Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Программа тренинга лидерства - файл 1.doc


Программа тренинга лидерства
скачать (89.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc90kb.18.12.2011 05:18скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ


ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М.А. Шолохова

Кафедра практической психологии




Контрольная работа

по тренингу лидерства



Выполнила:

Студентка 6/3 курса

6 группа з/о (укп)
Проверил:




Москва


2007 г
Программа тренинга лидерства

Введение
Быть лидером.

Для одних в этом словосочетании заключена вся сладость обладания властью, влияния на людей, ощущения безграничности возможностей, несуществующих – потому что все по силам – границ… Некая сверхчеловеческая, гипнотическая, сверхсильная чудесная способность чувствовать себя не «ветошкой», а «право имеющим»…

Быть лидером… Для тысяч эти два слова связаны с липким страхом ответственности за что-то или за кого-то, с бессонницей, истерическим ожиданием того, что кто-то призовет к ответу, заставит вести за собой, руководить, соответствовать, когда не возможно отсидеться в стороне, отшутиться, не взяться за этот пресловутый гуж, будь он неладен!..

Быть лидером… Несомненно для многих это – ежедневная и ежечасная реальность, способ существования. Это энергия и радость от того, что ты не только признан, но и востребован, не только готов принимать решения, но и знаешь, как это делать. Он впереди, он занят проблемами – не только своими, но и тех, кто рядом, кто доверяет ему, лидеру, право быть первопроходцем. Такой ни в коем случае не воспринимает себя «фраером» и на вопрос «Тебе что, больше других надо?» однозначно и внятно дает положительный ответ.

Быть лидером – это и радость, и груз ответственности, и десятки дилемм, требующих решения, и умение не только ладить с людьми, но и хранить верность принципам. Это высокий энергетизм, это умение планировать, знание тактики и выбор стратегии, это четкость и целеустремленность, харизматичность и сила воли, умение прощать другим и требовать от себя по гамбургскому счету…

Быть лидером – значит научится быть им, ведь лидерами не рождаются. Природные предпосылки ума, характера, влияние окружения – только стартовая площадка для разбега. В остальном этот марафон предполагает долгое дыхание и недюжинные моральные и физические силы для тренировок, которые приведут в итоге к достижению поставленной цели.

В течение всей жизни мы можем наблюдать лидеров успешных и не очень. Лидеров по духу, по стилю жизни и тех, кто поставлен быть лидером. Обладающий полномочиями еще не лидер. Роль его порой совсем незавидна: руководить кем-то и бояться, что кто-то выкрикнет из толпы: «А король-то голый!»

В то же время истинный, путь даже не определенный формально, лидер – человек счастливый. Успех в руководстве группой, умение эффективно общаться с партнерами дают ему постоянное подтверждение признания. Это замечательная награда – эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение, чувство успеха, уверенность в собственных силах…

В той или иной степени мы попробуем разобраться с дилеммами власти и подчинения, умения добиваться поставленной задачи, руководить, а не «руками водить», быть понятными в ходе нашей эффективной коммуникации, готовыми к ведению переговоров, быть эффективными в решении разнообразных конфликтов. Проверить свои возможности и способности можно уже в ходе тренинга. В этом суть того, чем мы собираемся заниматься – процессом опытного научения.

Одной из обязанностей ведущего является помочь участникам научиться работать в группе, а не компании разрозненных индивидов.

Целью данного тренинга является:

  • формирование навыков саморегуляции;

  • развитие коммуникативной компетентности;

  • развитие уверенности в себе;

  • формирование толерантности к себе и окружающим;

  • формирование навыков социальной перцепции;

  • развитие навыков разрешения конфликтов;

  • развитие креативности, творческого потенциала участников;

  • обучить умению распознавать характер ситуации;

  • освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства;

  • развить лидерские качества в членах команды, проверить их готовность взять на себя ответственность за решение задачи.

Задачами тренинга являются:

  • овладение социально-психологическими знаниями;

  • развитие способности познания себя и других людей;

  • повышение представлений о собственной значимости, ценности;

  • развитие навыков необходимых лидерам (коммуникативных, навыков разрешения конфликтов, саморегуляции…);

Аудитория: тренинг рассчитан для менеджеров среднего звена автосалонов: Ауди Центр Юг, МКАД 47 км, Волоколамка, Рено.

Длительность: тренинг рассчитан на 3 дня по 6 часов, включая обед и 10-минутные перерывы между 1 и 2 этапами.
1 День.

Цель – создание благоприятных условий для работы в группе, первичное освоение приемов самоанализа, самодиагностики и способов самораскрытия. Формирование интереса и мотивации к посещению дальнейших занятий.

^ 1 Этап. Знакомство и обсуждение правил тренинга (Начальный этап).

Обсуждение правил тренинга:

  1. Конфиденциальность (не разглашение) т.е. все что было на тренинге остается внутри группы и не выносится за ее пределы.

  2. Искренность.

  3. Правило времени (приходим вовремя, не опаздываем, заканчиваем по команде ведущего).

  4. Правило «СТОП» (останавливаемся по требованию ведущего).

  5. Правило «Активное участие в группе».

  6. Правило «Добровольного участия».

  7. Правило «Общение на «ТЫ» или по имени».

  8. Правило «Ненасилия» (никогда не бить).

Знакомство

Цель: знакомство участников друг с другом.

Время выполнения: 40-60 минут.

Упражнение «Баранья голова».

Инструкция: Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется шикарная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, - скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались Леночка или Ленуля. Некоторым по душе, если их называют по отчеству без имени – Петрович, Михалыч… А кто-то в тайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы – и ведущие тоже – в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.

Через 30 секунд:

- А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы и прочно запомнить все игровые имена. Наше представление будет организовано так: первый участник называет свое имя, второй имя предыдущего и свое, третий – имена двух предыдущих и свое и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Записывать имена нельзя – только запоминать. Эта процедура называется «Баранья голова». Почему? Если вы, называя своих партнеров, забыли чье-то имя, то произносите «баранья голова» - конечно, имея в виду себя, а не того, кого забыли. Дополнительное условие – называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза.

Завершение: Обсуждение мыслей и чувств участников.

Упражнение «Взаимные презентации»

Инструкция: Сейчас мы разобьемся на пары. Дается десять минут на то, чтобы вы рассказали друг другу о себе как можно подробнее – ведь вам предстоит представлять своего партнера группе. Постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Хотелось бы, чтобы вы отразили в самопрезентации следующие самые важные вопросы:

чего я жду от работы в тренинге;

что я ценю в самом себе;

предмет моей гордости;

что я умею делать лучше всего.

Процедура: После этого организуется работа в парах. Если в группе незнакомые люди, то в этой игре можно предоставить участникам самим выбрать себе партнера. Спустя десять минут ведущий дает дополнительные инструкции:

- Презентации будут происходить следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий будет говорить от лица сидящего, называя себя именем своего партнера. В течение одной минуты – строго одной минуты, не больше и не меньше! – стоящий говорит, играя роль сидящего. Ровно через минуту я прерву монолог; если кто-то закончит раньше, мы будем молчать, пока не истечет отведенная на выступление минута. Таким образом, ваша задача – построить свою презентацию так, чтобы они длилась точно 1 минуту. После этого любой член группы – и я в том числе – имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Понятно, что вы можете и не знать истинного ответа на заданный вопрос, поэтому вам нужно понять, почувствовать, как ответил бы ваш партнер. Кстати, тот кого презентуют, не может вмешиваться и вынужден будет все время молчать.

Завершение: обсуждение чувств и мыслей участников. При этом важно уделить внимание трем аспектам – способности учитывать время при презентации, способности верно и сжато передавать полученные от партнера сведения о нем и способности «вчувствоваться» в другого человека настолько, чтобы домыслить недостающую информацию. Можно использовать следующие вопросы:

  • Оцени успешность твоей презентации своего партнера;

  • Что ты чувствовал, когда твой партнер не сумел уложиться в отведенное время (замолчал раньше, чем закончилась минута)?

  • Удалось ли твоему партнеру верно изложить сведения о тебе?

  • Получилось ли у твоего партнера стать твоим двойником?

  • Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени?

2 Этап (основная часть работы).

Это часть, где проводятся упражнения, направленные на достижение первоначально поставленной цели тренинга.

Упражнение «Рефрейминг»

Цели:

  • освоить на практике методику рефрейминга;

  • помочь участникам тренинга преодолеть внутренние барьеры, страх и неуверенность перед другими людьми;

  • продемонстрировать на практике различия, присущие подходу людей к одной и той же проблеме, рассмотреть существующие методы и подходы к ее разрешению;

  • развивать эмпатические способности участников тренинга как лидеров.

Ресурсы: предоставить участникам упражнения листы ватмана, краски, карандаши, фломастеры, куски цветной ткани, парики и другие элементарные театральные атрибуты.

Время: до 90 минут.

Ход упражнения: Речь пойдет об использовании рефрейминга для изменения негативной самооценки на позитивную. Разбиваем группу на пары. В каждой паре просим партнеров в течение 10 минут обменяться друг с другом информацией о себе так, чтобы в фокусе разговора оказалась какая-либо черта характера или привычка, которая самим человеком воспринимается как нечто негативное, мешающее. Затем в течение 20 минут каждому из участников пары необходимо будет приготовить свой взгляд на это качество, с тем, чтобы представить его с положительной стороны. Например, медлительность воспринимается как вдумчивость и умение неспешно, основательно осваивать жизненный материал…

На следующем этапе методика рефрейминга должна быть оформлена в некий жанр: переосмысление качества представляется остальной группе в виде песни, театральной сценки, монолога, рисунка, комикса и т.д. – в форме, которая максимально отражает переосмысленное качество. Чем убедительнее будет рефрейминговый перевертыш, чем эмпатичнее задание будет по отношению к партнеру, тем успешнее результат упражнения.

Завершение: обсуждение упражнения. Обращение к героям рефрейминговых перевертышей с вопросом, насколько новым показался им увиденный взгляд на проблему. Задумывались ли они прежде о подобных возможностях самооценки? Как они относятся к приобретенному опыту? Чем понравилось задание? В чем оно показалось сложным?

Упражнение «Круг и Я»

Цели:

  • дать возможность участникам тренинга проявить лидерские качества;

  • обучить умению распознавать характер ситуации, действовать адекватно существующим условиям;

  • поупражняться в способности убеждать как в навыке, необходимом для лидера;

  • изучить влияние соперничества на групповое взаимодействие.

Время: 30-60 минут.

Ход упражнения: Для этого упражнения потребуется смельчак-доброволец, готовый первым вступить в игру. Участники образуют тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного героя. Ему дается три минуты, чтобы силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться) хитростью убедить круг и отдельных его представителей впустить его в центр.

Наш герой отходит от круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спинами, сжавшись в тесный и сплоченный круг, взявшись за руки…

Начали!

Спасибо за смелость. Кто следующий готов померяться с кругом интеллектуальными и физическими силами? На старт. Начали!

Завершение. В конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения игроков. Как они вели себя здесь, а как в обычных житейских условиях? Есть ли разница между смоделированным и реальным поведением? Если да/нет, то почему?

А теперь снова вернемся к упражнению, немного изменив задачу. Каждый, кто решится сыграть против круга, обязан будет избрать и продемонстрировать абсолютно не свойственную ему стратегию поведения. Мы ведь в театре, вот и потребуется стеснительному сыграть роль самоуверенного, даже нагловатого, гордому – «бить на жалость», а тому, кто привык к агрессивному поведению, убеждать круг тихо и абсолютно интеллигентно… Попытайтесь максимально вжиться в новую роль.

Завершение: обсуждение упражнения. Легко ли играть по чужому сценарию? Что дает нам вхождение в роль, в поведенческий стереотип другого человека? Что нового я открыл в себе, в товарищах?
3 Этап (Завершение).

Цель: подведение итогов тренинга. Ведущий задает вопросы:

  • С чем вы сегодня уходите?

  • Какие упражнения понравились больше всего? Какие не понравились?

  • Было ли сложно участвовать в каких-то упражнениях? В каких?

Мотивируем участников на следующий день.

^ Ритуал прощания:

«Спасибо всем за сегодняшний день!»
2 День.

1 Этап

Ритуал приветствия.

Цель: установить контакт с участниками тренинга и создать положительную мотивацию к предстоящим занятиям (упражнениям).

Участники встают в круг, затем кладут руки на плечи друг друга, приветливо смотрят друг на друга и здороваются.

На первом этапе необходимо вспомнить и обсудить правила тренинга.

Упражнение «Надувная кукла».

Цель: преодоление скованности и напряженности участников группы, тренировка мышечного расслабления.

Ход упражнения: Ведущий играет роль «насоса»: он делает движения руками, имитирующие работу насоса, и издает характерные звуки. Участники группы сначала расслаблено сидят в креслах, голова опущена, руки вяло висят вдоль тела. С каждым движением насоса резиновые куклы начинают надуваться: участники распрямляются, поднимают голову, напрягают руки и в конце концов встают в полный рост, раскинув руки и расставив ноги. Через несколько секунд ведущий выдергивает затычку у куклы, и игроки с шипением («ш-ш-ш») расслабляются и постепенно опускаются на корточки. Игру можно повторить два-три раза.

Обсуждения игра не требует.

^ 2 Этап (Основная часть)

Упражнение «Стили лидерства»

Цели:

  • освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства;

  • потренироваться в определении четких признаков лидерского поведения, осознании лидерских качеств;

  • попрактиковаться в совместной работе над групповой задачей, анализируя влияние на результат разнообразных стилей руководства;

  • продемонстрировать на практике различия, присущие подходу различных типов лидеров к решению задачи и исполнению своих лидерских функций, а также влиянию позиции лидера на результат групповой деятельности.

Ресурсы: не требуются.

Время: до 1,5 часа.

Ход упражнения: Во-первых, просим участников тренинга сесть поудобнее, сосредоточится и представить себе, как бы они продолжили предложение «Когда я думаю о лидере, то представляю себе…» Кого рисует память? Чья личность приходит на ум? Давайте обменяемся результатами: расскажем товарищам о лидерах, образы которых мы представили себе. Каковы наиболее яркие черты этих личностей?

Кто такой лидер? Считаете ли вы правильным следующее определение: «Лидер – тот, кто стоит во главе группы, кто определяет основные направления ее деятельности и влияет на поведение ее членов»?

Что бы вы могли добавить/изменить в предложенной формулировке?

Различают лидеров формальных и неформальных. Кто он, ваш лидер?

Лидеры могут быть двух типов: деловой лидер (побуждает группу работать ради достижения целей) и социоэмоциональный (в совместной деятельности озабочен тем, как при решении групповой задачи учитываются личные и общественные потребности членов команды). К какому из двух (или – к смешанному) типов относится личность, загаданная вами?

Каков стиль лидерства у личностей, о которых вы рассказали, - демократический, авторитарный, попустительский?

^ Второй этап.

Делим группу на три подгруппы, в каждой просим выбрать одного представителя группы. После того как выборы завершены, соглашаемся с кандидатом первой подгруппы и определяем для него роль лидера, работающего в демократическом стиле. Соглашаемся также с кандидатурой лидера второй группы. У него стиль лидерства определяем как попустительский. А решение третьей подгруппы не утверждаем. Тренер сам назначает подгруппе лидера-автократа, склонного к авторитарному, диктаторскому стилю руководства. Затем объявляем групповое задание (одинаковое для всех групп-участниц): связать как можно более длинную цепочку из шнурков от обуви участников подгруппы. На эту работу группам дается пять минут.

Завершение.

Прежде всего проверяем, какая группа лучше других справилась с задачей, какая – на втором, а какая на третьем месте?

Обсуждаем ход игры. Как группа реагировала на демократического/попустительствующего/авторитарного лидера?

Как и в чем проявлялась роль лидера подгруппы?

Какой тип и стиль лидерства предпочтительнее, на ваш взгляд? Каков оптимальный стиль лидерства предполагает ситуация бытовой ссоры между супругами? Роли:

  • капитана корабля, терпящего крушение в океане?

  • лидера студенческой тусовки в ходе подготовки к фестивалю?

  • директора школы, поставленного в кризисную ситуацию из-за текучести кадров?

  • учителя в ходе экспериментов, связанных с электроприборами?

  • руководителя литературной студии при отборе и обсуждении рассказов, которые войдут в следующий выпуск альманаха?

На чем основывался ваш выбор в каждом конкретном случае?

Упражнение «Гений маркетинга»

Цели:

  • поупражняться в способности убеждать как в лидерском навыке;

  • развить творческое мышление участников тренинга, их умение расширять поле проблемы и видеть многообразие подходов к решению задачи;

  • помочь участникам группы разобраться в себе и понять природу своих лидерских качеств;

  • потренироваться в переговорном процессе.

Время: 30-40 минут.

Ход упражнения: Ведущий может принести на эту игру непрозрачный мешок, в который будут помещены разные предметы (или определенный ассортимент, который связан с личными или профессиональными особенностями или задачами участников).

Каждый участник достает из мешка один из предметов. Задание: в течение 15 минут продать группе этот предмет, представив максимум, но не менее пяти, реальных достоинств товара наиболее эффективным способом.

Завершение

  • Чему научила эта игра?

  • Чей опыт продаж показался вам наиболее успешным?

  • Кому из коллег вы предложили бы поменять стратегию маркетинга и почему?

  • Чьи идеи вам наиболее запомнились и почему?

3 Этап (Завершение).

Цель: подведение итогов тренинга. Ведущий задает вопросы:

  • С чем вы сегодня уходите?

  • Какие упражнения понравились больше всего? Какие не понравились?

  • Было ли сложно участвовать в каких-то упражнениях? В каких?

Мотивируем участников на следующий день.

^ Ритуал прощания:

«Спасибо всем за сегодняшний день!»

3 День.

Цель: анализ своих личностных качеств, отработка навыков преодоления препятствия на пути к достижению целей.

1 Этап.

Время: 30-40 минут.

Ритуал приветствия.

Цель: установить контакт с участниками тренинга и создать положительную мотивацию к предстоящим занятиям (упражнениям).

Участники встают в круг, затем кладут руки на плечи друг друга, приветливо смотрят друг на друга и здороваются.

Упражнение «Спутанные цепочки».

Цель: преодоление скованности и напряженности участников группы, тренировка мышечного расслабления.

Ход упражнения:

Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединится и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук. Чтобы не происходило вывихов рук в суставах, разрешается «проворачивание шарниров» - изменение положения кистей без расцепления рук. В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Завершение:

Обсуждение упражнения:

  • Понравилось ли вам упражнение?

  • Был ли вам приятен телесный контакт?

  • Что вам дало данное упражнение?

  • Какие впечатления вынесли участники? Чем вы хотите поделится друг с другом?

  • Кто был выдвинут группой в качестве лидера или стал лидером самопровозглашенным? Как относилась группа к этому явлению?

2 Этап (Основная часть).

Упражнение «Круиз».

Цели:

  • способствовать мобилизации внимания участников в решении групповой задачи;

  • интегрировать группу за счет осознания коллективной ответственности и включенности в совместную деятельность;

  • потренироваться в выработке совместной стратегии и тактики успеха;

  • развить лидерские качества в членах команды, проверить их готовность взять на себя ответственность за решение задачи, способность эффективно работать и общаться с партнерами по команде.

Ресурсы: флип-чарт, маркеры, бумага для записи, ручки, путеводители и проспекты туристических фирм, большая карта мира.

Время: 1,5 часа.

Ход упражнения:

Ведущий сообщает группе, что за прекрасные результаты, которые она показала в ходе тренинга, команда награждена 30-дневным круизом.

Туристические компании и агентства предлагают свои проспекты. Каждому участнику команды нужно только составить маршрут захватывающего путешествия. Эта индивидуальная работа длится 15-20 минут.

Следующий этап подготовки к путешествию – выработке маршрута, удовлетворяющего интересы и потребности всех членов команды. Материальные затраты могут не волновать игроков – «За все уплачено!» Но маршрут должен быть составлен быстро (с указанием сроков пребывания в каждом порту). Продажа путевок заканчивается через 40 минут! К закрытию офиса туристической фирмы ее директору (ведущий) должно быть предоставлено подробное описание маршрута.

Еще одно замечание: так как заказ групповой, то он предусматривает 100% согласие всех путешественников с программой круиза.

Завершение

  • Что вы чувствовали, познакомившись с условиями игры?

  • Какой этап обсуждения задачи показался вам наиболее важным?

  • Как происходил процесс обсуждения и принятия решений?

  • Как осуществлялось руководство группой?

  • Насколько тип лидерства был эффективен для конкретной задачи и конкретной группы?

  • Учитывалось ли особое мнение?

  • Было ли групповое обсуждение демократичным?

  • Что повлияло на результат игры?

  • Что каждый вынес для себя из участия в игре?

  • После того как игра закончилась, осталось или у вас желание провести совместное 30-дневное путешествие? Кого бы вы не взяли с собой и почему?

Упражнение «Личный багаж».

Цели:

  • развить способности составления психологического портрета человека;

  • помочь членам группы разобраться в себе, преодолеть внутренние барьеры, неуверенность, скованность.

Ресурсы: бумага и ручки для всех игроков.

Время: в зависимости от количества участников.

Ход упражнения:

Группа уже немало времени провела вместе. Вы познакомились, узнали друг друга. Сейчас мы попробуем определить, насколько хорошо вы стали понимать товарищей, их личные качества. Представьте, что вскоре вам предстоит расстаться, и каждый готовит в дорогу свой рюкзак. Это его личный багаж.

Мы будем собирать рюкзак вместе. При этом договоримся класть в него не вещи, а личные качества товарища. Поровну: те, которые мы в нем полюбили, и те, которые, как нам кажется, могут ему в жизни помешать. Что положит в рюкзак товарища группа?

Есть у этой игры еще несколько правил.

Первое: мы кладем в рюкзак только те качества, свидетелями проявления которых мы стали во время совместной работы.

Второе: мы не можем положить в рюкзак качество характера, за которое не проголосовала вся группа. Даже один человек из вас обладает правом вето. Группе придется переубедить его, иначе спорное качество так и не попадет в багаж вашего товарища.

Примечание: для каждого участника, которому группа помогла собрать личный багаж, составляем итоговый список, указываем дату и ставим подписи членов группы. Этот лист торжественно вручаем собранному в дорогу игроку.

Завершение:

  • Что вам понравилось в игре?

  • Что заставило задуматься над тем, как воспринимает вас группа? Какие вещи, данные вам в дорогу группой, явились для вас неожиданностью?

  • Согласны ли вы с тем багажом, которым группа снарядила вас? Может быть, вы не готовы или не хотите прислушаться к мнению группы? Что из багажа вы хотели бы все же оставить?

^ 3 Этап (Завершение).

Цель: подведение итогов тренинга (высказывания участников по кругу о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы, пожелания и предложения ведущему).

Ведущий задает вопросы:

  • С чем вы сегодня уходите?

  • Какие упражнения понравились больше всего? Какие не понравились?

  • Было ли сложно участвовать в каких-то упражнениях? В каких?

  • Понравился ли тренинг в целом?

Ритуал прощания:

«Спасибо всем за сегодняшний день!»

Аплодисменты.


Список литературы:


  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: «Ось-89», 2005. – 256 с.

  2. Кипнис М. Тренинг лидерства. – 2-е изд. – М.: Ось-89, 2006. – 144 с.

  3. Фопель К. Уверенное управление. Тренинг, коучинг, саморазвитие. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2004. – 122 с.



Скачать файл (89.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru