранты3. налоговые льготы

Источники формирования финансовых ресурсов учреждений и организации, осуществляющих некоммерческую деятельность:

1) бюджетные средства, выделяемые на основе установленных нормативов;2) денежные средства, поступающие за предоставленные платные услуги;3) выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования;4) добровольные взносы и безвозмездно передаваемые учреждениям и организациям материальные ценности;5) прочие денежные поступления.

Использование денежных средств предприятий некоммерческого плана:

1) выплата заработной платы;2) возмещение материальных и приравненных к ним затрат;3) расчет с другими предприятиями и банками;4) создание фондов экономического стимулирования.

Финансовые отношения можно разделить на следующие группы

1.Отношения между общественными объединениями и их членами - это отношения по поводу уплаты вступительных и членских взносов, а также по различным выплатам и льготам из фондов общественных организаций.2.Отношения общественных объединений с предприятиями, производственными объединениями, учреждениями - это добровольные пожертвования.3.Отношения, внутри общественного объединения по формированию и использованию фондов (фонд заработной платы, капитальных вложений).4.Отношения между вышестоящими и нижестоящими объединениями - это передача доходов вышестоящим организациям, оказание помощи со стороны вышестоящей организации.5.Отношения между общественными объединениями и подведомственными производственно - хозяйственными организациями.

Финансы профсоюзов. Денежные отношения профсоюзов складываются из трех групп:

1)Отношения общественного объединениями с его членами. Эти отношения носят двухсторонний характер: уплата взносов, а обратно идет помощь.

2)Отношения профсоюзов с предприятиями, организациями и учреждениями. Эти отношения предусматривают начисления на заработную плату и взносы в фонд государственного социального страхования; добровольные денежные пожертвования и добровольные взносы.

3)Денежные отношения внутри системы профсоюзов, отношения между вышестоящими и нижестоящими организациями.

4)Отношения с хозяйствующими субъектами. Профсоюзы не несут никаких обязательств перед государственным бюджетом по своей основной деятельности. Профсоюзы имеют собственные денежные средства.

^ Специальные целевые фонды - особая форма организации финансов, которая характеризуется добровольным объединением денежных средств различных субъектов хозяйствования и населения для реализации конкретных целей и программ. Они создаются по инициативе общественности. Могут выступать как физические и юридические лица. Источники средств: поступления от предприятий, организаций, учреждений, а также населения в виде спонсорской помощи. Эти фонды не преследуют цели извлечения прибыли, хотя могут и получать прибыль. Они не имеют финансовых обязательств перед бюджетом.

^ Благотворительные фонды - особая форма организации финансовых отношений, которая характеризуется добровольным характером поступления денежных средств для образования фондов и использования имеющихся средств на благотворительные цели. В основе деятельности фондов лежит устав, в котором определяются: цель создания фонда; основные принципы его функционирования; источники получения денежных средств

  1. ^ Финансовые результаты деятельности организации: система показателей, определяющие факторы.

Финансовые результаты деятельности организации характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль — это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, которые непосредственно получают организации. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции (услуги). Финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции (услуги).

^ Финансовые результаты—это те показатели, которые характеризуют прибыльность или убыточность выпуска или реализации продукции. К ним относятся:

1) абсолютные показатели:

— балансовая прибыль (убыток) включает все прибыли и убытки как связанные так и не связанные с реализацией;

— результаты от реализации;

— результаты от внереализационных операций: % к получению, штрафы, пени, доходы(расходы) по ценным бумагам, доходы (расходы) от долевого участия, поступление (уплата) ранее списанных долгов, прибыль(убыток) прошлых лет;

— маржинальный доход. Маржа — крайний доход. Маржинальный доход включает постоянные затраты и прибыль.

2) относительные показатели:

— показатели прибыльности, т. е. рентабельность продажи, затрат, продукции.

На финансовые показатели влияют внешние и внутренние факторы, которые входят в состав внешней и внутренней среды организации.

Внутренние переменные — это ситуационные факторы внутри организации. Основные переменные в самой организации, это цели, структура, задачи, технология и люди.

Внешняя среда организации включает такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов, релевантные по отношению к операциям организации.

Факторы внешней среды подразделяются на две основные группы — микросреда и макросреда, или прямого и косвенного воздействия.

  1. ^ Финансовое планирование в организации.

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки финансовых планов и плановых показателей по обеспечению предприятия финансовыми ресурсами и увеличению эффективности ее деятельности на определенном отрезке времени.

Финансовое планирование помогает своевременно выполнять обязательства перед бюджетом, различными фондами, банками и другими кредиторами, тем самым, защищая фирму от применения к ней штрафных санкций.

Финансовое планирование воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных показателей, дает возможность определить насколько перспективен тот или иной проект, новое направление деятельности. Также финансовое планирование является инструментом получения инвестиций.

Основные задачи финансового планирования деятельности фирмы:

    • контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия;

    • определение путей вложения капитала, оценка эффективности его использования;

    • обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

    • выявления внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств.

^ Методы планирования — это конкретные способы и приемы плановых расчетов. Планирование финансовых показателей осуществляется с помощью нескольких методов. К ним относятся:

    • экономического анализа;

    • нормативный;

    • балансовых расчетов;

    • денежных потоков;

    • метод многовариантности;

    • экономико-математическое моделирование.

Цель каждой фирмы подобрать такие методы финансового планирования, чтобы конечный результат оказывался как можно ближе к прогнозу.

Процесс финансового планирования включает несколько этапов, таких как:

    • анализ финансовой ситуации;

    • разработка общей финансовой стратегии фирмы;

    • составление текущих финансовых планов;

    • корректировка, увязка и конкретизация финансового плана;

    • осуществление оперативного финансового планирования;

    • выполнение финансового плана;

    • анализ и контроль выполнения плана.

Завершается процесс финансового планирования на фирме анализом и контролем за выполнением финансовых планов. Данный этап заключается в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причини следствий отклонений от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативных явлений. Важно помнить, что максимальной эффективности можно добиться только при последовательном выполнении всех этапов процесса финансового планирования, так как они взаимосвязаны.

Виды финансового планировании: перспективное (стратегическое) на1 -3 года; текущее финансовое планирование на 1 год; оперативное финансовое планирование на декаду, квартал, месяц.

  1. ^ Методы и содержание анализа финансового состояния предприятия. Информационная база.

Финансовое состояние — это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Цель анализа состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но еще и в том, чтобы  постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлением надо вести эту работу, дает возможность выявить наиболее важные аспекты и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии предприятия.

Финансовый анализ дает возможность оценить:

    • имущественное состояние предприятия;

    • степень предпринимательского риска;

    • достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций;

    • потребность в дополнительных источниках финансирования;

    • способность к наращиванию капитала;

    • рациональность привлечения заемных средств;

    • обоснованность политики распределения и использования прибыли.

Результаты финансового анализа позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания, и разработать мероприятия по их ликвидации.

Финансовый анализ деятельности предприятия включает: анализ финансового состояния; анализ финансовой устойчивости; анализ финансовых коэффициентов: анализ ликвидности баланса; анализ финансовых результатов, коэффициентов рентабельности и деловой активности.

Финансовая отчетность — это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью предоставления пользователям обобщенной информации о финансовом положении и деятельности предприятия, а также изменениях в его финансовом положении за отчетный период в удобной и понятной форме для принятия этими пользователями определенных деловых решений.

Основными источниками информации анализа финансовой устойчивости являются данные бухгалтерского учёта и бухгалтерской (финансовой) отчётности. Из форм бухгалтерской отчётности используют:

1. Бухгалтерский баланс, форма № 1, где отражаются нераспределённая прибыль или непокрытый убыток отчётного и прошлого периодов (раздел III пассива);

2. Отчёт о прибылях и убытках, форма № 2, составляется за год и по внутригодовым периодам.

Основное требование к информации, представленной в отчетности заключается в том, чтобы она была полезной для пользователей, т. е. чтобы эту информацию можно было использовать для принятия обоснованных деловых решений.

Информация должна отвечать соответствующим критериям: уместность, достоверность, правдивость, нейтральность, понятность, сопоставимость.

Под методом финансового анализа понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Среди них можно выделить 6 основных методов:

  • горизонтальный (временной) анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.

  • вертикальный (структурный) анализ — определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

  • трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда.

  • анализ относительных показателей (коэффициентов) — расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей.

  • сравнительный (пространственный).

  • факторный анализ — анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель.

  1. Прибыль предприятия, ее планирование и распределение. Факторы, влияющие на величину прибыли.

Прибыль — это денежное выражение основной части  денежных  накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности.

Прибыль как  экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе хозяйственной и коммерческой деятельности.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие основные функции:

1)Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства и оценивающим хозяйственную деятельность предприятия (оценочная функция); 2)Прибыль оказывает стимулирующее воздействие на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (стимулирующая функция); 3)Прибыль является источником формирования бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов (фискальная функция).

^ Значение прибыли состоит в том, что она отражает финансовый результат, отражающий  эффективность  производства,  объем  и  качество   произведенной продукции, состояние  производительности  труда,  уровень  расходов  и  т.д. Планируется прибыль раздельно по видам: от реализации товарной продукции; от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера; от реализации основных фондов и другого имущества; от внереализационных доходов и расходов.

Основные способы планирования прибыли от реализации товарной продукции: 1)метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов. Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен. Однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок.

2)аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом.

Объектом распределения является налогооблагаемая прибыль  предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и  по  статьям использования   на   предприятии.   Законодательно   распределение   прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты  разных  уровней  в виде  налогов  и  других  обязательных  платежей.  Определение   направлений расходования  прибыли,  остающейся  в  распоряжении  предприятия,  структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

При распределении прибыли предприятия  необходимо  учитывать  основные принципы распределения, которые можно сформулировать следующим образом:

1. Прибыль,  получаемая  предприятием  в  результате  производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется  между  государством и предприятием как хозяйствующим субъектом.

2. Прибыль аккумулируется  в  соответствующих  бюджетах  (в  настоящее время в местных бюджетах) в виде налога на  прибыль,  порядок  исчисления  и уплаты которого в бюджет устанавливается законодательно  и  ставка  которого не может быть произвольно изменена.

3. Величина прибыли предприятия, остающаяся в его  распоряжении  после уплаты налогов, не должна снижать  его  заинтересованности  в  росте  объема производства   и   улучшении    результатов    производственно-хозяйственной деятельности.

4. Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия,  в  первую  очередь должна направляться на накопление, обеспечивающее его  дальнейшее  развитие, и только в остальной части — на потребление.

5. Распределение чистой прибыли должно отражать  процесс  формирования фондов и резервов предприятия для финансирования  потребностей  производства и развития социальной сферы.

Распределение чистой прибыли — одно  из  направлений  внутрифирменного планирования, значение которого в условиях  рыночной  экономики  возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии  фиксируется  в уставе  предприятия.  Основными  расходами,   финансируемыми   из   прибыли, являются  расходы  на  развитие  производства,  социальные  нужды  трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели. В соответствии с этим по мере поступления чистая  прибыль  предприятий направляется, на финансирование НИОКР.  Чистая прибыль является источником пополнения оборотных средств. Наряду с финансированием   производственного   развития   прибыль, остающаяся  в  распоряжении  предприятия,  направляется  на   удовлетворение социальных  нужд. 

^ 8. Содержание и структура доходов организации. Методы признания доходов.
Доходы организации подразделяются на: доходы от обычных видов деятельности (выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанных услуг); операционные доходы (доходы от предоставления за плату во временное пользование своих активов, доходы от участия в уставных капиталах других организаций, проценты, полученные по займам, и др.); внереализационные доходы (штрафы, пени, неустойки, активы, полученные безвозмездно); прочие поступления.

Основным методом признания доходов для целей исчисления налога на прибыль является метод начисления. Доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Для доходов от реализации, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату. При реализации товаров (работ, услуг) по договору комиссии (агентскому договору) налогоплательщиком-комитентом (принципалом) датой получения дохода от реализации признается дата реализации принадлежащего комитенту (принципалу) имущества (имущественных прав), указанная в извещении комиссионера (агента) о реализации и (или) в отчете комиссионера (агента). Суммы выплат, полученные на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти, учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат.

Организации, которые работают по кассовому методу, должны ежеквартально проверять правомерность его применения. Предельный показатель выручки от реализации товаров (работ, услуг) является «плавающей» величиной. А это значит, что средний размер выручки от реализации за любые четыре квартала не должен превышать одного миллиона рублей.

Организации, применяющие кассовый метод, определяют выручку от реализации товаров (работ, услуг) исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), включая реализацию основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг и прочего имущества, выраженных в денежной и (или) натуральной форме. При определении выручки от реализации из нее исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). При определении выручки от реализации необходимо иметь в виду следующее. Экспортные пошлины не предъявляются налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг) и учитываются при определении размера выручки. А сумма акцизов, включенная в стоимость реализованных покупателям товаров, исключается из размера выручки от реализации. При определении возможности применения кассового метода внереализационные доходы организации не учитываются.

Особого внимания заслуживают доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду) и предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, от предоставления в пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности). Если данные виды деятельности у организации считаются основными, они признаются выручкой от реализации, которая участвует при определении возможности использования кассового метода.
^ 9. Расходы организации для целей налогообложения. Методы их признания.
Операционные расходы: расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации, расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы, и других видов интеллектуальной собственности, расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, прочие операционные расходы.

^ Внереализационные расходы: штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, возмещение причиненных организацией убытков, убытки прошлых лет, признанные в отчетном году, суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания, отрицательные курсовые разницы, сумма уценки активов, средства, связанные с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий, прочие внереализационные расходы.

^ Порядок признания расходов при методе начисления

 1.Расходы, принимаемые для целей налогообложения признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

2.Датой осуществления материальных расходов признается:

дата передачи в производство сырья и материалов - в части сырья и материалов, приходящихся на произведенные товары (работы, услуги);

дата подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи услуг (работ) - для услуг (работ) производственного характера.

3.Амортизация признается в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленной амортизации.

4.Расходы на оплату труда признаются в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии со статьей 255НК расходов на оплату труда.

5.Расходы на ремонт основных средств признаются в качестве расхода в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, вне зависимости от их оплаты с учетом особенностей.

6.Расходы по обязательному и добровольному страхованию (негосударственному пенсионному обеспечению) признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых (пенсионных) взносов.

7.Датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается:

1) дата начисления налогов (сборов) 2) дата начисления в соответствии с требованиями настоящей главы - для расходов в виде сумм отчислений в резервы, признаваемые расходом в соответствии с настоящей главой; 3) дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода 4)дата перечисления денежных средств с расчетного счета (выплаты из кассы) налогоплательщика 5) дата утверждения авансового отчета.

9. Суммовая разница признается расходом:

у налогоплательщика-продавца - на дату погашения дебиторской задолженности за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права, а в случае предварительной оплаты - на дату реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

у налогоплательщика-покупателя - на дату погашения кредиторской задолженности за приобретенные товары (работы, услуги), имущество, имущественные или иные права, а в случае предварительной оплаты - на дату приобретения товаров (работ, услуг), имущества, имущественных или иных прав.

^ 10. Анализ деловой активности и рентабельности предприятия. Факторы, влияющие на рентабельность.

Для оценки эффективности финансово-производственной деятельности предприятия широко используется показатели рентабельности, то есть прибыльности или доходности капитала, ресурсов или продукции. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов деятельности предприятия с различных позиций в соответствии с интересами участников рыночного обмена.

Рентабельность предприятия отражает степень прибыльности его деятельности в исследовании уровней и динамики финансовых коэффициентов рентабельности и оборачиваемости, которые являются относительными финансовыми показателями деятельности предприятия.

Для анализа рентабельности предприятия, воспользуемся следующими формулами:

    • Общая рентабельность = чистая прибыль / выручка от  реализации;

    • Рентабельность основной деятельности  = чистая прибыль / затраты на производство и реализацию  (коммерческие расходы);

    • Рентабельность оборота продаж = прибыль от реализации / выручку от реализации;

    • Рентабельность активов = чистая прибыль / величину активов (баланс);

    • Рентабельность производственных фондов = валовая прибыль / (запасы + основные фонды);

    • Рентабельность основных фондов = валовая прибыль / основные средства;

    • Экономическая рентабельность  = валовая прибыль / баланс;

    • Финансовая рентабельность  =  чистая прибыль / капитал и резервы.

Предприятие считается рентабельным, если в результате реализации продукции, работ, услуг оно покрывает все свои издержки и получает прибыль. По этому в широком смысле слова понятие рентабельность означает прибыльность, доходность.

В течении производственного цикла на уровень рентабельности влияет ряд факторов. Которые можно разделить на внешние связаны с воздействием на деятельность предприятия рынка, государства, географического положения и внутренние: производственные и внепроизводственные. Выявление в процессе анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на рентабельность, дает возможность «очистить» показатели эффективности от внешнего воздействия. Внепроизводственные факторы включают в себя снабженческо-сбытовую деятельность. Производственные факторы: наличие и использование средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов.

Источниками для расчета коэффициентов рентабельности служат данные бухгалтерской и финансовой отчетности, внутренних регистров бухгалтерского учета на предприятии. Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств. Рентабельность предприятия отражает степень прибыльности его деятельности. Анализ деловой активности и рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости и рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия.

Анализ деловой активности позволяет выявить, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Как уже было сказано, к показателям, характеризующим деловую активность, мы относим коэффициенты оборачиваемости и рентабельности.

Коб = Р / ОбС

Р – объем реализованной продукции за рассматриваемый период
ОбС –  средняя сумма оборотных средств за тот же период.

Главными качественными  и количественными критериями деловой активности предприятия являются: широта рынков  сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация предприятия, степень  плана основным показателям хозяйственной деятельности, обеспечение заданных темпов  их роста, уровень эффективности использования ресурсов (капитала), устойчивость экономического  роста. Хозяйственная деятельность предприятия может быть охарактеризована различными  показателями, основными из которых являются объем реализации продукции (работ,  услуг), прибыль, величина активов предприятия (авансированного капитала). Оценивая  динамику основных показателей, необходимо сопоставить темпы их изменения.

^ 11. Анализ и оценка эффективности использования ресурсов организации.

Ресурсы организации - основные ресурсы, используемые организацией: люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация.

Анализ эффективности применения ресурсов—это составная часть комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности. Эффективное использование ресурсов — важнейший фактор обеспечения платежеспособности, кредитоспособности и финансовой устойчивости хозяйственных организаций, поддержания их конкурентоспособности, формирования достаточных ресурсов для развития  и получения достаточной прибыли в целях привлечения разнообразных инвесторов.

В процессе потребления материальных ресурсов в производстве происходит их трансформация в материальные затраты, поэтому уровень их расходования определяется через показатели, исчисленные исходя из суммы материальных затрат.

Для оценки эффективности материальных ресурсов используется система обобщающих и частных показателей. Частные показатели используются для характеристики эффективности потребления отдельных элементов материальных ресурсов (основных, вспомогательных материалов, топлива, энергии и др.), а также для установления снижения материалоемкости отдельных изделий (удельной материалоемкости).

Анализ трудовых показателей – это один из основных разделов анализа работы предприятий. Эффективность использования производственных ресурсов влияет на все качественные показатели деятельности субъекта хозяйствования–себестоимость, прибыль и т.д.

Анализ трудовых ресурсов организации проводят в следующей последовательности: -анализ обеспеченности организации кадрами (по полу, по возрасту, по профессиям и по квалификации, по семейному положению и т.д.)- анализ движения рабочей силы в организации; -анализ состава и структуры персонала организации; -анализ использования рабочего времени (целодневного и внутри-сменного); - анализ производительности труда; -анализ соотношения темпов роста средней заработной платы и средней производительности труда; -сводный подсчет резервов роста выпуска продукции, по факторам, связанным с использованием трудовых ресурсов.

Для характеристики движения рабочей силы рассчитывают и анализируют динамику следующих показателей:

Коэффициент оборота по приему рабочих (К пр.): Количество принятого на работу персонала/ Среднесписочная численность персонала;

Коэффициент оборота по выбытию (К выб.): Количество уволенных работников/




Среднесписочная численность работников







В процессе анализа использования финансовых ресурсов необходимо:

1) Изучить состав, структуру и динамику источников формирования капитала предприятия;

2) Установить факторы изменения их величины;

3) Определить стоимость отдельных источников привлечения капитала и его средневзвешенную цену, а также факторы изменения последней;

4) Оценить уровень финансового риска (соотношение собственного и заемного капитала).

^ 12. Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности организации. Оценка вероятности банкротства.

Анализ финансовой устойчивости  — анализ состояния счетов предприятия на предмет его платежеспособности. Анализ устойчивости предприятия производится на основе построения баланса неплатежеспособности, который включает в себя показатели, характеризующие общую величину неплатежей, причины неплатежей и источники средств, ослабляющих финансовую напряженность.

^ Цель анализа финансовой устойчивости — оценить способность предприятия погашать свои обязательства и сохранять права владения предприятием в долгосрочной перспективе.

Интегральным показателем, характеризующим финансовую устойчивость организации, является коэффициент автономии= Собственный капитал / Заемный капитал. Для финансово устойчивого предприятия коэффициент автономии должен быть больше единицы.

^ Коэффициент платежеспособности определяет долю собственного капитала в общих источниках финансирования организации= Собственный капитал / Валюта баланса (общие пассивы). Для финансово устойчивого предприятия коэффициент платежеспособности должен быть больше 0,5.

При проведении анализа финансовой устойчивости организации могут быть использованы следующие показатели.

^ Коэффициент иммобилизации рассчитывается как соотношение постоянных и текущих активов. Данный показатель отражает степень ликвидности активов и тем самым возможность отвечать по текущим обязательствам в будущем = Постоянные активы / Текущие активы.

^ Коэффициент маневренности показывает, какая часть собственного капитала вложена в наиболее маневренную (мобильную) часть активов= ЧОК / Собственный капитал.

^ Доля собственных источников финансирования текущих активов показывает, какая часть текущих активов образована за счет собственного капитала= ЧОК / Текущие активы.

^ Коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками финансирования характеризует степень покрытия запасов и затрат (незавершенного производства и авансов поставщикам) собственными источниками финансирования= ЧОК / (Запасы материалов + Незавершенное производство + Авансы поставщиков) где, ЧОК — чистый оборотный капитал, ден. ед.

^ Ликвидность баланса — это возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства. Платежеспособность — возможность наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства.

Платежеспособность является внешним проявлением финансового состояния предприятия, его устойчивости. Анализ платежеспособности необходим не только для предприятия с целью оценки и прогнозирования финансовой деятельности, но и для внешних инвесторов. Оценка платежеспособности внешними инвесторами осуществляется на основе характеристики ликвидности текущего анализа.

^ Ликвидность предприятия — это более общее понятие чем ликвидность баланса, т. к. ликвидность баланса предполагает изыскание средств за счет внутренних источников, а ликвидность предприятия предполагает привлечение заемных средств со стороны. Если у него имеется соответствующий имидж в деловом мире и имеет определенный уровень инвестиционной привлекательности.

Под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.

Неудовлетворительная структура баланса — такое состояние имущества и обязательств должника, когда за счет имущества не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества должника. При этом общая стоимость имущества может быть равна общей сумме обязательств должника или превышать его.

В качестве основных причин возникновения состояния банкротства можно привести следующие:

1. Объективные причины, создающие условия хозяйствования: -несовершенство финансовой, денежной, кредитной, налоговой систем, нормативной и законодательной базы реформирования экономики;-достаточно высокий уровень инфляции.

2. Субъективные причины, относящиеся непосредственно к хозяйствованию:-неумение предусмотреть банкротство и избежать его в будущем;-снижение объемов продаж из-за плохого изучения спроса, отсутствия сбытовой сети, рекламы;-снижение объема производства;-снижение качества и цены продукции;-слишком большой цикл производства.

В качестве первых сигналов надвигающегося банкротства можно рассматривать задержки с предоставлением финансовой отчетности, так как они возможно свидетельствуют о работе финансовых служб, а также резкие изменения в структуре баланса и отчета о финансовых результатах.

^ 13. Несостоятельность (банкротство) организации: финансово-правовой аспект.

В законодательной и финансовой практике выделяют следующие виды банкротства предприятий:

1. Реальное банкротство.

2. Техническое банкротство.

3. Умышленное банкротство.

4. Фиктивное банкротство.

Скрытая стадия банкротства.

Финансовая неустойчивость. На второй стадии начинаются трудности с наличностью, проявляются некоторые ранние признаки банкротства: резкие изменения в структуре баланса и отчета о финансовых результатах.

^ Явное банкротство. Предприятие не может своевременно оплачивать долги, и банкротство становится юридически очевидным.

Объективным выходом в любом случае банкротства является сжатие, если не полное исчезновение предприятия как лишнего в данной отрасли. По возможности осуществляется либо частичное, либо полное перепрофилирование предприятия, что может оказаться  выгодным при достаточных темпах роста других отраслей и  подотраслей экономики.

^ Несосотоятельность (банкротство) — признанная арбитраж­ным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредитора по денежным  обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязатель­ных платежей .

Признаками банкротства является неспособность должника в течение 3-х месяцев удовлетворить требования кредитора по денежным   обязательствам или исполнить обязанности по уплате обязательных платежей (штрафы, пеня при этом не учитываются), при этом на день обращения в суд задолженность юридического лица должна быть не менее 500 минимальных заработных плата гражданина — не менее 100 минимальных заработных плат, при этом у гражданина сумма обяза­тельств должна превышать стоимость принадлежащего ему имущества.

Правом на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом имеют право сам должник, кредитор и прокурор.

Закон обязывает должника обратиться в суд с иском о призна­нии его банкротом в случаях: принятия общим собранием учредителей или собственником решения об обращении в суд с заявлением должни­ка; когда удовлетворение требований одного или нескольких кредите ров приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами; если стои­мость имущества ликвидируемого по решению учредителей или собст­венника должника — юридического лица недостаточна для удовлетворе­ния требований кредиторов, а также б иных установленных законом случаях.

Арбитражные суды возбуждают дело о банкротстве на основании надлежаще оформленного искового заявления прокурора, кредитора  или  должника при наличии установленных законом признаков банкротства. причем кредиторы имеют право объединить свои требования и подать одно заявление, подписанное кредиторами.

Закон устанавливает следующие процедуры банкротства для юридических лиц :

 — наблюдение вводится с момента принятия судом заявления о признании должника банкротом. Срок наблюдения от 3 до 5 месяцев.

 — внешнее управление — действия арбитражного управляющего по восстановлению платежеспособности должника. Срок внешнего уп­равления до 12 месяцев и может быть продлен еще на 6 месяцев

 — конкурсное производство — завершающая процедура банкротст­ва, в ходе которой прекращается производственная деятельность предприятия, увольняются его работники, реализуется имущество и производятся расчеты с кредиторами, срок конкурсного производств год и может быть продлен судом на срок до 6 месяцев.

 — мировое соглашение заключается между кредиторами и должником на любой стадии дела о банкротстве (по решению большинства голосов от общего числа кредиторов плюс все кредиторы, обязатель­ства которых обеспечены залогом) в письменной форме и должно со­держать положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника или о прекращении обязательств должника по осно­ваниям, предусмотренным ГК РФ.

Закон предоставляет должнику возможность добровольно объ­явить себя банкротом на основании решения учредителей или соб­ственника при условии получения письменного согласия всех кредиторов должника, при этом руководитель должника формирует реестр кредиторов (при ликвидации — председатель ликвидационной комиссии), при наличии .хотя бы одного письменного возражения должник должен обратиться в суд с заявлением о признании его банкротом, как и любой из кредиторов.

^ 14. Капитальные вложения и финансовые инвестиции организации.

Капитальные вложения — вклад инвестиций в воспроизводство основных фондов. Капитальные вложения характеризуются отраслевой, технологической и воспроизводственной структурой. Окупаемость капитальных вложений, один из показателей эффективности капитальных вложений, отношение капитальных вложений к экономическому эффекту, получаемому благодаря этим вложениям.

Капитальные вложения можно использовать по-разному. Можно направлять капитальные вложения на повышение плодородия земель, приобретение машин, оборудования, строительство зданий и пр. В зависимости от функций, выполняемых в производственном процессе, капитальные вложения подразделяются на направляемые на замену живого труда; направляемые на интенсификацию производства; направляемые на улучшение условий производства и труда.

Капитальные вложения, направленные на замену живого труда, позволяют экономить последний. К этой группе можно отнести капитальные вложения на приобретение машин и оборудования. Капитальные вложения, направленные на интенсификацию производства, непосредственно ведут к увеличению объема производства. Сюда можно отнести затраты на некоторые строительные работы, например на сооружение теплиц, приобретение емкостей для нефтепродуктов и т.п. В третью группу относят капитальные вложения, результат применения которых по отношению к производству называют косвенным. Сюда относятся, например, производственные помещения.

Финансовые вложения предприятий - вложения в ценные бумаги др. предприятий, процентные облигации гос. и местных займов, уставные капиталы др. пр-тий, созданных на тер. страны или за ее пределами, а также предоставленные др. пр-тиям займы. Благодаря рынку ценных бумаг осуществляется перелив капитала между отраслями и предприятиями, обеспечивается финансирование приоритетных производственных, научно-технических и социальных программ. С помощью рынка ценных бумаг владельцы получают возможность участвовать в прибыли коммерческих предприятий. Наконец, рынок ценных бумаг позволяет цивилизованным способом покрывать денежный дефицит бюджета, ибо именно на таком рынке мобилизуются свободные денежные средства юридических лиц и граждан для финансирования растущих государственных расходов. Эти финансовые вложения (инвестиции) объясняются не только возможностью получения более высоких доходов, чем вложения в собственное производство, но и возможностью оказывать влияние на управление другими предприятиями.


Скачать файл (153.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru