Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по экологическому праву - файл 1.doc


Лекции по экологическому праву
скачать (733.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc734kb.18.12.2011 03:53скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Реклама MarketGid:
Загрузка...
ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема!

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Что такое «экология» ?

Термин «экология» (от греческого oikos — дом, жилище, место пребывания и logos - наука) был введен в научный оборот немецким ученым Э. Геккелем в 1866 году. Им же было дано одно из первых определений экологии как науки, хо­тя те или иные элементы знаний, охватываемых этой наукой, содержатся в трудах многих уче­ных, начиная с мыслителей Древней Греции. Наибольшее развитие этот раздел человеческих знаний об окружающей природной среде полу­чил в биологической науке, особенно в после-дарвинский период (вторая половина XIX века и последующее время). Ныне экологизация косну­лась практически всех отраслей знаний, в том числе и правовой науки, что имеет вполне опре­деленные объективные основания, состоящие главным образом в кризисном обострении отно­шений общества и природы, возникновении глобальных проблем охраны окружающей при­родной среды, разрешить которые можно лишь совместными усилиями всего человечества.

Таким образом, под экологией в настоящее время понимается система научных знаний о взаимоотношениях общества и природы, живых организмов и среды их обитания, об охране ок­ружающей природной среды.

Что такое экологическое право?

Экологическое право — это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфе­ре взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровле­ния и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений людей. Данное определение экологического права бази­руется в основном на статье 1 Закона РСФСР от 19 октября 1991 г. «Об ох­ране окружающей природной среды», в которой определены задачи приро-доохранительного законодательства, состоящие в регулировании отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природ­ных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения эко­логически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздо­ровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Что является предметом экологического права

как отрасли права?

Предмет экологического права - общественные отношения в сфере ох­раны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, преду­преждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйст­венной и иной деятельности.

Более четко определить предмет экологического права позволяет сопоставление его с предметом смежных отраслей права — земельного, гор­ного, водного, лесного, одной из основных задач которых также является ох­рана и рациональное использование окружающей природной среды. Однако к предмету указанных отраслей права относятся главным образом отношения по рациональному использованию и охране отдельных природных объектов — земли, недр, вод, лесов и др., а не окружающей природной среды в целом.

Каковы основные этапы развития экологического законодательства?

Периодизация развития экологического законодательства может быть осуществлена по различным основаниям. Но если за ее основу взять разви­тие и углубление самого понятия охраны окружающей природной среды, то довольно четко выделяются три основных этапа.

Первый этап, который можно условно назвать консервационным, охва­тывает конец XIX века и первую половину XX века. В этот период, особен­но в начальной его стадии, под охраной природы понимали не охрану окру­жающей природной среды в целом, а прежде всего охрану редких и исчезающих видов животных и растений. Для этих целей начали создавать­ся различного рода заповедники, заказники, резерваты, национальные пар­ки и т. п. Так, в 1913 году на первой международной конференции в Берне, созванной по инициативе швейцарского ученого Поля Саразена, в центре внимания была охрана дикой фауны от хищнического истребления в погоне

за. максимальной прибылью в условиях ничем не ограниченной беспощад­ной ее эксплуатации. Именно в этот период и в России создаются первые за­поведники - Баргузинский, Астраханский и др.

Второй этап - от середины XX века до восьмидесятых годов - характе-.' ризуется значительным расширением понимания охраны природы, под ко­торой в этот период подразумевается не только и не столько охрана исчеза­ющих видов животных и растений, а охрана всех природных ресурсов как таковых. Поэтому этот этап в развитии экологического законодательства можно назвать, конечно также условно, природоресурсовый. В данный пери­од (1957-1963 гг.) в тогдашних союзных республиках, в том числе и в Рос­сийской Федерации, были приняты законы об охране природы. Законом «Об охране природы в РСФСР» под охрану были поставлены практически все природные ресурсы, а не только исчезающие и редкие животные и рас­тения, включая атмосферный воздух, типичные ландшафты, редкие и досто­примечательные природные объекты, что хотя и не являлось природным ре­сурсом в собственном смысле этого слова, но представляло значительный экологический интерес.

Третий этап — примерно с начала восьмидесятых годов и по настоящее время - характеризуется всеохватывающим пониманием охраны окружаю­щей природной среды, а не только природных ресурсов. Речь, таким образом, идет об охране самой природной среды обитания человека, что является не­пременным условием не только дальнейшего прогресса нашей цивилизации, но и самого ее существования. Именно в этот период, который мы называем экологическим, появилось само понятие экологического права, были введены учебные курсы по экологическому праву во многих учебных заведениях, и не только юридических.

Каковы основные принципы охраны окружающей среды?

Как определено статьей 3 Закона РСФСР «Об охране окружающей при­родной среды», при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окру­жающей природной среды, органы государственной власти, другие государ­ственные органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны руководствоваться следующими основными прин­ципами:

— приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благопри­ятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

— научно обоснованное сочетание экологических и экономических ин­тересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на Ьздоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

рациональное использование природных ресурсов с учетом законов рироды, потенциальных возможностей окружающей природной среды, не-ребходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необра-~" : последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

- соблюдение требований природоохранительного законодательства, не­отвратимость наступления ответственности за их нарушения;

- гласность в работе и тесная связь с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;

- международное сотрудничество в охране окружающей природной среды.

Предусмотренные настоящим Законом принципы охраны окружающей природной среды нашли подтверждение и дальнейшее развитие в Основном законе нашей страны - Конституции Российской Федерации,-о чем подроб­нее будет сказано в теме 2, посвященной источникам экологического права.

Каковы методы правового регулирования экологических отношений?

Экологическое право, как и многие другие отрасли российского права, не обладает каким-то особым, только ему присущим методом правового ре­гулирования. Поэтому едва ли оправданны встречающиеся в литературе, в том числе и учебной, утверждения о методе (или методах) экологического права. Представляется более правильным говорить не о методе (методах) экологического права, а о методах правового регулирования экологических

отношений.

Метод правового регулирования общественных отношений носит в изве­стной мере вторичный характер, поскольку формы и сам характер правово­го воздействия определяются сущностью регулируемых отношений. Это, ко­нечно, не отрицает классификационного значения метода правового регулирования. Однако по сравнению с предметом правового регулирования он носит второстепенный, вспомогательный характер.

Вопрос о методе правового регулирования и его роли в формировании и характеристике той или иной отрасли права является в настоящее время дискуссионным. Нередко в это понятие вкладывается совершенно различ­ное содержание. Но преобладающим, по-видимому, можно считать мне­ние, что праву присущи три основных метода правового регулирования: запрет, предписание и дозволение, находящие выражение в таких при­емах регулирования, как императивный и диспозитивный. Как отмечает проф. С.С. Алексеев, государство может регламентировать поведение уча­стников общественных отношений либо непосредственно, сверху (импе­ративное регулирование), либо опосредованно, с предоставлением субъ­ектам так или иначе дозированной возможности самим определять условия своего поведения (диспозитивное регулирование). При этом, ес­ли для императивного способа (приема) регулирования характерно нали­чие отношений власти и подчинения, то диспозитивное регулирование от­личается юридическим равенством субъектов.

Отсутствие у многих отраслей права, в том числе и экологического, сво­его метода вовсе не исключает существования определенных особенностей правового регулирования, присущих той или иной отрасли права. Такие особенности состоят, как правило, в специфическом сочетании различных методов, характерном именно для данной отрасли права. Такая «индивиду-

ализация» способов правового воздействия на регулируемые отношения по отдельным отраслям права делает его столь непохожим, индивидуализиро­ванным, свойственным только данной отрасли права.

Для экологического права характерно преобладание административно-правового метода воздействия на регулируемые отношения, характерными чертами которого являются не отношения юридического равенства сторон, свойственные гражданско-правовому методу, а отношения власти и подчине­ния. Именно такими -' властными - полномочиями обладают природо-охранительные органы, стоящие на страже интересов общества и гражданина.

Говоря об особенностях правового регулирования экологических отно­шений, следует отметить, что в современных условиях значительно возросло значение экономических методов воздействия на экологические отношения. Это находит выражение в установлении платы за использование природных ресурсов, чего ранее не было, т.к. бесплатность природопользования квали­фицировалась как одно из «достижений и преимуществ социалистического строя». Усиление экономических методов воздействия на экологические от­ношения проявляется и в создании особых экологических фондов, предоставлении определенных льгот и преимуществ за рациональное ис­пользование природных ресурсов и др.

Вместе с тем следует констатировать, что в сфере экологических отноше­ний не наблюдается так называемой «замены» административных методов экономическими, здесь по-прежнему преобладают административно-право­вые методы воздействия на регулируемые отношения, что обусловлено спе­цификой последних, их особой социальной значимостью для общества в це­лом и для каждого гражданина в отдельности.

В современных условиях произошло коренное изменение методов правового регулирования экологических отношений: возросло значение ча­стноправового регулирования экологических отношений. Если раньше, при господстве командно-административной системы, и теория и практика на­чисто отрицали частноправовое регулирование и деление нашего права на публичное и частное, руководствуясь известным тезисом В.И. Ленина: «мы ничего частного не признаем, для нас все области хозяйства есть публично-правовое, а не частное» (ПСС. Т. 44. С. 387). С переходом к рыночной эко­номике, укреплением начал частной собственности, в том числе и в области экологических отношений, и отменой монополии государства на землю, ут­верждением частной собственности в качестве одной из основных форм соб­ственности, установлением платности пользования природными ресурсами, укреплением договорных начал в природопользовании и др. приобрели «права гражданства» и частноправовые начала в регулировании экологичес­ких отношений. Однако признание и утверждение частноправовых начал в регулировании экологических отношений вовсе не означает отмены или за­мены публичноправового регулировании этих отношений. В силу специфи-и большой социально-экономической и иной значимости последних их бличноправовое регулирование остается и в современных условиях |авным и определяющим.

Что такое экологическое право как наука и учебная дисциплина?

Экологическое право как одна из отраслей юридической науки представ­ляет собой систему научных знаний об экологическом праве как отрасли права, о его становлении и развитии, о принципах и особенностях правово­го регулирования экологических отношений, основных институтах экологи­ческого права, государственном регулировании экологических отношений, праве собственности на природные ресурсы, юридической ответственности за экологические правонарушения, о правовом режиме использования и ох­раны природных ресурсов, окружающей природной среды в зарубежных

странах и др.

Как учебная дисциплина экологическое право - это система научных зна­ний об экологическом праве как отрасли права, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических.

Какова система экологического права?

Система экологического права как науки и система экологического права как учебной дисциплины совпадают. Она состоит из общей, особен­ной и специальной частей.

В общей части содержатся институты и положения, имеющие значе­ние для всего экологического права. Таковыми являются предмет и метод в экологическом праве, источники экологического права, экологические правоотношения, право собственности на природные ресурсы, право природопользования, правовые основы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды, экологическая экспер­тиза, экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды, юридическая ответственность за экологические право­нарушения.

Особенная часть экологического права состоит из таких разделов, как правовое регулирование использования и охраны земель; вод; атмосферного воздуха; недр; лесов; животного мира; особо охраняемых природных террито­рий и объектов; правовое регулирование обращения с опасными радиоактив­ными веществами и твердыми отходами; правовой режим экологически не­благополучных территорий.

Специальная часть экологического права посвящается основным чертам международной правовой охраны окружающей природной среды.

1? Тема 2

^ I ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Что такое источник права в юридическом смысле и каковы особенности источников экологического права?

Под источниками права в юридическом смысле понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязатель­ными. То или иное правило поведения, чтобы стать юридически обязательным, должно быть облечено в определенную правовую форму. Оно должно быть сформулировано в виде закона, указа, постановления, решения, приказа, инст­рукции или в иной установленной форме.

Поскольку экологические отношения регу­лируются нормами не только экологического права, но и других отраслей права, большое чис­ло среди его источников составляют нормы, со­держащиеся в смежных отраслях права, в осо­бенности природоресурсовых — земельном, водном, лесном и др.

Немалое место среди источников экологичес­кого права занимают законы, то есть норматив­ные акты высшей юридической силы, создающие легальную основу правового регулирования эко­логических отношений в тех или иных сферах. Большинство норм экологического права содер­жится в кодифицированных законодательных ак­тах, в особенности в Земельном, Водном, Лес­ном кодексах. Многие законодательные акты, хотя и не являются кодексами, также могут быть квалифицированы как кодификационные. К та­ковым следует отнести прежде всего Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружа-

ющей природной среды», представляющий собой нормативно-правовой акт, в котором в систематизированном виде объединены нормы права, регулирую­щие общественные отношения по охране, оздоровлению и улучшению окру­жающей природной среды. Именно в данном Законе содержатся основопола­гающие принципы и нормы по регулированию экологических отношении в Российской Федерации, которые, как правило, находят конкретизацию и раз­витие в последующих нормативных актах.

Значительное место среди источников экологического права занимают международные нормативно-правовые акты, нормы которых так или иначе регулируют экологические отношения и внутри страны. Такие нормы, соглас­но ст. 15 Конституции Российской Федерации, являются составной частью нашей правовой системы и имеют приоритетное значение. Если международ­ным договором установлены иные правила, чем предусмотренные внутрен­ним законодательством, применяются правила международного договора.

Какова роль Конституции Российской Федерации как источника экологического права?

Конституция Российской Федерации - основной источник экологичес­кого права. Именно в Конституции РФ определены основы конституцион­ного строя, права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере экологических отношений, федеративное устройство государства, органы государственной власти, их компетенция и др. В Конституции содержатся основополагающие принципы, определяющие цели, порядок, методы и нор­мы правового регулирования экологических отношений в нашей стране.

Статья 2 Конституции провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и сво­бод человека и гражданина — обязанность государства. Каждый, согласно ст. 42, имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную инфор­мацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Земля и другие природные ресурсы, говорится в ст. 9 Конституции, ис­пользуются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и де­ятельности народов, проживающих на соответствующей территории, при этом указанные природные объекты могут находиться в частной, государст­венной, муниципальной и иных формах собственности. Владение, пользо­вание и распоряжение землей и другими природным ресурсами осуществля­ется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. В Конституции РФ также закреплено (ст. 36), что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Важное значение для правового регулирования экологических отноше­ний имеют и конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции федеральных органов государственной власти и органов госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации. Так, п. «д» ст. 72 пре­дусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъек-

находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспече­ние экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры.

Установлено также, что по предметам совместного ведения издаются фе­деральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не мо­гут противоречить федеральным законам. При наличии таких противоречий |? действует федеральный закон, принятый в полном соответствии с Консти-; туцией Российской Федерации. В случае же противоречия между федераль-;;" ным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федера-, ции, изданным по вопросам вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения РФ и ее субъектов, действует нормативный право-v вой акт субъекта Российской Федерации.

Какова роль федеральных законов

в регулировании экологических отношений?

Большую роль в регулировании экологических отношений играют феде­ральные законы - акты высшей юридической силы, действие которых распро­страняется, как правило, на всю территорию Российской Федерации. Осново­полагающим является Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды», в котором систематизированы нор­мы, касающиеся прав граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду; экономического механизма охраны окружающей природ­ной среды; нормирования качества окружающей природной среды; государст­венной экологической экспертизы; экологических требований при проекти­ровании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов; чрезвычайных экологических ситуаций; особо охраняемых природных территорий и объектов; экологического контроля; экологического воспитания, образования, научных исследований и др.

В последние годы произошло существенное обновление федерального за­конодательства, регулирующего экологические отношения. Так, в 1995 году были приняты федеральные законы о внесении изменений и дополнений в Законы Российской Федерации «О недрах», «О животном мире», «О природ­ных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Юб особо охраняемых природных территориях». 16 ноября 1995 г. был при­нят Водный кодекс Российской Федерации.

: 29 января 1997 г. был принят Лесной кодекс Российской Федерации. -; В связи с этим были признаны утратившими силу Основы лесного законо-V:; дательства Российской Федерации 1993 г, и Постановление Верховного Со-; , ,в|та Российской Федерации «О порядке введения в действие Основ лесного Л,:3^онодательства Российской Федерации».

's* ^Важное значение для регулирования экологических отношений имеет " |деральный закон от 2 января 2000 г. «О государственном земельном

Какое место в правовом регулировании экологических отношений занимают указы Президента Российской Федерации?

Указы Президента Российской Федерации занимают важное место в систе­ме нормативных актов по экологическому праву. Таковы, например, Указы Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. «О федеральных при­родных ресурсах» и «Об усилении государственного контроля за использова­нием и охраной земель при проведении земельной реформы», от 24 декабря 1993 г. «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации», от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю».

Указом Президента от 17 мая 2000 г. «О структуре федеральных органов ис­полнительной власти» определена современная структура указанных органов.

Какое место занимают постановления Правительства РФ в правовом регулировании экологических отношений?

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в Российской Фе­дерации, обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области экологии (ст. ПО, 114 Конституции РФ). Оно на основании и во ис­полнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Прези­дента РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение (ст. 115 Конституции РФ). Таковы постановления Правительства РФ от 23 фе­враля 1994 г. «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном ис­пользовании плодородного слоя почвы», от 23 октября 1995 г. «О федеральной целевой программе «Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы», от 19 октября 1996 г. «О федеральной целевой программе «Предотвращение опас­ных изменений климата и их отрицательных последствий» и др.

Какова роль нормативно-правовых актов субъектов РФ в регулировании экологических отношений?

Субъекты Российской Федерации по предметам совместного ведения Рос­сийской Федерации и ее субъектов вправе принимать в соответствии с гене­ральными законами законы и иные нормативные правовые акты, а вне преде­лов ведения Российской Федерации и совместного ведения осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нор­мативных правовых актов. Примером могут служить законы о земле Саратов­ской области, Самарской области, Земельный кодекс Республики Татарстан.

Законом «О земле» Саратовской области, принятым Саратовской област­ной думой 12 ноября 1997 г., предусмотрены принципы правового регулиро­вания земельных отношений в Саратовской области, основанные на общих принципах регулирования земельных отношений, закрепленных в федераль­ном законодательстве, и в то же время отражающие специфику их регулиро­вания в данной области. Землям особо охраняемых территорий, к которым от­несены земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное важное значение, посвящена самостоятельная глава (глава VI) Закона.

Какова роль ведомственных нормативных правовых актов в регулировании экологических отношений?

Ведомственное правовое регулирование общественных отношений, в том числе экологических, занимает видное место. С 1992 года введена государст­венная регистрация тех нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств, которые затрагивают права и законные интересы граж­дан или носят межведомственный характер, что является важной мерой по упорядочению ведомственного нормотворчества. Особо важную роль в ведом­ственном регулировании охраны окружающей природной среды играют нор­мативные правовые акты таких органов исполнительной власти, как Минис­терство природных ресурсов Российской Федерации; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Каково значение судебной и арбитражной практики в регулировании экологических отношений?

Деятельность судебных и арбитражных органов играет весьма сущест­венную роль в правовом регулировании экологических отношений. Особо важное значение имеют постановления высших судебных и арбитражных органов, в которых содержатся обобщения судебной и арбитражной практи­ки и руководящие указания по вопросам применения действующего законо­дательства. Таково, например, Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 октября 1993 г. № 22 «О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», в котором указано, что при разрешении споров, связанных с приме­нением названного Закона, необходимо иметь в виду, что установление дифференцированных ставок платы за загрязнение окружающей природной среды в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Постановления Правитель­ства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» отнесено к компетенции органов исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образо­ваний, однако указанным органам не предоставлено право вводить допол­нительные платежи за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия против предусмотренных законодательством РФ.

Важная роль принадлежит Конституционному Суду Российской Федера­ции, разрешающему дела о соответствии Конституции РФ федеральных за­конов, нормативных актов Президента РФ, конституций республик, уста­вов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Так, Постановлением Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г. «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Россий­ской Федерации» Лесной кодекс Российской Федерации по порядку приня­тия и положения Кодекса о лесном фонде признаны соответствующими Конституции РФ.

ТемаЗ

^ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Что такое экологическое правоотношение

и каковы его виды?

Экологические правоотношения - это отно­шения в сфере охраны, оздоровления и улучше­ния окружающей природной среды, предупреж­дения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности, урегулированные нормами эколо­гического и смежных отраслей права.

Экологические правоотношения могут быть классифицированы по различным основаниям: по субъектам, то есть участникам экологических правоотношений, их объектам, степени правовой охраны и др. Наибольший интерес представляет классификация экологических правоотношений по их объектам, нашедшая достаточно четкое оп­ределение в действующем законодательстве. Так, в соответствии со статьей 4 Закона «Об охране ок­ружающей природной среды» следует различать правовые отношения в сфере:

- естественных экологических систем и озо­нового слоя атмосферы;

- земельных, горных, водных, лесных отно­шений, отношений по поводу использования и охраны атмосферного воздуха, животного мира, микроорганизмов, генетического фонда, при­родных ландшафтов;

- особо охраняемых природных объектов (заповедников, заказников, национальных при­родных парков и др.).

является субъектами экологических правоотношений? Субъектами экологических правоотношений, то есть их участниками, являются граждане, юридические лица, государственные органы. Степень и характер их участия в экологических правоотношениях далеко не одинако­вы. Так, если граждане и юридические лица выступают во многих случаях как потребители природных ресурсов, что, конечно, не исключает, а, напро­тив, предполагает их большую роль в охране и рациональном использовании этих ресурсов, то государственные органы осуществляют регулирование ра­ционального использования и охрану окружающей природной среды.

Что является объектами экологических правоотношений?

В учебной литературе объекты экологических правоотношений подразде­ляются на следующие три категории:

интегрированные - окружающая природная среда в целом;

дифференцированные - отдельные природные объекты (земля, недра, во­ды, леса, лесная растительность, атмосферный воздух, животный мир, гене­тический фонд, природные ландшафты);

особо охраняемые - государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания (ст. 4 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

Каково содержание экологических правоотношений?

Содержанием правоотношений, в том числе и экологических, являются права и обязанности участников этих отношений. Права и обязанности субъектов правоотношений взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому характеристика прав одного участника правоотношения, как правило, озна­чает и характеристику обязанностей другой стороны.

Права граждан в области охраны окружающей природной среды нашли отражение и легальное закрепление в действующих нормативных актах, и прежде всего в Конституции Российской Федерации. Статья 42 Конститу­ции гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причи­ненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Скачать файл (733.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru