Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Внимание - файл 1.doc


Внимание
скачать (100 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc100kb.18.12.2011 01:37скачать

Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема: 5 Внимание

План



  1. Внимание, функции внимания. Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.




  1. Структура внимания. Основные свойства внимания: распределение, переключаемость, устойчивость, концентрация, объём.



  1. Невнимательность и рассеянность. Управление вниманием.



  1. Литература.


2

1. Внимание, функции внимания. Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.


В каждый момент своего бодрствования человек что-то слышит, видит, чувствует, о чём-то думает или с кем-то говорит, что-то делает. На человека со всех сторон обрушивается множество самой разнообразной информации: музыка, шумы, сообщения рекламы, яркие плакаты рекламы, телевидении, информация газет, книг, интернет, разговоры друзей соседей. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все окружающие его раздражители, что на него воздействуют; помнить все и думать обо всем. Он выделяет в этом море информации то, что представляет для него интерес, соответствует его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом».

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания в отношении определенных объектов или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

Увеличение объема информации, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпов жизни, объема человеческих контактов приводит к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Если сказать образно то внимание – это та дверь, через которую окружающий мир входит в душу человека. При наличии внимания процессы мышления протекают быстрее и правильнее.

Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность организации этого процесса. Внимание существенно отличается от всех прочих психических процессов. Его своеобразие заключается в том, что оно не является самостоятельным видом психической деятельности как формы отражения. Мы можем внимательно воспринимать, запоминать, мыслить, но не можем быть «заняты вниманием». Внимание – это особая форма организации психической активности человека, необходимое условие деятельности любого человека, необходимое условие всякой деятельности. Непременным условием успешной деятельности любого человека является хорошо развитое внимание. Внимание – характеристика любого психического процесса: восприятия, когда мы вслушиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь различить какой-либо зрительный или звуковой образ, запах; памяти, когда мы что-то определенное вспоминаем или пытаемся запомнить;

воображения, когда мы стараемся что-то отчетливо представить себе. Таким образом, внимание – это способность выбирать важное для себя и

сосредотачивать на нем свое восприятие, мышление, воображение.
3

Внимание имеет внешнее выражение, проявляющееся в ряде активных приспособительных движений для лучшего восприятия объекта. Человек принимает специфическую позу, всматривается, вслушивается; излишние движения задерживаются, дыхание замедляется. При сосредоточенном внимании человек порой застывает в неподвижной позе, «затаив» дыхание, его взгляд словно отсутствует, устремляется вдаль, благодаря чему окружающее не отвлекает его. Приспособительные движения очень важны – все, что мешает быть внимательным, затормаживается, создаются условия для лучшего выполнения той деятельности, которой занят человек.

Функции внимания легко вывести из определения внимания. Внимание – это направленность сознания. Но для того чтобы направить сознание на что-то, нужно отобрать необходимые объекты и воздействия. Поэтому первой функцией является отбор значимых, релевантных (соответствующих данной деятельности, потребностям) воздействий и торможение, игнорирование, устранение других – несущественных, побочных, конкурирующих воздействий.

Далее в определении внимания фигурирует его сосредоточенность. Однако для того чтобы любая деятельность была успешно завершена, необходимо не только сосредоточить сознание, но и какое-то время поддерживать эту сосредоточенность на тех объектах, образах, которые существенны в этой деятельности. Поэтому второй функцией внимания является удержание (сохранение) данной деятельности до тех пор, пока не завершиться акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель.

Кроме удержания (сохранения) деятельности для ее успешного завершения необходимо постоянно осуществлять регуляцию и контроль. Эта третья, последняя функция внимания настолько важна, что некоторые психологи даже определяют внимание как свернутое автоматизированное умственное действие контроля.

Внимание имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием а вторые – произвольным. В зависимости от наличия или отсутствия волевых усилий, необходимых для поддержания внимания, различают непроизвольное (непреднамеренное), произвольное (преднамеренное) и послепроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание не зависит ни от нашего желания, ни то нашей воли или намерений. Оно происходит, возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны. Непроизвольное внимание в своеобразных формах свойственно и животным, тогда как произвольное

внимание – специфическая, присущая только человеку форма внимания,

возникшая в процессе трудовой деятельности.

Основная функция непроизвольного внимания заключается в
4
быстрой и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся условиях среды, выделении тех ее объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл. На возникновение непроизвольного внимания оказывают внимания два фактора: объективный и субъективный.

К объективным факторам относятся:

1. Степень интенсивности раздражителя. Любой достаточно сильный раздражитель – громкий звук, яркий свет, резкий запах – невольно привлекает наше внимание.

2. Новизна, необычность раздражителя. Новизна - одна из наиболее важных особенностей раздражителей вызывающих пробуждение непроизвольного внимания.

3. Ослабление действия раздражителя и прекращение его действия: маяки, указатели поворотов автомобилей.

4. Подвижность объекта: движущиеся предметы вызывают непроизвольное внимание.

5. Контрастность: среди маленьких предметов внимание привлекает большой предмет, среди светлых предметов – темный и т.п.

Субъективный фактор проявляется в избирательном отношении человека к окружающему. К ним относятся:

1. Интересы: один человек пройдет мимо и не заметит броской афиши о футбольном матче, а другой обратит внимание на скромное объявление о предстоящем концерте; проголодавшийся человек невольно отметит вниманием все, что связано с пищей.

2. Чувства: хорошо известно, что всякое раздражение вызывающее то или иное чувство, привлекает внимание. Оно так и называется – эмоциональное внимание.

3. Ожидание: нередко оно позволяет воспринимать даже то, что при других обстоятельствах человек вовсе не замечает.

4. Апперцепция – влияние прежнего опыта, знаний, представлений. Даже слабый раздражитель вызывает внимание человека, знающего, о чем идет речь, тогда как несведущий человек просто ничего не заметит.

Источники произвольного внимания целиком определяются субъективными факторами. Произвольное внимание – внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определенных волевых усилий. Круг объектов произвольного внимания


5

безграничен, поскольку не определяется особенностями стимуляции, спецификой организма и интересами человека. В зависимости от характера этих условий и от системы деятельности, в которую включены акты произвольного внимания, выделяют несколько его разновидностей:

1. Процессы социального намеренного обращения внимания могут протекать легко и без помех. Такое внимание называют собственно произвольным, чтобы отличить его от случаев привычного внимания, о которых говорилось ранее. Необходимость в волевом внимании лежит в русле обслуживаемой деятельности и возникает в ситуации конфликта между выбранным объектом или направлением деятельности и объектами или тенденциями внимания непроизвольного.

2. Следующая разновидность произвольного внимания – внимание выжидательное. Волевой характер выжидательного внимания проступает особенно выпукло в ситуациях решения <<задач на бдительность>>.

3. Особенно важный вариант развития произвольного внимания заключается в трансформации волевого внимания в спонтанное. Функция непроизвольного внимания заключается в том, чтобы создать спонтанное внимание. Спонтанное внимание обладает характером как произвольного, так и непроизвольного внимания.

Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, которая направляется на контроль своего поведения, на поддержание устойчивой избирательной активности.

Произвольное внимание возникает в том случае, если перед человеком встает задача, решение которой требует определенных волевых усилий. Произвольность внимания развивается вместе с развитием его отдельных свойств.

Есть еще и третья стадия развития внимания, и она состоит в возвращении к непроизвольному вниманию. Этот вид внимания получил название послепроизвольного. Понятие послепроизвольного внимания было введено в психологию Н.Ф.Добрыниным. Послепроизвольным оно называется потому, что возникает на основе произвольного внимания, после него. Основное его отличие от произвольного внимания состоит в отсутствии волевых усилий для поддержания сосредоточенности сознания на данной деятельности, от непроизвольного – в том, что оно целенаправленно.
6
2. Структура внимания. Основные свойства внимания: распределение, переключаемость, устойчивость, концентрация, объём.
Структура внимания


Качества внимания



Активность

Широта

Интенсивность

Устойчивость



Направленность

Переключение




Прои

з

вольное

Непроизвольное

Внешнее

Внутреннее

Объем

Распределение

Легкое

Трудное

Высокая

Низкая


Устойчивое

Неустойчивое


Охарактеризовать внимание человека словами хорошее или плохое нельзя. Такая характеристика будет слишком неопределенной, так как существуют различные проявления, качества, или, как говорят, свойства внимания. Поэтому и характеризовать внимание человека нужно с разных сторон.

Внимание характеризуется различными качественными проявлениями. Эти проявления внимания называются качествами,
7
или свойствами, внимания. Различные качества внимания связаны друг с

другом. Внимание характеризуется сложной функциональной структурой, образованной взаимосвязями его основных свойств.

Распределение внимание – это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание. Например, студент на лекции распределяет одновременно внимание между тем, что записывает, и тем, что слышит в данный момент. Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно будет уделить второй работе, менее знакомой человеку.

Возможность распределения внимания зависит от следующих условий:

- трудность представляет совмещение двух умственных деятельностей;

- легче выполнять одну двигательную и одну умственную деятельность;

- для успешного выполнения одновременно двух видов деятельности необходимо один вид деятельности довести до автоматизма.

Способность к сосредоточенному или, наоборот, к распределенному вниманию формируется в процессе овладения деятельностью, она может быть развита в процессе практической деятельности, путем упражнений и накопления соответствующих навыков.

Переключение внимания – это произвольное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с новой задачей. Необходимость в переключении внимания вызывается тем, что объем внимания у человека невелик, поэтому он не может одновременно удерживать в центре сознания объекты, необходимые при выполнении данной деятельности. Способность переключать внимание дает возможность человеку познавать окружающий мир во всем его многообразии. Отмечают два вида переключения: перенос внимания с одной деятельности на другую (например, после прослушанной лекции студенты выполняют самостоятельную письменную работу) или движение внимания в русле одной деятельности (например, чтение книги и одновременное составление в уме кратких тезисов прочитанного). В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в ложной ситуации. Возможные причины переключения внимания:

1. Переход обусловлен требованиями деятельности.

2. Необходимость включения в новую деятельность.

3. В целях отдыха.

Переключение бывает:
8

1) полное (завершенное);

2) неполное (незавершенное) – в том случае, когда человек перешел на другую деятельность, а от первой еще не отвлечен и частично ею поглощен.

Легкость и успешность переключения внимания зависит следующих условий:

1. Отношение между предшествовавшей и последующей деятельностью.

2. Завершенности предшествующей деятельности либо ее незавершенности.

3. Отношения субъекта к той или иной деятельности (чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот).

4. Индивидуальных особенностей субъекта (типа нервной системы человека, индивидуального опыта и др.).

5. От значимости цели деятельности для человека, ее ясности, четкости.

Наряду с переключением внимания выделяются отвлечения – непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для ее успешного выполнения.

Переключаемость внимания относится к числу хорошо тренируемых качеств.

Основное отличие отвлечения от переключения внимания состоит в том, что переключение внимания – это волевой процесс, а отвлечение – непроизвольный.

Устойчивость внимания проявляется в способности поддерживать определенный уровень сосредоточенности настоль долго, настолько это необходимо для полного выполнения какой-либо деятельности, а также в способности сопротивляться помехам, отвлекающим обстоятельствам. Абсолютная устойчивость внимания невозможна. Так, внимание свойственны периодические колебания. Устойчивость – временная характеристика внимания – это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или какой-либо деятельности. Устойчивость внимания у разных людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения, сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой способностью в значительно меньшей мере. Но устойчивость внимания может колебаться и у одного и того же человека. Это зависит от осознания цели деятельности и ее значимости, от отношения выполняемой работы. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Устойчивость внимания характеризуется длительностью его протекания и степенью концентрации во время его сохранения.

Устойчивость внимания определяется периферическими и центральными факторами. Экспериментальные исследования показали, что внимания подвержено периодическим непроизвольным колебаниями.


9
Периоды таких колебаний составляют обычно 2 – 3 секунды и доходят до 12 секунд.Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается. На устойчивость внимания оказывают влияние следующие факторы:

- увеличение сложности объекта. Сложные объекты вызывают сложную активную мыслительную деятельность, с чем связана длительность сосредоточения;

- активность личности;

- эмоциональное состояние человека. Под влиянием сильных эмоциогенных раздражителей может возникнуть неустойчивость внимания, т.е. отклонение внимания от необходимой деятельности на посторонние объекты;

- отношение к деятельности;

- темп деятельности. Для устойчивости внимания важно обеспечить оптимальный темп работы: при слишком низком или слишком высоком темпе нервные процессе излишне иррадиируют, захватывают ненужные участки коры головного мозга и затрудняется сосредоточение внимания и переключение его с одних элементов на другие.

Концентрация внимания – это степень или интенсивность сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие. Концентрация (сосредоточенность) внимания на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего. С Сосредоточенность – необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более ясным и отчетливым.

Объем вниманияэто количество объектов (или их элементов), которые воспринимаются одновременно (в один момент) с достаточной ясностью и отчетливостью, т.е. охватываются вниманием одновременно в ограниченном промежутке времени. Человек с большим объемом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объем внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом. Для определения внимания пользуются специальным прибором, который называется тахистокоп ( от греч. слов «тахистос» - быстрейший и «скопео» - смотрю). Этот прибор дает возможность показать человеку несколько объектов – букв, геометрических фигур, знаков – на 0,1 с. Сколько объектов запомнил человек – таков его объем внимания. Большое значение увеличение объема внимания имеет при обучении скорочтению. Для увеличения объема внимания необходимо использование специальных упражнений. Основное условие для расширения объема внимания – наличие навыков и умений систематизации, объединения по смыслу, группировки воспринимаемого материала.


10

3. Невнимательность и рассеянность. Управление вниманием.

Под нарушением внимания понимают патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при состоянии утомления или при органических поражениях мозга в сужении объекта внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов, неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители.

Причины нарушений могут быть внешними и внутренними. Внешними причинами можно считать различные негативные воздействия (стрессоры, фрустраторы) и негативные отношения с окружающими.

Виды нарушений внимания:

1. Отвлекаемость;

2. Рассеянность;

3. Подвижность (чрезмерная);

4. Инертность;

5.Сужение объема внимания, при котором человек может одновременно воспринимать только небольшое число объектов;

6.Неустойчивость внимания (наблюдается при нарушении концентрации внимания);

7.Большое снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.

Рассеянность внимания – это неспособность человека сосредоточится на чем-либо определенном в течение длительного времени. Термин «рассеянность» обозначает поверхностное, «скользящее» внимание. Рассеянность может выступать: а) как неспособность к сосредоточению; б) как чрезмерная концентрация на одном объекте деятельности.

Рассеянность – функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточенной, целенаправленной деятельности. Иногда возникает при напряженной работе как результат односторонней сосредоточенности. Как дефект произвольного внимания рассеянность может быть вызвана разнообразными факторами – от утомления до клинических расстройств, зачастую связанных с нарушениями мышления.

Таким образом, рассеянность бывает двух видов: мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность – это невнимание человека непосредственно к окружающим предметам и явлениям, вызванное крайне сосредоточенностью на каком-то одном предмете, явлении или переживании.


11
Выделяют: 1) ученую рассеянность, 2) старческую рассеянность.

Так называемая «ученая рассеянность» - это проявление очень высокой сосредоточенности внимания в сочетании с его ограниченным объемом. « В состоянии профессорской рассеянности контролируемый и эмоционально нейтральной ход мыслей логически упорядочен и строго направлен на достижение идеальной и отдаленной цели или на поиск решения сложной задачи. Примеры профессорской рассеянности обычно находят в жизнеописаниях великих философов, изобретателей и ученых».

К расстройствам внимания, получившим название старческой рассеянности, относят его плохую переключаемость в сочетании с недостаточно активной концентрацией. Здесь, в отличие от ученой рассеянности, внимание человека как бы «залипает» на одном предмете, деятельности или теме размышления, но при этом, в отличие от рассеянности профессорской, его степень невелика, и потому такое сосредоточение неэффективно.

Сходное явление рассеянности наблюдается в состояниях депрессии и тревоги, когда мышление человека долго и непрерывно занято одними и теми же повторяющимися и бесплодными мыслями и образами.

Рассеянностью нередко называют и легкую истощаемость внимания как следствие болезни, переутомления.

Человек, страдающий подлинной рассеянностью, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание. Причин подлинно рассеянного внимания много:

- общее расстройство нервной системы (неврастения);

- ухудшение состояния соматического здоровья;

- физическое и умственное утомление и переутомление;

- наличие тяжелых переживаний, психотравм;

- эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и отрицательных);

- нарушение режима труда и отдыха;

- нарушения правильного дыхания.

Отвлекаемость внимания - это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.

Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя возникает под влиянием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за действия, которыми в данный момент занят человек.

Внимание неразрывно связано с другими психическими процессами

12

или деятельностью субъекта, нельзя считать доказательством его «несуществования». Вниманием можно управлять, используя внешние или внутренние инструменты. Причем это управление не сводится к управлению деятельностью. Существуют специфические нарушения внимания, которые приводят к изменению поведения, к невозможности выполнять определенную деятельность, но которые отличаются от нарушений восприятия, памяти, мышления. Такие сведения, в основном из области прикладной психологии, не позволяют считать внимание лишь побочным или сопутствующим процессом.

Л.С.Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд – это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимания в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.

Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала – в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем – и в отношении самого себя.


13
Список литературы:


  1. Березовин Н.А., Чепиков В.Т., Чеховский М.И. «Основы психологии»: Учеб. пособие. - Мн: Новое знание, 2002.




  1. Дубровина И.В. и др. «Психология»: Учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова – М, 2003. – с. 143-153.




  1. Психология. Учебник для технических вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина - спб: Питер, 2000. – с. 155-159.




  1. Психология для студентов вузов / Под общ. ред. Е.И. Рогова – Москва, 2005. – с. 187-203.




  1. Шапарь В.Б. «Новейший психологический словарь» / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь, - изд 2-е – Ростов н/Д, 2006



Скачать файл (100 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru