Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Концепция УК и оценка уровня качества - файл 1.doc


Контрольная работа - Концепция УК и оценка уровня качества
скачать (77 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc77kb.18.12.2011 01:59скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...




  1. Концепция всеобщего управления качеством


Беспощадная борьба на мировых рынках за сбыт товаров, за покупателей, жесткая политика вытеснения конкурентов привели к быстрому развитию методов и средств, повышающих качество продукции.

В последние годы предпочтение получило система TQM – Всеобщее управление качеством, ориентирующая все подразделения организации на качество с конечной целью удовлетворения ожиданий покупателей (потребителей) и получения максимально возможной прибыли.

Промышленники развитых стран все чаще рассматривают стандарты ИСО 9000 как необходимую, но недостаточную основу современных и, тем более, будущих систем качества. Все большее значение в промышленности развитых стран (США, Германия, Великобритания, Япония и др.) придают идеологии TQM, т.е. всеобщему управлению качеством.

Цели идеологии представлены на рис.1.


Цели ТQМ


Концепция ТQМ базируется на следующих принципах, которые, на первый взгляд, покажутся не очень сложными (рис.5). Отметим, что все они опираются на международный опыт и на теоретические исследования. Необходимо отметить, что в каждом из 14 принципов кроется пакет требований и подходов. Эти принципы определяют идейное содержание концепции ТQМ.


Качество – высшая цель в организации




«Контролинг качества»

Активность высшего руководства





Бенчмаркинг

Способность руководящих кадров



«Стройная» структура управления

Ориентация сотрудников





Ориентация на процессы

Ориентация на потребителей





Непрерывное улучшение качества

Привлечение поставщиков








Предупреждающее действие

Стратегическая ориентация





Постановка целей и оценка результатов

Рис. 2. Принципы TQM

Бенчмаркинг – методика управления, направленная на улучшение качества и достижения превосходства в конкурентной борьбе, которая предусматривает: влияние критичных для успеха функций; определение лидера в той области, где чувствуется наличие собственных недостатков; исследование конкурентоспособной информации; разработка методов измерений показателей и т.д.

«Мостом» для перехода от концепции стандартов ИСО к концепции ТQМ служит стандарт ИСО 9004-1. Именно этот стандарт содержит основные рекомендации по всеобщему управлению качеством.

Всеобщее управление качеством – это технология руководства процессом повышения качества, которая состоит из трех составных частей.

1. Коренная, ключевая система – это средства и методы, применяемые для анализа и исследований.

2. Система технического обеспечения – это программы и приемы, позволяющие обучить персонал владению этими средствами и правильному их применению.

3. Система непрерывного развития самих принципов и содержания ТQМ.

Цель ТQМ – достижение более высокого качества продукции и услуг. Что подразумевается под более высоким качеством? Японская концепция предусматривает четыре уровня качества (рис.3)


Рис. 3. Изменение уровней качества

Первый уровень оценивается как соответствие или несоответствие требованиям стандарта. Инструментами служат статистический контроль качества и организационная структура производства.

Второй уровень – продукция должна не только соответствовать стандарту, но и удовлетворять эксплуатационным требования, лишь в этом случае она будет пользоваться спросом на рынке. Все подразделения предприятия должны работать как единое целое, о качестве заботиться не только производственные отделы, но и службы маркетинга, разработок, сервиса, контроля качества, сбыта и т.д.

Третий уровень – высокое качество при низкой цене. Для того чтобы добиться таких результатов, следует изменить всю систему работы. Единственный путь достижения низкой стоимости при высоком качестве – бездефектное производство.

Создание такого производства зависит от сознательности рабочих и их усилий по обеспечению качества. Рабочие должны постоянно выявлять дефекты или ошибки и сами их исправлять. Качество создается не проверкой или высокоточным оборудованием, а постоянным стремлением рабочих, занятых в процессе производства, к повышению качества. Если стремление к улучшению качества организовано на каждой ступени производства, то дефекты, переделки, отходы сводятся к минимуму. Это и есть «контроль процесса» персоналом фирмы.

Четвертый уровень – соответствие скрытым потребностям. В богатых странах (США, Япония и т.д.) рынок наводнен продукцией, которая мало отличается по уровню качества и удовлетворяет все явные требования покупателя. Поэтому преимущественно при сбыте получает продукция, учитывающая скрытые потребности. Потребитель не подозревает, чего ему хочется, но когда ему предлагают купить что-то оригинальное, он понимает, что именно это ему нравиться и подходит.

ТQМ позволяет представить широкое понимание качества. На рис. 7 приведена взаимосвязь составляющих ТQМ.

Эффективность ТQМ зависит от следующих основных условий:

  • Высшее должностное лицо на предприятии энергично выступает за повышение качества;

  • Инвестиции вкладываются в людей, а не в оборудование;

  • Организационные структуры создаются или преобразуются под всеобщее управление качеством.

ТQМ реализуется на предприятии благодаря применению определенного набора приемов и средств, к которым относятся: управление качеством, процессами, персоналом, ресурсами. Рынок существенно влияет на процесс внедрения ТQМ. Руководство предприятия должно заняться ее внедрением в рамках подходящей для этого организационной структуры.

Все больше в управление качеством учитывается влияние культуры предприятия, не редко говорят о «здоровье предприятия». Речь идет о психологическом климате на предприятии и его влиянии на все процессы и в конечном итоге на прибыль. Непрерывное развитие культуры приводит к повышению качества производимой продукции.

Следует отметить, что концепция ТQМ и концепция ИСО не только не противоречит друг другу, а наоборот – взаимно дополняют друг друга. При этом стандарты ИСО устанавливают определенный минимум требований, который должен быть соблюден в отношениях между производителем и потребителем продукции. Концепция ТQМ предназначена только для внутренних нужд производителя. По-видимому, основная концепция ТQМ будет еще долго сохраняться как ориентир развития предприятий, организаций, и, может быть, политических структур и администраций различного толка. Основой такого предположения является то, что в ТQМ концентрированно выражены цели, альтернативы которым трудно представить.

ТQМ занимает позицию агрегирующей концепции нового менеджмента и поэтому потенциал ТQМ и способность оставаться свежим у ТQМ достаточны на долгие годы.

Будущее ТQМ зависит так же и от привычки людей менять ключевые слова, когда предыдущие оказались «затертыми». Возможно, поэтому на базе ТQМ возникнет другая концепция, претендующая на общность подходов, например, это может быть бизнес – совершенство.



  1. ^ Оценка уровня качества продукции


Качество – степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования.

Оценка качества продукции, как следует из определения термина «качество», должна представлять собой сопоставление совокупности ее характеристик с потребностями, для удовлетворения которых она предназначена.

Оценка качества должна объективно отражать общественную полезность продукции на всех стадиях ее жизненного цикла – от проекта до завершения эксплуатации и утилизации. Увеличившееся в последнее время количество изделий зарубежного производства на отечественном рынке делает затруднительным для покупателей выбор качественных товаров из-за отсутствия профессиональных навыков в оценке их потенциальной потребительской ценности. Здесь чрезвычайно велика роль объективной информации о качестве предлагаемых к реализации товаров, которая может быть предоставлена покупателям по результатам объективных оценок качества.

Однако, как в нашей стране, так и в других странах, до настоящего времени отсутствуют общепринятые методы оценки уровня качества; в каждой стране эта проблема решается по-своему.

В странах с развитой рыночной экономикой успешно действуют многочисленные ассоциации, общества, союзы потребителей, независимые испытательные лаборатории, которые занимаются оценкой уровня качества различных товаров по своим методикам и публикуют результаты оценок в специальных журналах. Большое распространение получило тестирование потребителей и специалистов в области качества товаров, экспертные оценки.

При использовании любых методик оценки уровня качества необходимо четко представлять следующее:

- что требуется оценивать;

- какие применять методы для определения и оценки выбранных характеристик;

- единицы измерения;

- способ обработки результатов измерений;

- какая схема оценки должна использоваться;

- какие действия следует предпринимать по результатам оценки.

Для того чтобы система оценки уровня качества была репрезентативной и точной, она должна соответствовать следующим требованиям:

- соответствие целям оценки;

- измеримость оцениваемых характеристик, их непротиворечивость и пригодность к практическому использованию;

- точность и правильность;

- современность и дешевизна;

- возможность мониторинга достигнутого прогресса и прогнозирования будущих результатов.

Главная цель любой оценки товаров продукции – возможность ее использования для управления качеством. Специалисты в области качества в течение продолжительного времени осуществляют поиск наиболее адекватных методов оценок качества.

В нашей стране на разных этапах общественного производства использовались следующие виды оценок качества продукции, которые различались критериями и содержанием процедур:

- оценка соответствия уровня качества продукции действующей нормативной и другой документации;

- оценка на предпроизводственной стадии при принятии решения о постановке продукции на производство или еще на стадии проектирования, когда параметры разрабатываемой продукции заносятся в карту технического уровня и качества и сравниваются с одноименными параметрами производимого или реализуемого аналога;

- аттестация продукции по категориям качества;

- градация продукции по сортам;

- сертификация продукции;

- оценка качества опытных образцов;

- оценка интегральных показателей качества;

- оценки качества продукции органами торговли – для экспорта и внутренних нужд;

- оценка в процессе государственной приемки.

Поиск объективных количественных оценок качества привел к появлению нового научного направления – квалиметрии (количественная оценка качества). Квалиметрия оперирует не с определением некого абсолютного качества, а с относительными оценками и позволяет определить уровень качества.

Метод количественной оценки уровня качества получил название комплексного метода. Он включает такие понятия, как оценка уровня качества продукции, базовое значение показателя качества продукции.

Оценка уровня качества продукции – совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми показателями.

Базовое значение показателя качества продукции – значений показателей качества продукции, принятое за основу при сравнительной оценке ее качества.

Методы квалиметрии широко использовались в промышленности и в научных разработках для оценки уровня качества продукции производственного назначения и потребительских товаров.

Большим преимуществом квалиметрии перед другими методами явилась возможность оценки качества по всей совокупности свойств, проявляющихся в процессе потребления и определяющих полезность предмета потребления.

В последние годы интерес к квалиметрии ослаб из-за следующих недостатков:

- выбор номенклатуры свойств, определяющих качество продукции, трудоемок, требует времени и затрат на разработку анкет, опрос экспертов и обработку результатов опроса;

- желаемый результат оценки можно получить путем подбора коэффициентов весомости;

- сложно учесть вариабельность потребностей;

- сложно выбрать базовые значения оцениваемых характеристик конкретных видов продукции, адекватные реальным потребностям множества групп потребителей, поэтому при высоких значениях количественных оценок продукция может оказаться невостребованной;

- результаты оценок зависят от выбранных для расчета формул – средней арифметической, средней геометрической или средней гармонической.

Однако, не стоит торопиться полностью отказываться от методов квалиметрии. Как и любая другая область человеческих знаний, они требуют постоянного развития и совершенства.

Оценка уровня качества может быть использована, например, для одновременного сравнения товаров одного и того же вида, производимых различными поставщиками, а также при расчетах конкурентоспособности товара.

Методы оценки уровня качества в зависимости от количества оцениваемых свойств и процедур оценки включают дифференциальный, комплексный и смешанный.

Дифференциальный – метод оценки уровня качества, основанный на сопоставлении значений единичных показателей качества оцениваемой продукции с соответствующими значениями единичных показателей базовых образцов.

Комплексный метод – метод оценки уровня качества продукции, основанный на использовании комплексных показателей ее качества.

Смешанный метод оценки качества продукции – метод, основанный на одновременном использовании комплексного и дифференциального методов.

Следует иметь в виду, что с введением стандартов ИСО 9000-2000 и изменением содержания термина «качество» возникли новые проблемы, связанные с оценкой качества. Качество должно обеспечивать удовлетворение требований (потребностей) различных заинтересованных сторон.

В результате качество одного и того же объекта, который оценивали разные заинтересованные стороны, может получать разные, подчас противоречивые, оценки.


Скачать файл (77 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru