Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Антиинфляционная политика - файл 1.doc


Антиинфляционная политика
скачать (1107.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1108kb.18.12.2011 04:55скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

Министерство Образования Российской Федерации


Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Воронежский филиал

Кафедра Экономической теории

Курсовая работа

по Экономической теории

на тему Антиинфляционная политика

Воронеж 2007

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Социально-экономические последствия

инфляции 6
2. Основные направления антиинфляционной

политики 14
3. Особенности антиинфляционной политики

в России 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список используемой литературы 31

Введение.
Хотелось бы сказать, что инфляция является очень сложным социально-экономическим явлением. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической.

Процесс инфляции отличается упорством, способностью к опасному расширенному самовоспроизводству и неприятными социально-экономическими последствиями, связанными с перераспределением богатства и дохода нации. Практическая актуальность этой проблемы подтверждается цифрами ежегодного прироста потребительских цен в промышленно развитых странах (в %, %):1


^ Годы

страна

1961-1970 гг.

1971-1980 гг.

1981-1990 it.

США


2,7

7.8

4.7

Япония

5.8

9.0

2.0

Великобритания

4.1

13.7

6.5

Италия

4.0

13 8

9.6

Франция

4.1

9.7

6.3

ФРГ

2.7

5.1

2.6


Для России с началом перехода ее к рынку инфляция превратилась в одну из самых болезненных проблем.
Рост цен составил:

в 1992 г. – 26,1 раз,

в 1993 г. - 10 раз,

в 1994 г. - 3 раза,

в 1995 г. - 2 раза2.
И хотя темпы роста инфляции относительно снижаются, тем не менее всего за 4 года цены возросли на 180.000%.

Понятие "инфляция" возникло после гражданской войны в Северной Америке (1861-1865гг.). Инфляция была характерна для денежного обращения: России - с 1769 до 1895 г. (за исключением периода 1843 - 1853 гг.); США - в период войны за независимость 1775 -1783 гг. и гражданской войны 1861-1865 гг. Англии - во время войны с Наполеоном в начале XIX в.. Франции - в период Французской революции 1789 - 1791 гг. Особенно высоких темпов инфляция достигла в Германии после первой мировой войны, когда осенью 1923 г. денежная масса в обращении достигала 496 квинтиллионов марок, а денежная единица обесценилась в триллион раз.

Приведенные исторические примеры доказывают, что инфляция не является порождением современности, а имела место и в прошлом.

Инфляция, как правило, проявляется в росте товарных цен и относительном обесценивании национальной денежной единицы. Что является причиной этого? И всякий ли рост цен является инфляционным? Сторонники классической (монетаристской) концепции, считающие рынок саморегулирующейся системой, относят к инфляционному только тот рост цен, который вызван расстройством денежного обращения и переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой. Все остальные изменения цен, вызванные естественными сезонными и другими колебаниями спроса и предложения, изменениями условий производства товаров, воздействием внешнеэкономических связей и т.п., считаются неинфляционными, подвластными механизму рыночного самоурегулирования без государственного вмешательства. Классическая концепция, таким образом, считает инфляцию чисто денежным феноменом, однофакторным явлением. Кейнсианская точка зрения на рыночный механизм подчеркивает ограниченность его адаптационных возможностей, одностороннюю эластичность цен. В этих условиях всякое повышение цен достаточно необратимо и означает начало инфляции, передавая инфляционный импульс всей системе цен. Это - многофакторная теория инфляции как макроэкономического, системного явления. Пытаясь добиться универсального и всеобъемлющего понятия инфляции, из его признаков приходится исключить рост цен, поскольку в практике централизованно регулируемого планового хозяйства цены фиксировались прейскурантами, а инфляция проявлялась в форме товарного дефицита, избыточных денежных сбережений и наличия "черного" рынка.

Одним из важнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией . Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны , требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали , а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами. Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный ) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом инфляции различаются в зависимости от ее характера и уровня, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма . В целом в развитых странах ( в частности , в США и большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста ( после периода послевоенной стабилизации) удается удерживать в довольно узких пределах.3
^ 1. Социально-экономические последствия инфляции.
Термин инфляция ( от латинского inflatio – вздутие ) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865гг. и обозначил процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX в. Этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляции получило в XX веке после первой мировой войны, а в советской экономической литературе – с середины 20-х годов.

Инфляция – это явление, присущее экономике, использующей бумажные деньги. Она проявляется в форме повышения общего уровня цен и удорожание иностранной валюты. Другими словами, инфляция является результатом макроэкономической нестабильности и определяется как дисбаланс между совокупным спросом (AD) и совокупным предложением (AS), вызывающий повышение общего уровня цен. Существует два типа инфляции: открытая и подавленная (скрытая ).Открытая инфляция характеризуется обесценением денег, ростом цен. Она характерна для рыночной экономики, где цены и доходы формируются под воздействием спроса и предложения. Инфляционный рост цен деформирует рыночный механизм, но не ликвидирует реакцию экономики на рыночные сигналы: в долгосрочном периоде она не теряет способности к самонастройке в направлении равновесия пи новом уровне цен. Подавленная инфляция имеет место при формировании государством цен и доходов. Не проявляется в росте цен, макроэкономическое неравновесие проявляется в этом случае прежде всего в хронических товарных дефицитах. Особо это характерно для отраслей с высокими издержками производства.

Различают также инфляцию сбалансированную ( со стабильными относительными ценами, когда при росте общего уровня цен, цены товаров относительно друг друга остаются неизменными ) и несбалансированную ( в результате непропорционального роста цен на различные товары их цены постоянно изменяются относительно друг друга).

Инфляция может быть ожидаемой (предсказуемой , прогнозируемой), по сути планируемой как результат тех или иных действий правительства страны в рамках осуществляемой макроэкономической политики. Неожиданная инфляция характеризуется внезапным скачком цен. При наличии уже сформировавшихся инфляционных ожиданий населения неожиданная инфляция влечет резкий рост расходов на приобретение товаров и услуг, что провоцирует дальнейший рост цен и растущие инфляционные ожидания. В случае если инфляционные ожидания не набрали силу, население , рассматривая внезапный скачок цен как кратковременное явление, может увеличить сбережения, дожидаясь снижения цен. Сократившийся спрос окажет давление на цены в сторону их снижения. Этот эффект называется эффект Пигу , или эффект “реальных кассовых остатков”.

Инфляция различается также в зависимости от вызывающих ее факторов. Если в ее возникновении и протекании решающую роль играют денежные факторы, увеличивающие платежеспособный спрос выше товарного предложения (при данном уровне цен), то она называется инфляцией спроса. Если же основными являются неденежные факторы — со стороны производства и рыночных условий, то возникает инфляция издержек. Среди таких факторов выделяются: усиление давления на цены тех или иных издержек производства, и прежде всего спирали «заработная плата — цены» (особенно опасное явление в периоды низкого роста производительности труда); сильные монополистические элементы в рыночной структуре экономики, приводящие к монополистической практике ценообразования; дефицит определенных товаров или ресурсов; удорожание импорта в результате роста цен на мировом рынке или девальвации (обесценения) национальной валюты. Факторы инфляции спроса и инфляции издержек часто действуют парал­лельно, что значительно затрудняет проведение успешной антиинфляцион­ной политики.

В зависимости от темпов роста цен различают несколько видов инфляции, имеющих различные социально- экономические последствия. Ползучая (умеренная ) инфляция – характеризуется темпами роста цен на 5-10% в год . В этих условиях сохраняется стоимость денег, сбережения остаются прибыльными ( так как процентный доход по ним выше роста цен ) , риск заключения контрактов в текущих ценах незначителен, уровень жизни понижается несущественно. С точки зрения экономических последствий умеренная инфляция рассматривается как фактор, придающий необходимый динамизм экономике. Рост цен обуславливает увеличение спроса ( поскольку в дальнейшем покупки обойдутся дороже ). Умеренная инфляция имеет целый ряд негативных последствий. Обнаруживается действие так называемого “инфляционного налога “. При стабильности налоговой системы, не учитывающей фактор инфляции, изъятие той же части номинального дохода проявляется как увеличение налогового бремени. Допустим , акция была приобретена за 100 руб. При росте уровня цен на 10% ( индекс равен 1,1 ) продажа этой акции за 110 руб. не увеличит реальный доход продающего. Однако неадаптированная к инфляции налоговая система будет рассматривать 10 руб. как облагаемый налогом доход. Пусть налог составит 15%, тогда индекс реального располагаемого дохода составит:

=0,986

При неизменных ценах он составлял бы:

=1,085

Кроме того , негативным последствием умеренной инфляции является действие прогрессивного налогообложения. Если прогрессивная ставка налога не учитывает инфляцию, то рост номинальных доходов ведет к повышению ставки налогообложения, хотя реальные доходы не изменились или даже понизились. Отмечаются и такие последствия инфляции, как “издержки стоптанных башмаков” и “ издержки меню”. Первые состоят в более частом посещении населением банковских организаций для снятия денег со счетов – это требует дополнительных затрат времени, что в рыночной экономике рассматривается как упущенная возможность получения доходов. “Издержки меню” подразумевают дополнительные затраты фирм на постоянное обновление ценников, каталогов, прайс-листов, вызванное изменением цен.

К существенным социальным последствиям инфляции относится перераспределение национального дохода:

  • между сферами производства и регионами в силу неравномерного роста цен;

  • между населением и государством в пользу последнего в силу рассмотренного выше инфляционного налогообложения, а также излишней эмиссии денег, являющейся источником дополнительных доходов бюджета;

  • между слоями населения ( если у беднейших слоев, чей потребительский набор включает жизненно необходимые товары неэластичного спроса, резко снижается жизненный уровень, то у богатых сокращаются преимущественно, сбережения, даже возрастает, что способствует росту социального расслоения и напряженности в обществе);

  • между дебиторами и кредиторами ( непредвиденная инфляция обеспечивает выгоды получателям ссуды, так как при фиксированной ставке процента за кредит, не учитывающей инфляцию, они возвращаю кредиторам фактически меньшую сумму).

Отмечается также влияние инфляции на платежный баланс страны. Рост внутренних цен ведет к сокращению экспорта и увеличению импорта, т.е. влечет отрицательное сальдо платежного баланса. При развитии этой тенденции для покрытия дефицита страна может либо задействовать золотовалютные резервы ( которые ограничены), либо девальвировать национальную валюту. Девальвация, в свою очередь, дает преимущество отраслям, продающим товары на экспорт, удешевляя их цены на мировом рынке, и ведет к упадку отраслей, потребляющих импортные ресурсы и комплектующие, внутренние цены на которые растут по мере понижения курса национальной валюты. В результате возможно возникновение структурных дисбалансов в экономике.

^ Галопирующая инфляция характеризуется среднегодовым повышением цен от 20% до 200%. В этих условиях цены перестают объективно отражать экономическую конъюнктуру и большинство экономических субъектов испытывает затруднения с планированием доходов и расходов.

Инвесторы теряют ориентиры , банки отказываются давать ссуды с фиксированным процентом и долгосрочные кредиты. Сбережения обесцениваются, становятся убыточными. Долгосрочные инвестиции становятся по сути невозможными в силу высоких инфляционных рисков. Капиталы перемещаются из производства в сектор «коротких денег» - торгово-спекулятивный и финансовый бизнес. Развиваются процессы «бегства от денег» - стремление сохранить реальную стоимость денежных активов путем покупки товаров, недвижимости и пр. Гиперинфляция характеризуется среднемесячным приростом цен свыше 50%, когда годовой их рост исчисляется четырехзначными цифрами. Она оказывает разрушительное воздействие на объем национального производства, занятость, денежное обращение. Деньги резко обесцениваются, с полной нагрузкой работает печатный станок, денежная эмиссия приобретает неконтролируемые размеры.4

Итак, для оценки и измерения инфляции используют показатель потребительских цен. ^ Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет соотношение между покупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг («рыночная корзина») для данного периода с совокупной ценой идентичной и сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.

^ ИПЦ в отчетном периоде = цена «рыночной корзины» в текущем году5

цена «рыночной корзины» в базовом году

Индекс потребительских цен является наиболее широко распространенным официальным показателем инфляции.

^ Темп инфляции – изменение общего уровня цен, выраженное в процентах.

ИПЦ текущего года – ИПЦ прошлого года *100% 6

Темп инфляции = ИПЦ прошлого года

Индексы потребительских цен на товары и платные услуги (% к предыдущему году)7


Год

Продовольственные товары

Непродовольственные товары

Платные услуги населения

Все товары и услуги

1991

236,1

310,7

!78,8

260,4

1992

2696,2

2673,4

2220,5

2608,8

1993

904,9

741,8

2411,2

939,9

1994

314,1

269,0

622,4

315,1

1995

223,4

216,3

322,2

231,3

1996

117,7

117,8

148,4

121,8

1997

109,1

108,1

122,5

111,0

1998

196,9

199,5

118,3

184,4

1999

135,9

139,2

134,1

136,5

2000

117,9

118,5

133,7

120,2

По данным Госкомстата РФ



Рост цен (1990г.=1)8



цены

1991

92

93

94

95

96

97

98

99

2000

2001

Тыс.раз

Потребительские

2,6

26,1

9,4

3,1

2,3

1,2

1,1

1,8

1,4

1,2

1,1

21,0

Промышленные

3,4

33,8

10,0

3,3

2,7

1,2

1,1

1,2

1,7

1,3

1,1

41,0

С/х

1,6

9,4

8,1

3,0

3,3

1,4

1,1

1,1

2,0

1,4

1,1

6,4

Грузовые железнодорожные тарифы

2,0

37,4

19,2

4,0

2,4

1,3

1,0

0,8

1,1

1,7

1,1

28,6

Электроэнергия

2,0

59,9

13,8

3,2

2,9

1,3

1,2

-0,9

1,1

1,5

1,2

41,7


Так называемое «правило величины 70» дает нам другую возможность количественно измерить инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:

Приблизительное количество 70_________________________

лет, необходимых для удвоения

темпов инфляции = темп ежегодного увеличения уровня цен(%)
Следует отметить, что «правило величины 70» обычно применяется тогда, когда, например, надо установить, сколько потребуется времени, чтобы реальный ВНП или Ваши личные сбережения удвоились.

Инфляция выступает как постоянный спутник рыночного хозяйства. К социально – экономическим последствиям инфляции можно отнести:

  • перераспределение доходов и богатства в пользу немногочисленного населения;

  • отстаивание цен государственных предприятий от рыночных цен;

  • скрытая государственная конфискация денежных средств у населения через налоги, при этом старые ставки налогов делают беднее даже зажиточные слои населения;

  • ускоренная материализация денежных средств в товары, бегство от дешевеющих денег;

  • нестабильность и недостаточность экономической инфляции для продавцов и покупателей;

  • отставание ставки реального процента за кредит от темпов инфляции, что заставляет банкиров завышать ставки процента, кредиты дорожают;

  • обратная зависимость темпов роста инфляции от уровня безработицы.

Рассмотрим их более подробно.

Перераспределение доходов и богатства возникает, например, в том случае, когда должники богатеют за счет кредиторов. Выплата ссуды на строительство дома по соглашению происходит в неизменных ценах, поправки на обесценение денег нет. При инфляции невыгодно давать в долг по фиксируемой цене. Инфляция перераспределяет доход от тех, кто дает деньги, в пользу тех, кто берет кредит. Особенно при неожиданной (непредсказуемой) инфляции.

Отстаивание государственных цен от рыночных, чему способствует их долгосрочность, фиксированность, негибкость, поскольку повышение цен госпредприятия должно обосновываться через вышестоящие организации. Нарастает дисбаланс частного и государственного секторов, при котором государственные предприятия терпят убытки.

Скрытая государственная конфискация денежных средств у населения, как правило, относится к последствиям несбалансированной инфляции. Прогрессивное налогообложение по мере роста инфляции автоматически зачисляет различные социальные группы во все более состоятельные, в то время как доход растет номинально, а не реально. Государство собирает все возрастающую сумму налогов. Дж. Кейнс считал опасной форму скрытой государственной конфискации денежных средств у населения. В США с 1985г. пытаются проводить индексацию налоговых законов с учетом темпов инфляции, однако при несбалансированной инфляции и отрыве номинального значения дохода от реального перераспределения дохода усиливается и индексация не восстанавливает потери.

Ускоренная материализация денежных средств. Бегством от дешевеющих денег в СССР было достаточное строительство, покупка мебели, золота. В начале 90-х годов с падением денежных доходов снижается спрос на все товары, в том числе и продовольственные, но у определенного слоя населения остается устойчивый спрос на недвижимость, машины, антиквариат.

Нестабильность и недостаточность экономической инфляции. Цены – главный индикатор рыночной экономики. Когда они лихорадочно растут, потребители постоянно ошибаются в выборе оптимальной цены, падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается экономическая активность предпринимателей, резко падает эффективность размещения экономических ресурсов.

Отставание ставки реального процента за кредит от ежегодных темпов инфляции как известно, реальный процент-ставка = номинальный процент – процент уровня инфляции. Например, в феврале 1992г. в России номинальная процентная ставка составила 3,0, уровень инфляции-38%, следовательно, реальная процентная ставка процента составила-25%.

Инфляция находится в определенной связи с занятостью населения. Рост инфляции может сочетаться с высокой занятостью и большим объемом производства или , наоборот, снижение инфляции может сопровождаться спадом производства и значительным ростом безработицы. При снижении инфляции на 1%, безработица возрастает на 2%.

Но каковы бы ни были якобы «позитивные» функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, она оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных, негативных влияний. Отметим кратко лишь некоторые из них.

Инфляция (и это общепризнанно) сужает мотивы к трудовой деятельности, ибо она подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков. Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную дифференциацию населения, разрыв между «крайними» группами получателей доходов.

Негативная функция инфляции состоит также в том, что она сужает возможности накопления. Сбережения в ликвидной форме сокращаются, частично принимают натуральную форму (скупку недвижимости). Соотношение между потребляемой и сберегаемой частями доходов сдвигается в сторону потребления. Выпуск ценных бумаг нередко не достигает желаемой цели, ибо оказывается не в состоянии «связать» деньги у населения.

Инфляция ослабляет позиции властных структур. Стремление государственных органов получить посредством эмиссии дополнительные средства для решения неотложных задач имеет своим следствием рост недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп в целях увеличения заработков, получения дополнительных льгот и субсидий. Снижается доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском рынке, в производстве принимает нередко довольно острые формы.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:

  • снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте номинальных доходов);

  • обесценение сбережений населения (повышение процентов на вклады, как правило, не компенсирует падение реальных размеров сбережений);

  • потеря у производителей заинтересованности в создании вещественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров);

  • усиление диспропорций между производством промышленной и сельскохозяйственной продукции;

  • ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в силу снижения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие;

- ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, инвалидов, студентов, чьи доходы формируются за счет госбюджета).

^ 2. Основные направления антиинфляционной политики.
Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов.

Возможны два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции :

один заключается в поиске адаптационной политики, т.е. приспособление к инфляции, другой – в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами (активная политика).

Адаптационная (адаптивная) политика. Эта политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию - прежде всего через учет потерь от снижения покупной способности денег. В мировой практике существуют два метода компенсации потерь от снижения покупной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции – индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется, согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса.

Домохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов. Работники пытаются защитить себе от инфляции через введение в контракт инфляционной корректировки заработной платы. Другими способами адаптации является перестройка семейного бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности.

Фирмы такие изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг. Это приводит к росту доли заемных средств относительно собственных и повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства).

В условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение. С другой стороны ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все большую часть чистой прибыли направлять на развитие производства.

История знает много вариантов адаптационной политики правительства. В 60-70-х годах XXв. в Англии и в других странах внедрялась политика « стоп - вперед», т.е. крайне осторожное движение вперед. Но эта политика оказалась неэффективной, так как сдерживание цен оплачивалось снижением производительности труда и жизненного уровня населения. В основе иной политики лежит контроль за соотношением цен и заработной платы. Эта политика дает положительный эффект в краткосрочном плане (например, в США в 1951-1952гг, в Финляндии в 1967-1971гг.), но в долгосрочном периоде эта политика не прижилась, не стала популярной.9

^ Активная политика (антиинфляционные меры).

Монетарные рычаги:

Правительство имеет в своем распоряжении целый набор прямых монетарных рычагов, способствующих прекращению и сдерживанию инфляции. К ним среди прочих следует отнести:

  • контроль за денежной эмиссией;

  • недопущение эмиссионного финансирования госбюджета;

  • осуществление текущего контроля денежной массы путем осуществления операций на открытом рынке;

  • пресечение обращения денежных суррогатов;

  • наконец, проведение денежной реформы конфискационного типа.

Эффективность первых четырех перечисленных методов может быть обеспечена лишь в целях сдерживания или предотвращения инфляции. В условиях же гиперинфляции единственным выходом является денежная реформа.

Конфискационные денежные реформы проводились во многих странах, например, в половине стран Европы, включая СССР после Второй мировой войны. Проиллюстрируем ее действие на примере Германии после Первой мировой войны. К 1922г. инфляция в Германии достигла пика: 40-кратный рост цен, дефицит бюджета, покрываемый денежной эмиссией, составлял почти 40% расходов, произошло снижение обменного курса марки в 50 раз. В 1923 г. процесс разрушения экономики только усилился.

В ноябре 1923г. началась денежная реформа конфискационного типа, 1 новая марка обменивалась на 1 трлн старых, при ограничении суммы обмена. При этом правительство перешло к жесткой кредитно-денежной политике и сокращению дефицита госбюджета за счет уменьшения расходов и увеличения налогов. В результате произошла стабилизация экономики, и к 1927г. промышленное производство удвоилось по сравнению с 1923г.

Вышеприведенный пример дает еще одно подтверждение тезису о том, что борьба с инфляцией может быть успешной только в том случае, если направлена на устранение не только проявлений инфляции (денежная реформа уничтожила угрожающе избыточную денежную массу), но причин, ее порождающих и поддерживающих.

В соответствии с рассмотренными выше механизмами инфляции, антиинфляционные меры классифицируются в зависимости от того, на борьбу с каким видом инфляции они направлены.

Меры, направленные против инфляции спроса:

  • уменьшение госрасходов;

  • увеличение налогов;

  • сокращение дефицита госбюджета;

  • переход к жесткой кредитно-денежной политике;

  • стабилизация валютного курса путем его фиксирования.

Меры, направленные против инфляции спроса, в конечном итоге сводятся к сдерживанию совокупного спроса. К ним , в первую очередь, следует отнести уменьшение госрасходов и увеличение налогов, сокращение дефицита госбюджета, переход к жесткой кредитно-денежной политике.

Данные изменения экономики, имеющая высокий уровень инфляции, переживает весьма болезненно: сокращение совокупного спроса сопровождается спадом и ростом безработицы. Однако стабилизация экономики создает хорошие предпосылки для эффективного развития.

Инфляция со стороны спроса – основная причина почти всех исторических примеров высокой инфляции. И история дает нам примеры как молниеносных, «шоковых» мер антиинфляционной политики, так и постепенного угасания инфляции. Невозможно однозначно сказать, какая политика лучше – все определяется конкретными условиями и возможностями. Тем не менее можно утверждать следующее. К преимуществам молниеносной политики, если она проводится в условиях высокого общественного доверия к правительству, относится резкое снижение не только собственно инфляции, но и инфляционных ожиданий, что создает условия для устойчивого безинфляционного развития. Подтверждение этому – вышеприведенный пример Германии 1922г., пример той же Германии 1948г., Польши 1990г., Латвии и Эстонии 1992г. К недостаткам относится достаточно резкий спад производства и рост безработицы, а также рост социальной напряженности в результате ухудшения экономического положения.

К преимуществам постепенной политики относится в первую очередь сохранение относительной социальной стабильности: медленный рост безработицы дает надежду на успешное проведение программ переквалификации, незначительный спад оставляет надежду программам структурной перестройки и перепрофилирования производства. Часто эти надежды оказываются иллюзиями, но многие социальные группы заинтересованы в их реализации. К недостаткам следует отнести, во-первых, неопределенность экономической политики. Во-вторых, такая политика сохраняет достаточно сильные инфляционные ожидания.

Еще одной из действенных мер в рамках сокращения спроса является стабилизация валютного курса путем его фиксирования. Данная мера не однозначна и несет в себе много отрицательных моментов ( например, возникновение теневого валютного рынка). Однако нельзя игнорировать многие положительные последствия указанной меры, особенно для экономики, во многом зависящей от внешней торговли. Например, Чили в 1979г. установило трехлетний мораторий на изменение курса национальной валюты. Правительство ФРГ и Японии после проведения послевоенных реформ молниеносного типа установили достаточно жесткое государственное регулирование внешнеэкономической и валютной сфер на длительный период, так, марка ФРГ стала полностью конвертируемой только в 1965, а иена – вообще в 1970-е г.

Данная мера является средством борьбы не только с инфляцией спроса, но и с инфляцией издержек в случае, если экономика в значительной степени зависит от импорта. Следует отметить, что меры борьбы с инфляцией издержек достаточно многообразны.

Меры, направленные против инфляции издержек :

  • сдерживание роста факторных доходов и цен;

  • борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных институтов;

  • стимулирование производства в рамках «экономики предприятия».

Политика, направленная против роста факторных доходов и одновременно роста цен, - так называемая политика сдерживания цен и доходов, может быть реализована различными средствами: замораживанием цен и зарплаты и косвенным ограничением их роста.

Жесткое сдерживание цен и доходов дает однозначно видимые плоды за достаточно короткий срок. Однако цена такой дефляции достаточно высока, так как одновременно « сдерживаются» и рыночные механизмы стабилизации экономики, замораживаются диспропорции и инфляционные ожидания.

Важное место в преодолении инфляции издержек занимает борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных институтов. В современной России это имеет особое значение. Так, в объеме совокупной реализации продукции двухсот крупнейших предприятий России по состоянию на сентябрь 1996г. на долю сырьевого сектора приходилось 83,5%. При этом степень концентрации производства более чем в 7 раз выше, чем в США ( на 10% крупнейших предприятий приходится 75% всей реализации).

Наконец, следует выделить меры, направленные на стимулирование производства в рамках «экономики предложения». Суть данной концепции сводится к тому, что правительство должно проводить мероприятия, способствующие сдвигу долгосрочной кривой совокупного предложения, то есть увеличению уровня естественного выпуска. Тогда краткосрочная кривая AS естественным образом сместится вправо без движения вверх.

К основным элементам политики экономики предложения следует отнести:

  • снижение налогов ( для бизнеса и подоходного). Снижение налогов на бизнес создаст дополнительные стимулы для активизации предпринимательства;

  • развитие конкуренции в инфраструктурном секторе;

  • усиление трудовых мотиваций населения путем изменения социальной политики;

  • денежная эмиссию строго в рамках ожидаемого прироста естественного уровня выпуска.

Наиболее развернуто данная концепция была применена в США в 1980-е гг.(хотя и не в полной мере) и результаты такой политики были впечатляющие: снижение инфляции и безработицы, устойчивый рост экономики. Хотя при этом нельзя отрицать существования других факторов роста в этот период.10

Важное значение для снижения темпа инфляции в развитых странах имеют изменения в антиинфляционной политике в 90-х годах. Они выразились в переходе от устаревших форм прямого контроля за денежной массой, установления «потолков» кредитования и административного регулирования процентных ставок к использованию преимущественно методов косвенного контроля. Основным средством антиинфляционной политики признано таргетирование , более 20 лет использующееся в развитых странах. Однако содержание понятия «таргетирование» к середине 90-х годов претерпело существенные изменения. Использование этого инструмента опирается в современных условиях на изменение юридического статуса центральных банков, в частности на обеспечение их реальной независимости при проведении денежно-кредитной политики. Таргетирование в современных условиях теснее увязывается с прогнозами экономического развития стран, особенно реального сектора. Его не следует отождествлять с односторонним ограничением роста денежной массы независимо от состояния экономики. Расширилась сфера применения таргетирования. В практике проведения антиинфляционной политики в развитых странах сложились три основные системы таргетирования – установление целевых ориентиров изменения валютного курса, денежных агрегатов и инфляции.

  1. Для достижения относительной стабильности цен стоимость национальной валюты условно привязывается по отношению к иностранной валюты страны с низкими темпами инфляции. Преимущество-ясность данных показателей . На практике это означает обязательство центрального банка ограничить выпуск национальной валюты до уровня, сравнимого с показателями той страны, к валюте которой привязана национальная денежная единица. Недостатком является то, что страна, применяющая данный метод, утрачивает контроль за проведением национальной денежной политики, которая не может ни отражать особенности внутренней экономической политики, ни ограждать себя от негативных явлений, передающихся из страны, к валюте которой была привязана национальная денежная единица.

  2. Таргетирование денежных агрегатов – подход использующийся в ряде развитых стран, в первую очередь в ФРГ, предусматривающий установление целевых ориентиров роста определенных показателей денежной массы. Преимущество заключается в том, что эти показатели поддаются непосредственному и быстрому контролю со стороны центрального банка. Метод эффективен только в тех странах, где можно оценить соотношение между избранным в качестве ориентира денежным агрегатом и целевым уровнем инфляции. В условиях резкого колебания скорости обращения денег контроль за тем или иным денежным агрегатом со стороны центрального банка не приведет к достижению конечной цели стабильности цен. Так, в 90-х годах в США этот способ регулирования полностью утратил эффективность.

  3. Таргетирование инфляции – установление целевых ориентиров изменения внутренних цен. Основано на признании факта, что динамика денежных агрегатов не всегда определяет реальные темпы инфляции, зависящие и от денежных факторов. Этот метод, в отличие от первых двух, предоставляет центральному банку больше возможностей действовать в соответствии с нуждами экономики в краткосрочном плане конкретные действия, направленные на достижение целевого ориентира изменения темпа инфляции, могут принести эффект с некоторым лагом. Поэтому достичь поставленной цели при регулировании данным способом значительно труднее.11

На основе различных теорий возникли два основных вари­анта антиинфляционных стабилизационных программ — ортодоксальная и гетеродоксальная (осуществляются и смешанные программы). Ортодоксальная исходит из признания господствующей роли в развитии инфляции денежных факторов; гетеродоксальная — факторов неденежного характера инфляции издержек. Ортодоксальная программа предусматривает максимально возможное включение рыночных регуляторов (свободные цены при возможном ограничении роста заработной платы и поддержании стабильного курса национальной денежной единицы, либерализация условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынке), свертывание хозяйственной активности государства (необходимо лишь стремиться к сбалансированию бюджета и поддержанию темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства). Иначе говоря, она имеет монетаристский характер. Один из ее примеров — известная программа Международного Валютного Фонда (МВФ), принятая в России как основа ее перехода к рыночной экономике.

^ Гетеродоксальная программа предусматривает более активное регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание или сдерживание роста цен и заработной платы (политику доходов) с целью предотвращения высокой инфляции, участие в создании рыночной инфраструктуры, налоговое стимулирование производства, поддержку жизненно важных отраслей и производств, регулирование внешней торговли и валютных операций. Таким образом, она включает меры, рекомендуемые немонетаристскими теориями.

«Гетеродоксальные» стабилизационные программы — это те программы, которые наряду со стандартными монетарными и фискальными мерами предусматривают прямое вмешательство в установление цен и заработной платы. Гетеродоксальные программы исходят из того, что инфляция обла­дает значительной инерционной составляющей, которая приводит к ее самовоспроизведению. Инфляционная инерция возникает из-за долгосрочных контрактов, индексации заработной платы по прошлому опыту и других механизмов, приводящих к автоматическому пересмотру заработной платы и цен на основе прошлой инфляции.

Из гетеродоксального подхода следует, что сбалансированность бюджета и жесткая кредитно-денежная политика сами по себе недостаточны для обуздания высокой инфляции. Как утверждается, в условиях инерционной инфляции использование одних лишь ортодоксальных мер может привести к глубокому спаду, отнюдь не являющемуся неотвратимым. Даже после того, как обменный курс зафиксирован, внутренние цены могут продолжать расти, приводя к резкому падению прибылей экспортного сектора экономики. Сторонники гетеродоксальных стабилизационных программ утверждают, что политика доходов, т.е. некая форма контроля над заработной платой и ценами, должна быть ключевым элементом стабилизационной программы. Впадая в крайность, отдельные апологеты гетеродоксального подхода доходят до утверждения, будто один только контроль над заработной платой и ценами достаточен для обуздания инфляции и что ортодоксальные фискальные и кредитно-денежные ограничения не играют никакой роли.

Тем не менее, гетеродоксальные стабилизационные программы обладают рядом заметных потенциальных изъянов. Во-первых, контроль над заработной платой и ценами может быть излишним. Если инфляционная инерция незначительна, инфляция скоро прекратится сама по себе. Во-вторых, контроль над ценами, выходящий за рамки узкой группы товаров, может быть трудноосуществим, и ограниченные административные воз­можности могут сделать такой контроль по большей части неэффективным. В-третьих, контроль может быть предвосхищен. Предприятия, знающие о предстоящем введении режима контроля, могут заранее «раздуть» свои цены даже на несколько сот процентов. В-четвертых, контроль может оказывать «наркотическое воздействие», приучая политиков к мысли, что инфляция может быть остановлена без лишений, связанных с осуществлением основополагающих изменений в кредитно-денежной и фискальной политике. В-пятых, контроль может сделать очень жесткой структуру относительных цен в экономике, что способно породить дефициты. Наконец, контроль может оказаться трудноустранимым.

^ Ортодоксальные программы финансовой стабилизации опираются на теоретические положения и практические рекомендации монетаристов. Их приоритеты – ликвидация бюджетного дефицита и поддержание темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства. Программы предусматривают максимальное включение рыночных регуляторов путем: либерализации деятельности предприятий на внутреннем и внешнем рынках, либерализации цен при ограничении роста заработной платы и поддержания плавающего и по возможности стабильного курса национальной валюты: уменьшения государственной собственности вследствие приватизации и максимального свертывания хозяйственной активности государства. Такого рода программы (не всегда успешно) проводились в Чили, Бразилии, Аргентине, Боливии.12
^ 3. Особенности антиинфляционной политики в России.

В Российской Федерации проблема инфляции остается одной из центральных. Снижение темпов роста цен на потребительские товары с 2508,8% в 1992 г., 844,2% в 1993 г., 307,4% в 1994 г., 197,4% в 1995 г., 47,6% в 1996 г., 14,6% в 1997 г., 20,6% в период с января по август 1998г. не означает, что борьба с инфляцией может быть ослаблена. Инфляция в России вновь усилилась в связи с валютно-финансовым кризисом в августе 1998 г. Поскольку инфляция – сложный, многофакторный процесс, действенность антиинфляционной политики не может проявляться лишь в краткосрочном плане. Главную роль в достижении действительной стабильности цен, как показывает зарубежный опыт, должна сыграть среднесрочная политика, временный горизонт которой должен составлять от 3 до 10 лет.13

Исторически инфляция в экономике России возникла еще в 50-х начале 60-х годов и связана с резким падением эффективности общественного производства. Однако она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: низких на конечную продукцию и высоких на все виды сырья.

Для России, наряду с общими закономерностями, важнейшей причиной инфляции в последние годы можно считать уникальную диспропорциональность в экономике, возникшую как следствие командно-административной системы. Советской экономике были присущи длительное развитие в режиме военного времени (норма накопления, по некоторым оценкам, достигла 1/2 национального дохода против 15-20% в странах Запада), чрезмерная доля военных расходов в ВНП, высока степень монополизации производства, распределения и денежно-кредитной системы, низкий удельный вес заработной платы в национальном доходе и другие особенности.

Цены в России в течение последних десятилетия повышались. Общий из уровень в государственной и кооперативной торговле с 1928 г. по 1940 г. вырос в 6,5 раза. К 1947 года, моменту реформы цен и зарплаты, система пришла к троекратному удорожанию против довоенного. А зарплата увеличилась на 45,8%. В то же время 25 млрд. руб. у населения изымали практически обязательные тогда госзаймы. Это было базой для некоторого последующего понижения цен.

Командная система, устанавливая твердые ставки заработной платы, должна иметь и фиксированные цены на основные потребительские товары. Цена подобной экономической политики - подавленная инфляция, которая проявляется в виде низкого качества товаров, вечном дефиците и в виде очередей.

Ценообразование на рынке товаров и услуг в командной экономике я постарался графически проанализировать на рисунке ниже.

Равновесная цена, определяемая соотношением спроса и предложения в точке С, равна уровню PC. Государство устанавливает постоянные цены (PKL), при которых объем предложения товарной массы OQK, а объем спроса OQL.



В результате QKQL=KL - это хронический дефицит товарной массы, запрограммированный низкими стабильными ценами. Дефицит - неизбежное следствие так называемых стабильных цен.

Итак, внешне благополучное, сбалансированное и стабильное социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработных, гарантированные заработки) скрывают за своим фасадом подавленную инфляцию и подавленную безработицу. Рано или поздно, но эти процессы должны были выйти наружу и принять открытую форму.

1990 год оказался рубежным, последним годом умеренных темпов инфляции. В России, как и в большинстве бывших союзных республик годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5%. С 1991 года темпы инфляции стали измеряться десятками, сотнями и тысячами даже десятками тысяч процентов в год. Увеличение цен в России к 1996 году составит 4658 раз.

В 1992 году экономическая реформа в России стала делать первые шаги. Правительство России начало проводить последовательную финансовую политику, основанную на либерализации цен и внешнеэкономической деятельности, внутренней конвертируемости и стабилизации обменного курса рубля за счет валютных резервов. Однако под угрозой нарастания платежного кризиса жесткая финансовая политика сменилась инфляционным кредитованием предприятий. Спрос на валюту повысился, валютные резервы были исчерпаны за короткий срок и курс рубля стремительно упал со 119 руб. за 1 доллар в середине лета до 450 рублей за 1 доллар в ноябре.

В 1993 году сохранялся высокий уровень инфляции (в среднем 22% в месяц) из-за периодической денежной и кредитной эмиссии. Рост курса доллара то ускорялся до 15-20% в месяц, то снижался почти до нуля.

Одной из самых доходных финансовых операций стала спекуляция на валютном рынке. К осени покупательная способность доллара снизилась до предела (его курс рос медленнее, чем цены), рентабельность экспорта стала критически низкой, усилилось вытеснение отечественных товаров импортными.

Весной 1994 года инфляция снизилась до 8-10% в месяц, а учетная ставка осталась неизменной - в результате реальная ставка (относительно уровня инфляции) поднялась до 90% годовых. Коммерческие банки стали уменьшать свои ставки в ответ на снижение инфляции только спустя два-три месяца, а вынудил их на эти действия рост невозвращенных кредитов.

Рост цен оказался ниже запланированного в 1994 году (4-5% в месяц летом при запланированном 15%-ном среднемесячном росте цен), что привело к снижению поступления в бюджет, уменьшению бюджетного финансирования, хронической задержке выплаты зарплаты.

Инфляционная волна, поднятая летней кредитной эмиссией (17 трлн. руб.), обесценила невозвращенные кредиты, а повысившаяся доходность спекулятивных операций помогла компенсировать убытки.

В 1995 году правительство сделало еще несколько шагов вперед в управлении финансами. Повышение норм обязательных резервов для банков снизило объем денег в экономике. Требование обеспечения рублевых резервов для валютных активов привело к увеличению продажи валюты, что стабилизировало рубль и повысило предложение рублевых средств.

Введение валютного коридора снизило инфляционные ожидания. Резко сократился рост внебиржевых оптовых цен. Сохранился относительно высокий рост потребительских цен - 4-5% в месяц, но он компенсировал более высокий рост оптовых цен по сравнению с розничными в первом полугодии. Годовой рост потребительских цен снизился с 840% в 1993 году до 220 - 1994 и 130% - в 1995 году.

Конечной целью стабилизационной политики в 1996 году было замедление темпов инфляции до 1,9% в среднем за месяц, или около 25% в целом за год. На протяжении девяти месяцев 1996 года в динамике цен в основных секторах российской экономики сохранялась общая тенденция последовательного снижения их темпов роста. Так, месячный сводный индекс потребительских цен снизился со 104,1% в январе до 100,3% в сентябре. Индекс оптовых цен предприятий сократился с 103,2% в январе до 101,8% в сентябре.

Либерализация цен в январе 1992 года создала условия для реагирования на наличный спрос повышением цен. Подавленная инфляция (которая сопровождалась ростом цен, увеличением товарного дефицита, снижением качества товаров и услуг) превратилась в открытую.

Перевод инфляции из подавленной форму в открытую путем освобождения цен имел своим итогом рост цен на товары и услуги в десятки и сотни раз. Общий индекс потребительских цен декабря 1992 года к декабрю 1991 года под данным Госкомстата РФ составил 2600%, а индекс доходов населения за тот же период - 1200%. Темпы инфляции на уровне 27%, в январе 1993 года - уже более 50 %, то есть экономика страны вошла в состояние гиперинфляции. В 1992, 1993, 1994 г.г. цены росли такими темпами, что за три года они увеличились более чем в 1000 раз. За это же время предложение товаров и услуг в реальном выражении сократилось более чем наполовину. Валовой внутренний продукт России снизился в 1992 году на 19%, в 1993 году - на 12% и в 1994 году - на 15%14.

Важнейшим фактором, определяющим темпы инфляции, выступает скорость денежного обращения. Динамика этого показателя за последние годы несколько раз менялась. В январе 1992 года произошел резкий рост скорости обращения денег - с 1,4 до 5,7 раза в год. Затем в первой половине 1992 года она росла, а в августе-ноябре того же года - падала. С декабря 1992 г. по апрель 1993 г. скорость обращения денег стабильно возрастала, увеличиваясь с 5,4 до 11,4 раза. Затем с апреля по август 1994 г. скорость денежного обращения резко снизилась на 25%15.

Денежно-кредитная политика в начале переходного периода характеризовалась противоречивыми тенденциями. Происходившее в 1992 г. наращивание денежной массы было вызвано как объективными, так и субъективными причинами. Номинальный рост денежного предложения в этот период был предопределен режимом предреформленных лет, приведшие к резкому повышению уровня цен в конце 1991- начале 1992 гг. Кризис неплатежей в первые годы реформ в нашей стране также выступал фактором наращивания номинального предложения денежной массы.

Немалую роль в наращивании денежной массы в этот период сыграли субъективные причины – распределение политических сил. Поэтому, даже оставаясь в рамках курса на финансовую стабилизацию, невозможно было сразу отказаться от денежной эмиссии.

Особенностью антиинфляционной политики в России явилось то, что впервые в мировой практике для сдерживания темпа инфляции была применена дефляционная политика в условиях продолжавшегося в течение 10 лет экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий и пособий. В индустриально развитых странах дефляция применяется в условиях «перегрева» экономики, и ее крайней мерой является блокирование роста заработной платы, но выплата ее не задерживается.

Одной из причин рассмотренной выше антиинфляционной политики стало возведение в ранг официальной догмы монетаристской концепции инфляции. Но, как свидетельствует мировой опыт, нельзя ограничиваться мерами воздействия лишь на монетарные факторы инфляции путем ограничения денежной эмиссии и предложения денег. Монетаристские методы борьбы с инфляцией не учитывают ее многофакторность, подрывают основы национальной экономики России. Августовский кризис 1998г. показал несостоятельность монетаристских методов борьбы с инфляцией в нашей стране.

Для сдерживания инфляции в России требуется комплексная антиинфляционная политика, целью которой должно стать не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом рыночными и государственными методами в интересах подъема национального производства и обеспечения экономической безопасности. Поэтому первоочередной антиинфляционной мерой является оживление инвестиций, концентрация средств на приоритетных проектах. Также следует закрепить наметившиеся в 1999г. позитивные сдвиги в бюджетной сфере – увеличение доходов госбюджета, повышение собираемости налогов, ориентация расходов на возрождение российской экономики. Необходимо тратить непроизводственные расходы на управление.

Специфическим для России направлением антиинфляционной политики является преодоление кризиса неплатежей в хозяйстве, нормализация денежных расчетов путем ликвидации взаимной задолженности предприятий друг другу и бюджету.

Не менее важно совершенствовать структуру денежной массы. Низкая насыщенность ВВП рублевой массой стимулировала выпуск денежных суррогатов, обслуживающих хозяйственный оборот.

Важное место в антиинфляционной политике Российского правительства принадлежит регулированию скорости обращения денежной единицы, так как ее увеличение равносильно дополнительной эмиссии денег при прочих равных условиях.

Составляющей стратегии подъема национальной экономики, а следовательно, и направлением антиинфляционной политики является санация и реструктуризация банковской системы. В 2000г. в целом завершен первый этап реструктуризации банковской системы. Перспективы развития банковской системы во многом зависят от ее рекапитализации, которая в настоящее время протекает медленно; от эффективности банковского надзора и контроля, для которого требуется квалифицированные кадры и полная компьютеризация банковской отчетности.

На инфляционный процесс влияет и состояние фондового рынка, который требует совершенствования. Регулирование внешних факторов инфляции требует разработки валютной стратегии и стратегии внешних заимствований. Концепция валютной стратегии должна учитывать отношение России к основополагающим принципам валютной мировой системы, к региональным валютным системам, к Экономическому и Валютному Союзу.

Для восстановления доверия к рублю следует упрочить политическую стабильность в стране, преодолеть кризис государственности.16

В российской экономической литературе широкое распространение получил взгляд о том, что основной причиной инфляции является рост денежной массы путем кредитной эмиссии Центрального банка РФ. Сторонники монетаристской концепции подчеркивают, что «независимо от того, какими причинами - кредитованием производства, коммерческих банков, государств рублевой зоны или наращиванием официальных валютных резервов – вызвано увеличение активов ЦБ РФ, во всех случаях оно приводит к возрастанию денежной ». Увеличение объема денежной массы означает повышение платежеспособного спроса в экономике, что приводит к увеличению уровня цен на товары, услуги, иностранную валюту. Сокращение объемов кредитной эмиссии способствует снижению темпов инфляции и уменьшает темпы обесценения национальной валюты. Антиинфляционная политика не сводится к денежно-кредитным рестрикциям без учета положения в промышленности и кредитной системе. В 1995-1997 годах инфляция в России была подавлена нетрадиционными методами сжатия совокупного спроса без ликвидации глубинных причин. В потребительском секторе сжатие совокупного спроса достигалось невыплатой заработной платы и пенсий в срок во многих регионах страны. В производственном секторе тот же эффект имел кризис неплатежей. Односторонняя направленность антиинфляционной политики – в основном сжатие денежной массы – не ведет к реальной финансовой стабилизации. Результат подобных мер – снижение монетизации российского ВВП. Для преодоления денежных суррогатов отдельными предприятиями и регионами. Это лишь подрывает денежное обращение и нарушает единство денежной системы России.

На современном этапе антиинфляционная политика должна носить комплексный характер и затрагивать все сферы общественного воспроизводства.

  1. Контроль за денежной массой необходимо связать с ходом выполнения экономических программ и опираться на экономическое прогнозирование. Целесообразно использовать опыт развитых стран по таргетированию ряда показателей денежного обращения на основе экономико-математических методов.

  2. Составление реального государственного бюджета с возможно большим покрытием расходов за счет доходов. Необходимо покрывать дефицит за счет кредитов, базирующихся на реальных накоплениях всех экономических субъектов, включая население. Стремиться к постепенному достижению оптимального соотношения между долей государства и других экономических субъектов в заимствованиях на рынке ссудных капиталов.

  3. Реформирование налоговой системы с целью оживления производства и повышение собираемости налогов.

  4. Обеспечение реальной независимости ЦБ РФ в проведении антиинфляционной политики.

  5. Обеспечить полную возвратность предоставляемых кредитов на всех уровнях, что снизит инфляционный эффект кредитной экспансии.

  6. Выполнение ЦБ РФ функций кредитора последней инстанции для банковской системы в общенациональном масштабе, а не спасательного круга для банков, испытывающих затруднения.

  7. Повысить действенность структурной политики, направленной на снижение сырьевой ориентации экономики; укрепление отраслей обрабатывающей, особенно наукоемкой промышленности, и сохранение современных производств в легкой и пищевой промышленности, выпускающих пользующуюся спросом продукцию. Важно увеличивать степень выполнения государственных инвестиционных программ, направленных на структурную перестройку. Связанное с этим пополнение товарной массы и совершенствование ее структуры могло бы способствовать реальной стабилизации рубля.

  8. Главное усилие стабилизации денежного обращения – повышение производительности труда в промышленности, сельском хозяйстве и сфере услуг, сокращение издержек. В России эта проблема далека от разрешения. Существует тенденция к падению фондоотдачи, растет трудоемкость и энергоемкость производства. Его материалоемкость стала в 2,5 раза выше, чем на Западе. В промышленности России производительность труда в 2,5-4,5 раза ниже , в других секторах в 3-5 раз. Свыше 70% мощностей российской промышленности не в состоянии выпускать продукцию на уровне западной по своему качеству. Именно в этой области должны быть сосредоточены основные усилия по реформированию экономики России, которые дадут наибольший антиинфляционный эффект.17



Заключение.
В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием набегания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции в различных его проявлениях носит не случайный характер, а весьма устойчивый. К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции.

В отличие от Запада в России и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию к регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).

Окончательно преодолеть инфляцию можно, только перестроив хозяйственный механизм, включив рыночные регуляторы. Решение этой весьма непростой проблемы предполагает достижение политической стабильности и договоренности, согласие и поддержки населением мер регулирования. Без этого самые разумные ( с позиции экономической теории) рецепты и рекомендации не способны дать желаемого результата.

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.
Список используемой литературы.


  1. Жуков Е.Ф. «Общая теория денег и кредита». 1995г.

  2. Камаеав В.Д. «Экономическая теория» . Москва. Владос. 1998г.

  3. Красавина Л.Н. «Инфляция и антиинфляционная политика в России». Москва. Финансы и статистика. 2000г.

  4. Булатов А.С. «Экономика». Москва. Юристъ. 2000г.

  5. Луссе А. «Макроэкономика». (Учебное пособие). Санкт-Петербург. Питер. 2001г.

  6. Николаева И.П. «Экономическая теория». Москва. ЮНИТИ. 2002г.

  7. Грязнова А.Г. и Думная Н.Н. « Макроэкономика, теория и российская практика». Москва. КноРус. 2004г.

  8. Николаева И.П. «Экономика в вопросах и ответах». (Учебное пособие). Москва. Проспект. 2004г.

  9. Российский экономический журнал, №12, 1995г.

  10. Журнал «Деньги и кредит», №2, 1995г.

  11. Журнал «ЭКО», №10, 1995г.


1 Общая теория денег и кредита. Под ред. Е.Ф. Жукова. 1995 г., с. 115.

2 Российский экономический журнал №12 - 1995 г., с. 9.

3 Экономика. Под ред. А.С. Булатова, 2000г., стр. 441

4 Экономическая теория . Под ред. И.П. Николаевой, 2002, стр.357

5 Макроэкономика, теория и российская практика. Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, 2004, стр.162

6 Макроэкономика, теория и российская практика. Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, 2004, стр. 163

7 Макроэкономика. Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, 2004, стр.166

8 Макроэкономика. Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, 2004, стр.163

9 Экономическая теория. Под ред. В.Д. Камаева, 1998, стр.428.


10 Макроэкономика (учебное пособие). А. Луссе, 2001, стр. 147.

11 Инфляция и антиинфляционная политика в России. Под ред. Л.Н. Красавиной, 2000, стр.238

12 Экономическая теория. Под ред. И.П. Николаевой, 2002, стр.365.

13 Инфляция и антиинфляционная политика в России. Под ред. Л.Н. Красавиной, 2000, стр. 241.

14 Журнал "Деньги и кредит". - 1995. - N 2. - С.22.

15 Журнал "ЭКО". - 1995. - N 10. - С.17.

16 Экономика в вопросах и ответах.(Учебное пособие). Под ред. И.П. Николаевой, 2004, стр.198.

17 Инфляция и антиинфляционная политика в России. Под ред. Л.Н.Красавиной, 2000, стр.242.



Скачать файл (1107.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru