Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Диплом определить влияние систематических занятий в спортивных секциях вольной борьбы и волейбола на уровень развития физических качеств занимающихся - файл 1.doc


Диплом определить влияние систематических занятий в спортивных секциях вольной борьбы и волейбола на уровень развития физических качеств занимающихся
скачать (471 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc471kb.16.11.2011 16:46скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Оглавление


Введение 3

Глава I. Анализ научно-методической литературы по проблеме развития физических качеств современных учащихся...................................................7

1.1. Характеристика физического состояния современных учащихся 7

1.2. Влияние различных факторов на физическое состояние современных школьников 9

1.3. Методы оценки уровня развития физических качеств учащихся старших классов 12

1.4. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности учащихся старших классов 22

1.5. Основы методики развития физических качеств учащихся старших классов 24

Глава II. Организация и методы исследования 29

2.1. Организация исследования 29

2.2. Методы исследования 30

Глава III. Результаты исследования и их обсуждение 39

3.1. Анализ показателей уровня развития физических качеств 39

Выводы 52

Библиографический список литературы 55

Приложения


Введение


Актуальность. Педагогическая практика последних лет показала необходимость использования в процессе физического воспитания в школе позитивного опыта и огромного технологического потен­циала спорта.

Многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что на всех этапах детского, подросткового и юношеского возраста, физическая культура и спорт оказывают огромное влияние на формирование и совершенствование растущего организма, а также решают задачи оздоровления и физического совершенствования в едином комплексе.

Физкультура и спорт, как элементы здорового образа жизни, становятся важными составляющими, характеризующими развитие общества в современных условиях. Сохранение и укрепление здоровья нации превращается в значимый фактор идеологической, социальной, культурной, экономической и оборонной политики общества, и является в настоящее время одной из основных задач нашего государства.

На современном этапе развития нашего общества требуется воспитание нового человека, в котором органически сочеталось бы духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство. Под «физическим совершенством» прежде всего, понимается идеальное здоровье, гармоническое физическое развитие, хорошо развитые двигательные функции, всесторонняя физическая подготовленность [3, с.25].

Подрастающее поколение в большинстве своем сравнительно успешно овладева­ет научными и гуманитарными знаниями, осваивает производственные и информационные технологии, и в то же время, физически не готово к трудовой и воинской деятельности, часто не способно противосто­ять стрессовым воздействиям социума на принципах здорового образа жизни. Для нормального состояния здоровья необходим определенный уровень физической активности, а для современных школьников он не достаточен. Потребность в движении, повышенная двигательная активность является наиболее важными биологическими особенностями детского организма.

Ограниченная мышечная деятельность не только задерживает развитие организма, ухудшает здоровье, но и приводит к тому, что на последующих возрастных этапах школьник с трудом осваивает или не может овладеть теми или иными жизненно необходимыми двигательными навыками.

Для укрепления здоровья учащихся особую роль играет применение разнообразных рациональных двигательных режимов и оздоровительных физических упражнений, которые бы удовлетворяли требования учебного процесса и соответствовали закономерностям развития физических качеств школьников.

Особое значение приобретает организация и проведение учебного процесса по физическому воспитанию школьников с учетом региона проживания, особенно в условиях Сибири, где неблагоприятные климатогеографические условия оказывают отрицательное воздействие на организм учащихся.

Отличное здоровье, крепкое и закаленное тело, сильная воля, формируемые в процессе занятий физической культурой и спортом, являются хорошей основой для интеллектуального и умственного развития человека. Целенаправленный учебно-тренировочный процесс с систематическим комплексным использованием физических упражнений избранного вида спорта способствует достижению высокого физического совершенства, спортивных результатов и соревновательной успешности [10, с.58].

Для оценки степени влияния избранного вида спорта на развитие физических качеств нами определено направление исследования – сравнить уровень развития физических качеств учащихся, систематически занимающихся вольной борьбой и волейболом.

^ Объект исследования: процесс развития физических качеств старших школьников в учебно-тренировочном процессе.

Предмет исследования: сравнительная оценка уровня развития физических качеств старших школьников.

^ Цель исследования: определить влияние систематических занятий в спортивных секциях вольной борьбы и волейбола на уровень развития физических качеств занимающихся.

^ Гипотеза исследования: предположено, что уровень развития физических качеств учащихся, занимающихся вольной борьбой и волейболом, будет иметь значительные отличия по некоторым показателям, характеризующим направленность учебно-тренировочных занятий.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.

  2. Изучить методы оценки уровня развития физических качеств учащихся старших классов.

  3. Оценить уровень развития физических качеств учащихся, занимающихся в секции вольной борьбы и волейбола.

  4. Сравнить полученные результаты и оформить выводы.

^ Теоретико-методологической базой исследования явились работы и труды ученых в области теории и методики физического воспитания и спорта (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев), современных педагогических теорий и технологий физического воспитания школьников (Б.А. Ашмарин, В.И. Лях, В.В. Пономарев, А.А. Тер-Ованесян), мониторинга состояния физического здоровья детей, подростков и молодежи (Г.Н. Апанасенко, П.А. Виноградов, А.А. Гужаловский, С.И. Изаак).

^ Методы исследования. Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, методы оценки уровня развития физических качеств, математико-статистические методы.

^ Новизна исследования заключается в выявлении особенностей развития физических качеств учащихся коренной национальности и его взаимосвязи с занятием избранным видом спорта.

^ Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении теории и методики физического воспитания, направленного на воспитание физических качеств учащихся.

^ Практическая значимость исследования. Полученные данные об уровне развития физических качеств и влиянии занятиями избранными видами спорта позволят направленно корректировать уровень физической подготовленности учащихся старших классов.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, выводов. Библиографический список литературы состоит из 55 источников. В работе имеется 10 таблиц, 8 рисунков, 2 приложения.

^ Глава I. Анализ научно-методической литературы по проблеме развития физических качеств современных учащихся

1.1. Характеристика физического состояния современных учащихся

Сегодня обществом востребовано не только повышение качества образования и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья учащихся, обеспечение психологического комфорта участникам образовательного процесса. Одним из главных побудительных мотивов модернизации школьного образования является существенное ухудшение состояния физического развития современных детей и подростков: увеличение заболеваемости практически по всем классам болезней, ухудшение физического развития.

Неуклонное снижение числа практически здоровых детей рассматривается многими исследователями сегодня как национальная трагедия России. Так результаты Всероссийской диспансеризации детей 2008 года показали, что за прошедший десятилетний период произошло снижение доли здоровых детей с 45,5% до 33,9%, вдвое увеличился удельный вес детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность, а детскую популяцию России с учетом распределения по группам здоровья в целом можно охарактеризовать следующим образом:

  • в I группе (практически здоровые дети, у которых не отмечены факторы риска) - 33,9% (в том числе в городах – 36,9%, в сельской местности – 29,0%);

  • во II группе (с риском развития хронической патологии и функциональными нарушениями) – 52,1% % (в том числе в городах – 48,7%, в сельской местности – 53,9%);

  • в III группе (с хроническими заболеваниями, включая также группы IV и V с патологией в стадии суб- и декомпенсации и инвалидизирующими проявлениями) – 16,1% % (в том числе в городах – 14,3%, в сельской местности – 17,1%).

За последние 10 лет уровень общей заболеваемости увеличился у детей на 21%, а у подростков – на 24%, уровень хронической заболеваемости увеличился соответственно на 15,6% и 19% [30, с.22].

По данным научно-исследовательского института гигиены детей и подростков министерства здравоохранения РФ на период с 1998 по 2008 год 43% учащихся страдали различными хроническими заболеваниями; 63% - имели нарушения осанки; 18% старшеклассников – повышенное давление и эти цифры с каждым годом растут [15, с.54].

Особую озабоченность вызывают изменения в состоянии здоровья подростков, сопровождающиеся снижением способностей к учебе, ограничении в выборе профессии, годности к военной службе, репродуктивных возможностей. Продолжает расти количество детей с алиментарно-зависимыми заболеваниями, что нередко связано с нарушением рационального питания.

Для России было выявлен достаточно низкий уровень физической активности - 47% детей, которые дополнительно не занимаются физической культурой (в Европе это составляет только 10-15%), занимаются спортом более 4-х раз в неделю 14% детей (в Европе 39-51%). Количество школьников, субъективно считающих себя вполне здоровыми, составляют 38%, в Европе - 65% [42, с.29].

Все чаще звучит термин «школьные болезни» в связи с реально высокой значимостью влияний внутришкольной среды на здоровье учащихся. Интенсификация учебного процесса в сочетании с неблагоприятными санитарно-гигиеническими условиями обучения, неполноценным питанием приводит к тому, что за время учебы большая часть детей из групп риска переходят в III, IV группы здоровья, что свидетельствует о формировании стойкой хронической патологии. По данным Министерства здравоохране­ния и социального развития отчетливо прослеживает­ся тенденция ухудшения состояния физического развития в процессе их учебы в школе.

За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в 4 раза увеличивается количество нарушений психи­ческого здоровья, в 3 раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения [30, с.22].

С началом обучения детей в школе их суточная двигательная активность снижается при­мерно в два раза, так как большую часть дневного времени учащиеся находятся в статическом положении.

Недостаточная двигательная активность ведет к заболеваниям сердечно-сосудистой системы, формированию патологии костно-мышечной системы, увеличению травматизма. Низкий исходный уровень здо­ровья детей сказывается и на процессе их адаптации к учебным нагрузкам.

По этому поводу известный советский педагог В.А. Сухомлинский отмечал, что 85% неуспевающих учеников отстает от сверстников не по причине лени или нерадивости, а из-за физиче­ских недугов, болезней, следствием которых является инстинктивное сокращение нагрузок на ослабленный организм [2, с.109].

Таким образом, уровень физического воспитания современных школьников в настоящие время не удовлетворяет потребности общества в подготовке дееспособных, гармонически развитых граждан, готовых успешно решать проблемы дальнейшего развития и продвижения России по пути научно-технического прогресса.


^ 1.2. Влияние различных факторов на физическое состояние современных школьников


Современный школьник постоянно находится под воздействием целого спектра факторов окружающей среды - от экологических до социальных. Помимо индивидуальных биологических особенностей все эти факторы непосредственно влияют на его жизнедеятельность, здоровье и, в конечном итоге, на продолжительность жизни.

Ориентировочный вклад различных факторов, влияющих на физическое состояние современного школьника, оценивается по четырем позициям: образ жизни, генетика, внешняя среда и здравоохранение.

К таким факторам относятся:

  1. Индивидуальный уровень зрелости высших отделов мозга, обеспечивающих адаптивные реакции организма на действие факторов внешней среды.

  2. Индивидуальный потенциал здоровья школьника (иммунитет, статус питания, осознание своего «я», положительное отношение к здоровью, адекватные знания, способность противостоять стрессу, эмоциональная устойчивость, физическая форма, способность к самозащите).

  3. Поведение (работа и отдых, привычки, еда, питье, подвижность, отношение к социуму, стресс, возбуждающие средства).

  4. Социокультурные условия жизни (семья, среда досуга, средства массовой информации, служба здоровья).

  5. Социально-экономические и политические условия (материальные ресурсы, доход, социальная безопасность, образование)

  6. Физико-биологическая среда (природа, климат, жилище, связь, транспорт и т.п.).

Известно, что основным видом деятельности школьника является учебная деятельность. Большая часть этой учебной деятельности осуществляется в стенах образовательного учреждения, в частности школы.

Сегодня в профессиональных кругах педагогов, социологов и медиков, а также в обществе в целом все шире разворачивается дискуссия о факторах, влияющих на физическое состояние школьников. Исследователи выделяют несколько групп факторов неблагоприятного воздействия образовательной среды на физическое состояние подрастающего поколения [33, с.47].

К первой группе таких факторов можно отнести особенности содержательного компонента современного школьного образования и его дидактические характеристики.

В последние годы в связи с введением различных экспериментальных учебных программ значительно изменилось качество обучения, отмечается непрерывное увеличение объема и сложности учебного материала. Гигиенистов, педиатров и самих учителей тревожит цена внедрения этих нововведений для соматического и психического здоровья учащихся.

Новые программы отличаются от типовых программ высокой интенсивностью учебного труда и, как следствие, требуют от учеников значительных психоэмоциональных затрат. Большие энерготраты влекут за собой и напряжение функциональных систем организма, что, в свою очередь, не может не отразиться на соматическом здоровье ребенка.

Это диктует необходимость дифференцированного подхода к приему детей в экспериментальные классы с учетом стартового состояния здоровья и уровня функционального развития. При увеличении учебной нагрузки должна быть предусмотрена компенсация дополнительных затрат ребенка на ее преодоление.

Второй большой группой факторов необходимо считать санитарно-гигиенические проблемы обучения в общеобразовательных учреждениях. Большая часть образовательных учреждений нашей страны не полностью удовлетворяют санитарно-эпидемиологическим требованиям, в каждом восьмом из них регистрируются грубые нарушения санитарно-эпидемиологического режима, т.к. уровни воздействия на детей электромагнитных полей превышают нормы, а уровень освещения в классах – низкий. Снижение освещенности в классных комнатах на сегодняшний день привело к высоким цифрам числа детей с ослабленным зрением.

Школьная мебель, не соответствующая ростовым показателям учащихся, приводит к развитию нарушений осанки почти у каждого второго ребенка.

Питание на сегодняшний день является важным фактором, определяющим состояние здоровья, т.к. преобладание углеводно-жирового компонента приводит к недостаточному потреблению наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов.

Таким образом, среди факторов, формирующих высокий уровень физического состояния современных школьников, можно отметить, что доля воздействия так называемых «школьных» факторов, в том числе педагогических, составляет 20%, тогда как влияние медицинского обеспечения оценивается лишь в 10-15%. Несоблюдение школьных санитарно-гигиенических норм и рекомендаций, чрезмерная учебная нагрузка, нарушения режима дня, стрессовая тактика авторитарной педагогики, несоответствие учебных программ и методик возрастным и функциональным возможностям учащихся способствуют росту нарушений в физическом развитии школьников.

^ 1.3. Методы оценки уровня развития физических качеств учащихся старших классов

Одним из перспективных направлений организации работы по укреплению здоровья школьников является комплексный мониторинг их физического развития и физической подготовленности.

Система мониторинга, активно разрабатываемая в настоящее время в России, позволяет не только проводить анализ, оценку и прогноз физического здоровья школьников, но и разрабатывать коррекционные программы, направленные на укрепление здоровья и улучшение показателей физической подготовленности подрастающего поколения (С.П. Винокурова, А.А. Измоденов, В.А. Кабачков, Ю.А. Лобанов, Б.А. Никитюк, Т.В. Панасюк и др.) [45, с.81].

Физическое развитие - часть физического воспитания, процесс изменения форм и функций организма, а также результат этого изменения. Оно может идти стихийным путем и целенаправленно, под влиянием специально подобранных физических упражнений в процессе физического воспитания или тренировки. Поэтому управление физическим развитием людей в соответствии с современными требованиями представляет собой одну из главных задач физической культуры.

По мнению Е.Н. Захарова, физическое развитие - это комплекс морфофункциональных свойств, определяющих запас физических сил организма [10, с.292].

В разработку проблемы физического развития в связи с занятиями физической культурой и спортом существенный вклад внес П.Ф. Лесгафт, который является основоположником физической культуры в России. Он подчеркивал, что «знание законов роста и развития детского организма необходимо педагогам», при этом неоднократно указывал, на то, что «достичь совершенства организма в трудовой и бытовой деятельности невозможно без гармоничного развития всех органов и систем» [12, с.54].

Установлено, что приростом называется явление, в процессе которого происходит увеличение органических веществ в организме, увеличение длины и массы тела в результате количественного изменения клеток, являющихся основной единицей структуры организма. Рост представляет собой количественный показатель изменения организма детей.

Развитие - это морфологические и функциональные свойства организма. Отсюда развитие является показателем качественного изменения организма детей. Наиболее полное определение понятия физического развития дано А. Г. Цейтлиным, который под физическим развитием человека подразумевает совокупность морфологических и функциональных признаков в их взаимосвязи в зависимости от окружающих условий внешней среды при руководящей роли центральной нервной системы [47, с.88].

Л.П. Матвеев определил физическое развитие как процесс изменения природных морфофункциональных свойств организма в онтогенезе, происходящий по его естественным закономерностям, которые никто не волен упразднить [25, с.27].

Физическое развитие подчинено объективным биологическим закономерностям. Наиболее важным из этих законов является закон единства развития организма и среды. Применительно к школьникам следует учитывать условия учебы, труда, самостоятельной работы, организации досуга.

Основными параметрами физического развития являются:

  • аэробная выносливость - способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению. Аэробная система использует кислород для превращения углеводов в источники энергии. При длительных занятиях в этот процесс вовлекаются также жиры и, частично, белки, что делает аэробную тренировку почти идеальной для потери жира;

  • динамическая мышечная сила - способность к максимально быстрому (взрывному) проявлению усилий с большим отягощением или собственным весом тела. При этом происходит кратковременный выброс энергии, не требующий кислорода, как такового. Рост мышечной силы часто сопровождается увеличением объема и плотности мышц – «строительством» мышц. Помимо эстетического значения увеличенные мускулы менее подвержены повреждениям и способствуют контролю веса, так как мышечная ткань требует калорий больше, чем жировая, даже во время отдыха;

  • скоростная выносливость - способность противостоять утомлению в субмаксимальных по скорости нагрузках;

  • силовая выносливость - способность противостоять утомлению при достаточно длительных нагрузках силового характера. Силовая выносливость показывает насколько мышцы могут создавать повторные усилия и в течение какого времени поддерживать такую активность;

  • скоростно-силовая выносливость - способность к выполнению достаточно длительных по времени упражнений силового характера с максимальной скоростью;

  • ловкость - способность выполнять координационно-сложные двигательные действия;

  • гибкость - способность человека выполнять движения с большой амплитудой за счет эластичности мышц, сухожилий и связок. Хорошая гибкость снижает риск травмы во время выполнения упражнений;

  • состав тела - соотношение жировой, костной и мышечной тканей тела. Это соотношение, отчасти, показывает состояние здоровья и физической подготовки в зависимости от веса и возраста. Избыточное содержание жировой ткани повышает риск развития болезней сердца, диабета, повышения артериального давления и т.д.;

  • быстрота - способность максимально быстро чередовать сокращение мышц и их расслабление.

Комплексному подходу в оценке физического развития посвящен ряд работ. В частности, обсуждая реформирование образования в России, многие исследователи предлагают рассматривать физическое воспитание как важнейшее средство естественного оздоровления [20, с.63]. По их мнению, методики оценки физического развития детей и подростков также должны включать следующие показатели:

1) психофизического состояния - личные (индивидуальные) результаты объективных тестов: анамнеза, моторики, физического развития;

2) характеристику социально-экономического статуса семьи;

3) санитарно-гигиеническую и медико-педагогическую характеристику условий обучения;

4) экологическую характеристику состояния окружающей среды, которые в свою очередь влияют на изменение физического состояния организма детей.

Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Однако ценность таких данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Именно поэтому для объективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния.

Так как понятие «физическое развитие» и «физическая подготовленность» часто смешивают, следует отметить, что физическая подготовленность – это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности. Оптимальная физическая подготовленность называется физической готовностью.

В ряде литературных источников физическую подготовленность характеризуют совокупностью таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость, ловкость. Она в значительной степени определяется морфологическими особенностями и функциональным состоянием всего организма и отдельных его систем, и в первую очередь – сердечно-сосудистой и дыхательной систем [52, с.189].

Ю.В. Верхошанский считает, что физическая подготовка спортсмена – это воспитание физических качеств, способностей, необходимых в спортивной деятельности, совершенствование физического развития, укрепление и закаливание организма [6, с.144].

Современную физическую подготовку следует рассматривать как многоуровневую систему, каждый уровень которой имеет свою структуру и свои специфические особенности. Самый низкий уровень характеризуется оздоровительной направленностью и строится на основе общей (кондиционной) физической подготовки.

По мере повышения уровня физической подготовки увеличивается ее сложность и спортивная направленность, а самый высокий уровень строиться уже на основе принципов спортивной тренировки с целью увеличения функциональных резервов организма, необходимых для профессиональной деятельности.

Одним из важнейших условий осуществления физической подготовки является ее рациональное построение на достаточно длительных отрезках времени.

Это длительный процесс формирования двигательных умений и навыков, систематического совершенствования физических (двигательных) качеств, психической подготовки, поддержания уровня работоспособности, сохранения и укрепления здоровья. Построение занятий по физической подготовке основывается на закономерностях физического воспитания и спортивной тренировки.

В качестве средств общей физической подготовки почти во всех видах спорта используют кроссовый бег, упражнения с отягощениями, общеразвивающие гимнастические упражнения и спортивные игры. Часто включают лыжный бег, езду на велосипеде. Таким образом, в процессе общей физической подготовки необходимо преимущественное развитие тех физических качеств и способностей, которые в большей степени влияют на результативность профессиональной деятельности.

Н.А. Лупандина подразделяет физическую подготовленность на общую и специальную [22, с.55].

Под общей физической подготовкой подразумевается разностороннее воспитание физических способностей, включая уровень знаний и навыков; основных жизненно важных или, как говорят, прикладных естественных видов движений.

Главная черта, характеризующая высокий уровень общей физической подготовленности – это умение сознательно владеть движениями своего тела, достигая наибольших результатов в кратчайшие сроки при наименьшей затрате сил.

Оздоровительный эффект развития и формирования основных движений общеизвестен, так как в этих движениях участвует одновременно большое количество мышечных групп, что способствует повышению обмена веществ в организме, усилению функциональной деятельности внутренних органов, совершенствуется подвижность нервных процессов.

Под специальной подготовкой понимается развитие физических способностей, отвечающих специфическим особенностям и требованиям избранного вида спорта. Специальная физическая подготовка связана с профессиональной или спортивной деятельностью, например, футболиста, подготовка водолаза, пожарника, лыжника, гимнаста, конькобежца и т.п. Основное направление специальной физической подготовки – изучение тактико-технических особенностей вида спорта.

Б.А. Ашмарин, так же как и Н.А. Лупандина, кроме деления физической подготовки на общую и специальную, предлагают подразделить последнюю на две части: предварительную, направленную на построение специального фундамента, и основную, цель которой – более широкое развитие двигательных качеств применительно к требованиям избранного вида спорта. Он предлагает трехступенчатость в процессе достижения наивысшей физической подготовленности, причем, на первом этапе должны сочетаться специальная и общая физическая подготовка. При переходе же к высшей специальной ступени на достигнутом уровне должны поддерживаться и общая физическая подготовленность и специальный фундамент [2, с.107].

Соотношение средств и методов общей физической подготовки и специальной физической подготовки зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, его спортивного стажа, периода тренировок и решаемых задач.

Принцип единства основывается на том, что приспособительные реакции организма на нагрузки носят избирательный характер и не могут обеспечить развитие всех необходимых для показа высокого спортивного результата качеств.

Каждое качество в зависимости от биологической структуры используемых движений, от интенсивности нагрузки развивается специфически.

Отклонение в ту или иную сторону при использовании либо специфических средств, либо общеразвивающих физических упражнений, не дает необходимого эффекта.

Уровень развития физических качеств неодинаков у представителей различных видов спорта. Единственно правильное решение вопроса об использовании общей и специальной физической подготовки состоит в их разумном сочетании на разных этапах учебно-тренировочного процесса.

Понятие «физическая подготовленность» и «тренированность» тесно связаны и в определенной мере характеризуют степень здоровья. Я.М. Коц отмечает, что в процессе систематической тренировки происходит постепенное приспособление организма к нагрузкам, сопряженной с функциональной и морфологической перестройкой различных органов и систем, расширением их потенциальных возможностей [13, с.53].

Физиологические сдвиги в организме в процессе систематических занятий физической культурой и спортом происходят параллельно с совершенствованием двигательных навыков, развитием физических качеств, овладением техникой и тактикой в избранном виде спорта.

Авторы определяют тренированность как состояние, развивающееся в организме спортсмена в результате многократного повторения физических упражнений и характеризующее его готовность к наиболее эффективной мышечной деятельности.

Процесс, направленный на улучшение физической подготовленности, называется физической подготовкой. В.И. Кузнецова физическую подготовленность предлагает называть двигательной подготовленностью [14, с.43].

Так или иначе, физическая подготовка содействует укреплению здоровья, развитию двигательных качеств и форм тела, а также расширению двигательных представлений.

Проблема изучения развития движений школьников привлекала и привлекает многих исследователей. Одни изучали «моторную одаренность», как бы независимую от воспитания и обучения. Другие изучали «простые, жизненно необходимые движения, приобретенные в повседневной жизни». Заслуживают внимания работы, выполненные группой специалистов под руководством Г.И.Кукушкина по исследованию состояния физической подготовленности учащихся по возрастным учебным нормам [36, с.61].

Разнообразие двигательных умений и навыков, получаемых школьниками в процессе занятий по физической культуре в школе, направлено на повышение уровня общей физической подготовленности учащихся. Физическую подготовленность школьников, как указывает З.И. Кузнецова, характеризуют два показателя: степень владения техникой движений и уровень развития двигательных (физических) качеств [14, с.45].

Многими исследованиями и повседневной жизнью подтверждается то положение, что физически подготовленный человек имеет лучшую производительность труда, высокую работоспособность. Основными показателями физической подготовленности школьников были, есть и будут достижения в основных движениях. В них, как в фокусе, видно умение владеть своим телом, умение выполнять движение экономно, быстро, точно. В этих движениях выявляется уровень развития физических качеств, скорости, ловкости, силы и др. [36, с.49].

Современный этап развития системы физической подготовки характеризуется обновлением содержания обучения, поиском новых форм и методов контроля за физической подготовленнос­тью школьников, но в большинстве случаев тестируется и оценивается определенный набор показателей физической подготовленности.

Для того чтобы этого не происходило, необходимо ис­пользовать разнохарактерные контрольные упражнения и критерии, позволяющие осуществить объективную и адекватную оценку.

Весьма важным элементом системы про­верки и оценки является методика составле­ния батареи тестов из разнохарактерных контрольных упражнений.

В настоящее вре­мя механизм отбора контрольных упражне­ний в проверочные комплексы для школь­ников разработан крайне фрагментарно. Для оценивания полученных результа­тов тестирования физической подготовленности школьника используют в основном два варианта:

  1. В каждом тестовом испытании уста­навливаются нормативы, в соответствии с которыми определяется уровень физиче­ской подготовленности.

  2. Разрабатывается интегральная оцен­ка физической подготовленности, основанная на переводе многомерной системы измерений (секунды, метры, количество повторений) в одномерную (очки, баллы).

Часто при разработке теста для опреде­ления уровня физической подготовленнос­ти современного учащегося приходится полагаться глав­ным образом на мнение экспертов, что при­водит к появлению большого числа тестов для оценки физической подготовленности школьника [23, с.54].

В большинстве случаев тестируется и оценивается определенный набор показате­лей физической подготовленности:

  • выносливость сердечно-сосудистой и дыхательной системы (кардиораспираторная выносливость). Наиболее часто опре­деляется по результатам бега на дистанци­ях от 500 до 3000 м и с помощью функцио­нальных проб;

  • работоспособность определенных мы­шечных групп при различных режимах мышечного сокращения. В данном случае используют результаты прыжка в длину и высоту, бега на дистанциях от 30 до 100 м, подтягивания на перекладине, сгибания рук в упоре лежа, подъема туловища из положе­ния лежа на спине, кистевой динамометрии;

  • подвижность в определенных суста­вах, координация, ловкость и способность сохранять равновесие. Очень часто для оценки физической подготовленности данные компоненты не оцениваются вообще или тестируется какой-либо из них, т.е. можно считать, что показатели третьей группы носят не основной, а дополнитель­ный характер.

Подводя итог всему вышесказанному можно сказать, что к уровню физического развития, работоспособности и защитным силам организма человека современные условия жизни предъявляют высокие требования. Хороший уровень физического развития сочетается с высокими показателями физической подготовки, мышечной и умственной работоспособности. Достичь значительного уровня физического развития современному школьнику возможно через физическую подготовленность - результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности, направленный на развитие общих физических качеств спортсменов.

^ 1.4. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности учащихся старших классов

Старший школьный возраст - это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают свой отпечаток на процесс воспитания [19, с.127].

Со стороны физического развития учащихся этого возраста сглаживаются те диспропорции и противоречия, которые присущи подросткам. Исчезает непропорциональность в развитии конечностей и туловища, увеличивается относительный объем груди, выравнивается соотношение между массой тела и объемом сердца, а также ликвидируется отставание в развитии сердечно-сосудистой системы. Повышается мышечная сила, возрастает физическая работоспособность, а координация движений по своим качествам приближается к состоянию взрослого человека. В основном заканчивается половое созревание, общий темп роста замедляется, но укрепление физических сил и здоровья продолжается.

Учащиеся старших классов отличаются достаточно высокой физической работоспособностью, относительно меньшей утомляемостью, что иногда обусловливает переоценку своих сил, неумение более обдуманно подходить к своим физическим возможностям.

На более высокую ступень поднимается развитие нервной системы, обусловливающее ряд специфических особенностей познавательной деятельности и чувственной сферы. Преобладающее значение в познавательной деятельности занимает абстрактное (от лат. abstraction - мысленная отвлеченность) мышление, стремление глубже понять сущность и причинно-следственные связи изучаемых предметов и явлений.

Происходит процесс развития чувств и волевых процессов. В частности, усиливаются и становятся более осознанными чувства, связанные с общественно-политическими событиями.

Общественные переживания и чувства оказывают сильное воздействие на нравственное формирование старшеклассников. Именно в этом возрасте на основе моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются определенные нравственные взгляды и убеждения, которыми руководствуются юноши и девушки в своем поведении. Развитие чувственной сферы и сознательности старшеклассников оказывает большое влияние на волевые процессы, причем в протекании волевых актов решающее значение принадлежит обдумыванию своих намерений и поведения.

Замечено, что, если учащийся поставил перед собой определенную цель в учебной или общественной работе или же четко определил свои жизненные планы с учетом имеющихся интересов и склонностей, он, как правило, проявляет высокую целеустремленность и энергию в работе, а также настойчивость в преодолении встречающихся трудностей.

С этим связана и другая особенность старшеклассников, относящаяся к работе над своим самовоспитанием.

Если подростки в большинстве своем отличаются повышенной требовательностью к другим и недостаточно требовательны к себе, то в юношеском возрасте положение изменяется. Они становятся более требовательными к себе и своей работе, стремятся вырабатывать у себя те черты и качества поведения, которые в наибольшей мере способствуют осуществлению намеченных планов. Все это показывает, какое большое значение имеют внутренние факторы (цели, мотивы, установки и идеалы) в развитии личностных качеств старшеклассников.

Таким образом, анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности учащихся старших классов характеризуются наступлением физической и психической зрелости, имеют свои противоречия и трудности.

^ 1.5. Основы методики развития физических качеств учащихся старших классов

Одна из главных задач общей физической подготовки в школах - воспитание и всестороннее развитие у учащихся физических качеств.

С физиологической точки зрения всесторонняя подготовка базируется на учении И.П. Павлова, рассматривающего организм как единое целое, в котором взаимно обусловлены все качества человека.

При этом развитие одного из качеств положительно влияет на развитие других и, наоборот, отставание в развитии одного или нескольких задерживает развитие остальных [40, с.357].

Эффект воздействия физического упражнения на развитие физических качеств во многом определяется методикой его применения.

В процессе развития быстроты движений необходимо всесторонне повышать функциональные возможности организма, определяющие скоростные характеристики в разнообразных видах двигательной деятельности.

Для улучшения двигательной реакции обычно, используют упражнения, требующие мгновенной реакции на сигнал, на изменение ситуации.

Ценным средством развития быстроты и улучшения двигательной реакции являются спортивные и подвижные игры.

Основное средство развития быстроты - упражнения, выполняемые с максимальной скоростью. Быстрота в значительной степени обусловлена высоким уровнем динамической («взрывной») силы учащегося, поэтому упражнения на скорость необходимо использовать в изменяющихся ситуациях и формах.

Основной метод развития быстроты - комплексный, сущность которого состоит в систематическом применении подвижных и спортивных игр, игровых упражнений, а также комплексов специальных подготовительных упражнений.

Другим эффективным методом развития быстроты является метод повторного выполнения упражнения - скоростно-силового (без отягощения и с небольшим отягощением), с предельной и около предельной скоростью, в облегченных условиях).

Значительное место в системе физического воспитания учащихся должно быть отведено развитию мышечной силы.

Наиболее эффективны для развития силы у старших школьников динамические упражнения с отягощениями малого и среднего веса.

Целесообразны упражнения со штангой при условии правильного дозирования их и тщательного учета возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся.

Для более разностороннего воздействия на силовую подготовленность учащихся и повышения эмоциональности занятий наряду с упражнениями со штангой и гирями (8, 10, 16, 20, 32 кг) следует использовать упражнения с мешком, наполненным песком, упражнения на гимнастических снарядах, упражнения с гантелями 1, 2, 3, 6 кг, пружинными и резиновыми эспандерами и др.

Основными методами развития мышечной силы являются: метод повторного выполнения упражнения с отягощением среднего веса: метод максимальных усилий (с отягощениями около предельного и предельного веса) и метод динамических усилий (повторное выполнение скоростно-силового упражнения).

Основными средствами развития скоростно-силовых качеств на занятиях с учащимися являются прыжки, бег на короткие дистанции, метания, упражнения с небольшими отягощениями, легкоатлетические прыжки, акробатические упражнения, динамические упражнения на гимнастических снарядах.

Методами воспитания скоростно-силовых качеств являются метод повторного выполнения упражнения (скоростно-силового без отягощения, с отягощениями малого и среднего веса) и метод упражнения, выполняемого при смешанном режиме работы мышц.

Главное средство развития общей выносливости - длительный мало интенсивный бег. Другие эффективные средства развития выносливости - различные циклические упражнения (лыжные гонки, конькобежный спорт, гребля, велоспорт), а также и подвижные спортивные игры.

Специальную выносливость развивают в двух направлениях. Если общая выносливость развивается преимущественно путем применения упражнений циклического характера, то специальная - посредством тех видов упражнений, в которых специализируется учащийся.

Другая особенность состоит в том, что упражнения при развитии специальной выносливости выполняются с интенсивностью, соответствующей соревновательной или близкой к ней.

Основные задачи развития ловкости у учащихся - овладение новыми двигательными навыками и умениями и совершенствование способности эффективно перестраивать двигательную деятельность при изменении обстановки. Поэтому развитие ловкости предполагает, во-первых, развитие способности осваивать координационно-сложные двигательные действия, во- вторых, способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно изменяющейся обстановки.

Средствами развития ловкости служат прыжки, упражнения в равновесии с дополнительными заданиями (перетаскивание предметов, переступание через предметы), всевозможные метания, упражнения, требующие высокой координации движений. Полезны также упражнения, выполняемые в усложненных условиях (бег с преодолением препятствий, равновесие и др.). Особое значение для развития ловкости имеют спортивные игры и гимнастические упражнения.

Большое значение для приобретения двигательного опыта, овладения умением ориентироваться в пространстве и времени имеют гимнастические и акробатические упражнения. Их разнообразие позволяет учащимся непрерывно обогащаться все новыми двигательными ощущениями и упражнять способность осваивать новые действия. Из богатого арсенала средств гимнастики и акробатики, способствующих развитию ловкости, особо следует выделить упражнения, формирующие умение правильно расслаблять мышцы.

Типичными для развития гибкости являются упражнения «на растягивание». Они характеризуются постепенным увеличением амплитуды движений до возможного на данном занятии предела.

Упражнения «на растягивание» представляют собой, как правило, элементарные движения из основной или вспомогательной гимнастики, избирательно воздействующие на те или иные группы мышц, связок (упражнения для ног, рук, туловища, шеи). Упражнения на гибкость могут выполняться без снарядов, на гимнастической стенке и других снарядах, с набивными мячами, гантелями, с партнером и др. Увеличить амплитуду в этих упражнениях можно собственными усилиями - при маховых движениях руками или ногами, либо за счет приложения внешних сил, например, усилий партнера в парных упражнениях.

Для развития гибкости следует использовать разнообразные подвижные и спортивные игры, упражнения с движениями большой амплитуды (без предметов и с предметами), упражнения на гибкость в сочетании с упражнениями на укрепление суставов, связок и мышц. Темп выполнения упражнений на гибкость устанавливают в зависимости от их характера и целевого назначения, а также от уровня подготовленности учащихся. Основной метод развития гибкости - повторное выполнение упражнений.

Таким образом, на основании всего вышесказанного можно сказать, что уровень физического состояния современных школьников в настоящие время ухудшается, установлено несколько групп факторов неблагоприятного воздействия на физическое развитие и подготовленность подрастающего поколения. Хороший уровень физического развития сочетается с высокими показателями физической подготовки, достичь которых современному школьнику возможно через физическую подготовленность. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности учащихся старших классов характеризуются наступлением физической и психической зрелости.


Глава II. Организация и методика исследования


^ 2.1. Организация исследования


Для выявления различий в уровне развития физических качеств учащихся, занимающихся в секции вольной борьбы и волейбола, нами было организовано исследование на базе национальной гимназии имени Н.Ф. Катанова в период с апреля 2009 года по апрель 2010 года, в котором приняло участие 30 подростков в возрасте 16-17 лет.

Все исследование состояло из нескольких этапов.

Первый этап. На данном этапе проводился анализ научно-методической литературы, изучались программы секций по вольной борьбе и волейболу, отбирались исследуемые для групп, подбирались тестирующие материалы для определения уровней развития физических качеств учащихся.

Второй этап. Цель данного этапа: проведение контрольных испытаний для определения уровня развития физических качеств с помощью специально подобранных контрольных тестов. Была определена цель применения теста, использована стандартизированная методика процедуры тестирования и измерения результатов, определена надежность и информативность теста, результаты теста были выражены в выбранной системе оценки.

Деятельность испытуемых при проведении эксперимента протекала в атмосфере конфиденциальности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны экспериментатора, в обеих группах, в одинаковых условиях. Проводилось тестирование на базе национальной гимназии имени Н.Ф. Катанова (спортзал и стадион). При проведении исследования нами были учтены требования к тестирующим упражнениям.

Взятые тесты, применяемые нами для оценки уровня развития физических качеств школьников 16-17 лет, занимающихся в секции вольной борьбы и волейбола, были естественными и доступными, не содержали сложных двигательных умений, не требовали сложного оборудования, мало зависели от роста и веса учащегося старших классов.

Для снижения влияния помех на результаты контрольного теста были сделаны пробные попытки тестирующих упражнений. Перед проведением теста был обеспечен необходимый уровень мотивации и концентрации внимания, показана техника правильного выполнения. Тесты проводились в начале основной части занятия после короткой разминки в соревновательной форме. Эксперимент проходил при выполнении условий идентичности, т.е. равенство начальных данных и условий работы.

Третий этап. Был проведен сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов. На основе полученных данных были сделаны соответствующие выводы, проведен математический подсчет и обоснование результатов.

^ 2.2. Методы исследования

Для решения поставленных задач исследования были использованы следующие методы:

1. Анализ и обобщение научно-методической литературы

В процессе исследования для решения поставленных задач, обобщались и анализировались данные научной и научно-методической литературы по проблеме развития физических качеств учащихся старших классов, изучалась литература по развитию физических способностей школьников.

^ 2. Педагогическое наблюдение

Педагогическое наблюдение как метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследователь вооружается конкретным фактическим материалом или данными. Содержание каждого наблюдения определяется задачами исследования, для решения которых собираются конкретные факты.

Данный метод был использован нами для изучения разнообразных методов и приемов физического воспитания учащихся старших классов: средства и методы физического воспитания, их место в занятиях; поведение занимающихся, учителей физической культуры и тренера. В процессе педагогического наблюдения были определены экспериментальные группы.

^ 3. Метод контрольных испытаний

Одним из важнейших условий, способствующих лучшей реализации «Единой системы физического воспитания и оздоровления учащихся», является систематическое наблюдение (педагогическая диагностика и мониторинг) за состояние и сдвигами (динамикой) показателей уровня развития физических качеств учащихся, достигаемыми ими в ходе учебного года.

В этих целях программой физического воспитания предусмотрены специальные научно обоснованные тесты, наиболее объективно отражающие степень развития у учащихся основных физических качеств.

В качестве тестов нами были использованы лишь те, которые удовлетворяют следующим требованиям:

    1. Определена цель применения того или иного теста.

    2. Использована стандартизированная методика тестирования.

    3. Применяемые тесты отвечают требованиям информативности.

    4. Разработана система оценок результатов в тестах.

    5. Тест отвечает требованиям надежности. Надежность теста – это степень совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях. Критериями надежности теста являются:

        • стабильность (воспроизводимость) – это такая разновидность надежности, которая проявляется в степени совпадения результатов тестирования, когда первое и последующие измерения разделены определенным временным интервалом;

        • согласованность – независимость результатов тестирования от личных качеств человека;

        • эквивалентность – равнозначные результаты тестирования при использовании контрольных упражнений.

В структуру нашего исследования включены испытания, отвечающие таким условиям, как:

  1. Взаимосвязь требований, предъявляемых к выполнению контрольных испытаний и содержание учебного процесса в общеобразовательной школе.

  2. Глобальность воздействия на опорно-двигательный и нервно-мышечный аппарата учащегося.

  3. Доступность, т.е. выполнение среднестатистических требований, предъявляемых к его физическим кондициям учащимся со стороны данных контрольных испытаний.

  4. Целевая направленность на основные физические качества школьника.

  5. Повышенная активность проявлений основных функциональных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной).

  6. Взаимодополняемость и взаимообусловленность отдельно взятого испытания в ряду других видов предлагаемого комплекса.

В методике испытаний мы придерживались следующих положений:

        • соблюдение единства условий в испытаниях.

        • доступность и доходчивость заданий и требований;

        • возможность выявления максимальных достижений учащегося;

        • простота и привычная обстановка испытаний (зал, спортивная площадка);

        • выражение данного учета в цифровых показателях (см., сек.);

        • простота записи учета.

Критерием оценки уровня развития физических качеств является сравнительный анализ показателей выполнения тестов.

1. Скоростные способности - бег на 30 м.

Требования к тесту: исследование проводится на ровной прямой дорожке, длиной 30 м.

Необходимое оборудование: секундомер, финишная отметка, протокол теста.

Описание теста: по команде «На старт!» испытуемый становится у стартовой линии в положении высокого старта (низкий старт не используется). Когда испытуемые приготовились и замерли, дается сигнал стартера.

Во время преодоления испытуемыми дистанции нужно следить, чтобы они не снижали темпа бега перед финишем.

Результат: окончившим дистанцию является учащийся, пересекший всем телом без посторонней помощи плоскость финиша.

Только при пересечении линии финиша фиксируется время с точностью до десятой доли секунды.

Критерии оценки для юношей:

высокий уровень – от 4,4 сек до 4,6 сек;

средний уровень – от 4,7 сек до 5,1 сек;

низкий уровень – от 5,2 сек и больше.

Критерии оценки для девушек:

высокий уровень – от 5,2 сек и меньше;

средний уровень – от 5,3 сек до 6,0 сек;

низкий уровень – от 6,1 сек и больше.

  1. Координационные способности - челночный бег 3 х 10 м.

Требования к тесту: исследование проводится на ровной прямой дорожке длиной 10 м, ограниченной двумя параллельными чертами; за каждой чертой - два полукруга радиусом 50 см с центром на черте; в которых лежит по 1 набивному мячу массой 2 кг.

Необходимое оборудование: секундомер, 2 набивных мяча массой 2кг, протокол теста.

Описание теста: по команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта за стартовый чертой с любой стороны набивного мяча. Когда он приготовится, следует команда «Марш!». Испытуемый пробегает 10 м до другой черты, обегает с любой стороны набивной мяч, лежащий в полукруге, возвращается назад, снова обегает набивной мяч, лежащий в полукруге, бежит третий раз 10 м и финиширует.

Результат: окончившим дистанцию является учащийся, пересекший всем телом без посторонней помощи плоскость финиша. Только при пересечении линии финиша фиксируется время.

Критерии оценки для юношей:

высокий уровень – от 7,3 сек и менее;

средний уровень – от 7,4 до 8,0 сек;

низкий уровень – 8,1 сек и более.

Критерии оценки для девушек:

высокий уровень – 8,6 сек и менее;

средний уровень – от 8,7 до 9,6 сек;

низкий уровень – 9,7 сек и более.

  1. Скоростносиловые способности – прыжок в длину с места (см).

Требования к тесту: нескользкая поверхность.

Необходимое оборудование: протокол текста.

Описание теста: испытуемый становится носками к черте, готовится к прыжку. Сначала он делает мах руками назад, затем резко выносит их вперед, и, толкаясь двумя ногами, прыгает как можно дальше.

Результат: берется длина прыжка в см в лучшей из двух попыток. Длина измеряется от черты до точки самого дальнего касания ноги прыгуна с полом. Если испытуемый качнулся назад и коснулся пола какой-нибудь другой частью тела, попытка не засчитывается.

Критерии оценки для юношей:

высокий уровень – от 195 см и выше; средний уровень – от 185 см до 190 см; низкий уровень – от 180 см и ниже.

Критерии оценки для девушек:

высокий уровень – от 185 см и выше; средний уровень – от 165 см до 180 см; низкий уровень – от 160 см и ниже.

  1. Аэробная возможность организма - 6 мин. бег на выносливость.

Требования к исследованию общей выносливости: исследование проводится на стандартном стадионе, с ровным покрытием, пригодным для бега. В забеге участвует 15 человек.

Необходимое оборудование: секундомер, протокол теста.

Описание теста: при команде «На старт!» испытуемые занимают удобное для них положение у линии старта, не касаясь руками или ногами стартовой линии. После принятия стартового положения (положение «высокого старта») и прекращения всякого движения всеми участниками забега стартер командой «Марш!» дает сигнал началу бега. Испытуемые начинают бег по дистанции, выбрав удобную для себя позицию на всей ширине беговой дорожки.

Результат: окончание дистанции фиксируется в момент, когда на секундомере будет 6 мин. Пройденная дистанция тщательно измеряется, длина дистанции фиксируется.

Критерии оценки для юношей:

высокий уровень – от 1500 м и выше; средний уровень – от 1200 м до 1400 м; низкий уровень – от 1100 м и ниже.

Критерии оценки для девушек:

высокий уровень – от 1250 м и выше; средний уровень – от 950 м до 1200 м; низкий уровень – от 900 м и ниже.

  1. Определение уровня гибкости - наклон вперед.

Требование к тесту: планка с разметкой укрепляется перпендикулярно к скамье так, чтобы отметка 0 см находилась на одном уровне с верхней поверхностью скамьи. Лучший результат соответствует большему наклону. Если испытуемый сгибает ноги в коленях, то попытка не засчитывается.

Упражнение выполняется без рывков. Необходимое оборудование: скамья, планка с разметкой, скользящий деревянный фиксатор, протокол теста.

Описание теста: испытуемый становится на ноги вместе, носки у края скамьи. Не сгибая коленей, он наклоняется вперед, стараясь дотянуться руками как можно ниже. Положение максимального наклона сохраняется приблизительно в течение 2 сек., тест повторяется дважды. Результат: лучший показатель из двух попыток фиксируется в сантиметрах.

Критерии оценки для юношей:

высокий уровень – от 13 см и выше;

средний уровень – от 6 см до 12 см;

низкий уровень – от 5 см и ниже.

Критерии оценки для девушек:

высокий уровень – от 15 см и выше;

средний уровень – от 8 см до 14 см;

низкий уровень – от 7 см и ниже.

  1. Динамическая сила мышц верхних конечностей - подтягивание на высокой перекладине (мальчики), на низкой перекладине из виса лежа (девочки) (максимальное количество раз).

Требования к тесту: перекладина диаметром 2-5 см, должна быть установлена достаточно высоко, чтобы самый высокий из испытуемых мог выполнить его.

Необходимое оборудование: перекладина, протоколы теста.

Описание теста: по команде «Внимание!» испытуемый занимает исходное положение - вис на высокой перекладине. По команде «хоп» учащийся начинает выполнять упражнение. Из положения виса (хват сверху) руки на ширине плеч, ноги не касаются пола. Испытуемый, сгибая руки, подтягивается до положения, когда его подбородок находиться над уровнем перекладины. Затем в исходное положение. Следить, чтобы испытуемый не раскачивался.

Результат: фиксируется количество правильно выполненных подтягиваний.

Критерии оценки для юношей:

высокий уровень – от 12 раз и выше; средний уровень – от 5 до 10 раз;

низкий уровень – от 4 раз и ниже.

Критерии оценки для девушек:

высокий уровень – от 16 раз и выше; средний уровень – от 7 до 15 раз;

низкий уровень – от 6 раз и ниже.

Таким образом, для проведения тестирования на выявление уровня развития физических качеств учащихся старших классов и обработки их результатов, нами была учтена основная задача тестирования - зафиксировать реальный уровень имеющихся физических качеств учащихся, занимающихся в секциях вольной борьбы и волейбола.

^ 4. Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент – это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения и тренировки.

В данном исследовании использован сравнительный эксперимент. В нем приняли участие две экспериментальные группы учащихся старших классов: первая из которых занимается в секции вольной борьбы (ЭГ1), вторая - в секции по волейболу (ЭГ2).

^ 5. Метод регистрации и обработки полученных данных

Представляет собой метод измерения, с помощью которого реальные полученные данные обрабатываются, результаты фиксируются, соотносятся, анализируются. Оценка может производиться как в качественном (на основе теоретических, логических выводов и обобщений), так и количественном аспекте.

Полученные результаты тестирования обработаны и отражены в протоколах. Анализ протоколов в экспериментальных группах позволили нам выявить уровень развития физических качеств 16-17 лет, обучающихся в национальной гимназии имени Н.Ф. Катанова.

^ 6. Математико-статистические методы

Информация, полученная в результате исследований, обрабатывается с помощью методов математической статистики. Данный метод применялся для количественного анализа экспериментальных данных. Использовался метод оценки достоверности различий арифметических средних по t-критерию Стьюдента. Он включает в себя выявление закономерности и статистический анализ полученных результатов по таблице вероятности Стьюдента.

Порядок вычисления достоверности различий по критерию t Стьюдента:

        • вычисление средней арифметической величины Х;

        • в обеих группах вычислить стандартное отклонение;

        • вычислить среднюю ошибку разности;

        • по специальной таблице определить достоверность различий.

Таким образом, для решения поставленных задач нашего исследования были использованы следующие методы: изучение и анализ научно-методической литературы, беседа, педагогическое наблюдение, метод контрольных испытаний, педагогический эксперимент, метод регистрации и обработки полученных данных и математико-статистические методы.

Программой физического воспитания предусмотрены специальные научно обоснованные тесты, наиболее объективно отражающие степень развития у учащихся основных физических качеств. В ходе эксперимента нами были выбраны тесты для определения скоростных, координационных и скоростносиловых качеств юных спортсменов, а также на исследование уровня развития выносливости, гибкости и динамической силы мышц верхних конечностей.


Глава III. Результаты исследования и их обсуждение

^ 3.1. Анализ показателей уровня развития физических качеств


Результаты проведенного тестирования ЭГ1 представлены в таблице 1 и наглядно на рис. 1, протокол полученных результатов представлен в Приложении 1.

Таблица 1

^ Средние показатели уровней развития физических качеств в ЭГ1

Уровень

Вид теста

Бег

на 30 м

(сек)

Челноч-ный бег 3х10м

(сек)

Прыжок в длину (см)

Бег на выносли-вость (м)

Наклон

вперед

(см)

Подтяги-вание на перекла-дине (раз)

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Высокий

2

13,3

1

6,7

1

6,7

4

26,7

5

33,4

6

40

Средний

9

60

8

53,3

10

66,6

8

53,3

8

53,3

6

40

Низкий

4

26,7

6

40

4

26,7

3

20

2

13,3

3

20

ИТОГО

15

100

15

100

15

100

15

100

15

100

15

100
  1   2



Скачать файл (471 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru