Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по дисциплине Язык и коммуникация - файл лекционный комплект часть 1.docx


Лекции по дисциплине Язык и коммуникация
скачать (131.6 kb.)

Доступные файлы (2):

лекционный комплект часть 1.docx71kb.24.05.2010 22:50скачать
лекционный комплект часть 2.docx67kb.24.05.2010 22:00скачать

содержание
Загрузка...

лекционный комплект часть 1.docx

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
ЛК 1: КАК И ЗАЧЕМ МОЖНО ИЗУЧАТЬ ЯЗЫК?

Цели и задачи курса.

Как ясно из названия, курс имеет вводно-ознакомительный характер и призван к тому, чтобы:

а) дать общее представление о широком круге проблем, составляющих в настоящее время предмет изучения в области теории языка и языковой деятельности;

б) обеспечить знакомство студентов с важнейшими принципами организации познавательной деятельности, направленной на освоение языка*;

в) ввести необходимый минимум сведений о природе языка и правилах его использования в коммуникации, отражающих современный уровень научных представлений по этому кругу вопросов.

* Понятие «освоение языка» используется здесь в двояком смысле: «освоение языка практическое» – т.е. овладение системой какого-то конкретного языка в целях его применения как средства общения и «освоение языка теоретическое», предполагающее стремление понять и объяснить сущность человеческого языка как такового, безотносительно к конкретным различиям конкретных языков.

Основные понятия (и проблемы), связанные с изучением языковой деятельности на современном этапе:

ЧЕЛОВЕК / ОБЩЕСТВО – ЯЗЫК – КОММУНИКАЦИЯ: их соотношение и взаимодействие.

ИНФОРМАЦИЯ и ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ЕЕ ВЫРАЖЕНИЯ.

СООБЩЕНИЕ и ЯЗЫКОВЫЕ ФОРМЫ ЕГО ВОПЛОЩЕНИЯ.

^ КУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЯЗЫКА И СПОСОБОВ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В КОММУНИКАЦИИ.

Сложность и многообразие проблем, представляющих интерес в связи с рассмотрением роли и места языка в жизни человеческого общества.

Как и когда возникает язык?

В чем сущность человеческого языка и что его отличает от систем коммуникации животных?

Чем определяется множественность человеческих языков?

Сколько всего языков существует в мире и каковы предпочтительные критерии их классификации?

Можно ли выработать единые принципы описания и изучения языков и как ор- ганизовать этот процесс, чтобы сделать его наиболее эффективным?

Как устроен человеческий язык и какие механизмы обеспечивают его функционирование и развитие?

Вопросы такого рода издавна интересовали человека, определив необходимость создания особой науки, занимающейся их целенаправленным и систематическим изучением.



ЯЗЫКОЗНАНИЕ, ЯЗЫКОВЕДЕНИЕ, ЛИНГВИСТИКА (от лат. lingua – язык) – наука о языке.

Со времени своего возникновения (историки языкознания относят его примерно к середине первого тысячелетия до нашей эры) деятельность по описанию языка и изучению правил его использования, т.е. лингвистическая деятельность, проделала долгий путь. История ее развития охватывает множество различных течений и направлений, она отмечена и яркими достижениями и множеством характерных заблуждений, преодоление которых способствовало превращению лингвистики в подлинно серьезную и фундаментальную науку. Знание о Языке, которым мы располагаем сегодня, огромно и покоится на солидном теоретическом фундаменте. И хотя далеко не все вопросы, которые могут быть поставлены в связи с обращением к анализу Языка и Коммуникации, имеют удовлетворительное решение, те из них, которые касаются основ научной деятельности в лингвистике, разработаны в настоящее время весьма тщательно. Среди этих вопросов можно выделить два, которые являются ключевыми. Это – зачем изучать язык и как изучать язык.

Основные задачи и направления изучения языка.

ЗАЧЕМ изучать язык?

чтобы решать многочисленные практические задачи по обеспечению эффективной организации разных видов человеческой деятельности, связанных с усвоением и применением языка;

чтобы вскрыть принципы внутреннего устройства языка и особенности его функционирования;

чтобы постичь закономерности получения, обработки, хранения и передачи информации при помощи языка;

чтобы понять, как протекает деятельность человеческого сознания, связанная с отражением действительности с помощью специально создаваемых для этого языковых средств.

КАК изучать язык?

на полном множестве человеческих языков или на материале отдельных конкретных языков;

рассматривая язык во всем объеме его составляющих или выделяя для целенаправленного изучения его отдельные «части»;

рассматривая язык в относительной изоляции от контекста или исследуя его с учетом его естественного типового окружения, т.е. в связке «ЯЗЫК – ЧЕЛОВЕК и его ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОБЩЕСТВО – ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ»;

рассматривая язык в сопоставлении с другими системами средств, которые используются в человеческом обществе для передачи информации.

^ ЛК-2. ЯЗЫК КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИЗУЧЕНИЯ. СИСТЕМА НАУК, ИМЕЮЩИХ ДЕЛО С ИЗУЧЕНИЕМ ЯЗЫКА, ЯЗЫКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОММУНИКАЦИИ.

1. Многоаспектность языка как естественная причина множественности возможных подходов к его изучению.



А) Сопоставление ряда имеющихся определений языка.

ЯЗЫК – система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе; система знаков (звуков, сигналов и т.п.), передающих информацию /Ожегов 1984: 813/.

ЯЗЫК (ЕСТЕСТВЕННЫЙ) – исторически сложившаяся система символов, отображающая (представляющая, репрезентирующая) эмпирические и абстрактные объекты, доступные пониманию человека или сообщества людей /ДЕФОРТ 1994: 257/.

ЯЗЫК – одна из самобытных семиологических систем, являющаяся основным и важнейшим средством общения членов данного человеческого коллектива, для которых эта система оказывается также средством развития мышления, передачи от поколения к поколению культурно-исторических традиций и т.п. /СЛТ: 530/.

ЯЗЫК является основной общественно значимой (опосредованной мышлением) формой отражения окружающей человека действительности и самого себя, т.е. формой хранения знаний о действительности, а также средством получения нового знания о действительности, основным средством человеческого общения, средством передачи информации от говорящего к слушающему /ЛЭС: 604/.

Сущность языка в представлении отдельных ученых, взгляды которых оказали наиболее заметное влияние на становление принятого в настоящее время понимания природы языка.

Вильгельм фон Гумбольдт о языке:

«ЯЗЫК есть орган, образующий мысль. Интеллектуальная деятельность, совершенно духовная, глубоко внутренняя и проходящая в известном смысле бесследно, посредством звука материализуется в речи и становится доступной для чувственного восприятия. Интеллектуальная деятельность и язык представляют собой поэтому единое целое. <…> Даже не касаясь потребностей общения людей друг с другом, можно утверждать, что язык есть обязательная предпосылка мышления и в условиях полной изоляции человека. Но обычно язык развивается только в обществе, и человек понимает себя только тогда, когда на опыте убедится, что его слова понятны также и другим людям… Речевая деятельность даже в самых своих простейших проявлениях есть соединение индивидуальных восприятий с общей природой человека».

«По своей действительной сущности ЯЗЫК есть нечто постоянное и вместе с тем в каждый данный момент преходящее. <…> ЯЗЫК есть не продукт деятельности (ergon), а деятельность (energeia). ЯЗЫК представляет собой постоянно возобновляющуюся работу духа, направленную на то, чтобы сделать артикулируемый звук пригодным для выражения мысли. В подлинном и действительном смысле под языком можно понимать только всю совокупность актов речевой деятельности».

«ЯЗЫК есть как бы внешнее проявление духа народа: язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык, и трудно представить себе что-либо более тождественное. <…> Расчленение языка на слова и правила – это лишь мертвый продукт научного анализа. Определение языка как деятельности духа совершенно правильно и адекватно уже потому, что бытие духа вообще может мыслиться только в деятельности и в качестве таковой».

Фердинанд де Соссюр о языке:



«По нашему мнению, понятие ЯЗЫКА не совпадает с понятием РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ вообще: ЯЗЫК – только определенная часть – правда, важнейшая часть – РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Он является социальным продуктом, совокупностью необходимых условностей, принятых коллективом, чтобы обеспечить реализацию, функционирование способности к речевой деятельности, существующей у каждого носителя языка.

Взятая в целом, речевая деятельность многообразна и разнородна: протекая одновременно в ряде областей, будучи одновременно физической, физиологической и психической, она, помимо того, относится и к сфере индивидуального, и к сфере социального; ее нельзя отнести определенно ни к одной категории явлений человеческой жизни, так как неизвестно, каким образом этому можно сообщить единство.

В противоположность этому ЯЗЫК представляет собою целостность сам по себе, являясь, таким образом, отправным началом классификации. <…> Действительно, среди множества двусторонних явлений ЯЗЫК, по-видимому, допускает независимое определение и дает надежную опору для мысли; … надо с самого начала встать на почву ЯЗЫКА и считать его основанием для всех прочих проявлений речевой деятельности».

«Разделяя ЯЗЫК и РЕЧЬ, мы тем самым отделяем:

социальное от индивидуального;

существенное от побочного и более или менее случайного.

ЯЗЫК – не деятельность говорящего. ЯЗЫК – это готовый продукт, пассивно регистрируемый говорящим; он никогда не предполагает преднамеренности и сознательно в нем проводится лишь классифицирующая деятельность. Наоборот, РЕЧЬ есть индивидуальный акт воли и разума; в этом акте надлежит различать:

комбинации, в которых говорящий использует код языка с целью выражения своей мысли;

психофизический механизм, позволяющий ему объективировать эти комбинации».

«Резюмируем теперь основные свойства ЯЗЫКА:

ЯЗЫК есть нечто вполне определенное в разрозненном множестве фактов речевой деятельности. <…> Он представляет собой социальный аспект речевой деятельности, внешний по отношению к индивиду;

ЯЗЫК, отличный от РЕЧИ, составляет предмет, доступный самостоятельному изучению;

ЯЗЫК, как он нами определен, есть явление по своей природе однородное – это система знаков, в которой единственно существенным является соединение смысла и акустического образа, причем оба эти компонента знака в равной мере психичны;

ЯЗЫК, не в меньшей мере, чем речь, конкретен по своей природе, и это весьма способствует его исследованию. Языковые знаки, хотя и психичны по своей сущности, но вместе с тем они – не абстракции; ассоциации, скрепленные коллективным соглашением и в своей совокупности составляющие язык, суть реальности, локализующиеся в мозгу. Более того, знаки языка, так сказать, осязаемы» /Соссюр 1977: 48; 52-53/.

Н. Хомский о языке:



«… я использую термин ЯЗЫК (language) как относящийся к индивидуальному явлению, системе, представленной в сознании / мозгу конкретного индивидуума. Если бы мы исследовали данный вопрос достаточно детально, мы бы обнаружили, что никакие два индивидуума не владеют одним и тем же языком в этом смысле, даже близнецы, которые выросли в одинаковом социальном окружении. Два индивидуума могут вступать в коммуникацию друг с другом в той степени, в какой их языки являются похожими.

В обыденном употреблении, напротив, когда мы говорим о языке, мы имеем в виду некий социальный феномен, объединяющее свойство некоторого сообщества.

Стоит также иметь в виду, что языковая способность является исключительно человеческим качеством. Другие организмы также имеют системы коммуникации, обладающие свойствами, радикально отличными от человеческого языка, и, таким образом, человеческий язык – не просто система коммуникации: язык используется для выражения чувств, для установления межличностных отношений, непосредственно не связанных с коммуникацией, для игры, а также для многих других целей» /Хомский 1999: 151-152/.

Ср. некоторые характеристики языка, взятые из работ современных отечественных авторов:

ЯЗЫК – это «текучая среда», в которой формируется и живет человек /Б.М.Гаспаров/.

ЯЗЫК - это общее коллективное достояние всех и в то же время неотъемлемое индивидуальное достояние каждого /А.А.Залевская/.

ЯЗЫК – это устройство для производства и понимания текстов /А.Е.Супрун/.

ЯЗЫК – это программа речевого общения, «записанная» в психоневрологическом механизме каждого из нас /И.П.Сусов/.

В завершение этого краткого обзора обратимся еще раз к статье из «Лингвистического энциклопедического словаря» (автор данной статьи – А.Е.Кибрик):

«Термин ЯЗЫК имеет по крайней мере два взаимосвязанных значения:

ЯЗЫК вообще, язык как определенный класс знаковых систем;

конкретный, так называемый этнический или идиоэтнический ЯЗЫК – некоторая реально существующая знаковая система, используемая в некотором социуме, в некоторое время и в некотором пространстве.

ЯЗЫК в первом значении – это абстрактное представление о едином человеческом языке вообще, средоточии универсальных свойств всех конкретных языков. Конкретные языки – это многочисленные реализации свойств ЯЗЫКА вообще.

ЯЗЫК вообще есть естественно (на определенной стадии развития человеческого общества) возникшая и закономерно развивающаяся семиотическая (знаковая) система, обладающая свойством социальной предназначенности, это система, существующая прежде всего не для отдельного индивидуума, а для определенного социума. Кроме того, на эту знаковую систему наложены ограничения, связанные с ее функциями и используемым субстанциальным (звуковым) материалом.



Существенно, что язык, обладая внутренней целостностью и единством, является полифункциональной системой. Среди его функций важнейшими можно считать те, которые связаны с основными операциями над информацией (знаниями человека о действительности) – созданием, хранением и передачей информации.

Различают следующие основные социальные формы существования конкретных языков:

идиолект – индивидуальный язык одного конкретного носителя языка;

говор – множество структурно очень близких идиолектов, обслуживающих одну небольшую территориально замкнутую группу людей, внутри которой не обнаруживается никаких заметных (территориально характеризуемых) языковых различий;

диалект – множество говоров (в частном случае – единичное), в котором сохраняется значительное внутриструктурное единство (в отличие от говора территориальная непрерывность распространения диалекта не является его обязательным признаком);

язык – это, как правило, множество диалектов, допустимые различия между которыми могут в значительной степени варьировать и зависеть не только от языковых факторов, но и от социальных параметров (языкового самосознания носителей языка, наличия или отсутствия единой письменности, социальной престижности диалекта, численности носителей отдельных диалектов, традиции и т.д.)».

В далеко не полном списке приведенных определений проявляются все важнейшие стороны (или аспекты, или измерения) человеческого языка, диалектическое соединение которых составляет его непростую сущность. Язык совмещает в себе социальное и индивидуально-психологическое начала, охватывает абстрактно-семиотический (язык как система знаков, служащих для представления некоторого содержания) и конкретно-исторический (язык как особое общественное явление, которое закономерно возникает в обществе на определенном этапе его развития и которое естественно развивается в соответствии с развитием общества) аспекты; он предстает перед нами и в виде готового сложившегося продукта предшествующего развития, и в виде непрерывно происходящего процесса, в виде уникальной человеческой способности и в виде активной деятельности; выступает в единстве формы и содержания, статики и динамики, системно-структурного и функционального измерений.

Естественно, что в идеале полноценное изучение языка должно учитывать все множество этих значимых измерений одновременно, т.е. быть комплексным, полиаспектным. В то же время очевидно, что решение этой глобальной задачи едва ли возможно без предварительного углубленного изучения каждого из определяющих язык аспектов. А для этого необходимо сначала точно обозначить и корректно выделить такого рода аспекты – по крайней мере, наиболее существенные из них – что представляет собой отдельную научную задачу немалой сложности.

Б) Основные аспекты языковых явлений и ракурсы их изучения (по Л.В.Щербе):

Процессы говорения и понимания – речевая деятельность.

Совокупность всего говоримого и понимаемого такой общественной группой, или яыковой материал.



Выводимые на основании всех актов говорения и понимания, имевших место в определенную эпоху жизни некоторой общественной группы, словари и грамматики языков, или языковые системы.

Сложный речевой механизм человека, или психофизиологическая речевая организация индивида, которая обеспечивает переработку его речевого опыта и обусловливает его речевую деятельность.

Следует обратить внимание на то, что сходные идеи высказывали ранее и другие ученые, выдержки из работ которых были приведены выше. Ср.

различение языка как ПРОДУКТА речевой деятельности всех говорящих («вся совокупность актов речевой деятельности»), как ПРОДУКТА деятельности ЛИНГВИСТОВ по их описанию («расчленение языка на слова и правила – это лишь мертвый продукт научного анализа») и как непрерывно происходящей ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДУХА у В. фон Гумбольдта;

различение ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ человека, ЯЗЫКА как специфической ЗНАКОВОЙ СИСТЕМЫ и РЕЧИ как множества АКТОВ и ПРОЦЕССОВ их реализации у Ф. де Соссюра.

Последовательное различение ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ (linguistic competence) и ПРОЦЕССОВ ее РЕАЛИЗАЦИИ (linguistic performance), ИНДИВИДУАЛЬНОГО (ИНТЕРИОРИЗОВАННОГО) ЯЗЫКА (и-язык) и КОЛЛЕКТИВНОГО / СОЦИАЛЬНОГО (ЭКСТЕРИОРИЗОВАННОГО) ЯЗЫКА (э-язык) находим и в лингвистической концепции Н.Хомского.

Противопоставления такого рода являются в современной науке о языке относительно общепринятыми (хотя терминология, используемая при их обозначении, может варьироваться).

Комплекс научных дисциплин, имеющих дело с изучением ЯЗЫКА как объекта.

А) Важные исходные понятия:

ЦЕЛИ научного изучения тех или иных явлений:

а) практические – сбор и описание конкретных фактов;

б) теоретические – анализ, систематизация и объяснение выявленных фактов, поиск существенных связей и отношений между ними, на основе знания которых формулируются общие положения данной науки.

ОБЪЕКТ науки (или эмпирический материал) – множество объективно существующих явлений, подлежащих изучению.

ПРЕДМЕТ науки – выделенная для систематического изучения ограниченная часть сложного объекта, закономерности которой исследует данная наука.

ТЕОРИЯ – целостная система знаний и объяснений, отражающих основные закономерности исследуемых явлений.

МЕТОДОЛОГИЯ науки – система исходных допущений о природе изучаемого объекта и подчиненная ей система исследовательских приемов и процедур, используемых в процессе его изучения.



Соответственно, своеобразие каждой научной дисциплины складывается из того, как она формулирует свои ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ, как она рассматривает свой ОБЪЕКТ и выделяет свой ПРЕДМЕТ, как она определяет свою ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ БАЗУ и свою МЕТОДОЛОГИЮ.

Б) Возможные подходы к выделению видов лингвистических дисциплин.

Сложившаяся сегодня номенклатура лингвистических дисциплин легко поддается характеристике по приведенным выше параметрам. При этом следует иметь в виду, что вследствие множественности языков и многоаспектности языковых явлений такой существенный показатель как «ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ» нуждается в дальнейшем уточнении, которое он получает обычно по следующим направлениям:

а) число и, далее, характер изучаемых языков;

б) объем и, естественно, характер изучаемых языковых явлений;

в) отношение к учету внешних контекстных* факторов, влияющих на протекание процессов языковой и собственно речевой деятельности (прежде всего таких факторов, как: устройство человеческой психики и речевого механизма человека, а также ситуативный и социальный контекст* речевой деятельности и/или ее продуктов).

* КОНТЕКСТ – естественное окружение любого рассматриваемого объекта (в том числе и эмпирического объекта научного изучения). Применительно к анализу языковых явлений принято различать следующие виды контекста:

контекст лингвистический – непосредственное и более широкое текстовое окружение языковой единицы; типичные разновидности лингвистического контекста выделяются с учетом объема рассматриваемого языкового окружения, который может быть задан границами отдельного словосочетания (фразовый контекст), предложения (контекст высказывания), относительно законченного отрывка текста или целого текста (собственно текстовый или дискурсивный контекст).

контекст экстралингвистический – некоторая область действительности (или ее элементы), с которой соотносится рассматриваемая языковая единица / языковой продукт; в качестве основных разновидностей экстралингвистического контекста выступают: контекст предметно-ситуативный, контекст деятельностный, контекст социальный, контекст психологический, контекст территориальный, контекст исторический,

контекст коммуникативный – речевая (коммуникативная) ситуация, в состав которой входит данное высказывание (и составляющие его языковые единицы);

контекст социальный – социальная сфера (и/или социальная группа носителей языка), потребности которой обслуживает данная разновидность языковых средств, и которая определяет тем самым типовые условия употребления этих средств;

контекст когнитивный – знания о мире и языке, входящие в общую базу знаний коммуниканта / коммуникантов (вследствие чего значительная часть таких знаний не требует непосредственной экспликации – т.е. прямого вербального выражения), существенные для правильной интерпретации и понимания некоторой языковой единицы / языкового продукта.



Итак, в зависимости от того, с какими целями ведется научное изучение языковых явлений, в каком объеме и в каком направлении отдельные лингвистические дисциплины исследуют избираемый ими для изучения эмпирический материал, они могут быть разделены на соответствующие группы.

По целям и методам исследования различаются, в частности:

лингвистика описательная (цель – зафиксировать факты);

лингвистика теоретическая (цель – выявить и объяснить закономерности);

лингвистика прикладная (ее задачи состоят в применении знаний о языке для решения практических задач – таких, например, как преподавание языков, составление словарей, разработка основ переводческой деятельности, создание лингвистического обеспечения для программ автоматической обработки текстов и др.).

По числу изучаемых языков различие проходит между: лингвистикой общей и лингвистикой частной.

Общее языкознание занимается свойствами, присущими любому языку вообще и представленными во всех языках мира как его индивидуальных представителях. Таким образом, объектом общего языкознания является все множество существующих в мире языков.

Частные лингвистические дисциплины исследуют конкретные языки или их группы, поэтому названия таких дисциплин обычно восходят к названиям соответствующих языков. Ср.: русистика, англистика, германистика, романистика, тюркология, арабистика и т.п.

Дальнейшее разделение частных лингвистических дисциплин проводится по той части объекта (конкретного языка), которая служит предметом изучения. К этой группе относятся, в частности:

фонетика, акцентология, просодика, изучающие звуковой строй языка;

лексикология, фразеология – их предмет составляют номинативные средства языка – слова и устойчивые словосочетания;

грамматика (морфология, синтаксис), которая изучает грамматический строй языка;

функциональная стилистика, исследующая особенности использования языка в разных видах коммуникативного контекста;

лингвистика текста, имеющая в качестве своего предмета закономерности организации целого текста.

Еще одно важное для современной лингвистики разграничение опирается на такие критерии, как (а) учет внешних контекстных факторов, которые могут либо входить в сферу анализа, либо оставаться за ее пределами, и (б) изучение языка в динамике его непосредственного функционирования или в статике его внутренней организации. На этом основании различаются: лингвистика РЕЧИ (или внешняя лингвистика; впрочем, сейчас более употребительны другие обозначения: коммуникативная лингвистика, функциональная лингвистика) и лингвистика ЯЗЫКА (или внутренняя лингвистика).



Предметом лингвистики языка является изучение языка как упорядоченной системы единиц и отношений с целью выявления его структуры (внутреннего строения). Отсюда другое распространенное название внутренней лингвистики – системно-структурная.

Внешняя лингвистика противостоит внутренней в том отношении, что она принимает во внимание совокупность общественно-исторических, социальных, географических, этнических, психологических и других факторов как неразрывно связанных с развитием и функционированием языка. Следует иметь в виду, что это название – внешняя лингвистика – является в большой мере условным, не терминологическим. Реально речь идет о целом содружестве наук (кроме лингвистики к ним относятся когнитивная и социальная психология, этнография, культурная антропология, социология, теория коммуникации), которые объединяет пересечение интересов по этому кругу вопросов.

Изучением явлений актуального употребления языка в процессе общения, процессов и механизмов речевой деятельности занимаются, помимо коммуникативной / функциональной лингвистики, ряд стыковых дисциплин, таких как: психолингвистика (психология + лингвистика), исследующая психологическую сторону процессов использования и усвоения языка, и социолингвистика (социология + лингвистика), которая занимается изучением явлений языковой / речевой деятельности в социальном аспекте.

^ ЛК 3: ОСНОВЫ ЗНАКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ЛИНГВИСТИКА И СЕМИОТИКА. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И РАЗДЕЛЫ СЕМИОТИКИ.

Краткое обобщение содержания предыдущея лекции.

Многоаспектность языка.

ЯЗЫК как объективно существующая (независимо от человека) система единиц и отношений, предназначенная для передачи информации;

особое общественное явление;

уникальная человеческая способность;

гигантская копилка знаний, хранимых в виде значений языковых единиц;

важнейшее условие интеллектуального и духовного развития личности;

основное средство речевого общения;

устройство для производства высказываний / текстов, с помощью которых происходит передача сообщения.

Ср. представленные в словарях лингвистических терминов определения:

ЯЗЫК является основной общественно значимой (опосредованной мышлением) формой отражения окружающей человека действительности и самого себя, т.е. формой хранения знаний о действительности, а также средством получения нового знания о действительности, основным средством человеческого общения, средством передачи информации от говорящего к слушающему /ЛЭС: 604/.



ЯЗЫК – одна из самобытных семиологических систем, являющаяся основным и важнейшим средством общения членов данного человеческого коллектива, для которых эта система оказывается также средством развития мышления, передачи от поколения к поколению культурно-исторических традиций и т.п. /СЛТ:530/.

В этом качестве – в качестве высокоорганизованной и самобытной знаковой системы – естественный человеческий язык входит в число других знаковых систем, используемых человеком для передачи информации, разделяя общие принципы их устройства. Одним из первых ученых, обративших внимание на значимость рассмотрения языка как специфической знаковой системы, был Ф. де Соссюр, идеи и предложения которого сыграли выдающуюся роль в развитии лингвистики ХХ века. Ср.:

«ЯЗЫК есть система знаков, выражающих понятия, а, следовательно, его можно сравнить с письменностью, с азбукой для глухонемых, с символическими обрядами, с формами учтивости, с военными сигналами и т.д. и т.п. Он только важнейшая из этих систем.

Следовательно, можно представить себе науку, изучающую жизнь знаков в жизни общества; такая наука явилась бы частью социальной психологии, а, следовательно, и общей психологии; мы назвали бы ее семиологией. Она должна открыть нам, что такое знаки и какими законами они управляются.

Лингвистика – только часть этой общей науки: законы, которые открывает семиология, будут применимы и к лингвистике. <…> Для нас проблемы лингвистики – это прежде всего проблемы семиологические. Кто хочет обнаружить истинную природу языка, должен прежде всего обратить внимание на то, что в нем общего с иными системами того же порядка» /Соссюр 1977: 54-55/.

Таким образом, если мы хотим постичь природу языка и разобраться в закономерностях его внутренней организации, необходимо прежде всего выявить те его черты, которые определяются фундаментальными законами знаковой деятельности человека. Изучением этого круга вопросов занимается особая научная дисциплина – семиотика, по отношению к которой лингвистика рассматривается как наука более частного назначения, связанная с общей семиотикой отношениями «род ® вид».

Семиотика как наука о знаковой деятельности человека. Основные понятия и их определения.

СЕМИОТИКА (греч. semiotike от semeion – знак) учение о знаках и знаковых системах; научная дисциплина, изучающая общее в строении и функционировании различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию.

СЕМИОТИКА рассматривает природу знаков и знаковых систем, виды знаков и их основные свойства, структуру знаковой ситуации и основные операции над различными знаками, создаваемыми и используемыми для передачи информации.

ИНФОРМАЦИЯ – (от лат. informare ¬ in + forma) знание, представленное в форме объективного сообщения; сведения, передаваемые с помощью устной речи, письменных текстов, специальных условных обозначений или сигналов, особых технических средств связи.

В настоящее время наиболее распространенным является определение понятия ИНФОРМАЦИЯ на основе категории РАЗНООБРАЗИЯ, разработанное английским кибернетиком и биологом У.Р.Эшби. Информация существует там, где есть разнообразие. ИНФОРМАЦИЯ, по 

У.Эшби, это «отраженное разнообразие». Различие двух объектов по некоторому признаку называется элементарным различием и принимается за простейшую единицу измерения информации. Информация в 1 бит есть такая информация, которая позволяет осуществить выбор из двух равновеликих возможностей разнообразия. Чем более разнообразными являются объекты совокупности, тем большую информацию они в себе содержат.

Пример использования такой системы измерения информации:

- А это X или Y?

- Если у А есть свойство ‘q’, то А – это Х.

Если у А есть свойство ‘p’, то А – это Y.

- У А есть свойство ‘q’: 1 бит информации.

ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА (СЕМИОТИЧЕСКАЯ, СЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СИС-ТЕМА) – упорядоченная совокупность формально различимых элементов, используемых для целенаправленной передачи некоторой информации о той или иной области действительности.

ЗНАК – специально создаваемое или избираемое средство, которым выражается или обозначается что-либо; материальная сущность, наделенная значимым для пользователей содержанием.

ЗНАКОВАЯ СИТУАЦИЯ – ситуация, в которой создаются и используются знаки; включенная в структуру человеческой деятельности ситуация, связанная с использованием знаков для фиксации, получения и/или передачи информации.
  1   2   3



Скачать файл (131.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации