Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Социальный конфликт - файл 1.doc


Реферат - Социальный конфликт
скачать (173 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc173kb.18.12.2011 03:37скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Оглавление
Номер страницы
Введение…………………………………..………………………………………………….…..2
Глава 1. Теоретические основы изучения социальных конфликтов. Управление, завершение и последствия социальных конфликтов.................................................................3

§1. Понятие социального конфликта в социологии…………………………….……..…...3

§2. Развитие социального конфликта ………………………….……………………….…..7

§3. Управление, завершение и последствия социальных конфликтов………...…………8
Глава 2. Социальные конфликты в современной России ………………………………13

§1. Социально-политические конфликты ………………………………………………...13

§2. Социально-экономические конфликты ……………………………………………….14

§3. Межнациональные, межэтнические конфликты ……………………………………..15
Заключение ……………………………………………………………………………………17
Список используемой литературы …………………………………………………………18

Введение.

Проблема социальных конфликтов всегда была, есть и будет. Эта тема волновала и притягивала внимание человечества всегда. Доказательством тому могут служить различные мифы, сказки, былины и тд.: все слышали греческий миф про «яблоко раздора», все знают историю из библии про Каина и Авеля. Издавна люди сталкивались с конфликтами, издавна величайшие мудрецы и философы (Конфуций, Гераклит, Эпикур и многие другие) размышляли об этой проблеме, пытались понять, из-за чего возникают конфликты, искали пути их разрешения.

Не утратила актуальности эта проблема и в наше время. Каждый человек за свою жизнь сталкивался с конфликтами разных родов, даже соглашаясь с поговоркой «худой мир лучше доброй ссоры», люди, тем не менее, не могут избежать разногласий, ссор. Во многих странах, в том числе и в России, сложилась напряженная социальная обстановка. А раз так, то значит надо учиться предупреждать, распознавать конфликты, предвидеть их последствия, а главное – управлять ими. Мне кажется, что если бы каждый человек имел хотя бы начальные понятия о конфликтах, то конфликты и возникали бы реже, а если возникали бы, то люди выходили бы из них с меньшими потерями. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении. Так же изучать конфликты необходимо для того, чтобы научиться понимать политическую жизнь общества, чтобы не оказаться пешкой в политических играх, чтобы разбираться в политических действиях и в политической жизни, даже если это участие ограничивается выборами, ведь люди, которых мы выбираем на высокие посты, такие же смертные и их многие качества, как человеческие, так и политические, определяются поведением в конфликтах.

Задачи изучения конфликтов – многогранны. Каждый извлекает из этого изучения пользу для себя: предприниматель получает сведения о том, как развивается конкуренция в условиях рынка; профсоюзный деятель узнает о методах защиты интересов своей профессиональной группы; политический деятель и юрист получают сведения о прецедентах, имеющих для представителей этих родов деятельности особое значение. А “простому человеку” изучение конфликтов нужно для того, чтобы избавиться от своей “простоты” и получить те сведения, без которых невозможно быть гражданином своей страны, своего отечества и действовать сообразно принципам гражданственности в различных, подчас весьма сложных общественно-политических ситуациях.

Я выбрала эту тему, чтобы лучше разобраться и понять, что такое конфликт, чтобы узнать как и из-за чего они формируются, понять какие у конфликтов источники, какое может быть их развитие, и пути решения.

Каким образом людям удастся достичь необычайной согласованности своих действий? Каким образом они могут координировать свои усилия с высокой степенью точности? Какими знаниями должно обладать человечество, чтобы не возникало опасности хаоса и бедствий? Каким образом многие миллионы людей разрешают каждодневные конфликты, возникающие в их жизни? Почему так сложно найти общий язык и в чем причина разногласий? Я попытаюсь ответить на все эти вопросы.

В своем реферате я разберу структуру социальных конфликтов, раскрою тему социальных конфликтах в современной России. Думаю, что полученные мною знания при написании данного реферата пригодятся в дальнейшей жизни.

Глава 1. Теоретические основы изучения социальных конфликтов.

§1. Понятие социального конфликта в социологии

1. Предыстория возникновения и генезис теории социальных конфликтов

Еще задолго до официального рождения социологии существовали теории, рассматривающие общество в качестве организованного конфликта или борьбы между индивидами и социальными группами, между различными социальными слоями общества, между разными странами, религиями, поколениями, полами и т. д. Так известный английский философ Томас Гоббс в своих воззрениях допускает большой элемент конфликта во всех социальных отношениях, он не сомневается в том, что «человек человеку волк», а в обществе естественным состоянием является «война всех против всех». В конце XIX в. Герберт Спенсер сделал вывод о том, что общество отбирает в процессе естественного отбора лучших из лучших. Современник Спенсера Карл Маркс сформулировал иной взгляд на данную проблему. Он предположил, что социальное поведение может быть лучшим образом объяснено как процесс конфликта. Маркс сосредоточил внимание на борьбе различных классов в обществе.

Различия в теориях, выдвинутых Гоббсом, Спенсером и Марксом, указывают на решающее влияние исходных единиц анализа на ход исследования. Тогда как экономические классы прежде всего являлись единицами анализа у Маркса, Гоббс и Спенсер уделяли больше внимания отношениям между индивидами и обществом. Однако конфликтная парадигма не ограничивается экономическим анализом. Выдающийся немецкий теоретик Георг Зиммель был, в частности, заинтересован в изучении конфликта в малых группах. Он замечал, что конфликты среди членов одной тесно связанной группы имеют тенденцию быть более интенсивными нежели конфликты среди людей, которые не разделяют общих чувств принадлежности к одной группе.

^ 2. Определение социального конфликта.

Прежде всего, необходимо разобраться: а что же есть конфликт? Для этого необходимо рассмотреть своеобразные свойства, присущие этому понятию:

  1. конфликт — явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни; он непосредственным образом выражает те или иные стороны социального бытия, место и роль человека в нем и, следовательно, должен восприниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей;

  2. конфликт – явление социальное действие обдуманное. Он подтверждает ту истину, что человек принципиально отличается от других живых существ тем, что его намерения и поступки направляются не врожденными инстинктами, не «меркой своего вида», а программой, целевыми установками, которые он сам вырабатывает в процессе жизнедеятельности;

  3. конфликт — явление широко распространенное, повсеместное и вездесуще; конфликтные ситуации возникают во всех сферах общественной жизни — будь то экономика, политика, быт, культура или идеология; они неизбежны как неотъемлемый компонент развития общества и самого человека;

  4. конфликт - прогнозируемое явление, подверженное регулированию, это объяснимо самой природой возникновения конфликтных столкновений, формами взаимодействия участвующих в них сторон, заинтересованностью в исходе и последствиях противоборства.

Если суммировать вышесказанное о конфликте, то наиболее близким и приемлемым будет, вероятно, следующее определение: конфликт — это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.
^ 3. Характеристика социальных конфликтов

Далее необходимо понять, что такое функция конфликта, и какие функции у конфликта есть.

Функция конфликта выражает, с одной стороны, его социальное назначение, а с другой — зависимость, которая возникает между ним и другими компонентами общественной жизни. В первом случае берутся во внимание последствия конфликта, во втором — направленность отношений конфликтующих субъектов социальных связей.

Самые важные и значимые функции конфликтов сведем в следующую таблицу:

Функции конфликта

Направленность и последствия конфликтов

позитивные

негативные

Интеграция персонала

Разрядка напряженности в межличностных и межгрупповых

отношениях; согласование

индивидуальных и коллективных

интересов; образование и консолидация формальных

и неформальных групп; углубление и стабилизация общих интересов

Ослабление организованности и единства коллектива; нарушение баланса интересов между личностями и группами;

проявления недобросовестного

отношения к делу и стремления к выгоде для себя за счет других; потворство эгоизму, своеволию,

анархии

Активизация социальных связей

Придание взаимодействию

сотрудников большей динамичности и мобильности;

усиление согласованности в достижении целей, функционального и социального

партнерства

Несогласованность в действиях

людей, занятых совместным делом; ослабление взаимной заинтересованности в общем успехе; возведение препятствий на пути к сотрудничеству

Сигнализация об очагах социальной напряженности

Выявление нерешенных проблем и стимулирование работы; обнаружение недостатков в условиях и охране труда; реализация потребностей, интересов и ценностей коллектива

Резкое выражение недовольства действиями администрации; протест против злоупотреблений отдельных

должностных лиц; нарастание неудовлетворенности трудом

Инновация, содействие творческой инициативе

Повышение активности и мотивации к работе; стимулирование роста квалификации; содействие творчеству, новым и оптимальным

решениям

Создание дополнительных помех трудовой и социальной активности; подавление делового настроя, энтузиазма и творческой инициативы; уход от альтернативных решений

Трансформация (преобразование) деловых отношений

Создание здорового социально-психологического климата; утверждение уважительного отношения к труду и деловой предприимчивости; повышение уровня взаимного доверия

Ухудшение морально психологической атмосферы; усложнение процесса восстановления деловых отношений и партнерского сотрудничества

Информация об организации и ее персонале

Повышение уровня осведомленности работников о положении дел в организации;

нахождение «общего языка»

Усиление недружественного поведения; уклонение от сотрудничества; преграды диалогу,

обмену мнениями

Профилактика противоборств

Урегулирование разногласий на взаимной основе; ослабление конфронтации в социально- трудовых отношениях

Нагнетание напряженности и враждебности; уклонение от примирительных процедур

Таблица №1: «Функциональная направленность конфликтов (на примере организации»).

А сейчас разберемся, какие существуют типы конфликтов. Нужно сказать, что подходы к классификации конфликтов могут быть разными. Все зависит от того, кто классифицирует: социологи обращают внимание, прежде всего, на макро- или микроуровень конфликтов; юристы различают внутри- и внесистемные конфликты, сферы их проявления. Мы будем ориентироваться на подход конфликтологов, которые в своей классификации отчетливо представляют как основные элементы конфликтов, так и многообразие способов их проявления, развертывания и регулирования, источники и непосредственные причины происхождения конфликтных ситуаций, интересы и мотивы противостоящих сторон, движущие силы противоборства, функции конфликтов, их роль в жизнедеятельности отдельного человек, социальной группы и общества в целом.

Данная классификация в упрощенном виде представлена в следующей таблице.




^ Схема №1: «Признаки, типы и виды конфликтов»
Но следует помнить, что реальная жизнь богаче любой схемы и можно выделить множество иных причин возникновения противоречий, а также выявить тесное переплетение различных факторов в том или ином конфликте.

^ 4. Возникновение социальных конфликтов.

Описание и истолкование конфликтов, возможность управления ими прежде всего связаны с пониманием природы их возникновения. Сейчас мы попытаемся в этом разобраться.

Причины социальных конфликтов можно разделить на две большие группы. Обозначим их как личностные и социальные. Эти две группы причин взаимозависимы.

Основными социальными предпосылками конфликтов является:

1) социальное неравенство — т.е. неравномерное распределение между членами общества и группами богатства, влияния, информации, уважения и других социальных ресурсов;

2) культурная неоднородность — т.е. сосуществование в обществе различных систем ценностей, разных представлений о мире, разных поведенческих стандартов

Но социальные предпосылки сами по себе не обязательно приводят к конфликтным столкновениям. Субъектами конфликтов в конечном итоге всегда являются конкретные люди — либо отдельные лица, либо люди, объединенные в группы. Для того чтобы социальные предпосылки конфликта действительно привели к конфликту, необходима личностная вовлеченность, осознание несправедливости сложившегося положения.

Основным личностным побудительным мотивом конфликта является неудовлетворенная потребность. Существует много разнообразных и весьма подробных типологий человеческих потребностей, приведем наиболее простую:

1) потребности физического существования (пища, материальное благополучие и т.д.);

2) потребность в безопасности;

3) социальные потребности (потребности в общении, любви, уважении и др.);

4) высшие потребности (в творчестве, духовном росте, самореализации), этот тип потребностей проявляется не у всех людей, но если подобные потребности заявляют о себе, они способны оттеснить все остальные потребности, сводя их к минимуму.

Когда какая-либо потребность не находит удовлетворения, человек испытывает недовольство, беспокойство, страх и другие отрицательные эмоции. Чем дольше длится состояние неудовлетворенности, тем сильнее эти эмоции, тем тяжелее состояние человека.

Каким образом действует человек в ситуации неудовлетворенности? Возможны три варианта поведения:

1) можно отступить, перестать стремиться к удовлетворению потребности;

2) поискать обходной путь удовлетворения потребности;

3) путем агрессии добиться желаемого.

Третий путь чаще всего и ведет к конфликтам (хотя и второй чреват конфликтом, если «обходные пути» приводят к столкновению со сложившимися в обществе нормами). Объектом агрессии выступает тот объект, который препятствует удовлетворению потребности. Это может быть человек, группа, общество в целом. Тот, на кого направлена агрессия, в свою очередь, отвечает агрессивным действием. Так возникает конфликт.

Однако и неудовлетворенные потребности сами по себе не приводят к конфликтам. Если человек или группа воспринимают свое подавленное, ущемленное положение как нечто обыденное, привычное, заложенное в самом «ходе вещей», то конфликт может и не возникнуть. В основе возникновения конфликта лежит осознание несправедливости сложившейся ситуации (естественно, с точки зрения заинтересованной стороны). Но и в таких условиях конфликт возникает не всегда. Неопределенность последствий будущего конфликта, страх возмездия, неорганизованность (если речь идет об общностях) препятствуют возникновению конфликтов.

Роль неудовлетворенных потребностей в возникновении конфликта очевидна, если мы имеем дело с конфликтом индивидов или небольших групп. Но если речь идет о конфликте государств? Какую роль играют «неудовлетворенные потребности» в этом случае? «Государство» само по себе не может ни принимать решений, ни вступать в конфликты. Принимать решения, вступать в конфликты могут лишь люди. Политику любого государства также определяют конкретные люди — члены правительства, президенты и т.д. Именно эти люди и определяют, что является «потребностью» того или иного государства в данный момент. Поэтому даже в таких глобальных конфликтах, как войны между государствами, значение личных побудительных мотивов весьма велико. Но применительно к таким случаям лучше говорить не об «удовлетворении потребностей», а о «защите интересов» субъектов конфликта .

Общество провоцирует конфликты не только социальным неравенством. Каждое общество имеет определенные культурные модели, которым должны соответствовать его члены. Системы социальных ролей предписывают определенные типы поведения. Это ведет к тому, что люди, не соответствующие сложившимся стандартам, оказываются либо в изоляции, либо в состоянии конфликта с социальной средой.
§2. Развитие конфликта

Развитие конфликта проходит в обычных условиях три стадии — предконфликтную, конфликтную и послеконфликтную. Каждая из них в свою очередь делится на фазы. Любую стадию и фазу следует рассматривать всего лишь как определенный этап в движении, динамике конфликта, указывающий на его связь с источником напряженности

в социальных отношениях и с противостоянием оппонирующих сторон.

Примерная схема возникновения, развития и взаимосвязи элементов конфликта, как структуры и процесса, представлена на схеме №1 ниже.


^ Схема № 2: «Развитие конфликтов»

Как видно, на схеме во главу угла поставлена организация объединение лиц, занятых совместной деятельностью и реализующих как общие, так и личностно значимые цели. Всякая организация, экономическая в том числе, не может обходиться без внутренней напряженности, без противоречий и столкновений в межличностных и межгрупповых отношениях, без того, что в силу объективных и субъективных причин становится источником конфликта. Иными словами, любому конфликту реально предшествует некое стечение обстоятельств, в которых находятся потенциальные стороны противоборства, а также сами люди со своими потребностями, интересами и мотивами — возможные субъекты конфликтного поведения.

Так подготавливается предконфликтная стадия. Ее исходная, начальная фаза — конфликтная ситуация, которая, как отмечалось выше, выявляет оппонентов и причинную обусловленность конфликта. Но определение противостоящих сторон с их несовместимыми интересами и возможными опасениями, обозначение предмет; разногласия и расхождения занимаемых субъектами позиций — это еще не конфликт, а только равновесное состояние, обстоятельство, которое может предшествовать противоборству.

Чтобы произошло превращение ситуации в конфликт, требуется повод, нужны какие-то действия, приводящие стороны, вовлеченные в конфликтную ситуацию, в движение. Такие действия означают столкновение, инцидент — вторую фазу предконфликтной стадии. Только вместе конфликтная ситуация и инцидент образуют конфликт. Конфликтная ситуация возникает до инцидента; она может создаваться как объективно (вне воли и желания людей), в силу складывающихся обстоятельств, так и субъективно, из-за мотивов поведения, преднамеренных устремлений оппонирующих сторон. Конфликтная ситуация (чаще вскрытой форме) может сохраняться, не приводя к инциденту и не переходя в конфликт. Инцидент, таким образом, полностью зависит от ситуации, он без нее просто не может произойти. Существенно и то, что конфликтная ситуация и инцидент могут быть либо спровоцированными, заранее спланированными, либо спонтанными, стихийно возникшими. Объективно возникшие конфликтная ситуация и инцидент могут прекратиться, не получить дальнейшего развития только в результате изменения объективных обстоятельств. Субъективно возникшая ситуация и инцидент могут закончиться как в силу объективных перемен, так и по инициативе самих оппонирующих сторон. К тому же случайный конфликт менее подвержен урегулированию, чем заранее предусмотренный.

Первая фаза собственно конфликтной стадии, наступающей после инцидента, вместе с резким обострением расхождений, выходом на позиции прямой конфронтации отличается тем, что стороны атакуют друг друга, вызывая ответные действия, противодействия. Происходит неизбежный обмен ударами, назначение которых — наступление на позиции оппонентов, нейтрализация угрозы с их стороны.

Эта фаза конфликтного поведения, приводя к усилению конфронтации, вместе с тем стимулирует наступление момента «переоценки ценностей» с учетом перемен, происшедших в социальной среде, позициях и намерениях сторон. Наступает фаза выбора путей дальнейшего взаимодействия оппонентов. Выбор возможен двоякий: либо при сложившейся расстановке сил искать примирения, снижать уровень напряженности в отношениях, делать уступки и таким образом идти на прекращение конфликта, перевод его (как это показано на схеме №1) вновь в скрытую форму с тем, чтобы в последующем вернуться к исходной конфликтной ситуации; либо эскалация, продолжение конфликта, доведение его до более высокой степени обострения.

Под завершением понимается всякое окончание, прекращение конфликта. Оно может быть результатом как взаимного примирения сторон, достижения определенного согласия между ними, так и постепенного затухания противостояния или перерастания его в другой конфликт. Основная предпосылка завершения конфликта — устранение объективных и ослабление субъективных причин, породивших конфликтную ситуацию.
§3. Управление, разрешение и последствия социальных конфликтов.

^ 1. Управление социальными конфликтами

Управление социальными конфликтами – это целенаправленное воздействие на поведение людей в конфликтных ситуациях; деятельность по предупреждению, урегулированию и разрешению конфликтных столкновений, разногласий отдельных лиц и социальных групп.

Существуют множество эффективных способов управления конфликтной ситуа­цией. Их можно разделить на несколько групп, каждая из которых имеет свою область применения:

 Внутриличностные

 Структурные

 Межличностные

 Переговоры

 Ответные агрессивные действия

Внутриличностные методы воздействуют на отдельную личность и состоят в правильной организации своего собственного поведения, в умении высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны оппонента. Часто используется метод передачи другому лицу того или иного отношения к определенному предмету без обвинений и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое отношение (так называемый способ «Я - высказывание»). Этот метод позволяет человеку отстоять свою позицию, не превращая оппонента в противника. «Я - высказывание» особенно эффективно, когда человек рассержен, недоволен. Оно позволяет высказать свое мнение о создавшейся ситуации, выразить принципиальные положения. Такой метод особенно полезен, когда человек желает передать что-то другому, но не хочет, чтобы тот воспринял это негативно и перешел в атаку.

Структурные методы воздействуют преимущественно на участников организационных конфликтов, возникающих из-за неправильного распределения функций, прав и ответственности, плохой организации труда, несправедливой системы мотивации и стимулирования работников и т.п. К таким методам относят: разъяснение требований к работе, использование координационных механизмов, разработку или уточнение общеорганизационных целей, создание обоснованных систем вознаграждения.

Межличностные методы предполагают, что при создании конфликтной ситуации или начале развертывания самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль своего дальнейшего повеления, чтобы свести к минимуму ущерб своим интересам (приспособление (уступчивость), уклонение, противоборство, сотрудничество и компромисс, принуждение, решение проблемы).

Переговоры выполняют определенные функции, охватывая многие аспекты деятельности работников. Как метод решения конфликтов, переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых конфликтующих сторон решений. Для того чтобы переговоры стали возможными, необходимо выполнение определенных условий: существование взаимозависимости сторон, участвующих в конфликте; отсутствие значительного различия в возможностях (полномочиях) участников конфликта; отсутствие стадии развития конфликта возможностям переговоров; участие в переговорах сторон, которые могут принимать решения в сложившейся ситуации. Каждый конфликт в своем развитии проходит несколько этапов. На некоторых из них переговоры могут быть не приняты, так как еще рано, а на других начинать их будет уже поздно.

^ Ответные агрессивные действия — методы, являющиеся крайне нежелательными для преодоления конфликтных ситуаций. Применение этих методов приводит к разрешению конфликтной ситуации с позиции силы, в том числе с использованием грубой силы, насилия. Однако бывают ситуации, когда разрешение конфликта возможно только данными методами.

^ 2. Разрешение социальных конфликтов и стили поведения в конфликтах

Чтобы понять способы разрешения конфликтов, необходимо знать пять основных стилей поведений в конфликте, потому что определение стратегии разрешения конкретного конфликта связано с выбором способа действий, равнозначного стилю конфликтного поведения.

На схеме №3, которая называется «Сетка Томаса-Килмена» демонстрируется, что выбор конфликтного поведения зависит как от интересов участвующих в конфликте сторон, так и от характера предпринимаемых ими действий. Сам стиль поведения определяется, во-первых, мерой осуществления собственных интересов (личных или групповых) и степенью активности или пассивности в их отстаивании. Во-вторых, на стиль поведения существенно влияют стремление удовлетворить интересы других сторон, участвующих в конфликте, а так же то, какие действия приоритетны для отдельных лиц, социальных групп – индивидуальные или совместные.



^ Схема №3: «Стили поведения в конфликтах»

Уклонение как стиль поведения в конфликтах характеризуется явным отсутствием у вовлеченного в конфликтную ситуацию желания сотрудничать с кем-либо и приложить активные усилия для осуществления собственных интересов, равно как пойти навстречу оппонентам; стремлением выйти из конфликтного поля, уйти от конфликта.

Приспособление как стиль пассивного поведения отличается склонностью участников конфликта смягчить, сгладить конфликтную ситуацию, сохранить или восстановить гармонию во взаимоотношениях посредством уступчивости, доверия, готовности к примирению. В отличие от уклонения этот стиль предполагает в большей мере учитывать интересы оппонентов и не избегать совместных с ними действий.

Конфронтация по своей направленности ориентирована на то, чтобы, действуя активно и самостоятельно, добиваться осуществления собственных интересов без учета интересов других сторон, непосредственно участвующих в конфликте, а то и в ущерб им. Применяющий подобный стиль поведения стремится навязать другим свое решение проблемы, уповает только на свою силу, не приемлет совместных действий.

Сотрудничество, как и конфронтация, нацелено на максимальную реализацию участниками конфликта собственных интересов. Но в отличие от конфронтационного стиля сотрудничество предполагает не индивидуальный, а совместный поиск такого решения, который отвечает устремлениям всех конфликтующих сторон.

Компромисс занимает срединное место в сетке стилей конфликтного поведения. Он означает расположенность участника (участников) конфликта к урегулированию разногласия на основе взаимных уступок, достижения частичного удовлетворения своих интересов. Этот стиль в равной мере предполагает активные и пассивные действия, приложение индивидуальных и коллективных усилий. Стиль компромисса предпочтителен тем, что обычно преграждает путь к недоброжелательности, позволяет, хотя и отчасти, удовлетворить притязания каждой из вовлеченных в конфликт сторон.

Основная задача в урегулировании любого конфликта состоит в том, чтобы по возможности придать ему функционально-положительный характер, свести к минимуму неизбежный ущерб от негативных последствий противостояния или острого противоборства. Такой результат достижим, если участники конфликта проявят честный и доброжелательный подход к улаживанию своих разногласий, общую в этом заинтересованность, если они приложат совместные усилия к поиску положительного решения на основе устойчивого, стабильного согласия всех сторон.

Возможен двоякий исход конкретного конфликта — его полное или частичное разрешение. В первом случае достигается исчерпывающее устранение причин, вызвавших конфликтную ситуацию, а при втором варианте происходит поверхностное ослабление разногласий, которые со временем могут вновь обнаружить себя. При полном разрешении конфликт прекращается как на объективном, так и на субъективном уровнях. Конфликтная ситуация претерпевает кардинальные изменения, ее отражение в сознании оппонентов означает трансформацию, превращение «образа противника» в «образ партнера», а психологическая установка на борьбу противодействие сменяется ориентацией на примирение, согласие партнерское сотрудничество.

Частичное же разрешение не искореняет причины конфликта. Оно, как правило, выражает только внешнее изменение конфликтного поведения при сохранении внутреннего побуждения к продолжению противоборства. Сдерживающими факторами выступают либо волевые, идущие от разума аргументы, либо санкция сторонней силы, воздействующей на участников конфликта. Предпринимаемые меры направляются на то, чтобы убедить или заставить конфликтующие стороны прекратить враждебные действия, исключить чье-либо поражение, указать на средства, способствующие взаимопониманию.

Отдельное лицо или социальная группа, соотнося интересы конфликтующих сторон и параметры их поведения, выбирают приоритетный для себя способ разрешения конфликта, наиболее доступный и приемлемый в данных условиях. Необходимо понимание того, что не всякий стиль, следовательно, и способ подходят к конкретной ситуации. Каждый из способов эффективен лишь при разрешении определенного типа конфликтов.

Широко распространенным способом разрешения конфликтов является ныне компромисс. В частности, это связано с тем, что наше время отличается повышенным динамизмом событий и тесным сопряжением общественных сил. Требуются определенное равновесие и баланс, непременный учет как того, что ведет к сближению к сотрудничеству, так и того, что нарушает партнерские отношения, порождает конкуренцию, противоборство и обострение конфликтов.

^ 3. Последствия социальных конфликтов

Позитивными (функциональными) последствиями конфликта считаются: решение проблемы способом, приемлемым для всех сторон; укрепление взаимопонимания, сплочённости, сотрудничества; уменьшение антагонизма, единомыслия, покорности. Люди будут чувствовать свою причастность к решению проблемы, что уменьшит трудности в реализации решения.
   Конфликты ведут к перестройке существующих и формированию новых социальных институтов и механизмов. Способствуют образованию и консолидации групп, сохранению между ними границ, баланса интересов и власти и таким образом обеспечивают углубление и относительную стабильность внутренних отношений.
   Наконец, конфликты способствуют повышению активности и мотивации к работе, росту квалификации, стимулируют споры и любознательность, появление новых идей и альтернатив развития организации, рост способности к изменениям, повышение качества принимаемых решений. Всё это облегчает процесс управления, повышает его эффективность, а поэтому конфликты лучше не подавлять, а регулировать. Совершенно без конфликтов, переживаний, напряжений человек может остановиться в своём развитии.
  Но не стоит упускать из вида тот факт, что отдельные, чаще всего межличностные конфликты, носят и негативные (дисфункциональные) последствия: неудовлетворённость, ухудшение морально психологического климата, сворачивание сотрудничества, рост текучести кадров, снижение производительности, активности в будущем, нарастание враждебности, формирование образа врага и стремление к победам, а не решению проблем, сильная преданность своей группе, представление о другой группе как о «враге», о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны – как об отрицательных.

^ Глава 2. Социальные конфликты в современной России.

Социальные конфликты в современном российском обществе органически связаны с его переходным состоянием и противоречиями, которые лежат в основе конфликтов. Корни некоторых из них лежат в прошлом, но свое основное обострение они получают в процессе перехода к рыночным отношениям.

Образование новых социальных групп, класса предпринимателей и собственников, растущее неравенство, становятся базой возникновения новых конфликтов. Формируется новое социальное противоречие в обществе между элитой, представляющей различные группы новых собственников и огромной массой народа, которого отстранили от собственности и от власти.

Конфликты в современных условиях отличаются остротой и частым применением насилия. На основе углубления кризисного состояния общества, приводящего к столкновениям различных сил и общностей, обостряются социальные противоречия и их результатом становятся социальные конфликты.

Конфликты формируются в различных сферах жизни общества и обычно именуются как политические, социально-экономические, духовные, национальные и т.п. Все они относятся к категории социального конфликта, под которым понимается любой вид борьбы и противоборства между общностями и социальными силами.

§1. Социально-политические конфликты.

Конфликт Социально-политический - высшая ступень в развитии социальных и политических противоречий в обществе, характеризующаяся сравнительно острым столкновением сторон (людей, социальных и политических групп, сил, институтов и т.д.), тенденцией усиления их сознательного противоборства в ходе реализации противоположных интересов. Социально-политические конфликты могут охватывать все или только отдельные сферы, стороны общественной жизни.

Эти конфликты могут развиваться и протекать то спокойно, сглажено, то могут разгораться до формы ожесточенных схваток. Потенциальным источником ожесточенной борьбы за власть являются новые социальные группы, претендующие на более высокое положение в политической жизни, на обладание материальными благами и властью. В 1993 году победила исполнительная власть, в руках которой сейчас сосредоточена вся полнота реальной власти. Но эта борьба носила верхушечный, элитарный характер и разрешилась не компромиссом, а силовым методом с вооруженным столкновением и кровопролитием.

Можно проследить три аспекта проблем политической власти в конфликтах российского общества:

1) конфликты в самой власти, противоборство между различными политическими силами за обладание властью;

2) роль власти в конфликтах в других сферах жизни общества, которые как то влияют на основы существования самой власти;

3) роль государственной власти во многих случаях как посредника.

Функция социально-политических противоречий и конфликтов в обществе оставалась одной из самых неразработанных теоретических проблем социальной философии. Их влияние является одновременно и положительным, и отрицательным. Задача социального философа заключается в выявлении не только положительных сторон такого конфликта, но и отрицательных.

XX и XXI века были для России периодом нескольких системных кризисов и социальных революций - высших форм социального конфликта: война и революция 1905 года; февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года; пролетарско-социалистическая революция (ставшая контрреволюцией по отношению к февральской буржуазно-демократической революции), которая закончилась созданием в России пролетарско-социалистической формации; августовская (1991 года) номенклатурно-капиталистическая революция, завершившаяся монополистически (олигархически) - капиталистической деформацией России. И теперь она полна социально-политических конфликтов, которые с одной стороны являются источниками развития России, а с другой стороны, причинами ее дальнейшей деградации.

Кризис современной России вызван, прежде всего, теми революционными процессами, которые продолжились после августа 1991 года. В начале казалось, что в стране, развернулась буржуазно-социалистическая (социал-демократическая) революция, к которой Россия в принципе была готова вследствие своего советского (пролетарско-социалистического) прошлого. Но эта реальная возможность, которую в последние годы своего правления отстаивал Михаил Горбачев, не состоялась. Борис Ельцин и его сторонники разрушили СССР и встали на путь либерально-капиталистической формации. Эта революция, как и все социальные революции, обострила скрытые и явные социально-политические конфликты и породила новые, которые мы считали уже решенными в советский период.

Опыт ельцинского и путинского этапов в развитии России демонстрирует обострение старых и возникновение новых социально-политических конфликтов между политическими партиями, между ветвями власти, между центром и регионами, между центром и национальными регионами, между центром, регионами и местным самоуправлением и т.п. Зачастую эти конфликты ведут не к улучшению жизни и развитию страны, а к ухудшению жизни народа и страны.
§2. Социально-экономические конфликты.

Социально-экономические конфликты — это конфликты, причиной которых являются средства жизнеобеспечения, использование и перераспределение природных и иных материальных ресурсов, уровень заработной платы, использование профессионального и интеллектуального потенциала, уровень цен на товары и услуги, доступ и распределение духовных благ.

Социально-экономические конфликты в России отличаются конкретными своими проявлениями и особыми причинами их формирования. В социальных конфликтах традиционно фигурирует противоречие между системой благосостояния и системой труда. Действующими сторонами в этих конфликтах выступают, прежде всего, предприниматели и профсоюзы при посредничестве правительства.

Мощные забастовочные движения шахтеров, работников наземного, воздушного, железнодорожного и морского транспорта, рыболовецкого хозяйства и др. показали, что у нас раздел борьбы идет не по линии «работники - предприниматели», а по линии «трудовые коллективы – правительство». С 1992 года хотя и преобладали требования о повышении зарплаты, уровня жизни, ликвидации задолженности по зарплате, но неуклонно росли требования участников забастовок, связанные с отстаиванием своего права собственников на имущество предприятия.

Есть много других особенностей, но не они определяют основное содержание конфликтов в данной сфере. Например, некоторые конфликты носят «вторичный» характер, т.е. их основная причина – невыполнение правительством и соответствующими административными органами подписанных ранее соглашений, достигнутых договоренностей. Массовые конфликты связаны также с тем, что нет четкой законодательной базы разрешения трудовых споров, решения многих проблем уже на начальной стадии конфликта.

Основное содержание конфликтов, формирующихся в социально-экономической сфере кризисного общества России, связано со становлением таких рыночных отношений, в которых беспрецедентное неравенство формирует биполярность социальных сил, изначально обреченных на конфликтные взаимоотношения. Поскольку собственность сосредотачивается в руках элиты, прежде всего номенклатуры, в чьих руках фактически сосредоточена власть, то социально-экономические выступления направлены против социальной и экономической политики правительства в центре и на местах.

Конфликтные процессы развиваются в условиях углубления противоречий между микроэкономической адаптацией населения и потребностями макроэкономического прогресса. Данные социологического опроса показывают, что 80% граждан России обеспечивают свои более или менее сносные условия существования, адаптируясь к существующему рынку. Только 13% работающих в 1994 году существовали за счет основной работы, остальные, стремясь любыми путями выжить, имели заработки еще от других видов деятельности.

Более того, высокая степень недоверия к «официальной» экономике наряду с указанным выше политическим недоверием является хорошей почвой для теневой экономики, для ее глобальной криминализации. Такое развитие экономических ситуаций может привести к деградации политических и экономических институтов государства. К тому же всесилие и бесконтрольное вмешательство в рыночные процессы, что ведет к непредсказуемым последствиям типа «рублевого обвала» в октябре 1994 года.

Серьезные конфликтологические потенции содержат в себе и социально-экономические отношения между средними и мелкими предпринимателями и властными структурами. Основными причинами являются: коррупция среди чиновников; неопределенность функций многих государственных служащих, их требований к предпринимателям; неоднозначность толкования законов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Взаимодействие между предпринимателями и чиновниками все в большей степени осуществляется через призму негативных психологических образов, рождающих взаимное ожидание угрозы, враждебности.

В конфликтологическом плане возрастает значение характера отношений по линии «предприниматели – основная масса населения». Рядовые граждане неоднозначно относятся к предпринимателям: 50% - благожелательно, 30% - резко отрицательно. Но есть один важный фактор, способный резко обострить ситуацию. Если взять различия доходов между самыми богатыми и самыми бедными слоями, то несколько лет назад они оценивались как 3:1. Но современные экспертные оценки фиксируют, что дифференциация по доходам групп населения в России вышла на уровень 50:1 и выше (в западных странах – 10:1). Это указывает на опасность конфликта нового качества, ибо минимально обеспеченные группы по своему уровню находятся за чертой бедности, и речь идет не только о 50-ти кратном различии доходов, а о том, что низшие слои находятся на враги выживания. Необходимо также учесть, что под «низшими слоями» имеются в виду не только пенсионеры, инвалиды и подобные им группы населения, но и высококвалифицированные работники – врачи, инженеры, ученые и т.д. Их искусственная люмпенизация размывает зачатки российского «среднего класса», той социальной категории, которая обычно становится основой и оплотом социальной стабильности.
§3. Межнациональные, межэтнические конфликты.

Национально-этнические конфликты — это конфликты, возникающие в ходе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп, обычно проживающих в непосредственной близости внутри какого-либо государства.

Эти конфликты по своей структуре, по характеру и по ожесточенности противостояния, по сложности их регулирования и разрешения являются наиболее сложными среди социальных конфликтов в России. К социальным противоречиям, языковым и культурным проблемам добавляется историческая память, которая углубляет конфликт.

Россия многонациональная страна, где проживает более 120 народов. Во многих республиках в составе Российской Федерации "коренное население" составляет меньшинство. Только в 5 республиках его численность превышает 50% (Чувашия, Тува, Коми, Чечня, Северная Осетия).

Исходя из оценки событий конца 80-х — начала 90-х годов прошлого века, можно выделить следующие типы межэтнических конфликтов.

1 тип: конфликты, возникшие в результате притязаний существовавших ранее национально-территориальных автономий на полный государственный суверенитет (к таковым на территории Российской Федерации относится только чеченский конфликт);

2 тип: конфликты, развившиеся как следствие провозглашения этническими общинами новых национально-территориальных автономий или одностороннего повышения ими статуса существующих, но без формального притязания на создание на базе этих автономий независимых государств (подобные акции оказывались нередко лишь прелюдией к требованиям полного суверенитета, поэтому власти обычно стремятся воспрепятствовать и акциям этого типа);

3 тип: конфликты между соседними этническими группами или республиками, претендующими на контроль над спорными пограничными территориями (речь идет прежде всего о конфликтах между многочисленными этническими общностями Дагестана, а также споре между Северной Осетией и Ингушетией из-за Пригородного района).

Особенность межэтнических конфликтов в России обусловлена как различием соотношения русского и нерусского населения, так и главным образом тем, что национальная психология русских и разбуженное национальное самосознание могут дестабилизировать социально-политическую ситуацию и обострить межэтнические противоречия. Впервые в истории нравственное самочувствие русского народа, его самосознание испытывают такую ущемленность и страх за будущее, когда каждый другой, даже небольшой по численности народ может предстать перед ним в образе врага. В ближайшие годы следует ожидать усиления агрессивно-наступательного настроения в русском национальном сознании. Его будут питать беженцы-русские из других бывших республик СССР.

Мировой опыт, в том числе наша практика, показывает, что межэтнические конфликты могут быть решены только мирным путем.

Так, в России Татарстан продемонстрировал мирный вариант решения сложного конституционного конфликта. Как известно, Конституция, принятая в республике в 1992 году, зафиксировала ее независимость и ассоциированное членство в Федерации. Федеративный договор республика тогда не подписала.

В феврале 1994 года после серии переговоров договор между государственными органами Российской Федерации и Республики Татарстан был подписан, благодаря чему основные противоречия были урегулированы. С тех пор развитие отношений на основе подписанного договора стало называться «Моделью Татарстана».

Заключение.

Обобщая все то, что было сказано о социальном конфликте в первой главе, можно сказать: конфликт – это всегда взаимодействие людей. Все лица, участвующие в конфликте, различаются своими целями, ролью и значением. Поведение участника конфликта зависит не только от его социальной роли, но и от ряда субъективных факторов: опыта, эмоций и чувств, мотивации и т. п. Для развязывания конфликта необходимо наличие конфликтной ситуации – такого совмещения обстоятельств и интересов, которые создают почву для реального противоборства между субъектами. Конфликт не может длиться вечно, рано или поздно он завершается. Единой системы завершения не существует. Конфликт порождает социальную напряжённость, которая сопровождает его и соответствует его масштабам. Основными тактическими методами разрешения конфликтов являются: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и уход (уклонение) от решения проблемы.

Во второй главе говорилось, что в нашем современном российском обществе протекают сложные процессы, такие как социальный кризис, изменение социальной, политической и духовной структуры. Это говорит о том, что наше общество находится в переходном состоянии, в котором чаще всего и возникают социальные конфликты. Социальный кризис, возникший в наши дни, является одним из самых глубоких и продолжительных за всю историю России. Сейчас, как я уже говорила во второй главе, конфликтами охвачены все сферы жизни российского общества. Наиболее опасными являются конфликты, вспыхивающие в политической сфере, особенно в области власти. Не менее опасными являются социальные конфликты в сфере социально-экономических и межэтнических отношений.

Чтобы уметь справляться с социальными конфликтами и пытаться их предупредить, необходимо понимать природу конфликтов, причины их возникновения, возможные пути развития и модели поведения в них. Также, тщательный анализ конфликта необходим для преодоления трудностей при погашении конфликтов, для установления возможных причин и последствий данного социального конфликта.
^ Список используемой литературы

Список монографий и статей

  1. И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров «Конфликтология», издательство «ИНФРА-М», Москва, 2000 - с 32 по 49 стр, с 95 по 101стр, с 173 - 177

  2. А.Г. Здравомыслов «Социология конфликта», издательство «Аспект Пресс», Москва, 1996 - с 213 по 237 стр.

  3. Т.Н. Кильмашкина «Конфликтология. Социальные конфликты», издательство «Юнити», Москва, 2004.

  4. Диссертационная работа: Акулов Константин Михайлович. Типологически-функциональный анализ социально-политических конфликтов современной России : Н. Новгород, 2002

  5. Иванов В.Н., Семигин Г.Ю. «Политическая социология», издательство «Мысль», 2000



Список электронных и эмпирических источников

  1. Статья «Конфликт: социальная проблема?» с сайта www.shkolazhizni.ru

  2. www.proceedings.usu.ru – сайт газеты «Известия Уральского Государственного Университета»

  3. www.ru.wikipedia.org - свободно распространяемая многоязычная онлайновая энциклопедия

 Таблица №1 из учебника «Конфликтология», И.Е. Ворожейкин, страница 48.

 Схема №2 из учебника «Конфликтология», И.Е. Ворожейкин, страница 95.






Скачать файл (173 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru