Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная - Сущность и функции конфликтов в профессиональной юридической деятельности. Динамика развития конфликтных ситуаций - файл 1.doc


Контрольная - Сущность и функции конфликтов в профессиональной юридической деятельности. Динамика развития конфликтных ситуаций
скачать (138 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc138kb.18.12.2011 06:21скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный университет»

Кафедра уголовно-правовых дисциплин



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

4 вариант

Дисциплина: «Юридическая психология»



СОДЕРЖАНИЕ
1. Самооценка личности, ее влияние на жизненные приоритеты и профессиональную деятельность………………………………………… ………..3

2. Эмоциональные психические состояния………………………………....9

3. Психология проведения следственного эксперимента……………........14

4. Сущность и функции конфликтов в профессиональной юридической деятельности. Динамика развития конфликтных ситуаций…………….....…….20

Практические задания. Задание № 1……………………………………….28

Практические задания. Задание № 2……………………………………….30

Список использованных источников и литературы………………………32
^ 1. Самооценка личности, ее влияние на жизненные приоритеты и профессиональную деятельность.

Самооценка - это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности. Способность к самооценке формируется в человеке в процессе его социализации, по мере сознательного усвоения им тех моральных принципов, которые вырабатываются обществом, и выявления своего личного отношения к собственным поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкам окружающими.

Самооценка есть оценки других, принятые личностью в качестве масштаба собственного поведения, или, говоря по-другому, собственная оценка личности, которую она считает необходимой возвести во всеобщий масштаб. Благодаря способности к самооценке человек обретает возможность в значительной мере самостоятельно направлять и контролировать свои действия и даже воспитывать себя. Известных автор книг по психологии ТА Рытченко приводит такое определение самооценки; «На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей». Жизнь доказывает, что правильная самооценка, основанная на чувстве согласия с собой, имеет в основном неосознанный характер. Обстоятельства, сопровождающие нашу жизнь, на самом деле определяются фундаментальными убеждениями человека о себе.

Формирование и развитие позитивной самооценки - это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь, Позволяя же негативным схемам мышления доминировать в нашей жизни, мы формируем у себя привычку ожидания негативных факторов,

Свою жизнь можно усовершенствовать только тогда, когда мы сами, а не случай программируем свое подсознание и мышление. Итак, формирование позитивной самооценки - главная жизненная установка для каждого из нас.

Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни1 .

От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке)2.

Первым, кто выделил тип семейной ситуации, формирующей у ребёнка положительную Я-концепцию, был Скотт3. Исследовав 1800 подростков, он установил, что те из них, у кого дома царит атмосфера взаимного уважения и доверия между родителями и детьми, готовность принять друг друга, в жизни более приспособлены, независимы, у них выше самооценка. Напротив, подростки из семей, где царит разлад, менее приспособлены.

Вирджиния Н.Квинн высказывается по данному вопросу так: «Дети с низкой самооценкой не уверены в себе, у них слабо развито чувство собственного достоинства. У них чаще возникают трудности при общении с другими детьми, которые, в свою очередь, неохотно их принимают. В результате у детей с негативными «Я» - концепциями часто возникают поведенческие проблемы, из-за чего к ним хуже относятся сверстники, учителя, спортивные тренеры и другие групповые лидеры. А это ещё больше «подрывает» самооценку таких детей. Бывали случаи, когда проблемы с «Я»-концепцией , возникавшие в первом классе , повлияли на всю дальнейшую жизнь ребёнка»4.

Таким образом, высокая самооценка развивается у детей в семьях, отличающихся сплочённостью и солидарностью.5 Более позитивно здесь отношение матери к мужу. В глазах ребёнка родителям всегда сопутствует успех. Он с готовностью следует задаваемым ими образцам поведения, настойчиво и успешно решает встающие перед ним повседневные задачи , так как чувствует уверенность в своих силах . Он менее подвержен стрессу и тревожности, доброжелательно и реалистично воспринимает окружающий мир и себя самого.

У мальчиков с высокой самооценкой уровень притязаний выше. Таким образом, дети с высокой самооценкой ставят перед собой более высокие цели и чаще добиваются успеха. И наоборот, для детей с заниженной самооценкой характерны весьма скромные цели и неуверенность в возможности их достижения.

Куперсмит так описывает мальчиков с высокой самооценкой: они независимы, самостоятельны, коммуникабельны, убеждены в успехе любого порученного им дела. Эта вера в себя помогает им придерживаться своего мнения, позволяет в спорных ситуациях отстаивать свои взгляды и суждения, делает их восприимчивыми к новым идеям. Уверенность в себе, наряду с ощущением собственной значимости, рождает убеждённость в своей правоте и смелость в выражении убеждений. Эта установка и соответствующие ожидания обеспечивают им не только более независимый статус в социальных отношениях, но и немалый творческий потенциал, способность к энергичным и позитивным социальным действиям . В групповых дискуссиях они обычно занимают активную позицию. По собственному признанию, они не испытывают особых затруднений, сближаясь с новыми людьми, готовы выразить своё мнение, зная, что оно будет встречено враждебно. Важной особенностью детей с высокой самооценкой является то, что они меньше заняты своими внутренними проблемами .

«Высокая самооценка,- говорит Р.Бернс6,- обеспечивает хорошее владение техникой социальных контактов, позволяет индивиду показать свою ценность, не прилагая особых усилий. Ребёнок приобрёл в семье способность к сотрудничеству, уверенность в том, что он окружён любовью, заботой и вниманием . Всё это создаёт прочную основу для его социального развития» .

Поведение людей с высокой самооценкой противоположно хорошо известной психотерапевтам картине поведения людей, испытывающих депрессивное состояние. Для последних характерна пассивность, неуверенность в себе, в правильности своих наблюдений и суждений, они не находят в себе сил, чтобы влиять на других людей, противостоять им, не могут с лёгкостью и без внутренних колебаний выразить своё мнение.

Неверная самооценка, считают Санфорд и Донован, лежит в основе многих проблем, которые могут быть у женщин: от переедания до алкоголизма. "Если мы не любим себя , мы выходим замуж за мужчин, недостойных нас, выбираем работу, слишком простую для наших возможностей, и совершаем другие ошибки, начиная от отравления себя наркотическими средствами до слишком большой терпимости, в основе которой, - замечает Санфорд, - лежит наше мнение, что мы этого заслуживаем". Исследования показывают, что самоуничижающее поведение ("если бы только…"), например фокусирование внимания на собственных недостатках или преувеличение роли неудачи, имеет связь с депрессией. По материалам Американской психологической ассоциации, невысокое мнение о себе совершенно очевидно является важным фактором в развитии депрессии. На заниженную самооценку указывают как на фактор, оказывающий влияние на большую распространённость депрессии среди женщин, которые страдают депрессией в два раза чаще, чем мужчины .

«Самооценка является важным фактором, поскольку отражает уверенность человека в своих профессиональных и личных силах, его самоуважение и адекватность происходящему. Оптимальна – высокая самооценка, уважение к себе при трезвой (реалистичной) оценке своих возможностей и способностей. Заниженная самооценка приводит к "выученной беспомощности" – человек заранее опускает руки перед трудностями и проблемами, так как всё равно ни на что не способен. Завышенная самооценка чревата чрезмерными претензиями на внимание к своей персоне и опрометчивыми решениями» .

Многое из того, что делает человек или отказывается делать, зависит от уровня собственного достоинства человека. Т.Шибутани говорит об этом так: «Те, кто сам не считает себя особенно талантливым, не стремятся к очень высоким целям и не проявляют огорчения, когда им не удаётся что-то хорошо сделать…Человек , который думает о себе как о никчёмном, ничего не стоящем объекте, часто неохотно прилагает усилия, чтобы улучшить свою судьбу. С другой стороны, те кто высоко себя ценит, часто склонны работать с большим напряжением. Они считают ниже своего достоинства работать недостаточно хорошо7.

Л.Пепло, М.Мицели и Б.Морали8 высказывают мнение о том, что низкая самооценка может быть и причиной и следствием одиночества. Ими говорится, что низкая самооценка – это некая совокупность мнений и поведения, мешающая установлению или поддержанию удовлетворительных социальных отношений. Люди с низкой самооценкой интерпретируют социальные взаимодействия самоуничижительно. Они склонны относить неудачи в общении за счёт внутренних, самообвиняющих факторов. Такие люди более остро реагируют на призыв к общению и отказ в нём. Индивиды с низкой самооценкой особенно отзывчивы по отношению к партнёрам-друзьям и особенно враждебно настроены по отношению к отвергнувшим их партнёрам. Люди с низкой самооценкой интерпретируют неоднозначный социальный обмен в большей мере как негативный, нежели люди с высокой самооценкой.
^ 2. Эмоциональные психические состояния.

Эмоции – "особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности"9.

Иными словами, "эмоции - это субъективные психологические состояния, отражающие в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношение человека к миру и людям, к процессу и результату его практической деятельности".

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые "чистые" эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Для человека главное значение эмоций заключается в том, что, благодаря эмоциям, мы лучше понимаем окружающих, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.

Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражение человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, такие, например, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Данный факт не только убедительно доказывает врождённый характер основных эмоций, но и "наличие генетически обусловленной способности к их пониманию у живых существ". Это относится к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.

Врождёнными являются далеко не все эмоционально - экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания10.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как без ощущений. Эмоции, по утверждению Ч. Дарвина, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей11.

У высших животных, и особенно у человека, выразительные движения стали тонко дифференцированным языком, с помощью которого живые существа обмениваются информацией о своих состояниях и о том, что происходит вокруг. Это - экспрессивная и коммуникативная функции эмоций. Они же являются важнейшим фактором регуляции процессов познания.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнаёт о потребностной значимости происходящего. "Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отрицают отношения между мотивациями и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки её хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя её"12.

В критических условиях, при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации, возникает особый вид эмоциональных процессов - аффект. Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том, что он, как полагает В.К. Вилюнас, "навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определённый закрепившийся в эволюции способ "аварийного" разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т. д"13.

На важную мобилизационную, интегративно-защитную роль эмоций указывал крупный отечественный психолог П. К. Анохин. Он писал: "Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма"14.

Благодаря своевременно возникшей эмоции, организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспосабливаться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро, с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не определив ещё его тип, форму, другие частные конкретные параметры.

Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче гамма эмоциональных состояний, которые индивид способен переживать. Количество и качество потребностей человека соответствует числу и разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств, причём, "чем выше потребность по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство".

Самая древняя по происхождению, простейшая и наиболее распространённая среди живых существ форма эмоциональных переживаний - это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Практически все элементарные органические ощущения имеют свой эмоциональный тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное состояние сопровождается многими физиологическими изменениями организма.

Чем ближе к центральной нервной системе расположен источник органических изменений, связанных с эмоциями, и чем меньше в нём чувствительных нервных окончаний, тем слабее возникающее при этом субъективное эмоциональное переживание. Кроме того, искусственное понижение органической чувствительности приводит к ослаблению силы эмоциональных переживаний.

Основное эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для её удовлетворения предстоящего действия или деятельности. "Эмоции,- полагает А.О. Прохоров,- могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются"15.

Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

"Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально ещё не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях".
^ 3. Психология проведения следственного эксперимента.

Психологические особенности следственного эксперимента (в отличие от предъявления для опознания, осмотра места происшествия) обусловлены, в первую очередь, характером опытных действий, с помощью которых следователь (в необходимых случаях с участием специалистов) исследует динамические процессы, происходящие с человеком в окружающей его обстановке, его двигательную сферу, различные классы движений (действий), приобретенные навыки, как регулируемые сознанием, так и навыки, контроль за которыми совершается бессознательно либо почти неосознанно (рефлекторные, условно-рефлекторные действия). Примером этого, в частности, могут служить так называемые привычные автоматизмы, тот динамический стереотип в действиях, который сформирован у каждого.

В следственном эксперименте наряду с перцептивными, мнемическими процессами большое значение имеют психомоторика человека, его двигательные реакции и способности. Для наиболее полного и всестороннего их исследования от лиц, проводящих эксперимент, требуются умение реконструировать обстановку, в которой имели место проверяемые факторы, моделировать те или иные действия, высокая познавательная активность, гибкое творческое мышление.

Другим слагаемым результативности эксперимента является желание участников уголовного процесса совершить те или иные проверяемые действия, показать динамику происходившего. Поэтому лица, готовящие следственный эксперимент, в случае, когда непременным условием его проведения является участие свидетелей, потерпевших и особенно подозреваемого (обвиняемого), должны сформировать у них соответствующую мотивацию на выполнение различных действий, разумеется, не связанных с опасностью для самих участников и окружающих их лиц и не противоречащих морально-этическим нормам.

Наиболее благоприятным моментом для проведения следственного эксперимента с этой точки зрения чаще всего бывает период, когда свидетели, обвиняемые и т.д. дают правдивые показания, будучи в той или иной мере заинтересованными в том, чтобы помочь следователю как можно точнее разобраться в обстоятельствах, подлежащих доказыванию.

Законодатель в достаточно общей форме указывает, что следственный эксперимент проводится по усмотрению следователя «в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для дела... путем воспроизведения действий, обстановки или иных обстоятельств определенного события и совершения необходимых опытных действий» (ст. 183 УПК РСФСР). В криминалистике разработана тактика следственного эксперимента, определены его виды по целям, которые могут быть достигнуты в ходе его проведения. В частности, различаются следующие виды следственного эксперимента.

Следственный эксперимент для проверки возможности восприятия и сохранения в памяти субъектом каких-либо фактов. С помощью проведения различных опытных действий проверяются перцептивные способности различных участников уголовного процесса, когда их показания о том, что они восприняли какие-то важные для дела обстоятельства, вызывают сомнение.

Во время следственного эксперимента в тех же самых (а при невозможности — в максимально приближенных) условиях повторяются аналогичные совершенным ранее действия, например воспроизводятся различные звуковые сигналы, создаются соответствующие условия освещения и т.д., благодаря чему проверяется чувствительность тех или иных анализаторов, определяется порог их чувствительности, перцептивные способности человека в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей, возраста, профессии и т.д.

Поскольку с процессами восприятия тесно связаны возможности человека сохранять в памяти различные образы, разный объем информации, могут быть исследованы его индивидуальные мнемические способности, например, способность сохранять в памяти длительное время значительно больший по сравнению с другими объем информации, эйдетические (наглядные) образы, содержащие массу подробностей, деталей, которые многими вообще не воспринимаются и не запоминаются.

Следственный эксперимент на исследование возможности совершения субъектом определенных действий, наличия у него тех, или иных двигательных навыков, способностей. Подобный эксперимент проводится, когда необходимо выявить (подтвердить) у субъекта определенные навыки, способности совершать проверяемые действия, операции. Совершение в этих случаях опытных действий, о которых говорится в законе, послужит подтверждением того, что они были (могли быть) совершены данным лицом.

Если действия носили импульсивный характер и на их динамику в значительной мере оказывали влияние сильные эмоции, в частности аффект, такие действия полностью не воспроизводимы, так как во время эксперимента невозможно (и фактически, и по этическим соображениям) создать тот эмоционально напряженный фон, который сопутствовал им и во многом определял их динамику, как это, например, бывает при совершении преступных действий насильственного характера. В подобных случаях субъекту предлагается только продемонстрировать последовательность своих действий, связанных с перемещениями на месте происшествия, с выполнением отдельных движений, показывающих направление ударов потерпевшему и т.д.

При расследовании хищений, различных нарушений правил эксплуатации техники и некоторых других преступлений нередко возникает необходимость проверить определенные навыки, умения, степень обученности субъекта каким-то специальным приемам. Несмотря на то что все эти опытные действия носят дублирующий характер, они не всегда точно могут повторить в эксперименте свои характеристики. Например, чтобы определить, какое время потребовалось на совершение тех или иных действий, во время эксперимента с интервалами выполняется серия подобных опытных действий с последующим выведением усредненных показателей. Требование о многократности, вариативности опытов (особенно с участием дублеров) является обязательным при проведении подобного рода следственных экспериментов.

Если у субъекта наблюдаются психофизиологические нарушения, состояние избыточной психической напряженности, проведение опытов с его участием откладывается.

Следственный эксперимент на выявление объективной возможности существования какого-либо явления, определенной закономерности. Поскольку в жизни какие-то объективно существующие явления, закономерности, как правило, не зависят от проявлений психики человека, при проведении следственного эксперимента от следователя требуется создание максимально приближенных условий, соответствующих тем, которые имели место в момент происшествия. Например, подобного рода эксперименты проводятся при расследовании происшествий, связанных с нарушением правил техники безопасности. В какой-то мере они напоминают стендовые испытания. Разумеется, что в проведении подобного рода опытов должны участвовать соответствующие технические специалисты, при этом принимаются дополнительные меры безопасности.

Следственный эксперимент на установление механизма происшедшего события, его динамических характеристик и других связанных с этим обстоятельств. Такой эксперимент чаще всего носит комплексный характер и как бы завершает процесс расследования. Весьма распространены подобные эксперименты при расследовании автотранспортных происшествий. В таких случаях от следователя помимо хороших организаторских способностей требуются аналитические качества ума, способность быстро использовать получаемую в ходе проводимых опытов информацию, позволяющую посмотреть на уже известное событие под другим углом зрения, увидеть какие-то иные скрытые в происшедшем закономерности. Самостоятельной задачей, решаемой в ходе эксперимента, может стать изучение механизма образования различных следов.

Своеобразной разновидностью следственного эксперимента является проверка показаний на месте. Это могут быть: место совершения преступления, место, где были выброшены орудия преступления, иные предметы, имеющие значение для установления истины по делу, территория, по которой двигался тот или иной участник процесса и т.п. В психологическом отношении проверка показаний на месте является эффективным средством активизации памяти, мыслительных процессов ее участников.

Проверка показаний свидетеля, обвиняемого и других лиц позволяет сопоставить сообщаемую ими информацию с материальной обстановкой места происшествия, иных мест, связанных, например, с сокрытием похищенного и т.д. Во время выхода на место происшествия в сознании субъекта нередко возникают ассоциативные связи, в результате чего он получает возможность вспомнить какие-то дополнительные детали, подробности тех или иных событий, интересующих следователя. С помощью проверки показаний на месте нередко удается изобличить лицо, дающее ложные показания, убедиться в несостоятельности его прежних утверждений.

Особую опасность в ходе проверки показаний на месте может представлять внушающее воздействие следователя (особенно когда он располагает определенной информацией по делу) на лиц, показания которых проверяются, например во время выхода на место происшествия, на место сокрытия каких-либо доказательств. Чтобы исключить такое воздействие, в криминалистике разработаны тактические приемы осуществления проверки показаний применительно к той или иной следственной ситуации.

Планируя проведение следственного эксперимента (проверки показаний на месте), следователь помимо решения многочисленных вопросов организационно-тактического характера должен предусмотреть проведение соответствующей психологической подготовки будущих участников, направленной на устранение причин, которые могут вызвать у них избыточную психическую напряженность, мешающую естественному поведению.

В период подготовки следственного эксперимента участникам разъясняется, что в предстоящем следственном действии нет ничего необычного, что это будничная работа следователя, помогающая ему более объективно разобраться в обстоятельствах происшедшего события. Поэтому задача каждого участника эксперимента (проверки показаний на месте) состоит в том, чтобы по возможности воспроизвести все как было. В случае забывания каких-либо отдельных фактов лучше об этом сказать, чем стремиться заполнить пробелы какими-то домыслами. При этом следователю не нужно излишне подчеркивать важность предстоящего следственного действия, которое для его будущих участников должно выглядеть как естественное продолжение познания истины, начатое во время допроса.

Если же проведение эксперимента может оказать психотравмирующее воздействие на свидетеля, особенно на потерпевшего, следует принять меры к тому, чтобы успокоить его, снять состояние нервно-психической напряженности. Предварительная психологическая подготовка должна быть направлена на формирование у будущих участников стремления оказать помощь следователю в установлении истины по делу16.


^ 4. Сущность и функции конфликтов в профессиональной юридической деятельности. Динамика развития конфликтных ситуаций.

Конфликт в деятельности юриста – это форма проявления и разрешения межличностных и внутриличностных диалектических противоречий, которые возникают в процессе выполнения специалистом своих функциональных обязанностей17. По достижению общих целей судопроизводства и в связи со спецификой трудовой деятельности юриста противоречия (внутриличностные, внутренние конфликты) выражаются как в

несовместимости целей или способов их достижения (межличностные, внешние конфликты), так и в противоборстве нравственных, когнитивных и иных психологических ценностей и ориентации личности (как субъекта, так и объекта деятельности).

При осуществлении своих профессиональных обязанностей юрист сталкивается с различными людьми, преследующими различные интересы и цели. Так, например, после смерти лица, появляются претенденты на его наследство, каждый из которых может считать считает, что более чем другой имеет право стать единственным наследником имущества умершего. В данных отношениях столкнулись интересы нескольких лиц, к тому же к ним присоединяется еще один неотъемлемый участник отношений – юрист, который будет защищать и отстаивать интересы сторон в суде. В профессиональном взаимодействии (общении) специалисту необходимо разбираться в характерах людей, настроениях, вкусах, образе жизни и др., что позволит учесть интересы и ценности всех участвующих лиц. При этом нельзя забывать о главной цели судопроизводства – постичь истину по делу.

Как и в любой деятельности, в профессиональном труде юриста могут возникнуть различные виды конфликтного взаимодействия (внутриличностный конфликт (моральные дилеммы); межличностный конфликт; конфликт между личностью и группой; межгрупповой конфликт).

^ Внутриличностный конфликт выражается в форме борьбы мотивов внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью, переживанием и как крайняя форма – личностным кризисом.

Современными исследователями отмечается (Е. Е. Акимова, И. П. Андриади, А. Я. Анцупов, Ф. М. Бородкин, А. С. Белкин, Н. В. Гришанина и др.), что одна из самых распространенных форм конфликтов это ролевой конфликт. Ролевой конфликт – ситуация, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Внутриличностный конфликт возникает и в результате рассогласования требований, которые предъявляются обществом (профессиональным сообществом) с системой ценностей специалиста, выполняющего свои профессиональные обязанности. Причиной внутриличностного конфликта могут стать производственная перегрузка, низкая мотивации, обусловленная удовлетворенностью работой и др.

В процессе выполнения своих функциональных обязанностей в повседневной деятельности юрист сталкивается с большим объемом работ. В силу характерных особенностей юридического труда (строгая регламентация юридической деятельности и правовая ответственность за решение юридического вопроса) специалист относится к выполнению своих обязанностей с особой отдачей, зачастую в ущерб своего личного времени и здоровья. При этом специалист (следователь, адвокат и др.) сталкивается с различными людьми: начиная от непосредственного начальника – до лица, совершившего правонарушение, у которых иное представление о морали, нравственности, целях и исходе дела. Не всегда система ценностей, этических и моральных норм субъектов профессионального взаимодействия совпадают. Достаточно часто, они являются прямо противоположными.

Юрист-следователь, при производстве следственных действий, получает приказ от начальника следственного подразделения заключить под стражу подозреваемого в совершении преступления, однако следователь знает, что основания для заключения под стражу отсутствуют. В данной ситуации возникают противоречия из-за рассогласования (несовместимости) требований начальника с личными (внутренними) потребностями и ценностями следователя. Данные противоречия и являются основой моральных конфликтов и этические дилемм, которые возникают вследствие разногласий в потребностях общества (профессионального сообщества), непосредственно потребностей и ценностных ориентаций правоохранительными учреждениями, клиентов, ценностей личности субъекта юридического труда и др.

^ Межличностный конфликт определяется как противоречие, воспринимаемое и переживаемое участниками ситуации (или одним и них), как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обоих или одной из сторон18.

В профессиональной деятельности межличностный конфликт – самый распространенный, возникает там, где сталкиваются разные школы, манеры поведения, интересы, потребности и др. Возникновение таких конфликтов может провоцировать ситуация желания получить что-то, неподкрепленное соответствующими возможностями19.

В таком случае конфликт становится особенно острым.

В зависимости от вида юридической деятельности специалисту достаточно часто приходится общаться с субъектами девиантного, асоциального поведения, которые являются преступниками и правонарушителями. Общение в таком взаимодействии изначально может быть конфликтным, так как ценности и интересы его субъектов диаметрально противоположны.

В деятельности юриста общение может иметь конфликтный характер, обусловленный и преодолением сопротивления незаинтересованных в успешном расследовании дела лиц (внешний конфликт), и противоречиями, возникающими у самого следователя (внутренний конфликт).

Адвокат, осуществляя защиту обвиненного в совершении, сталкивается с внешними и внутренними противоречиями, которые могут породить конфликтные ситуации разного уровня. С одной стороны, осуждение, критика его деятельности со стороны социума, родственников и близких потерпевшего, с другой – отождествление (применение) произошедшего с собой, личное восприятие конкретного случая, моральная, нравственная и этическая стороны дела.

^ Конфликт между личностью и группой может возникнуть в ситуации, когда личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы. В процессе функционирования группы вырабатываются групповые нормы, стандартные правила поведения, которых придерживаются ее участники, но в организации люди взаимодействуют непосредственно друг с другом не только как функционеры организации. Зачастую возникают отношения, нерегламентированные никакими инструкциями. Соблюдение групповых норм обеспечивает принятие или не принятие индивида группой.

Межгрупповой конфликт часто возникает из-за отсутствия четкого согласования функций и графиков работы между подразделениями. Причиной может послужить и дефицит ресурсов: материалов, информации, нового оборудования, времени и т. д.

Межгрупповые конфликты возникают и между неформальными группами в организации20.

В профессиональной деятельности юрист может стать как участником такого рода конфликта, так и выступать в роли посредника (арбитра), решая противоречия своего подзащитного, защищая интересы индивида, которые столкнулись с групповыми нормами и ценностями.

В отношении юридической деятельности межгрупповой конфликт может возникнуть вследствие плохого выполнения обязанностей одной из профессиональных групп (например, следственные группы, работающие на разных этапах юридического процесса). С межгрупповым конфликтом специалист может столкнуться и при решении противоречий, в ситуации, когда юридическая деятельность специалиста направлена на решение спорного вопроса между двумя и более группами (коллективы предприятий, политические организации и др.).

Примером участия специалиста в межгрупповых конфликтах может служить разнообразные производственные ситуации. Например, в ГРОВД на суточное дежурство заступает следственно-оперативная группа (следователь следственного отдела, оперуполномоченный уголовного розыска, участковый инспектор, сотрудник инспекции отделения по делам несовершеннолетних, дознаватель отдела дознания и т. д.). Когда в дежурную часть поступает вызов от граждан по факту совершения какого-либо преступления, сотрудник дежурной части вызывает следственно-оперативную группу с необходимым составом участников. Группа выезжает на место происшествия и собирает материал (опрашивает свидетелей, собирает доказательства). По возвращению материал сдается в дежурную часть, а на следующий день отписывается соответствующему подразделению для проведения проверки. При знакомстве с полученным от следственной группы материалом сотрудники подразделения сталкиваются с недостаточным объемом представленного материала. Между участниками двух подразделений ГРОВД возникают противоречия, которые в зависимости от ситуации и навыков конструктивного взаимодействия могут развиваться как по конструктивному, так и по деструктивному пути. Современными исследователями (А. Я. Анцупов, О. Я. Баев, О. Н. Громова, Г. В. Грызунова, Б. В. Ситникова Е. Е. Тонков, А. И. Шипилов и др.) выделяется две разновидности конфликтного взаимодействия, или два вида конфликтов – деструктивные и конструктивные конфликты.

^ Деструктивные конфликты приводит к полному рассогласованию взаимодействия, формируя негативные установки у всех участников. Для деструктивного взаимодействия характерно умножение конфликтных действий и количества негативных установок конфликтующих сторон по отношению друг к другу, экспансия и эскалация конфликта, то есть наращивание напряженности, включение все большего числа ложных восприятий личностных качеств оппонента, ситуаций взаимодействия, рост предубежденности друг против друга.

Деструктивное взаимодействие возникает, когда одна из сторон жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны или всей организации в целом либо когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера. Последствия такого конфликта являются негативными и приводят к снижению личной удовлетворенности, группового

сотрудничества и эффективности организации.

Противоположностью деструктивного конфликта является конструктивный конфликт, который возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Причинами являются обычно недостатки в организации деятельности и управления. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы. Последствия конструктивного конфликта

являются функциональными и ведут к повышению эффективности организации21.

В процессе взаимодействия юристу необходимо уметь адаптироваться к сложившейся специфической ситуации, найти подход к своему оппоненту (среде), конструктивный способ разрешения сложившихся в профессиональной деятельности противоречий.

Можно выделить следующие три основные стадии развития конфликта:

1) латентную стадию (предконфликтная ситуация),

2) стадию открытого конфликта,

3) стадию разрешения (завершения) конфликта.

На скрытой (латентной) стадии возникают уже все основные элементы, образующие структуру конфликта, его причины и главные участники, т.е. налицо основная база предпосылок для конфликтных действий, в частности, определенный объект возможного противостояния, наличие двух сторон, способных одновременно претендовать на этот объект, осознание одной или обеими сторонами ситуации как конфликтной.

На этой «инкубационной» стадии развития конфликта могут предприниматься попытки решить вопрос полюбовно, например отменить приказ о дисциплинарном взыскании, улучшить условия труда и т.п. Но при отсутствии положительной реакции на эти попытки конфликт переходит в открытую стадию.

Признаком перехода скрытой (латентной) стадии конфликта в открытую является переход сторон к конфликтному поведению. Как отмечалось выше, конфликтное поведение представляет собой выраженные вовне действия сторон. Их специфика как особой формы взаимодействия состоит в том, что они направлены на блокирование достижения противником его целей и осуществление своих собственных целей. Другими признаками конфликтных действий являются:

• расширение числа участников;

• нарастание числа проблем, образующих комплекс причин конфликта, переход от деловых проблем к личностным;

• смещение эмоциональной окраски конфликта в сторону темного спектра, негативных чувств, таких, как неприязнь, ненависть и т.п.;

• возрастание степени психической напряженности до уровня стрессовой ситуации.

Вся совокупность действий участников конфликта на его открытой стадии характеризуется терминам эскалация, под которым понимаются интенсификация борьбы, нарастание разрушительных действий сторон друг против друга, создающих новые предпосылки для негативного исхода конфликта.

Последствия эскалации, целиком зависящие от позиции сторон, особенно той, которая имеет большие ресурсы, силы, могут быть двух видов.

В случае несовместимости сторон, стремления к уничтожению другой стороны последствия открытой стадии конфликта могут быть катастрофическими, привести к развалу добрых отношений или даже к уничтожению одной из сторон.
Задание № 1.

При исследовании психологических аспектов организационных отношений выявлен ряд факторов, влияющих на степень нормативно-правового регулирования поведения работников:

А) необходимость следовать закону и подзаконным актам;

Б) выбор тактических приемов решения служебных задач;

В) важность направления деятельности (например, финансовая деятельность, обеспечение безопасности граждан и сотрудников и пр.);

Г) планирование личного труда и выбор приоритетных задач в конкретный момент времени на закрепленном участке;

Д) реализация прав, обязанностей и ответственности работников;

Е) внедрение передового опыта и нововведений;

Ж) совместные действия большого числа работников;

З) применение научно-практических рекомендаций;

И) деятельность в условиях изменений привычных режимов работы (экстремальные ситуации, стихиные бедствия и т.п.);

К) повышение уровня профессиональной и психической подготовленности;

Л) решение стыковых задач в условиях взаимодействия различных структурных подразделений органа внутренних дел;

М) совершенствование организации личного труда, рационализация.

Задания.

Ознакомьтесь с описанными факторами. Выберите из них две группы факторов:

1. Побуждающие к детальному нормированию деятельности работника.

2. Позволяющие предоставить самостоятельность и опереться на самоорганизацию работников.

К факторам, побуждающим к детальному нормированию деятельности работника можно отнести:

А) необходимость следовать закону и подзаконным актам;

В) важность направления деятельности (например, финансовая деятельность, обеспечение безопасности граждан и сотрудников и пр.);

Д) реализация прав, обязанностей и ответственности работников;

Е) внедрение передового опыта и нововведений;

Ж) совместные действия большого числа работников;

И) деятельность в условиях изменений привычных режимов работы (экстремальные ситуации, стихиные бедствия и т.п.);

К) повышение уровня профессиональной и психической подготовленности;

Л) решение стыковых задач в условиях взаимодействия различных структурных подразделений органа внутренних дел.

К факторам позволяющим предоставить самостоятельность и опереться на самоорганизацию работников

Б) выбор тактических приемов решения служебных задач;

Г) планирование личного труда и выбор приоритетных задач в конкретный момент времени на закрепленном участке;

З) применение научно-практических рекомендаций;

М) совершенствование организации личного труда, рационализация.
Задание № 2.

Составьте перечень психологических свойств личности преступника, совершившего убийство из хулиганских побуждений, которые необходимо изучить и учитывать для:

а) индивидуального подхода при проведении допроса в ходе расследования преступления;

б) определение вины в связи с принятием судебного решения о назначении наказания;

в) индивидуального подхода при исправлении в период исполнения наказания.

Необходимые, на Ваш взгляд, исходные данные о преступнике, его социальном положении примите сами в качестве допущения.

Перечень психологических свойств личности преступника, совершившего убийство из хулиганских побуждений, которые необходимо изучить и учитывать для индивидуального подхода при проведении допроса в ходе расследования преступления:

1) Темперамент;

2) Характер;

3) Способности;

4) Мотивация;

5) Культурно-образовательный уровень;

6) Уровень жизни;

7) Семейное положение и особенно воспитание оказывает влияние на формирование личностных качеств;

8) Ценностные ориентации и стремления личности, ее социальные позиции и интересы, потребности, наклонности, привычки;

9) Пол, возраст, состояние здоровья, особенности физической конституции и т.д.

10) Трудовая деятельность
Перечень психологических свойств личности преступника, совершившего убийство из хулиганских побуждений, которые необходимо изучить и учитывать для индивидуального подхода при проведении допроса в ходе расследования преступления:

1) Темперамент;

2) Характер;

9) Пол, возраст, состояние здоровья, особенности физической конституции и т.д.

Перечень психологических свойств личности преступника, совершившего убийство из хулиганских побуждений, которые необходимо изучить и учитывать для индивидуального подхода при исправлении в период исполнения наказания:

1) Темперамент;

2) Характер;

3) Способности;

4) Мотивация;

5) Уровень образования;

6) Уровень жизни;

7) Семейное положение.


СПИСОК использованных ИСТОЧНИКОВ и литературы

1. Баев, О. Я. Конфликты в деятельности следователя (вопросы теории) / О. Я. Баев. – Воронеж, 1981.

2. Бернс Р.. Я – концепция и Я – образы / Самосознание и защитные механизмы личности. Самара, Изд. Дом “Бахрах”, 2003 г.

3. Бороздина Л.В. . Исследование уровня притязаний / Учебное пособие. М.: Институт психологии РАН РФ, 1993г.

4. Байметов А.К. Некоторые обусловленные силой возбуждения факторы индивидуального стиля в учебной деятельности старшеклассников. / Типологические исследования по психологии личности (Сб. под ред. В.С. Мерлина). - Пермь, 1967.

5. Вундт В. Психология душевных волнений // Психология эмоции: Тексты. - М., 1984.

6. Габдреева Р.Х. Основы самоуправления психическим состоянием. / Проблемы самоуправления в системе психологической службы ВУЗов.- Казань, 1983

7. Квинн Вирджиния Н. Прикладная психология / Спб., М., Харьков, Минск: Изд. ”Питер”,2000г.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975.

9. Немов Р.С. Общие основы психологии /Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.- Книга 1. - М.: ВЛАДОС, 1997.

10. Психология / под ред. А. А. Крылова. – СПб., 1999.

11. Психические состояния. Экспериментально-прикладная психология /Межвузовский сборник. – Л.: ЛГУ, 1991.

12. Пепло Л., Мицели М., Морали Б.. Одиночество и самооценка / Самосознание и защитные механизмы личности / Самара, Изд. дом “Бахрах”, 2003 г.

13. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. — М.: Юристъ, 1998.

14. Шибутани Т.. Я – концепция и чувство собственного достоинства / Самосознание и защитные механизмы личности. Самара, Изд. дом “Бахрах”, 2003 г.


1 Леонтьев А.Н.. Деятельность.Сознание.Личность. М.,1975, с.304

2 Бороздина Л.В. . Исследование уровня притязаний / Учебное пособие. М.: Институт психологии РАН РФ, 1993г., с.141

3 Бернс Р.. Я – концепция и Я – образы / Самосознание и защитные механизмы личности . Самара , Изд. Дом “Бахрах” , 2003 г.


4 Квинн Вирджиния Н.. Прикладная психология / Спб., М., Харьков, Минск: Изд.”Питер”,2000г.

5 Бернс Р.. Я – концепция и Я – образы / Самосознание и защитные механизмы личности . Самара , Изд. Дом “Бахрах” , 2003 г.


6 Бернс Р.. Я – концепция и Я – образы / Самосознание и защитные механизмы личности . Самара , Изд. Дом “Бахрах” , 2003 г.


7 Шибутани Т.. Я – концепция и чувство собственного достоинства / Самосознание и защитные механизмы личности . Самара , Изд. Дом “Бахрах” , 2003 г

8 Пепло Л., Мицели М., Морали Б.. Одиночество и самооценка / Самосознание и защитные механизмы личности / Самара , Изд. Дом “Бахрах” , 2003 г.

9 Психические состояния. Экспериментально-прикладная психология /Межвузовский сборник. – Л.: ЛГУ, 1991.


10 Немов Р.С. Общие основы психологии /Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.- Книга 1. - М.: ВЛАДОС, 1997

11 Немов Р.С. Общие основы психологии /Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.- Книга 1. - М.: ВЛАДОС, 1997

12 Габдреева Р.Х. Основы самоуправления психическим состоянием. / Проблемы самоуправления в системе психологической службы ВУЗов.- Казань, 1983

13 Габдреева Р.Х. Основы самоуправления психическим состоянием. / Проблемы самоуправления в системе психологической службы ВУЗов.- Казань, 1983

14 Байметов А.К. Некоторые обусловленные силой возбуждения факторы индивидуального стиля в учебной деятельности старшеклассников. / Типологические исследования по психологии личности (Сб. под ред. В.С. Мерлина). - Пермь, 1967

15 Вундт В. Психология душевных волнений // Психология эмоции: Тексты. - М., 1984

16 Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. — М.: Юристъ, 1998.


17 Баев, О. Я. Конфликты в деятельности следователя (вопросы теории) / О. Я. Баев. –Воронеж, 1981.


18 Психология / под ред. А. А. Крылова. – СПб., 1999.

19 Баев, О. Я. Конфликты в деятельности следователя (вопросы теории) / О. Я. Баев. –Воронеж, 1981.


20 Баев, О. Я. Конфликты в деятельности следователя (вопросы теории) / О. Я. Баев. –Воронеж, 1981.


21 Баев, О. Я. Конфликты в деятельности следователя (вопросы теории) / О. Я. Баев. –Воронеж, 1981.




Скачать файл (138 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru