Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа по педагогической психологии - файл 1.doc


Контрольная работа по педагогической психологии
скачать (56 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc56kb.18.12.2011 01:20скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
1. Педагогическая психология – это наука…
Термином «педагогическая психология» обозначаются две разные науки. Одна из них – это базовая наука, которая является первой ветвью психологии. Она призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания.

Под таким же термином – «педагогическая психология» развивается и прикладная наука, цель которой – использовать достижения всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики.

Термин «педагогическая психология» был предложен П.Ф. Каптеревым в 1874 г.

Педагогическая психология – это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания.

Педагогическая психология – это наука о фактах, механизмах и закономерностях освоения социокультурного опыта человеком, закономерностях интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в различных условиях образовательного процесса.
^ 2. Предмет педагогической психологии – факты, механизмы и закономерности освоения социо – культурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка. Как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.
^ 3. Вспомните пословицы и поговорки, связанные с образованием. Объясните их значение с педагогической точки зрения.

Например: «Век живи – век учись».
«Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется». (Если чего – то не знаешь, лучше спросить. Страшно равнодушие, пассивность.)

«Мудрым никто не родился, а научился». (В течение всей своей жизни человек учится, познает что – то новое.)

«В умной беседе быть – ума прикупить, а в глупой – и свой растерять». (Общаясь с умным человеком, можно научиться чему – то хорошему, а общаясь с глупым – ничему хорошему не научишься.)

«Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно». (Через книгу человек узнает (получает знание) об окружающем мире, а книга – это и есть окно в мир знаний.)

«Знание собирается по каплям». (Начиная с раннего детства, ребенок получает знания от старших (детский сад, школа, институт и т.д.), в дальнейшем – самообразование.)
^ 4. Структурными компонентами педагогической психологии являются:
а) психология образовательной деятельности;

б) психология учебной деятельности и ее субъекта;

в) психология педагогической деятельности и ее субъекта;

г) психология учебно – педагогического сотрудничества и общения.
^ 5. Внешняя структура учебной деятельности включает в себя следующие компоненты:
а) мотивация;

б) учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий;

в) учебные действия;

г) контроль, переходящий в самоконтроль;

д) оценка, переходящая в самооценку.

^ 6. Анализ продуктов деятельности (творчества) – метод опосредованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов его деятельности.
^ 7. В чем состоит различие между педагогической психологией и педагогикой? Каковы их отношения?

По мнению Б.Г. Ананьева, педагогическая психология - пограничная, комплексная отрасль знания, которая "заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений". В связи с такой "пограничностью" педагогики и психологии считаем необходимым, прежде всего, уточнить взаимосвязи между этими двумя науками. Психология органично связана с педагогикой. Между ними существует несколько "узлов". Главный узел связи - предмет этих наук. Психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование детей и взрослых есть не что иное, как целенаправленное изменение этой психики (например, мышления, деятельности). Следовательно, они не могут осуществляться специалистами, не владеющими психологическими знаниями. Второй узел связи двух наук - показатели и критерии обученности и воспитанности личности. Степень продвинутости знаний школьников регистрируется по изменениям памяти, запасов знаний, способностям использовать знания в практических целях, владению приемами когнитивной деятельности, скорости воспроизведения знаний, владению терминологией, навыками переноса знаний в нестандартные ситуации и т.п. Воспитанность же фиксируется в мотивированных поступках, системе сознательного и импульсивного поведения, стереотипах, навыках деятельности и суждений. Все это означает, что симптомами достижений в образовательно-воспитательной работе взрослых с детьми выступают сдвиги в психике, в мышлении и поведении учащихся. Иначе говоря, результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик воспитуемых. Третий узел связи - это методы исследования. Межнаучные коммуникации двух отраслей знания имеют место и в методах исследований педагогики и психологии. Многие инструменты психологического научного поиска с успехом служат решению педагогических исследовательских задач (например, психометрия, парное сравнение, рейтинг, психологические тесты и др.).
^ 8. Психологические требования к личности учителя.
Психологический портрет учителя любого учебного предмета включает следующие структурные компоненты: индивидуальные качества человека, т.е. его особенности как индивида – темперамент, задатки и т.д.; его личностные качества, т.е. его особенности как личности – социальной сущности человека; коммуникативные (интерактивные) качества; статусно – позиционные особенности, т.е. особенности его положения, роли, отношений в коллективе; деятельностные (профессионально – предметные), внешнеповеденческие показатели. Специфика набора и сочетания названных компонентов определяет психологический портрет учителя для каждого этапа обучения и, в частности, обучения и воспитания в дошкольном учреждении. К необходимым качествам работающего с дошкольниками и младшими школьниками учителя могут быть отнесены: сила, уравновешенность, высокая мобильность нервной системы; уме­ренная экстравертированность; стеничность эмоций и эмоциональ­ная (преимущественность положительных эмоций - радости, удо­вольствие и др.) устойчивость (высокий уровень невротизма учи­теля профессионально противопоказан в дошкольных учрежде­ниях); уровень интеллектуального развития не ниже нормаль­ного по сенсорно-перцептивно-мнемологическим показателям (т.е. по показателям восприятия, памяти, мышления) и по ха­рактеристикам внимания; высокий уровень способности вообра­жения, представления, фантазирования. Oтмечая роль половозрастных индивидуальных качеств учи­теля, нельзя не сказать о незначительной представленности мужчин в этой деятельности, как, впрочем, и вообще в учитель­ской профессии. Желательно также, чтобы учитель дошкольников и младших школьников был молодым человеком, если не по возрасту, то обязательно по ду­ху, по манере поведения. Это особенно важно, если учесть неспо­собность детей верно определять возраст взрослых (завышать его) и их стремление быть похожими на молодых кумиров. Рассматривая необходимые личностные (индивидуально-пси­хологические) качества учителя в дошкольных учреждениях, под­черкнем, что к ним в первую очередь могут быть отнесены: а) адек­ватность самооценки и уровня притязаний, б) определенный оп­тимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную актив­ность учителя, в) целенаправленность, г) эмпатийность. В обще­человеческом смысле это должен быть расположенный к людям (к детям), сердечный, гуманный, внимательный и искренний че­ловек (В.А.Сухомлинский), который всегда имеет в виду их со­циальную незащищенность (Я. Корчак) и может видеть себя в детях, встать на их позицию (Ш.А. Амонaшвили).
^ 9. Прокомментируйте высказывание С.Л. Рубинштейна: «Обучая, мы воспитываем, воспитывая, обучаем».
Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Это именно тот тип отношения между двумя этими процессами, в котором они как бы сливаются воедино. «Обучая, мы воспитываем, воспитывая, мы обучаем», - отмечал С.Л. Рубинштейн. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется в этом случае как воспитывающее обучение. Именно оно преимущественно и рассматривается педагогической психологией.
^ 10. Как вы понимаете высказывание: «…если педагог хочет воспитать человека во всех отношениях, то должен узнать его во всех отношениях». Определите автора и время.
К.Д. Ушинский (1824 – 1870) совершенно правильно утверждал, что педагогу не достаточно усвоить принципы и конкретные правила воспитательной работы. Ему необходимо т.ж. осуществляться знанием основных законов человеческой природы и уметь применять их в каждом конкретном случае. «…если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то должен узнать его во всех отношениях», заявлял он. Осуществляя это требование Ушинский написал этот капитальный труд «Человек как предмет воспитания» в двух томах и, предполагая дать третий том, собрал и подготовил к нему материалы. Но ранняя смерть прервала его плодотворную работу.
^ 11. Показатели и критерии воспитанности личности.
Под воспитанностью понимается комплексное свойство личности, определяющее сформированность ее качеств. Существуют различые точки зрения на определение показателсй и критериев воспитанности личности. Критерии воспитанности условно можно подразделить на «жесткие» и «мягкие». К «жестким» относят важные статистические показатели: число совершенных правонарушений и тенденция их изменения; темпы распространения пьянства, наркомании, курения, проституции среди молодежи; число детей, брошенных родителями и др. Такие критерии используются в педагогике сравнительно мало. Для характеристики школьного воспитания применяются «мягкие», облегченные критерии, которые помогают воспитателям получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса. Но они не дают возможности проникать вглубь, надежно диагностировать скрытые качества, кроме того, они не обеспечивают комплексный подход к диагностированию воспитанности, а рассматривают лишь отдельные качества. Среди множества подходов к определению воспитанности можно выделить следующие: 1) показателем воспитанности является направленностъ (первый подход - это направленность «на объект», «на других людей», «на себя; второй - выделение положительной - на добро, созидание - и отрицательной - на зло, разрушение ­направленности); 2) показателем воспитанности является наличие социально значимых качеств личности. Набор этих качеств может быть, различным в зависимости от модели выпускника конкретного учебного заведения. В качестве ведущих ориентиров можно выделить отношение к высшим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе; З) показателями, определяемые на основе структуры личности: мотивы поведения воспитанника; знание воспитанниками в соответствии с их возрастом норм и правил поведения; сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанника; в целом, поведение воспитанников. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Критерии воспитанности – это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива). Среди множества критериев воспитанности можно выделить две группы: содержательные и оценочные. Первые связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей, а вторые - с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества. Есть еще общие критерии - для диагностики конечных результатов достигнутого уровня воспитанности личности или коллектива и частные критерии - для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств. Первые отражают требования, зафиксированные в формулировке цели а вторые конкретные задачи воспитательного процесса. По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы: связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме - суждениях, оценках, поступках, действиях личности и связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя - мотивами, убеждениями, планами ориентациями.
^ 12. Основателем системы дошкольного и школьного обучения и воспитания, теории обучения и классно – урочной системы является Ян Амос Коменский.
Список используемой литературы:


  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2002.

  2. Возрастая и педагогическая психология/ под ред. А.В. Петровского. – М.,1981.

  3. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М., 1972.

  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. – М., 1996.

  5. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.З. 1948.

  6. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избр. психол. тр. – М., 1995.

  7. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1991.

  8. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985.



Скачать файл (56 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru