Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Программа комплексной физической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата - файл 1.rtf


Программа комплексной физической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
скачать (825.6 kb.)

Доступные файлы (1):

1.rtf826kb.18.12.2011 02:17скачать

содержание
Загрузка...

1.rtf

Реклама MarketGid:
Загрузка...
I Пояснительная записка.

В связи с открытием в 2009г. в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 98 компенсирующего вида» групп для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (в дальнейшем НОДА) и в целях осуществления комплексной коррекционно-развивающей работы с этими детьми (3-6 лет) разработана «Программа комплексной физической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата».

Программа апробируется в рамках деятельности опорно-методической площадки, одной из основных целей которой является: совершенствование системы деятельности ДОУ, направленной на сохранение и укрепление здоровья, коррекции недостатков и отклонений в физическом и психическом развитии детей, формирование физической, нравственной и духовной культуры.

Программа направлена на коррекцию (исправление), реабилитацию (восстановление) и компенсацию нарушенных психофизических функций детей с НОДА.

Основанием для разработки программы послужило выявление негативных тенденции в актуализации ряда проблем:

  • Разнообразные медицинские, социологические, демографические методы исследования, отражающие динамику состояния здоровья детей в последние годы, свидетельствуют о том, что общество переживает раннюю стадию демографического кризиса. Результаты многочисленных исследований Научного центра здоровья РАМН свидетельствуют о том, что состояние здоровья детей дошкольного возраста характеризуется следующими тенденциями: распространенность функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний — 50%, физиологической незрелости — 60%; У дошкольников с морфофункциональными отклонениями и с хронической патологией наиболее распространены заболевания костно-мышечной, нервной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания кожи. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата составляют 60—70%, с плоскостопием — 30%, с равновеликостью нижних конечностей более 1 см — 17%.

В настоящее время постоянно увеличивается число детей с детским церебральным параличом — от 4—5 до 9 случаев на 1000 по разным регионам страны.

Необходимо радикальное изменение подходов к формированию психического и физического здоровья ребенка и разработка комплексного, междисциплинарного анализа и способов проектирования источников детского развития в норме и патологии. Только, исходя из этого, может быть намечен комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, создана система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного периода.


  • Содержание типовых программ не имеет коррекционной направленности, учитывающей ведущие нарушения моторной сферы, медицинские показания и противопоказания по усвоению определенных движений детьми с НОДА.

  • ^ Отсутствие комплексного подхода в существующих программах и программно-методическом обеспечении для коррекции и компенсации психофизических отклонений у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

  • В ДОУ приходят дети с разным уровнем готовности к обучению и оздоровлению, обусловлено это различной степенью заболевания: временем возникновения и структурой опорно-двигательного дефекта, сопутствующими вторичными отклонениями нервно-психической деятельности; сохранными функциями и возможностями мозга. Основной упор в дальнейшем коррекционном обучении и оздоровлении детей с НОДА мы планируем путем максимального использования резервных возможностей нарушенных функций и пораженных анализаторов каждого ребенка с учетом этиологии, патогенеза и клинического диагноза.

  • Отсутствие фактологического материала, отражающего степень изучения анамнеза, диагноза, вторичных дефектов и качества их влияния на психо-физическое развитие ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата. Необходимо изучить динамику развития интеллектуального, физического, психического, духовного, социального здоровья детей на этапе ранней диагностики .

  • Отсутствие разработанной оптимальной модели медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка с НОДА с учетом индивидуально-дифференцированного подхода.

  • Растущая потребность семьи, воспитывающей проблемного ребенка, в высококвалифицированной помощи специалистов разных профилей, работающих в одном учреждении. Это обусловлено занятостью родителей и тем, что родители не могут дать квалифицированную помощь ребенку в силу недостаточности знаний в сложных вопросах коррекции развития детей с отклонениями в здоровье .

Анализ и ранжирование выделенных проблем определили основную цель и задачи данной Программы:

Цель: совершенствование единого образовательного пространства, направленного на эффективную комплексную коррекцию, реабилитацию и компенсацию нарушенных психофизических функций детей с НОДА, социальную адаптацию и интеграцию их в общество, подготовку к школьному обучению.

^ Задачи:

Административные:

  • провести диагностику исходной ситуации, выделить существующие проблемы по организации психолого-медико-педагогического сопровождения детей с НОДА;

  • разработать мониторинговое сопровождение программы, в случае необходимости, своевременно корректировать оздоровительную деятельность;

  • совершенствовать материально-техническое оснащение педагогического процесса для сохранения и укрепления здоровья воспитанников (приобретение специального физкультурного оборудования и инвентаря для организации занятий и ЛФК с детьми, имеющими НОДА);

  • расширить научно-методическое сопровождение коррекционно-оздоровительного процесса, посредством консультаций с курирующими научно-исследовательскими институтами;

  • создать условия для профессионального роста педагогического коллектива, обеспечивающее систематическое непрерывное совершенствование и обновление знаний, повышения уровня профессиональной компетентности;

  • активизировать обратную связь с родителями, направленную на повышение эффективности коррекционно-оздоровительного процесса

  • продолжить работу по социальному партнерству с заинтересованными организациями науки, здравоохранения по данной проблеме.


Коррекционно-оздоровительные:

  • создать оптимальные условия для психофизической реабилитации детей с НОДА и социальной интеграции проблемных детей в общество здоровых сверстников.

  • обеспечить дефектологическую и психолого-педагогическую диагностику и комплексную физическую реабилитацию детей с НОДА (ослабление тенденции ухудшения здоровья, стабилизация течения основного заболевания, достижение оптимального уровня физического развития для каждого ребенка);

  • обеспечить психопрофилактику и психокоррекцию нарушений личностной сферы ребенка;

  • выработать систему эффективных форм и методов коррекционно-оздоровительной и образовательной работы с воспитанниками, обеспечивающей индивидуально-дифференцированный подход;

Формировать основы двигательной и гигиенической культуры:

  • вызвать у детей потребность в ежедневной двигательной активности и способности ее регулирования;

  • содействовать повышению уровня производительности двигательных актов (техника движения, результативность);

  • развивать двигательные качества и способности детей с учетом группы здоровья и ограничений физических нагрузок.

^ Валеологическое просвещение дошкольников:

  • формировать потребность детей в здоровом образе жизни, правильное отношение к здоровью, как важнейшей ценности, понятий о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знаний правил безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи;

  • формировать культуру питания, расширение знаний детей об особенностях действия продуктов питания на организм и состояние здоровья человека.

Расширение структур индивидуального сопровождения ребенка:

  • коррекционного медико-валеологического (лечебно-оздоровительного);

  • психологического;

  • коррекционно-педагогического.

  • социально-педагогического;


Научно-методических:


  • В случае положительных результатов обобщить и распространить накопленный опыт работы через участие педагогов в конференциях различного уровня, мастер-классах, семинарах-брифингах, публикациях;


^ II. Актуальность разработки (обоснование программы):
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Именно в этот сенситивный период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к своему здоровью.

Поэтому проблема формирования у детей с НОДА базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой, ЛФК так актуальна на сегодняшний день. В соответствии с важнейшим законом развития ведущей системой в организме ребенка является скелетно-мышечная («энергетическое правило скелетной мускулатуры», сформулированное физиологом, профессором И.ААршавским), а все остальные системы развиваются коррелятивно, т.е. в прямой зависимости от нее. Как отмечал один из видных ученых Л.А.Орбели, «движение воспитывается самим движением». Это важное положение было подтверждено в исследованиях П.К.Анохина. Движение имеет огромное значение для развития физиологических систем растущего организма, оказывает мощное влияние на формирование психических процессов, интеллекта, речи, анализаторных систем (зрительной, слуховой, тактильной), на формирование личности ребенка в целом. Дети с НОДА нуждаются в особых программах физического воспитания с комплексной коррекцией здоровья детей, учитывающих ведущие нарушения моторной сферы, медицинские показания и противопоказания по усвоению определенных движений, а также уровень общего развития детей.

Вышеизложенное подтверждается мнением многих ученых и практиков (Е.М.Мастюковой, К.А.Семеновой, А.А.Потапчук, Т.С.Овчинниковой и др.) о том, что дети с НОДА не могут выполнять требования, предусмотренные типовой Программой воспитания и обучения в детском саду, особенно разделы по физическому воспитанию.

Так как, содержание программ не имеет коррекционной направленности. Дети не способны освоить все основные движения раздела по физическому воспитанию современных программ в силу особенностей своего психофизического развития и нуждаются в индивидуальных программах по развитию движений.
Поэтому разработка именно такой комплексной Программы, учитывающей ведущие нарушения ОДА, а также уровень общего развития детей, их индивидуально-типологические особенности так актуальна на сегодняшний день.
^ Методологическая основа Программы:

При создании Программы творческая группа педагогов ориентировалась на общие теоретические основы коррекционной педагогики, учитывая общие и специфические закономерности нормального и аномального развития, теоретические концепции о роли обучения в коррекции развития, о поэтапном формировании двигательных функций у ребенка с двигательными нарушениями, теоретические положения о компенсаторных возможностях детского мозга, его высоком потенциале в реабилитации детей с поражением централыюй нервной системы (ЦНС), особенно детей с детским церебральным параличом (ДЦП). А так же учитывались:



  • концептуальные основы педагогики о гуманистическом подходе в воспитательно-образовательном процессе (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский),

  • идеи о единстве и взаимосвязи телесного, духовного и интеллектуального в формировании гармонично развитой личности (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.А. Шмаков),

  • современные представления о физическом воспитании (В.И. Лях, Л.П. Матвеев) и его специфике в работе с дошкольниками (Ю.Ф. Змановский, Т.И. Осокина, Д.В. Хухлаева).

  • Принципиальное значение в настоящей программе имеют теории о сущности и формировании понятий о здоровом образе жизни (Н.А. Амосов, В.И. Белов, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, М.Я. Виленский, Г.К. Зайцев).

  • научные исследования Л.С.Выготского, , Н.А.Бернштейна, С.А.Бортфельда, Е.М.Мастюковой, Л.О.Бадаляна, Л.Т.Журба, И.С.Перхуровой, В.М.Лузинович

  • практические разработки и рекомендации: В.И.Дубровского, М.И. и Т.А. Фонаревых, АЕ.Штеренгерц и др. (по ЛФК и массажу); Е.М.Мастюковой, Н.Н.Ефименко, Б.В.Сермеева, В.Л.Страховской и др.

^ Новизна программы и практическая значимость состоит:

  • Разработана комплексная программа физического и психического воспитания, коррекции и развития детей с НОДА, как неотъемлемая часть создания оздоровительной среды в ДОУ компенсирующего вида;

  • Данная проблема рассматривается во взаимодействии всех субъектов коррекционно – развивающего оздоровления и обучения воспитанников (медицинского и педагогического персонала);

  • Вся работа строится с учетом своеобразия развития индивидуума (учет структуры ведущего нарушения, характера дефекта при различных формах ортопедической патологии и вторично связанных с ним отклонений в развитии); с определением зоны «актуального» и «ближайшего» развития; осознанием неповторимости и уникальности личности каждого воспитанника, всемерной поддержке его индивидуальных потребностей и интересов;

  • В использовании диагностического инструментария, соответствующего Международной классификации, позволяющего отслеживать мельчайшие «приращения» в динамике развития воспитанников.

  • В получении новых данных о результатах комплексных педагогических воздействий на психическое и физическое развитие воспитанников с НОДА;

  • В случае положительных результатов, данная Программа может использоваться в дошкольных учреждениях России, заинтересованных в реализации данной проблемы.


Теоретическая значимость заключается в обосновании применения разработанной комплексной программы оздоровления детей с НОДА в ДОУ компенсирующего вида, позволяющей повысить уровень физического и психического здоровья воспитанников с НОДА, расширить в образовательном учреждении оздоровительную среду, а также сформировать у детей мотивацию на здоровье и ЗОЖ.
Особенности Программы

• оздоровительная направленность, играющая важную роль в реабилитации детей с НОДА;

• направленность на коррекцию общего физического развития детей, коррекцию развития микромоторики, психокоррекцию;

• ориентация на ведущие виды деятельности, специфические для дошкольного возраста (эмоциональное общение, предметно-манипулятивная и игровая деятельности);

• комплексный подход к коррекции и реабилитации детей с НОДА, реализуемый в процессе медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка;

• систематическое, поэтапное усвоение программного содержания (не ребенка подстраиваем под программу, а программу под ребенка)

• индивидуальный темп освоения каждым ребенком программы по физическому воспитанию (каждого ребенка сравниваем не со сверстниками, а с самим собой в развитии, следующий этап обучения и воспитания строится на основе усвоенного содержания предыдущего этапа);

• создание специальных условий макро- и микросреды в ДОУ для реализации коррекционно-развивающего и оздоровительно-профилактического направлений деятельности.

^ Основными направлениями Программы являются:

оздоровительно-профлактическое, обеспечивающее укрепление здоровья средствами медицинской реабилитации и физической культуры;

коррекционно-развивающее, обеспечивающее исправление нарушений и компенсацию деятельности всех физиологических систем организма, включая нервную систему, а также коррекцию нарушений деятельности опорно-двигательного аппарата (исправление нарушений осанки, сколиозов, компенсация парезов и др.);

воспитательное, обеспечивающее социальное формирование личности с нравственными, умственными, трудовыми и эстетическими потребностями;

образовательное, обеспечивающее усвоение системы знаний, формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных возможностей, формирование интереса и потребности в движениях, развитие физических качеств.

Центральной идеей Программы можно назвать всестороннее формирование личности ребенка с НОДА с учетом его физического, психического, интеллектуального развития, индивидуальных возможностей и способностей посредством медико-психолого-педагогического сопровождения, обеспечение готовности к школьному обучению.

Принципы построения программы.





























































Вид программы.

Данная программа является модифицированной так как разработана на основе ряда программ, реализуемых в системе ДОУ:

  • Программа развития и воспитания детей в детском саду под редакцией Васильевой;

  • Программа по валеологии и физической культуре для ДОУ «Здоровье с детства», Т.С. Казаковцева;

  • Программа и программные требования «Физическая культура дошкольникам», Л.Д.Глазырина;

  • Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста «Здравствуй», М.Л.Лазарев;

  • Программа «Познай себя», М.Л.Лазарев, в которой разработана система занятий по формированию здорового образа жизни;

  • Программа (проект) «Воспитание и обучение детей с церебральным параличом дошкольного возраста», Н.В. Симонова. М.1986.

  • Программа социокультурного развития детей дошкольного возраста. «Родник» (для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата). СПб.,1997.

При разработке данной комплексной программы были учтены предложения ряда авторов – О.В.Козыревой «Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата)»; Банникова Л.П. (2007), Гаврюченой Л.В., Е.С. Фролова и Е.Э. Цветковой в практическом пособии «Познай себя» по формированию у детей дошкольного возраста теоретических знаний и практических навыков здорового образа.
^ Форма организации программы.
По форме организации содержания и педагогической деятельности данная программа является комплексной, так как отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов коррекции (исправления), реабилитации (восстановления) и компенсации нарушенных психофизических функций детей с НОДА.

по следующим направлениям:

Содержание (основные направления программы):












































  • Создание предметно-развивающей, материально-технической и экологической среды пребывания детей с НОДА в ДОУ.


Особое внимание в контексте настоящей программы имеет организация оздоровительной среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ.


  • В группах для детей с НОДА сформированы физкультурные зоны, содержащие, специальные тренажеры, игры и оборудование для развития двигательной активности детей в течение дня (батут, рольганге, велотренажеры, «Сухой бассейн», напольный диск «Здоровье», на тренажеры: «Колибри», «Силачи», «Беговая дорожка»)

  • выделены «Уголки Здоровья», где находятся материалы оздоровительного характера (дидактические игры и пособия по разделу «Здоровье», массажеры, схемы проведения самомассажа, дыхательной гимнастики и т.п);

  • В уголках природы в группах созданы фитоцентры, где сконцентрированы растения разной оздоровительной направленности;

  • на участках групп выделено единое пространство физического развития, которое объединяет зоны, стимулирующие двигательную активность детей: зоны моторных и спортивных игр, специальные зоны для закаливания и профилактики плоскостопия, аква-зоны с минибассейном, плескательницами.


Медицинский блок включает:

  • Кабинет старшей медицинской сестры, прививочный кабинет, процедурный кабинет, изолятор, кабинет массажа, кабинет физиолечения, кабинет парафинолечения, кабинет охраны зрения, зал лечебной физкультуры.

  • Спектр лечебных оздоровительных услуг: массаж, лечебная физкультура, физиотерапевтические услуги: ингаляции, электрофорез, д/арсанвализация.

  • Специальная медицинская аппаратура:

- физиокабинет: «Поток» - аппарат гальванический, ингалятор ультразвуковой, лампа «Соллюкс», облучатели для проведения УФО, облучатели для кварцевания носа и зева, парафинонагреватель «Каскад», ундатерм, гидромассажеры, облучатели «Малютка».



  • ^ Организация лечебно-профилактической работы в группах для детей с НОДА.

Основная цель: охрана и укрепление здоровья детей, повышение адаптивных возможностей, организация своевременной реабилитации, коррекции здоровья и физического развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Повышению эффективности лечебно-педагогической работы способствует взаимодействие медицинского и педагогического персонала ДОУ, которое осуществляется при строгом соблюдении щадящего, оздоровительного режима дня; организации закаливающих процедур в течение дня; строгом выполнении ортопедического режима в группах, следовании медицинским рекомендациям;

Поставленная цель реализуется в процессе проведения оздоровительно-профилактических, лечебных мероприятий для детей с ортопедической патологией, патологией центральной нервной системы, через:

^ Основное средство физической реабилитации (восстановления) и коррекции имеющихся у детей двигательных нарушений является лечебная физическая культура (ЛФК), а при ДЦП — это основная форма развития движений.

В состав лечебно-физической культуры входят: корригирующие упражнения при нарушениях осанки и сколиозе; корригирующие симметричные и асимметричные упражнения; корригирующие упражнения при нарушении осанки в сагиттальной плоскости; упражнения на развитие равновесия с элементами тренировки вестибулярного аппарата; упражнения на координацию, на расслабление; корригирующие упражнения при деформации стоп; игры на коррекцию нарушений осанки в положении разгрузки позвоночника; на коррекцию нарушений осанки без разгрузки позвоночника; дыхательные упражнения. Составной частью лечебной физической культуры является лечебная гимнастика на ортопедических мячах. Группы для занятий ЛФК комплектуются на основе учета возраста; диагноза заболевания; функционального состояния сердечнососудистой и дыхательной систем; физического развития; физической подготовленности.

  • Прогулки на свежем воздухе.

  • Физкультурно-оздоровительную работу (утреннюю гимнастику, корригирующую гимнастик, физкультурные занятия на свежем воздухе два-три раза в неделю,

  • Систему лечебно-профилактических мероприятий в течение учебного года:

- физиотерапию: ингаляцию с травами (календула, эвкалипт); УФО зева и носа; общее УФО; электрофорез (по назначению врача); парафин (по назначению врача); гидромассаж стоп; УВЧ-терапия;

- лечебную физкультуру ЛФК два раза в неделю - массаж: общий, сегментарный, точечный, вибромассаж стоп;

- фитотерапию: полоскание горла травами; фиточаи;

- витаминотерапию: гексовит, морской кальций, черника-форте, рыбий жир;

- ароматерапию с применением маслами чайного дерева, лаванды, апельсина (с учетом индивидуальной переносимости);

- натуропатию: чесночные бусы, сезонное питание (соки, фрукты, краснозатонская вода).

  • Профилактическая работа:

- по профилактике ГРИППа и простудных заболеваний, профилактика оксолиновой мазью в нос, дополнительная витаминотерапия);

- профилактика отклонений в физическом развитии (нарушение осанки, зрения).

  • Организацию щадящего режима дня, ортопедического режима для детей с НОДА.

  • модель двигательной активности в соответствии с возрастными возможностями детей;




  • Санитарно-просветительская работа с коллективом, с родителями, с воспитанниками.

• комплекс закаливающих мероприятий в течение дня;

• координация деятельности медицинских и педагогических служб в отборе программного содержания и апробации его вкоррекционно-оздоровительной и физкультурной деятель-ности, использование в медицинской и педагогической прак-тике (лечебной физкультуры, дыхательной гимнастики, уп-ражнений на расслабление, упражнений на координацию,общеразвивающих упражнений на ортопедических мячах,полусферах, подвижных игр специального назначения: принарушениях осанки, функциональных нарушениях стопы, при заболеваниях дыхательной системы).Специальные медицинские



  • ^ Организация физкультурно-оздоровительной работы.

Ребенок развивается нормально и в соответствии с возрастом лишь при наличии таких обязательных условий, как удовлетворительное состояние физического и психического здоровья; благоприятная социально-педагогическая среда, способствующая его двигательному, познавательному, коммуникативному, эмоциональному развитию; активность самого ребенка.

Психофизиологические особенности развития детей с НОДА

У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) отмечаются:

  • общая физическая ослабленность, недостаточная сформированность двигательных навыков и физических качеств, низкая моторная обучаемость.

  • Наблюдаются различные хронические заболевания, снижение сопротивляемости к инфекционным и простудным заболеваниям, особенно к заболеваниям верхних дыхательных путей.

  • Низкая двигательная активность детей, связанная с поражением центральной нервной системы, вегетативной нервной системы (при ДЦП), с частыми поражениями дыхательных функций.

  • Дети плохо адаптируются к изменяющимся условиям внешней среды и прежде всего к температурным и атмосферным изменениям.

  • Отмечаются апатичное отношение к ограниченности своих двигательных возможностей, отсутствие инициативы в овладении движением, активного стремления к общению с окружающими.

  • Отсутствие адекватной коррекционной помощи детям с НОДА в сенситивные периоды дошкольного возраста приводит к возникновению вторичных нарушений в развитии — «социальных» (Л.С.Выготский).

Причины двигательных нарушений.

В большинстве случаев они являются приобретенными в результате: ослабления здоровья детей, ассенизации; уменьшением двигательной активности детей, ограничений пребывания на свежем воздухе, сидячего образа жизни; информационных перегрузок (игр на компьютере, просмотра телепередач); асоциальной среды, окружающей детей; некомпетентности родителей в вопросах здоровья и др.

ЦЕЛЬ: комплексная физическая реабилитация детей и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата средствами физической культуры.

^ Специальные коррекционные задачи:

  • исправление двигательных нарушений и восстановление нарушенных двигательных функций, через использование наиболее доступных видов заданий в связи с низкими потенциальными возможностями детей.

  • Выбор эффективного комплекса средств, методов и приемов коррекционно-оздоровительной и профилактической работы, атак же разнообразных форм работы с детьми по приоритетному направлению (сохранение и укрепление здоровья детей, предупреждение вторичных отклонений, создание условий для достижения ребенком близкого к его индивидуальным и возрастным возможностям уровня психомоторного развития)

  • Организация комплексного подхода обеспечивает:

- укрепление здоровья детей, повышение функциональных возможностей организма,

- улучшение деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем;

- развитие основных видов движений и физических качеств, формирование пространственной ориентации, развитие равновесия и координации движений;

- стимулирование общего развития ребенка (речевого, интеллектуального, личностного и др.).

В работе по физическому воспитанию учитываются рекомендации врача-ортопеда, врача-невролога, индивидуальные показания и противопоказания по организации двигательной деятельности с детьми, имеющими сложные двигательные нарушения.

В приложении № содержится программа физического воспитания детей с НОДА, представленная в форме перспективного планирования на год с разбивкой на кварталы и определением основных задач на год по трем возрастам: с 3—4 лет (младший), 4—5 лет (средний), с 5—7 лет (старший).

^ Отличительная особенность планирования — включение пропедевтического курса по освоению основных видов движений и элементов спортивных упражнений, как подготовительного этапа для освоения более сложных движений.

^ В физкультурные занятия педагог включает:

  • Циклические упражнения (ходьба, бег, ползание, лазанье, ходьба на лыжах, оздоровительная ходьба в конце занятия) в планировании уделено самое большое внимание. С целью повышения общей выносливости, умственной и физической работоспособности, улучшения психоэмоционального состояния у ослабленных детей.

  • Прыжки применяются только с учетом показаний и противопоказаний врача-ортопеда.

  • Для формирования правильной осанки используются упражнения у стены без плинтуса, упражнения на равновесие (статическое и динамическое), упражнения на координацию (зрительно-моторную, слухомоторную).

  • С формированием правильной осанки тесно связано формирование рационального дыхания, поэтому в планирование включены дыхательные упражнения (статические и динамические).

  • Корригирующие упражнения: для головы и шеи, плечевого пояса и рук, упражнения по развитию тонкой моторики, для туловища, для ног и др.

  • Специальныё подвижные игры коррекционного содержания, подвижные игры на ортопедических мячах направлены на исправление нарушений осанки, функциональной недостаточности стоп, формирование рационального дыхания и закрепление правильных навыков и умений.

  • Для снятия напряжения и утомления во время занятий предложены упражнения на расслабление разных групп мышц из разных исходных положениях.


В организованные виды двигательной деятельности детей педагоги (воспитатели) включают:

  • физические упражнения, разработанные для лечебной физической культуры: корригирующие упражнения, дыхательные упражнения, проведение корригирующих гимнастик, дыхательной гимнастики, релаксацию и упражнения для расслабления, психогимнастику и креативную гимнастику, оздоровительную ходьбаув конце прогулки;

  • проведение один раз в месяц физкультурных досугов и развлечений, один раз в квартал «Дней здоровья», два-три раза в год туристических походов;

  • Развитие тонкой моторики у детей с НОДА идет в прямой зависимости с формированием общей моторики, оно стимулирует развитие речи, психических функций. (В приложении№ поставлены задачи по годам обучения, даны рекомендации, определены общие цели.)

  • элементы самомассажа,

  • упражнения на тренажерах, упражнения на ортопедических мячах;

  • коррекционные подвижные игры (по рекомендациям врача ЛФК) в различных формах организованной деятельности: на физкультурных и музыкальных занятиях; в утренней корригирующей гимнастике; в «снотворной» гимнастике перед дневным сном; в активной гимнастике после дневного сна; в физ.паузах и физ.минутках на занятиях со статической нагрузкой; в активной двигательной деятельности, на спортивных праздниках, досугах, развлечениях, в индивидуальной работе с детьми на прогулке и в группе.



С обязательным соблюдением режима двигательных нагрузок на физкультурных занятиях, в подвижных играх, в самостоятельной двигательной деятельности детей.


  • ^ Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью.


Основной целью является формирование у воспитанников с НОДА осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье, становление валеологической компетенции ребенка.



  • Основной формой работы с детьми являются специально организованные занятия по разделу «Здоровье»;

  • тематические дни, конкурсы, праздники, развлечения;

  • выпуск «папок-передвижек» для детей и родителей;

  • работа «Родительских гостиных».

Выделяем следующие направления работы:

- знакомство родителей со способами нетрадиционной профилактики и лечения методами народной медицины;

- знакомство с различными видами закаливания для общего укрепления организма детей, рекомендации по организации закаливающих процедур в домашних условиях;

- практическое обучение приемам профилактики нарушений осанки и других видов патологии при НОДА.

^ Обеспечение психологической безопасности детей

Основная цель: укрепление психофизического здоровья и коррекция патологического напряжения мышц.

Задачи:

• развитие способности произвольно расслаблять мышцы;

• формирование навыков эмоционального переключения, настроя на положительные эмоции;

• развитие умения определять и передавать внутреннее состояние — свое и другого человека;

• формирование элементарных способов психологической защиты в стрессовых ситуациях.

Эти задачи решаются при проведении индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. Программное содержание раздела может использоваться всеми педагогическими работниками ДОУ и инструктором на занятиях ЛФК.

Содержание всех разделов программы «Родничок» является взаимосвязанным и используется как медицинскими работниками (инструктором ЛФК), так и педагогами, специалистами, педагогом-психологом ДОУ.

Педагогические работники могут применять релаксационные упражнения:

• как часть физкультурного занятия, утренней корригирующей гимнастики, «снотворной гимнастики» перед дневным сном (индивидуально или в подгруппе);

• как часть музыкального занятия;

• на занятиях с длительной статической нагрузкой;

• на занятиях со специалистами ДОУ.

Программа (см. приложение№) и представленные в ней методические рекомендации определяют основные направления двигательного развития ребенка:

• дан перечень умений и навыков, двигательных способностей, формируемых в процессе реализации программного содержания каждого раздела;

• определены состав и характеристики практических средств изучения элементов спортивных игр, адаптированных для детей З-6лет;

• рекомендованы методы обучения в зависимости от возможностей, интересов и склонностей детей.

Данный перечень может быть изменен или дополнен.
Обеспечение психологической безопасности детей с НОДАвключает:

  • проведение медико-психолого-педагогического мониторинга (использование диагностики, соответствующей международной классификации, позволяющей отслеживать малейшие приращения в динамике развития детей);

  • использование комплексного подхода к оценке состояния здоровья воспитанника (соматическое здоровье, уровень физического развития, нервно-психическое здоровье, развитие растущего организма, социально-биологический статус) (см. Приложение №***)

  • составление «Индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка»;

  • организация работы комнаты психологической разгрузки и релаксации, сенсомоторной комнаты, кабинета психолога, дефектологов, учителей-логопедов;

  • организация опытно-экспериментальной деятельности с целью индивидуализации и дифференциации коррекционно-развивающей работы по оздоровлению и обучению воспитанников;

  • контрольное отслеживание эмоционального и психического состояния воспитанников в течение дня педагогами и старшей медицинской сестрой. Устранение причины стрессовых ситуаций и их последствий (по изменениям настроения, эмоциональным и соматическим проявлениям);

  • создание охранительного режима для детей с НОДА:

- дозирование умственных нагрузок;

- индивидуальный режим посещения занятий для детей сНОДА;

- пролонгированный сон;

- обеспечение оптимального двигательного режима в течение дня.

  • использование специальных немедикоментозных форм работы с детьми: психогимнастики, релаксации, тренингов, «Су-джок» терапии, музыкотерапии, цветотерапии, игротерапии, аромотерапии, сказкотерапии и т.д.;

  • проведение мероприятий по психологической разгрузке:

посещение театров, цирков, проведение «Дней смеха», спортивных развлечений с родителями, прогулки в лес, на спортивные базы.
^ Возрастная адаптированность.
В оценке организации, содержания и методики формирования здоровья возрастной аспект исключительно важен.

Согласно теории генетического контроля развития организма Н.Г. Волянского, психофизиологические особенности ребенка претерпевают определенные изменения в онтогенезе. В рамках определенной генетической программы каждому ребенку присуща своя индивидуальная траектория развития, которая определяется условиями жизни и особенностями влияния тех или иных факторов в каждый данный период развития.

К требующим учета особенностям каждого возрастного периода следует отнести: характер обмена веществ, преобладающий тип вегетативной нервной регуляции, скорость включения в нагрузку и восстановления после нее, особенности функционирования иммунной системы, психический статус, доминирующие потребности и интересы и т.д.

Для повышения эффективности данной программы учитывались возрастные особенности детей: соматического (физическое), психо-моторного, нервно-психического и психического развития. Т.е. составление программы опиралось на закономерности физического развития ребенка (с учетом скачков роста, критических периодов ростовых процессов), принимали во внимание сенситивные периоды формирования психо-моторных качеств и особенности становления нервно-психических функций.


^ Табл.1. Особенности психического развития ребенка дошкольного возраста в норме.



^ Возраст (в годах)

Характеристика ребенка

2; 5

Спокойный, уравновешенный

2,5; 5,5; 6

Беспокойный, раздражительный

3; 6,5

Энергичный, «завоевательный»

3,5; 7

Замкнутый, неврастеничный

4

Спокойный, уравновешенный

4,5

Беспокойный, раздражительный



  • ^ Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей.




  • Организация индивидуального режима пребывания воспитанника в ДОУ с учетом особенностей биоритма, физической и умственной работоспособности воспитанника в течение недели и дня, эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня, необходимости удовлетворения потребности ребенка в двигательной активности, отдыхе, с достаточной продолжительностью пребывания.

  • Составление сетки различных видов деятельности воспитанников (следуя теории амплификации А.В.Запорожца).

  • Составление графика индивидуальной занятости воспитанников с целью соблюдения требования к нагрузке в течение дня на каждого ребенка, где разумно сочетаются фронтальные и индивидуальные формы работы с учетом особенностей конкретного воспитанника.

  • Соблюдение режима двигательной активности детей с НОДА.

  • Формирование у детей с ДЦП навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков.




  • Организация питания.

Правильное и сбалансированное питание с достаточным поступлением пластических и энергетических веществ, макро- и микроэлементов. От характера питания зависит состояние костной ткани, связочного аппарата, «мышечного корсета» ребенка.

Рассматриваем несколько аспектов:

  • оздоровительный компонент:

- предусматривает составление 10-дневного меню с витаминизацией третьего блюда, второй завтрак – фито чай, соки, фрукты;

- составление индивидуального меню для детей – аллергиков с исключением и заменой продуктов, для детей с эндокринными заболеваниями;

  • психологический компонент связан с созданием комфортных условий приема пищи:

- сервировка стола;

- использование музыкотерапии, художественного слова;

- доброжелательного общения с воспитанниками познавательного характера: о пользе продуктов питания для организма, о правилах рационального питания.



  • ^ Организация работы с педагогами.



Одной из приоритетных проблем для поэтапной реализации здоровьесберегающих технологий является усиление роли методической службы в обучении педагогов и повышении профессионализма.
Цель: раз­витие профессионально-личност­ной готовности педагогов к реали­зации индивидуально-дифференцированного подхода в вопросах оздоровления воспитанников, повышение профессиональной компетентности по данной проблеме.
Задачи:

  • проанализировать труд­ности и проблемы вза­имодействия педагогов с воспитанниками в соот­ветствии с требованиями индивидуально-дифференцированого подхода, выявить причины трудностей, определить их характер;

  • обеспечить целенаправленную и планомерную учебу педагогических кадров, направленную на повышение профессионального и педагогического мастерства, качественного творческого роста

  • стимулировать самообразование педагогов как целенаправленную, систематическую деятельность, которая обеспечивает индивидуальный путь развития профмастерства и личностных качеств педагога;

  • формировать и развивать индивидуально-неповторимую систему педагогической деятельности конкретного педагога; развивать базовые способности личности каждого педагога;

  • стимулировать обобщение и распространение опыта работы через участие педагогов в научно-практических конференциях, мастер-классах; публикациях в СМИ;


^ Интеграция и координация специалистов в рамках

реализации программы.

Интеграция и координация специалистовДОУ лежит в основе поисково- исследовательской деятельности коллектива.

Имеет цель выстроить общую схему взаимодействия специалистов на всех этапах внедрения программы:

  • на общедидактическом уровне (развитие личности ребенка) и специальной цели (формирование личности воспитанника сообразно её психофизическим возможностям на всех этапах обучения);

  • на уровне тематики и реализуемого содержания: каждый специалист средствами своего предмета закрепляет и расширяет опыт ребенка;

  • на уровне технологии: каждый специалист осуществляет свою деятельность по коррекционному оздоровлению, развитию и обучению воспитанников на межпредметной и междеятельностной основе, т.е. добивается выполнения программы с опорой на работу других субъектов экспериментального процесса.



  • ^ Организация взаимодействия с родителями.


Ежегодное изучение социального статуса семьи, через анкетирование, опрос родителей. На основе анализа социального статуса семьи составление дифференцированного плана работы с родителями по направлениям:

  • Снижение факторов социального риска, действующих на уровне семьи.

  • Социально-психологического (наличие вредных привычек, неблагополучный психологический климат и др.).

  • Гигиеническое воспитание и обучение родителей:

  • характер и объем медико-социальной помощи, направленный на устранение или снижение влияния факторов риска на здоровье ребенка;

  • повышение уровня социально-правовой грамотности семей;

  • Систематическая работа попечительского совета и родительского комитета. Рассматриваются вопросы привлечения дополнительного финансирования на развитиеДОУ, питания, воспитательно- бразовательного, коррекционного, лечебно-профилактического процессов работы с детьми;

  • Использование нетрадиционных подходов:

  • клубы по интересам для родителей;(Приложение

  • аукционы педагогических идей из опыта семейного воспитания;

  • дни открытых дверей с показом занятий;

  • совместные праздники, развлечения, походы в театр, музей, в лес;

  • творческие выставки совместных работ детей и родителей и др.;

  • консультативный совет для родителей;

  • «Телефон доверия»;

  • бюллетень для родителей по вопросам воспитания и оздоровления «Здоровый малыш»;

  • видеотека по проблемам коррекции воспитанников;

  • празднование дней рождения детей;

  • «Вызов на дом» - оказание практической помощи родителям на дому;

  • тематические родительские собрания,

  • конференции;

  • теоретические и практические семинары по различным вопросам - воспитания и развития детей.




  • Социальное партнерство.


Обогащение содержания деятельности ДОУпо сотрудничеству с окружающим социумом в рамках здоровьесберегающей деятельности мы видим в установлении связи с заинтересованными учреждениями по исследуемой проблеме:

  • научными, медицинскими учреждениями по охране жизни и здоровья воспитанников (детская поликлиника Эжвинского района, Центр реабилитации детской поликлиники №3 г. Сыктывкара, детской республиканской больницей, реабилитационно-оздоровительным центром Эжвинского района);

  • учреждениями науки и образования по экспериментальной деятельности и апробации авторских программ, по обмену опытом работы, публикациям КРИРОиПК кафедра «Здоровьесбережения»; Институт коррекционной педагогики г. Москвы, Центр лечебной педагогики г. Москвы, КГПи, Педколледж №2, Коми республиканский экологический центр дополнительного образования, общеобразовательная школа № 27;

  • учреждениями культуры – по эстетическому воспитанию дошкольников и родителей (Музей им. Дьяконова, библиотека «Алый парус», Эжвинские художественная и музыкальная школы, Центр национальных культур Эжвинского района).


Главными системными свойствами взаимосвязи и информационно-энергетического обмена по проблеме здоровьесбережения и окружающей среды с её духовными и материальными ценностями на основе взаимовыгодного сотрудничества являются: открытость, целенаправленность, адаптивность, функциональность.

Обратная связь позволяет сравнивать желаемый результат ОЭР (выход) с реальным результатом, фиксировать различие, оценивать его, вырабатывать решение, соотносящееся с установленным различием, определять степень вмешательства в систему Центра и воздействия на неё с целью сближения реального состояния с желаемым, идеальным результатом.


^ Этапы работы


ПРИЛОЖЕНИЯ

В приложениях содержатся следующие материалы:

аэроионотерапия: обоснование применения, механизм действия, лечебный эффект люстры Чижевского, показания для применения, противопоказания, методика применения;

закаливающее носовое дыхание (задачи, упражнения, упражнения дополнительные);

закаливание воздушными потоками: задачи, принципы, рекомендации, показания, противопоказания, организация и время проведения в режиме дня;

таблица закаливания воздушными потоками;

витаминотерапия и профилактика;

дозированная ходьба;

самомассаж ног при плоскостопии;

карта технологий закаливания в ДОУ.

ПРИЛОЖЕНИЕ№

Лечебная физическая культура
В комплексную коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата входят: лечебная физическая культура (ЛФК), упражнения на тренажерах, общеразвивающие упражнения и подвижные игры на ортопедических мячах, подвижные игры и элементы спортивных упражнений, массаж, физиотерапевтическое лечение (ФТЛ),

^ Ведущую роль в коррекции движений у детей с НОДА играет лечебная физическая культура.

На занятиях ЛФК решаются следующие задачи:

• оказание общеукрепляющего действия на растущий организм ребенка;

• содействие своевременной коррекции имеющегося патологического и предпатологического состояния;

• повышение защитных сил организма, его адаптационных возможностей.

Занятия по ЛФК проводит инструктор по лечебной физкультуре по назначению врача ЛФК с учетом показаний и протавопоказаний к этим занятиям, вида нарушений, степени тяжести течения основного заболевания, состояния здоровья ребенка.

Занятия для детей с тяжелой патологией — индивидуальные и малогрупповые (2—3 ребенка); для детей с легкой формой — индивидуальные, подгрупповые, групповые.

Интенсивность, дозировка и длительность занятий увеличиваются постепенно от минимальных величин до тренировочных (средних и субмаксимальных) в зависимости от степени адаптации ребенка к предлагаемым физическим нагрузкам.

Упражнения могут выполняться пассивно (с помощью инструктора), активно-пассивно (ребенком с помощью инструктора), активно (ребенком самостоятельно).

На занятиях ЛФК используются общеразвивающие, корригируюпще, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, координацию движений, на развитие функции равновесия, развитие ритма и пространственной ориентации, формирование правильной осанки и коррекцию функциональной недостаточности стопы.

У детей с НОДА отмечается снижение таких физических качеств, как ловкость, скорость, сила и выносливость. Поэтому необходимо применять специальные упражнения на формирование основных двигательных навыков, умений и развитие физических качеств (ходьба, бег, лазанье, ползание, перелезание, равновесие, прыжки, метание), тонкой моторики.

В условиях зала ЛФК для оздоровления детей используются:

• солнечные процедуры — искусственное облучение с помощью ламп ультрафиолетового облучения (УФО);

• воздушные процедуры — лампы Чижевского для аэроионизации воздуха;

• водные процедуры — гидромассажные ванны, ванны с применением отваров трав, плавание в бассейне.

В коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата большое место отводится упражнениям на тренажерах, эффективному использованию различных гимнастических снарядов и др.

Занятия с детъми на тренажерах проводит инструктор ЛФК по назначению врача ЛФК, с учетом показаний и противопоказаний к этому виду деятельности.

Выбор комплекса коррекционно-реабилитационных, медико-педагогических средств для детей с НОДА зависит от степени тяжести патологического процесса, состояния здоровья, уровня физического развития, от уровня развития физических качеств на определенный момент (поступление в ДОУ в начале и конце учебного года).

В соответствии с этими данными разрабатывается программа индивидуальной физической реабилитации, или «Индивидуальный маршрут», ребенка, которая в конце учебного года по полученным данным корректируется.

Эффективность и результативность медицинской реабилитации оценивается врачами (врачом-ортопедом, врачами ЛФК, ФТЛ, врачом-педиатром) по результатам тестовых заданий, изменению группы здоровья, уровню физического развития детей в соответствии со стандартами, уровню овладения основными движениями, уровню развития физических качеств.

^ Оздоровительно-профилактические мероприятия

• Строгое соблюдение режима дня.

• Правильная организация теплового режима в помещениях детского сада (в группах, залах ЛФК, ФТЛ, физкультурном зале, и др.).

• Соответствие одежды детей температурному режиму помещений и температуре воздуха на улице.

• Своевременная изоляция заболевших детей в детском саду

• Кварцевание групп детского сада в периоды повышения заболеваемости вирусными инфекциями и во время карантина

    • Проведение профилактических мер в период повышения заболеваемости острыми вирусными инфекциями: закладывание в нос оксолиновой мази; закапывание интерферона в нос детям и сотрудникам; масочный режим для персонала.

• Аромопрофилактика (с использованием лука и чеснока в виде ароматов и в пищу) в осенне-зимний период.

• Своевременное выявление очагов хронической инфекции.

Основным профилактическим средством нарушений осанки у детей является правильная организация статико-динамического режима, регулирующего нагрузки на опорно-двигательный аппарат ребенка.

Оптимальный статико-динамический режим

• Постель ребенка должна быть полужесткой, ровной, устойчивой, с ортопедической подушкой.

• Рекомендуемая поза во время сна — на спине или на боку, но не «свернувшись калачиком».

• Регулярная смена вертикального и горизонтального положения тела в целях нормализации тонуса мышц спины, освобождения позвоночника от нагрузки, обеспечения правильного обмена веществ в межпозвонковых дисках.

• Время непрерывного пребывания в положении сидя в младшем дошкольном возрасте не должно превышать 10 мин.

• Ежедневное проведение оздоровительной гимнастики.

Требования к организации рабочего места.

Правильная организация рабочего места ребенка с достаточным освещением.

Соответствие детской мебели (стол, стул, домашняя мебель) следующим требованиям:

— высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола составляло около 30 см; проверяют, поставив руку ребенка на локоть, тогда средний палец должен доходить до угла глаза (низкий стол способствует формированию круглой спины, а слишком высокий — чрезмерному поднятию плеч вверх);

— высота стула должна быть такой, чтобы бедро и голень составляли угол 90°;

— у стула должны быть опоры для грудного и шейного отделов позвоночника;

— под столом должна быть опора для стоп в целях предохранения от дополнительного мышечного напряжения при занятиях в статической позе.

Выработка умения сохранять правильную позу во время занятий с длительной статической нагрузкой. Начиная со стоп, последовательно принять правильную, симметричную остановку различных частей тела:

— стопы — в опоре на полу или на подставке;

— колени — согнуты под прямым или небольшим углом и находятся на одном уровне;

— распределить равномерно опору на обе половины таза;

— расстояние между грудью и столом — 1—2 см;

— предплечья лежат на столе свободно, симметрично, без напряжения, плечи симметричны;

— голова — немного наклонена вперед, расстояние от глаз до

стола примерно 30 см. Предупреждение принятия детьми порочных поз:

— при рисовании — косое положение плечевого пояса или косое положение таза, когда ребенок сидит с подложенной под ягодицу ногой;

— в положении стоя с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене.

Возможность смены позы во время занятия для ослабленного ребенка.

Профилактика и коррекция функциональной недостаточности стопы (плоскостопия, косолапости)

Корригирующие упражнения (с предметами и без предметов) на физкультурных занятиях, утренней корригирующей гимнастике, активной гимнастике после дневного сна (2—3 упражнения в каждой части занятия).

^ Гигиена и массаж (самомассаж) рефлекторных зон стопы (проекционных зон внутренних органов и систем организма) с использованием специальных предметов (камушков, деревянных палочек, мешочков с песком, платочков, веревок, маленьких шариков, набивных мячей и т.п.).

^ Специалъные (универсалъные) приспособления.

Дорожка-массажер.

«Игровая тренирующая дорожка».

Ношение супинаторов.

Ношение рациональной обуви.

Ношение специальной ортопедической обуви.

^ Рациональный двигательный режим.

Плавание.

Катание на велосипеде.

Ограничение нагрузки на нижние конечности.

Обливание стоп прохладной (холодной) водой.

Оздоровительные мероприятия

^ Регулярный осмотр педиатром в декретированные сроки:

• дети с неврологическими заболеваниями — 1 раз в квартал;

• остальные дети — 2 раза в год.

^ Профилактический осмотр специалистами 1—2 раза в год и по показаниям (окулистом, кардиоревматологом, ЛОР-врачом, дерматологом, эндокринологом, хирургом, ортопедом, гинекологом, врачом ЛФК). Лечение заболеваний носоглотки, полости рта, кариеса (у стоматолога).

^ Общие анализы крови, мочи, кала на я/г — 1—2 раза в год и по показаниям.

Лабораторные и функциональные обследования — 2 раза в год, по показаниям — чаще.

^ Профилактика дисбактериоза: бифидумбактерин, бифиформ, лактобактерин, полибакгерин, хилак-форте и др. — 1—2 раза в год курсами по 2—3 недели. В адаптационный период:

• щадящий режим;

• кратковременное пребывание в детском саду;

• усиленный питьевой режим;

• препараты, повышающие иммунитет;

• общеукрепляющие средства (витамины группы А, Е, С);

• музыкотерапия, релаксация;

• исключение всех видов медицинских процедур (профилактических прививок, инъекций, массажа, ЛФК, бассейна);

• динамическое наблюдение педиатром.

Витаминотерапия: витамины группы В, А, С, РР, Е, поливитамины, витамины с микроэлементами по индивидуальным показаниям — 2—3 курса (осень, зима, весна) по 2 недели. Для детей с ДЦП — в комплексе с неврологическим лечением — инъекции витаминов группы В, никотиновой кислоты, поливитаминов драже (Юникап-Ю, Ревит, Аевит).

Аэроионизация — люстра Чижевского — 2 курса в год по 20 процедур.

^ Фитоаэроионизация с маслом (укропным, эвкалиптовым, шалфейным, петрушки).

Стимуляция иммунитета в комплексном индивидуальном лечении препаратами (дибазол, пантотенат калция, рибоксин, липовая кислота, декарис) — 2 раза в год (осень — весна) по схеме.

Фитотерапия — отвары, коктейли, настои трав (шиповник, красная рябина, малина и др).

Закаливание

Одна из важнейших задач дошкольного учреждения — предупреждение и профилактика острых и хронических заболеваний, снижение риска простудной заболеваемости. Совместно с медицинским персоналом педагоги решают вопросы оздоровления и закаливания детского организма. Выбор способа закаливания зависит от тяжести заболевания, возраста, индивидуальных особенностей ребенка.

Закаливание — это обеспечение рационального сочетания температуры воздуха и одежды ребенка, достаточное пребывание на свежем воздухе, рациональная организация сна.

В ДОУ применяются различные вариативные методы закаливания и оздоровления детей.

Закаливание воздухом:

• воздушно-контрастное закаливание (по методике Ю.Ф.Змановского);

• закаливание воздушными потоками (по методике врача В.Л.Лебедь);

• воздушные ванны во время утренней корригирующей гимнастики, физкультурных занятий, физкультурных досугов, активной гимнастики после дневного сна, во время занятий ЛФК, ФТО, массажа;

• дневной сон с доступом свежего воздуха;

• утренний прием и гимнастика в теплое время года на улице;

• ультрафиолетовое облучение (УФО) по традиционной методике;

• аэроионизация воздуха (ежедневно — 30 мин перед дневным сном и 30 мин в игровом помещении; 2—3 курса в год по 10 дней в течение 30 мин).

Закаливание воздухом — наиболее щадящий способ оздоровления детей с НОДА. Более сильное средство закаливания — водные процедуры.

Закаливание водой:

• умывание и обливание рук прохладной водой;

• закаливание носоглотки — ежедневное полоскание рта и горла кипяченой водой комнатной температуры, отварами трав;

• обливание ног водой летом (начальная температура +30°, через 1—2 дня снижается на 2° и доводится до +16 — +14°);

• плавание в бассейне с постепенным снижением температуры (от начальной +33° до +26°);

Полезные средства закаливания детей с ДЦП — купание в море, босохождение по песку и воде.

Закаливание солнцем:

• солнечные ванны летом (индивидуально и по показаниям врача);

• сауна (по индивидуальным показаниям). Закаливание солнцем не рекомендуется детям с детским церебральным параличом (особенно младшим дошкольникам), даже в

головных уборах, в связи с повышенной судорожной потливостью и возбудимостью центральной нервной системы, а также склонностью к повышению внутричерепного давления.

^ Дополнительные закаливающие и оздоровительные процедуры:

• босохождение — 3—5 дней в носках, затем без них (при температуре пола +18°). В первые 5—7 дней ходьба босиком 3—4 мин с постепенным увеличением продолжительности на 1 мин в день, довести до 15—20 мин; летом — по травяному покрытию;

• элементы самомассажа груди, живота, шеи, головы, ушных раковин, рук и ног;

• самомассаж биологически активных точек лица, ушных раковин, рук, стоп;

• закаливающее носовое дыхание (комплекс упражнений);

• оздоровительные упражнения для горла: «Левушка», «Змеиный язычок», «Голубая чаша» и др.

При планировании и организации закаливающих и оздоровительных процедур учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, уровень его здоровья, особенности психофизического развития.

Лечебные мероприятия

^ Лечебные мероприятия для детей с патологией центральной нервной системы

• Консультация невропатолога.

• Медикаментозное лечение — 2—3 курса в год, включающее:

— нейропротекторы (метаболическая защита мозга) — препараты, корригирующие энергетический обмен (ноотропил, пирацетам, аминалон); антиоксиданты — витамин Е, Аевит;

— препараты, улучшающие микроциркуляцию, — никотиновую кислоту, глицин, актовегин, церебролизин, циннари-ин, кавинтон, стугерон, трентал;

— препараты, улучшающие психомоторное развитие, — мидокалм, бак-офен, пикамилон.

• ЛФК с использованием тренажеров — ежемесячно, курс — 2 недели.

• Массаж — 4—5 курсов в год.

• Использование аппарата БОС (биологической обратаой связи).

Показания: сохранность интеллекта, отсутствие грубых нарушений психоэмоциональной и волевой сфер, положительная мотивация в лечебной сфере.

Противопоказания: контрактуры и деформации суставов, грубые нарушения интеллекта, выраженные гиперкинезы, тяжелые соматические патологии, эпилепсия, судорожная готовность. 2—3 курса в год (15-20 процедур).

• Ингаляции с настоями трав.

• Фитотерапия по показаниям — 2—3 курса в год (успокоительные коктейли); при дискинезии желчевыводящих путей (ДЖВП) — отвары желчегонных трав.

• Электросон (индивидуально — по показаниям).

• Физиолечение — элекгрофорез, магнитотерапия, УФО-тубус.

• Гидротерапия — ванны с отварами трав, солей, лекарствен-ными средствами; 2—3 курса в год по 10 процедур детям, име-ющим противопоказания к посещению бассейна.

^ Лечебные мероприятия для детей с ортопедической патологией

• Консультация ортопеда 2 раза в год по показаниям.

• Регулярное наблюдение врача ЛФК и составление индивидуальных комплексов.

• Консультация врача-физиотерапевта с последующим назначением физиотерапевтического лечения.

^ Строгий ортопедический режим: сон на щите без подушки; ношение ортопедической обуви с использованием супинаторов; ношение реклинаторов; ношение ортопедических воротников (по показаниям); использование корсетов; использование ходунков; использование инвалидных колясок.

^ Ортопедическая коррекция: гипсование; гипсовые лангеты, туторы; специальные укладки; оперативное лечение по показаниям; лечебная гимнастика по индивидуальным комплексам; массаж.

^ Ортопедический режим в груше: соответствие мебели росту ребенка; контроль за сохранением правильной позы ребенка (стоя, сидя, лежа) во время занятий и самостоятельной деятельности; своевременная смена деятельности, сидение в статической позе — не более 10—15 мин, сидение с опорой ног на ножную подставку (угол 90°); контроль за правильной шнуровкой при ношении ботинок, оказание помощи при снятии обуви на сон в младших группах; сохранение правильной позы во время сна — сон на спине, руки вдоль тела; сон на ровной жесткой постели без подушки на бабочковидной маленькой подушке; снятие ортопедического воротника во время приема пищи, утренней гимнастики, физкультурных занятий, сна; снятие на сон повязок с нижних конечностей; ношение предметов тяжестью не более 500 г; упражнения с набивными мячами (весом 1 кг) под контролем инструктора ЛФК.

Приложение № 1.

^ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

      1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-

2.Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 // Вестник образования. – 2001. – № 10. – С. 14–32.

3.Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 916 // Официальные документы в образовании. – 2002. – № 4. – С. 66–69.

4.Приказы министерств и ведомств «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» // Вестник образования. – 1992. –№8.

5.Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (с приложениями). Приказ Минобразования РФ от 26 июня 2000 г. № 1917 // Официальные документы в образовании. – 2000. – № 15. – С. 73–83.

6.Об утверждении «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений». Приказ Минздрава РФ от 3 июля 2000 г. № 241 // Официальные документы в образовании. – 2001. – № 18. – С. 66–95.

7.О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации. Приказ Минздрава РФ и Минобразования РФ от 31 мая 2002 года № 176/2071 //Официальные документы в образовании. –2002. – №20.– С. 3-6.

8.О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации. Приказ Минобразования РФ, Минздрава РФ, Госкомспорта России и РАО от 16 июля 2002г. № 2715/227/166/19//Вестник образования России. – 2002. – № 18. – С. 38–44.

9.О введении в действие санитарно-эпидемических правил и норм СанПиН 2.4.2.1178-02//Вестник образования России. – 2003. –№ 16. –С. 21–33.

10.а подростков // Официальные документы в образовании. – 2001. –№33. – С. 53–61.

11.Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения. Инструктивное письмо Минобразования РФ от14 декабря 2000 г. № 2 // Официальные документы в образовании. –2001. – №6. – С. 52–59.

12.О введении третьего дополнительного часа физической культуры в образовательных учреждениях Российской Федерации. Письмо Минобразования РФ от 12 августа 2002г. № 13-51-99/14 // Вестник образования России. – 2002. – № 18. – С. 44-45.

13.О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению «Здоровьесберегающие технологии» // Официальные документы в образовании. – 2002. – № 26. – С. 60–63.

14.О проведении Всероссийского дня здоровья детей // Официальные документы в образовании. – 2003. – № 6. – С. 38-41.

15.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования». Опубликовано в сборнике приказов и инструкций Министерства образования и науке Российской Федерации «Вестник образования России», № 17, сентябрь 2003 г., с. 53-65.

16.О санитарно-эпидемиологическом состоянии образовательных учреждений. Опубликовано в информационном бюллетене Министерства образования и науки Российской Федерации, № 18/261, июнь г., с. 81-84.

17.«Санитарные нормы для образовательных учреждений», изданный в 3-х частях в издательстве «Образование в документах» в 2004 г. (серия «Библиотека нормативных правовых актов в помощь работникам образования»).

18.«Об организации мониторинга здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений». Приказ Минобрнауки от12.01.2007 №7.

19.Концепция федеральной программы «Дети России» на 2007-2010 г.г. Утверждена правительством РФ от26.02.2—7 №79-р.

20.Программа «Дети Республики Коми».

21.Целевая программа «Дети Эжвинского района г. Сыктывкара (2004-2006г)», утверждена сессией администрации Эжвинского района от 12.11.2003г. № 53.

22.Устав «Центра развития ребенка – детского сада № 98».
Общеизвестно, что здоровье это национальная безопасность государства.




Скачать файл (825.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru