Вопросы по астрономии - файл 1.doc

1.doc44kb.16.11.2011 16:33скачать

содержание

1.doc

Реклама MarketGid:

1. какая разница между геоцентричной и гелиоцентричной системами мира?

Система мира – это представление о расположении в пространстве и движении Земли, Солнца, Луны, планет, звезд и др. небесных тел.

Геоцентричная система мира (Птолемеева система мира) – возникшее в древнегреческой науке и сохранившееся вплоть до позднего средневековья антропоцентрическое представление о центральном положении Земли во Вселенной. Согласно геоцентрической системе мира, планеты, Солнце и другие небесные светила обращаются вокруг Земли по орбитам, представляющим сложное сочетание круговых орбит.

Гелиоцентричной системами мира – возникшее в эпоху Возрождения (Н. Коперник) представление о строении Солнечной системы: Солнце – центральное тело, вокруг которого обращаются планеты. Гелиоцентрическая система мира сменила представление о Земле как центре мироздания, что имело фундаментальное значение для развития естествознания.

1. ^ В какой последовательности расположены относительно Солнца планеты солнечной системы?

Солнечная система состоит из Солнца и 9 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон. Кроме этого солнечная система имеет более 1600 малых планет (астероидов), около 100 известных короткопериодических планет, более 50 метеорных роев.

1. Меркурий – самая близкая к Солнцу планета Солнечной системы.

2. Венера – вторая по расстоянию от Солнца и ближайшая к Земле планета Солнечной системы.

3. Земля – третья по расстоянию.

4. Марс – четвёртая по расстоянию от Солнца планета Солнечной системы.

5. Юпитер – пятая по расстоянию от Солнца и самая большая планета Солнечной системы.

6. Сатурн – вторая по величине среди планет Солнечной системы и шестая по расстоянию.

7. Уран – седьмая по порядку от Солнца планета Солнечной системы. Очень далёк от Солнца и освещён сравнительно слабо.

8. Нептун – восьмая по счёту планета Солнечной системы.

9. Плутон наиболее удалён от Солнца. Занимает девятое место.

1. Могут ли существовать планеты за границами орбиты Плутона?

В 1992 году профессор Дэйв Джутитт и доктор Джейн Лу из Гавайского университета открыли целую россыпь объектов, находящихся за орбитой Нептуна, – пояс Куйпера. После этого многие заговорили о том, что Плутон теперь должен считаться не отдельной планетой, а лишь одним из фрагментов этого пояса.

Впервые планета UB313 была сфотографирована в октябре 2003 года.

Диаметр планеты UB313, утверждают исследователи из Бонна, составляет три тысячи километров, что на 700 километров больше диаметра Плутона. Такую информацию ученые получили благодаря испанскому телескопу, который был оборудован чувствительным датчиком.

С другой стороны, ученые подняли вопрос, стоит ли Плутон считать планетой, так как его размеры не сопоставимы с размерами остальных планет солнечной системы. Вполне может быть, считают астрономы, что уточненные данные о UB313 могут послужить поводом, чтобы уменьшить, а не увеличить, количество планет Солнечной системы на одну.

По предположениям астрономов, за границами солнечной системы возможно обнаружить большое количество схожих по размерам космических объектов, и существует опасность, что вскоре придется включать уже десятки планет в состав нашей системы.

1. ^ Можно ли в Австралии находить направление на север с помощью Полярной звезды?

В Австралии Полярная звезда не видна, поэтому определить направление на север с ее помощью нельзя. В Южном полушарии ориентируются с помощью созвездия Южный крест.

1. ^ Какие созвездия никогда не заходят для наблюдателя в Украине?

Термин незаходящие созвездия вполне устоявшийся, но, в общем случае, неверный. Имеются в виду приполярные созвездия, которые, в силу своего положения близ Полюса мира, ни когда не заходят полностью под горизонт. Однако ж, для разных географических широт список этих созвездий будет разным. Греки, например, называли только двух Медведиц. А если отправиться к географическому северному полюсу, то таких созвездий над нами будет полная северная полусфера неба!

Можно, конечно, говорить о приполярных созвездиях. Вот с тропическими созвездиями все ясно: есть на небе два тропика, тропик Рака и тропик Козерога, отстоящие от небесного экватора на 23 с половиной градуса они формируют тропическую область неба. А вот полярного круга на небе нет: на Земле есть, а на небе – у вы! Тем не менее – как ориентир! – можно провести из Полюса мира окружность радиусом в те же 20 с копейками градусов и считать эту область областью незаходящих созвездий. Тем не менее, – группа эта условная. Вот некоторые из них:

1. Большая Медведица

2. Малая Медведица

3. Дракон

4. Рысь

5. Цефей

6. Кассиопея

7. Жираф

1. В Украине по традиции встречают так называемый старый Новый год – 14 января. Откуда произошла эта традиция?

Традиция отмечать старый Новый год в ночь на 14 января возникла после 1918 года, когда в России было введено новое летосчисление. По традиции в этот день было принято щедро накрывать стол, особенно ценились блюда из мяса и молочных продуктов.

1. ^ Почему вода на поверхности Луны не может существовать в жидком состоянии?

На Луне нет воды. Если когда-нибудь они там и были, то давно уже испарились и улетучились в пространство. Объясняется это тем, что сила тяжести на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле.

1. ^ Чем отличается метеор от метеорита?

Метеор (с греч. – атмосферное явление) – это вспышки и другие явления в верхней атмосфере Земли вызванные вторжением в нее со скоростью от 11 км/с и выше твердых космических частиц или тел; «сгорая» в атмосфере они вызывают ионизацию молекул и возбуждение атомов воздуха, из-за чего возникает наблюдаемый яркий метеорный след; наиболее мощные явления, часто сопровождаемые падением метеоритов, называются болидами.

Метеорит (с греч. «камень с неба») – это твердое тело естественного происхождения, упавшее на поверхность Земли из космоса. Обычно различают каменные, железокаменные и железные метеориты. Последние в основном состоят из железа и никеля. Среди найденных метеоритов большинство имеют вес от нескольких граммов до нескольких килограммов. Крупнейший из найденных, железный метеорит Гоба весит около 60 т и до сих пор лежит там же, где был обнаружен, - в Южной Африке. Большинство метеоритов представляют собой осколки астероидов, но некоторые метеориты, возможно, попали на Землю с Луны и даже с Марса.

1. ^ Какие процессы на Солнце могут существенно влиять на состояние земной атмосферы?

На состояние атмосферы Земли оказывают солнечные вспышки. Во время солнечных вспышек поток протонов внезапно возрастает в десятки раз. Встречаясь с геомагнитным полем, он образует ударную волну, которая деформирует земную магнитосферу и вызывает магнитную бурю на Земле, в то время как энергичное ультрафиолетовое и рентгеновское излучение Солнца воздействует на все оболочки атмосферы Земли.

1. ^ Как погибают звезды большой массы?

Гелиевое ядро в таких звездах, сжимаясь, нагревается. В нем начинается синтез углерода, образуется углеродное ядро. Оно тоже сжимается. Начинается, в результате большего нагрева, синтез кислорода и т.д. В итоге, звезда начинает напоминать луковицу, в середине которой, на последней стадии цепи реакций вызревает железоникелевое ядро, в котором никакие реакции идти уже не могут, то есть образуется белый карлик. Но этот белый карлик увеличивается в массе, так как реакции в вышележащих слоях продолжаются. Когда этот карлик вырастает до массы в 1,4 солнечной, давление электронного газа не может в карлике удержать сил гравитации. Электроны как бы вдавливаются в протоны, образуя нейтроны, которые беспрепятственно сближаются (протонам не давала сближаться сила электростатического отталкивания, а нейтроны, напомним, заряда не имеют). В мгновенье карлик уменьшается от размеров Земли до 10(!)км. Практически достигнув плотности ядерного вещества, карлик резко прекращает сжатие. Вещество такой плотности своим внутренним давлением (здесь участвуют особые ядерные силы отталкивания) в очередной раз за жизнь звезды останавливает гравитацию. Внешние слои образовавшейся нейтронной звезды в первое мгновение все еще продолжают падать по инерции к центру, увеличивая давление, следствием чего является возникновение ударных волн и выброс во внешние слои звезды огромного количества нейтрино. Это приводит к сбросу внешних слоев, к грандиозному взрыву, энергия которого сопоставима с энергией, излучаемой целой галактикой! Такой взрыв называют вспышкой сверхновой звезды. В процессе рассеивания в пространстве верхних слоев звезды, ее яркость падает, сверхновая угасает, а на месте вспышки можно разглядеть ее остаток – расширяющуюся туманность.

1. ^ С чего началось расширение Вселенной?

Расширение Вселенной – явление, предсказываемое общей теорией относительности и состоящее в однородном и изотропном расширении космического пространства в масштабах всей Вселенной. Экспериментально расширение Вселенной наблюдается в виде выполнения закона Хаббла. Началом расширения Вселенной наука считает так называемый Большой взрыв.

Скачать файл (43.5 kb.)