Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - безопасность жизнедеятельности - файл 1.doc


Лекции - безопасность жизнедеятельности
скачать (498 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc498kb.18.12.2011 04:06скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Перечень

электронных вариантов лекций

по «Безопасности жизнедеятельности»

Лекция 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСТНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (БЖД).

Лекция 2. Физиологические характеристики человека - как элемента системы "человек - производство - окружающая среда".

Лекция 3. ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Лекция 4. ВЛИЯНИЕ РАДИАЦИИ НА ЧЕЛОВЕКА.

Лекция 5. Основы экологической безопасности.

Лекция 6. Основы безопасности экономической деятельности

Лекция 7. Продовольственная безопасность населения

Лекция 8. ЧС природного происхождения.

Лекция 9.^ ВЛИЯНИЕ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
Лекция 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСТНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (БЖД).

План

1.Определение БЖД, ее цель и предмет.

2. Оценка степени риска.

3. Методы определения риска. Приемлемый риск.

4. Классификация источников опасности.

5. Глобальные задачи безопасности жизнедеятельности человечества.

1.1.Определение БЖД, ее цель и предмет.

БЖД - наука, которая изучает проблемы безопасности пребывания человека в окружающей среде, во время трудовой деятельности, в быту, на отдыхе и т.д.

Целью этой науки является выявления и идентификации вредных факторов, изучение их влияния на человека и окружающую среду, а также разработкой методов прогнозирования, мероприятий и способов защиты людей в условиях чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера.

Курс БЖД основывается на знаниях экологии, гражданской обороны, охраны труда, инженерной психологии, физиологии человека.

Развитие всех форм жизни на Земле, включая и человечество, происходит в условиях непрерывного взаимодействия многих естественных факторов. Изучением этого взаимодействия занимается экология.

Предметом изучения курса БЖД является система «человек-производство-окружающая среда». Проблема взаимодействия человека с окружающей средой возникла с появлением человека на Земле. Однако до середины 20 в. всё чаще и чаще нарушалось динамическое равновесие биосферы в целом. Начиная с середины нашего века, быстрый рост антропогенного воздействия человека на природу создал реальную опасность процессам, которые могут сделать окружающую среду непригодной для дальнейшего развития цивилизации и создадут реальную угрозу жизнедеятельности человека.

Вот как БЖД трактует некоторые термины.

Жизнедеятельность – это специфическая форма активности человека, которая включает все разнообразие взаимодействия человека со средой обитания. Практика дает человеку все основания для выдвижения аксиомы, согласно которой всякая деятельность человека является потенциально опасной. Потенциальная опасность жизнедеятельности человека состоит как в видимом, так и в скрытом проявлении ее результатов, которые чрезвычайно трудно предвидеть и которые могут приводить к травмам, гибели, болезни, ухудшении трудоспособности, самочувствия и других последствий.

Опасность – явление, процессы, объекты, которые в отдельных случаях могут вредить здоровью человека как прямо, так и через время, т.е. вызывать нежелательные последствия. Различают поражающие, опасные и вредные факторы.

Поражающие факторы могут привести к гибели человека.

Опасные факторы вызывают в отдельных случаях травмы или быстрое ухудшение здоров’я (головная боль, ухудшение зрения, слуха, изменение психологического и физического состояния).

Вредные факторы могут вызвать заболевание или снижение работоспособности человека, как в явной, так и в скрытой форме.

Разделение факторов на поражающие, опасные и вредные несколько условный. Один и тот же фактор может вызвать гибель человека, травму, заболевание или не причинить никакого вреда, благодаря его силы и способности организма к противодействию (электрический ток, радиация и др.).

Последнее десятилетие этого века - десятилетие разбушевавшихся стихийных явлений и техногенных катастроф.

^ 1.2. Оценка степени риска.

Наиболее слабым звеном в безопасности является оценка степени риска или меры риска. Наиболее широко распространенное определение риска - это частота реализации опасности или отношение количества погибших (например, на производстве) за год к общему количеству работающих, или же количество погибших за год от общего количества жителей в данной стране, или отношение количества событий с нежелательными последствиями к общему количеству возможных таких событий за определенный период времени.

В некоторых странах (Голландия) мера риска установлена в законодательном порядке. Максимально принятым уровнем индивидуального риска гибели есть 1•10-6 за год, а очень низким - 1• 10-8 за год.

Индивидуальная мера риска гибели людей за год в США составляет:

Источник опасности

Мера риска

Автомобиль

300•10-6

Пожар

90•10-6

Огнестрельное оружие

10•10-6

Воздушный транспорт

9•10-6

Электрический ток

6•10-6

Железная дорога

4•10-6


В Украине у 1997 году мера риска гибели человека и быту составила 1444∙10-6, а на производстве - 104∙10-6, в 1998 г соответственно 1362∙10-6 и 105∙10-6

^ 1.3.Методы определения риска. Приемлемый риск.

Выделяют следующие способы определения риска:

Инженерный, который основывается на статистике, расчету частот, вероятностному анализу.

Модельный, основанный на построении моделей действия опасности на конкретного человека, а также на социальные и профессиональные группы людей.

Экспертный, когда вероятность разных опасных явлений определяют расчетом данных, которые получили путем опроса квалифицированных специалистов-экспертов.

Социологический, основанных на опыте населения, работающих и т.д.

В настоящее время ученые предлагают понятие принятого риска. Его суть заключается в том, что чем больше затраты на обеспечение безопасности, тем меньше степень риска. Но общество (государство) не может себе позволить неограниченно увеличить затраты на повышение безопасности и уменьшение риска до минимума, так как это причинит вред социальной сфере (уменьшение затрат на медицину, образование, культуру) и неизбежно увеличит социально-экономический риск.

Приемлемый риск включает технические, экономические, социальные и политические аспекты и является компромиссом между уровнем безопасности и возможностям её достижения.

^ 1.4. Классификация источников опасности.

Наиболее удачной классификацией является классификация, основанная на типологии источников опасности (то есть от чего обществу необходимо защищаться).

Эта классификация имеет пять классов с четко очерченными границами. Кроме того, в рамки данной классификации удачно вписывается большая часть классификации по опасным и вредным производственным факторам.

1 класс - антропогенное загрязнение окружающей среды. В результате воздействия этих факторов происходит ухудшение условий жизнедеятельности человека, исчезновение различных видов растений и животных.

2 класс источников опасности - естественно происходящие. К ним относятся стихийные бедствия, а именно: землетрясения, наводнения, снежные лавины, цунами, сели, камнепады и др.

3 класс - техногенные аварии и катастрофы. Это в первую очередь аварии на атомных электростанциях, химически опасных производствах, магистральных газо- и нефтепроводах, танкерах.

^ 4 класс источников опасности - социально-политические конфликты, войны.

5 класс - комбинированные источники. К этому классу относятся: 1)природно-антропогенные явления: опустынивания земель, оползни, эрозия почвы; 2)природно-социальные явления: эпидемии, массовые инфекционные заболевания, СПИД; 3) природно-социально-техногенные: массовые профессиональные и психические заболевания.

Кроме того, источники безопасности подразделяют:

По времени появления (импульсивные и кумулятивные);

По локализации (атмосфера, гидросфера, литосфера, космос);

По последствиям (травмы, гибель, пожар, болезнь и т.д.);

По полученному вреду (социальная, техническая);

По сфере проявления (экологическая, бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, производственная);

По структуре (простая, сложная, производная);

По характеру действия на человека (активная, пассивная).
^ 1.5. Основные задачи безопасности жизнедеятельности человечества.

Исходя из того, что природа находится за границами процесса труда и является общей предпосылкой, базой производства - человечеству, в процессе жизнедеятельности, необходимо исходить из 4-х основных задач.

^ Первая задача заключается в том, чтобы в процессе труда нагрузка на Природу не превышала само- восстановительного потенциала природных систем. Первая задача дает возможность впервые четко сформулировать основное направление развития научно-технического прогресса и мира на Земле.

Степень развития научно-технического прогресса должна четко предвидеть рубежную черту равновесия между жизнедеятельностью человечества и средой.

^ Второй основной задачей является выработка представлений и потом уже управление народнохозяйственной системой с учетом конечности природных ресурсов планеты (запасы полезных ископаемых: нефти, угля, газа, различных руд и т.д. – исчерпаемы).

^ Третьей основной задачей является развитие регенерационного производства. В данную задачу можно включить и новые безотходные производства, повторные промышленные циклы.

Реализация данной задачи позволяет решить сразу три острых проблемы:

1) уничтожение все возрастающего количества отходов;

2) преодоление дефицита сырьевых ресурсов;

3)уменьшение нагрузки на потенциал природы, связанный с ее самоочищением от отходов.

Поскольку отходы, отбросы растут в 10 раз быстрее, чем увеличивается население, то понятно, какие огромные возможности здесь открываются.

В настоящее время в США около 1/3 ежегодного производства черного металла и алюминия осуществляется за счет отходов; доля меди и свинца из отходов достигает 50%. В Париже 30% отопления осуществляется за счет сжигания городского мусора.

^ Четвертой основной задачей является прогнозирование возможной обстановки и принятие грамотных решений в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времен с точки зрения защиты населения, персонала объектов и окружающей среды, а также функционирование объектов народного хозяйства и технических систем. К чрезвычайным ситуациям относятся явления, относящиеся ко 2-му,3-му и 4-му источникам опасности.


^ 6. Основные общемировые принципы движения общества к устойчивому развитию

В настоящее время 90% экологических аномалий на планете - результат человеческой деятельности и только 10% экологических катастроф обусловлены чисто природными стихийными явлениями. Во многом это обусловлено пренебрежением человечества к экологическим проблемам неадекватной и недостаточной информацией в сфере экологической безопасности.

Всесторонне проанализировав происходящие в мире процессы, виднейшие ученые и политики мира пришли к выводу, что с точки зрения будущего цивилизации нужно изучать и познавать законы природы не для того, чтобы активнее её эксплуатировать, а для того, чтобы жить по законам природы и взаимодействовать с ней.

Результатом всестороннего анализа происходящих в мире процессов стала идея экологического императива, как основы развития экономики. Устойчивое развитие это не какое-то фиксированное состояние развития, это, скорее всего, процесс изменений, в соответствии с которыми использование природных ресурсов, направления развития технологий, социальные преобразования осуществляются, как из настоящих, так и будущих потребностей.

Устойчивое экологически безопасное развитие - это долговременный и сложный эволюционный процесс, в основе которого лежат великие гуманистические идеи под общим девизом «Не навреди».

Определены основные общемировые принципы движения общества к устойчивому развитию по мнению «Римского клуба» могут быть сведены к следующим:

1. Обеспечение психического развития и сохранения здоровья -
приоритетная задача любого общества.

Данный принцип говорит о том, что в любом обществе приоритетом должно быть то, что на современном языке называется факторами здоровья.

Распределение этих факторов в формировании здоровья человека распределяется следующим образом: способ жизни - 53%; экология - 21%; наследственность - 16%; система охраны здоровья - 10%.

Часто качество жизни отожествляют с уровнем потребления, забывая в каких условиях происходит это потребление. А это в основном окружающая среда и система охраны здоровья человека.

2. Определение разумной черты (границы) удовлетворения потребностей
человека.

Основная проблема в том, что существующая модель производства и потребления экологически не обоснована. Необходимы ориентиры хотя бы регионального потребления. По рекомендациям «Римского клуба» среднеевропейский уровень потребления мог бы быть принятым в будущем, как мировая модель. В настоящее время уровень потребления среднего украинца составляет 1/6 часть среднеевропейского потребления.

3. Принятие положения - одна семья - два ребенка.

Данный принцип обращен как к развитым странам, где он меньше 2-х, так и к странам Азии и Африки, где он значительно превышает эту норму. Демографическая проблема на современном этапе практически не регулируется, как в богатых, так и в бедных странах.

4. Принятие концепции сбалансированного развития при стремлении
сохранять основные экосистемы Земли (природные зоны, регионы, отдельные
территории) при обязательном освоении знаний об управлении природными
ресурсами.

Вопрос о сохранении экосистем и природной среды рассматривается в отдельной главе, посвященной мониторингу окружающей среды.

5. Принятие концепции открытой экономической системы и справедливой
торговли.

В основе этого принципа должны лечь такие морально - этические понятия как «Партнерство и справедливость», а одним из элементов справедливой торговли должно быть обязательное включение в стоимость продукции стоимости экологической компоненты.

6. Налогообложение промышленно развитых стран в пользу развивающихся
стран.

Конференция «Рио-92» обязала развитые страны выделять 0,7% своего валового национального дохода в пользу развивающихся стран.

В настоящее время только четыре скандинавских страны - Швеция, Голландия, Дания и Норвегия выполняют это требование, остальные развитые страны выделяют на эти цели менее 0,3% своего дохода.

7. Формирование национальной экологической политики.

Государства, в том числе и Украина, присоединившиеся к решениям «Рио-92», должны выработать национальные стратегии устойчивого развития. К сожалению, в Украине такая стратегия до сих пор не принята.

8. Развитие прав и активности граждан.

В основе этого принципа лежит идея «социального партнерства» и повышения роли самоуправления.

9. Формирование новых проэкологических организационных структур.

По этому принципу предполагалось повысить роль ООН и её структур в вопросах экологической безопасности, а также создать Всемирную экологическую Федерацию - законодательный контрольный орган при ООН.

^ Лекция 2. Физиологические характеристики человека - как элемента системы "человек - производство - окружающая среда".

План

1. Структура нервной системы человека - системы защиты от опасности.

2. Роль рефлексов в БЖД.

3. Характеристика анализаторов и закон Вебера.

4. Влияние на жизнедеятельность человека зрительного анализатора.

5. Влияние на жизнедеятельность человека слухового анализатора

1. Основные общемировые принципы движения общества к устойчивому развитию

В настоящее время 90% экологических аномалий на планете - результат человеческой деятельности и только 10% экологических катастроф обусловлены чисто природными стихийными явлениями. Во многом это обусловлено пренебрежением человечества к экологическим проблемам неадекватной и недостаточной информацией в сфере экологической безопасности.

Всесторонне проанализировав происходящие в мире процессы, виднейшие ученые и политики мира пришли к выводу, что с точки зрения будущего цивилизации нужно изучать и познавать законы природы не для того, чтобы активнее её эксплуатировать, а для того, чтобы жить по законам природы и взаимодействовать с ней.

Результатом всестороннего анализа происходящих в мире процессов стала идея экологического императива, как основы развития экономики. Устойчивое развитие это не какое–то фиксированное состояние развития, это, скорее всего, процесс изменений, в соответствии с которыми использование природных ресурсов, направления развития технологий, социальные преобразования осуществляются, как из настоящих, так и будущих потребностей.

Устойчивое экологически безопасное развитие – это долговременный и сложный эволюционный процесс, в основе которого лежат великие гуманистические идеи под общим девизом «Не навреди».

Определены основные общемировые принципы движения общества к устойчивому развитию по мнению «Римского клуба» могут быть сведены к следующим:

1. Обеспечение психического развития и сохранения здоровья – приоритетная задача любого общества.

Данный принцип говорит о том, что в любом обществе приоритетом должно быть то, что на современном языке называется факторами здоровья.

Распределение этих факторов в формировании здоровья человека распределяется следующим образом: способ жизни – 53%; экология – 21%; наследственность – 16%; система охраны здоровья – 10%.

Часто качество жизни отожествляют с уровнем потребления, забывая в каких условиях происходит это потребление. А это в основном окружающая среда и система охраны здоровья человека.

2. Определение разумной черты (границы) удовлетворения потребностей человека.

Основная проблема в том, что существующая модель производства и потребления экологически не обоснована. Необходимы ориентиры хотя бы регионального потребления. По рекомендациям «Римского клуба» среднеевропейский уровень потребления мог бы быть принятым в будущем, как мировая модель. В настоящее время уровень потребления среднего украинца составляет 1/6 часть среднеевропейского потребления.

3. Принятие положения – одна семья – два ребенка.

Данный принцип обращен как к развитым странам, где он меньше 2-х, так и к странам Азии и Африки, где он значительно превышает эту норму. Демографическая проблема на современном этапе практически не регулируется, как в богатых, так и в бедных странах.

4. Принятие концепции сбалансированного развития при стремлении сохранять основные экосистемы Земли (природные зоны, регионы, отдельные территории) при обязательном освоении знаний об управлении природными ресурсами.

Вопрос о сохранении экосистем и природной среды рассматривается в отдельной главе, посвященной мониторингу окружающей среды.

5. Принятие концепции открытой экономической системы и справедливой торговли.

В основе этого принципа должны лечь такие морально – этические понятия как «Партнерство и справедливость», а одним из элементов справедливой торговли должно быть обязательное включение в стоимость продукции стоимости экологической компоненты.

6. Налогообложение промышленно развитых стран в пользу развивающихся стран.

Конференция «Рио-92» обязала развитые страны выделять 0,7% своего валового национального дохода в пользу развивающихся стран.

В настоящее время только четыре скандинавских страны – Швеция, Голландия, Дания и Норвегия выполняют это требование, остальные развитые страны выделяют на эти цели менее 0,3% своего дохода.

7. Формирование национальной экологической политики.

Государства, в том числе и Украина, присоединившиеся к решениям «Рио-92», должны выработать национальные стратегии устойчивого развития. К сожалению в Украине такая стратегия до сих пор не принята.

8. Развитие прав и активности граждан.

В основе этого принципа лежит идея «социального партнерства» и повышения роли самоуправления.

9. Формирование новых проэкологических организационных структур.

По этому принципу предполагалось повысить роль ООН и её структур в вопросах экологической безопасности, а также создать Всемирную экологическую Федерацию – законодательный контрольный орган при ООН.
^ 2.1. Структура нервной системы человека - системы защиты от опасности.

Жизнь организма в естественных биологических условиях - непрерывная борьба за существование, в этой борьбе побеждает наиболее приспособленный, т.е. наиболее сообразительный, сильный, ловкий, быстрый, неутомимый. В процессе эволюции человека была создана система, которая в случае опасности максимально мобилизовала двигательную и интеллектуальную активности и запускала в действие все ресурсы организма. Это центральная нервная система (ЦНС) в которой симпатический отдел - система тревоги, система защиты, система мобилизации резервов обеспечивает активное взаимодействие со средой жизнедеятельности.

В основе современного представления о структуре и функции ЦНС лежит нейронная теория. С помощью нейронов (нервных клеток) специализирующихся на восприятии, обработке, хранении и передачи информации, объединенных в специфические нейронные цепи и центры, решаются жизненно важные вопросы

Координация всех этих систем осуществляется ЦНС, которая обеспечивает эффективное безопасное приспособление организма к изменениям окружающей среды. Основным "кирпичиком" ЦНС является нервная клетка "нейрон", которая состоит из тела, дендритов, аксона. Каждая часть выполняет определенную функцию. Тело клетки содержит различные внутриклеточные органеллы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности всей клетки. Дендриты - ветвящиеся волокна нейрона - воспринимают возбуждение. Аксон- волокна передающие нервный импульс (потенция действия) другим нейронам. Контакт аксона с дендритами или телом других нейронов называется синапсом. В ЦНС таких синоптических контактов астрономическая цифра 1015 – 1016.

^ 2.2. Роль рефлексов в БЖД.

Основным механизмом деятельности ЦНС является рефлекс. Рефлексом (отражением) называют ответную реакцию организма с участием ЦНС. Рефлексы разделяются на безусловные и условные.

^ Безусловные рефлексы это наследственно передающиеся реакции организма, осуществляемые в подкорковых ядрах, мозговом стволе, спинном мозге. Безусловные рефлексы являются видовыми. Они присущи всем представителям данного вида и относительно постоянны.

^ Условные рефлексы - это реакции организма приобретенные им в процессе индивидуального развития на основе жизненного опыта. Условные рефлексы являются функцией коры большого мозга, индивидуальны. У представителей одного и того же вида могут быть или отсутствовать. Условные рефлексы не постоянны и в зависимости от условий жизни могут вырабатываться закрепляться или исчезать.

Все рефлексы по их биологическому значению принято разделять на пищевые, оборонительные, половые, статокинетические и локомоторные, ориентировочные, поддерживающие гомеостаз.

Для того чтобы условные рефлексы не исчезали, а закреплялись, и время на их осуществление сокращалось, необходимо постоянно с определенной периодичностью проводить обучение.

Для обеспечения безопасности в критических ситуациях обучение должно включать:

  1. глубокие знания причин и анализ последствий этих ситуаций;

  2. разбор критических ситуаций с анализом неправильного поведения людей и последствий, к которым это поведение приводит,

  3. для выработки умения и освоения навыков необходимо проводить обучение с использованием различного вида тренажеров, стендов, макетов;

  4. с целью закрепления приобретенных навыков (условных рефлексов), повышения профессионального мастерства необходимо проводить обучение в виде "моделирования" критических ситуаций и оценки поведения людей.

^ 2.3. Характеристика анализаторов и закон Вебера.

Здоровье человека - это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, отсутствие болезней или физических дефектов. С медицинской точки зрения: Здоровье - это, прежде всего, состояние организма, в котором отмечается соответствие структуры и функции, а также способность регуляторных систем поддерживать постоянство внутренней среды (гомеостаз).

Гомеостаз – состояние внутреннего динамического равновесия природной системы, которое поддерживается регулярным обновлением основных ее структур, материально-энергетического состава и постоянной функциональной саморегуляцией во всех ее звеньях.

Нормальная жизнедеятельность человека заключается в том, что его организм сталкивается постоянно, ежедневно с различными раздражителями. Для поддержания постоянства внутренней среды организма в ответ на действие этих раздражителей возникают адекватные реакции. Эти реакции по силе, характеру, длительности и времени свойственны большинству людей данной популяции. Свойство организма отвечать изменением жизнедеятельности на различные воздействия окружающей среды называется реактивностью. Реактивности организма объединены в системы.

Важным элементом жизнедеятельности является активная разведка, поиск новой среды обитания, перехода к новым условиям существования и труда. Такая деятельность необходима для накопления жизненного опыта, повышение жизнестойкости и возможности выживания человека.

Для получения такой информации организм человека снабжен анализаторами.

Анализаторы – это совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, которые осуществляют восприятие и анализ информации о явлении, которое происходит как в окружающей среде, так и внутри самого организма.

Все анализаторы в принципиальном структурном отношении однотипны.

Работа любого анализатора начинается с обнаружения и восприятия сигнала из внешней или внутренней среды. На втором этапе анализаторы обязаны провести различие сигналов. На данной стадии основным критерием выступает не абсолютная чувствительность анализатора, а его способность реагировать на изменение интенсивности временных показателей или пространственных признаков раздражения. Это природное "устройство" выполнено так, чтобы обеспечить разную реакцию на минимальное различие (интенсивность) между раздражениями. Это минимальное различие в интенсивности и есть порог различия.

Абсолютная граница чувствительности имеет верхний и нижний уровни. Нижняя абсолютная граница чувствительности – это минимальная величина раздражения, которое вызывает чувствительность. Верхняя абсолютная граница – максимально допустимая величина раздражения, которая не вызывает боль у человека.

В 1834г Э.Вебер сформулировал следующий закон "Ощутимый прирост раздражения (порог различия) должен превышать раздражение, действующее ранее на определенную долю". Сформулированный закон можно записать следующим образом:

,

I- раздражение, ΔI- его ощутимый прирост (порог различия).

Рассмотрим пример. Человек держит на руке гирьку массой 100 грамм. Следующая минимальная добавка груза (порог различия), которую способен ощутить человек через давление на кожу руки, будет равна 3 г, для груза 200 г - порог различия 6 г, для груза в 800 г - порог различия 24 г.

Основной частью анализатора является рецептор, который выполняет строго определенные функции.

Рассмотрим их классификацию. Все рецепторы разделяются на две большие группы - внешние (экстерорецепторы) и внутренние (интерорецепторы).

К экстерорецепторам относятся: слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, осязательные.

К интерорецепторам относятся висцерорецепторы - (сигнализирующие о состоянии внутренних органов) и проприорецепторы (рецепторы опорно-двигательного аппарата).

По характеру контакта со средой рецепторы делятся на дистантные (зрительные, слуховые, обонятельные), получающие информацию на некотором расстоянии от источника раздражения и контактные - возбуждающиеся при непосредственном соприкосновении с ним.

В зависимости от природы раздражителя рецепторы могут быть разделены на: механорецепторы (вестибулярные, гравитационные, слуховые и др.), хеморецепторы (вкуса, обоняния), фоторецепторы (зрительный), терморецепторы (кожи, внутренних органов).

^ 2.4. Влияние на жизнедеятельность человека зрительного анализатора.

В современной физиологии, учитывая анатомическое единство и общность функций, различают восемь анализаторов. Однако в системе взаимодействия человека с объектами окружающей среды главными или доминирующими при выявлении опасности все-таки выступают зрительный, слуховой и кожный анализаторы.

Одним из важнейших в жизнедеятельности человека является зрительный анализатор, который дает более 90% информации нашему мозгу. Поэтому не случайно говорят «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Какие основные характеристики зрительного анализатора необходимо знать для обеспечения безопасности жизнедеятельности, в том числе и труда, большей производительности и меньших затрат энергии?

1. Ближайшая точка ясного ведения находится на расстоянии 10 см от глаза. Предметы расположенные ближе 10см, не могут быть ясно видны человеком с нормальным зрением.

2. Инерция зрения обусловлена временем действия физиологических процессов и колеблется от 0,03 до 0,1с.

3. Минимальная продолжительность фиксации взгляда на рассматриваемом предмете или светящейся точке, лампе, пульте управления находится в пределах 0,2-0,5с.

4.Темная адаптация происходит неравномерно: в первые 10 сек чувствительность глаза увеличивается в 50-80 раз, а затем в течение 10 мин - во много десятков тысяч раз. Данное обстоятельство необходимо учитывать, когда люди выходят или выезжают из светлых помещений (участков) на темные улицы (участки).

5. Диапазон видимого спектра от 720-400 нм от красного до фиолетового. Частичная цветовая слепота наблюдается, как правило, у мужчин. 8% - дальтоников, наиболее часто не различают красный и зеленый цвета.

Человек различает приблизительно 150 оттенков цвета. Согласно госстандарту установлено четыре сигнальных цвета: красный, желтый, зеленый и синий. Красный сигнализирует о непосредственной опасности, желтый предупреждает об опасности, зеленый применяют для знаков, указывающих, что делать нужно именно так, синий – для указательных знаков.

Особенно важное значение имеет цвет при выборе одежды. Психологи утверждают, что цвет одежды влияет не только на настроение, то и на самочувствие: зеленый – успокаивает, снимает головную боль, утомление, раздражительность; красный увеличивает содержание адреналина в крови, повышает работоспособность; желтый – стимулирует мозговую деятельность, фиолетовый – улучшает работу сердца, легких, сосудов; оранжевый повышает настроение и потому незаменим в стрессовых ситуациях.

^ 2.5. Влияние на жизнедеятельность человека

слухового анализатора
Слуховий анализатор второй по значению дистантный анализатор человека. Шум – это совокупность различных по силе звуков.

Теперь рассмотрим физиологические характеристики звука.

^ Порогом чувствительности называется минимальный уровень звукового авления на данной частоте, вызывающее слуховое ощущение – порог чувствительности и равняется 1дБ. С учетом данного давления разработана международная шкала громкостей, воспринимаемых человеческим ухом, разделяемая на 130 единиц. За ноль приниется сила звука на пороге слышимости. Уровень интенсивности различных звуков на удалении 1 м составляет, дБ: шепот –10-20; громкая речь – 60-70; шум на улице – 70-80; шум электропоезда – 110. Предельно допустимый уровень звукового давления на рабочем месте - 80 дБ.

Лекция 3. ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И

^ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

План

1. Мероприятия по безопасной и эффективной работе коллектива людей.

2. Основная цель и предмет эргономики.

3. Эргономические требования к организации рабочего места.

4. Потенциальные источники опасности труда и ее последствия.

5. Влияние разных форм труда на его потенциальные источники опасности.

^ 3.1. Мероприятия по безопасной и эффективной работе коллектива людей.

Среди разнообразных форм взаимодействия человека с окружающей средой одна с самых важных - эта его трудовая деятельность.

Труд - это заранее осмысленный процесс сознательной деятельности человека с учетом его опыта, материальных и духовных потребностей.

В процессе труда изменяется организация человека, что существенным образом отличается от психики самого высшего животного. Во-первых, человек научился создавать, совершенствовать и хранить орудие труда. Во-вторых, человек может абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предусматривать последствия, которых могут возникать при реализации этой ситуации. В-третьих, отличительной чертой психической деятельности есть передача общественного опыта. В-четвертых, только человеку свойственно различия в чувствах - сопереживания в радости и горе к иному человеку.

Трудовая деятельность человека - многопланова. Тем не менее, в конечном счете, в работу включается двигательный аппарат организма, его скелетные мышцы.

Высшей формой групповой организации является коллектив. При выполнении работы несколькими людьми успех ее зависит от согласованности, умение, надежности и многих иных факторов. В процессе формирования любой профессиональной группы складывается своеобразный резерв ее возможностей или "коллективная состоятельность". Групповая деятельность особенно эффективна при решении проблем, которые могут иметь несколько решений. Для организации безопасной высокопроизводительной и эффективной работы коллектива людей необходимо выполнять ряд мероприятий:

1. Установить оптимальный состав группы, при которой достигается высокая эффективность в роботе.

2. Обеспечить совместимость работающих. Проблема совместимости может рассматриваться на физиологическом, психофизиологическом, социально-психологическом уровне.

3. Организовать возможность общения работающих в процессе выполнения совместной работы.

4. Организовать сработанность работающих, когда эффект взаимодействия дает максимально возможный результат при малых энергетических затратах и субъективной удовлетворенности друг другом и безопасности работы.

^ 3.2. Основная цель и предмет эргономики.

В настоящее время организацию работы невозможно представить без эргономики. Эргономика - это технология конструирования работы. Она основывается на кибернетике, изучении трудовых навыков и инженерном деле, а также на медико-биологических науках: анатомии, физиологии, психологии.

1. Из анатомических аспектов особое внимание уделяется антропометрии (размеры тела) и биомеханике (учет точки приложения сил при выполнении разнообразных видов работ).

2. В проблемах физиологии выделяют физиологию труда (затраты энергии) и физиологию окружающей среды (влияние физических факторов окружающей среды), они существенным образом могут влиять на качество и производительность работ, на травматизм и профессиональные заболевания.

3. Из психологических аспектов необходимо выделить психологию овладения навыками (проработка информации и принятия решений) и профессиональную психологию (предыдущая подготовка, усилие и индивидуальное различие.

Таким образом, за много тысяч лет труд преобразил структуру и функции человеческого организма.

^ Цели эргономики: повысить эффективность системы “человек-производство-окружающая среда” (ЧПОС); обеспечить безопасность труда.

Предметом эргономики является трудовая деятельность человека в процессе взаимодействия с производством (техническими системами) и в условиях особого влияния на нее факторов окружающей среды.

Основным объектом эргономики есть система ЧПОС.
^ 3.3. Эргономические требования к организации рабочего места.
В системе ЧПОС всегда есть 3 элемента: предмет труда, способ труда и объект труда. Самой малой целой единицей, в которой присутствуют указанные элементы, есть рабочее место.

^ Рабочее место - это участок территории, где есть необходимые технические средства и где происходит трудовая деятельность человека. Рабочее место оборудовано приборами отражения информации, органами управления и вспомогательным оборудованием.

^ Организацией рабочего места называется проведение системы мероприятий по его оборудованию способами, предметом труда и размещения их в определенном порядке с целью достижения:

  1. оптимизации условий деятельности;

  2. безопасности труда;

  3. максимальной эффективности;

  4. комфортности работы человека.

К рабочему месту предъявляются такие требования:

  1. достаточное рабочее пространство, которое позволяет работающему человеку делать необходимые движения и перемещения;

  2. достаточные физические, зрительные и слуховые связи между человеком и оборудованием, а также между людьми во время выполнения общей задачи;

  3. необходимый уровень освещения;

  4. допустимые уровни шума, вибрации и иных вредностей;

  5. присутствие необходимых способов защиты;

  6. оптимальное размещение рабочих мест, а также безопасные и достаточные проходы для работающих.


^ 3.4. Потенциальные источники опасности труда и ее последствия.



С позиций жизнедеятельности человека при сформированном равновесии (стабильности) любых систем при отсутствии риска последствий, отсутствует и источник опасности. Труд представляет систему, которая должна характеризоваться стабильностью, а следовательно, и безопасностью труда.

На безопасность труда влияют очень много разнообразных факторов:

  • внешняя среда,

  • организация производственного процесса в целому и на рабочих местах отдельно,

  • состояние инструмента и машин и т.д.

Не меньшее значение для безопасности имеет и функциональное состояние организма, а также профессиональная подготовка работающих.

Любой с этих факторов может повлиять на стабильность системы и привести к возникновению риска последствий. На основании этого можно сделать вывод, что любая трудовая деятельность потенциально опасна и задача безопасности труда состоит в том, чтобы опасность сводить к минимуму. Следует помнить, что даже при самом высоком уровне развития техники абсолютное устранение источников опасности невозможно.

Сейчас мы кратко охарактеризуем лишь некоторые отрицательные факторы, характерные для любых видов работ. Одним из основных отрицательных факторов, который существенным образом влияет на травматизм и профессиональные заболевания, аварии и т.д., является низкая профессиональная подготовка. Профессиональная дееспособность зависит от умения, обучение, воспитание, состояния организма.

Умение - это способность человека осуществлять какую-либо определенную деятельность или действие в новых для него условиях, на основе ранее полученных им знаний и навыков. Поэтому основная задача обучения, наряду с передачей знаний, состоит в развитии у человека "профессионального умения".

Другим потенциально опасным фактором является неосторожность, невнимательность, халатность, когда любой объект производства может стать источником опасности.

Обычно причинами неосторожности, невнимательности, халатности работающих является усталость, эмоциональные возбуждение, дефект какого-либо органа. Утомление или усталость - сложный комплекс явлений, что возникает в последствие продолжительной чрезмерной или нерациональной нагрузки. Она характеризуется неточными движениями, ослаблением внимания, снижением производительности труда, появлением браку в роботе, прекращением работы, травмированием и т.д. Развитию утомления оказывает содействие однообразная работа с несложными, непрерывными, повторяемыми процессами. Утомлению оказывает содействие условия, которые вызывают высокие степени напряжения.

С точки зрения предупреждения усталости, травматизма, профессиональных заболеваний, самым важным условием является выбор правильного ритма работы. На протяжении рабочего дня нагрузки, ритм труда планируется с учетом физиологических закономерностей развития работоспособности человека. В период сниженной работоспособности (первые и последние часы смены) нагрузка и темп устанавливаются на 5-10% ниже, чем в середине первой и второй половин рабочего дня. Для вхождения в ритм работы ее необходимо начинать с больше простых операций, переходя к больше сложным и трудным.

В качества потенциальных источников опасности могут выступать также временное, резкое нарушение каких функций организма (головная боль, умопомрачение, судорога мышц и т.д.); временное переключение психологической деятельности на какой предмет или события, не связанные с работой, нулевые дни (дни усталости) биоритмов.

Говоря о потенциальных источниках опасности, необходимо отметить гипокинезию, что есть одним из важных факторов риска. Современные условия труда и жизни, с одной стороны, обуславливает резкое ограничение физической активности. С другой стороны, современные условия труда требуют освоения большого потока информации, обуславливает повышение ответственности и увеличения скорости производственных процессов.

5. Влияние разных форм труда на его потенциальные источники опасности.

1) Формы труда, связанные с управлением производ­ственными процессами и механизмами. Человек вклю­чен в систему управления как необходимое оперативное звено — чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше участие человека. С физиологической точки зрения различаются две основные формы управления производственным процессом: в одних случаях пульты управ­ления требуют частых активных действий человека, а в других — редких. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах, во втором — работник нахо­дится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

^ 2) Формы интеллектуального (умственного) труда. Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфе­ре материального производства, например конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др., так и вне его — ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.

Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, и как следствие этого — мобилизация памяти и внимания, час­тота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты состав­ляют 10—11,7 МДж (2000—2400 ккал) в сутки.

Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности че­ловека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистой патологии у лиц ум­ственного труда.

В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента во всех сферах профессиональ­ной деятельности. В наступивший компьютерный век во многих профессиях, преимущественно физического тру­да, увеличивается доля умственного компонента, когда даже функции управления и контроля возлагаются на электрон­ную технику.

Умственный труд связан с приемом и переработкой ин­формации, требует напряжения сенсорного аппарата, вни­мания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.

Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и сту­дентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

^ Управленческий труд — труд руководителей учреждений, предприятий характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повышенной личной ответственностью, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Творческий труд — наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Это труд педагогов, программистов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конструкторов.

^ Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

^ Труд учащихся и студентов — это напряжение основных психических функций, таких, как память, внима­ние, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Успешное осуществление различных форм трудовой деятельности человека возможно при обязательном учете физиологических основ умственного и физического труда, проведении необходимых мер по повышению работоспособности организма, создании комфортных условий для трудовых коллективов и отдельных работников.

В выводе необходимо отметить, что учет потенциальных источников опасности как на стадии проектирования производства в целому, так и в процессе работы позволит создать высокопроизводительные, здоровые малоопасные условия труда.

Лекция 4. ВЛИЯНИЕ РАДИАЦИИ НА ЧЕЛОВЕКА.

План

1. Основные характеристики ионизирующего излучения.

2. Источники ионизирующих излучений, которые влияют на современного человека.

3. Особенности воздействия ионизирующего излучения на человека

4. Воздействие различных доз облучения.

5. Биологическое действие ионизирующего излучения.

6. Нормирование облучения и принципы радиационной безопасности.

^ 4.1. Основные характеристики ионизирующего излучения.

Ионизирующее излучение – явление, связанное с радиоактивностью. Радиоактивность – это самопроизвольное превращение ядер атомов одних элементов в другие, сопровождающееся испусканием ионизирующего излучения.

Различают следующие виды ионизирующих излучений:

α –излучение – поток ядер атомов гелия. Внешнее облучение от таких частиц незначительно, но они крайне опасны при попадании внутрь организма.

β- излучение – поток электронов. β- частице труднее найти мишень в облучаемой среде, так как она воздействует в основном только своим электрическим зарядом. Внешнее облучение при этом не велико (β- частицы задерживаются оконным стеклом).

γ-излучение - это высокочастотное электромагнитное излучение. Поскольку полной защиты от него обеспечить невозможно, то используют экраны из материалов, способных ослабить поток излучения

При изучении процесса радиоактивного распада установлено, что не все ядра радиоактивного изотопа распадаются одномоментно. Время, в течение которого распадается половина всех атомов данного радиоактивного изотопа, называется периодом полураспада.

Для характеристики воздействия ионизирующего излучения на вещество введено понятие дозы излучения. ^ Дозой излучения называется часть энергии, переданная излучением веществу и поглощенная им. Количественной характеристикой взаимо­действия ионизирующего излучения и вещества является по­глощенная доза излучения (Д), равная отношению средней энергии, переданной ионизирующим излучением веществу в элементарном объеме, к массе облученного вещества в этом объеме.

Поглощенная доза является основной дозиметрической величиной. В системе СИ в качестве единицы поглощенной дозы принят грей (Гр). 1 Гр соответствует поглощению в среднем 1 Дж энергии ионизирующего излучения в массе вещества, рав­ной 1 кг, т. е. 1 Гр = 1 Дж/кг.

Ранее в качестве единицы поглощенной дозы использовался рад (рд). Он со­ответствовал поглощению в среднем 100 эрг.

Для оценки возможного ущерба здоровья при хроническом воздействии ионизирующего излучения произвольного состава введено понятие эквивалентной дозы (Н). Эта величина опреде­ляется как произведение поглощенной дозы Д на средний ко­эффициент качества излучения Q (безразмерный) в данной точ­ке ткани человеческого тела, т. е.:

Н = Д ∙Q
Единицей эквивалентной дозы в системе СИ является зиверт (Зв). Коэффициент Q для γ-излучения = 1, для α-излучения = 20.

Существует специальная единица эквивалентной дозы биологический экви­валент рентгена (бэр). 1 бэр — это количество энергии любого вида излучения, поглощенного в биологической ткани, биологическое действие которого экви­валентно действию 1 рад рентгеновского или гамма-излучения. 1 Зв = 100 бэр.

^ 4.2. Источники ионизирующих излучений, которые влияют

на современного человека.

Фоновое излучение действует на весь организм человека. Оно создается излучением искусственных и природных радиоактивных веществ, которые содержатся в теле человека и окружающей среде.

Основные источники облучения человека ионизирующей радиацией приведенные в таблице.
  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (498 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru