Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Вопросы ментальной медицины и экологии 2005 №01 - файл 1.doc


Вопросы ментальной медицины и экологии 2005 №01
скачать (3737.7 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc3738kb.16.11.2011 16:20скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Реклама MarketGid:
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ


ВОПРОСЫ МЕНТАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И ЭКОЛОГИИ

******************************************************


Том XI № 1 2005

Москва-Павлодар

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:


Доктор медицинских наук С.А.Алтынбеков; кандидат медицинских наук Г.Х.Айба-сова; профессор, доктор медицинских наук А.А.Аканов; кандидат медицинских наук Е.В.Денисова (ответственный секретарь); профессор О.Т.Жузжанов; профессор Н.Т.Измаилова; профессор, доктор медицинских наук А.Л.Катков (главный редак­тор); профессор, доктор медицинских наук В.В.Макаров (главный редактор); кан­дидат психологических наук Г.А.Макарова; доктор медицинских наук С.А.Нурма-гамбетова; А.Н.Рамм (редактор); доктор медицинских наук Ю.А.Россинский; ака­демик РАМН В.Я.Семке; А.К.Тастанова; кандидат медицинских наук В.Ф.Трубец­кой; кандидат медицинских наук А.Ю.Толстикова; профессор А.А.Чуркин


^ РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:


Доктор медицинских наук М.Асимов (Алматы); профессор Н.А.Бохан (Томск); профессор М.Е.Бурно (Москва); академик, доктор медицинских наук, профессор М.Х.Гонопольский (Хайфа); доктор медицинских наук, профессор Ж.А.Доскалиев (Астана); доктор медицинских наук, профессор В.Ю.Завьялов (Новосибирск); доктор медицинских наук, профессор Р.Г.Илешева (Алматы); доктор медицинских наук, профессор Н.А.Корнетов (Томск); доктор психологических наук, профессор Р.Кочунас (Вильнюс); доктор медицинских наук, профессор Г.М.Кудьярова (Алматы); доктор медицинских наук И.Е.Куприянова (Томск); доктор медицинских наук, профессор Х.Пезешкиан (Висбаден); кандидат медицинских наук Х.А.Сагын (Астана); доктор медицинских наук, профессор В.В.Соложенкин (Бишкек); кандидат медицинских наук Л.А.Степанова (Томск); М.З.Таргакова (Алматы); профессор, доктор медицинских наук Н.К.Хамзина (Астана)


Регистрационное свидетельство №1706 выдано Министерством печати и массовой информации Республики Казахстан Регистрационное свидетельство ПИ № 77-7054 выдано Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций


Внимание, соискатели! Журнал "Вопросы ментальной медицины и экологии" решением коллегии ВАК от 3.03.2002 г. включен в перечень изданий для публикации основных научных результатов диссертации


Журнал основан в 1995 году Адрес редакции: Казахстан, г. Павлодар, ул. Кутузова, 200. Телефон (факс): 8(3182) 57-29-39 Е-mail: neovitae@pisem.net

^ ВОПРОСЫ МЕНТАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И ЭКОЛОГИИ


СОДЕРЖАНИЕ


УЧРЕДИТЕЛИ:


Профессиональная Психотерапевтическая Лига


РГКП «Республиканский научно-практический

центр медико-социальных проблем наркомании»

^ РЕДАКТОРСКИЕ СТАТЬИ


Аканов А.А.

История здравоохранения суверенного Казахстана: ошибки, уроки и перспективы


ПСИХОТЕРАПИЯ


Александрович А.Ъ.

Об особом интимном эмоциональном контакте меж­ду пациентом и врачом в психотерапии больных ши­зофренией

^ Едигенова М.Б., Сандыбаева Р.К. Сравнительное изучение эффективности различных психотерапевтических методов в комплексе лечения больных с органической патологией мозга Кузьминых Н.В.

Телесное выражение переживаний в работе с образом по методу символдрамы ^ Садальская Е.В.

Кататимно-имагинативная психотерапия (символдра-ма) в работе с пациентами, страдающими бронхиаль­ной астмой Сгибов В.Н.

Региональные проблемы психотерапии Семенова А.И.

Теоретические предпосылки гомеопатического психо­анализа ^ Шахметов Б.А.

Психотерапия психосоматических расстройств


ПСИХИАТРИЯ


7-12


13-17


17-18 19-23


23-25 25-26

26-28 28-29




Том XI

1 2005 год


выходит 4 раза в год

Быкова С.А., Русина Е.Ю.

Экспериментально-психологическое исследование нарушений социальной адаптации больных шизофре- 30-32 нией

^ Любченко М.Ю., Базяк Ю.И.

Значение психиатрического и психотерапевтического 32-34 образования в формировании мировоззрения врача Оспан Т.Б., Каирбаева С.В., Макиев Х.Д.

Опыт применения препарата золофт в лечении различ- 34-35 ных форм депрессий

^ Паксютов В.И., Зарипова Н.И., Зуева Л.Ф. 36-39

Динамика аутистических проявлений в ходе терапии Тургинбаева А.Н.

Социально-возрастной и психологический аспекты 39-42 качества жизни сельских больных эпилепсией


НАРКОЛОГИЯ


Жантасова С.

Психологическое консультирование подростков с ис­пользованием виртуальных диагностических и коррек-ционных возможностей в работе с зависимостью от ПАВ 43-51 Лукъяненко Ю.В., Лукъяненко Е.Ю., Вязовой П.П., Ко­тин А.В., Казакова А.В.

Аспекты аддиктивной медицины в Республике Казахстан 51-54 ^ Новикова С.А.

Личностные особенности больных табачной зависи-
мостью 55-60
Солтангазинова З.Б.

Рациональная психотерапия при алкоголизме 60-63

64-65 65-69

70-72 72-74

74-79

80-83 84-90

90-96


^ ПОГРАНИЧНАЯ ПАТОЛОГИЯ


Абзалова Р.

Социально-психологические проблемы коррекции деви-антного поведения подростков в условиях ПМСП Бекенова Н.М.

Биологические, психологические и социальные основы в генезе поведенческих расстройств у подростков ^ Ермолаева Т.В.

«Экстремальное существование» в семье: преступник и жертва

Имангазинов С.Б., Тотина И.К.

Сравнительное изучение уровня невротизации и психо-патизации у ВИЧ-инфицированных ^ Калиева Ж.Д.

Современные проблемы диагностики психических рас­стройств при хирургических вмешательствах (обзор ли­тературы)

Кириллов И.О., Алборова Е.С.

Программы помощи сотрудникам на предприятиях Ковшова О.С.

Факторы психической дезадаптации подростков с арте­риальной гипертонией ^ Реуцкая И.Е.

Проблемы психологического сопровождения сотрудни­ков оперативных подразделений органов внутренних дел (аналитический обзор) Стрелъченко А.Б.

Психологические аспекты восстановительной медицины 97-1°0


Резюме 101-111

^ VOPROSY MENTAL'NOY MEDETSINY I ECOLOGII


TABLE OF CONTENTS


FOUNDERS:


Professional Psychotherapeutic League


RPSE

^Republican Research-and-Practical Center

of Medical-Social Drug Addiction Problems»

^ EDITORIAL ARTICLES


Акстоу A.A.

History of public health of sovereign Kazakhstan: mistakes, lessons and prospects


PSYCHOTHERAPY


Aleksandrovich А.У.

About special intimate emotional contact between a patient and a doctor in psychotherapy of patients with schizophrenia

^ Edigenova M.B., Sandybaeva R.K.

Comparative studying of efficiency of various

psychotherapeutic methods in a treatment complex of

patients with organic brain pathology

Kuz'minyh N.V.

Body expression of experiences in work with image on a symboldrama method ^ Sadal'skaya E.V.

Catathymic-imaginative psychotherapy (symboldrama) in work with patients with bronchial asthma

Sgibov V.N.

Regional problems of psychotherapy Semenova A.I.

Theoretical precondition of a homeopathic

psychoanalysis

^ Shahmetov B.A.

Psychotherapy of psychosomatic disorders


PSYCHIATRY


7-12


13-17


17-18


19-23


23-25 25-26

26-28 28-29




Volume XI

1

2003 Published 4 times in a year

Bykova S.A., Rusina E.Ju.

Experimental research of social adaptation disturbances of patients with schizophrenia ^ Ljubchenko M.Ju., Bazjak Ju.I.

Value of psychiatric and psychotherapeutic education in formation of doctor's outlook Ospan T.B., Kairbaeva S.V., Makieva H.D. Experience of application of zoloft in treatment of various forms of depressions Paksjutov V.I., Zaripova N.I., Zueva L.F. Dynamics of autistic displays during therapy Turginbaeva A.N.

Social and psychological aspects of life quality of rural patients with epilepsy


30-32


32-34


34-35 36-39


39-42


NARCOLOGY


Zhantasova S.

Psychological consultation of adolescents with use of virtual

diagnostic and correctional opportunities in work with drug 43-51
dependence

^ Luk'janenko Ju.V., Luk'janenko E.Ju., Vjazovoi P.P., Kotin A.V., Kazakova A.V.

Aspects of addictive medicine in Republic of Kazakhstan 51-54
Novikova S.A.

Personal feature of patients with tobacco dependence 55-60

Soltangazinova Z.B.

Rational psychotherapy at alcoholism 60-63
^ BOUNDARY PATHOLOGY

Abzalova R.

Social-psychological problems of correction of deviant

behavior of adolescents 64-65

Bekenova N.M.

Biological, psychological and social bases in genesis of

behavioral disorders of adolescents 65-69
Ermolaeva T. V.

«Extreme existences in family: a criminal and a victim 70-72
^ Imangazinov S.B., Totina I.K.

Comparative studying of neurotization and psychopathy at

the HIV - infected patients 72-74

Kalieva Zh.D.

Modern problems of mental disorders diagnostic at surgical

interventions (literature review) 74-79
^ Kirillov I.O., Alborova E.S.

Help program for employees at the enterprises 80-83
Kovshova O.S.

Factor of a mental desadaptation of adolescents with an

arterial hypertension 84-90

Reutskaya I.E.

Problem of psychological support of employees of operative

divisions of law-enforcement bodies (analytical review) 90-96

Strel'chenko A.B.

Psychological aspects of regenerative medicine 97-100

Summaries

101-111

^ РЕДАКТОРСКИЕ СТАТЬИ


ИСТОРИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СУВЕРЕННОГО КАЗАХСТАНА: ОШИБКИ, УРОКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

А.А.Аканов Введение

Первые государственные модели здравоохране­ния стали появляться в XX веке, как часть государ­ственной политики. В условиях высокой организо­ванности общества на выполнение неких сверхза­дач система здравоохранения стала составным эле­ментом усилий государства по мобилизации людей. Появившиеся империи, амбициозные планы по переделу мира, установление новых ценностей для цивилизации, самые кровопролитные две мировые войны не могли оставить в стороне здравоохране­ние. Совершенно неслучайно, что одной из первых государственных систем здравоохранения была организация здравоохранения в Советской России (Декрет о создании системы был подписан в 1918 году), которая, встав на ноги, во время второй ми­ровой войны смогла вернуть в строй 75% ранен­ных солдат и офицеров. Жизнь показала, что имен­но государственный подход к здравоохранению является наиболее эффективной мерой по решению проблем охраны здоровья людей. Сегодня практи­чески во всех странах мира существует государ­ственная политика в области здравоохранения. Та­ким образом, XX век «подарил» миру организован­ную, государственную систему здравоохранения.

В наши дни, в самом начале нового, XXI века, в условиях глобализации, ожесточенной конкуренции на мировом рынке, столкновении экономических интересов народов, по существу в условиях нового передела мира на сферы влияния уже наднациональ­ных государственных объединении ни одна страна мира не отказывается от государственного управле­ния системой здравоохранения. Более того, мы ви­дим усиление политики многих государств по ук­реплению и защите здоровья своих народов.

Следовательно, в новых условиях будут анали­зироваться и вырабатываться некие общие, наибо­лее эффективные подходы к функционированию национальных систем здравоохранения. Сегодня, как никогда, есть потребность в изучении между­народного опыта, обобщении результатов развития страновых систем и разработке универсальных моделей развития систем здравоохранения. Ины­ми словами, речь идет об универсальной теории организации здравоохранения.

^ Актуальность темы для Казахстана

Как известно, в мире существует несколько мо­делей систем здравоохранения в классическом виде. Страховая, бюджетная, смешанная - по фи­нансированию. Государственная, частная - по фор­ме собственности. Семашко, Беверидж, Бисмарка - по именам авторов моделей.

Развал советской модели здравоохранения в странах СНГ вызвал острую необходимость выбо­ра и перехода с одной модели на другую, обусло­вил актуальность осмысления принципов, поиска закономерностей формирования различных систем здравоохранения мира и разработки своей модели охраны здоровья, отвечающего нуждам и потреб­ностям своей страны.

Парадоксально, что до конца XX века не была сформирована общая теория организации здраво­охранения, определены общие принципы деятель­ности и развития систем здравоохранения мира в условиях различных моделей. Самое большое, что было сделано ВОЗ - создана обсерватория (описа­ние) систем здравоохранения ряда стран мира и предприняты попытки их систематизировать (Р.Салтман и др.).

Все последние годы XX века драматическая ситуация в странах переходного этапа заставляла организаторов здравоохранения этих государств лихорадочно искать подходящие модели систем здравоохранения и пытаться их внедрять у себя в стране, в целом не понимая логики и закономерно­стей формирования систем здравоохранения. Яр­ким примером тому является Казахстан.

В 1991 году после распада советской империи, Казахстан поучил суверенитет и стал развиваться как независимое, светское государство. Приходи­лось решать вопросы создания нового государства со всеми сферами жизнедеятельности, в том числе охраны здоровья своего населения. Естественно, что здравоохранение, образование не были приори­тетами, так как бурно обсуждались и устанавлива­лись новые принципы политического обустройства, определялись главные ценности общества, разра­батывалась стратегии развития, шло определение своего места и роли в мировом сообществе и др. Состояние здравоохранения, как зеркало, отража­ло эту сложную, напряженную ситуацию в стране.

Как развивалось здравоохранение за эти 13 лет? Интересно пролистать «новые страницы» новейшей истории системы здравоохранения Казахстана:

1992-1995 годы - постсоветская система здравоохранения;

1996-1998 годы - бюджетно-страховая модель здравоохранения;

1999-2003 годы - бюджетная модель на основе программного финансирования.

С точки зрения организаторов здравоохранения, мы видим смешение разных философии, принци­пов и подходов к решению проблемы, что, в це­лом, отражает общую ситуацию в стране и отсут­ствие стратегии реформы здравоохранения, конеч­ных целей развития, основных приоритетов.

По всей видимости, примерно такая ситуация во многих постсоветских странах.

Все вышесказанное обуславливает для новых независимых государств жизненную актуальность поиска общих стратегических, научно-обоснован­ных принципов и приоритетов организации меди­цинской помощи в целом.

^ Общие принципы организации здравоохранения

Существует ряд принципиальных документов ВОЗ (Здоровье-21, Люблянская декларация и т.д.), где четко показана позиция ведущих стран и экс­пертов по политике охраны здоровья. Обобщая эти многочисленные программы и документы, мы мо­жем сказать, что для новых стран чрезвычайно по­лезно, прежде всего, учесть свои наиболее важные принципы. Нам представляется, что речь должна идти в первую очередь о ключевых принципах но­вой модели, которые должны быть отобраны экс­пертами этих стран. Исходя из опыта развития ци­вилизации, государство, учитывая свои жизненные интересы, на наш взгляд, обязано для своего насе­ления обеспечить, прежде всего:

- доступность медицинской помощи;

  1. справедливость в оказании медицинской помощи;

  2. государственное регулировании в виде приори­тетов, программ и т.д.;

  3. развитие здоровья своего народа в условия гло­бальной конкуренции.

Как решаются эти вопросы?

^ Доступность медицинской помощи: чем выше организация общества, тем выше доступность к медицинской помощи. В целом, доступность, ко­нечно, зависит от возможностей страны. В разви­вающихся странах - от уровня среднего специаль­ного персонала до уровня первой врачебной помо­щи, в более развитых странах - на уровне врача общей практики и специализированной медицинс­кой помощи. Критериями оценки доступности ме­дицинской помощи служат и объемы, и время, и расстояние, и качество медицинской помощи для населения и т.д.

^ Справедливость в оказании медицинской помо­щи: здесь речь идет о реализации базового прин­ципа общества - оказать некий стандартный объем гарантированной Конституцией медицинской по­мощи всем группам общества, независимо от расы, пола, возраста, социального положения, места про­живания. Также важно публично признать пробле­му солидарной ответственности за здоровье и го­сударства, и общества, и гражданина. Признать и находить справедливый консенсус по решению проблемы. Причем, чем выше справедливость, тем более высоко организовано общество.

^ Государственное регулирование здравоохране­ния: в любом обществе, у любого государства не будет хватать финансовых средств на нужды здра­воохранения. Задача менеджеров выявить наибо­лее приоритетные направления и концентрировать имеющиеся возможности на первоочередное их решение.

^ Развитие здоровья своего народа: в условиях глобальной конкуренции и формирования единой цивилизации следует признать, что с внедрением общечеловеческих ценностей многие народы и на­родности просто ассимилируют в большие наро­ды. Чрезвычайно важно для государств оценить свои потенциальные возможности, создать и раз­вивать национальный ресурс с тем, чтобы не ис­чезнуть в котле единой глобальной цивилизации. Сегодня мы видим озабоченность и больших и многих небольших народов предстоящей перспек­тивой, их намерениями и конкретными планами сохранить свою идентичность и оригинальность. И здесь на первый план, наряду с культурой, дру­гими факторами, будет выходить физическое здо­ровье нации, заложенные резервы, которые, если говорить откровенно, у одних народов исчерпаны, а у других только развиваются. В этой связи, поли­тика здравоохранения выходит далеко за рамки сво­ей профессиональной идентичности. Можно толь­ко предположить важность темы с учетом бурного развития генной инженерии, клеточной медицины и других фантастических перспектив.

С учетом высказанного, выбор и развитие наци­ональных систем здравоохранения приобретает еще большую актуальность и требует самого присталь­ного внимания и государств, и исследователей.


^ Основные составные части системы здравоохранения

Наш опыт 13-летнего реформирования и разви­тия здравоохранения позволяет несколько иначе взглянуть на принципы и организацию системы здравоохранения. Пройдя за эти годы нелегкий путь реформ, изучив на своих ошибках и достижениях практически все модели мира (бюджетная, бюджет­но-страховая, программное финансирование), ис­пытав на себе издержки и преимущества широкой приватизации в здравоохранении, сложности тене­вой экономики и др., мы полагаем, что сегодня си­стему практического здравоохранения следует, ви­димо, представить в виде базовой медицинской помощи (БМП) и расширенной медицинской по­мощи (РМП).

^ Базовая медицинская помощь состоит из пер­вичной медико-санитарной помощи (ПМПС) и ква­лифицированной врачебной помощи. В разных странах объем базового пакета медицинской помо­щи разный и зависит от финансовых возможнос­тей стран, политической воли государств. Так, если на уровне развивающихся стран, базовый пакет состоит до 8 долл. США и включает самые жиз­ненно-важные мероприятия (вакцинация, охрана здоровья матери и ребенка, лечение особо опасных заболевании и пр.), то в других странах он включа­ет обширный перечень медицинских услуг. В Ка­захстане базовый пакет услуг покрывает примерно до 80% потребности населения.

^ Расширенная медицинская помощь (РМП) дополняет БМП специализированными видами ме­дицинской помощи. В целом в мире число «узких» специалистов превысило 140, в разных странах число таковых, конечно же, в силу своих возмож­ностей, разно. Так, в странах постсоветского пери­ода долго существовали «вертикальные» службы по хирургии, терапии, акушерству и гинекологии, пе­диатрии и большое количество внештатных служб. Сегодня, к сожалению, не все эти страны сохрани­ли их. Исторически в СССР развитие этих служб складывалось по приоритетам государственных нужд. Так, советской власти в начале XX века, в условиях гражданской войны против тифа, маля­рии, оспы и др. была жизненно-важна санитарно-эпидемиологическая служба, которая помогла ре­шить эти проблемы, затем в условиях первой и вто­рой мировой войн приобрела первостепенное зна­чение хирургия, в послевоенных условиях 50-х го­дов на первый план вышла служба охраны здоро­вья матери и ребенка и т.д. Какая же служба будет приоритетом сейчас? Мы видим в развитых стра­нах на первое место выступает общественное здра­воохранение, в таких странах как Финляндия - фор­мирование здорового образа жизни. Каким же бу­дет приоритет на постсоветской территории?

На наш взгляд, главной ошибкой реформ на тер­ритории СНГ является разорванность этих поня­тий. Например, мы видим ожесточенные споры в России о том, будет жить или не будет педиатри­ческая служба на уровне ПМСП? Это, конечно, дело каждой страны, но специализированная служба для каждой семьи, для каждого человека - удовольствие очень дорогое. И если страна идет на эти расходы, значит эта проблема - главный приоритет здраво­охранения страны. В Кыргызстане противники ре­формы - в основном представители специализиро­ванных служб, которые не нашли свое место в ре­форме системы здравоохранения. Иными словами, там реформа проходит в основном на уровне БМП, не затрагивая, а временами и сокращая специали­зированные виды медицинской помощи.

^ Главный урок прошедших лет - реформа долж­на не толъко преобразоватъ БМП, реформироватъ

СМП, а объединитъ эти два процесса в одно, раз-работатъ новые связи и взаимоотношения меж­ду этими двумя важнейшими секторами систе­мы здравоохранения.

При этом реформа СМП не должна быть «ку­цей» и затрагивать лишь стационарную помощь (как предлагается рядом международных экспер­тов), она должна быть выстроена как «вертикаль» службы, которая должна приобрести новые (или восстановить забытые) функции по координации, обучению, консультативной, методической помощи БМП. Все эти функции должны быть прописаны, входить в оплату со стороны государства. Должны быть четко определены новые взаимоотношения служб с ПМСП, этапность и объемы оказания по­мощи на всех уровнях каждой специализирован­ной службы. Сегодняшнее соотношение помощи («первичного или поликлинического» уровня: об­ластного или регионального уровня: республикан­ского или национального уровня) должно быть выстроено в виде «пирамиды», примерно 60%: 30%: 10%. При этом на уровне высокоспециализи­рованной помощи должны оказаться действитель­но самые сложные случаи болезней, требующие самых передовых технологии. Недопустимо, когда в НИИ и НЦ оказывается рутинная медицинская помощь. Вся стратегия развития должна предусмот­реть поэтапную реализацию этой пропорции как в отношении развития материально-технической базы, кадрового и ресурсного обеспечения, так и внедрения соответствующих технологии. Кстати, вопрос соотношения БМП и специализированных служб, их единства и взаимосвязи довольно туман­но и редко освещается в доступной нам междуна­родной литературе.

^ Кадровое обеспечение здравоохранения пред­полагает создание адекватной целям государствен­ной политики системы медицинского образования как на додипломном, так и постдипломном уров­нях. Извечный вопрос: сколько должно быть вра­чей и сколько среднего медицинского персонала? Мы видим, что в таких странах как Канада, сред­ний персонал может не только организовать и про­водить доврачебные, послеврачебные процедуры и вмешательства, но и руководить целыми клиника­ми, осуществлять масштабные профилактические программы. Нам нужно провести серьезную реви­зию и разделить полномочия и функции врачебно­го и среднего медицинского персонала. Конечно, в основе этой работы должен быть лечебно-техно­логический процесс. Мы сами должны решить, что будем доверять среднему персоналу, что будет в сфере ответственности врача. И обучать в зависи­мости от этого кадры. Еще одна проблема в нашей системе здравоохранения. Фигура главного врача. Исторически главный врач олицетворял единона­чалие власти, концентрируя в своих руках и деньги, и кадровую политику, и лечебно-технологические


процессы, контролируя морально-психологичес- дела и др., требуют коренной реформы всей систе-

кую ситуацию в коллективе. Сегодня очевидно, что мы до- и постдипломной подготовки. Дело облег-

весь этот процесс должен быть эволюционирован. чается тем, что в стране есть основной закон об

Должна быть четко разграничена сфера управле- образовании, который требует внедрение именно

ния лечебно-профилактическими организациями: такой модели образования. Принцип «образование

выделен менеджер, по новому организован лечеб- на всю жизнь» должен замениться принципом «об-

но-технологический процесс, приведена к совре- разование всю жизнь».

менным требованиям внутренняя жизнь коллекти- ^ Непонимание процессов реформирования про-
ва (путем большей экономической свободы и про- фессорско-преподавателъским составом, их от-
зрачности как ресурсов, так и действий). Урок чужденностъ и отодвинутостъ, разрыв между
прошлого этапа - мы не занимались новыми тех- требованиями новой модели предполагаемой сис-
нологиями выхаживания больного, создания но- темы здравоохранения и содержанием реалъного
вых взаимоотношении «врач-больной-сестра». Со- медицинского образования - еще одно неодолимое
кращение сроков пребывания в стационаре до за- сопротивление на пути реформы здравоохранения.
падных предполагает коренное изменение в лечеб- Несоответствие кадровой подготовки и рефор-
но-технологическим процессе, пересмотре роли мы системы здравоохранения - одна из главных
медсестры и врача, в большей интенсификации ошибок реформаторов СНГ.

труда, внедрении новых специальностей, тесном За эти годы в Казахстане работало много между-
сотрудничестве с другими службами (например, народных экспертов. Многие из них, рекомендуя
социальными работниками) и т.д. пути изменения системы практического здравоох-
Иными словами, должны быть усовершенство- ранения, даже и не говорили о единстве и неразрыв-
ваны и пересмотрены квалификационные требова- ности этих процессов с системой медицинского об-
ния к врачебной и сестринской должности, введе- разования. А те, кто понимал это, не представляли
ны новые специальности. Именно эти требования, разницы между советской (исторически - германо-
а не мнение преподавательского состава, должны российской) и англосаксонской моделями. Не пред-
быть в основе государственного общеобязательно- ставляя общей философии развития общества, труд-
го стандарта образования (ГОСО). Одна из оши- но рекомендовать его реформирование и развитие.
бок прежних лет состоит в том, что ГОСО не соот- Действительно, в тех странах, где гармонично
ветствовали изменениям времени, составлялись без развивается общее образование, где сбалансирова-
нужд меняющегося здравоохранения. Вернее нуж- ны все сектора общества, трудно вообразить себе
но признать, что образование не могло быть впе- весь спектр проблем, стоящих перед странами пе-
реди процесса реформирования всей системы. В реходной экономики.

основе ГОСО должны лежать новые стандарты Это гораздо сложнее, чем работать в развиваю-

(протоколы) диагностики, лечения, профилактики, щихся странах, где нет сложившихся традиции, свя-

функциональные обязанности и требования (зна- зей, стереотипов, сложившихся групповых интересов.

ние, умение, навыки). С учетом новых требований В новых условиях должны измениться роль и

и возможностей страны нужно решить пропорцию место медицинской науки. Сложившаяся в усло-

«врач: медсестра», что и должно лечь в основу пла- виях плановой экономики сеть научно-исследова-

нирования подготовки медицинского персонала. тельских институтов (НИИ) и научных центров

Конечно, нужно брать в расчет и новые специаль- (НЦ) на территории СНГ остается сегодня невост-

ности, такие как менеджер, инженер по медицинс- ребованным с точки зрения реформирования здра-

кому оборудованию и т.д. воохранения. Большинство этих центров превра-

Сегодня приходится констатировать, что в усло- тились в специализированные центры, частично
виях глобальной победы рыночной экономики над получают финансирование за научные разработки,
плановой преимущество должно отдаваться более которые также мало или вообще не востребованы
предпочтительной модели западного медицинского практикой. Завершая «пирамиду» специализиро-
образования - англосаксонской модели. Как извест- ванной медицинской помощи, сеть НЦ и НИИ се-
но, на постсоветской территории традиционно дей- годня должна участвовать в процессе реформиро-
ствовала германско-российская модель, внедренная вания. Научные темы должны заказываться цент-
с 1701 года Петром 1 по предложению К.Лейбница ральным исполнительным органом, в данном слу-

В Казахстане, где практически во всех сферах чае министерством здравоохранения, которое, в

хозяйствования начали работать сплошь и рядом свою очередь, должно определить роль и место

принципы рыночной экономики, однозначно пред- медицинской науке в процессе реформирования.

полагается внедрение гибкой, рыночно-ориентиро- Центры должны финансироваться и за лечебную

ванной модели медицинского образования. Прин- работу, и научные разработки, которые должны быть

ципы англосаксонской модели, основанной на незамедлительно внедрены в практику, и за методи-

многоуровневой подготовке, внедрении кредит-ча- ческую деятельность, и за образовательные функции,

сов, четком разделении врачебного и сестринского и за координацию работы специализированных


служб. Министерство должно иметь стратегию раз­вития медицинской науки, определить соотноше­ние прикладной и фундаментальной науки. Причем, приоритетных направлений должно быть всего лишь несколько, а право участвовать в конкурсе за темы НИР должны иметь все соответствующие центры, ведущие кафедры медицинских вузов, творческие коллективы. Основным принципом в работе центров должно быть разработка, внедре­ние новых эффективных методов диагностики, ле­чения, прогнозирования болезней на основе дока­зательной медицины.

Таким образом, перед НИИ и НЦ должны быть четко поставлены новые цели и задачи, они долж­ны быть решающей силой во внедрении новых тех­нологий, реформе специализированной службы.

Также должна измениться организационная структура центров с приданием им большей сво­боды, возможностями выхода на международные принципы работы.

Игнорирование потенциала медицинской науки, как показал 13-летний опыт Казахстана, вызывает активное противостояние со стороны научных ра­ботников реформе здравоохранения и, в конечном счете, способствует ее свертыванию. Проблема, которую большинство международных экспертов недооценивает и не понимает до конца.

^ Единство и неразрывность элементов рефор­мы здравоохранения

В целом процесс реформирования нам видится в виде «дома», которого нужно тщательно и выве­рено построить. Условно «стены» этого дома - ба­зовая медицинская помощь, «жилая часть», или второй этаж - специализированная медицинская помощь, «крыша» - медицинская наука, а «фунда­ментом» реформ является медицинское образова­ние, т.е. кадры здравоохранения.

Таким образом, система здравоохранения дол­жна состоять из неразрывных составных частей, игнорирование любой из них, ведет к развалу сис­темы. Реформа систем здравоохранения всегда дол­жна учитывать единство и обязательность всех этих составных элементов, связанных единой филосо­фией и логикой процесса. Так, рыночно-ориенти-рованная БМП должна гармонировать со специа­лизированной помощью, медицинским образовани­ем и наукой, основанных на такой же философии. Противоречие в любом из этих сегментов вызыва­ет противостояние и приводит к неудаче реформы всей системы.

Сегодня лидеры здравоохранения обязаны объе­динить всю медицинскую общественность: и вра­чей практического здравоохранения, и специалис­тов всех профилей и уровней, и профессорско-пре­подавательский состав вузов и ссузов, и ученых НИИ и НЦ. Объединить, определить каждому свой участок, показать важность и незаменимость его работы, координировать все усилия в одном направ­лении. В этом суть успеха реформы.

В Казахстане за эти годы было множество экс­периментов, и большинство из них касались в ос­новном базовой медицинской помощи. И это было оправдано, так как свыше 80% населения обраща­ется сюда. Многие проекты и программы касались именно этого раздела, хотя и были специальные работы по другим секторам здравоохранения. Не беря на себя роль судьи, отметим, что наиболее эффективной и масштабной была, пожалуй, рабо­та под руководством Здравплюс (ЮСАИД) на ре­гиональном (Жезказганская модель), местном (вне­дрение семейной медицины в ряде регионов) уров­нях, которая оставила глубокий след в развитии системы здравоохранения страны. Как известно, даже были попытки их одномоментного распрост­ранения по республике. Были проекты Всемирно­го Банка по укреплению сельской медицины, ЮНИ­СЕФ по проблемам материнства и детства, были серьезные попытки реформирования сестринско­го дела (Аяпов К.А.и др.), высшего медицинского образования. Грандиозным экспериментом было (и довольно - таки успешное!) внедрение бюджетно-страховой медицины, оставившей глубокий след в системе здравоохранения. К сожалению, большин­ство из них потерпело неудачу, оставив за собой страдание, разочарование и каждый раз убивало надежду на лучшее. Но, именно таким образом мы получали бесценный опыт. Важнейшим этапом в развитии здравоохранения страны представляется Государственная программа реформирования и раз­вития здравоохранения на период 2005-2010 годы. Основанная на совершенно новых принципах, оп­ределенных в Послании Главы государства, она предполагает однозначный переход на государ­ственную модель развития с внедрением элемен­тов внутреннего рынка. Наполненная реальным фи­нансированием, опираясь на процессы реального положения в стране, она предполагает радикаль­ные изменения в первую очередь в рамках базовой медицинской помощи, укрепление материально-технической базы здравоохранения, обеспечение доступности и справедливости в медицинской, ле­карственной помощи, впервые затрагивает вопро­сы качества медицинской помощи и серьезного реформирования медицинского образования. Боль­шое внимание уделяется в ней и развитию здоро­вья, выделяя приоритетом профилактическую на­правленность, охрану и укрепление здоровья детей и женщин фертильного возраста. В плане реализа­ции программы, утвержденном Правительством, предполагается реализация на постоянной основе свыше ста мероприятий, которые охватывают прак­тически все сегменты здравоохранения. Министер­ство здравоохранения в настоящее время занима­ется вопросами разработки концепции и мер по раз­витию специализированной медицинской помощи и медицинской науки, которые будут неразрывно связаны с общим процессом реформирования оте­чественного здравоохранения.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Реклама:





Скачать файл (3737.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru
Разработка сайта — Веб студия Адаманов