Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по курсу Социальная психология - файл 1.doc


Лекции по курсу Социальная психология
скачать (1415.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1416kb.18.12.2011 04:27скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Конспект лекций по курсу

«Социальная психология»

прочитанных проф. Ю.П. Платоновым

в 1 семестре 2008-2009 учебного года

(E-mail: info@psysocwork.ru)
Раздел 1.


Раздел 2.

  • Лекция 3. Социальная психология поведения (стереотипы и диспозиции)

  • Лекция 4. Социальные статусы и роли

  • Лекция 5. Взаимодействие и нормативное поведение.

  • Лекция 6. Поведенческие типологии

  • Лекция 7. Побудительные детерминанты поведения

  • Лекция 8. Эмоциональный контекст поведения

  • Лекция 9. Интеллектуальные стратегии поведения

  • Лекция 10. Девиантное поведение

  • Лекция 11. Деликвентное поведение

  • Лекция 12. Психологическая защита личности


Раздел 3.

  • Лекция 13. Психология массы: проблема социального влияния

  • Лекция 14. Малые социальные группы

  • Лекция 15. Групповые эффекты

  • Лекция 16. Стихийное поведение в группах

  • Лекция 17. Психологический климат группы

  • Лекция 18. Лидерство как власть

  • Лекция 19. Современные модели лидерства


Раздел 4.

  • Лекция 20. Управленческое общение как коммуникативная деятельность

  • Лекция 21. Вербальные средства коммуникации

  • Лекция 22. Риторические методы управленческого общения


Раздел 5.

  • Лекция 23. Политическая психология

  • Лекция 24. Этническая социальная психология


Лекция 1. Введение в социальную психологию
Предмет социальной психологии
Большинство наших размышлений связано с окружающими нас людьми.
Социальная психология – наука, изучающая закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.
Первый подход, получивший распространение среди философов и социологов, трактует социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики».
Второй подход, предполагает основным предметом социальную психологию личности. С одной стороны, больший акцент делается на психологические особенности личности, с другой, выделяется положение человека в коллективе, межличностные отношения, система общения.
Третий подход объединяет два предыдущих. Социальная психология рассматривается как наука, изучающая и массовидные явления психики, и положение личности в группе.
^ Задачи социальной психологии:


  1. Изучение специфики и своеобразия феноменов, составляющих общественное сознание людей;

  2. Выявление закономерностей функционирования социально-психологических явления и процессов в различных социальных условиях.

  3. Анализ факторов, обуславливающих специфику и эффективность совместной деятельности.

  4. Изучение своеобразия явлений и процессов, возникающих в малой группе, и их влияния на поведение и общение включенных в нее людей.

  5. Изучение психологии больших социальных групп и специфики проявления мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых и коммуникативно-поведенческих особенностей представителей этих групп.

  6. Выявление роли и значения социально-психологических феноменов в религиозной, политической, экономической и управленческой психологии.


Функции социальной психологии:


  1. Методологическая функция. Связана с потребностью определения объекта и предмета социальной психологии.

  2. Теоретико-познавательная функция. Состоит в изучении общественно-психологических закономерностей и механизмов, вплетенных в ткань социальных процессов; в определении путей, методов и средств эффективного управления групповыми и массовидными процессами.

  3. Мировоззренческая функция. Синтезирует современные научные представления о природе общественной психологии людей.

  4. Регулятивная функция. Показывает, как и какое непосредственное воздействие социально-психологические явления и процессы оказывают на развитие и функционирование других экономических и общественных феноменов.

  5. Прогностическая функция. Раскрывает динамику развития социальной психологии на ближайшую и отдаленную перспективу, помогает определить оптимальное соотношение между индивидуальным и коллективным.

  6. Аксиологическая функция. Способствует формированию социальных ценностей и приоритетов в жизни и деятельности людей.


^ Социальная психология в системе наук


    • Философия, социология предоставляют для нее возможность методологически верно и теоретически правильно подходить к пониманию сущности социально-психологических феноменов.

    • Общая психология позволяет более точно понять особенности личности (индивида), являющейся субъектом общественных отношений.

    • Исторические науки показывают, как осуществляется развитие социальной психики и сознания людей на различных этапах становления общества.

    • Политические науки способствуют осмыслению того, как и какие политические явления (процессы), влияют на общественное сознание, как изменяется социальная психика людей в условиях политической деятельности.

    • Экономические науки раскрывают сущность и своеобразие функционирования экономических процессов в обществе.

    • Педагогические науки предоставляют информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей.


Модель статуса социальной психологии как сложившейся системы научного знания


Становление социальной психологии


  • Первый этап – предыстория социальной психологии. Он включает Античность, Средневековье и Новое время до середины XIX века.

  • Второй этап – становление социальной психологии как науки – охватывает период с середины XIX века по 1908 год.

Развитие:

    • в рамках социальной антропологии (В. Вундт, Х. Штейнталь),

    • английского эволюционизма (Ч. Дарвин, Г. Спенсер)

    • теории психологии народов Вундта;

    • теории психологии масс Лебона;

  • Третий этап развития социальной психологии продолжался до середины XX века и характеризовался появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальных концепций, так и на решение прикладных задач.

  • Четвертый этап в развитии социальной психологии начинается с середины XX века и продолжается до наших дней. Прикладная социальная психология обретает широкую популярность, в ее структуре появляются такие направления, как этническая и политическая психология, психология рекламы, управления, бизнеса и т.п.

Лекция 2. Методы социальной психологии

Методы психологических измерений
делятся на 4 группы
Первая группа включает в себя методы организации психологического исследования, разделенные на три подгруппы:

  • сравнительные методы;

  • лонгитюдные методы;

  • комплексные методы.


Вторая группа включает в себя эмпирические методы, то есть собственно методы психологических измерений, которые, в свою очередь, разделяются на пять подгрупп:

  • обсервационные методы;

  • диагностические методы;

  • экспериментальные методы;

  • биографические методы;

  • праксиметрические методы.


В третью группу входят методы обработки полученных эмпирических результатов,

в четвертую – методы интерпретации полученных результатов.

Практически любой из существующих в практике соци­ально-психологического исследования метод можно отнес­ти к названным выше группам.
Организационные методы (подходы)


  1. Сравнительный метод


Сравнительный метод заключается в сопоставлении различных объектов или различных сторон одного объект изучения в некоторый момент времени. Данные сравниваются между собой, что дает основание к выявлению отношений между ними.
Особенно ярко сравнительный метод проявляется в эволюционном изучении психики. С человеком современного вида сравниваются приматы, архантропы, палеоантропы, данные о которых поставляет зоопсихология, антропология, палеопсихлогия, археология, этология.
Поперечные срезы – это совокупность данных о человеке на определенных стадиях его онтогенеза (младенчества, детства, старости и т.п.), получаемых в исследованиях соответствующих контингентов.


  1. Лонгитюдный метод


Лонгитюдный метод – длительное и систематическое изучение одного и того же объекта. Подобное продолжительное отслеживание объекта (обычно по заранее составленной программе) позволяет выявить динамику его существования и прогнозировать его дальнейшее развитие.
Специфическая форма реализации ЛМ – метод «продольных срезов». Продольные срезы – это совокупность данных об индивиде за определенный период его жизни.
Классификация видов лонгитюдного исследования:
А) В зависимости от продолжительности исследования:

1. Кратковременное наблюдение.

2. Долговременное наблюдение.

3. Ускоренное наблюдение.
Б) В зависимости от направления хода исследования:

1. Ретроспективное наблюдение.

2. Перспективное (проспективное) наблюдение.
В) В зависимости от применяемых способов:

1. Истинное лонгитюдное наблюдение.

2. Смешанное наблюдение.


  1. Комплексный метод

Как правило, междисциплинарное исследование объектов
Обсервационные методы
Наблюдение относится к числу наиболее доступных ме­тодов изучения социально-психологических явлений. Разли­чают

  • включенное наблюдение, когда наблюдатель являет­ся участником исследуемого явления, и невключенное наблюдение, «со стороны»;

  • прямое и косвенное,

  • откры­тое и скрытое (инкогнито),

  • полевое и лабораторное.

По упорядоченности наблюдения могут быть

  • случайными и си­стематическими,

  • сплошными и выборочными,

  • по харак­теру фиксации — констатирующими и оценивающими, возможно наблюдение смешанного типа.

Особенности визуальной диагностики
Визуальная диагностика динамики наблюдаемого явле­ния в межличностных отношениях может фик­сировать:

  • физическое выражение симпатии (прикосновение и т. д.);

  • знаки особого расположения в доброжелательном смысле (приглашать, предпочитать, защищать);

  • знаки товарищеского отношения (смех, улыбки, совместная работа, высказывания, приобщение других);

  • случайные разговоры (беседы, необязательные для занятий, приветствия);

  • почти нейтральное, но еще немного позитивное расположение (одобрение, похвала, любезность, одолжение, выполнение маленьких просьб, игнорирование обиды);

  • признаки нескрываемого, явного конфликта с правами, требованиями или желаниями других (спор, возражения против правил, норм, первенства других);

  • признаки гнева или намеренных оскорблений (пренебрежение, сопротивление, ругань, угрозы, провокации, драки).


Типичные ошибки наблюдения:


  • гало-эффект основывается на обобщенном впечатлении наблюдателя и ведет к грубому обобщению, оценке «в черно-белых красках»;

  • эффект снисхождения состоит в тенденции давать слишком положительную оценку наблюдаемым событиям, поступкам;

  • ошибка центральной тенденции заключается в стремлении усреднять оценки наблюдаемых процессов; известно, что крайние признаки поведения намного реже встречаются, чем свойства средней интенсивности;

  • логическая ошибка происходит, когда, например, делается заключение об интеллекте человека по его красноречию; эта ошибка построена на предположении о тесной связи интеллекта с определенными параметрами личности;

  • ошибка контраста — вызвана склонностью наблюдателя подчеркивать те черты у наблюдаемых, которые диаметрально противоположны своим собственным.


Диагностические методы
Все разнообразие диагностических методов, применяемых в соци­альной психологии, можно свести к двум основным типам:


  1. опрос «лицом к лицу» — интервью, проводимое специалистом-интервьюером по определенному плану;

  2. заочный опрос — анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения и распространяемые исследователями по почте, через массовую печать, с помощью анкетеров и т. п.


В психологическом исследовании одним из первых использовал анкету Ф. Гальтон с целью изучения происхождения умственных качеств и условий жизнедеятельности ученых. На вопросы его подробной анкеты ответили 100 крупнейших английских ученых. Полученные данные были проанализированы и изложены Ф. Гальтоном в монографии «Английские люди науки: их природа и воспитание», (1874). На основании этого исследования было открыто новое направление в генетике — евгеника.
Экспериментальные методы
Лабораторный эксперимент. Главная характеристика лабораторных экспериментов заключается в способности исследователя контролировать и изменять наблюдаемые переменные.

Достоинства лабораторного эксперимента:

  • Благодаря способности экспериментатора нейтрализовать воздействие внешних переменных можно установить причинно-следственные связи.

  • В лабораторных условиях у экспериментатора имеется возможность оценить поведение с большей точностью, чем в естественной обстановке.

  • Лаборатория позволяет исследователю упростить сложные ситуации, возникающие в реальной жизни, разбивая их на простые составные части.

Недостатки лабораторного эксперимента:

  • Утверждается, что лабораторные условия плохо соотносятся с реальной жизнью, результаты нельзя экстраполировать на внешний мир.

  • Участники могут реагировать на лабораторную обстановку, либо подстраиваясь под требования эксперимента, либо действуя неестественным образом из-за беспокойства о суждениях экспериментатора.

  • Экспериментатору часто приходится вводить в заблуждение участников, чтобы избежать указанных выше искажений при лабораторных исследованиях. Это серьезные вопросы, связанные с этикой подобных исследований.


^ Полевой эксперимент. В этой категории экспери­ментов искусственная лабораторная обстановка заменяет­ся более естественной. Участники не знают о своем учас­тии в эксперименте.

Достоинства полевого эксперимента:

  • Сосредоточиваясь на поведении в естественной обстановке, экспериментатор укрепляет внешнюю валидность своих открытий.

  • Поскольку субъекты не знают о своем участии в эксперименте, снижается вероятность предчувствия оценки.

  • Экспериментатор сохраняет контроль над независимой переменной и, следовательно, по-прежнему способен устанавливать причинно-следственные отношения.

Недостатки полевого эксперимента:

  • Поскольку многие манипуляции с независимой переменной проводятся довольно аккуратно, они могут остаться незамеченными для участников. Сходным образом нюансы реакции участников могут остаться незамеченными для экспериментатора.

  • По сравнению с лабораторной обстановкой, экспериментатор почти не может контролировать воздействие внешних переменных, которые могут нарушить чистоту причинно-следственных отношений.

  • Поскольку участники не знают о своем участии в эксперименте, возникают проблемы этического характера, такие как вторжение в личную жизнь и отсутствие осведомленного согласия.


^ Естественный эксперимент. Эта категория экспе­риментов не считается «настоящей», так как независимая переменная не находится под прямым контролем экспери­ментатора.

Достоинства естественного эксперимента;

  • Поскольку происходит исследование реальных жизненных ситуаций, исследователь получает возможность изучать проблемы, представляющие высокий общественный интерес, что может иметь важные практические последствия.

  • Из-за отсутствия прямых манипуляций с участниками эксперимента возникает меньше этических проблем.

Недостатки естественного эксперимента:

  • Поскольку экспериментатор практически не контролирует изучаемые переменные, установление причинно-следственных связей носит весьма спекулятивный характер.

  • Поскольку на поведение влияют разные факторы, неизвестные или неподконтрольные исследователю, естественные эксперименты крайне трудно продублировать в тех же условиях.


^ Биографические методы
Биографические методы (БМ) – это собирательное название способов исследования, диагностики, коррекции и планирования жизненного пути личности.

БМ – метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности.
^ Существует несколько видов биографических методов:

Психобиография – это метод психологического анализа личности , базирующийся на биографической информации.

Каузометрия – это один из биографических методов, предназначенный для исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности.

Формализованная биографическая анкета – конкретизация большой группы методов, объединяемых названием «Биографические опросники».

Психологическая автобиография – собирательное наименование большой группы способов получения биографической информации от самого изучаемого человека
^ Праксиметрические методы
Это группа методов, нацеленных на изучение действий и деятельности. Главным образом, трудовых действий и трудовой деятельности.

Хронометрия – это измерение времени трудовых процессов и их отдельных компонентов. Синоним – хронометраж.

Выделяются периоды выполнения основных и вспомогательных движений (операций, действий), отвлечений, отдыха, ремонта оборудования или экипировки и других временных затрат.

Профессиография – это отрасль знаний, предметом которой является мир профессий.

Профессиография – часть профессиологии, цель которой – описание (составление профессиограмм) и классификация существующих профессий по различным (технологическим, экономическим, педагогическим, медицинским и психологическим) критериям.

Профессиограмма может быть комплексной или рациональной. В первом случае она содержит все существенные характеристики работы, во втором – только частично характеризует ее с точки зрения одной научной дисциплины.
Лекция 3. Социальная психология поведения
(стереотипы и диспозиции)

Социальные стереотипы поведения
Понятие «Стереотип» введено в науку американским психологом У. Липпманом в 1922 г. Означает упорядоченную, схематичную, детерминированную культурой «картинку мира» в голове человека.

Первая причина стереотипизирования заключается в реализации принципа экономии усилий, характерного для повседневного человеческого мышления.

Вторая причина стереотипизирования связана с защитой групповых ценностей как чисто социальной функцией.

Стереотипы – это крепость, защищающая традиции, взгляды, убеждения, ценности индивида; ему уютно за стенами этой крепости, ибо там он чувствует себя в безопасности.
^ Феномен социального стереотипа раскрывается с помощью ряда положений:

  • Людям психологически легче характеризовать человеческие группы недифференцированно, грубо и пристрастно (по социальному, конфессиональному, этническому и пр. признакам).

  • Категоризация имеет тенденцию сохранять стабильность в течение длительных отрезков времени.

  • Изменения в социальной, политической и экономической сферах могут обуславливать изменение стереотипа, однако это бывает отсрочено во времени.

  • Стереотипы усваиваются очень рано в качестве «чувственной ткани мира» и начинают использоваться детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.

  • Социальные стереотипы ярко проявляются на поведенческом уровне в условиях напряженности или конфликта становятся определяющими детерминантами поведения.


На социальном уровне стереотип выполняет две функции

      • идеологизирующую (формирование и сохранение групповой идеологии, объясняющей поведение группы)

      • идентифицирующую (создание и сохранение положительного образа «мы», создаваемого с помощью ритуалов и невербальных средств).

Социальный стереотип может быть автостереотипом, т.е. описывающим себя или собственную группу, и гетеростереотипом, т.е. описывающим других, другую группу. На становление авто- и гетеростереотипов влияют три группы условий:

  1. Политическая, экономическая и религиозная системы общества, формирующие определенный набор норм, ценностей, идеалов, императивов.

  2. Социально-психологическая представленность норм, ценностей и идеалов внутри непосредственного окружения индивида.

  3. Индивидуально-психологическое бытие индивида, т.е. совокупность реальных фактов жизни индивида.


В социальном стереотипе выделяют четыре основных параметра:

  1. содержание – набор характеристик, приписываемых определенной группе, общности;

  2. степень согласованности – единообразие характеристик, приписываемых группе, общности;

  3. направленность – общее положительное или отрицательное восприятие объекта стереотипизиро-вания (наличие большего или меньшего количества положительных или отрицательных характеристик);

  4. интенсивность – степень предубежденности по отношению к стереотипизируемой группе, выраженная в стереотипе (можно получить ранжированием характеристик, приписываемых группе).


На содержание социальных стереотипов влияют три группы факторов:

    1. специфика стереотипизируемой группы (ее психология, закрепленная в культуре и в обыденном сознании; система ценностей);

  1. социально-политические и экономические условия развития групп и специфика взаимоотношений между ними, сложившаяся на данный момент;

  2. длительность и глубина контакта. Условиями оптимальной организации контакта выступают:

    1. признание безусловного равенства сторон;

    2. наличие обстановки открытости и доверия;

    3. принятие общих, значимых для обеих сторон целей;

    4. уважение к традиционным нормам, ценностям, правилам поведения, образу жизни друг друга.

Феномены социальной перцепции
Социальная идентификация – это процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом.

Проявление групповой идентификации может выражаться:

  • в признании за другим, как и за собой, равных прав и обязанностей;

  • в оказании друг другу содействия и поддержки;

  • в требовательном отношении к себе, равно как и к товарищам.


В отличие от идентификации, обособление – это механизм индивидуализации личности, воплощенный в стремлении человека выделиться из числа других, закрыться, отстраниться. Частный случай обособления – отчуждение, оно характеризуется как эмоциональная холодность, лишение близости и доверия.
Социальная эмпатия – механизм социального восприятия (социальной перцепции), представляющий собой эмоциональное сопереживание другому человеку.

Эмоциональная форма эмпатии, как правило, возникает при непосредственном восприятии переживаний другого человека и в ситуации его неблагополучия.

Когнитивная форма эмпатии позволяет справиться субъекту с тяжелыми переживаниями. Чем теснее связи между людьми (например, друзьями, супругами), тем большая эмпатия возможна между ними.
Социальная аттракция – форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему.

Всякий сигнал, поступающий к человеку через его органы чувств, может исчезнуть без следа, а может сохраниться, в зависимости от его значимости и эмоционального заряда.


особенности социальной рефлексии
Социальная рефлексия раскрывается через способность человека представлять себе то, как он воспринимается со стороны (партнером, группой).


^ Вид рефлексии

Процесс

Содержание






Эмотивный

Эмпатия

Эмоциональ-ная реакция «другого Я»





Принятие роли


Ролевое

рефлексирование

Ролевое поведение «другого Я», оценка статуса






Отраже-ние предмета

в сознании партнера


Предметное рефлексирова-ние

Перенос

Каузальная атрибуция связана с приписыванием человеку причин поведения. Это делается либо на основе сходства своего поведения с каким-либо знакомым ему лицом, либо на основе анализа своих мотивов, предполагаемых в данной ситуации.

Аналогия проводится с как реальным, так и виртуальным лицом, имеющимся в представлениях наблюдателя (например с художественным образом).

Механизм каузальной атрибуции связан с самооценкой индивида.

Люди с заниженной самооценкой проявляют заниженную критичность к окружающим (и наоборот).

Приписывание причин поведения может происходить с учетом экстернальности и интернальности как того, кто приписывает, так и того, кому приписывают.
Социальные диспозиции
Понимание особенностей поведения людей, социальных групп и даже целых общностей невозможно без раскрытия специфики социальных диспозиций.

Каждый человек имеет неповторимый набор социальных диспозиций (отношений или установок).
Структура социальных диспозиций – это строго определенные формы отношений:

А) между человеком и группой;

Б) между людьми;

В) внутри групп между собой;

Г) между общностью и группами.

Соприкасаясь с особенностями поведения других групп и общностей, члены группы удивляются необычности других.

  • ^ Иудеи ненавидели римлян за то, что те ели свинину, а римляне считали противоестественным обычай обрезания.

  • Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арбы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам.

Примеров можно привести множество и в отношении стандартов поведения, касающихся юридических, экономических, социальных, бытовых, религиозных и прочих взаимоотношений, сколь бы сложны они не были, поскольку они являются основой поддержания внутригрупповой стабильности.
В отечественной психологии наибольшее распространение получила иерархическая схема диспозиционной регуляции социального поведения личности, которую предложил В.А. Ядов.

Он рассматривает диспозиции различных уровней с учетом социального масштаба отражаемого явления и реализуемых личностных потребностей.


  • Низший уровень такой структуры образуют «предметные ситуации».

  • Следующий уровень – условия группового общения. Длительность подобных ситуаций деятельности несравнимо больше.


Первый (низший) уровень диспозиционной структуры – элементарные фиксированные установки. Они формируются на основе витальных потребностей в простейших ситуациях.
Второй уровень диспозиционной структуры – социальные фиксированные установки. В отличие от элементарных фиксированных установок, социальные установки, как и другие, рассматриваемые ниже диспозиции, обладают сложной структурой. Они содержат три основных компонента: эмоциональный (или оценочный), когнитивный (рассудочный) и собственно поведенческий (аспект поведенческой готовности).
Третий уровень диспозиционной структуры – социальные установки по направленности, преимущественно на целостные объекты или ситуации, например на достижение профессиональных, трудовых, политических и прочих целей.
Четвертый уровень (высший) – система ценностных ориентаций как системообразующих мотивов жизнедеятельности, которые детерминированы общими социальными условиями жизни данного индивида.
Параметры отношений

  • Первая группаформально-динамические параметры отношений: знак, направленность, устойчивость и т.д.

  • Вторая группа параметров – содержательные характеристики (их качество и модальность).

  • Третья группа параметров – этические критерии. По этическому критерию устанавливают адекватность, справедливость, отношения кооперации и д.т.

  • Четвертая группа – параметры, связанные с этапами формирования отношений личности. Выделяют отношения, формирующиеся в период «бессознательного детства» и взрослой жизни.

  • Пятая группа – параметры, связанные с различными видами деятельности человека.

  • Шестая группа – параметры, фиксирующие одновременно степень близости или дистанционности между партнерами.

  • Седьмая группа – параметры, указывающие на степень конструктивности отношений.

  • Восьмая группа – параметры взаимности и комплиментарности отношений; их субъективность, личностность.

Лекция 4. СОЦИАЛЬНЫЕ Статусы и роли
Одним из важнейших интегральных показателей в социальной психологии является феномен взаимоотношений, возникающий в результате фактического взаимодействия между людьми или различными социальными группами.

Взаимоотношения основываются на определенных побуждениях (интересе, осознании необходимости взаимодействия, сотрудничества, общения и т. д.), они затрагивают некоторые поведенческие аспекты (речь, действия, мимику, жесты и т. п.), включают соответствующие эмоциональные состояния и чувства (удовлетворенность, симпатию, антипатию, взаимное притяжение), познание (восприятие другого человека, мышление, воображение, представление), волевые проявления (выдержку, владение собой в ситуации конфликта). Взаимоотношения формируются не только в процессе прямого взаимодействия людей, влияя, в свою очередь, на его ход и результаты, но и с учетом занимаемых ими позиций в труде и общении.
В социальной психологии понимание людьми друг друга рассматривается через раскрытие его механизмов, таких как идентификация, стереотипизация, рефлексия.

  • Идентификация — это способ понимания другого человека посредством осознанного или бессознательного уподобления ему субъектом самого себя.

  • Стереотипизация — это классификация форм поведения и интерпретация их причин путем соотнесения с уже известными явлениями и категориями (социальными стереотипами).

  • Рефлексия — это осмысление субъектом того, как и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению.


Взаимоотношения определяются по многим параметрам.

Первый параметр: необходимо учитывать личностные характеристики субъектов: социокультурные, психологические, индивидуальные и т. д. Социокультурными характеристиками считаются национальность, социальный статус, профессия, образование, политическая и религиозная принадлежность; и т. п.; психологическими — интеллект, мотивация, характер, темперамент и т. п.; индивидуальными — все индивидуально неповторимое, обусловленное своеобразием жизненного пути человека.

Второй параметр — степень избирательности при выборе партнеров, взаимоотношений. Избирательность можно определить как число признаков, значимых для установления и воспроизводства отношений. Наибольшую избирательность обнаруживают отношения дружбы, супружества и любви, наименьшую — отношения знакомства.

Третий параметр — функции, цели, круг задач, которые осуществляются и решаются в межличностных отношениях. Функции связи проявляются в различии для партнеров ее содержания, психологического смысла.
Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли.

^ Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным «психологическим весом», престижем.

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личности достигает своими собственными усилиями.
^ Разнообразие статусов
Существует широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные, которые относятся к разновидности основных статусов.

Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, читателя, слушателя, телезрителя и т. д.
Политические, религиозные, демографические, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.

Роль (франц. role) - образ, воплощенный актером.

Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли - это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

Социальная роль состоит из:

  • ролевого ожидания (экспектации);

  • исполнения этой роли (игры).


Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциальными (схема).

Социальные роли



Институционализированные

Институт брака, семьи

(социальные роли матери, дочери, жены)



Конвенциональные

Принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)




Позднее термин «социальная роль» прочно вошел в содержание предмета социальной психологии, хотя различные подходы к интерпретации социальных ролей обсуждаются до сих пор. Рассмотрим некоторые определения социальной роли:

  • фиксация отдельного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений;

  • функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;

  • существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение в его взаимодействии с другими индивидами;

  • система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т. е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами;

  • открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение;

  • представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации;

  • предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию;

  • набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения.

Таким образом, социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, модель поведения, социальная функция и даже набор норм. Мы рассматриваем социальную роль как функцию социального статуса личности, реализуемую на уровне общественного сознания в экспектациях, нормах и санкциях в социальном опыте конкретного человека.
^ Основные характеристики социальной роли
Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т. Парсонсом.

Толкот Парсонс предложил следующие 4 характеристики любой роли.

  1. По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая часть - размыта.

  2. По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

  3. По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

  4. По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.


Несовпадение статусов вызывает противоречие в интергрупповой и интрагрупповой иерархии, которое возникает при двух обстоятельствах:

1) когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй – низкий;

2) когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах - среди друзей, родственников, сослуживцев.

Официально запрещается совмещать ряд статусов, например депутата и министра, а неофициально также запрещается совмещение статусов милиционера и члена преступной банды.

Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений.

Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок на газонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, чем с представителем другой этнической группы.
Важными условиями достижения взаимоотношений между людьми являются:

  • Понимание речи взаимодействующего человека. Оно начинается с восприятия и понимания отдельных слов — лексических элементов повествования. Точнее говоря, даже не со слов, а с фонем, в линейной последовательности которых разворачивается речевое сообщение. Под фонемой обычно понимается кратчайшая смыслоразличительная (фонологическая) единица языка. Ее восприятие и понимание произойдет, если у человека имеется система соответствующих признаков, по которым опознаются и запоминаются фонемы. Однако важно уловить не только прямой, но и скрытый смысл речи партнера, ее подтекст. Он извлекается из непосредственного содержания разговора и является необходимым условием «глубинного прочтения» мыслей другого человека. Подобное декодирование контекста и создает условия для достижения взаимопонимания между людьми.




  • Осознание личностных качеств партнера по взаимодействию. Люди различаются по убеждениям, потребностям, интересам, идеалам, чертам характера, способностям и т. д. Эти и другие качества партнера нам часто приходится оценивать непосредственно в процессе взаимодействия с ним. Это можно сделать лишь путем изучения отдельных поступков и деятельности партнера в целом, поскольку только в действиях личность проявляет себя, раскрывает для других свои качества, оценка которых позволяет судить о ее мотивах и целях. Последние, в свою очередь, дают возможность сделать вывод о том, чего нам следует ожидать: содействия или противодействия. Подобное заключение также необходимо для установления взаимопонимания между людьми.




  • Учет того влияния, которое оказывает ситуация взаимодействия. В качестве ситуации выступают объективные условия совместной деятельности, которые могут способствовать или препятствовать ее осуществлению. Одним из условий является окружающая обстановка, включающая в себя разнообразные предметы и орудия, которыми пользуются взаимодействующие субъекты. Общаясь с людьми в повседневной жизни, мы как бы «читаем» их поведение и раскрываем смысл получающегося таким образом «текста», имеющего свой внутренний психологический план. Это «чтение» протекает бегло, поскольку в процессе общения у нас вырабатывается определенный, более или менее автоматически функционирующий психологический настрой на поведение окружающих. Он определяется личностными качествами партнеров и ситуацией их взаимодействия. При этом общающиеся люди действуют тем успешнее, чем более они подготовлены к этому в социально-психологическом плане.

Лекция 5. Взаимодействие и нормативное поведение
Социальное взаимодействие людей обусловлено множеством факторов, среди которых социальные экспектации (ожидания) имеют особое значение. Выступая в определенной роли, каждый человек обладает правами по отношению к другим участникам взаимодействия.
Так, русский, проживающий в Костроме, не задумывается о своей роли русского, но, попав в Германию, он сразу же вспоминает о необходимости исполнения своей роли русского.
При анализе социального взаимодействия индивидов норма выступает:

  • как эталон, образец, регулирующий психологические механизмы деятельности;

  • как организационно-структурный «параметр», компонент «планов» поведения;

  • как образ, регулирующий процесс деятельности.


Взаимопонимание между представителями разных профессиональных, возрастных, этнических групп опосредуется конвенциальными нормами. Отклонение от этих норм вызывает почти такие же негативные социальные санкции, как и нарушение других обычаев.
Кроме слов в коммуникации широко используются вокальные жесты.

Смех обычно выражает веселье, но когда звучит нарочито, означает скуку. Антропологи отмечают, что у части африканских народов смех – это показатель удивления, изумления и даже замешательства.
Одним из наиболее важных жестов, имеющих конвенциальное значение, является выражение лица.

Китайцы привыкли выражать свое недоумение, широко раскрывая глаза. Подмигивание почти не имеет значения вне европейской культуры.
Среди институциональных способов регулирования нормативного поведения наиболее популярны и эффективны две группы:

  1. требовательность;

  2. стимулирование.


В основе требовательности, как и ответственности, лежат модели должного отношения к организации, которые реализуются в вырабатываемых организациями нормах отношения к символам, реликвиям, ритуалам, олицетворяющих группу или общность.

^ Социальные нормы получают отображение во многих формах документов: протоколах, распоряжениях, отчетах, меморандумах и т.п.

В основе отношений требовательности лежит, прежде всего, активное принятие челнами группы ценностно-нормативных предписаний, направленных на решение социальных задач группы (общности).

Требовательность как способ регулирования предполагает строгое и четкое регламентирование поведения и деятельности, при этом важное значение приобретают последовательность и систематичность социального контроля общности (группы).
К способам стимулирования относятся и такие, как доверие и одобрение.

Доверием обычно стимулируется знакомая и посильная деятельность. На этом построен институт старейшин, вождей, лидеров, руководителей, которые выступают носителями определенных социальных норм поведения и деятельности.

Для жителей Великобритании таким нормативным эталоном выступает королевская семья, для американцев – избранный президент. Если же президент нарушает конвенциальные нормы, то наказанием служит отлучение (импичмент) от должности. В XX веке таким примером может служить президент Р. Никсон.
Одобрение как способ регулирования характеризуется определением нормативных границ, поддержание которых вызывает стремление общностей дать позитивную оценку поступкам или деятельности своих представителей.
Принципы регулирования негативного поведения:


  • принцип определенности;

  • адекватности,

  • своевременности,

  • гласности

  • наглядности социальных санкций.


Определенность регулирования состоит в том, что лидер или сама общность должны определить, насколько верно выбранный способ воздействия может стимулировать нормативное поведение.
Адекватность предполагает, что система применяемых способов воздействия понятна всем членам общности и является справедливой.

Субъект должен понимать смысл воздействия и считать его объективным.

Объективность и соразмерность корригирующего воздействия – важные аспекты принципа адекватности регулирования нормативного поведения.
Принцип своевременности

Отклонение от норм, неисполнение в должной мере социальной роли карается группой или общностью, но важно, чтобы как поощрение, так и наказание наступало вслед за совершенным поступком.

«Золотым правилом» называют принцип наглядности. Предметное выражение того, что нужно познать и как лучше сделать, помогает активизировать воздействие. Применение наглядности весьма разнообразно и зависит от возможностей общности или группы.

Лекция 6. Поведенческие типологии
Античные портреты Феофраста
Почти 24 века в европейской и мировой культуре присутствует типология характеров Феофраста. Время жизни Феофраста (конец IV – первая половина III в.д.н.э.) – это переломная эпоха в истории античного мира, конец эллинистических монархий диадохов – военачальников Александра Македонского. Для греков эпохи античности характер – это «штамп», «тип», «застывшая маска». Поэтому «характеры» Феофраста – это серия их 30 зарисовок, в которых изображены типические носители какого-либо недостатка – льстец, болтун, скряга, хвастун, сплетник, сторонник олигархии и т.п. «Характер» рассматривается как нечто целостное, но статичное, он показан в своих внешних проявлениях. Феофраст определяет «характер» как сумму типовых физических (внешних) свойств человека, его т.н. физиогномическую маску. В его портретах отражены черты поведения современников. «Характеры» Феофраста – это сумма душевных свойств жителя античной Греции, проявляющихся в его поступках и словах.

Вот так определяет Феофраст характеры своих современников.
Приверженность к олигархии рассматривается как стремление к господству, тесно связанное с корыстью. А приверженец олигархии вот такой человек:

– Когда народ решает, кого взять в помощь к архонту, он берет слово и предлагает облечь выборных неограниченной властью.

– Из всего Гомера он запомнил лишь один стих: «Нет в многовластии благ, да будет единый властитель».

– Около полудня он выходит из дома одетый в гиматий и провозглашает с трагическим пафосом: «Дивлюся тем, кто еще занимается общественными делами! Ведь чернь неблагодарна и всегда благоволит лишь тому, кто устраивает раздачи и казенные подарки.

– Он твердит: «Нужно обсудить между собой, как избавиться от черни и от рынка. Или эти м людям или нам жить в этом городе»»
^ Психологическая характеристика типов темперамента
Сангвиник – человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями.

Холерик – как и сангвиник, отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив.

Флегматик – обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить.

Меланхолик – Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что значительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен.
Зависимость способа реагирования от темперамента представил А.Ф. Кони в работе «Память и внимание». Событие таково: трамвай наехал на переходившую рельсы женщину и причинил ей тяжкие повреждения.
Сангвиник, волнуясь, скажет: «Это была ужасная картина – раздался раздирающий душу крик, хлынула кровь. Мне послышался даже треск ломаемых костей, эта картины стоит перед моими глазами, преследует меня, волнуя и тревожа».

Холерик негодует: «Раздавили женщину. Я давно гоаорил, что городское управление небрежно в исполнении своих обязанностей. И вот результат. Судить надо за эти упущения и строго судить!»

Флегматик припоминает: «Ехал я на извозчике и вижу: стоит трамвай, около него толпа, что-то смотрят; я привстал в пролетке и вижу: лежит какая-то женщина поперек рельсов, вероятно, наехали и раздавили. Я сел на свое место и сказал извозчику: пошел скорее.»

Меланхолик сокрушается: «При мне вагон раздавил несчастную женщину; и вот людская судьба: быть может, она спешила к любящему мужу, к любимым детям, под семейный кров. И картина осиротелой семьи с болью возникает в душе».
  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (1415.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru