Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Отчет по производственной практике специальность - гос и мун управление - файл текст.docx


Отчет по производственной практике специальность - гос и мун управление
скачать (92.2 kb.)

Доступные файлы (1):

текст.docx104kb.15.07.2010 18:35скачать

содержание
Загрузка...

текст.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...


1. Общая характеристика города Клинцы
Город Клинцы расположен в юго–западной части Брянской области на главной железнодорожной магистрали Москва–Брянск–Гомель, имеющей международное и федеральное значение. В 7 км от города проходит автомобильная магистраль такого же значения. Занимает площадь 63,2 км2. По численности населения он на втором месте среди городов Брянской области. Законом Брянской области от 09 марта 2005 года №3-З муниципальное образование город Клинцы наделено статусом городского округа, в состав которого входят город Клинцы и села: Займище и Ардонь, где проживает всего 71,9 тысяч человек, в том числе в городе Клинцы – 63,9 тысячи человек.

Город Клинцы отнесен к населенным пунктам с неблагоприятной экологической ситуацией, что обусловлено радиационным загрязнением территории в результате аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году и отрицательно повлияло на здоровье населения и имидж города, ухудшающий инвестиционный климат.

Всего в настоящее время в городе насчитывается около 780 предприятий и организаций всех отраслей экономики и социальной сферы, различных организационно–правовых форм собственности. Клинцы укрепили свои позиции крупного промышленного центра. Такой рост обеспечен успешной работой предприятий города и в первую очередь градообразующего предприятия – акционерного общества “Клинцовский автокрановый завод” с 2000 года реализующего инвестиционные проекты по созданию и освоению серийного производства новых моделей автомобильных кранов. Это одно из наиболее динамично развивающихся предприятий не только в городе, но и в области, и России. Предприятие занимает 2–е место в Брянской области по объемам промышленного производства и 3–е место в России на рынке крановой техники.

Крупными и средними промышленными предприятиями города выпускаются поршневые кольца, швейные изделия, кожевенные изделия, 

упаковка для изделий медицинской и парфюмерно–косметической промышленности, сборные железобетонные изделия, хлебобулочные изделия и др.

Но, несмотря на значительный рост объемов производства промышленной продукции город еще существенно отстает от среднеобластных показателей на душу населения, занимая только 4–е место по области. Низка инновационная активность предприятий промышленности. Степень износа основных фондов крупных и средних предприятий составляет более 50%.

Малый бизнес стал одним из существенных источников создания новых рабочих мест и насыщения потребительского рынка товарами и услугами.

Структуру органов местного самоуправления города Клинцы составляют:

  1. представительный орган – Клинцовский городской Совет народных депутатов;

  2. глава муниципального образования – Глава города Клинцы;

  3. исполнительно–распорядительный орган – Клинцовская городская администрация;

  4. контрольный орган – Контрольно–счетная палата города Клинцы.

Клинцовский городской Совет народных депутатов является представительным органом местного самоуправления, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории города. Городской Совет народных депутатов состоит из 29 депутатов, избираемых населением города на муниципальных выборах, с применением пропорциональной избирательной системы, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Брянской области. Срок полномочий городского Совета 

народных депутатов – 5 лет.

Полномочия городского Совета народных депутатов начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы представительного органа нового созыва.

Глава города Клинцы является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется Уставом города Клинцы собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава города Клинцы избирается городским Советом народных депутатов из своего состава и исполняет полномочия председателя городского Совета народных депутатов.

Клинцовская городская администрация – исполнительно–распорядительный орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Брянской области. Городской администрацией руководит Глава администрации на принципах единоначалия.

Городская администрация осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законодательными и нормативными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, администрации Брянской области, Брянской областной Думы, Уставом города Клинцы, решениями городского Совета народных депутатов, правовыми актами Главы города Клинцы и Положением о Клинцовской городской администрации, которое утверждается Главой городской администрации по согласованию с городским Советом народных депутатов.

В структуру городской администрации входят коллегии при главе города, отделы, курируемые заместителями главы администрации (отдел образования, отдел культуры и по делам молодежи, отдел труда, отдел ЖКХ, 

энергетики, строительства и тарифно–ценовой политики, отдел градостроительства и землеустройства, отдел экономики и комплексного планирования, отдел торговли, общественного питания, бытового обслуживания и защиты прав потребителей, архив и др.)

Администрация города обладает статусом юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, органах казначейства, печати со своим наименованием, бланки, штампы и иные реквизиты, необходимые для осуществления прав юридического лица.



2. Изучение тенденций социально–экономического развития города Клинцы в 2008 – начале 2010 годов
2.1 Характеристика социально–экономического развития города в 2008 – 2009 годах
В 2008 году в городе в целом имелась положительная тенденция развития. За 2008 год крупными и средними предприятиями города отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по всем видам экономической деятельности на сумму 4 млрд. 683 млн. руб., темп роста в фактических ценах к достигнутому в 2007 году составил 116%. В том числе на предприятиях обрабатывающих производств объем отгруженных товаров собственного производства составил 3 млрд. 735 млн. руб., при темпе роста – 118%.

Важным сектором экономики является сфера торговли и услуг. Прочное место здесь занимает малый бизнес, который стал одним из существенных источников создания новых рабочих мест и насыщения потребительского рынка товарами и услугами.

По всем видам экономической деятельности общий объем оборота розничной торговли по крупным и средним предприятиям за 2008 год составил 937 млн. рублей, при индексе роста физического объема 163% к достигнутому в 2007 году. За год количество предприятий розничной торговли увеличилось на 13.

Сравнительно высокими темпами росли в 2008 году денежные доходы населения города. Среднемесячная заработная плата работников на крупных и средних предприятиях за год составила 8767 руб. и увеличилась по сравнению с достигнутым показателем в 2007 году на 21 %. Но размер заработной платы существенно дифференцирован по отраслям и предприятиям. На 14 % выросла заработная плата в промышленности (9854 руб.), на 28 % - в строительстве (11196 руб.), на 22% на предприятиях 

транспорта и связи (8917 руб.), на 26 % - в образовании (5790 руб.), на 18 % - в здравоохранении и предоставлении социальных услуг (6129 руб.). Вопрос своевременности оплаты заработной платы труда работникам предприятий города постоянно рассматривался городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и ежемесячно на заседаниях координационного совета по вопросам обеспечения своевременной и полной выплаты заработной платы, доведения ее до величины прожиточного минимума, установленного в Брянской области, и полноты поступлений налога на доходы физических лиц и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

При общей численности свыше 21 тыс. человек - занятых на предприятиях и в организациях города, а также индивидуальным трудом – численность официально зарегистрированных безработных в целом по городу по состоянию на 1 января 2009 года составляла 367 человек или 1.1%. За год городским центром занятости населения трудоустроено 2964 человека, обучено новым профессиям - 154 человека.

Всего за 2008 год объем инвестиционных вложений в развитие города (без учета субъектов малого предпринимательства) составил 324 млн. руб., при 307 млн. руб. в 2007 году. Доля собственных средств предприятий в общем объеме инвестиционных вложений достигла 39% или 126 млн. рублей, при 82 млн. рублей (или 27% соответственно) за 2007 год.

В 2008 году из бюджетов всех уровней на строительство социальных объектов города было направлено 176 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета 79 млн. руб., из областного – 70 млн. рублей, из бюджета городского округа - 27 млн. рублей.

Темпы экономического роста позволили увеличить и доходы городского бюджета. За 2008 год от всех налогоплательщиков города в бюджеты всех уровней поступило налоговых платежей на сумму 860 млн. рублей, рост в 2007 году – 159%, из них в бюджет городского округа – 165.7 млн. руб. или только 19 % от всех собранных.



В целях увеличения налогового потенциала города Клинцы и пополнения доходов бюджета городского округа решением Клинцовского городского совета на 2008 год был утвержден план мероприятий по повышению уровня собственных доходов с экономическим эффектом в размере 5,2 млн. рублей. Фактическое выполнение от проведенных мероприятий составило 5,6 млн. рублей. Кроме того, в 2008 году было проведено 12 заседаний комиссии по изучению состояния налоговой базы города, собираемости платежей, сокращению недоимки и мобилизации доходов в бюджет города, на которых было рассмотрено 99 организаций и частных предпринимателей, что позволило совместными действиями во все уровни бюджетов дополнительно получить 6,3 млн. рублей, в том числе в бюджет городского округа - 2,9 млн. рублей.

В целях экономии расходования бюджетных средств конкурсной комиссией по организации и проведению торгов по закупке продукции для муниципальных нужд города за прошлый год было проведено 3 открытых конкурса, 50 аукционов и 98 котировок цен, заключено 152 договора на сумму 221,6 млн. руб. В результате сэкономлено около 6 млн. средств бюджета городского округа.

Реализация приоритетного национального проекта “Здоровье” на территории муниципального образования положительно повлияла на уровень обеспеченности лечебных учреждений медоборудованием, дальнейшее развитие профилактической направленности здравоохранения, доступности медицинской помощи. Всего на территории города в сфере здравоохранения реализуются 7 областных и 2 городских целевых программы. Только за 2008 год поставлено и распределено в ЛПУ по целевым программам “Здоровое поколение”, “Щитовидная железа”, “Сахарный диабет” и другим медикаментов и расходных материалов для лечения социально-значимых заболеваний на 3,4 млн.руб.

В последние годы в нашем городе уделяется большое внимание развитию сети спортивных сооружений, улучшению их материально-

технической базы, пропаганде здорового образа жизни среди жителей города. Всего в 2008 году на развитие физической культуры и спорта было израсходовано 64468 тысяч рублей, из них 60144 тысяч рублей составило финансирование на реконструкцию плавательного бассейна, выделенное областным бюджетом.

Кризисные явления, происходящие в экономике страны в 2008-2009 годах не обошли стороной и предприятия города Клинцы. В 2009 году на пике кризиса наблюдался спад в инвестициях, строительстве, замедление потребительского спроса. Резко упал спрос на продукцию почти всех промышленных предприятий города и как результат сокращение объемов производства, трех-четырехдневная рабочая неделя, сокращенный рабочий день, незапланированные отпуска, уменьшение оплаты труда, рост безработицы. По данным городского Центра занятости численность официально зарегистрированных безработных по городу на 12 марта 2009 года составляла 772 человека (2,4%), при 367 человек на 1 января 2009 года (1,1%).

В 2009 году в городском округе действовало 258 предприятий малого бизнеса. По сравнению с 2008 годом численность работающих в них уменьшилось на 351 человек, кризисные явления негативно отразились и на финансовом состоянии предприятий малого бизнеса, вынуждая к сокращению издержек по всем направлениям. В условиях падения потребительского спроса наблюдается снижение объемов производства и продаж. Основным источником рабочих мест для малого бизнеса продолжает оставаться сфера торговли и услуг - в структуре оборота малых предприятий около 60% занимает оборот предприятий розничной и оптовой торговли, 17% - оборот предприятий обрабатывающих отраслей.

За 2009 год объем инвестиционных вложений в развитие города (без субъектов малого предпринимательства) составил 148 млн. руб., и сократился по сравнению с 2008 годом в 2,2 раза или на 176 млн. руб. В условиях экономического кризиса доля собственных средств предприятий в 

общем объеме инвестиционных вложений упала до 9% или 6,4 млн. рублей, при 126 млн. рублей за 2008 год. Снижены объемы и привлеченных инвестиций.

Резкое снижение объемов производства промышленной продукции в условиях экономического кризиса негативно отразилось на уровне оплаты труда. В целом по городу за 2009 год среднемесячная заработная плата на крупных и средних предприятиях составила 8711 рублей, снижение по сравнению с 2008 годом на 0,3%. При этом на промышленных предприятиях в среднем она сократилась на 35% и составила 6525 руб., при 9904 руб. за 2008 год. Это самый низкий уровень оплаты труда среди отраслей экономики и социальной сферы.

В других отраслях наблюдается рост среднемесячной заработной платы: на 8 % выросла заработная плата в строительстве (12263 руб.), на 14 % - на предприятиях торговли и бытового обслуживания (9696 руб.), на 12% - на предприятиях транспорта и связи (10017 руб.), на 16% - в образовании (6733 руб.), на 9 % - в здравоохранении и предоставлении социальных услуг (6659 руб.). Но этот рост, особенно на предприятиях бюджетной сферы, обеспечен за счет двукратного увеличения минимального размера оплаты труда с 1 января 2009 года. В соответствии с постановлением Администрации Брянской области от 26.02.2010 г. №176 “Об установлении доплат к заработной плате педагогическим работникам Брянской области” с 1 сентября 2010 года планируется рост среднемесячной заработной платы педагогическим работникам города Клинцы.

В 2011 году планируется перевод всех муниципальных медицинских и общеобразовательных учреждений на новую систему оплаты, ориентированную на результат.

Учреждения здравоохранения г. Клинцы в 2009 году в целом выполнили возложенные на них задачи, сохранив объемы и качество медицинской помощи, обеспечили охрану здоровья граждан, предусмотренную территориальной Программой государственных гарантий, 

хотя их деятельность проходила в условиях недостаточного финансирования. В связи с кризисной экономической ситуацией из бюджета городского округа в 2009 году в муниципальное здравоохранение были направлены ассигнования в объеме 62,0 млн. рублей, что составило 85,9% к уровню 2008 года.

В связи с низкой платежеспособностью населения в 2009 году на 0,7 % снижен уровень собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги по сравнению с 2008 годом. С 2011 года планируется ликвидировать систему перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению и водоотведению, будет действовать единый тариф на эти услуги для промышленных потребителей и населения

Таким образом, на основе анализа данных о социально-экономическом развитии города в 2008 - начале 2010 годов можно сделать вывод о том, что это развитие происходит благодаря развитию крупного городского предприятия – автокранового завода. Это позволяет отнести город Клинцы к категории моногородов. Однако для города представляется наиболее важным переход к диверсифицированной экономике, что позволит существенно уменьшить риски в рыночных условиях хозяйствования.

Однако развивая промышленное производство и сферу услуг в городе, не следует забывать и о развитии социальной сферы, в первую очередь улучшение социальной инфраструктуры, повышение качества оказываемых услуг, и в конечном счете повышение качества жизни.

2.2 Характеристика исполнения бюджета города
Экономический кризис в той или иной мере оказал влияние на деятельность всех отраслей экономики и привел к значительному сокращению доходных источников.

Доля собственных доходов местного бюджета в общем объеме 

доходной части бюджета городского округа снизилась в 2009 году на 5,3 % по сравнению с достигнутым в 2008 году в результате снижения поступлений налога на доходы физических лиц, доходов от перечисления прибыли муниципальных унитарных предприятий и др. Но в целом объем собственных доходов бюджета городского округа в 2009 году увеличился, дополнительно поступило 13,9 млн.руб.

В целях увеличения налогового потенциала города Клинцы и пополнения доходов бюджета было проведено 11 заседаний комиссии по изучению состояния налоговой базы города, собираемости платежей, сокращению недоимки и мобилизации доходов в бюджет города, на которых было рассмотрено 73 предприятия и организации и 29 частных предпринимателей. В результате работы комиссии во все уровни бюджетов дополнительно поступило 8,2 млн. рублей, в том числе в бюджет городского округа - 4,3 млн. рублей.

В результате мер, принимаемых финансовым управлением Клинцовской городской администрации, главными распорядителями бюджетных средств по контролю за своевременностью перечисления средств на расходы по оплате труда с начислениями, в 2008-2009 годах отсутствовала кредиторская задолженность по оплате труда.

Общий объем расходов бюджета Клинцовского городского округа снизился в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 4,4 млн. рублей и составил 641,4 млн.руб. На 63,7 млн. руб. сокращены бюджетные инвестиции, что связано в основном с сокращением объема выделенных на инвестиции средств из областного бюджета.

Высокие темпы роста доходов в 2008 году позволяли направлять дополнительные доходы на финансирование социальных программ и мероприятий по реконструкции и благоустройству города.

В 2009 году муниципалитет был вынужден сократить практически все эти расходы. В создавшихся условиях принимались меры по преимущественному финансированию защищенных статей расходной части 

бюджета городского округа и иных расходов, имеющих первостепенное значение для жизнеобеспечения его жителей.

Бюджет города сохраняет социальную направленность. Наибольший удельный вес в 2009 году – 62,4 % в общем объеме расходов или 400,5 млн.руб. составляют расходы на социальную сферу. Из них на образование 236,4 млн.руб. или 36,8 %, здравоохранение, физическую культуру и спорт – 119,9 млн.руб. или 18,7 %, культуру 23,2 млн. руб. или 3,6 %, социальную политику – 21,7 млн.руб. или 3,3 % к общему объему расходов бюджета, значительный удельный вес занимают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство – 185,5 млн.руб. или 28,9 %.

Снижение расходов на 2010 год составляет 65,5 млн.руб., в основном за счет снижения объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство в связи с уменьшением средств, выделяемых из Фонда содействия реформированию ЖКХ на капитальный ремонт жилого фонда.

Рассмотрим детально структуру доходов бюджета городского округа за 2009 год в таблице 1.


Таблица 1 – Структура доходов бюджета городского округа за 2009 год, тыс. руб.

2009 год
Уточненный план

Исполнено

% исполнения

По доходам, всего

699481,0

682813,4

97,6

в том числе:


налоговые и неналоговые дохо-ды, всего

236599,9

243914,2

103,1

Из них:


1. налоговые

170808,7

175944,3

103,0

2. неналоговые

65791,2

67969,9

103,3



3. безвозмездные поступления

462881,1

438899,2

94,8

из них:


- дотации

74655,0

74655,0

100,0

- субсидии

264945,4

242543,7

91,5

- субвенции

121936,7

120356,5

98,7

4. иные межбюджетные транс-ферты

1344,0

1344,0

100,0
По данным таблицы 1 в структуре доходов бюджета первое место по значимости занимают безвозмездные поступления в виде межбюджетных трансфертов из областного бюджета (64,3%) с явным преобладанием субсидий. На втором месте – налоговые доходы (25,8%). Неналоговые доходы занимают третье место с преобладанием доходов от использования муниципального имущества (арендная плата за помещения и за земельные участки до разграничения и прочие) - 9,9%. Бюджетообразующим налогом является налог на доходы физических лиц, в то время как доходы от местных налогов незначительны – 2,2%.

Рассмотрим структуру налоговых и неналоговых доходов бюджета город Клинцы в 2009 году в таблице 2.

Таблица 2 – Структура налоговых и неналоговых доходов бюджета в 2009 году, тыс. руб.

Поступление налоговых и неналоговых доходов в бюджет городского округа

Объем поступлений

Удельный вес в налоговых и неналоговых доходах, %

Всего (тыс. руб.)

243914,2

100,0

в том числе:


  1. Налог на доходы физических лиц

103641,9

42,5

  1. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

30830,7

12,6

  1. Доходы от продажи муниципальной 

  2. собственности



30170,5

12,4

  1. 

  2. Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы

23554,8

9,7

  1. Арендная плата за помещения муниципальной собственности

14534,1

6,0

  1. Арендная плата за землю

12869,7

5,3

  1. Государственная пошлина

12348,3

5,1

  1. Административные штрафы

6700,4

2,7

  1. Земельный налог

4989,7

2,0

  1. Налог на имущество физических лиц

484,4

0,2

  1. Прочие поступления

3789,7

1,5
Таким образом, на основании таблиц 1 и 2 можно отметить, что доля собственных налоговых и неналоговых доходов города составляет меньшую часть доходных источников (около 35%), остальная же часть доходов приходится на межбюджетные трансферты. Все это показывает острую необходимость совершенствования городской доходной базы и необходимость развития промышленных предприятий города, как основного источника налоговых поступлений.

Рассмотрим структуру расходов городского округа в 2009 году в таблице 3.
Таблица 3 - Структура расходов бюджета городского округа

Наименование разделов классификации расходов
Испол-нение

2008 года
Уточнен- ный план на 2009г.
Испол-нено

за

2009 г.

%

Испол-нения

2009 г. к плану

Общегосударственные вопросы

35150,9

41285,1

38842,1

94,1

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

7896,9

6005,8

5988,5

99,7

Национальная экономика

10953,9

10467,0

10467,0

100,0

Жилищно-коммунальное 

хозяйство



144988,5

208290,5

185474,2

89,0



Охрана окружающей среды

3993,9

89,0

89,0

100,0

Образование

227870,2

252950,4

236093,0

93,3

Культура

20607,4

25521,1

23188,0

90,9

Здравоохранение, физическая культура и спорт

175094,5

132194,0

119925,7

90,7

Социальная политика

19268,6

22678,1

21355,4

94,0,2

Всего:

645824,8

699481,0

641422,9

91,7
Расходы бюджета городского округа по исполнению за 2009 год составили 641422,9 тыс.рублей, со снижением к уровню 2008 года на 4401,9 тыс.рублей.

Бюджет городского округа сохраняет социальную направленность. Наибольший удельный вес – 62,4% в общем объеме расходов или 400562,1 тыс.рублей составляют расходы на социальную сферу. Из них на образование – 236093,0 тыс. рублей или 36,8%, здравоохранение, физическую культуру и спорт -119925,7 тыс.рублей или 18,7%, культуру – 23188,0 тыс.рублей или 3,6%, социальную политику – 21355,4 тыс.рублей или 3,3% к общему объему расходов бюджета. Значительный удельный вес занимают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство – 185474,2 тыс.рублей или 28,9%.

Таким образом, на основе анализа исполнения и составления бюджетов города следует отметить, что экономический кризис начавшийся в 2008 году повлиял как на доходную так и на расходную части городского бюджета. Это привело к тому что некоторые статьи расходных обязательств города пришлось сокращать, что естественно негативно отразится на развитии города.



2.3 Целевые программы, реализуемые в городе Клинцы
Одним из методов управления социально-экономическим развитием города является программно-целевой, осуществляющийся через реализацию целевых программ. В прошлом году на территории город действовало две федеральных, 8 областных и 20 городских целевых программ, 3 национальных проекта, существенно влияющих на увеличение объемов инвестиций в основной капитал.

Основными действующими программами на территории города считаются:

  • “Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Брянской области” - приоритетным правом участия в ней пользуются работники, находящиеся под риском увольнения. Происходит опережающее обучение работников предприятий, находящихся под риском увольнения, общественные работы и временное трудоустройство, стажировка выпускников под руководством наставников, содействие трудоустройству инвалидов за счет оснащения специальным оборудованием рабочих мест, оказание содействия развитию малого предпринимательства безработных граждан;

  • Целевая программа “Развитие малого и среднего предпринимательства в г. Клинцы (2009-2011 годы)”. Статьей 11 Федерального Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” на органы местного самоуправления возложена обязанность проведения анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию. Они также должны осуществлять прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях 

  • муниципальных образований, оказывать содействие деятельности некоммерческих организаций (в том числе и их структурных подразделений), которые выражают интересы субъектов малого и среднего предпринимательства. Поэтому была разработана и утверждена постановлением администрации города Клинцы в октябре 2008 года ведомственная целевая программа “Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Клинцы (2009-2011 годы)”. В городе Клинцы прогнозируется ежегодный рост числа субъектов малого предпринимательства и численности работающих в них;

  • Целевая программа “Проведение капитального ремонта много-квартирных домов на территории городского округа “город Клинцы”” – реализация этой программы проводится в рамках выполнения Федерального Закона от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ “О фонде содействия реформированию ЖКХ”. По программе в 2009 году было отремонтировано 22 многоквартирных дома на сумму 113,6 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета – 100,3 млн. рублей, областного бюджета – 4,5 млн. рублей, местного бюджета – 2,6 млн. рублей, средств населения – 5,6 млн. рублей.;

  • Адресная программа “Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа “город Клинцы”” – в 2009 году объем финансирования составил 9,6 млн. рублей, за счет средств которой приобретено 8 квартир общей площадью 352 кв. метра;

  • Целевая программа “Улучшение обеспечения населения города Клинцы водоснабжением”;

  • Ведомственная целевая программа “Материально-техническое обеспечение лечебных учреждений города Клинцы на 2009-2011 годы”. Реализация приоритетного национального проекта 

  • “Здоровье” положительно повлияла на уровень обеспеченности городских лечебных учреждений медицинским оборудованием, дальнейшее развитие профилактической направленности здравоохранения, доступности медицинской помощи. Большой объем работ выполнен лечебными учреждениями по таким мероприятиям приоритетного национального проекта “Здоровье”, как проведение специализированной диспансеризации, дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, работников бюджетной сферы, работающих граждан. Активно проводилась вакцинация населения. В результате доля населения, охваченного профилактическими осмотрами, увеличилась в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 31 %. В настоящее время в городском здравоохранении широко используются высокотехнологичные методы диагностики и лечения, в частности, эндоскопическая хирургия и гинекология. В 2009-2011 годах приобретение медицинского оборудования осуществляется в соответствии с ведомственной целевой программой “Материально-техническое обеспечение (оборудование) лечебных учреждений города Клинцы на 2009-2011 годы”;

  • Долгосрочная целевая программа “Энергосбережение Брянской области”;

  • Продолжается реализация приоритетных национальных проектов.

Таким образом на территории города Клинцы реализуется достаточно большое количество целевых программ. Однако финансируются данные программы как правило из федерального и регионального бюджетов, что говорит о необходимости наращивания собственной доходной базы города.


3. Анализ комплексного инвестиционного плана развития моногорода Клинцы на 2010–2014 годы
Комплексный инвестиционный план развития моногорода Клинцы на период 2010- 2014 годы разработан в соответствии с:

  1. Федеральным законом РФ от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ”;

  2. Стратегией социально-экономического развития Брянской области до 2025 года, утвержденной Постановлением администрации Брянской области от 20 июня 2008 года №604.

  3. Программой социально-экономического развития города Клинцы на 2009 - 2011 годы, утвержденной решением Клинцовского городского Совета народных депутатов от 3 декабря 2008 года № 3-1/612.

Главной целью комплексного инвестиционного плана является создание условий для обеспечения экономической и социальной стабильности города Клинцы на основе наиболее эффективного использования его ресурсного потенциала и производительных сил.

В основу комплексного инвестиционного плана развития моногорода Клинцы на 2010-2014 годы положена идея о необходимости осуществления активной деятельности по формированию благоприятных условий для развития предприятий малого и среднего бизнеса, местной промышленности, созданию инновационных производств.

В результате моногород должен снизить зависимость от градообразующего предприятия, развить инновационную экономику, и, в конечном счете, достичь устойчивого, экономически эффективного, социально ориентированного и экологически сбалансированного - развития города.

К 2014 году город должен сформировать диверсифицированную 

экономику, сферу услуг, малый и средний бизнес. Клинцы трансформируется в город с более комфортной средой обитания, развитым сектором услуг, высоким уровнем качества жизни населения.

Представим на рисунке 2 источники финансирования реализации комплексного инвестиционного плана города Клинцы (КИП).

Рисунок 2 - Источники и объемы финансирования КИП моногорода Клинцы
Рассмотрим структуру комплексного инвестиционного плана развития моногорода Клинцы на 2010-2014 годы.

В 1 главе комплексного инвестиционного плана были сформулированы основные проблемы, которые противодействуют поступательному развитию города Клинцы:

  1. Неудовлетворительная демографическая ситуация - сохраняющаяся тенденция ежегодного сокращения численности населения города.

  2. Низкий уровень финансирования учреждений социальной и жилищно-коммунальной сферы, не позволяющий в полной мере решать проблемы города по вопросам местного значения:

  • 

  • развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства,

  • развития образования;

  • развития физической культуры и спорта;

  • привлечения квалифицированных специалистов для работы в лечебных учреждениях;

  • улучшения материально-технического обеспечения лечебных учреждений.

  1. Низкий уровень среднедушевых доходов населения города.

  2. Значительный износ основных фондов промышленности, энергетики, дорожного и жилищно-коммунального хозяйства.

  3. Неудовлетворительные жилищные условия работников бюджетной сферы, молодых семей, жителей, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде.

  4. Низкая инвестиционная активность на территории города при недостатке собственного инвестиционного потенциала.

  5. Несоответствие структуры местной промышленности требованиям социально ориентированной рыночной экономики;

  6. Наличие градообразующего предприятия;

  7. Отставание уровня развития сферы обслуживания;

  8. Слабость собственной налоговой базы и, как следствие, сильная зависимость от областного бюджета и финансирования мероприятий из федерального бюджета;

  9. Несоответствие инфраструктуры ЖКХ и инженерного оборудования санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.

Данные проблемы были сформулированы на основе анализа социально экономического положения города Клинцы, а именно проводился анализ: анализ демографической ситуации, трудовых ресурсов, ситуации на рынке труда и в сфере занятости населения; анализ финансово-экономического положения и технологических связей ведущего предприятия моногорода 

Клинцы; производилась характеристика экономического состояния и диагностика платежеспособного спроса на работы и услуги городских предприятий и малого бизнеса; был произведен анализ кадровой, материально-технической и финансовой обеспеченности в сфере здравоохранения, образования, ЖКХ, транспорта и других системообразующих отраслях социальной сферы, а также было изучено состояния бюджетной системы моногорода, на предмет выявления критических рисков для исполнения бюджетных обязательств.

Во 2 главе КИП были рассмотрены возможные сценарии развития города и реализации КИП. При выработке видения желаемого будущего и выборе целей дальнейшего развития были разработаны и проанализированы два сценария развития: инерционный (пессимистичный) и оптимистичный. В качестве основных факторов, определяющих различия в содержании сценариев, выступали внешние факторы: конъюнктура спроса и цен на продукцию градообразующего предприятия и возможность получения финансовой поддержки с федерального и регионального уровня для преодоления монопрофильного характера экономики города и развития его инфраструктуры.

Анализ показал, что реализация инерционного (пессимистичного) сценария, предполагающего сохранение неблагоприятных внешних условий для развития градообразующего предприятия и отсутствие финансовых ресурсов для диверсификации экономики города и модернизации его инфраструктуры неизбежно приведет к деградации местного сообщества г. Клинцы.

Оптимистичный сценарий предполагает направленность на инновационную экономику, повышение спроса и цен на конкурентоспособную продукцию предприятий, что обеспечит повышение их финансовой устойчивости; реконструкцию действующих и открытие новых производств, что приведет к диверсификации экономики и занятости на территории моногорода Клинцы в целом; активное развитие малого и 

среднего бизнеса, что позволит создавать новые рабочие места в сфере туризма и рекреации, предоставлении бытовых услуг, развитии жилищно-коммунального комплекса, сферы социальных услуг. Социально-экономическое развитие моногорода по оптимистичному сценарию предполагает также финансовую поддержку со стороны государства для реализации проектов, предусматриваемых в КИП. Таким образом, базовым сценарием для Комплексного плана был выбран оптимистичный план развития, обеспечивающий наибольшую степень достижения целей и результатов.

В 3 главе КИП был рассмотрен перечень мероприятий, которые будут реализовываться в городе, а также была дана оценка инвестиционного климата в городе и направлений его улучшения. Считается, что основной целью инвестиционной политики города должно стать поощрение вложения отечественного и иностранного капитала в приоритетные отрасли экономики города за счет предоставления налоговых льгот, гарантий по наиболее эффективным инвестиционным проектам, совершенствование системы правового регулирования, обеспечение гарантий безопасности инвестору при работе. Закон “Об инвестиционной деятельности в Брянской области” дополняет и расширяет существующую законодательную базу, регулирующую отношения возникающие в процессе инвестиционной деятельности между ее субъектами для обеспечения роста и повышения эффективности их использования. В законе определены направления стимулирования, льготы инвесторам, предприятиям и ор

ганизациям, гарантии инвестиций и другие положения, регулирующие права города по сти

мулированию инвестиционной деятельности.

Клинцовская городская администрация в целях создания реальных условий для роста экономического потенциала принимает меры по созданию благоприятного инвестиционного климата. Клинцовским городским Советом народных депутатов утверждено Положение о налоговых льготах инвесторам на территории г. Клинцы, предусматривающее снижение ставки 

земельного налога на 50%. Таким образом, в городе проводится планомерная работа по улучшение инвестиционного климата.

В 4 главе КИП происходит деление всех проектов на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Рассмотрим данную классификацию.
^

Краткосрочные мероприятия (реализуются в течение года):


  • мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда,

  • развитие малого и среднего предпринимательства,

  • капитальный ремонт жилого фонда,

  • обеспечение устойчивого социально-экономического развития моногорода (повышение капитала города, рост финансовой обеспеченности и социальных показателей населения).
^

Среднесрочные мероприятия (реализация намечается в срок от 1 до 3 лет):


  • модернизация жилищно-коммунальной инфраструктуры;

  • модернизация и строительство жилищного фонда;

  • модернизация транспортной инфраструктуры;

  • диверсификация и повышение конкурентоспособности экономики моногорода перепрофилирование экономики моногорода, уход от монопрофильности города (сокращение доли градообразующего предприятия в общем объеме производимых товаров и услуг), перевод города в зону управляемых рисков.

Долгосрочные мероприятия (реализация займет более 3 лет) – мероприятия, направленные на модернизацию градообразующего предприятия, (перепрофилирование экономики моногорода).


В главе 5 КИП определена структура управления реализацией комплексного инвестиционного плана на территории города. Представим эту структуру на рисунке 3.



Рисунок 3 – Структура управления КИП развития г. Клинцы
Организация управления КИП и контроль за ходом ее реализации требует согласованности действий. Общее руководство и контроль за ходом реализации КИП осуществляет отдел экономики и комплексного планирования Клинцовской городской администрации.

Ежегодно проводится согласование объемов финансирования на очередной финансовый год и на весь период реализации КИП.

Обеспечивается контроль за эффективным и целевым использованием выделяемых финансовых средств, за качеством проводимых мероприятий, за выполнением сроков их реализации, исполнением договоров и контрактов.

Осуществляется сбор периодической отчетности о ходе выполнения программных мероприятий с представлением соответствующей информации руководству Клинцовской городской администрация.



Завершающей главой КИП выступает 6 глава “Ожидаемые результаты”. Главным результатом реализации КИП должен стать социальный эффект:

  • улучшение экономических условий;

  • повышение занятости и реальных доходов населения;

  • обеспечение условиями проживания, объектами социальной инфраструктуры, товарами и услугами.

В результате выполнения КИП, решения задач и достижения целей, поставленных на период до 2014 года, экономическая и социальная сфера должны выйти на качественно новый уровень, обеспечивающий улучшение качества жизни населения, проживающего на территории города. Реализация КИП позволит создать условия для проведения на территории города Клинцы социальной политики, обеспечивающей благополучие и достойную жизнь населения. Будет решен комплекс задач в сфере здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, жилья, жилищно-коммунального обслуживания и занятости населения. Будет обеспечено сохранение и создание новых рабочих мест, рост производства, выпуск конкурентоспособной продукции. Реализация программных мероприятий в сфере потребительского рынка будут способствовать улучшению уровня обслуживания населения, созданию новых рабочих мест. Инвестирование в основной капитал собственных и заемных средств промышленными предприятиями и предприятиями малого бизнеса укрепит их материально-техническую базу, позволит увеличить объемы производства товаров, работ и услуг, обеспечит сохранение и создание новых рабочих мест, рост заработной платы, увеличит налоговые поступления в бюджет.

Завершается комплексный инвестиционный план приложениями и таблицами, в которых указаны сроки и источники финансирования конкретных проектов.

После формирования комплексного инвестиционного плана развития моногорода Клинцы состоялись публичные слушания по проекту. На 

основании статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, статьи 18 Устава городского округа “город Клинцы Брянской области”, “Положения о порядке проведения публичных слушаний в городском округе г. Клинцы” и по итогам публичных слушаний от 10 июня 2010 года по вопросу утверждения “Комплексного инвестиционного плана развития моногорода Клинцы на 2010-2014 гг.”, 18 июня 2010 года Клинцовский городской Совет народных депутатов решил утвердить к реализации комплексный инвестиционный план.

Таким образом, можно отметить, что в условиях ощущения последствий мирового финансового кризиса в городе вскрылись все риски связанные с монопрофильным производством. Поэтому для ослабления этих рисков необходим поворот к диверсифицированной экономике города.


Скачать файл (92.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru