Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Программа - Программа тренингового курса для подростков клуба Лидер - файл 1.doc


Программа - Программа тренингового курса для подростков клуба Лидер
скачать (105 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc105kb.18.12.2011 02:53скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Программа тренингового курса

для подростков клуба «Лидер»
Педагог-психолог высшей категории Бочкарёва Н.В.


Оглавление




Описание программы


Концептуальное обоснование программы

Цели программы

Тематический план

Результаты и оценка эффективности программы

Теоретическая основа программы

Темы семинаров для воспитателей и педагогов


Описание программы.

Данная программа рассчитана на подростков в возрасте от 13-14 до 17-18 лет (клуб «Лидер»).


Программа состоит из 8-9 занятий, каждое занятие общей продолжительностью от 8 до 10 часов.

Периодичность занятий – раз в две недели.

Программа включает в себя тренинговые занятия, групповые дискуссии и творческие задания, которые ребята выполняют между встречами.

^ Идея программы

Ведущие вместе с ребятами создают общую метафору занятий - совместное путешествие за сокровищами. Таким образом, задаётся игровой контекст, вызывающий у ребят интерес и мотивацию на участие. При этом говориться, что путешествие – это наша жизнь, и в нём, как и в жизни, возможны различные сложности, препятствия, радости, открытия и т.д. Поэтому всё, что будет случаться в этом путешествии – это не сказка, а настоящая жизнь. Единственное отличие будет в том, что в любой момент путешествие можно на время прервать, или какую-то его часть начать заново, что невозможно в нашей обычной жизни. Таким образом, в процессе тренингов у ребят будут формироваться реальные умения, позиции, ценности; они будут по-настоящему учиться общаться друг с другом, вместе преодолевать препятствия, решать возникающие конфликты, делать открытия и достигать своих целей. При этом все тренинги будут происходить в безопасной атмосфере, и ребята смогут получить такой позитивный опыт, который не получалось приобрести в обычной жизни. Этот ценный опыт и станет теми самыми сокровищами, ради которых все отправлялись в путешествие.

Кроме того важной частью программы станет создание ребятами небольшого, но реального проекта социальной направленности, в котором ребята смогут применить весь полученный в ходе тренингов опыт. Данный проект может быть направлен на помощь людям, оказавшимся в беде (дети из реабилитационного центра, больницы; дети из другого детдома); ветеранам или другим людям, которые нуждаются в какой-либо помощи. Педагогический и психологический смысл такого проекта в том, чтобы ребята смогли получить опыт оказания помощи другим людям и почувствовать, что к ним относятся не как к беспомощным и зависимым от других, а как ко взрослым активным людям, которые сами в состоянии помочь другому. Цель такого мини-проекта – научить ребят отдавать и делиться с другими теми ресурсами, способностями, открытиями, которые есть у них самих. В основе такой цели лежит известный принцип «хочешь получить – отдай».
Ценность и польза программы состоит в том, что воспитанники из совета детского дома:

  1. Станут дружной, сплочённой командой.

  2. Узнают свои внутренние ресурсы и ресурсы других.

  3. Смогут в любых ситуациях опираться на эти ресурсы и значительно меньше зависеть от других людей.

  4. Научаться делать выбор в разных ситуациях и принимать ответственность за него.

  5. Смогут намного активнее вовлекать других детей в совместную творческую и другую деятельность.

  6. Научаться делиться с другими людьми и чувствовать себя способными оказать помощь и поддержку другим.



^



Концептуальное обоснование программы.





  1. Сложные социально-экономические и политические перемены, происходящие в стране, ведут к возникновению неуправляемых процессов в различных сферах жизнедеятельности общества, требуют пересмотра устоявшихся взглядов и явлений.

  2. Эти процессы проецируются на положение детей своими самыми болезненными лучами: духовным дефицитом, разрушением идеалов и ценностей, существенным изменением образа мысли и деятельности, инфляцией, экономической дороговизной жизни, ее моральным обесцениванием.

  3. В настоящее время, общество пожинает «плоды» пренебрежительного отношения к личности человека, котрое помимо всего прочего выражается в том, что:

    • как правило, личность ребёнка перестает быть в центре внимания и воспитания

    • успехи и инициативность ребёнка чаще игнорируются; а неудачи и пассивность чаще замечаются

    • таким образом, ребёнок учиться занимать пассивную позицию по отношению к своей жизни, что ведёт к снижению самооценки и неумению использовать собственные ресурсы для достижения целей и решения возникающих проблем

    • при этом ребёнок начинает видеть, что в пассивной позиции есть свои плюсы, в частности возможность получать помощь от других, не делая для этого ничего, возможность оправдывать свои неудачи ситуацией, возможность быть как все и не проявлять инициативу

    • помимо этого ребёнок лишается близкого эмоционального контакта и возможности установить близкие эмоциональные отношения

  4. Вследствие этого возникает социальная проблема, когда с одной стороны для успешной адаптации и социализации ребёнку нужны жизненно важные способности (устанавливать контакт, использовать свои ресурсы, принимать и отдавать, оказывать помощь и брать на себя ответственность, вибирать и принимать решения и др.), а сдругой стороны наблюдается у подрастающего поколения низкий порог адаптации к изменяющимся условиям внешней среды, низкая внутренняя мотивация человека при выборе вида деятельности и будущей профессии.

  5. Отсуда возникает необходимость в создании специальных программ, которые помогали бы детям в развитии их жизненно важных способностей, поиске внутренних ресурсов и сил для достижения целей в жизни.

  6. При этом активное психологическо вмешательство в жизнь детей и навязывание им неких ценностей и целей, к которым они должны идти (быть активними, уметь решать конфликты и т.п.) с большой вероятностью может привести к агрессии и непринятию как со стороны самих детей, так и особенно со стороны педагогов и воспитатлей.

  7. Именно поэтому в настоящей программе заложена идея собственного выбора, когда ребёнку показывают разные варианты возможного поведения, общения, жизненных ситуаций, а он сам принимает выбор, какми быть, как общаться, как решать проблемы, какие цели перед собой ставить. С другой стороны в программе ребята имеют возможность применить весь тренинговый опыт на практике. Только в реальной совместной деятельности они смогут увидеть ценность полученного на тренинге.

  8. Кроме того в программе предусмотрено взаимодействие с педагогами, в частности проведение семинаров и тренингов. Посредством этого происходит включение части педагогов в общую идею программы. Поэтому по оканчанию программы данные педагоги смогут поддерживать детей в их дальнейшем развитии, применении полученного опыта и общении друг с другом.

  9. Таким образом, данная программа может в определённой степени помочь в решении вышеобозначенных проблем и позволить поучаствовать в аналогичных программах значительно большему количеству детей в будущем.



Цели


  1. ^ Содействовать развитию у ребят жизненно важных социальных способностей (уверенно общаться, решать конфликты, совместно достигать целей и др.)

  2. Помочь ребятам самим увидеть собственные ресурсы, которые позволят им стать более активными и ответственными за свою жизнь.

  3. Способствовать использованию ребятами полученного опыта в реальной социально значимой деятельности.



^

Тематический план


В тематическом плане отражены основные темы, которым посвящено содержание тренинговой программы. Однако определённые новые темы могут возникать в процессе тренинга, и работа с ними может быть инициирована самими ребятами.
Блок I. Повышение групповой сплочённости и развитие навыков сотрудничества

^

Тема 1. Умение договариваться и работать в команде


  • уважение к другому человеку

  • заявление и отстаивание своей точки зрения

  • слушание другого

  • принятие критики

  • принятие решения и взятие за него ответственности

  • позиции, с которых я общаюсь с другими

  • взятие на себя функции лидера и организатора группы

  • выражение своих чувств и принятие чувств других

  • видение точек пересечении своих идей с идеями других

  • противостояние мнению большинства

  • формулирование общей цели

  • распределение функций внутри группы



^

Тема 2. Доверие и ответственность


  • доверие группе и отдельным участникам

  • ответственность за другого человека

  • искреннее проявление своих чувств

  • умение быть спонтанным, естественным

  • эмоциональное единство в группе

  • умение совершать выбор и брать за него ответственность



^

Тема 3. Самораскрытие и познание другого


  • установление контакта с другим

  • разделение своего личного опыта с участниками группы

  • осознание своих настоящих желаний и ценностей

  • поддержка окружающих

  • выражение своих эмоций и принятие эмоций другого

  • способность поделиться с другими своими чувствами, переживаниями и опытом

  • умение почувствовать состояние другого и понять его

  • принятие другого таким, какой он есть



^

Тема 4. Уверенность в общении


  • умение говорить «Нет»

  • настойчивость в достижении целей

  • принятие критики

  • решение конфликтов в общении друг с другом

  • решение конфликтов в группе

  • умение спокойно говорить другому о том, что мне не нравиться в его поведении


Блок II. Открытие собственных ресурсов
^

Тема 1. Изменение отношения к негативному опыту прошлого


  • принятие случившегося как части своего опыта

  • освобождение от негативных эмоций по поводу случившегося

  • переосмысление прошлого


Тема 2. Повышение самооценки и формирование позитивного отношения к себе и другому

  • осознание своих позитивных качеств, способностей, достижений

  • умение благодарить других и говорить им об их успехах

  • создание позитивного настроя и заряд эмоциями

  • умение чётко ставить цели и достигать их

  • создание позитивной картины мира


Тема 3. Творческое самовыражение

  • выражение эмоций через рисунок, танец, голос, движения

  • развитие творческого воображения

  • способность видеть необычное в обычном

  • уверенность в своих возможностях и талантах

  • творчество как состояние личности


Блок III. Интеграция полученного опыта в совместную деятельность

^




Результаты и оценка эффективности программы



Результатами данной программы являются:

  1. Формирование сплочённого коллектива из совета воспитанников.

  2. Формирование у каждого участника умения находить и использовать собственные ресурсы для достижения своих целей.

  3. Использование участниками полученного опыта в реальной, значимой для окружающих деятельности.


Мы выделили следующие критерии для оценки эффективности данной программы:

  1. Изменение взаимоотношений внутри группы

  2. Изменение отношения участников к ведущим программы

  3. Динамика настроения участников на протяжении всей программы

  4. Изменение отношения к себе и другому человеку

  5. Формирование групповых норм и правил, принимаемых всеми членами группы

  6. Использование полученного опыта в социально значимой деятельности


Инструменты для оценки данных показателей:


  1. Изменение взаимоотношений внутри группы




  1. Анкета «Самооценка себя в группе»

Данная анкета позволяет оценить участнику самого себя по тем качествам, которые являются важными для формирования групповой сплочённости.

Оценка проводится до и после программы. По изменению оценок можно судить об изменении системы отношений данного участника в группе.

^ Инструкция: «Поставь, пожалуйста, крестик на той цифре, которая обозначает силу данного качества в тебе»

Качество

Оценка

Качество

Доверяющий

3 2 1 0 1 2 3

Осторожный

Активный

3 2 1 0 1 2 3

Спокойный

Слушающий

3 2 1 0 1 2 3

Говорящий

Настойчивый

3 2 1 0 1 2 3

Соглашающийся

Организующий

3 2 1 0 1 2 3

Исполняющий

Поддерживающий

3 2 1 0 1 2 3

Отстранённый

Ведущий

3 2 1 0 1 2 3

Ведомый другими

Смелый

3 2 1 0 1 2 3

Расчетливый

Дающий

3 2 1 0 1 2 3

Берущий

Уверенный

3 2 1 0 1 2 3

Выжидающий




  1. Рисунок «Я в группе»

Позволяет оценить бессознательное отношение каждого участникам к тому месту, которое он занимает в группе.

Проводится до и после программы.

Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, себя и ту группу, в которой ты сейчас находишься».


  1. Изменение отношения участников к ведущим программы и к содержанию тренингов


1. Оценка роли ведущих

Позволяет выявить изменение отношения участников к ведущим программы и по через это – к ценности самой программы.

Проводиться до и после программы.

^ Инструкция: «Выбери, пожалуйста, те кружки, которые обозначают для тебя ведущего программы».

Название кружков: друг, воспитатель, учитель, помощник, незнакомец.
2. Методика «Роза ветров»

Позволяет оценить подлинное отношении участников программы к содержанию тренингов и полученному опыту.

Проводиться в конце программы.

^ Инструкция: «Выбери, пожалуйста, из списка 3 слова, с которыми у тебя ассоциировалась вся наша программа»

Слова: Творчество, скука, информация, бессмыслица, комфорт, страх, безразличие,

интерес, открытие, непонимание.

Затем подсчитывается количество выборов всех участников и строиться диаграмма «Роза

ветров», позволяющая увидеть отношение группы в целом ко всему содержанию

тренингов.


  1. Динамика настроения участников на протяжении всей программы


Позволяет проследить изменение настроения всей группы в целом на протяжении всей программы и по этому сделать вывод об психологическом состоянии участников и комфортности участия в программе.

Проводиться в конце каждого занятия.

^ Инструкция: «Выбери, пожалуйста, цвет, соответствующий твоему настроению сейчас»

(при этом даётся бумажка с обозначением цветов: чёрный – страх, красный – злость, синий – спокойствие и т.п.)

При увеличении комфортности участников на протяжении всей программы настроение будет изменяться с негативного на позитивное.


  1. Изменение отношения к себе и другому человеку




  1. Социометрия

Позволяет понять специфику взаимоотношений каждого человека к группе и группы – к каждому человеку.

Проводится в начале и в конце

^ Инструкция: «Поставь в соответствующей строчке цифру, соответствующую твоему отношению к данному человеку».

При этом +1 означает – «знакомый, с которым иногда общаюсь»; +2 – «товарищ, с которым часто общаюсь и делюсь секретами»; +3 – «лучший друг, с которым готов поделиться последним куском хлеба». –1 – «практически не общаюсь»; -2 – «человек мне неприятен»; -3 – «очень не люблю, человек является моим врагом».

Изменения с отрицательных на положительные показатели позволяют судить об эффективности программы и позитивному изменению внутригрупповых отношений.


  1. «Сказка»

Позволяет увидеть реальное изменение отношения человека с себе и происходящему вокруг.

Проводиться в начале и в конце программы.

^ Инструкция: «Напиши, пожалуйста, небольшую сказку про мальчика (девочку), который жил в маленьком городе…».

После программы каждого участника просят взять свои стары сказки и переписать, если хочется, их конец (финал). По изменению содержания можно судить об изменении отношения к себе и к той ситуации, в которой он находится.


  1. Формирование групповых норм и правил, принимаемых всеми членами группы


Групповые нормы и правила формируются в процессе развития группы и только тогда, когда в группа становиться сплочённой и когда каждый её участник становиться ценным сам по себе. Соответственно по появлению к концу программы групповых норм и правил можно судить и степени сформированности группы как сплочённого коллектива и об эффективности тренинговой программы.


  1. Использование полученного опыта в социально значимой деятельности


Включение ребят в предлагаемую социально значимую деятельность и эффективность её выполнения позволяет сказать об умении интегрировать весь полученный опыт и применить его в реальной жизни.
^

Теоретическая и практическая основа программы



В основу данной тренинговой программы легли официально изданные и апробированные на практике программы и теоретические курсы:


  1. «Тренинг развития жизненных целей: программы психологического содействия социальной адаптации детям-сиротам» под ред. В. Г. Трошихиной, С-Пб., 2001г. (апробирована на 250 воспитанников детских домов и школ-интернатов г. Санкт-Петербурга в возрасте 11-20 лет)

  2. В. Ромек - «Тренинг уверенности в межличностных отношениях». С-Пб., 2003г.

  3. М. Дж. Смит – «Тренинг уверенности в себе». С-Пб., 2001г.

  4. Н. Н. Васильев – «Тренинг преодоления конфликтов». С-Пб., 2003г.

  5. Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгарова, О. Д. Шарова – «Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков». М., 200г.

(разработан сотрудниками факультета психологи МГУ и научно-практического центра психологической помощи «Гратис»)

  1. Т. А. Шкурко – «Танцевально-экспрессивный тренинг». С-Пб., 2003г.

  2. И. В. Шевцова – «Тренинг личностного роста». С-Пб., 2003г.

  3. Д. Соколов «Сказки и сказкотерапия». М., 1997г.

  4. Б. Брун, Э. Педерсен, М. Рунберг – «Сказки для души: использование сказок в психотерапии». М., 2000г.

  5. Курс «Тренинг ассертивного поведения» Е. Ф. Абельской. Екатеринбург

  6. Курс лекций по педагогике Л. В. Карапетян, канд. пс. наук. Екатеринбург

  7. Курс лекций по возрастной психологии Л. Г. Поповой, канд. пс. наук. Екатеринбург

  8. Курс лекций по педагогической психологии В. Н. Ханина, канд. пс. наук. Екатеринбург

  9. Курс лекций по основам психотерапии Я. И. Корякова, психотерапевт. Екатеринбург


Дополнительные источники, использованные при разработке программы:


  1. А. Эллис – «Психотренинг по методу А. Эллиса». С-Пб., 1999г.




  1. В. Франкл – «Психотерапия на практике». С-Пб., 2000г.




  1. Р. Болстад, М. Хэмблет – «НЛП в психотерапии». С-Пб, 2003г.




  1. К. Рудестам – «Групповая психотерапия». М., 1990г.




  1. Л. Понтон – «Сексуальная жизнь подростков». М., 2001г.




  1. С. Глэддинг – «Психологическое консультирование». С-Пб, 2002г.




  1. А. Ф. Бурлачук, А. С. Кочарян, М. Е. Жидко – «Психотерапия». С-Пб, 2001




  1. Р. Кочунас – «Психотерапевтические группы: теория и практика». М., 2000г.



^
Темы семинаров и лекций для педагогов.




  1. Семинар-тренинг «Я – Автор всего, что со мной происходит»

  • выбор позиции Автора или Зрителя относительно собственной жизни

  • определение миссии и цели собственной работы в детском доме

  • отношение к смерти как мощный ресурс для жизни.

  • смысл моей жизни, работы, общения с другими людьми

  • мои жизненные цели и желания

  • работа с собственными убеждениями, «мне надо» и «я должен»

  • интерпретация происходящего вокруг меня

  • сотрудничество и эффективная коммуникация

  • треугольник «Жертва – Палач – Спаситель»

  • как вовлекать другого человека в отношения, проект, помощь, работу, идею и т.п.?

  • как не играть в психологические игры и быть честным?




  1. Семинар-лекция по возрастным особенностям детей

  • физиологические особенности и изменения в разном возрасте

  • психологические особенности и изменения в разном возрасте

  • собственные представления и убеждения относительно разных возрастных групп

  • создание адекватного образа малыша, дошкольника, младшего школьника, подростка

  • возрастные кризисы и возможные пути их решения




  1. Семинар-тренинг «Первая психологическая помощь»

  • принципы психологической помощи и поддержки ребёнка в разных кризисных ситуациях

  • психологическая помощь группе при возникающих конфликтах

  • универсальные техники первой психологической помощи




  1. Семинар-тренинг «Способы эффективной психологической и физической разгрузки»

  • стресс, его воздействие на организм, способы выхода и работы со стрессом

  • профилактические меры при повышенной психической и эмоциональной нагрузке

  • эффективные техники снятия физического и психического напряжения

  • способы повышения работоспособности, создание позитивного эмоционального настроя

  • техники релаксации и эффективного отдыха




  1. Семинар «Создание образовательных и развивающих проектов и теоретические основы проектирования»

  • что такое проекты и проектирование

  • составные части проекта

  • поиск ресурсов для реализации проекта

  • взаимодействие с детьми в контексте проекта

  • специфика образовательных и развивающих проектов

  • возможности проектирования

  • участи проекта в конкурсах, написание грантов, независимая реализация проекта



Скачать файл (105 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru