Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Учебное пособие Теоретические основы и методика формирования и развития физической культуры личности школьника - файл 1.doc


Учебное пособие Теоретические основы и методика формирования и развития физической культуры личности школьника
скачать (385.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc386kb.18.12.2011 05:25скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Теоретические основы и методика формирования и развития физической культуры личности школьника
Содержание:


  1. Актуальные проблемы формирования и развития физической культуры личности школьника.

  2. Нормативные документы по совершенствованию педагогического процесса предмета «Физическая культура».

  3. Проектирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре.

  4. Урок как основная форма организации дидактических процессов.

  5. Современные формы организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с учащимися.




  1. Актуальные проблемы формирования и развития физической культуры личности школьника.


Переход от индустриального общества 20 века к информационному 21 века, сопровождается пересмотром содержания образования, которое отражает состояние общества. При этом, образование рассматривается как социальный институт, формирующий и развивающий личность во всех её характерологических аспектах. Успешность этого процесса обусловлена различными факторами и условиями существования общества, такими как экономические, политические, социальные, культурные и многие другие.

Наиболее тесным, значимым фактором, по результатам научно-педагогических исследований, является связь образования и культуры. В связи с этим принцип «культуросообразности» обучения школьников физической культуре в целостной системе образования личности актуален. При этом образование рассматривается «как социальный институт с функцией… культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека в обществе.

Как полагал Я.А. Каменский, учиться можно легко, только «идя по стопам природы», в соответствии, с чем и были сформулированы основные постулаты обучения, отражающие принципиальные законы природы и человека как её части. В современных условиях этот постулат приобретает новое звучание потому, что биологические характеристики личности служат основой его социального благополучия. Вместе с тем остается много нерешенных проблем, связанных с реализацией принципов «культуросообразности» и «природосообразности» в их единстве в образовательном процессе.

В переводе с латинского языка «культура» - это возделывание, обработка, уход, улучшение. Один из основоположников культурологии немецкий философ И.Г. Гердер определил культуру как «уровень человечности» и «второе рождение человека», т.к, действительно, изначально от рождения человек не имеет того, что он получает в процессе образования, воспитания и что в дальнейшем позволяет нам характеризовать его как личность, представителя той или иной культуры.

«Правомерно понимание культуры как особого, специфического способа человеческой деятельности, единства многообразия исторически выработанных форм деятельности, отражающей степень «очеловечения» природы и меру саморазвития человека» (А.И. Арнольдов «Введение в культурологию»). Данное понятие дает возможность рассматривать культуру как способ жизнедеятельности, который позволяет повысить эффективность образовательного процесса, но только при условии осуществления деятельностного подхода к нему.

Поскольку культура противостоит некультурности, варварству, дикости, то понятие «культура» характеризует и меру образованности, и степень овладения той деятельностью, о культуре которой идет речь. Нелишне заметить, что уровень культуры личности определяется не только тем, что она есть сегодня, но и тем, к чему она стремится в будущем.

В связи с этим актуальным является понятие типа культуры и положение, что само определение типа культуры может быть соотнесено с характером обучения, образования. М. Мид по этому основанию выделяет три типа культуры.

1. ^ Постфигуративный тип культуры – это такая культура, в которой взрослые не могут вообразить себе никаких перемен и потому передают своим потомкам лишь чувство неизменной «преемственности жизни», прожитое взрослыми – это «схема будущего для их детей». Для сохранения такой культуры особенно важны воплощающие её старики. Этот тип культуры тысячелетия характеризовал человеческие сообщества вплоть до начала цивилизации. Постфигуративная культура предполагает и соответствующие методы обучения детей, основывающиеся на следовании того, что уже было.

Ключевыми особенностями постфигуративной культуры являются «отсутствие сомнений и осознанности», что служит основанием живучести и неистребимости её проявления и в настоящее время. Следы этого типа культуры проявляются и в образовании – в его содержании, методах и организации.

2. ^ Кофигуративный тип культуры предполагает, что и дети, и взрослые учатся у сверстников. «Это культура, в которой преобладающей моделью поведения для людей оказывается поведение их современников.. Однако этот тип культуры включанет в себя постфигуративную культуру в смысле следования старшим в нормах, поведении и т.д. В чистом виде кофигуративная культура может проявляться в сообществе, которое остается без старших. «Это общество, в котором отсутствуют деды и бабки», характеризуется кризисом постфигуративной культуры. По М. Мид нуклеарная семья (родители – дети) более адаптирована к условиям кофигуративной культуры, когда характер образования определяют не родители, а учителя и сверстники. М. Мид полагает, что это – американская модель (образование воспитывает представителей новой культуры и людей нового века) и эта модель является абсолютной, объясняющей разрыв между поколениями. Однако именно образование в Европе и России свидетельствует о том, что данная модель не абсолютна, что образование – это форма не разрыва, а сохранения и объединения двух типов культур и проявляется она в новой организации образования, в частности в формировании педагогики сотрудничества между поколениями.

3.^ Префигуративная культура, «где взрослые учатся также у своих детей», отражает то время, в котором мы живем. Это культура, которую предвидят, это мир, который будет. Образование и должно подготовить детей к новому, сохраняя и преемствуя то ценное, что было в прошлом, ибо связь поколений есть история цивилизации. Подчеркивая связь культуры с общественно-политическим устройством общества, А.Г. Асмолов вводит понятия «культуры полезности» и «культуры достоинства». Культура полезности имеет единственную цель – воспроизводство самой себя без каких-либо изменений… в ней: урезается время, отводимое на детство, старость не обладает ценностью, а образованию отводится роль социального сироты, которого терпят постольку, поскольку приходится тратить время на дрессуру, подготовку человека к исполнению полезных служебных функций. Есть некоторая аналогия культуры полезности с постфигуративной культурой в плане её стремления сохранять себя без изменения, однако существенно различается отношение к старшим как носителям этой культуры в её ориентации на полезность. Существенный интерес представляет новый тип культуры, ориентированной на достоинство. В такой культуре ведущей ценностью является ценность личности человека, независимо от того, можно ли что-либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет. Очевидно, что культура достоинства требует новой парадигмы образования – образования, ориентированного на воспитание чувства собственного достоинства человека, чувства свободы, профессиональной и общеобразовательной компетентности. Это требует коренного изменения содержания и организационных форм всей образовательной системы и в том числе, педагогической системы предмета «Физическая культура».

Очевидно, что разные подходы к проблеме внутренней связи культуры (её типов, парадигм, тенденций) и образования вскрывают накопившиеся в истории цивилизации противоречия между сложившимся «образовательным» стереотипом общественного сознания и накапливаемыми человечеством знаниями о ребенке, детстве и его мире.

^ Физическая культура – это особая, самостоятельная область культуры, которая возникла и развивалась одновременно с общечеловеческой культурой и является её органической частью.

К настоящему времени сложился широкий комплекс научных дисциплин, изучающих эту область культуры, её компоненты и связанные с ней явления. Это сказалось и на трактовке понятия. Физическая культурасоставная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности (Федеральный закон о физической культуре и спорте).

Вместе с тем, ни для кого не секрет, что на предшествующем историческом этапе физическая культура, рассматривалась в обществе преимущественно с позиции физического воспитания, т.е. педагогического процесса, направленного на формирование двигательных действий и воспитания физических качеств (совершенствование биологической природы) человека. Развиваясь в рамках заданности этой системы, физическая культура «теряла» свои социокультурные формы и функции и представала в сознании человека в виде процесса физической подготовки. Отсюда вытекает, что целенаправленное развитие «биологической природы» учащихся отождествляется в теории и методике физической культуры с процессом формирования их личности.

Несмотря на то, что в учебных планах общеобразовательных школ представлена дисциплина «физическая культура», учебный процесс осуществляется по программам физического воспитания. Как следствие этого, вместо предмета физической культуры, в основании которого лежит деятельность человека по преобразованию и совершенствованию собственной физической природы, закладывается содержание педагогического процесса по целенаправленной «подгонке» физических кондиций школьников под соответствующие заданные образцы (нормативы) показателей воспитания физических качеств.

Подобная трансформация физической культуры из феномена целостного развития личности в одно из средств его физической подготовки обозначила сегодня проблему содержательного наполнения государственного стандарта образования по физической культуре, возможности полноценной реализации его целевой установки в условиях модернизации отечественной школы.

Реформы образования закрепили образовательную направленность школьной физической культуры. Учебно-воспитательный процесс по физической культуре связан с комплексным воздействием на морфофункциональную сферу, состояние здоровья и психику учащихся. Содержание и средства обучения, характер дидактического взаимодействия педагога и учащихся весьма специфичны. Соответственно повысились требования к уровню подготовки учителя физической культуры, особенно в отношении его дидактической компетентности.

Реформирование физкультурного образования школьников обусловило возникновение новой учебной дисциплины в системе высшего профессионального образования «Теория и методика преподавания предмета «Физическая культура». Данная дисциплина позволяет радикально повысить результативность учебно-воспитательного процесса по физической культуре в учреждениях общего образования в соответствии с современными требованиями.

Итак, теория и методика обучения предмету «Физическая культура» составляет совокупность знаний частной дидактики и методики преподавания данной дисциплины; представляет собой общий курс, интегрирующий образование, воспитание и развитие учащихся на уроках физической культуры в целостный педагогический процесс.

^ Учебный предмет «Физическая культура» - это педагогически адаптированная часть базовой физической культуры, ориентированная на обеспечение общего среднего физкультурного образования школьников.

Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающейся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1).

^ Общее физкультурное образование рассматривается как процесс и результат учебно-воспитательной работы по предмету «Физическая культура», ориентированные на передачу и системное усвоение опыта предыдущих поколений по использованию физической культуры в оздоровительно-рекреационном, атлетическом, воспитательном и иных аспектах с ориентацией на формирование физической культуры личности школьников (цель предмета «Физическая культура» на современном этапе образования).

^ Физическая культура личности – качественное системное свойство человека, проявляющееся в единстве физического, психического и нравственного здоровья, знаниях и умениях организовывать занятия физическими упражнениями, ведения здорового образа жизни, содействующего оптимизации работоспособности и повышению творческого долголетия (Концепция структуры и содержания образования по физической культуре).

Цель предмета «Физическая культура»: формирование физической культуры личности определяет и образ будущего результата.

Основными показателями физической культуры как свойства и характеристики отдельного человека являются следующие:

  • забота человека о поддержании в норме и совершенствовании своего физического состояния, различных его параметров (здоровье, телосложение, физические качества и двигательные способности);

  • наличие знаний о средствах достижения этой цели, умений эффективно применять их на практике;

  • реализация на практике идеалов, норм, образцов поведения, связанные с заботой о теле и физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методах их применения;

  • готовность оказать помощь другим в их оздоровлении, физическом совершенствовании и наличии для этого соответствующих знаний, умений и навыков.

Физкультурное образование базируется на соответствующей педагогической технологии. Педагогическая система предмета «Физическая культура» понимается как упорядоченная самоуправляемая целостность ограниченного множества динамично взаимодействующих элементов, функционирование которой ориентированно на достижение цели учебной дисциплины.

Из вышеизложенного можно сделать выводы о наличии существующих противоречий:

  • между наличием теоретической разработки педагогической системы предмета «Физическая культура» и отсутствием необходимых для её реализации профессиональных умений педагогов;

  • между необходимой психологической готовностью субъектов образовательного процесса и истинной позицией учителя, учащихся и родителей на сегодняшний день.

Вопросы и задания для творческого саморазвития


    1. В чем Вы видите разницу между понятиями «физическая культура» и «физическое воспитание»?

    2. Сформируйте две группы показателей результативности учебно-воспитательных процессов по предмету «Физическая культура», в основании которых заложены понятия «физическое воспитание» и «физическая культура». Какая группа, на Ваш взгляд, будет соответствовать современным требованиям качества физкультурного образования учащихся?

    3. Используя тест № 1, исследуйте уровень своей готовности к повышению качества образования школьников.

    4. Назовите показатели результативности учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» в Вашем образовательном учреждении и сравните их с современными требованиями качества физкультурного образования учащихся?

    5. Сформулируйте проблемы, которые на Ваш взгляд препятствуют формированию и развитию физической культуры личности учащихся на современном этапе развития образования.



  1. ^ Нормативные документы по совершенствованию педагогического процесса предмета «Физическая культура».


Для реализации цели предмета «Физическая культура» и достижения качества современного физкультурного образования Министерством образования Российской Федерации разработаны нормативные документы по совершенствованию педагогического процесса предмета «Физическая культура».
2.1. Концептуальные основания структуры и содержания образования школьников в области физической культуры

К 80-м гг. ХХ столетия стала очевидной необходимость радикального обновления учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура». К этому времени стабилизировалась и обстановка в области теории и практики образования в плане демократизации управления данным аспектом жизни общества и государства. В печати появились публикации, в которых содержались системы взглядов по улучшению преподавания физической культуры в школе. Многие разработки носили концептуальный характер.

Концепция – система взглядов, определенный способ понимания, трактовки явлений, процессов, определенная точка зрения на совокупность явлений, руководящая идея для их систематического освещения; ведущий замысел в структуре теории (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.- 448 с.).

В качестве важного составляющего обновления системы обучения, воспитания и развития в процессе преподавания школьной физической культуры в концепциях обоснован комплекс принципов ее перестройки — демократизация, гуманизация, интенсификация, оптимизация учебно-воспитательного процесса, а также деятельностный подход к разработке содержания образования; адекватности содержания физической подготовки и дидактического аппарата ее (физической подготовки) обеспечения индивидуальному состоянию человека, гармонизации и оптимизации физической тренировки со свободой выбора формы активности, основываясь на склонностях и способностях личности; учет особенностей зоны ближайшего географического окружения и культурно-исторического опыта в области физической культуры населения на местах функционирования общеобразовательных школ; единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культуры личности, поливариативности и многообразия физического воспитания, его оптимизации и др.

Институтом содержания и методов обучения Российской Академии образования разработаны концептуальные положения и подходы к определению содержания образования школьников по физической культуре под руководством доктора педагогических наук, профессора А.П. Матвеева.Основания структуры и содержания образования по физической культуре:

  1. Педагогический процесс, как условие развития личности – целостная конструкция, включающая в себя единство процессов обучения, воспитания и образования:

    • обучение – основная (родовая) функция раскрывается через формирование общественно-значимого исторического опыта и проявляется в присвоении соответствующих знаний, умений и навыков;

    • воспитание – основная (родовая) функция раскрывается через формирование общественно-значимых установок, понятий, принципов и ценностных ориентаций, проявляется в приобретении индивидуального мировоззрения и миропонимания, устойчивых черт характера и способов межличностного общения;

    • образование – основная (родовая) функция раскрывается через развитие творчества и мышления и проявляется в овладении познавательной и предметной деятельностью, развитии способностей к активной самореализации в индивидуальных и общественных интересах.

  2. Школьник, как активный субъект педагогического процесса, включен в систему разнообразных общественных отношений:

    • идентификация – процесс вхождения в реальную деятельность, выражающийся отождествлением с другими людьми и включением в отношения с ними;

    • индивидуализация – процесс саморазвития в реальной деятельности, выражающийся приобретением отличительных свойств и способностей, активным включением во взаимодействие и сотрудничество с другими на основе общих интересов, целей и приобретаемых качественных свойств;

    • персонализация – процесс саморазвития в реальной творческой деятельности в целостности многообразия приобретенных качественных свойств и способностей, выражающийся представленностью в социальных отношениях других и активностью воздействия на них даже за пределами их наличного взаимодействия.

  3. Учебный предмет, как средство педагогического процесса, ориентированного на формирование личности, выступает как область культуры, в основании которой лежит деятельность по преобразованию (совершенствованию) человеком собственной физической природы (физкультурная деятельность):

    • информационный компонент объединяет в себе знания о физической природе человека (медико-биологические основы деятельности), о психической природе человека (психолого-педагогические основы деятельности) и социальной природе человека (историко-социологические основы деятельности);

    • операциональный компонент представляется средствами, методами и формами организации деятельности, методами и формами планирования. Контроля и регулирования её преобразовательного процесса;

    • мотивационно-деятельностный компонент включает в себя образцы движений и двигательных действий, виды и разновидности физкультурной деятельности.

Каждый из этих компонентов деятельности оформляется структурными компонентами учебного предмета физической культуры: знания о физической культуре, способы организации деятельности, физическое совершенствование.

Основания

Начальная школа

^ Основная школа

Старшая школа
  1   2   3   4



Скачать файл (385.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации