Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Методы работы с учебником биологии на уроках и внеурочных занятиях - файл 1.doc


Контрольная работа - Методы работы с учебником биологии на уроках и внеурочных занятиях
скачать (203 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc203kb.18.12.2011 06:47скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...



Содержание:
Введение..................................................................................................3

  1. Методы работы с учебником биологии на уроках...........................

1.2.Методы работы с учебником биологии на внеурочных занятиях

Заключение............................................................................................29

Список литературы...............................................................................31
Введение.
Главным и самым первым источником научной информации в деятельности школьника является учебник. Овладение учащимися умением рационально работать с учебником – важное условие для успешного самостоятельного выполнения заданий на уроке и дома, самообразования. В процессе работы с учебной книгой формируются умения осуществлять различные мыслительные операции, делать мировоззренческие выводы, устанавливать связь теории с практикой. Сформированность умения работать с учебником позволяет экономнее использовать учебное время, как на уроке, так и при подготовке домашнего задания.

Задача педагога - заложить такой опыт работы с учебником, который мог бы быть использован в освоении любой системы научных знаний.

Овладение умением работать с учебником идёт через самостоятельную и коллективную деятельность учащихся и представлена в виде системного формирования приёмов работы с книгой. В процессе коллективной работы каждый ученик старается сделать задание быстрее, лучше и интереснее.

Главная точка опоры в работе с учебником на уроках биологии – запас ранее усвоенных знаний и сведений, а рычаг – познавательный аппарат, умение и опыт использования его, заинтересованное отношение ученика, его устойчивость, воля, целеустремлённость. Познавательную деятельность учащихся по предмету «Биология» строится через формирование специальных умений: ориентироваться в учебнике, работать с текстом, биологическими терминами, читать и анализировать иллюстрации, рисунки, схемы, таблицы, работать с инструктивными карточками учебника.

Осознание учащимися целей самостоятельной работы с учебником до собственных потребностей ведет к самообразованию, которое является частью непрерывного образования, а оно, в свою очередь, имеет цель обеспечить каждому человеку творческое обновление, развитие и совершенствование как личности, субъекта деятельности на протяжении всей жизни.

Так как содержание школьного предмета биологии отражено в учебнике, являющемся одним из важных источников знаний и средством обучения учащихся, то при системном и систематическом использовании его в учебно-воспитательном процессе возможно увеличение доли самостоятельности учащихся в приобретении знаний из него, при выработке умений работы с ним и отношений к изучаемому материалу, а также возможно приобщение школьников к самообразованию. Это определяет актуальность выбранной темы исследования: Работа с учебником биологии на уроках и во внеурочной деятельности.

^ Целью нашего исследования является изучение особенностей использования учебников на уроках биологии и во внеурочной деятельности учащихся.

Для реализации этой цели нам необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать работы специалистов - методистов, посвященных проблеме использования учебников на уроках биологии и во внеурочной деятельности учащихся.

2. Выявить различные способы и возможности использования учебников на уроках биологии и во внеурочной деятельности учащихся.

3. Разработать рекомендации по использованию учебников на уроках биологии и во внеурочной деятельности учащихся.


1.1. Методы работы с учебником биологии на уроках.

В условиях, когда учитель имеет возможность выбора из большого числа учебников, приходится констатировать факт, что работа с учебником, учебным текстом, не всегда является формой учебной деятельности, часто используемой на уроке, тогда как учебник – это средство обучения, имеющееся у каждого ученика. Для активизации процесса учебного познания необходим поиск эффективных приемов работы с текстом учебника, организация деятельности с ним на уроке, а не только при выполнении домашних заданий.

Хотелось бы обратить внимание на три основных аспекта при организации работы с текстом учебника1:

• гуманитарный аспект – понимание текста – понимание мира, познание мира;

• дидактический аспект – формирование умений работать с информацией. Научить учащихся работать с текстом, т.е. извлекать информацию, подлежащую усвоению – одна из ключевых компетентностей, которой должен владеть ученик!

• развивающий аспект – развитие мыслительных операций на основе осмысленного восприятия и манипуляций с текстом.

Особенно важно систематически использовать учебник в школьном курсе биологии с 6 класса с тем, чтобы при дальнейшем изучении данного предмета эта работа велась также систематически. При этом сформированность элементарных умений и навыков работы с учебником у учащихся средних классов явится основой для формирования более сложных умений этой работы у старшеклассников, что повлечет за собой развитие у них самостоятельности и готовности к самообразованию.

Используя эффективную методику обучения по системному и систематическому использованию учебника на уроках биологии, можно улучшить учебно-воспитательный процесс, то есть увеличить самостоятельность учащихся в приобретении знаний, развитий умений и отношений к природе и обществу, а также выработать у них приемы приобщения к самообразованию.

Мы исходили из того, что понимаем под системой совокупность элементов учебной деятельности, обеспечивающую учащихся сформированными знаниями, умениями и отношениями к природе в учебно-воспитательном процессе урока.

Систему использования учебника на уроках биологии считаем открытой, потому что начатое в начальных классах формирование приемов работы с учебником продолжается в 6 классе, но на более высоком уровне, а затем сформированные до умений приемы переносятся учащимися на новое содержание учебного предмета биологии следующих классов, где они пользуются ими в самообразовательной деятельности2.

Так как система использования учебника является частью общей системы учебно-воспитательного процесса на уроке, то она обусловлена целями обучения, возможностями содержания учебников биологии, спецификой отдельных тем и подготовленностью учителя.

В то же время, система отражает место учебника и его роль в учебном процессе на современном этапе. Учебник является системообразующим компонентом учебно-методического комплекса предмета биологии.

Мы считаем, что конечной целью использования учебника на уроке является подготовка школьников к самообразованию путем научения их умениям работы с учебником и переносу этих умений на любую другую литературу, путем воспитания при этом потребности в знаниях и желании применять их на практике, и выражать знания через отношения к природе, обществу.

Исходя из этого, учащиеся должны четко представлять себе структуру учебника и научиться работать с ее компонентами. Известно, что основное содержание учебника представлено различными видами текстов и внетекстовым методическим аппаратом.

^ Умение ориентироваться в учебнике.

Развитие данного умения предполагает:

уметь называть основные части учебника и объяснять роль каждой из них;

по оглавлению определять содержание глав;

находить быстро параграфы изученного и незнакомого учебного материала, сведения по тому или иному вопросу;

использовать изложенные в статье «Как работать с учебником» сигналы – символы, шрифтовые выделения.

Впервые к работе с учебником биологии школьники приступают в 6 классе. С первого урока направляю усилия на формирование умений ориентироваться в учебнике. Для этого предлагаю задания: выяснить, что такое титульный лист учебника, о чём он рассказывает. При этом происходит знакомство с названием книги, авторским коллективом, годом и местом издания и в каких классах школы он будет изучаться. Далее идёт работа со статьёй «Как работать с учебником», при этом рассматриваются и объясняются условные обозначения, сигналы-символы. Эти знания важны, т.к усвоение их, в дальнейшем, позволит экономить время на уроке. Важным считаю и умение пользоваться аппаратом ориентировки учебника, знать особенности оглавления и значения шрифтовых выделений. Всё это позволяет учащимся составить представление о содержании и структуре учебника, его главах, соотношении его различных частей, выявить основные рубрики, оперативно найти нужные страницы.

Работу с оглавлением организую с помощью вопросов и заданий типа:

-сколько глав в учебнике;

-сколько параграфов во главе;

-укажите с помощью оглавления номера страниц, на которых раскрывается тот или иной вопрос;

-пользуясь оглавлением, определить основное содержание главы.

Эти вопросы я использую не только на вводном уроке, но и при изучении каждой новой главы, т.к эта работа организует учащихся и привлекает их внимание к новому материалу.

^ Умение работать с текстом учебника

Данное умение предполагает:

-развитие способностей быстро читать и понимать текст;

-выделять главные мысли;

-пересказывать содержание параграфа;

-подбирать материал для ответа на вопрос;

-составлять схемы – свёрстки;

-заполнять таблицы;

составлять план и конспект учебной статьи;

-составлять разноуровневые вопросы к тексту;

использовать приобретённые знания для решения познавательных задач;

резюмировать информацию.

Известно, что самую важную и большую по объёму, значительную по смысловой нагрузке часть учебника составляет текст. За время работы в школе заметила, что значительная часть учащихся в классах затрудняются при пересказе не только длинных и сложных текстов, но и достаточно простых и коротких. Это свидетельствует об ослабленной памяти. Такие дети нуждаются в специальных опорах, благодаря которым они обретают уверенность в своих ответах. Изучив технологию В.Н. Зайцева, я ввела в свои уроки «самарский вариант» пересказа коротких текстов. Его можно использовать на разных этапах урока. Пересказ «по-самарски» предусматривает последовательное выполнение шести упражнений по 1-2 минуты каждое:

-чтение отрывка текста длительностью по 1-2 минуты;

-осознание и осмысление прочитанного (ответы на вопросы учителя);

-запись на доске 4-7 ключевых слов (по выбору учеников);

-образцовый пересказ текста отличником и прослушивание его классом;

-жужжащий пересказ в парах;

-пересказ текста слабым учеником (приложение № 1)

Замечено, что ежедневно повторяемый цикл упражнений способствует всё лучшим и лучшим ответам учеников. Ради экономии времени тренировку можно проводить по текстам домашнего задания. В этом случае опускаю первые два упражнения и начинаю работать сразу с записи ключевых слов.

Наиболее важные тексты требуют значительной работы по осмыслению логичности материала с опорой на план и здесь часто учителями допускается традиционная ошибка: не используя пересказа «по-самарски», сразу переходят к составлению плана, не считаясь с тем, что для средних, а тем более слабых учащихся это не по силам. Обучая пересказу коротких текстов, постепенно перехожу от простого к сложному через логичный и лаконичный пересказ к краткому и точному изложению большого объёма учебного материала.

За годы работы в школе я поняла, что способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. И помощником в решении этой проблемы на уроках биологии у меня выступает синквейн. Слово синквейн произошло от французского числительного «пять». Это стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанных по правилам. Синквейн требует изложения большого объёма учебной информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определённому поводу.

Знакомство учащихся с синквейном начинаю с первых уроков в 6 классе, объясняя, как пишутся такие стихотворения:

Первая строчка – название темы одним словом. Чаще всего это существительное, но может быть местоимение.

Вторая строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях. Для работы над второй строчкой выслушиваю мнения детей и записываю на доску все их предложения. Затем совместно выбираем два наиболее точных слова.

Третья строчка – это три глагола, показывающие действия в пределах темы. Работа над ней идёт также как и над второй строкой.

Четвёртая строчка – фраза их четырёх – пяти слов, показывающая отношение автора к этой теме. Выбираем её коллегиально.

Пятая строчка – завершение темы. Это синоним слова в первой строке, выраженный любой частью речи.

В результате такой последовательной работы с текстами учебников в 6-8 классах у учащихся получаются следующие синквейны (приложение № 2).

Значительное место в организации деятельности учащихся занимает работа по составлению плана, статьи или параграфа, т.к это способствует систематизации материала. Это довольно сложная деятельность и она вызывает у «слабых» и у «средних» учащихся большие трудности. Как правило, именно у таких детей пункты плана не отражают содержания, не связаны друг с другом по смыслу, состоят из вопросительных предложений. По такому плану тяжело связно пересказать содержание. Обучение составлению плана начинаю с 7 класса. Знаю из опыта, что этот навык тяжело вырабатывается и приживается, поэтому прибегаю к хитрости, ненавязчиво заинтересовывая детей. Задания по составлению плана называю «кустик идей». В чём же смысл этого метода?

Любую информацию можно изобразить в виде небольшой логической схемы. Она поможет выделить главное и второстепенное, лучше запомнить и воспроизвести информацию. Эта схема напоминает куст, где есть центр (ствол), есть главные и второстепенные ветви. Этот приём интересен, он увлекает детей, помогая им думать, систематизировать и структурировать мысли. Обучение приёму веду коллективно, выслушиваю мысли детей и составляю «куст» на доске. В дальнейшем, рассматривая подробно с детьми схему на доске, веду беседу: «Не правда ли, наш «куст» похож на пункты плана? Это те несколько смысловых блоков, на которых держится текст. А на каждой ветке – ягодки-идеи, раскрывающие, расширяющие и углубляющие смысловые блоки (пункты плана)». Так ненавязчиво ввожу в урок умение составлять простой и сложный план. В дальнейшем эта работа идёт в парах и индивидуально и дети по своему «кустику идей» делают пересказ (приложение № 3).

После того, как учащиеся овладевают умением выделять главные мысли и находить ответы на вопросы, учу их составлять вопросы к тексту. Обучение приёму составления вопросов начинаю с анализа вопросов к параграфу учебника. Делаю это в игровой форме, условно предлагая детям разделить вопросы на «тонкие» и «толстые». «Тонкий» вопрос – это простой вопрос, конкретный, фактологический. Ответ на него односложный и чёткий – «да», «нет». «Толстый» вопрос – предполагает развёрнутый подробный ответ с объяснением, это часто проблемный вопрос. Правило составление вопросов выношу в соответствующую таблицу «Банк вопросов» (приложение № 4). Данный приём работы с книгой по формированию вопросов – дело сложное и учатся этому школьники на всех ступенях обучения.

Считаю, что формирование приёмов работы с учебной книгой относится к жизненно важным, т.к. позволяет учащимся продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями в повседневной жизни. Овладевая содержательной стороной информации, учащиеся сопоставляют её с имеющимися знаниями, оценивают её значимость, подтверждают истинность своими примерами. Это говорит о том, что систематическая работа с учебником на уроках биологии не только формирует информационные компетентности учащихся, но и оказывает непосредственное влияние на повышение качества знаний и уровень интеллектуального развития школьников.

Для достижения целей и решения задач модернизации общего биологического образования необходимо совершенствовать процесс обучения биологии. Одним из важнейших направлений этой работы является разработка целостной системы представлений о школьном учебнике как содержательной модели обучения биологии.

• 2. При создании новых и совершенствовании существующих учебников

биологии целесообразно руководствоваться научно-методической концепцией, включающей в себя теоретическое обоснование основополагающих идей и закономерностей конструирования школьного учебника биологии, раскрывающей комплекс его функций и объясняющей процессуальную направленность современного школьного учебника биологии. 3. При построении теоретической модели школьного учебника биологии

• системообразующим фактором выступает содержание общего биологического образования на уровне учебного предмета.

4. Ведущими принципами формирования содержания общего биологиче- ского образования являются:

- принцип соответствия содержания общего биологического образования потребностям общества;

- принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения;

- принцип структурного единства содержания на всех уровнях его формирования.

5. Обязательными элементами содержания школьного учебника биологии являются:

- предметные научные знания;

- способы деятельности;

- опыт творческой деятельности;

- опыт ценностных отношений.

6. В школьном учебнике биологии все элементы содержания конкретизируются и разворачиваются в виде учебного материала.

При организации работы учащихся с различными структурными компонентами учебника мы выделили три группы приемов3:

1 группа — приемы работы с аппаратом ориентировки в содержании учебника: введением, оглавлением, условными обозначениями к заданиям, инструкцией «Как пользоваться учебником»;

2 группа — приемы работы с текстом;

3 группа — приемы работы с аппаратом усвоения учебного материала и организации учебной деятельности учащихся: вопросами, заданиями, иллюстрациями, инструкциями к практическим работам.

Усвоение приемов первой группы предполагает развитие у учащихся умений ориентироваться в учебнике, быстро находить необходимый материал в тексте, запоминать главное из основного текста. Эти умения мы обозначили как «организационные», так как они используются для организации внимания и учебной деятельности учащихся.

Приемы второй группы включали при изучении школьниками текстов учебника в процессе приобретения биологических знаний и воспитания позитивных отношений к природе путем анализа, сравнения, классификации изучаемого материала, установления причинно-следственных связей и доказательства по тексту, оценки текста на полноту содержания и т.д. Формируемые умения этой группы именуются как «интеллектуальные», способствующие развитию мыслительной деятельности учащихся.

Усвоение приемов третьей группы направлено на формирование у школьников умений практического характера — уметь самостоятельно выполнить практическую работу по инструкции учебника, готовить опыт к демонстрации, находить ответ на вопрос, составлять схемы, таблицы, пользоваться рисунками. Умения данной группы условно называют «практическими».

В формировании каждого умения соблюдаются следующие этапы: воспроизведение, применение в знакомой и в новой ситуациях. От этапа к этапу увеличивается самостоятельность учащихся в оперировании умениями путем постепенного уменьшения руководства учителем познавательной деятельностью учащихся. При формировании умений работать с учебником учащимся предлагаются задания с нарастающей трудностью4.

На I этапе формирования каждого умения перед учащимися раскрывается его содержание и значение в воспитании культуры учебного труда, в самообразовании, вводится дефиниция (определение) приема, они знакомятся с инструкцией, отражающей последовательность действий и операций, присущих каждому умению. Учащиеся воспроизводят действия, выполняя задания репродуктивного характера по образцу действий учителя.

На II этапе ученики закрепляют действия при систематическом выполнении задания по инструкциям, затем переходят к упражнениям по аналогии, при необходимости обращаясь за помощью к учителю. Инструкция в этих случаях используется в качестве ориентировочной основы действий учащихся.

На III этапе ученикам предлагаются задания продуктивного, творческого характера. При этом необходимо создать такие условия, которые побуждали бы их самостоятельно составлять ориентировочную основу действия в виде плана предстоящей деятельности, а затем действовать по нему, то есть обучение учащихся осуществляется по III типу ориентировки . Таким путем производится перенос способа действий на новый объект, на более сложный материал.

В процессе обучения следует использовать такие приемы работы с учебником, которые:

- осуществляют реализацию основных функций учебника (обучающую, воспитывающую и развивающую) и способствуют формированию у учащихся биологических знаний, учебных умений и позитивных отношений к природе;

- направлены на развитие самостоятельности в добывании знаний;

-обеспечивают тесную связь между умственной и конкретной практической учебной деятельностью; приобщают учащихся к самообразованию.

В ходе обучения следует учитывать, что не весь информативный текст подлежит усвоению. Приемы использования учебника должны быть направлены на изучение основной сущности учебного материала, представленного в виде биологических понятий, на развитие творческого чтения учебника с выходом за его пределы на дополнительную литературу.

При формировании понятий необходимо опираться на теорию развития биологических понятий, разработанную в методике преподавания биологии Н. М. Верзилиным5 и другими авторами. При этом соблюдается поэтапность этого процесса:

- Накопление и развитие опорных знаний (фактов, соподчиненных понятий).

  • Интеграция (синтез) элементов содержания и определение (выведение) на этой основе понятия.

  • - Использование сформированного понятия как целостного знания по пути абстрагирования и дальнейшего развития (углубления) и расширения понятия.

- Соотнесение с системой понятий.

В процессе обучения также следует формировать приемы работы с учебником, направленные на решение воспитательных задач. С этой целью учащимся предлагают такие задания по работе с учебником, которые способствуют актуализации знаний, обладают воспитывающим потенциалом. При этом учащиеся включаются в обсуждение текстов для выработки у них собственных взглядов и убеждений на природу и общество; осуществляется вычленение воспитывающего элемента в содержании учебника на уровень отдельных познавательных задач.

Вместе с тем, материал учебника - это не только содержание информации, но еще и отражение учебной деятельности, направленной на выполнение заданий и решение вопросов. Все это учащимся следует усвоить при работе с учебником таким образом, чтобы оно стало достоянием личности. Следует так же включать приемы работы с учебником, способствующие развитию самостоятельности учащихся в приобретении знаний, с целью приобщения их к самообразованию6.

В ходе обучения можно применять традиционные приемы работы с учебником, такие как выделение главной мысли текста учебника, составление плана параграфа, заполнение схем, таблиц на основе текста учебника и другие, которые обеспечивают усвоение знаний и умений воспроизводящей, исполнительской деятельностью, когда ученик ориентируется на прочное запоминание и текстовое воспроизведение учебника.

В то же время при использовании учебника следует включать учащихся и в преобразующую деятельность, для которой характерно самостоятельное добывание знаний из учебника, перестраивание ранее полученных знаний и умений, осуществление широкого переноса сформированных приемов на решение новых учебных практических задач.

Формирование знаний, умений и отношений считаем необходимым осуществлять в единстве, стремясь при развитии одного компонента содержания образования осуществлять развитие другого.

В процессе обучения на уроках биологии следует поставить учащихся в положение необходимости и заинтересованности заниматься самообразованием. Считаем, что возможности развития стремления к самообразованию заложены в содержанки биологического образования.

К признакам самообразовательной деятельности относятся:

- высокий уровень активности и самостоятельности познания учащихся;

- добровольность в приобретении новых знаний;

- совпадение целей и мотивов познавательной деятельности;

- избирательный характер по сравнению с учебным познанием;

- целенаправленность, системность и планомерный характер этой деятельности7.

Реализацию этих признаков рекомендуем осуществлять через: 1.систематическое формирование и развитие умений самостоятельной работы с учебником при овладении учащихся алгоритмами действий, составляющих каждое умение;

2. включение учащихся в поисковую деятельность в работе с учебником, которая создает благоприятные условия для развития познавательной самостоятельности;

3. использование, кроме учебника, дополнительных источников знаний: книг для чтения по различным разделам биологии, определителя растений, насекомых, рыб, и другой научно-популярной литературы;

4. включение элементов занимательности в учебный процесс, что вызывает эмоциональную увлеченность, развитие познавательного интереса.

Известно, что показателями общей культуры личности являются потребность в самовоспитании и самообразовании и готовность включиться в эти процессы. Поэтому рассматриваем самообразование как составную часть и условие расширения системы ценностей духовного облика личности. Чтобы самообразование стало одним из качеств личности, необходимо побуждать каждого школьника самостоятельно приобретать знания, осмысливать их, превращая знания в убеждения.

В целях воспитания убеждений и позитивных отношений учащихся к природе при обучении биологии в процессе использования учебника на уроке предусматривается развитие у учащихся:

- знаний о нормах поведения в природе;

- оценочных суждений о значении биологических знаний для обоснования взаимоотношений человека с природой;

-общественной активности, участия в общественно полезных делах по охране природы.

Эти направления обучения осуществляются путем:

- применения специальных вопросов и заданий к текстам учебников биологии, успешное решение которых убеждает учащихся в ценности и действенности биологических знаний;

- ознакомления школьников с фундаментальными основами биологии, отраженными в учебниках, с ее гуманистическим характером, с диалектическим и историческим подходами к изучению биологических явлений;

- анализа текстов, представляющих воспитательную ценность, но не достаточно раскрытых в содержании учебников биологии;

- оценки учебников биологии как учебной книги в целях привлечения учащихся с демократических позиций к доработке содержания учебника и привнесения ими ценностного материала из дополнительных источников знаний;

- выработки у школьников ценностных отношений к живой природе, умений применять полученные знания в практической деятельности.8

При обучении необходимо перестраивать позицию ученика, превращая его из объекта обучения в активно действующий субъект, организующий свой процесс образования по достижению внутренне усвоенных им целей, а также необходимо формировать личностное отношение учащихся к процессу познания путем осознания его «смысла» для личности.

Таким образом, считаем возможным использовать учебник на уроках биологии в целях развития знаний, умений и отношений к природе, в чем мы видим системное систематическое формирование умений самообразовательной деятельности.

^ 1.2. Практические рекомендации по использованию учебника на уроках биологии и во внеурочной деятельности учащихся.
В школьном курсе не отводится специального времени для овладения методами и приемами учебной работы, поэтому возникает необходимость обучать этому учащихся непосредственно на уроках, одновременно отвечая на вопросы: зачем изучать биологию? что изучать в ней? как изучать? как научиться рационально изучать? как учить? Одним из приемов учебной работы является работа с учебником.

Психологи утверждают, что неспособных учеников нет. А есть дети, которые могут учиться и которые не могут учиться. Учителя имеют ясное представление о результатах усвоения школьниками пройденного материала, а каким трудом получен результат и усвоен материал – остается скрытым. Неумение учиться не обязательно приводит к неуспеваемости ученика, и поэтому не всегда обращает на себя внимание учителя. Чаще оно бывает причиной того, что школьники учатся ниже своих возможностей, либо достигают успеха ценой тяжелого труда. Очень важно научить их разумно учиться. Зачастую учащиеся учатся этому стихийно, неуправляемо, лишь подражая взрослым или своим сверстникам, заимствуя не всегда рациональные способы и приемы учения, а иногда примитивные и даже вредные (вроде зубрежки).9

Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы научить детей учиться, сформировать у них учебные навыки, в том числе приемы работы с учебником. И что удивительно, не так просто убедить учащихся, что учебник – это их помощник, что учебник является как справочником, в котором ученик может найти материал и уточнить то, что он забыл или недостаточно усвоил, так и источником новых знаний. Эффективных результатов работы с учебником можно добиться только при хорошей ее организации. Основными направлениями при работе с учебником являются следующие моменты:

  1. Работа с учебником;

  2. Работа с дополнительной литературой;

  3. Совместная работа учителя и школьного библиотекаря.

Работа с учебником проводится параллельно по двум направлениям:

  1. Работа с учебником с помощью учителя.

  2. Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника.

При этом формируются следующие навыки и умения:

  1. Уметь выделять главное в тексте, таблице, на рисунке.

  2. Сравнивать, делать обобщения, выводы по тексту.

  3. Составлять по тексту план рассказа.

  4. Составлять вопросы к тексту.

  5. Вести словарь биологических терминов по теме.

  6. Выполнять схемы, таблицы, графики по тексту учебника.

  7. Готовить сообщения, писать конспекты, “сочинения”.

  8. Работа над рефератами по определенной теме.

  9. Составлять карточки-консультанты по теме учебника.

  10. Формирование умений охватывает текст как целостность10.

Для развития умения использовать метод самостоятельной работы с книгой очень важно систематически работать с учебником на уроках. При объяснении учебного материала книгу не следует закрывать, потому что техника чтения у многих учеников низкая, поэтому необходимо детям внимательно читать вместе с учителем определения, задавать вопросы при затруднениях, выделять главные мысли параграфа, работать с рисунками, схемами, таблицами, публикуемыми в учебнике.

Применяется такая форма самостоятельной работы учащихся, как индивидуальное изучение некоторых параграфов учебника с последующим письменным выполнением заданий. Предназначенный для самостоятельного изучения материал и содержание письменной работы подбирается так, чтобы школьники в течение одного урока могли выполнить полностью все задание.

Практика показала, что после проведения трех-четырех самостоятельных работ учащиеся приобретают нужные организационные навыки и практически все справляются с заданием. Если же кто-либо испытывает затруднения, то он получает у учителя необходимую консультацию и соответствующее задание на дом.

Использование учебника на уроке способствует выработке умения самостоятельно готовиться к занятиям дома. Школьники должны знать, как составить план ответа, подготовить конспект, написать тезисы. На первом этапе педагогически целесообразно поощрять использование планов, тезисов, цитат при ответе на уроке. При этом уместно, например, в качестве дополнительного вопроса дать цитату из учебника с просьбой прокомментировать выдержку. Здесь могут быть вопросы на знание фактологического материала, вопросы мировоззренческого и методологического плана.

Необходимо обращаться к учебнику при подведении итогов изучения главы или темы, т. е. при обобщении материала. Для этого целесообразно использовать схемы, таблицы, что позволяет выделить основной материал, дает ориентировку в изученном, развивает мнемонические свойства.

Задание учителя может быть направлено на подготовку по учебнику ответов на вопросы, составление плана параграфа или его части, нахождение основных терминов, выделенных курсивом, определений, составление схем и таблиц на основе текста учебника. Например, на уроке в 6 классе на тему “Класс двудольные. Семейство Крестоцветные” учитель предлагает учащимся следующие задания по работе с учебником: прочитайте текст и дайте морфологическое описание 1-2 растений семейства Крестоцветных по плану в задании № 2, стр. 211-212 учебника.11

В 7 классе очень много интересного материала при изучении отрядов животных. Учитель делит класс на группы и дает задания. Например, при изучении темы “Класс Земноводные, или Амфибии”:

1) группа учащихся изучает Отряд Безногие. Самостоятельная работа со статьей учебника “Отряд Безногие” по вопросам: в какой части земного шара обитают червяки? Где обитают червяки? Как строение червя приспособлено к среде их обитания? На основании каких признаков строения червя относят к земноводным?

2) группа учащихся работает со статьей учебника “Отряд Хвостатые” по вопросам: каковы особенности внешнего строения хвостатых амфибий? Как передвигаются хвостатые амфибии? Как у хвостатых амфибий происходит газообмен? Как размножаются хвостатые амфибии? Как приспособлено строение хвостатых амфибий к среде их обитания?

3) группа учащихся работает со статьей учебника “Отряд Бесхвостые” по вопросам и заданиям: какие приспособления появились у бесхвостых амфибий в связи с большой степенью освоения суши? Какие особенности строения и жизнедеятельности хвостатых амфибий доказывают, что они не смогли стать сухопутными? Рассмотреть рисунок 104 и объяснить, как питается лягушка; как размножаются бесхвостые амфибии.

После работы с текстом учебника проводится беседа12.

При закреплении знаний о строении семян двудольных растений учитель может дать самостоятельную работу с текстом учебника по заданию: прочтите текст о строении семян и на его основе составьте схему строения семени фасоли.

Органической частью учебника являются рисунки, которые способствуют раскрытию и усвоению учащимися основного содержания параграфа, дополняют текст, расширяют учебную информацию. Работа с иллюстрациями весьма разнообразна и включает умения составлять рассказ по рисунку, находить нужные сведения, сравнивать изображенные объекты или процессы. Методика работы с иллюстративным материалом во многих случаях включает два этапа. На первом этапе создается представление об изображенном, осуществляется запоминание, на втором — деятельность учащихся направляется на усвоение связей между понятиями, на использование знаний в подобной и новой ситуациях.

В старших классах наиболее простая и эффективная форма работы с иллюстрациями — выполнение определенных заданий. Они могут быть самыми разнообразными. Задания по работе с рисунками на первых этапах простые. Например, в 6 классе задание: рассмотреть соответствующие рисунки и рассказать о строении клетки.

На уроке, посвященном изучению распространения плодов и семян учитель дает задание: рассмотреть рисунки учебника и ответить на вопрос, плоды каких растений изображены на рисунках и как они распространяются.

В дальнейшем задания усложняются, учитель предлагает учащимся составить рассказ по рисунку, сравнить изображенные объекты, по строению органа определить его функции, установить связь между строением и функциями, выявить черты приспособленности растительного организма к среде обитания, описать изображенный на рисунке опыт и сделать выводы.

Работу с учебником учитель проводит в сочетании с наблюдением натуральных объектов, таблиц и др., а также использует задания учебника для руководства самостоятельной работой учащихся по наблюдению за развитием растений и постановке опытов, как руководство к действию при выполнении лабораторных работ.13

Подробнее остановимся на формировании некоторых специальных умений по работе с учебником биологии14.

1. Умение ориентироваться в учебнике. Развитие данного умения предполагает:

- уметь называть основные части учебника и объяснять роль каждой из них;

- по оглавлению определять содержание глав;

- находить быстро параграфы изученного и незнакомого учебного материала, сведения по тому или иному вопросу;

- использовать изложенные в статье «Как работать с учебником» сигналы – символы, шрифтовые выделения.

Впервые к работе с учебником биологии школьники преступают в 6 классе. С первого урока учитель должен направить усилия на формирование умений ориентироваться в учебнике. Для этого предлагаются следующие задания: выяснить, что такое титульный лист учебника, о чём он рассказывает. При этом происходит знакомство с названием книги, авторским коллективом, годом и местом издания и в каких классах школы он будет изучаться.

Далее идёт работа со статьёй «Как работать с учебником», при этом рассматриваются и объясняются условные обозначения, сигналы-символы. Эти знания важны, т.к усвоение их, в дальнейшем, позволит экономить время на уроке. Важным считаем и умение пользоваться аппаратом ориентировки учебника, знать особенности оглавления и значения шрифтовых выделений. Всё это позволяет учащимся составить представление о содержании и структуре учебника, его главах, соотношении его различных частей, выявить основные рубрики, оперативно найти нужные страницы.

Работу с оглавлением можно организовать с помощью вопросов и заданий типа:

-сколько глав в учебнике;

-сколько параграфов во главе;

-укажите с помощью оглавления номера страниц, на которых раскрывается тот или иной вопрос;

-пользуясь оглавлением, определить основное содержание главы.

Эти вопросы используют не только на вводном уроке, но и при изучении каждой новой главы, т.к эта работа организует учащихся и привлекает их внимание к новому материалу.

2. Умение работать с текстом учебника. Данное умение предполагает:

- развитие способностей быстро читать и понимать текст;

- выделять главные мысли;

- пересказывать содержание параграфа;

- подбирать материал для ответа на вопрос;

- составлять схемы – свёрстки;

- заполнять таблицы;

- составлять план и конспект учебной статьи;

-составлять разноуровневые вопросы к тексту;

- использовать приобретённые знания для решения познавательных задач;

- резюмировать информацию.

Известно, что самую важную и большую по объёму, значительную по смысловой нагрузке часть учебника составляет текст. Работа с текстом предполагает:

- чтение отрывка текста длительностью по 1-2 минуты;

- осознание и осмысление прочитанного (ответы на вопросы учителя);

- запись на доске 4-7 ключевых слов (по выбору учеников);

- образцовый пересказ текста отличником и прослушивание его классом;

- жужжащий пересказ в парах;

- пересказ текста слабым учеником.

Значительное место в организации деятельности учащихся занимает работа по составлению плана, статьи или параграфа, т.к это способствует систематизации материала. Это довольно сложная деятельность и она вызывает у «слабых» и у «средних» учащихся большие трудности. Как правило, именно у таких детей пункты плана не отражают содержания, не связаны друг с другом по смыслу, состоят из вопросительных предложений. По такому плану тяжело связно пересказать содержание. При составлении плана надо учитывать,что любую информацию можно изобразить в виде небольшой логической схемы. Она поможет выделить главное и второстепенное, лучше запомнить и воспроизвести информацию. Эта схема напоминает куст, где есть центр (ствол), есть главные и второстепенные ветви. Этот приём интересен, он увлекает детей, помогая им думать, систематизировать и структурировать мысли. После того, как учащиеся овладевают умением выделять главные мысли и находить ответы на вопросы, важно научить их составлять вопросы к тексту. Обучение приёму составления вопросов начинают с анализа вопросов к параграфу учебника. Данный приём работы с книгой по формированию вопросов – дело сложное и учатся этому школьники на всех ступенях обучения15.

Нужно с самого начала не допускать, чтобы ученики читали механически, без ясного понимания прочитанного. Для этого используются разные методы обучения сознательному чтению. Но главное заключается в том, чтобы учитель обеспечил знакомство учеников с теми биологическими предметами и явлениями, о которых говорится в тексте учебника. При чтении в классе надо останавливаться на каждом труднопонимаемом слове и вопросами убеждаться, что ученики правильно его восприняли: «Что это значит?», «Как это надо понимать?», «Нельзя ли сказать по-другому?». Вопросы задаются тогда, когда ученик прочитал до точки.

Если нужно, то учитель дополняет прочитанную статью не многими, но яркими и доходчивыми словами. Он может вопросами углубить понимание содержания, обобщить его и выделить главные мысли текста.

Следует сначала давать прочитывать дома сюжетные статьи, которые читались в классе. И только после того, когда ученики приобретут навыки прорабатывать деловые статьи биологического содержания, можно и их задавать на дом. Учитель должен следить за тем, чтобы в задаваемых текстах не было незнакомых ученикам слов. Если такие слова встречаются, то необходимо их предварительно объяснить и закрепить в памяти детей правильное понимание, произношение и правописание их.

Постоянно следует приучать ребёнка к осмысленному чтению, развивать в нём способность усваивать не одни слова, но и мысли, а также ассоциировать вновь приобретаемые знания с ранее полученными представлениями. При чтении статей учебника надо также развивать у детей способность вычитываемые мысли переносить на соответственные реальные биологические объекты, развивать у них биологическое мышление.

Применение учебника также имеет целью приучить детей к самостоятельной работе над книгой вообще. Необходимость учебника вызывается следующими обстоятельствами: во-первых, для массового ученика недостаточно однократного слушания объяснения учебного материала для того, чтобы он его хорошо усвоил. Необходимо несколько раз воспринять одно и то же знание для того, чтобы его понять во всех деталях и прочно закрепить в памяти. Учитель не имеет времени одно и то же объяснять по нескольку раз. Зато ученики могут, прослушав учителя, потом прочитать материал в учебнике любое число раз.

Во-вторых, пусть ученики хорошо усвоили материал со слов учителя. Всё-таки они со временем многое, если не всё, забудут. Необходимо время от времени освежать в памяти приобретённые знания. Это можно делать по учебнику16.

Учителю необходимо приучить детей использовать книжные иллюстрации. Наблюдаются такие случаи, что тексты учебника прорабатываются учениками дома и в классе, а на иллюстрации в книге не обращается внимания; учитель полагает, что ученики сами увидят их. Полагаться на это нельзя. При классном чтении учитель должен методически проработать иллюстрации: во-первых, связать их с соответственными местами текста, во-вторых, убедиться, как ученики воспринимают рисунок, спросить, что он изображает; если нужно, пояснить надпись и т. д.

В работу с учебником входит не только чтение текстов, но и выполнение указанных в нём задач и упражнений. Обыкновенно отдельные темы в учебнике заканчиваются вопросами. Эти вопросы для учителя имеют примерное значение. Он может их дополнять, изменять, если найдёт это полезным. Но нужно добиваться того, чтобы ученики дали на них правильные ответы и выполнили указанные упражнения. Это систематизирует и закрепляет приобретённые ими знания.

Систематическое использование учебника ставит перед учителем задачу не только научить учеников осмысленно и продуктивно читать, но и правильно готовиться к пересказу прочитанного. Нужно научить учеников последовательно, сжато пересказывать самое важное из прочитанного текста. Большую помощь в этом деле может оказать составление плана. Сначала учитель составляет и записывает на классной доске, а ученики в свои тетради план содержания заданной статьи. При работе над следующей статьёй весь класс под руководством учителя составит план пересказа её. Дома ученики читают её и готовятся к пересказу по этому плану.

Так, постепенно, они научатся самостоятельно составлять план и по нему готовиться и пересказывать материал. Тогда чтение приобретёт целенаправленность и будет более эффективно. Вместе с тем это является одним из важных способов развития логического мышления и повышения культуры речи учеников. Необходимо довести до сознания учеников, что для глубокого понимания и пересказа текста необходимо его прочитать несколько раз. При повторном чтении ученики должны вдумываться в содержание статьи, сосредоточивать внимание на трудных местах и стараться хорошо понять и запомнить наиболее важное. 17

Для подготовки к пересказу статьи ученикам надо уметь бегло читать и скоро находить ответы на вопросы плана.

Следует практиковать в классе, а затем и в порядке домашнего задания, ещё следующие виды работы над учебником:

• На первых порах необходимо чтение в классе учениками вслух под руководством учителя.

• Чтение про себя для подготовки к чтению вслух. Тихое чтение проводится обычно в классе. Это проводится с разными целями: чтобы дать возможность ознакомиться с содержанием текста, чтобы найти в нём нужное место, чтобы выполнить какое-нибудь другое задание, требующее прочтения статьи. Иногда проводится тихое чтение для подготовки учеников к выразительному

громкому чтению.

• Самостоятельное чтение про себя статей в учебнике с постановкой вопросов по прочитанному материалу. Это может иметь разные цели: для выделения главных мыслей, для углубления материала, для составления плана статьи и т. д.

• Чтение про себя и выписывание из учебника важных мест и новых слов.

• Запись своими словами выводов из прочитанной статьи18.

Сначала класс под руководством учителя поупражняется делать выводы из статьи. Учитель записывает их на классной доске, а ученики переписывают себе в тетради. Постепенно ученики длжны научиться самостоятельно формулировать выводы из прочитанного.

• Составление таблиц на основе читаемого материала.

• Чтение может сопровождаться зарисовками в тетради на основе текста или иллюстраций.

Методическое обучение учеников навыкам работы над учебником, имеет важное значение. Оно научит их успешнее овладевать знаниями, изложенными в учебнике. Это разовьёт в детях любовь к книге и интерес к науке. Применение игровых приемов работы с учебным текстом способствует развитию познавательных умений учащихся. Использование следующих игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой темы:

1 . Вопрос-ответ. Быстро, внимательно прочитать текст. I вариант задает вопросы, II вариант находит и зачитывает ответ. Соревнования на лучший вопрос и лучший ответ стимулирует учащихся к чтению текста параграфа.

2. Шпаргалка. Прочитать текст параграфа и составить краткий его конспект. Затем любой из учащихся получает тетрадь и должен по данной «шпаргалки» пересказать текст.

3. Дотошный ученик. Для усвоения материала, нужно уметь запоминать самые мелкие подробности текста. Прочитайте текст и составьте список вопросов к нему. У кого этот список будет длиннее и дотошнее, тот и выиграл.

4.Части текста (по ролям). Дети должны познакомиться с текстом, потом класс делится на 4 группы (по ролям). Одна группа будет называться «введение» («учитель»), вторая - «основная мысль», третья - «заключение», четвертая - «дополнение». Играющие пересказывают текст по порядку, группа «дополнение» имеет право взять слово после любого выступления.

5.Коллективный рассказ. Дети должны познакомиться с текстом. Затем его надо пересказать (лучше по рядам) так, чтобы принимало большое число учащихся в рассказе, а также рассказ не прервался. Можно использовать дополнительную литературу.

6.Очевидное-невероятное. Прочитать текст, написать уточняющие или решающие вопросы по тексту. Затем учитель объясняет тему, а ученики задают вопросы.

7. Развитию памяти и усвоения изучаемого материала способствуют такие приемы:

- Найти конкретные детали в тексте (события, имена и т.д.)

- Выбрать высказывания наиболее полно передающее смысл текста.

-Подобрать заголовок для текста.

- Составить план прочитанного, написать краткое изложение

- Можно провести игру «Восстанови текст». Первый вариант. Каждый учащийся получает текст без начала, конца или середины, знакомятся с содержанием и пытаются догадаться, о чем могла бы идти речь в этом отрывке, который у него пропущен. Из множества отрывков, лежащих на столе, учащийся находит тот, который ему нужен. Второй вариант - каждый учащийся получает отрывок из текста и знакомится о его содержанием. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.

Формируя у школьников навыки работы с учебником, огромное значение придается дополнительной литературе. Учитель рекомендует учащимся чтение популярной и художественной литературы о растениях, о животных, об организме человека, привлекает их внимание к научно-популярным журналам. На основе научно – популярной литературы учащиеся делают доклады. Тем самым они самостоятельно учатся добывать знания из дополнительной литературы. Находят нужный материал, в классе, в школьной и детской библиотеках. Иного пути нет. Ведь жизнь постоянно ставит нас перед фактом: объем необходимых знаний быстро растет и уже невозможно делать ставку лишь на усвоение определенной суммы положений и фактов. И только умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, да и другой информации, способствует успеху. Привить это умение – задача учителя19.

Подводя итог всему вышесказанному, мы можем определить, что одним из важных навыков, которыми должны овладеть учащиеся, является формирование умения работать с книгой – учебником. В настоящее время роль учебника возрастает. Только он, в сочетании с разнообразными методами и приемами обучения может дать систему знаний. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически — необходима систематическая и разнообразная работа с ней.

Планируя работу школьников с учебником, важно иметь в виду следующее:

1. Самостоятельная работа с книгой преследует общие цели обучения, воспитания и развития: осознание теоретического материала, развитие познавательной деятельности, формирование практических умений и навыков. Она должна сочетаться с другими видами деятельности учеников: самостоятельным экспериментом, решением задач и пр.

2. Для развития интереса (формирования устойчивых мотивов) к работе с учебником необходимо применять разнообразные методические приемы, осуществлять индивидуальный подход, доводить процесс усвоения знаний до обобщений.

3. Проблема овладения умениями и навыками пользования учащимися книгой не может быть успешно решена на уроках только по одному учебному предмету. Следует планировать соответствующий вид деятельности школьников при изучении всех дисциплин, как естественных, так и гуманитарных. Учебник в состоянии объединить различные методические приемы и решения, он служит стержнем в организации учебного процесса. Каждому учителю надо использовать его как можно более оптимально. Подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение. Содержание работы, ее форма выполнения должны вызывать интерес учащихсяся, желание выполнить работу до конца20.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза, что использование учебника на уроках биологии должно проводиться систематически, учеников необходимо обучать приемам работы с книгой, что послужит развитию навыков самостоятельности и самообразования, подтверждена.


Заключение.
Главным и самым первым источником научной информации в деятельности школьника является учебник. Овладение учащимися умением рационально работать с учебником – важное условие для успешного самостоятельного выполнения заданий на уроке и дома, самообразования. В процессе работы с учебной книгой формируются умения осуществлять различные мыслительные операции, делать мировоззренческие выводы, устанавливать связь теории с практикой. Сформированность умения работать с учебником позволяет экономнее использовать учебное время, как на уроке, так и при подготовке домашнего задания.

Задача педагога - заложить такой опыт работы с учебником, который мог бы быть использован в освоении любой системы научных знаний. Овладение умением работать с учебником идёт через самостоятельную и коллективную деятельность учащихся и представлена в виде системного формирования приёмов работы с книгой. В процессе коллективной работы каждый ученик старается сделать задание быстрее, лучше и интереснее.

Главная точка опоры в работе с учебником на уроках биологии – запас ранее усвоенных знаний и сведений, а рычаг – познавательный аппарат, умение и опыт использования его, заинтересованное отношение ученика, его устойчивость, воля, целеустремлённость. Познавательную деятельность учащихся по предмету «Биология» строится через формирование специальных умений: ориентироваться в учебнике, работать с текстом, биологическими терминами, читать и анализировать иллюстрации, рисунки, схемы, таблицы, работать с инструктивными карточками учебника. Формирование приёмов работы с учебной книгой относится к жизненно важным, т.к. позволяет учащимся продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями в повседневной жизни. 21

Овладевая содержательной стороной информации, учащиеся сопоставляют её с имеющимися знаниями, оценивают её значимость, подтверждают истинность своими примерами. Это говорит о том, что систематическая работа с учебником на уроках биологии не только формирует информационные компетентности учащихся, но и оказывает непосредственное влияние на повышение качества знаний и уровень интеллектуального развития школьников.

Список литературы:
1. Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии. - М.: Просвещение, 1989.

2. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 1983.

3. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 1996.

4. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1976.

5. Дубинина Н.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику “Биология. Бактерии. Грибы. Растения”. – М. Издательский дом “Дрофа”, 2001.

6. Денисова Г.А. Удивительный мир растений. – М.: Просвещение, 1981.

7. Ишкина И.Ф. Биология. Поурочные планы. – Волгоград, 2002.

8. Ивченко С.И. Занимательно о ботанике. – М.: «Молодая Гвардия», 1969.

9. Калинова Г.С. Методика обучения биологии (6 – 7 кл.) – М.: Просвещение, 1987.

10. Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Методика обучения биологии. - М.:, Просвещение, 1989.

11. Колесов Д.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику “Биология. Человек” – М.: Издательский дом “Дрофа”.

12. Кропотова Л.А. Проектирование и анализ современного урока. – Новокузнецк, 2001.

13. Латюшин В.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику “Биология. Животные” - М.: Издательский дом “Дрофа”, 2001.

14. Луцкая Л.А., Никишов А.И. Самостоятельные работы учащихся по зоологии. – М.: Просвещение, 1987.

15. Методика обучения ботанике.// под редакцией Н.В. Падалко и В.Н. Федоровой. – М.: Просвещение, 1982.

16. Мягкова А.Н., Бровкина Е.Т. и др. Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии. - М.: Просвещение, 1988.

17. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1989.

18. Никишов А.И., Мокеева З.А., Орловская Е.В., Семенова А.М. Внеклассная работа по биологии. – М.: Просвещение, 1980.

19. Портнов М.Л. Уроки начинающего учителя. – М.: Просвещение, 1993.

20. Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии. – М.: Просвещение, 1998.

21. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 1999.

22. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии (6 – 8 классы). – М.: Издательский дом “Дрофа”, 1997.

23. Трайтак Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии. – М.: «Просвещение», 1971.


1Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии. – М.: Просвещение, 1998, с. 24.

2Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1989., с. 24.

3Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1989, с. 113.

4Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии. – М.: Просвещение, 1998, с. 64-65.

5 Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1976, с.

6 Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 1983, с. 53.

7Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1976, с. 69- 70.

8Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1976, с. 45-46.

9Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 1983, с. 72.

10Кропотова Л.А. Проектирование и анализ современного урока. – Новокузнецк, 2001, с. 43-44.

11Дубинина Н.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику “Биология. Бактерии. Грибы. Растения”. – М. Издательский дом “Дрофа”, 2001, с. 86- 87.

12Латюшин В.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику “Биология. Животные” - М.: Издательский дом “Дрофа”, 2001, с. 93.

13Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии. – М.: Просвещение, 1998, с. 58.

14Портнов М.Л. Уроки начинающего учителя. – М.: Просвещение, 1993, с. 94.

15Калинова Г.С. Методика обучения биологии (6 – 7 кл.) – М.: Просвещение, 1987, с. 58.

16Методика обучения ботанике.// под редакцией Н.В. Падалко и В.Н. Федоровой. – М.: Просвещение, 1982.

17Луцкая Л.А., Никишов А.И. Самостоятельные работы учащихся по зоологии. – М.: Просвещение, 1987, с. 32.

18 Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 1996, с. 73.

19 Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии. - М.: Просвещение, 1989, с. 37.

20 Кропотова Л.А. Проектирование и анализ современного урока. – Новокузнецк, 2001, с. 103.

21 Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Методика обучения биологии. - М.:, Просвещение, 1989,

с. 27.



Скачать файл (203 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru