Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Жизненный цикл организации - файл 1.doc


Контрольная работа - Жизненный цикл организации
скачать (154 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc154kb.18.12.2011 04:38скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание

Введение ……………………………………………………………………. 3

1. Стадии развития организации …………………………………………..4

2. Модели жизненных циклов организаций ……………………………….8

Модель Доунса ……………...…………………………………………….8

Модель Липпитта и Шмидта ……………………………………………8

Модель Грейнера …………………………………………………………9

Модель Торберта ………………….…………………………………….10

Модель Катца и Канта ……………..……………………………………10

Модель Кимберли ………………….……………………………………11

Модель Адизеса …………………………………………………………11

Модель Шайна ……………………..……………………………………12

3. Некоторые аспекты управления жизненным циклом организации,

понимаемой, как социальная система ….………………………………13

Что такое социальная система? ………..……………………………….13

Организация как подкласс социальных систем ……………………….14

Определение организационной культуры …….……………………….14

Источники организационной культуры ……….………………………14

«Онтогенез» (жизненный цикл) организации ….……………………..15

Процессы возникновения и развития организации .…………………..16

Связь параметров организационной культуры и стадий жизненного

цикла организации …………………………………...………………….17

Заключение ……………………………………………...………………….19

Список использованной литературы ………………….………………….20
Введение
Исследования в развитии организации наиболее актуальны в настоящее время. На Западе теории развития организаций придают важное значение, в российской экономике это ново, но российские экономисты уже проводят исследования по этапам развития предприятий и переносят модели западных коллег на российскую действительность.

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться процветают, негибкие – исчезают. Какие-то организации развиваются быстрей других и делают свое дело лучше, чем другие.

Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие о жизненном цикле организации как о предсказуемых их изменениях с определенной последовательностью состояний в течение времени.

Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть: существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.

Рассматривая развитие организации, нельзя не обращать внимание на такие компоненты как социальная культура, организационная структура, стратегия организации и прочие не менее важные аспекты, которые изменяются на каждом этапе жизненного цикла организации.
^ Стадии развития организации
Организации изменяются в течение всего времени своего существования. Они создаются, растут, развиваются, расширяются, стабилизируются, приходят в упадок и исчезают, возрождаются или принимают другую форму.

Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться процветают, негибкие – исчезают. Какие-то организации развиваются быстрей других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие о жизненном цикле организации как о предсказуемых их изменениях с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть: существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными. Один из вариантов деления жизненного цикла организации - на соответствующие временные отрезки, предусматривает следующие этапы.

Рождение любой организации связано с необходимостью удовлетворения интересов потребителей, с поиском и освоением свободной рыночной ниши. Основатели организации выявляют неудовлетворенные требования потребителей или социальные нужды. Целеустремленность, способность рисковать и преданность делу характеризуют этот этап. Нередко используется директивный метод руководства, требующий быстрого исполнения и тщательного контроля. Для тех, кто в этот период работает в организации, характерна наивысшая сплоченность и взаимодействие.

Детство. Это опасный период, поскольку наибольшее количество неудач происходит в течение первых лет после возникновения организации. В этот период происходит несоразмерный рост организации по сравнению с изменением управленческого потенциала. Из мировой статистики известно, что огромное число организаций небольшого масштаба терпят неудачу из-за низкой компетенции и неопытности руководства. Каждое второе предприятие малого бизнеса терпит крах в течение двух лет, четыре из пяти предприятий – в течение пяти лет своего существования. Задача этого периода – быстрый успех. Цели – здоровое существование и развитие, а не простое выживание. Нередко вся работа выполняется на пределе возможностей, чтобы не потерять темп возрастающего успеха. Управление осуществляется деятельным и подготовленным руководителем и его первоначальной командой.

Юность. Во время этого переходного периода рост организации осуществляется, как правило, несистематично, рывками; организация все больше набирает силу, однако координация проводится ниже оптимального уровня. Более организованные процедуры постепенно занимают рискованную страсть к успеху. Налаживается планирование, разработка бюджетов, прогнозов. Расширяется прием на работу специалистов, что вызывает трения с прежним составом. Основатели организации вынуждены больше исполнять роль непосредственных руководителей, а не предпринимателей, проводя систематическое планирование, координацию, управление и контроль. Интуитивная оценка риска руководством организации уже недостаточна, и это заставляет менеджеров прибегать к математическим оценкам возможных потерь в результате действия риска.

Зрелость. Развитие организации в этой стадии ведется в интересах сбалансированного роста на базе устойчивой структуры и четкого управления. В этот период руководитель организации удовлетворен логичностью и стройностью системы управления, что замедляет его интерес к адаптации организации к изменениям внешней среды, а также к обновлению и децентрализации. Зрелость организации связана с ее проникновением в новые сферы деятельности, расширением и дифференциацией, однако именно в этот период зарождается бюрократизм в управлении. Выделяют три стадии зрелости организации: ранняя зрелость, расцвет сил и полная зрелость.

^ Ранняя зрелость. Отличительные признаки этого периода – экспансия, дифференциация и, возможно, диверсификация. Образуются структурные подразделения, результаты, деятельности которых измеряются полученной прибылью. Используются многие общепринятые методы оценки эффективности, должностные инструкции, делегирование полномочий, нормы производительности, экспертиза, организация обучения и развития. Однако начинают проявлять себя тенденции бюрократизма, борьбы за власть, местничества, стремление добиваться успеха любой ценой.

^ Расцвет сил. Организация ставит на данном этапе цель сбалансированного роста. Структура, координация, стабильность и контроль должны иметь такое же значение, как и инновации, совершенствование всех частей и децентрализация. Принимается концепция структурных подразделений, результаты, деятельности которых измеряются полученной прибылью. Новая продукция, рынок сбыта и технологии должны быть управляемы, а квалификационные навыки управленческого персонала – более отточены. С ускорением темпов роста по сравнению с предыдущими стадиями организация нередко переоценивает свои успехи и возможности.

^ Полная зрелость. Имея компетентное, но не всегда ответственное руководство, организация действует практически сама по себе. Весьма часто устанавливается нежелательное состояние всеобщего благодушия. Несмотря на то, что картина доходов весьма приемлема, темпы роста замедляются. Организация может отклониться от своих первоначальных целей под влиянием внешнего давления. Вместе с тем слабости слишком очевидны. Эти симптомы нередко игнорируются руководством. Этап полной зрелости опасен возможностью появления у руководства организации сознания завершенности движения вперед.

Старение характеризуется торжеством бюрократии на всех этапах управления, гибелью новых идей в громоздких структурах управления. Этот тип никогда бы не наступил, если бы руководство организации постоянно осознавало необходимость обновления. Конкуренты неизменно покушаются на долю организации на рынке. Бюрократическая волокита, не всегда обоснованная стратегия, неэффективная система мотиваций, громоздкая система контроля, закрытость к новым идеям – все это, вместе взятое, создает условия для "закупорки артерий". Как показывает практика, очень трудно остановить и прекратить выполнение непродуктивной работы. В результате организация постепенно начинает разрушаться. Она вынуждена либо принять жесткую систему обновления, либо погибнуть как самостоятельная структура, влившись в приобретающую ее корпорацию. Организация откатывается назад, и вновь начинается борьба за ее выживание.

На завершающей стадии жизненного цикла предприятия (стадии ускоренного старения, упадка и предстоящего закрытия, продажи или перепрофилирования) часть его нормативной производственной мощности и продуктивности объективно утрачивается. Устаревшее технологическое оборудование и организационно-техническая оснастка структурных рабочих мест, а также производственная недвижимость на этой стадии требуют повышенных затрат на эксплуатацию, тех. обслуживание и ремонт.

При этом приходится решать непростую задачу: выгоднее производить отдельные комплектующие изделия, сборочные единицы и составные части выпускаемой конечной продукции у себя или же закупать их на стороне. По мере старения предприятия второй путь чаще оказывается экономнее.

Частичную утрату нормативной производственной мощности и нормативной продуктивности предприятия на заключительной стадии его жизненного цикла следует рассматривать как экономический износ предприятия. Часто понятие экономического износа применяется только к движимому имуществу предприятия. На деле же экономический износ – свойство предприятия в целом.

Неправомерно уравнивать экономический износ и экономическую неразвитость предприятия, так как эти понятия принципиально различаются.

При экономической неразвитости нормативная производственная мощность предприятия и соответствующая ей продуктивность не утрачиваются. Они лишь не используются должным образом. Экономическая неразвитость может присутствовать на любой стадии жизненного цикла предприятия, а экономический износ, обусловленный потерей части мощности и продуктивности, возникает только на заключительном этапе существования производства.

Возрождение. В организацию приходит новая команда менеджеров, специфические взгляды которых позволяют осуществлять программы внутренней перестройки, изменять структуры управления. В руководстве организации появляется лидер или новая команда руководителей, способных встряхнуть всю структуру управления. Они, как правило, уполномочены на проведение реорганизации и осуществление плановой программы внутреннего организационного развития. Главная цель – оживление организации.
Стадии развития организации

Факторы

Стадии

Главная цель

Стиль руководства

Основная

задача

Организация труда

1. Рождение

Выживание

Руководство одним лицом

Выход на рынок

Стремление к максимальному увеличению прибыли

2. Детство

Кратковременный успех и обеспечение бурного роста

Выживание за счет жесткого руководства (руководитель и его первоначальная команда)

Укрепление позиций на рынке, усиление конкурентоспособности

Оптимизация прибыли, увеличение оплаты труда и заслуг

3. Юность

Обеспечение ускоренного роста

Делегирование полномочий

Полный захват своей части рынка

Планирование прибыли

4. Зрелость

–ранняя

Сбалансированный рост

Децентрализованное руководство

Рост по разным направлениям

Разделение труда и кооперация

–расцвет сил

Систематический рост

Завоевание рынка, централизация и автономность

Социальная ответственность за результаты труда

–полная

Формирование индивидуальности и имиджа

Учет разнообразных интересов

Премии за индивидуальный результат

5. Старение

Сохранение достигнутых результатов, выживание

Эффект достигается за счет координации деятельности

Обеспечение стабильности

Свободный режим организации труда и участия в прибыли

6. Возрождение

Оживление по всем функциям

Эффект достигается за счет коллективизма

Омоложение

Внедрение основ научной организации труда, коллективное премирование

Проектирование, развитие и поведение организации может быть описано посредством моделей, которые основываются на одной из процессорных теорий – теорий жизненных циклов. Не существует неизбежной линейной последовательности этапов в жизни организаций.

Значение моделей жизненных циклов определяется возможностью их использования для анализа организаций в проектах управленческого консультирования. Модели помогают структурировать получаемую об организации информацию. Определения этапа развития организаций позволяет избежать ошибок при определении их потенциала и планирования их дальнейшего развития.

В дальнейшем даны описание моделей, которые чаше других встречаются в литературе, кроме того, описанные модели рассматриваются в контексте российских реалий.
^ Модели жизненных циклов организаций.
Модель Доунса
Одна из ранних моделей принадлежит Доунсу, который рассматривал жизненные циклы государственных комитетов. Он предложил три важнейших стадий роста и развития. Первая стадия - это борьба за автономию, которая может происходить перед формальным рождением организации или сразу после него. Она проявляется в попытках обретения легитимности и в борьбе за внешние ресурсы для достижения «порога выживаемости». Вторая стадия - быстрый рост - характеризуется экспансией и акцентом на инновациях в творчестве. Финальная стадия (замедления) проявляется в разработке правил процедур; здесь делается акцент на предсказуемости и координации, происходит формализация ролевых систем и снижение гибкости.
Модель Липпитта и Шмидта
Модель, приложенная Липпиттом и Шмидтом, относится к деятельности деловой организации. Они попытались применить теорий развития личности к описанию создания, роста, фазы зрелости и гибели деловой организации, что бы понять и предсказать организационные кризисы и последствия. На стадии рождения главные проблемы – это создание системы и достижения «порога выживаемости». В юности основная задача – стабильность и завоевание репутации. В зрелости преобладающими становятся достижения уникальности и реагирование на изменяющиеся потребности. Необходимыми составляющими процесса являются признание проблем, развитие общего понимания потребностей и их значимости для определения приоритетов. Таким образом, в ходе развития организации задача руководства заключается в том, чтобы прояснить различия в приоритетах у разных групп и направить консолидированные усилия организации на разрешение проблем, которые являются важнейшими на данный момент. Липпитт и Шмидт полагают, что на каждой стадии соответствующие требования различны и менеджер, эффективный на одной из стадии, может быть совершенно неэффективным на другой. Концепция Липпитта и Шмидта основывается на идее, что в жизненном цикле организация проходит через последовательность стадии роста и каждый очередной кризис или ситуация требует специфического управления или реакции, необходимых для перехода к следующей стадии. Основным критерием для определения стадии развития являются действия, которые применяются для разрешения предсказуемых организационных кризисов, а не численность сотрудников в компании или ее доля рынка, т.е. здесь определяющим является качественная составляющая рынка. В последствии Липпитт назвал это моделью ситуационной конфронтации.
Модель Грейнера
Следующая модель развития организации была предложена Грейнером. Он полагает, что проходят через пять последовательных стадий.




- Революционные стадии - Эволюционные стадии

На первой – предпринимательской стадий организация растет благодаря непрерывному творчеству. Вторая стадия – рост через директивное управление или рационализацию руководства. Третья стадия – рост через делегирование. Пятая стадия – рост через сотрудничество подразумевает проектирование матриц, спонтанность в управлении и увеличение организационной гибкости. Таким образом, модель Грейнера описывает переход от стадии, делающей акцент на творчестве и предпринимательстве, к формализации, а затем – к гибкости и адаптивности.

При построении своей модели Гейнер использовал пять ключевых характеристик возраст организации, размер организации, этапы эволюции, этапы революции и темп развития отрасли. Способ разрешения управленческих проблем на каждом революционном этапе определяет, будет ли компания двигаться дальше к следующей стадии эволюционного роста. Таким образом, каждый эволюционный период характеризуется конкретным стилем управления, который используется для достижения роста.

Важно отметить, что каждая стадия – это одновременно следствие предыдущей фазы и причина или основание для последующей.

Решающая задача менеджмента на каждом революционном этапе состоит в том, что бы найти новый набор организационных методов, который станет основой управления на следующем этапе эволюционного роста.

Модель Гейнера является попыткой скомбинировать теорию жизненных циклов с диалектикой. Она показывает, как компании могут превратить организационные кризисы в возможности для будущего роста.
Модель Торберта
Торберт предложил модель развития, основанную на индивидуальных «менталитетах» членов организации. Эта модель была построена при работе с временными рабочими группами. Организация развивается по мере того, как её члены становятся более опытными в осознании факторов, причин и движущих сил развития и вырабатывают навыки, необходимые для повышения личностной межличностной эффективности. Модель Торберта описывает естественную последовательность, через которые организация может проходить, и конкретизирует менталитеты, определяющие каждую из них.

К сожалению, модель Торберта не дает четкого представления о процессах и стратегиях, необходимых для обеспечения описанной выше последовательности развития организации.
Модель Катца и Канта
Еще одна модель была предложена Катцом и Кантом. Здесь основной изменяющейся характеристикой является её структура.

В жизненных циклах организации Катц и Кант выделяют три основные стадии. Первая называется стадия примитивных систем; здесь элементарные принципы производственной системы основаны на общих потребностях и ожиданиях членов организации.

На второй стадии – стабильной организации – во главу угла ставится координация и контроль поведения. На этой стадии возникают и неформальные структуры. Ключевой вопрос организационной и практики состоит в том, как направить энтузиазм и мотивацию неформальных групп на выполнение общеорганизационных задач.

Третья и финальная стадия развития организации, по Катцу и Канту, - это совершенствование структуры на основе выработки механизмов адаптации для взаимоотношения с окружающей средой, постоянная потребность в поддержке со стороны внешнего окружения и подсистемы, которые развиваются внутри организации, институционализируют взаимоотношения с внешней средой и гарантируют такую поддержку. На этой стадии происходит поддерживающих структур вблизи организационных границ.
Модель Кимберли
Модель развития организации, представленная Кимберли, основана на продолжительном исследовании создания и развития инновационной медицинской школы. Кимберли полагает, что первая возможность идентифицировать стадию в развитии организации существует ещё до того, как организация действительно сформировалась. Первая стадия включает упорядочение ресурсов и формирование идеологии. Все это приводит ко второй стадии, когда происходит выбор «первоначальной движущей силы», наем сотрудников и получение поддержки от стратегических клиентов; здесь принимаются обычные дискретные решения. Третья стадия включает формирование организационной идентичности, чувства общности и сопричастности. Четвертая стадия, институционализация, возникает, когда политика и правила становятся более жесткими, происходит формализация структуры, организация становится более консервативной и предсказуемой в своих ответах на воздействие внешней среды.

Кимберли полагает, что возраст организации не обязательно соответствует стадии ее развития. Тем не менее, понимание и знание организационных циклов имеют практическое применение. Стратегии, которые эффективны для новой организации, могут быть неэффективны в устойчивой или умирающей организации. Чтобы увеличить эффективность стратегических интервенций, необходимо принимать во внимание также и исторический контекст, включающий различные внешние силы и корпоративную культуру.
Модель Адизеса
В модели, представленной Адизесом, этапы жизненного цикла организации делятся на две группы: рост и старение. Рост начинается с зарождения и заканчивается с расцветом, после чего наступает старение, идущее от стабилизации к смерти организации. Согласно модели, развитие организации происходит определенные стадии, на которых изменяются приоритеты четырех видов деятельности – достижения результатов, предпринимательской деятельности, управления с помощью формальных правил и процедур и интеграции индивидов в организации. Продвижение от одной стадии к другой происходит, прежде всего, благодаря разрешению важнейших проблем последовательных стадий.

Рост и старение организации наиболее очевидны, если рассматривать взаимосвязь двух важнейших факторов жизнедеятельности организации – гибкости и контроля.

П
Смерть
ри правильной стратегии и тактике развития компании, она может достичь расцвета и, в принципе, находиться в этом состоянии бесконечно долго.



Рост Старение


Модель Шайна
Шайн использовал жизненные циклы (стадии роста) при построении своей модели развития корпоративной культуры и для описания механизмов ее изменения, чтобы показать, что проблемы культуры отличаются в разных ситуациях и на разных стадиях. Вид необходимых изменений культуры, зависит не только от стадии развития организации, но и от того, насколько организация является «размороженной» и готова к изменениям либо вследствие кризиса, вызванного внешними силами, либо из-за действия внутренних сил, понуждающих организацию к изменениям.

Его модель заключена в трёх периодах:

  1. Рождение или ранний рост, здесь существует доминирование основателя или семьи, а также проходит фаза преемственности.

  2. Середина жизни организации, происходит расширение рынков, возникновение новых субкультур.

  3. Организационная зрелость, характеризуется зрелостью или упадком рынков, увеличением внутренней стабильности или стагнации, а также отсутствием мотивации к изменениям. Этот период может закончиться как благополучно, если руководитель выберет путь трансформации, так и крахом предприятия, если будет выбран путь разрушения.


^ Некоторые аспекты управления жизненным циклом организации,

понимаемой как социальная система.
Понимание организации как системы является аксиомой современной управленческой теории.

Организация в теориях жизненных циклов предстает как условно первичный элемент анализа, динамика ее внутренний структуры системно не изучается. В настоящее время можно говорить о ряде подходов, целенаправленно исследующих трансформацию отдельных составляющих внутренней среды организации с течением времени

Жизненный цикл организации («онтогенез») отражает её эволюцию («филогенез») от замысла до исчезновения организации как отдельной сущности. Очевидно, что вопросы управления жизненным циклом относятся к стратегическим задачам.

Развитие означает «движение в направлении стадии «развития» или «зрелости». А реорганизация – попытка перейти из стадии «старости» в стадию «развития».

В этом разделе даётся осмысление социальной природы организации и рассмотрение возможности управления её жизненным циклом, управляя социальной компонентой организации.
Что такое социальная система?
Процессный и системный подходы к управлению организацией предусматривают, что организация состоит из людей. В процессном подходе каждый процесс управления содержит в себе социальный аспект. Однако люди, составляющие организацию, рассматриваются как необходимые атрибуты или ресурсы процессов. В итоге при разработке концепции управления организацией социальная компонента организации явно рассматривается либо учитывается только в рамках процесса мотивации.

В системном/ситуационном подходе социальная компонента выражена лучше в виде подсистемы «люди», включающей такие элементы, как:

  • Поведение отдельных людей;

  • Поведение людей в группах;

  • Характер поведения руководителя;

  • Функционирование менеджера в роли лидера и его влияние.

Очевидно, что цели организации находятся в тесной связи с ценностями, потребностями и ожиданиями конкретных членов организации.

Неформализуемость социальной компоненты приводит к тому, что ею просто пренебрегают в остальных подсистемах. В итоге люди отождествляются с какими-то механизмами, обеспечивающими функционирование организации.
Организация как подкласс социальных систем
Несмотря на всю привлекательность системного или процессного подхода для управления организацией, мы все время вынуждены делать поправки на социальную природу организации.

Необходимо выделять особые классы систем, которые могут быть организациями, создающими и использующими информацию как капитал.

Характер взаимодействия элементов такой системы (т. е. людей) не является постоянным. Он в значительной степени формируется ими самими. Важная характеристика таких систем – взаимодействия определяются историей или опытом социосистемы.

На характер взаимодействий в социосистеме очень велико влияние внешней среды.

Возможны ситуации, когда правила внутри организации могут доминировать над правилами внешней социальной системы. На бытовом языке это выражается через слова «у нас так принято». Отличительную характеристику данной социосистемы от прочих систем можно определить как наличие характерной субкультуры.
Определение организационной культуры
Базисом организационной культуры являются групповые представления, выступающие как некие императивы, на которых строится философия компании, ее понимание окружающего мира. Часть групповых представлений заимствуется организацией из внешней среды, часть вырабатывается самостоятельно.
Источники организационной культуры
Данное определение организационной культуры, Шайн одновременно указывает ее источник: опыт организации, полученный а) в процессах адаптации к изменениям внешней среды и б) внутренней интеграции.

В исследованиях организаций различного возраста Шайн выделяет организации первого, второго и т. д. поколений, причем возраст определяется числом поколений основателей компании.

На этапе становления организации и, следовательно, организационной культуры основными источниками групповых представлений являются внешняя культура и представления лидера (основателя организации). Однако в дальнейшем, после того как базисные представления становятся достоянием группы, роль этих источников уменьшается и на первый план выдвигается опыт организации.
«Онтогенез» (жизненный цикл) организации
Для организации в общем виде жизненный цикл представляется в виде череды стадий: так называемые детство, отрочество, взросление, старость и умирание.

На качественном уровне такая концепция выглядит логично, но отсутствие объективных параметров делает ее бесполезной. В самом деле, по каким признакам мы должны определить, что организация является «взрослой»?

Минцберг, анализируя организационные структуры, отмечает, что такие структуры, как механистическая бюрократия и дивизионная структура, более характерны для «зрелых» организаций, чем для «молодых», только начинающих свое существование на рынке.

Существующие концепции жизненного цикла, к организациям применимы весьма ограничено.

Первое поколение соответствует этапу отрочества и взросления. Организация начинает освоение экологической ниши в социуме.

Этап, на котором вид заполняет освоенную экологическую нишу, можно отнести к зрелости. Старость организации начинается тогда, когда ее начинает вытеснять другая организация (конкурент), или же ниша, в которой работала организация, трансформируется, исчезает, в то время как организация не успевает приспособиться к этим изменениям.

Зрелость компании определяется не ее разветвленной структурой или наличием множества рынков, а долей охвата рынка или, точнее, устойчивостью этой доли во времени. До тех пор, пока конкуренция или исчезновение спроса на эти изделия не изменят величины доли, эта компания будет оцениваться как находящаяся в стадии зрелости.

Важно, что в данной модели понятие «экологическая ниша» не идентично понятию рынка: заполнение ниши не означает стопроцентного освоения определенного рынка.

Окончание жизненного цикла может состоять не только в упадке и исчезновении вида/организации, но и в распаде на новые виды/организации, которые в зависимости от начальных условий могут сразу оказаться на этапе зрелости или развития.

Таким образом, предлагаемая модель жизненного цикла принимает следующий вид: зарождение и становление организации, развитие, подразумевающее заполнение выбранного рынка, зрелость, заключающаяся в удержании захваченной части рынка, и старение, сопровождающееся вытеснением с рынка конкурентами или исчезновением рынка.
Процессы возникновения и развития организации

Используя изложенную выше концепцию жизненного цикла организации, а также определение культуры в изложении Шейна и механизмы формирования культуры, рассмотрим подробнее процессы развития и формирования организационной культуры во времени эволюции организации.

Становление. В эту стадию входят следующие явления: зарождение идеи, поиск единомышленников, подготовка к реализации идеи, юридическое оформление организации, набор оперативного персонала и выпуск первой партии продукта. Уже на этом этапе организация является социосистемой, так как она состоит из людей, принадлежащих единой или сходным парадигмам.

На этом же этапе начинается «ярмарка» знаний, когда в ходе совместной деятельности каждый член коллектива вольно или невольно демонстрирует собственную систему представлений, умения и навыки. Если рассматривать эти процессы с организационного онтологического уровня, то, на данном этапе превалируют процессы социализации неформальных знаний.

Если следовать определению организационной культуры Шейна, то на данном этапе у организации отсутствует собственная культура.

^ Стадия зрелости. К этой стадии компания приходит с багажом прошлого опыта.

На этом этапе, на организационном онтологическом уровне наиболее интенсивны процессы интернализации, когда знания, полученные и переработанные организацией на предыдущих этапах, получили своё выражение через провозглашённые ценности: миссию организации, цели и символы и проходят процесс индивидуального сознания.

Зрелость организации означает, что ей удаётся сохранять устойчивое положение во внешней среде; показывает, что остальные процессы переработки опыта и встраивания его в существующую систему представлений имеют явно выражение в базисных представлениях организационной культуры и подкреплены мощно влияющими на членов организации ценностями.

Если на предыдущих этапах развития организационная культура сильно подвержена любому влиянию со стороны культуры лидеров, внешней среды, то на этапе зрелости она становится обычным правом, оказывающим влияние на все стороны жизнедеятельности организации.
^ Стадия старости. Стадию старости мы определяем как противоречие между ней и окружающей средой, которое выражается или в появлении конкурентов, вытесняющих организацию с занятого рынка, или в исчезновении рынка.

Здесь механизмы, обеспечивающие трансформацию знаний организации, по каким-либо причинам исчезают, и происходит разрыв в цепочках формирования знаний. Происходит накопление неформализованных знаний, которые между тем никаким образом не встраиваются в существующую систему представлений.

Становится ясно, что организация приобретает черты и облик выделенной социальной системы только на этапе развития, именно тут начинаются процессы формирования организационной культуры.

В организациях, находящихся на стадии старости, происходит разрыв спирали процесса создания знаний, что приводит, с одной стороны, к противоречию базовых представлений организационной культуры и получаемого опыта и, с другой стороны, к формированию альтернативной культуры, находящейся в оппозиции к «официальной».
Связь параметров организационной культуры и стадий жизненного цикла организации.
Определённой стадии жизненного цикла организации соответствует определённый тип организационной культуры. Здесь необходимо выделение характеристик организационной культуры, согласно которым мы сможем сопоставить тип организационной культуры со стадиями жизненного цикла. Стадию можно определить с помощью объективных параметров, отражающих существующее положение организации на рынке и её потенциал.

Организационная культура сама выступает системой, характеризующейся определенной внутренней структурой, включающей в себя (по Шейну) уровни базовых представлений, провозглашаемых ценностей и артефактов. Организация в целом не исчерпывается культурным или социальным измерением, будучи многомерной и мультипространственной системой, одновременно представленной в различных функциональных измерениях.

Признание сложности и неоднородности внутренней среды организации позволяет усомниться в целесообразности исследования ее жизненного цикла в общепринятом смысле термина, поскольку необходим учет системного принципа полидинамичности. Последний предполагает, что различные элементы внутренней среды организации характеризуются не только собственным «содержательным измерением», но и самобытной эволюцией, скорость которой неодинакова и не совпадает со сроками присутствия организации на рынке.

Более целесообразной будет разработка нового подхода к теории жизненного цикла организации, в рамках которого следует подвергнуть изучению жизненных циклов внутренней среды организации с учетом структуры и особенностей ее отдельных элементов и упором на характер эволюции.

Такая постановка проблемы позволит заменить понимание развития организации как смены стадий жизненного цикла интерпретацией взаимодействия элементов внутренней среды организации, находящихся на разных стадиях собственных жизненных циклов.
Заключение
Моделирование процесса развития организации с помощью теории жизненных циклов неизбежно связано с некоторым упрощением моделируемого объекта и не может описать его во всей сложности. Авторы моделей включили в них те элементы, которые посчитали важнейшими для объяснения процессов изменения и развития организации.

Модели жизненных циклов выполняют три основные функции в познании такого многообразного феномена, как организация: описательную, объяснительную и предсказательную.

Практическое значение моделей жизненных циклов организаций заключается в том, что они могут использоваться консультантами.

Уже появляются работы российских консультантов, в которых фактически используется идеология жизненных циклов организации. Однако следует отметить, что, применяя те или иные модели жизненных циклов, необходимо соблюдать баланс при рассмотрении организации как схожей с другими – те же факторы, предсказуемые кризисы и т. д. – и как уникальной, со своеобразным характером, целью и историей.

Вновь созданные российские деловые организации проходят все фазы развития, описанные Адизесом.

Описание стадий развития организаций помогает приблизить изучение менеджмента к реальности, продемонстрировать различия в реализации функций менеджмента в зависимости от «организационного времени».

Модели жизненного цикла позволяют по-новому взглянуть на судьбу компаний, сменивших форму собственности. Из анализа моделей становится ясно, что разные подсистемы приватизированных предприятий как бы находятся на разных этапах жизненного цикла, и в этом во многом кроется причина испытываемых ими трудностей. Дисбаланс развития – специфична для российских организаций проблема.

Таким образом, использование и разработка моделей жизненных циклов представляет не только общетеоретический интерес, но важна и с практической точки зрения – для управленческого консультирования, и для преподавания.

Теория жизненного цикла организации нуждается сегодня в серьезном пересмотре с новых системно – интеграционных позиций, позволяющих получить не только ответы на вопросы как и почему эволюционирует организация, но и что в ней претерпевает изменения.

Список используемой литературы


  1. Виханский О. С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарика, 1998.

  2. Лавизина О. В. Некоторые аспекты управления жизненным циклом организации, понимаемой как социальная система //Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. - №5. – с.47 – 60.

  3. Менеджмент: Век ХХ – век ХХI: Сборник статей/ Под ред. О.С. Виханского, А.И.Наумова; сост. И.А. Петровская. – М.: Экономистъ, 2004. – 336 с.

  4. Мильнер Б. З. Теория организаций. Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. -

М.: ИНФРА – М, 2001. – 480 с.

  1. Смирнов Э. А. Основы теории организации – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.

  2. Хмелькова Н., Попов Е. О жизненном цикле внутренней среды организации //Менеджмент в России и за рубежом. – 2004. - №1. – с. 119 – 126.









Скачать файл (154 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru