Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Ответы к экзамену по методологии психологии - файл 1.doc


Ответы к экзамену по методологии психологии
скачать (683.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc684kb.18.12.2011 04:06скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Реклама MarketGid:
Билет с одним вопросом + кратко рассказать о монографии, которую прочитали
пользоваться можно всем чем хочешь, кроме соседа.

Литература:
А.А. Леонтьев "Деятельностный ум"
Асмолов
Леонтьев А.Н. "ДСЛ"
Выготский, 1 и 6 том.
Мамардашвили



Список монографий по методологии (выбрать одну!- желательно, чтобы выбор основывался на степени близости к диплому)


  1. К. Левин «Динамическая психология»

  2. В. Франкл «Человек в поисках смысла»

  3. К. Роджерс «Становление человека»

  4. Э Фромм «Бегство от свободы»

  5. М.К.Мамардашвили «Классический и неклассический идеалы рациональности», психологическая тополгия пути (по материалам Пруста анализ)

  6. Г. Олпорт «Становление личности»

  7. А. Маслоу «Новые рубежи человеческой природы»

  8. Н.А. Бернштейн «Очерки по физиологии активности»

  9. А.Н. Леонтьев «ДСЛ»

  10. С.Л. Рубинштейн «Человек и мир»






1. Образы психологии в истории науки и культуры. 2

2. Образ психологии в когнитивных науках.
3

3. Образ психологии в бихевиоральных (поведенческих) науках. 5

4. Образ психологии в социальных науках.
7

5. Психология как наука о мотивации. 11

6. Проблема сознания в психологии. 14

7. Проблема поведения в психологии (включая деятельность, социальную психологию и т.д.) 17

8. Проблема культуры в психологии. Культура и программы поведения (статья Ю.М. Лотмана) 20

9. Проблема бессознательного в психологии (в деятельности, установке Узнадзе, психоанализе). 22

10. Л.С. Выготский об историческом смысле психологического кризиса. 24

11. Проблема деятельности в психологии (бихевиоральной+). 25

12. Идеал рациональности и его роль в понимании науки (М.К. Мамардашвили Неклассический идеал+ ) 27

13. Линии Декарта и Спинозы в мышлении психологов: конфликт или взаимодействие. 30

14. Психология как ремесло и искусство (Маслоу, Оллпорт) 31

15. Психотехническая парадигма в психологии (религии, Хайдеггер+). 33

16. Психотехника, психотерапия, психоанализ, их соотношение. 34

17. Гуманистическая и экзистенциальная парадигмы в психологии, их отличия и соотношение. 36

18. Социальная биография культурно-исторической психологии. 38

19. Психология смысла. 39

20. Психология переживания. 41

21. Образ мира как категория психологии 42

22. Этология, зоопсихология, сравнительная психология, их соотношение. 43

23. Уровни методологии в психологии 45
^



1. Образы психологии в истории науки и культуры.



Во всех культурах существует та или иная теория или свое имплицитное представление о том, что нами движет, о мотивах, стереотипах, в конечном итоге о психике. Следовательно, рассматривая любую культуру, мы можем увидеть некую имплицитную модель психики, скрытой за культурными мирами. Культура это строительный материал для психологии. Например, гипотеза Сепира-Уорфа (гипотеза лингвистической относительности) - разработанная в 30-х годах ХХ века концепция, согласно которой структура языка определяет мышление и способ познания реальности. Возникла в этнолингвистике США под влиянием трудов Э. Сепира и Б. Л. Уорфа. В соответствии с их представлениями, язык и образ мышления народа взаимосвязаны. Овладевая языком, его носитель усваивает и определенное отношение к миру и видит его под углом зрения, "навязанным" структурами языка, принимает картину мира, отраженную в родном языке. Следствием признания гипотезы лингвистической относительности является признание того, что язык хранит в себе определенную систему ценностей, выражаемые в нем значения имеют оценочность и складываются в коллективную философию, свойственную всем носителям данного языка.

1) Один из ярких образов психологии в культуре – это религия. ВСЕ мировые религии работают так или иначе с душой, сознанием, выступая не только как мировоззрение, но и как мощнейший психотерапевтический инструмент (см. у Франкла). Здесь мы сталкиваемся с уникальным пониманием души: великие книги – Библия, Коран, книги по буддизму являются ценностными и этическими регуляторами поведения. Сейчас есть особое направление – христианская психология – книги Братуся Б.С., ???Бориса Нечипороса Борис Ничипоров??. Плюс вышла книга Абаева "Культурная психология и дзен-буддизм" – культуры востока. Без обращения к религии нам многие вещи не понятны. Например, почему Индия сопротивляется психоанализу (другие психологии (гештальт и бхвзм) принимают, а это нет), , т.к. у них свой образ психологии и свое понимание души. Релгии имеют свое понимание психики и отторгают другие образы.

Бахтин говорил о полифоничности сознания, а в христианстве была идея троицы.
2) Помимо религии нужно вспомнить о важности влияния литературы на психологию как науку. Лит-ра задавала многие образцы понимания психологии. Именно литература (например М.Аврелий и его книги о судьбе) является кузницей человеческого поведения. Лит-ра дает нам образы нормы и патологии, образы рациональности и безумства. Однажды созданное великое литературное произведение может на долгое время задать свое понимание человеческого поведения и внутреннего мира.

Более конкретные представления о человеке -- "Пигмалион", Галатея, Франкенштейн (механический чел, созданный людьми). Все это некие уникальные программы, которые психологи эксплуатируют в своих трудах. Равно как эксплуатируют и другие глобальные образы и архетипы (например, образ Одиссея или других древнегреческих богов – Асмолов считает даже, что некоторые люди как бы повторяют путь Одиссея в жизни и это является архетипом). Часто лит-ра дает блестящие образцы того, до чего не доходят сами психологи: Чапек автор понятия "робот" ("Война с саламандрой") - это понятие стало стереотипом.

Литература задаёт программы поведения. Ю.М. Лотман, опираясь на литературу (например, в работах "Культура и программы поведения") выводит программу поведения на декабристов. Шилковский сделал анализ "Что делать" Чернышевского и говорил о вреде Чернышевского в задании моделей поведения.

Литература выдаёт стереотипы, которые мы принимаем за реальность. Если бы однажды Тургенев не написал "Отцы и дети", то кто знает, может быть, и не склоняли бы по сей день эту проблему, или не обращали бы на нее такое внимание.

Слой литературы как фантастика и научная фантастика. Уэлс "Война миров" -- как мы общаемся с чужими мирами (с инопланетянами, которые сидят в соседней квартире), работа по ксенофобии. А.Азимов "Основания", где он говорит что главные люди на земле -- психоисторики.

Литература задаёт программы, мы их усваиваем в ходе социализации. Литература задает механизмы стыда, страха, совести
3) В науке.

Параллели, проводимые между различными науками в методологическом плане, важны и интересны. Они позволяют увидеть ситуацию в психологии под несколько иным углом зрения, по-другому взглянуть на перспективы развития.

Открыли автоматы – появилось понятие рефлексов (ещё Декарт). Камера обскура - появилась модель глаза. Физика, биология давали образы психологии. "Химическая психология" Милля: опять же, ориентация на науку, как на образ человека.

Философы, такие как Мамардашвили, задавали образ рациональности человека (сциентистские, точные науки), т.о. идеал рациональности - из науки. В науке задавался образ рационального, прогнозируемого человека. Инженерные науки: можно ли понять психотехнику, если не знать технику и ее историю. Именно наука задавала язык: ЛСВ, психологические орудия.

Главный постулат, являющийся базовым для любой науки, - представление о том, что в изучаемой реальности есть некоторые закономерности, и они в принципе познаваемы. Однако классическая наука (в данном случае имеется в виду ньютоно-картезианская парадигма, которая была успешно воспринята психологией из физики) зачастую подменяет представление о существовании закономерностей "принципом причинности" (утверждение о том, что любое событие можно объяснить каузально, то есть можно дедуктивно предсказать). Илья Пригожин назвал эту веру в безграничную предсказуемость "основополагающим мифом классической науки".

Так, А.А. Пузырей, проводит следующие различия между психологией и квантовой физикой. Признавая, что и в той, и в другой науке наблюдение меняет наблюдаемую реальность, он считает, что применительно к психологии "речь идет не просто об изменении траектории движения объекта, но о смене законов его жизни". На самом деле это различие принципиально недоказуемо, так как нет никаких доказательств, что электрон "всего лишь меняет траекторию", ведь при наблюдении он ведет себя как волна, а без наблюдения - как частица - чем не смена законов его жизни?

Еще одно принципиальное различие между психологией и естественными науками, по мнению А.А. Пузырея, состоит в следующем: естественнонаучное знание - это знание законов поведения неких идеальных объектов. Однако рассмотрим, откуда берется эта "идеальность". В основе поиска закономерностей и вывода законов лежит обобщение, и именно обобщение заставляет говорить о неком "абстрактном", обобщенном объекте. Но не так ли все обстоит и в психологии? Лишь описательная часть науки может "похвастаться" вниманием к единичным и уникальным случаям. А выведение закономерностей требует обобщения, и следовательно, "идеализации" объекта.
Без образов пси в культуре и науки неясно, откуда мы и куда мы идём. Методология отваживается на то, чтобы поднять вопрос об образах.
В результате взаимодействия науки, культуры и психологии имеем образы человека:

  • как сенсорной реальности,

  • системы ощущений и восприятия (Бэкон, Локк – ассоцианизм, наука о сознании, метод интроспекции, физиологическая психология),

  • как системы реакций (бхв),

  • как иррационального неосознаваемого (фрейд),

  • как деятельностно-смыслового единства (Левин, Леонтьев, Франкл),

  • как существо по переработке информации (кгн).



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Реклама:





Скачать файл (683.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru