Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Реферат - Новый взгляд на ресурсы культуры и ресурсный потенциал сферы культуры как источник повышения инвестиционной привлекательности региона - файл 1.doc


Реферат - Новый взгляд на ресурсы культуры и ресурсный потенциал сферы культуры как источник повышения инвестиционной привлекательности региона
скачать (100 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc100kb.18.12.2011 05:09скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...



Содержание.

1. Общая характеристика ресурсной базы социально-культурной деятельности. 3

1.1 Понятие ресурсной базы. 3

1.2 Классификации ресурсов сферы культуры 8

2. Специфические особенности ресурсного потенциала в сфере культуры 10

3. Заключение. 20


Введение.
Ресурсное обеспечение - залог успешной деятельности любых организаций.

Однако для социально-культурной сферы данный фактор играет порой определяющую роль, поскольку связан со степенью удовлетворения культурных потребностей населения.

Как часть внутреннего экономического потенциала России, отрасль культуры производит огромное количество социально-культурных благ, обладая при этом определенным ресурсным потенциалом.

Все ресурсы, входящие в классический для экономики перечень, имеют применительно к специфике социально-культурной сферы целый ряд особенностей в трактовке и понимании 1.

^

1. Общая характеристика ресурсной базы социально-культурной деятельности.

1.1 Понятие ресурсной базы.


В организационно-технологическом контексте социально-культурная деятельность предстает в виде способа организации ресурсов для достижения поставленных целей и задач, получения определенных результатов.

^ Ресурсная база выступает здесь как совокупность основных компонентов, необходимых для производства конкретного культурного продукта, культурных благ или услуг.

Уже сам факт наличия ресурсов определяет производственный потенциал субъектов культурной деятельности, реальную возможность реализации социально-культурных проектов и инициатив.

Ресурсную базу характеризуют несколько разновидностей ресурсов.

^ Нормативный ресурс представляет собой массив правовых и организационно-технологических документов и инструктивной информации, определяющий организационный порядок подготовки и проведения деятельности в области культуры.

К кадровому (интеллектуальному) ресурсу относится номенклатура специалистов, а также технического и вспомогательного персонала, по своим характеристикам, прежде всего профессиональному и интеллектуальному уровню, соответствующих назначению (набору функций) организации и обеспечивающих качество производимого культурного продукта (благ и услуг).

^ Финансовый ресурс состоит из бюджетных и внебюджетных источников финансирования, использование которых не противоречит действующему в Российской Федерации законодательству.

^ Материально-технический ресурс включает в себя специальное оборудование, имущество, инвентарь для производства и эксплуатации культурного продукта (благ и услуг) и создания соответствующей среды для обеспечения культурной, просветительской и досуговой деятельности. Составной частью материально-технического ресурса является недвижимость, необходимая для оптимального функционирования объектов культурного назначения. К видам недвижимости относятся: здания, помещения, специально обустроенные сооружения и территория под ними.

^ Социально-демографический ресурс обозначает совокупность физических лиц, проживающих на территории конкретного региона (города, микрорайона, поселка). Эти лица различаются по возрастным, социальным, профессиональным, этническим и другим признакам. Они представляют собой категорию либо активно задействованных участников социально-культурной деятельности (реальную аудиторию клуба, театра, музея и др.), либо на данный момент по ряду объективных причин (в том числе личного характера) не участвующих в культурных мероприятиях (потенциальную аудиторию).

В информационно-методическом ресурсе объединены все возможные средства и способы организационно-методического руководства, информационно-методического обеспечения, переподготовки и повышения квалификации кадров в области культурной деятельности.

Производство культурного продукта, благ и услуг не может обойтись без морально-этического ресурса. Он необходим для реализации совокупности принципов, норм и требований, определяющих согласованность профессионально-нравственных позиций, норм общения и поведения участников культурной деятельности, основанных на совпадении их интересов и доброй воли2.

Существует определенная классификация институтов культуры по признаку самодостаточности их ресурсного обеспечения. Социально-экономический статус каждого из них является достаточно сложной по своей структуре сущностной категорией.

1. Объекты социально-культурной сферы государственного, федерального значения (театры, музеи, парки, заповедники, творческие коллективы и др.), являющиеся общенациональным культурным достоянием. Эти объекты пользуются финансовой поддержкой не только государства, но и негосударственных – коммерческих и общественных – организаций и имеют потенциальную и реальную возможность предоставлять услуги высокой стоимости, в том числе в валюте.

2. Объекты социально-культурной сферы регионального (муниципального) подчинения, находящиеся на полном или почти полном бюджетном финансировании. Для них характерны слабая материально-техническая база, неустойчивое хозяйственно-экономическое положение, формальное существование расчетного счета в банке, а нередко и его отсутствие. Инертность и консерватизм современной кадровой политики ведут к нестабильности и текучести кадров.

3. Учреждения и организации, требующие больших инвестиций в свои проекты и программы со стороны различных ресурсодержателей (муниципальных органов, спонсоров, доноров, меценатов и др.), ориентированных на внедрение инновационных технологий в социально-культурной сфере. Для этих учреждений характерна свобода выбора видов социально-культурной деятельности, финансирования, использования различных форм собственности, которая обеспечивает возможности безболезненного вхождения в рынок.

4. Отраслевые учреждения и организации, находящиеся на полной или почти полной самоокупаемости. Для них характерна абсолютная самостоятельность в выборе видов деятельности и досугового обслуживания посетителей, активная хозяйственная позиция и инвестирование своего дальнейшего, а также внешних проектов и программ3.

Социально-экономический статус каждого из отраслевых объектов культуры, искусства, досуга является, по существу, результатом взаимного пересечения и взаимопроникновения нескольких характерных параметров. Каждый из них расширяет наши представления о данном объекте как о специфическом социально-культурном институте современного региона – поселка или города.

Программно-целевой принцип финансового и материально-технического обеспечения социокультурной деятельности предполагает целевое использование ресурсной базы социально-культурных институтов.

Основная (профильная) деятельность социально-культурных институтов предполагает производство и распространение культурного продукта, либо с использованием своей ресурсной базы, либо с помощью привлечения дополнительных ресурсов. В содержание основной деятельности входят:

а) собственная (штатная) деятельность. Она направлена на фиксированное производство конечного продукта (услуг); финансируется из бюджета преимущественно через госзаказ органами местного самоуправления разных уровней;

б) создание условий для развития самодеятельной и инициативной, индивидуальной и коллективной социокультурной, досуговой деятельности населения и отдельных граждан. В этих целях предоставляются необходимое время и средства обеспечения (прокат) для проведения мероприятий другими юридическими и отдельными физическими лицами, а также осуществляется консультационная и методическая помощь;

в) собственная предпринимательская, частная, кооперативная (нештатная, конъюнктурная), не связанная определенной номенклатурой деятельность. Она направлена на производство на платной основе культурного продукта, сервисных (информационных, посреднических, обеспечивающих и др.) услуг в соответствии с потребностями и запросами населения. Она осуществляется также на основе социально-творческого заказа государственных и иных организаций или частных лиц, ориентированных на культурную, просветительскую и досуговую деятельность, а также любых других имеющих юридический статус организаций4.

Социально-культурная сфера, обладая собственным ресурсным потенциалом, вынуждена постоянно искать оптимальное сочетание различных способов финансирования – начиная с бюджетной модели и кончая моделью, основанной на рыночных принципах.

Принципы партнерства и смешанных форм финансирования предопределили уже сегодня многоканальность государственной поддержки и широкую диверсификацию источников финансирования культуры, государственное стимулирование бюджетной самостоятельности территориальных властей и собственно самих учреждений и организаций культуры, а также привлечения средств частных спонсоров и меценатов.

На принципах совместного партнерства государство и корпоративные спонсоры участвуют в субсидировании различных по масштабам социально-культурных акций – спектаклей, фестивалей, выставок, ярмарок, юбилейных праздников и других мероприятий при условии предварительного сбора определенного объема спонсорских средств. Подобная практика получила широкое распространение среди субъектов Российской Федерации.
^

1.2 Классификации ресурсов сферы культуры


В настоящее время в экономике культурной сферы все чаще используется понятие «ресурсный потенциал» отрасли культуры или «культурный потенциал», которое наиболее адекватно позволяет описать состояние культурной деятельности, т.к. отражает степень развитости конкретной социальной общности в этом отношении, показывает ее возможности к производству и воспроизводству ценностей культуры. По мнению профессора Г. Галуцкого, «для современного этапа экономики культуры характерен низкий уровень изученности ресурсов, поскольку в теории нет фундаментальных работ, посвященных этой проблеме, а имеющиеся публикации содержат обрывчатые, иногда путаные сведения, понятия и определения»5.

Действительно, в сфере культуры отсутствует единое понимание в определении структуры ресурсов отрасли. Так, например, одни экономисты ограничиваются изучением роли только материальных и трудовых ресурсов, другие - включают в их число «ресурсы свободного времени», «заработную плату», «основные фонды», «сценическо-постановочные средства», «коммерческую вместимость зрительного зала», «численность населения города», в котором находится театр или концертная организация, и другие.

Значительная рассогласованность в подходах, отсутствие строгости в теории оценки ресурсного обеспечения отражается на результатах прикладных экономических исследований и на результатах практической хозяйственной деятельности учреждений культуры.

Категория ресурсов имеет важное значение в определении предмета экономики. Как известно, ресурсы всегда ограничены, потребности же людей безграничны. Задачей экономики является исследование путей такого использования ограниченных ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества.

Авторы известного американского учебника «Экономикс» Макконнелл К. и Брю С. включают в понятие ресурсов «все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг». Они подразделяют все виды экономических ресурсов на две категории:

1) материальные ресурсы (земля и капитал);

2) людские ресурсы (труд и предпринимательская способность).

В понятие «земля» ученые вкладывают смысл, равнозначный понятию «природные ресурсы», соответственно понятие «труд» имеет смысл «трудовые ресурсы». Капитал, как сумма материальных, денежных и интеллектуальных средств, используемых в процессе создания экономических благ, подразделяется на два вида: реальный (все производительное оборудование) и финансовый (деньги). При этом с точки зрения авторов учебника, деньги не являются экономическим ресурсом, т.к. сами по себе они ничего не производят. Особым человеческим ресурсом экономисты называют предпринимательскую способность, с помощью которого сводятся воедино все другие экономические ресурсы (труд, земля, капитал) в единый процесс производства товаров и услуг с целью достижения максимального экономического эффекта6.

В последнее время появилось такое понятие как «социальные ресурсы», которое можно определить как запасы творческой энергии личности (социальные, познавательные, деятельные), социальной организации и общества в целом - содружества людей, организаций, институтов, социальных групп. Социальные ресурсы, по мнению исследователя В.Н.Иванова, имеют ряд особенностей, что принципиально отличает их от других ресурсов.

Во-первых, социальные ресурсы практически неисчерпаемы.

Во-вторых, это не только частично, но и целиком возобновляемые ресурсы. В процессе своего использования они имеют тенденцию не к уничтожению, а к увеличению.

В-третьих, социальные ресурсы не подлежат продолжительному хранению, более того они начинают деградировать и обесцениваться в результате своей невостребованности.

В-четвертых, в отношении социальных ресурсов критерии «достаточности-недостаточности» являются более сложными и пока недостаточно разработаны.

В-пятых, они обладают не только большим многообразием, но и взаимозаменяемостью. В этой связи необходимо найти в настоящее время механизмы управления социальными ресурсами и средства их качественного и количественного измерения7.

К сожалению, современная ситуация характеризуется крайне низким уровнем освоения ресурсов в различных сферах жизнедеятельности.
^

2. Специфические особенности ресурсного потенциала в сфере культуры


Ресурсное обеспечение - залог успешной деятельности любых организаций. Однако для социально-культурной сферы данный фактор играет порой определяющую роль, поскольку связан со степенью удовлетворения культурных потребностей населения.

В отношении структуры ресурсной базы в сфере культуры отечественные ученые высказывают различные мнения. Так, Л.И. Якобсон выделяет четыре вида ресурсов: трудовые, материальные, природные и информационные8.

В состав ресурсного обеспечения учреждений культуры Е.Я.Морозова и Э.Д.Тихонова включают материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Они считают, что для социально-культурной сферы все эти составляющие являются одинаково значимыми9.

Несколько другая позиция у экономистов Г.П.Иванова и М.А.Шустрова. Они различают в сфере культуры не только материальные ресурсы, финансовые и трудовые, но и информационные, интеллектуальные, земельные10.

Пять основных видов ресурсов, составляющих базу культурной отрасли, выделяет Е.Н. Воронова: материальные, энергетические, природные, финансовые, информационно-творческие11.

По мнению других экономистов - О.П. Кубышкина и В.Г.Родионова - ресурсы можно подразделить на нематериальные и материальные, которые в свою очередь формируются из ряда компонентов: нормативных, кадровых, финансовых, материально-технических и недвижимых.

При этом нормативные ресурсы представляют массив правовых и организационно-технологических документов и инструктивной информации, определяющие статус и профиль учреждения культуры, а также организационно-хозяйственный порядок в нем.

В понятие «недвижимые ресурсы» ученые включают здания, сооружения, обустроенную территорию и землю под учреждениями культуры.

На другом принципе основывает свою классификацию ресурсов сферы культуры Галуцкий Г.М., подразделяя их на две группы:

  1. ресурсы творческого производства (трудовые, материальные, энергетические, финансовые и информационные);

  2. ресурсы духовного восприятия12.

В части духовного восприятия ресурсами являются уровень культуры населения и функционально-свободное время.

Под функционально-свободным временем понимаются не только часы досуга, но и время, когда человек, несмотря на то, что и занят каким-либо делом, способен осознанно слушать музыку, текст или видеть предлагаемые сюжеты и образы.

Подразделение ресурсного потенциала культуры на ресурсы воздействия и ресурсы восприятия в наибольшей степени отражает качественную специфику социально-культурной сферы.

Все ресурсы, входящие в классический для экономики перечень, имеют применительно к специфике культурной сферы целый ряд особенностей в трактовке и понимании.

1. Состав материальных ресурсов организаций социально-культурной сферы характеризуется огромным разнообразием и неоднородностью.

В одних подотраслях культуры и искусства материальные ресурсы соответствуют классическим представлениям, сложившимся в экономике. Здесь для создания и реализации культурных программ также необходимы основные средства производства или основные фонды: здания, сооружения, оборудование, а также разнообразные и информационные средства.

Однако наряду с ними социально-культурная сфера располагает десятками тысяч памятников истории, культуры и архитектуры, музейными предметами, которые являются зачастую уникальными по своей социально-культурной значимости, но в силу недостаточной научной разработки проблем ресурсного обеспечения не имеют экономической оценки. В наибольшей степени отражает эту специфику социально-культурной сферы Налоговый кодекс РФ.

В количественном и качественном отношении основные фонды в культурной сфере резко преобладают над оборотными средствами или материальными ресурсами текущего потребления, которые бывают двух видов.

К первому виду ресурсов текущего потребления относят топливо и горюче-смазочные материалы, необходимые для эксплуатации автопарка культурных учреждений (автоклубов, машин, доставляющих культурные услуги населению), для приведения в действие аттракционов в парках культуры и отдыха. Эта разновидность ресурсов неотделима от самой материально-вещественной сущности оказываемой услуги.

Другой вид ресурсов текущего потребления выступает в форме самостоятельных благ, сопутствующих основной услуге (питание зрителей в театральном буфете, распространение в антрактах или перед началом представлений рекламной продукции, освещающей деятельность данного культурного учреждения, прокат театральных биноклей на период спектакля и т.п.). Как основные фонды, так и материальные ресурсы текущего потребления нуждаются в постоянном воспроизводстве и эффективном использовании.

2. Одним из важнейших показателей культурного потенциала являются кадровые или трудовые ресурсы.

Особый человеческий ресурс - персонал учреждения культуры представлен категорией работников, которым в силу их способностей, профессиональных знаний и умений, опыта и компетентности поручено осуществлять деятельность учреждений культуры и руководство ими.

В кадровом составе, занятом в сфере культуры, различаются:

  1. руководители, на которых возлагается организация, планирование, контроль и другие функции менеджмента во всей его полноте по линии административного подчинения;

  2. специалисты, осуществляющие функциональное руководство - выработку и реализацию решений по важнейшим направлениям содержания работы (художественный руководитель, главный режиссер, старший методист и т.п.);

  3. технический и младший обслуживающий персонал (секретари, машинистки, вахтеры и т.д.).

Численность работников культуры в последнее время подвержена определенным колебаниям, что вызывается самыми разнообразными обстоятельствами. Прежде всего, это связано с финансовыми проблемами, поскольку сфера культуры пока не является приоритетной в плане выделения бюджетных средств. Несмотря на большую социальную значимость конечных результатов труда работников культуры, уровень оплаты труда в этих организациях недостаточно высок.

Другая сторона этого вопроса - проблема квалификации работников культуры. Организационно-творческая работа в подавляющем большинстве случаев зависит от специалистов социально-культурной деятельности. Не может не тревожить некоторое снижение общего уровня квалификации работников сферы культуры за счет снижения профильных специалистов с высшим образованием, что негативно сказывается на качественном уровне проводимых культурно-массовых мероприятий. В повышении образовательного уровня работников культуры заключается один из существенных резервов в развитии культурной деятельности.

Ежегодно для сферы культуры выпускается до 60 тысяч специалистов, однако укомплектованность сферы специалистами с высшим и средним специальным образованием до сих пор не превышает 50%, причиной чего является высокая текучесть кадров, державшаяся до самого последнего времени на уровне 1/3.

В этом смысле замечание Г.М. Галуцкого (высказанное еще в девяностых годах) относительно того, что большинство выпускников специальных учебных заведений, профессионально подготовленных для работы в сфере культуры, занято в других отраслях народного хозяйства, а на их месте работают менее профессиональные люди, приобретает сегодня особую актуальность13.

Наряду с материальными ресурсами, базу культурной отрасли составляют и другие виды ресурсов.

3. К особому виду относят энергетические ресурсы, которые иногда рассматриваются как материальные элементы текущих затрат. Энергетические ресурсы представлены в сфере культуры электроэнергией, которая идет на освещение культурных объектов (зрительных и читальных залов, сцен, фойе и холлов, музейных экспозиций и т.п.), а также на отопление, приведение в действие оборудования и механизмов, установленных в театрах, клубах, музеях. Значительными являются потребности в электроэнергии при эксплуатации кино - и видеоаппаратуры, электромузыкальных инструментов, аттракционов. В целом же без электроэнергии организации социально-культурной сферы обходиться не могут. При этом, не имея собственных энергоносителей, этот вид ресурсов поставляют им на договорной основе энергоснабжающие организации.

4^ . Природные ресурсы также имеют значение в деятельности социально-культурной сферы. Особую важность они представляют для архитектурно-ландшафтных музеев, памятников природы, заповедников, музейных комплексов под открытым небом, туристско-экскурсионных, культурно-спортивных комплексов.

Земля является важнейшим фактором производства для учреждений культуры, созданных в виде заповедников, национальных и дендрологических парков. Данные природные ресурсы относятся к «землям особо охраняемых территорий и объектов» согласно ст. 95 Земельного кодекса РФ. К данным ресурсам относятся также земли рекреационного и историко-культурного назначения. В соответствии с Земельным Кодексом изъятие земель особо охраняемых территорий и не целевое их использование не допускается.

5. В рыночных условиях особую значимость для организаций социально-культурной сферы приобретают финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы и право на их расходование позволяют данным предприятиям организовывать социально-культурную деятельность, приобретать материальные ресурсы, рассчитываться с собственными работниками и сторонними организациями по своим обязательствам. Финансовые средства некоммерческих организаций социально-культурной сферы отличаются множественностью источников формирования; их структура и границы использования зависят от целого ряда факторов.

Основными источниками формирования финансовых ресурсов организаций социально-культурной сферы являются:

  1. бюджетные и иные поступления учредителей;

  2. доходы от платных форм деятельности;

  3. добровольные пожертвования, субсидии;

  4. другие доходы и поступления, в том числе доходы от предпринимательской деятельности14.

6. Сравнительно недавно, в связи с бурным развитием научно- технического прогресса стали выделять информационно - творческие ресурсы, которые во многом определяют специфику социально-культурной отрасли. Известно, что культурные учреждения выполняют наряду с другими задачами и информационную функцию, обеспечивают накопление, хранение и передачу научной, технической и творческой информации. Своеобразными хранилищами и передатчиками овеществленной научной информации являются библиотеки, музеи, методические центры. Театральные и концертные учреждения несут населению особую, эстетическую и эмоциональную информацию, воздействующую на духовный мир и психологическое состояние аудитории. И хотя информация, создаваемая на сцене в виде образов, песен, танца и т.д., может не добавить ее слушателям новых знаний об обществе, законах, протекающих в нем, темнее менее в зависимости от уровня творчества она оказывает более или менее сильное воздействие на духовное состояние человека, меняя его индивидуальный уровень культуры15.

По мнению Е.Н.Вороновой, для оценки информационно-творческих ресурсов культуры нельзя воспользоваться опытом, который накоплен в науке и промышленности16.

Методы количественной и качественной оценки информационно-творческих ресурсов пока еще не выработаны. Совершенно не изучено влияние фактора времени на информационно-творческие ресурсы, циркулирующие в сфере культуры. Нет подходов к оценке изменений, которые происходят с информационным потенциалом произведения под влиянием его «износа».

На уровне качественного подхода к оценке информационных ресурсов можно воспользоваться понятием «информационно-творческой мощности» учреждений культуры.

Для библиотек информационно-творческая мощность определяется количеством книг, журналов и других единиц материальных носителей информации, их познавательной ценностью (составом авторов, новизной научной и публицистической информации и т.п.). Для театрально-зрелищных предприятий - количеством исполнителей, художественным содержанием репертуара, исполнительским мастерством и силой таланта и обаяния. Для клубных учреждений информационно-творческая мощность определяется количеством работников, их профессиональной подготовленностью, работоспособностью. Для музеев - количеством экспонатов, их исторической, художественной ценностью, уникальностью и т.д.

Информационно-творческая мощность учреждений культуры является экономическим параметром, который оказывает большое влияние на эффективность общественного производства во всех сферах деятельности человека.

Информатизация культуры и искусства - объективный процесс, приводящий к появлению новых видов культурной продукции - информационных продуктов и услуг.

Создание новых информационных технологий, «индустрия информации» превратилось в самостоятельную подотрасль культурной сферы, в самостоятельный и прибыльный вид культурного бизнеса.

Информационные технологии приобретают особое значение в деятельности современных библиотек, поскольку позволяют автоматизировать справочно-библиографическое обслуживание и дают возможность международного информационного обмена.

Говоря о характеристике культурного потенциала, необходимо определить социально-экономическую эффективность, которую в свою очередь следует рассматривать с точки зрения ее влияния на важнейшие параметры социального и экономического развития общества в целом, а также как степень рациональности использования экономических ресурсов отдельных ее учреждений.

3. Заключение.


Таким образом, специфика социально-культурной сферы с точки зрения ее экономической характеристики проявляется, прежде всего, в особенностях ее ресурсного потенциала. Среди специфических особенностей ресурсов в сфере культуры можно отметить следующие:

1. Предметом труда в сфере культуры является человек, и этот фактор оказывает решающее воздействие на структуру и характер ресурсной базы отрасли. Так с одной стороны, в социально-культурной сфере в весьма ограниченном объеме представлен такой вид ресурсов, как сырье и основные материалы (10-12% всех затрат), в то время как в промышленности на них приходится более 60%.

С другой стороны, последние десятилетия характеризуют сферу культуры как сферу использования все более возрастающего объема материальных средств, необходимых как для создания результатов (продукта) непосредственно, так и используемых в процессе потребления этих результатов, что составляет неотъемлемую его часть (комфортность, использование современного оборудования в значительной степени определяют качество услуг или делают возможным оказание именно такой услуги).

2. Социально-культурную сферу характеризует сочетание высокой трудоемкости услуг с относительно малой фондо - и материалоемкостью (в 2,5 раза меньше, чем в промышленности). Результаты культурной деятельности могут существовать в самой деятельности создателя услуги, принимающей в рыночных условиях форму товара, либо в предметной форме, в создании которой затраты труда также значительны.

3.Трудовые (кадровые) ресурсы культурной отрасли отличаются более высоким уровнем профессиональной квалификации, причем по этому показателю сфера культуры намного превосходит другие отрасли хозяйственного механизма (в культуре каждый третий работник имеет высшее образование, в промышленности - каждый двенадцатый).

4.Спецификой труда в сфере культуры является и то, что особенности технологии социально-культурного обслуживания не позволяют замещать живой труд овеществленным. Поэтому среди затрат наиболее важная доля принадлежит затратам «живого труда» и средствам на его оплату.

5.Реализация и развитие многочисленных видов и форм культурно-досуговой деятельности возможны только в рамках досуговой культуры. Как в самостоятельной отрасли народного хозяйства, в сфере общественной организации досуга, продолжает действовать один из известных экономических законов: чем больше совокупный бюджет свободного времени, тем шире масштабы производства, обслуживающего досуг населения.

4. Список использованной литературы.
1. Воронова, Е. Н. Экономика культуры: Учебное пособие / Е. Н. Воронова. – Рязань: Узорочье, 2007.

2. Галуцкий, Г. М. Введение в экономику культуры // Основы экономических знаний для специалистов культуры. – Москва, 2001 – 318с.

3. Горушкина, С. Н. Управление культурными процессами // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2005. – №3.

4. Иванов Г. П. Экономика культуры: учеб. пособие для вузов / Г. П. Иванов, М. А. Шустров. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 184 с.

5. Игнатьева, Е. Л. О государственной поддержке благотворительности и спонсорства в культуре // Финансы. – 2000, № 3.

6. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников – М.: МГУКИ, 2004.

7. Морозова, Е. Я. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы / Е. Я. Морозова, Э. Д. Тихонова: учебное пособие. – СПб: Михайлова, 2002.

8. Сидорова В.С. Ресурсная база СКД: Учебно-методический комплекс – Тюмень, Издательство ТГАКиИ, 2007 – 98 с.

1 Сидорова В.С. Ресурсная база СКД: Учебно-методический комплекс – Тюмень, Издательство ТГАКиИ, 2007, с.12.

2Сидорова В.С. Ресурсная база СКД:Учебно-методический комплекс – Тюмень, Изд-во ТГАКиИ, 2007, с. 15-17.


3 Киселева Т. Г. Социально-культурная деятельность: учебник – М.: МГУКИ, 2004, с. 368–403.


4 Сидорова В.С. Ресурсная база СКД: Учебно-методический комплекс – Тюмень, Изд-во ТГАКиИ, 2007, с.22.


5 Галуцкий, Г.М. Введение в экономику культуры // Основы экономических знаний для специалистов культуры. – Москва, 2001, с.19

6 Сидорова В.С. Ресурсная база СКД: Учебно-методический комплекс – Тюмень, Изд-во ТГАКиИ, 2007, с.26.

7 Иванов Г. П. Экономика культуры: учеб. пособие для вузов / Г. П. Иванов, М. А. Шустров. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

8 Горушкина, С.Н. Управление культурными процессами //Справочник руководителя учреждения культуры. -2005.- №3, с.7.

9 Морозова, Е. Я. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы / Е. Я. Морозова, Э. Д. Тихонова: учебное пособие. – СПб: Михайлова, 2002, с. 32.

10 Иванов Г. П. Экономика культуры: учеб. пособие для вузов / Г. П. Иванов, М. А. Шустров. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

11 Воронова, Е. Н. Экономика культуры: Учебное пособие / Е. Н. Воронова. – Рязань: Узорочье, 2007.

12Галуцкий, Г. М. Введение в экономику культуры // Основы экономических знаний для специалистов культуры. – Москва, 2001.

13 Галуцкий, Г.М. Введение в экономику культуры // Основы экономических знаний для специалистов культуры. – М.: 2001.

14 Игнатьева, Е. Л. О государственной поддержке благотворительности и спонсорства в культуре // Финансы. - 2000, № 3, с. 48.

15 Сидорова В.С. Ресурсная база СКД: Учебно-методический комплекс – Тюмень, Издательство ТГАКиИ, 2007, с. 32-34.

16 Воронова, Е. Н. Экономика культуры: Учебное пособие / Е. Н. Воронова. – Рязань: Узорочье, 2007.






Скачать файл (100 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru