Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Психолого-педагогические особенности детей с нарушением зрения - файл 1.doc


Контрольная работа - Психолого-педагогические особенности детей с нарушением зрения
скачать (2148 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc2148kb.18.12.2011 06:48скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Контрольная работа по курсу коррекционная педагогика и психология

Тема: «Психолого-педагогические особенности детей с нарушением зрения»
План
Введение……………………………3
1.Психолого-педагогические особенности детей с нарушением зрения...........5
1.1 Характеристика зрительных нарушений у детей…….5
1.2.Причины нарушения зрения………..10
2.Система работы детского сада с детьми с нарушением зрения…13
2.1.Содержание обучения и воспитания детей с нарушением зрения в детском саду…..13
2.3.Основные направления работы тифлопедагога…..17
Заключение…………………………20
Список литературы………………..21

Введение
Роль зрения в жизни человека неоспори­ма. Зрение это самая ценная и самая хрупкая из систем человеческого организма. С рождения в течение всей жизни человека зрение не только развивается, но и изменяется под воздействием колоссальных нагрузок. Ведь именно при помощи глаз человек получает почти 90% информации об окружающем мире. Хрупкость и ранимость зрения особенно заметны в детском возрасте – юный организм еще не достаточно укреплен, а значит, подвержен различным вредным влияниям. Факторов ведущих к значительному снижению или даже потере зрения великое множество. Это и инфекции, и травмы, и чрезмерные нагрузки.1

В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллиона детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, нарушениями преломляющей способности глаза, амблиопией (слабовидением) и косоглазием. С каждым годом число таких детей растет. Поэтому особое значение специалисты придают ранней диагностике нарушений зрения.

При нарушениях зрения у ребенка стра­дает чувственное (визуальное)

вос­приятие окружающего мира - основа познания окружающей действительности. Снижается двигательная и познавательная активность, что может привести к задержке психофизического развития. Поэтому так важно как можно раньше, с первых дней жизни, обследовать состояние зрительной системы ребенка, внимательно наблюдать за ходом ее разви­тия, а при первых признаках неблагополу­чия обратиться за медицинской и психолого-педагогнческой помощью.

Ведь резкое снижение остроты зрения ограничивает процесс познания окружающего мира, влияет на развитие речи, памяти, воображения.

Поэтому очень важно помочь ребенку эффективно использовать осязание, слух, двигательно-тактильную чувствительность, что в какой-то мере компенсирует недостаток зрения.
Для предупреждения появления возможных отклонений в развитии большое значение имеет правильно и своевременно организованная система коррекционно-педагогических воздействий. Для дошкольников имеются специальные детские сады; детей, ослепших в школьном возрасте, направляют для обучения в школы слепых детей.


Слабовидящие дети - дети, страдающие значительным снижением остроты зрения (от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с оптической коррекцией) либо расстройствами периферического зрения. Зрительное восприятие при слабовидении характеризуется неточностью, фрагментарностью, замедленностью, что значительно обедняет чувственный опыт таких детей, препятствует познанию ими окружающего мира. Обучение и воспитание слабовидящих детей осуществляется в специальных дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушениями зрения.

Педагогический процесс строится с учетом возможностей этих детей и их своеобразия. При этом необходимо соблюдение специальных педагогических и гигиенических требований: рациональное распределение учебных занятий, обеспечение соответствующего уровня освещенности, применение корригирующих и тифлотехнических средств, организация специальных занятий по коррекции отклонений в психологическом развитии.
1.Психолого-педагогические особенности детей с нарушением зрения.

1.1. Характеристика зрительных нарушений
Как известно, зрение играет важную роль при ориентации человека в окружающей действительности и осуществлении многих сторон его жизнедеятельности. Именно с помощью зрительного анализатора ребенок получает информацию об окружающем мире. С самого рождения все движения и предметно-практические действия ребенка осуществляются при участии и под контролем зрения. Глубокое поражение зрения или полная слепота значительно ограничивают чувственное познание. Но каким бы низким не было зрение, сохранять его, а в некоторых случаях и улучшить его - важнейшая задача, в решении которой большая роль принадлежит родителям.2

Категория детей, имеющих зрительный дефект, по состоянию нарушений зрения весьма разнообразна и неоднородна как по остроте центрального зрения, так и по характеру глазных заболеваний.

К детям с нарушением зрения относятся:

- слепые с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зрением, при котором острота зрения равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу;

- слабовидящие со снижением зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с очковой коррекцией; - дети с косоглазием и амблиопией.

Слабовидящие дети - дети, страдающие значительным снижением остроты зрения (от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с оптич. коррекцией) либо расстройствами периферич. зрения. Зрительное восприятие при слабовидении характеризуется неточностью, фрагментарностью, замедленностью, что значительно обедняет чувственный опыт таких детей, препятствует познанию ими окружающего мира.

При всех глазных патологиях чаще всего поражается центральное зрение - острота зрения, в результате чего затрудняется процесс рассматривания мелких

предметов, нарушается восприятие формы и величины предметов, расстояние восприятия.
Различают врожденные и приобретенные формы глазной патологии. При этом наблюдаются и наследственные заболевания глаз. При заболевании глаз с рождения ребенка осложняется формирование определенного запаса зрительных впечатлений, возникают трудности овладения ходьбой, предметно-практической деятельностью, ориентировкой в пространстве.

Нарушение зрения определяет слабое развитие психомоторной сферы, запаздывает формирование целенаправленных предметно-игровых действий, появляются навязчивые стереотипные движения: раскачивание головы, туловища, размахивание руками. Все это объясняется обеднением чувственного опыта ребенка, разрывом связи между ребенком и окружающей действительностью.

По степени сохранности остаточного зрения различают абсолютную (тотальную) и практическую слепоту. При абсолютной слепоте на оба глаза полностью выключены зрительные ощущения. При практической слепоте наблюдается остаточное зрение, при котором сохраняется Светоощущение или форменное зрение. Светоощущение позволяет отличать свет от тьмы. При остаточном форменном зрении имеется возможность сосчитать пальцы вблизи лица, воспринимать свет, цвета, контуры, силуэты предметов на близком расстоянии. Остаточное зрение (по определению А.И. Каплан) - это своеобразное свойство глубоко поврежденного зрения в зависимости от различных клинических характеристик заболевания глаза, обусловленных ведущим и сопутствующим патологическим процессом, общим состоянием организма, нейропсихической сферы. Остаточное зрение характеризуется разностью возможностей зрительных функций, уровнем их сохранности, степенью устойчивости, взаимодействием и возможностью взаимной компенсации.

Дети, имеющие остроту центрального зрения 0,05-0,08 и более высокую, в процессе обучения могут пользоваться зрением. Однако функциональные возможности зрения зависят от состояния зрения лучше видящего глаза и других
зрительных функций, таких как: цветовое и периферическое зрение, а, прежде всего от остроты центрального зрения. Известно, что при атрофии зрительного нерва хуже видящий глаз не принимает участия в акте зрения.

У детей с врожденной катарактой может быть относительно сохранное зрение, но отмечается нарушение поля зрения, которое характеризуется не только сужением границ при определении формы и цвета объекта, но и при фиксации движущихся объектов.
Слабовидение - это значительное снижение остроты зрения, при котором центральное зрение на лучше видящем глазу находится в пределах 0,05-0,2 или выше - 0,3 при использовании оптической коррекции.
Слабовидение возникает вследствие глазных болезней на фоне общего заболевания организма. Чаще всего причиной слабовидения является аномалия рефракции. Наиболее распространенной формой является миопия, затем гиперметропия (дальнозоркость) и астигматизм.

Одной из причин слабовидения является также астигматизм - аномалия преломляющей способности глаза, при которой в одном глазу наблюдается сочетание различных видов рефракции. Астигматизм не всегда корригируется очками, полная коррекция удается в случаях несложного астигматизма. Иногда астигматизм бывает весьма сложным и не поддается корригированию очками, поэтому у детей возникают трудности овладения чтением, письмом и другими видами работ, где необходимо бинокулярное зрение.

Таким образом, слабовидение характеризуется разнообразием нарушений зрительных функций, уровнем их сохранности, степенью выраженности патологии и возможностью взаимной компенсации.
В отличие от остаточного зрения слабовидение дает больше возможностей для использования зрительного анализатора как ведущего в познании окружающего мира.
Одной из распространенных глазных патологий является косоглазие и развивающаяся на его фоне амблиопия. Косоглазие возникает вследствие понижения остроты зрения одного или обоих глаз из-за нарушения рефракции (преломляющей способности глаза), расстройства аккомодации (приспособления глаза к рассматриванию предметов на разных расстояниях) и конвергенции (сведении осей глаз для видения предметов на близком расстоянии).

Термин «косоглазие» объединяет различные по происхождению и локализации поражения зрительной и глазодвигательной систем, вызывающее периодическое или постоянной отклонение (девиацию) глазного яблока. Различают мнимое, скрытое и истинное косоглазие.

Содружественное косоглазие характеризуется постоянным или периодическим отклонением одного из глаз от совместной точки фиксации и нарушением функции бинокулярного зрения. Подвижность глаз во всех направлениях при этом свободна, угол отклонения правого и левого глаз равен как по величине, так и по направлению: косит чаще один глаз или оба глаза поочередно. В зависимости от того, куда отклонен глаз, наблюдается внутреннее или сходящееся и наружное или расходящееся косоглазие, а также косоглазие кверху и книзу. В ряде случаев может быть одновременно горизонтальное и вертикальное отклонение глаз.


Сходящееся косоглазие (глаз косит в сторону носа) встречается в 10 раз чаще, чем расходящееся. Оно в 70-80% случаев сочетается с дальнозоркой рефракцией.

Поэтому принято считать, что не корригированная дальнозоркость является фактором, способствующим возникновению сходящегося косоглазия.

Расходящееся косоглазие сопровождается примерно в 60 % случаев близорукой рефракцией. Есть основание полагать, что близорукость может быть одним из факторов, способствующих возникновению расходящегося косоглазия.

соглазие бывает односторонним (монолатеральным) - косит постоянно один глаз - и двусторонним (альтернирующим) - попеременно косят оба глаза.
При альтернирующем косоглазии зрение, как правило, достаточно высокое и одинаковое в обоих глазах. Монолатеральное, постоянное косоглазие сложнее альтернирующего (то косит, то не косит), так как при нем в результате постоянного отклонения одного глаза, отсутствия фузии, довольно быстро развивается выраженная амблиопия.

Поэтому в процессе лечения необходимо «перевести» монолатеральное косоглазие в альтернирующее.

Успех в этом случае зависит от времени выявления косоглазия, степени амблиопии и начала восстановительного лечения. Чем раньше оно начато, тем больше возможностей для получения положительных результатов, что, однако удается сделать весьма нечасто потому, что сами родители не в состоянии заметить дефект. Острота зрения отклоненного глаза понижается, развивается амблиопия этого глаза. Функции зрения выполняет один глаз.

Термином «амблиопия» обозначают такие формы понижения зрения, которые не имеют видимой анатомической или рефракционной основы. Наиболее частой причиной амблиопии у детей бывает косоглазие или страбизм - не параллельность оптических осей глаза, при этом к 85-90 % случаев косоглазия наблюдается разная степень снижения зрения, т.е. появление амблиопии.

В зависимости от степени понижения остроты зрения различают амблиопию слабой (острота зрения 0,8 - 0,4), средней (острота зрения 0,3 - 0,2), высокой (острота зрения 0,1-0,05) и очень высокой (острота зрения 0,04 и ниже) степени.

Различают следующие виды амблиопии: дисбинокулярная, обскурационная, рефракционная, истерическая.

Дисбинокулярная амблиопия возникает вследствие расстройства бинокулярного зрения. Понижение зрения развивается вследствие косоглазия.


Дисбинокулярная амблиопия может быть двух видов: амблиопия с правильной (центральной) фиксацией (фиксирующий участок - центральная ямка сетчатки) и

амблиопия с неправильной (нецентральной) фиксацией (фиксирующим становится любой другой участок сетчатки).

Рефракционная амблиопия возникает вследствие аномалий рефракции, которые в данный момент не поддаются коррекции. При ношении правильно подобранных очков постепенно острота зрения может повыситься, вплоть до нормальной.

Причиной возникновения этого вида амблиопии является постоянное и длительное проецирование на сетчатку глаза неясного изображения предметов внешнего мира при высокой дальнозоркости и астигматизме. Анизометропия - неодинаковая рефракция обоих глаз, в результате которой наблюдается неодинаковая величина изображения предметов на сетчатках обоих глаз. Это препятствует слиянию обоих изображений в один зрительный образ.

Обскурационная амблиопия развивается в результате помутнении оптических сред глаза (катаракты, помутнении роговицы), преимущественно врожденных или рано приобретенных. Диагноз ставится, если низкое зрение сохраняется, несмотря на устранение помутнений и отсутствие анатомических изменений в заднем отделе глаза (после экстракции катаракты).

Истерическая амблиопия возникает внезапно, чаще всего после какого-либо аффекта. Функциональные расстройства на почве истерии могут принимать характер ослабления или потери зрения. Эта форма амблиопии встречается довольно редко.
Таким образом, понимание структуры зрительного дефекта позволяет организовать не только соответствующую медицинскую помощь, но правильно осуществлять психолого-педагогическую коррекционную работу. Но при этом необходимо знать и систему лечения зрения детей, с тем, чтобы способствовать активизации и упражнению нарушенных функций зрения. Зрительный дефект обусловливает ход психического развития ребенка при отсутствии специального обучения и воспитания, то есть коррекционных методов и средств помощи. Без этого дефект у ребенка может привести к целому ряду вторичных отклонений, сдерживающих процесс социальной адаптации и интеграции детей с нарушением зрения.
^ 1.2.Причины нарушения зрения.

При этом среди причин детской слепоты четко прослеживается возрастание частоты врожденных аномалий развития органа зрения.

Так, врожденная зрительная патология отмечается в работах М.И.Земцовой и Л.И.Солнцевой в 60,9 % случаев, в исследованиях А. И. Каплан — в 75 %, Л. И. Кирилловой — в 91,3 %, А. В.Хватовой — в 92 % случаев у слабовидящих и в 88 % — у слепых, И. Л. Ферфильфайн с соавт. — в 84,2 % случаев.

В исследованиях Л. И. Кирилловой отмечаются наследственные нарушения обмена веществ в виде альбинизма; наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока, — врожденный анофтальм, микрофтальм; заболевания роговой оболочки — дистрофии роговицы; наследственная патология сосудистой оболочки — аниридия, колобома сосудистой оболочки; врожденные катаракты (имелись также врожденные катаракты генетического происхождения);

Кроме наследственных факторов у слепых и частично видящих детей имеются аномалии развития органа зрения как следствие внешних и внутренних отрицательных факторов, действовавших в период эмбрионального развития плода, — патологического течения беременности, перенесенных матерью вирусных заболеваний, токсоплазмоза, краснухи и т.д.

Зрительная система младенца обладает определенными врожденными навыками, но все равно ребенка нужно учить видеть - так же, как необходимо учить его говорить. Первые два года жизни ребенка являются периодом наиболее интенсивного развития зрения у детей, так что внимательное наблюдение за прохождением вашим ребенком этих этапов и своевременная диагностика у детского офтальмолога убережет вас от возможных нарушений зрения у вашего ребенка.

Любое заболевание глаз требует к себе пристального внимания.

Если, например, ребенок рождается с врожденной катарактой, она должна быть устранена как можно скорее - чтобы свет мог стимулировать развитие

сетчатки. К другим моментам, которые могут сказаться на зрении ребенка относятся: преждевременные роды, сахарный диабет и некоторые другие заболевания матери, амблиопия, расходящееся или сходящееся косоглазие.

Зрительное нарушение – это острота зрения менее 0,3 на лучший глаз с коррекцией и/или поле зрения менее 15 угл. град. Определяя, что такое зрительное нарушение, мы одновременно определяем и круг лиц, нуждающихся в специальном образовании.3

Зрительные нарушения вызывают у детей значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужают общественные контакты, ограничивают их ориентировку, возможность заниматься многими видами деятельности.

В последние годы мы встречаемся с все большим числом врожденных нарушений зрения у детей.

Возможными причинами появления детей с множественными врожденными пороками развития остаются заболевания родителей диабетом, токсоплазмозом, и многими другими болезнями.

Врожденные: вызванные различными вирусными и инфекционными заболеваниями (грипп, токсоплазмоз и др.), нарушениями обмена веществ матери во время беременности; наследственная передача некоторых дефектов зрения (уменьшение размеров глаз, катаракта и др.); иногда обусловленные врожденными доброкачественными мозговыми опухолями (такие нарушения проявляются не сразу
Причинами врожденных заболеваний и аномалий развития органа зрения могут быть изменения внешней и внутренней среды: различные заболевания матери во время беременности: грипп, другие вирусные заболевания, обострение хронических болезней.
Определенное место среди причин глубокого нарушения зрения занимают алкогольные, никотиновые интоксикации, авитаминозы. Среди детей с нарушением зрения следует выделить группу недоношенных детей с ретинопатией, при которой чаще всего наступает тотальная слепота.

Уже в родильном доме при осмотрах новорожден­ного можно выявить признаки некоторых врож­денных заболеваний глаз.
Приобретенные: внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы во время родов и в раннем возрасте ребенка; в связи с повышением внутриглазного давления; на фоне общего соматического ослабления здоровья ребенка; недоношенные детей с ретинопатией (снижение чувствительности сетчатки), при которой часто наступает тотальная слепота.

Причиной атрофии зрительного нерва могут быть как наследственные, так и приобретенные аномалии. Иногда факторов, обуславливающих снижение зрения, может быть несколько.
Все чаще в последнее время множественные дефекты у новорожденного объясняют глубокой недоношенностью, которая наступила в результате преждевременных родов по неясной для врачей причине. Одной из распространенных причин снижения зрения являются аномалии рефракции: дальнозоркость, близорукость, астигматизм, косоглазие.

Косоглазие и возникающая на его фоне амблиопия, являются часто встречающимися заболеваниями

Своевременное выявление и лечение косоглазия позволяет сохранить, восстановить и улучшить зрение у детей еще в период раннего и дошкольного возраста.

При подозрении неблагополучия в состоянии зрения у ребенка родители должны обратиться в кабинет охран зрения при детской поликлинике или же в глазной диспансер.

  1. ^ Система работы дошкольного учреждения детей с нарушением зрения




    1. Содержание обучения и воспитания детей с нарушением зрения в детском саду,



В настоящее время существует сеть специальных дошкольных учреждений смешанного вида, куда поступают в основном дети с косоглазием и амблиопией, некоторое количество слабовидящих и незначительное количество слепых детей.

Целью данных учреждений является обеспечение лечения, возможного восстановления зрения и предупреждение ухудщения его состояния, а также создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и воспитания с целью предупреждения появления вторичных отклонений при раннем выявлении глазной паталогии, и преодоление, ослабление или устранение недостатков познавательной деятельности, физических отклонений.

Дошкольное учреждение для детей с нарушением зрения работают по специальной программе, построенной с учетом своеобразия развития детей и особенностей формирования их познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности. Обучение детей направлено на всестороннее развитие. Обучение осуществляется на занятиях с группй 10 человек. Занятия носят фронтальный подгрупповой или индивидуальный характер,

Эффективная работа детского сада возможна при обязательном обеспечении условий для системного, комплексного, непрерывного воспитания и обучения детей раннего дошкольного возраста.

Основными принципами организации и коррекционно-педагогического и образовательного процессов являются:

  • Учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;

  • Комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;

  • Модификация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала и изменение прохождения на основе школьного курса с дошклльным;

  • Дифференицированный подход к детям в зависимости от состояния зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальнях методов и форм работы с детьми;

  • Обеспечение стандарта общеобразовательной подготовки в условиях непрерывности дошкольно-школьного обучения и лечения детей с нарушениями зрения;

  • Система работы по специально-бытовой адаптации и самореализации детей с нарушениями зрения;

  • Создание офтальмологических условий в групповых комнатах и специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения с учетом интересов, способностей и потребностей ребенка.

  • Детис нарышением зрения ограничены в непосредственном зрительном восприятии окружающего мира, они плохо видят отдаленные объекты: дома, движующиеся предметы, птиц на деревьях, самолет в небе и т.д.

Чтобы обеспечить детям обстановку, благоприятствующую процессу обучение необходимо:

1.создать соответстующие условия для зрательного восприятия;

2. оптимально использовать наглядные пособия;

3. применять специальные методы обучения и вести коррекционно-педагогическую работу с учетом особенностей нарушения зрения каждого ребенка;

4. подходить к обучению индивидуально, учитывая психофизиологические особенности детей.

Для зрительного восприятия благоприятны такие условия: достаточная освещенность помещения, удобное размещение детей за столами, расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии, соответствующая длительность зрительных нагрузок, организация во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для зрения.

В детском саду для детей с нарушением зренияупражнения для глаз должны быть включены в структуру каждого занятия.

В игровой форме осуществляется самомассаж и снятие физического психического и зрительного напряжения, активизация глазодвигательных функций, формируется рациональные способы зрительного воспрития. Деятельность детей осуществляется так сободное время уделить снятию напряжения с глаз с помощью различных гимнастик, способствующих снятию зрительных нагрузок с глаз
Зачем нужно развивать осязание и мелкую моторику у детей со зрительной патологией?

Учеными давно доказано, что осязание имеет тот же механизм, что и зрение. Ведь если зрячий человек рассматривает какой-то большой предмет, глаза его движутся по контуру этого предмета, точно так же руки незрячего движутся по контуру этого предмета при обследовании. И глаз, и рука способны отразить форму, величину, направление, удаление, телесность, покой и движение. Помимо перечисленных категорий глаз различает краски и тени.
Рука чувствует плотность тела, его гладкость или шероховатость и степень нагретости. Рука, ощупывающая предметы, дает незрячему все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки.

В детском саду используются игры на развитие мелкой моторики .

Таким образом, мелкая моторика

- помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет;

-навыки тонкой моторики позволяют ребенку обслуживать себя;

-позволяют ребенку на равных со зрячими участвовать в играх;

-способствуют повышению самооценки ребенка, т.к. дают возможность приобрести социальный опыт.

Развитие ребенка дошкольного возраста независимо от состояния его здоровья про­исходит в различных видах деятельности, прежде всего в игровой. Как и здоровые де­ти, дети с нарушением зрения должны за­ниматься физической культурой, но адап­тивной. Занятия адаптивной физической культурой проводятся в форме групповых. Они должны быть коррекционно-развивающими, поэтому требуют особой подготов­ки, в том числе средств сопровождения де­тей с нарушением зрения.

В зависимости от целей, задач, про­граммного содержания занятия имеют сле­дующую направленность:

  • Образовательную (формирование спе­циальных знаний, обучение разнообразным двигательным умениям);

  • Коррекционно-развивающую (развитие и коррекция физических качеств, координационных способностей, движений, сен­сорных систем и психических функции с помощью физических упражнений);

  • Оздоровительную (коррекция осанки, плоскостопия, профилактика соматических заболеваний, нарушений сенсорных сис­тем, укрепление сердечнососудистой и ды­хательной систем);

  • Лечебную (лечение, восстановление и компенсация утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, травмах и т.п.);

  • Спортивную (совершенствование фи­зической, технической, тактической, пси­хической, волевой, теоретической подго­товки в избранном виде спорта);

  • Рекреационную (организация досуга, от­дыха, игровой деятельности)


В системе общих занятий адаптивной физической культурой в детском саду осо­бое место занимают подвижные и спортив­ные игры, связанные с двигательной дея­тельностью, проявляющейся в форме твор­ческого соревнования.

Подвижные игры вырабатывают и прививают так­же навыки, необходимые в трудовой деятельности и повседневной жизни. Они развивают и укрепляют такие качества, как воля, настойчивость, активность, инициатива, чувство и спортивных играх способствует овладению прост­ранством, приобретению свободы и легкости в дви­жениях и уверенности в себе, развивают координа­цию, быстроту, силу, смелость, слух, осязание.

Для, слепых с остаточным зрением и слабовидящих детей используются игры, которые не противоречат показаниям врачей-офтальмологов (приложения)

Желательно использовать подвижные игры раз­ных народов. Народные игры, как известно, явля­ются достоянием многих поколений, в них пред­ставлены образ жизни разных народов, националь­ные традиции и обычаи, понятия о чести, патрио­тизме, мужестве

Чтобы у ребенка с нарушением зрения развивались познавательная деятельность, речь, представления об окружающем мире и умение общаться, необходимо иг­рать с ним в сюжетные игры, в которых отражаются события из жизни семьи. Эти игры помогут ребенку закрепить знания только в том случае, если кто-то из взрослых станет активным их участником.

Такие совместные игры очень полезны не только для развития ребенка, но и для налаживания эмоциональ­но положительного контакта со взрослым.

Одной из важных потребностей развития дошкольников со зрительными нарушениями является получение как можно большего количества информации из окружающего мира при помощи всех его сохранных органов чувств. Именно через остаточное зрение, слух, осязание, обоняние, вкус ребенок создает себе фундамент дальнейшего развития - физического и умственного.

Для ребенка с нарушением зрения игра приобретает особое значение, поскольку помогает увереннее входить в мир реальных вещей и отношений

2.2.Основные направления работы тифлопедагога:
1. Тифлопедагогическое обследование детей.
2. Про ведение специальных коррекционных занятий с детьми.
З. Участие в методической работе дошкольного учреждения.
4. Работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение.
Рассмотрим каждое из названных направлений.
^ Тифлопедaгогическое обследование детей:

Знакомство тифлопедагога с ребенком начинается с изучения документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, направившей ребенка в данное учреждение, общей медицинской и офтальмологической карт).

Из этих документов тифлопедагог получает сведения о психическом развитии ребенка, о ero соматическом состоянии, об имеющихся заболеваниях, о диагнозе и степени тяжести зрительной патологии.

Это позволяет ему составить предварительное представление о ребенке, подготовиться к общению с ним и его родителями.

При проведении обследования тифлопедагог имеет возможность увидеть трудности, мешающие ребенку в овладении познавательной деятельностью, проанализировать их причины; выявить особенности поведения ребенка, его отношение к предлагаемым заданиям, его работоспособность. Все эти данные позволяют тифлопедагогу понять, на что опираться в коррекционном обучении, определить степень и характер необходимой ему помощи, наметить основные задачи обучения.

Обследование проводится тифлопедагогом в начале, середине и конце учебного года. Он пользуется методиками, разработанными для изучения дошкольников с патологией зрения. По данным обследования составляются тифлопедагогические характеристики детей.
Данные обследования и характеристики фиксируются в индивидуальных

Тифлопедагогических картах.

В конце учебного года тифлопедагог анализирует и обобщает данные всех проведенных обследований. Так он получает возможность проследить динамику развития каждого ребенка в процессе коррекционного обучения.
^ Проведение специальных коррекционных занятий

На основании полученных о детях данных, тифлопедагог комплектует их в подгруппы для коррекционных занятий с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений в развитии.

Подгрупповые занятия тифлопедагог проводит ежедневно, планируя их по коррекционным программам, Длительность каждого подгруппового занятия составляет 15 мин - в младшей и средней группах. 25 мин - в старшей и 30 мин - в подготовительной группе.

Тифлопедагог также ежедневно проводит индивидуальные коррекционные занятия по разработанным им индивидуальным программам обучения. Такая программа предполагает учет тифлопедагогом зоны ближайшего развития ребенка.

Тифлопедагог проводит индивидуальные коррекционные занятия один-два раза в неделю (дополнительно к подгрупповым).

Длительность каждого индивидуального занятия от 10 (в младшей и средней) до 20 мин (в старшей и подготовительных группах.

Индивидуальную коррекционную работу тифлопедагог осуществляет не только в специально созданных условиях своего кабинета, но и включаясь в общеобразовательные.
Тифлопедагог на своих занятиях в рамках общеразвивающего обучения решает следующие коррекционные задачи:

§ Формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;

§ Формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;

§ Обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.

Тифлопедагог включает в занятия игры и упражнения, повышающие осязательную чувствительность пальцев рук, развивающие точность и координированность движений рук. Например, детям предлагается разложить разные по форме и величине камушки, детали конструктора, элементы различных мозаик; разные по форме и материалу, из которого сделаны, мелкие игрушки и т.д.

Большое значение придается активному включению речи детей в процесс осязательного обследования.


Их учат рассказывать о своих осязательных ощущениях, о тех признаках игрушек или предметов, которые они смогли выделить с помощью осязания; сравнивать их между собой, сопоставлять со зрительными.

Развитие у дошкольников со зрительной патологией, осязания и мелкой моторикой расширяет их познавательные возможности, способствует развитию мыслительной деятельности и речи, обогащает их представления об окружающем мире, позволяет лучше ориентироваться в нем.

Таким образом, на специальных коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия у детей формируют умение рационально пользоваться нарушенным зрением; получать с его помощью информацию об окружающем; зрительное восприятие сопровождать восприятиями других модальностей; развивают мыслительную деятельность и познавательную активность.

Это позволяет детям получать адекватные представления об окружающем их мире.
Заключение
В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллиона детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, нарушениями преломляющей способности глаза, амблиопией (слабовидением) и косоглазием. С каждым годом число таких детей растет. Поэтому особое значение специалисты придают ранней диагностике нарушений зрения.

Однако основными новыми средствами познания становятся слух и осязание. Дети должны заново обучаться процессам самообслуживания, ориентировки в пространстве, новым способам овладения знаниями. Для предупреждения появления возможных отклонений в развитии большое значение имеет правильно и своевременно (сразу же после утраты ребенком зрения) организованная система коррекционно-педагогических воздействий. Для дошкольников имеются специальные детские сады;

Слабовидящие дети - дети, страдающие значительным снижением остроты зрения (от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с оптической коррекцией) либо расстройствами периферического зрения. Зрительное восприятие при слабовидении характеризуется неточностью, фрагментарностью, замедленностью, что значительно обедняет чувственный опыт таких детей, препятствует познанию ими окружающего мира. Обучение и воспитание слабовидящих детей осуществляется в специальных дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушениями зрения.

Педагогический процесс строится с учетом возможностей этих детей и их своеобразия. При этом необходимо соблюдение специальных педагогических и гигиенических требований: рациональное распределение учебных занятий, обеспечение соответствующего уровня освещенности, применение корригирующих и тифлотехнических средств, организация специальных занятий по коррекции отклонений в психологическом развитии.


Список литературы:


  1. Архипенко Г. Развитие речи младших дошкольников с нарушением зрения// Дошкольное воспитание. 2005. №5




  1. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М., 2000.




  1. Иванникова И. Играем в русские народные игры с детьми с нарушением зрения// Дошкольное воспитание. 2005. №4




  1. Пасечник Л. Адаптивная физическая культура. Дети с нарушением зрения// Здоровье дошкольника. 2008. №6




  1. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения. М.,1998.




  1. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 1999




  1. Подколзина Е. Ребенок с нарушением зрения// Здоровье дошкольника. 2008. №1,3,5




  1. Подколзина Е.Н. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушением зрения // Дефектология. 2002. №6




  1. Подколзина Е.Н. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушением зрения// Дефектология. 2003. №3




  1. Скрипец П., Кудрина Т. Как видит ребенок?// Здоровье дошкольника. 2008, № 5




  1. Солнцева Л. И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и школьного возраста. М., 1998.




  1. Солодянкина С. Шмелева Л. Веселая неделька. Корригирующая гимнастика для глаз // Здоровье дошкольника. 2009. № 2




  1. Специальная дошкольная педагогика./ Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия,2002.




  1. Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения// Дефектология. 2001. №2


Приложения.
Массаж глаз

Бег глазами. Можно на кончик указки прикрепить искусственную бабочку (или кузнечика) и отправиться вместе с ней в путешествие. По просьбе учителя дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Упражнения выполняются стоя.
Филин. Детям предлагается закрыть глаза и держать их закрытыми 3–4 секунды. Широко раскрыть глаза, смотреть вдаль и не моргать в течение 5–6 секунд.
Вызывает восторг у детей упражнение «Веселые рожицы». Изображаем мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримаса ежика: губки вытянуты вперед – влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую, в правую сторону. Затем изображаем кикимору, бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т.д.
Рисование носом. Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может конкретизировать задание в соответствии с темой урока.)
Далеко – близко. Упражнение проводится учителем, который называет вначале удаленный предмет, а через 2–3 секунды – предмет, расположенный близко. Учащимся необходимо быстро отыскать предметы, которые называет учитель. Гимнастика для глаз (по методике йогов)
• указательным пальцем правой руки дотронуться до кончика носа так, чтобы палец находился параллельно полу. Сфокусировать взгляд на кончике пальца, смотреть не моргая, до усталости, до слёз, фиксировать взгляд на кончике пальца в течение полного дыхания (сделать полный вдох, затем полный выдох). Расслабить глаза. Повторить упражнение, приставив палец межбровью;


• запрокинуть голову назад до упора. Сфокусировать взгляд на области межбровья. Сделать полный вдох, затем полный выдох;
• выполнять круговые вращения глазами сначала по часовой стрелке, затем — против. Делать то же, закрыв глаза. Темп вращения переменный, от медленного до максимально быстрого;
• закрыть глаза ладонями так, чтобы через ладони не проникал свет. Посидеть так немного, давая глазам расслабиться.

^ ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЕРКИ ДЛЯ ГЛАЗ
Чтобы проделать это, выставьте руку вперед, поднимите большой палец на уровне переносицы в переднем зрительном поле, примерно на расстоянии локтя и начните движение по форме «Восьмерки». Движения должны быть медленными и осознанными для достижения максимальной мышечной концентрации. Держите голову прямо и расслабленно. Следите при этом за движением большого пальца только глазами. Большой палец начинает движение от центра зрительного поля и идет вверх по краю поля видения, далее следует против часовой стрелки вниз и возвращается в центр. Затем аналогично по часовой стрелке — вправо и вверх, и обратно в центр.
Движение необходимо повторить как минимум по три раза каждой рукой, плавными и непрерывными движениями. После этого сцепите руки в замок: болыиие пальцы направлены вверх и образовывают перекрестие («Х»), Сосредоточившись на центре перекрестия, проделайте «Ленивую Восьмерку», теперь уже двумя сцепленными руками.
Упражнение эффективно усиливает наружные глазные мышцы. Люди, которые носят очки, могут, если хотят, снять их, чтобы поле зрения не было ограничено оправой. При правильном выполнении упражнения вы должны чувствовать максимальное движение мышц обоих глаз. Если у вас мышцы глаз слабые, то вы должны испыппь ощущения, словно после гимнастики для глаз.
«Ленивые восьмерка - важное коррекционное упражнение. Оно снимает усталость глаз, напряжение в мышцах шеи и боль в спине.


Гимнастика для усталых глаз

1. Глубоко вдохните, зажмурив глаза как можно сильнее. Напрягите мышцы шеи, лица, головы. Задержите дыхание на 2-3 секунды, потом быстро выдохните, широко раскрыв на выдохе глаза. Повторить 5 раз.

2. Закройте глаза, помассируйте надбровные дуги и нижние части глазниц круговыми движениями - от носа к вискам.

3. Закройте глаза, расслабьте брови. Повращайте глазными яблоками слева направо и справа налево. Повторить 10 раз.

4. Поставьте большой палец руки на расстоянии 25-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10 раз.

5. Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их. 10 раз быстро и легко моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3 раз


^ Гимнастика для глаз в стихах
«Дождик»

Капля первая упала

И вторая прибежала — кап!

Мы на небо посмотрели,

Капельки кап-кап запели,

Намочились лица. Мы их вытирали.

Туфли — посмотрите — Мокрыми стали.

Плечами дружно поведем. И все капельки стряхнем.

От дождя убежим, Под кусточком посидим.
«Зарядка»

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны

Согнули,

Вверх подняли,

Помахали,

Спрятали за спину их,

Оглянулись:

Через правое плечо,

Через левое еще.

Дружно присели

Пяточки задели,

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

«Самолет»

Пролетает самолет,

С ним собрался я в полет.

Правое крыло отвел,

Посмотрел.

Левое крыло отвел,

Поглядел.

Я мотор завожу. И внимательно гляжу.

Поднимаюсь ввысь, лечу. Возвращаться не хочу.
Зайка”.

Зайка вправо поскакал

Зайка влево поскакал

Зайка – вправо, зайка влево

Ах, какой зайчонок смелый

Зайка скачет вверх и вниз

Ты на зайку оглянись

Зайчик спрятался от нас

Открывать не надо глаз.

^ Прогулка в зимнем лесу
Мы пришли в зимний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа — березка в шубке
Стоит,

Слева елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся,

На землю красиво ложатся.

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет,

Он себе добычу ищет!

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдет тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит.

Пролетают снегири. Как красивы они!

В лесу красота и покой, А нам пора уже домой.
^ Световые ванны

На улице, закрыв глаза, встаньте лицом к солнцу, поворачивайте го­лову то в одну, то в другую сторону: «Глазки солнцу покажу. "Здравст­вуй!" - солнышку скажу».

Моргание

Закройте глаза, подумайте о чем-нибудь приятном. Откройте глаза, поморгайте ими - «бабочка крыльями машет».
^ Цветы» (для младшей группы)

(Дети присели, имитируя нераскрывшиеся бутоны цветов.) Педагог говорит: «Раз-л.ва-три, выросли цветы!!! » (Дети медленно приподнимаются, поднимают руки вверх и раскрывают ладони с растопыренными пальцами, имитируя цветы.)

К солнцу потянулись

Высоко:

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал,

Стебелечки качал.

Влево качнулись,

Низко пригнулись.

Вправо качнулись,

Низко пригнулись.

Ветерок, убегай!

Ты цветочки не сломай!

Пусть они цветут, растут,

Детям радость несут!

Заяц

Вверх морковку подними,

На нее ты посмотри. Смотрят вверх

. Вниз морковку опусти. Смотрят вниз.

Только глазками смотри: Вверх-вниз, вправо-влево.

Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.

Ай да, заинька, умелый! Глазками моргает.

Моргают глазками. Глазки закрывает.

Глазки закрывают.

Зайчики морковки взяли, С ними весело плясали.
Ветер

Ветер дует нам в лицо.

Часто моргают веками.

Закачалось деревцо.

Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.

Ветер тише, тише, тише...

Медленно приседают, опуская глаза вниз.

Деревца все выше, выше.

Встают и глаза поднимают вверх.
^ Лучик солнца

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной. Моргают глазами.

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись. Делают круговые движения глазами.

Взгляд я влево отведу, Лучик солнца я найду. Отводят взгляд влево.

Теперь вправо посмотрю, Снова лучик я найду. Отводят взгляд вправо
Теремок

Терем-терем-теремок!

Движение глазами вправо-влево

Он не низок, не высок,

Движения глазами вверх-вниз

Наверху петух сидит, Кукареку он кричит.

Моргают глазами.

«Жук»
Дети садятся на пол, вытягивают ноги вперёд. Указательный палец правой руки — это жук. Дети поворачивают его вправо, влево, вверх, вниз, следуя тексту.
К журавлю жук подлетел,

Зажужжал и запел «Ж-ж-ж...»

Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился,

Зажужжал и закружился. «Ж-ж-ж...»

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.
Дети вытягивают поочерёдно вперёд правую и левую руки, смотрят на ладошку; затем встают на ноги, тянутся вверх на носочках и хлопают в ладоши, медленно опуская руки.
Жук наверх полетел

И на потолок присел.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали.

Хлопнем дружно—

Хлоп-хлоп-хлоп,

Чтобы улететь он смог.

«Ж-ж-ж...»

Раз - налево,

два — направо,

Три — наверх,

четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

 

С детьми, имеющими расходящееся косоглазие, используется упражнение на усиление аккомодации (взор вниз и в близь).

Зрительная гимнастика в стихах



Раз – налево, два – направо,

Три –наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,





Веселая неделька, корригирующая гимнастика в стихах.

В понедельник, как проснутся

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

(Посмотреть вверх, вниз влево; голова остается непо­движной, упражнение снима­ет глазное напряжение.)

Во вторник часики-глаза

Отводят взгляд туда-сюда,

Ходят влево, ходят вправо,

Не устанут никогда.

(Посмотреть вправо, влево; голова остается неподвижной, упражнение снимает глазное напряжение.)

В среду в жмурки мы играем.

Плотно глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять!

Время глазки открывать.

Жмуримся и открываем -

Так игру мы продолжаем.

(Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глаза; упражнение снимает глазное напряжение.)

А в четверг мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль.

Что вблизи и что вдали -

Глазки рассмотреть должны.

(Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взор на кон­чик пальца и смотреть на него, опустить руку; уп­ражнение укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координацию.)

В пятницу мы не зевали,

Глаза по кругу побежали.

Остановка! Им опять

В другую сторону бежать.

(Смотреть вверх, вправо, вниз, влево и вверх и в об - " ратном порядке: влево, вниз, вправо и снова вверх;уп­ражнение совершенствует сложные движения глаз.)

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

(Посмотреть в верхний правый угол окна, затем в нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый; упражнение совершенствует сложные движения глаз.)

В воскресенье будем спать,

А потом пойдем гулять,

Свежим воздухом дышать.

(Закрыть веки, массировать их круговыми движе­ниями пальцев: верхнее веко - от носа к наружному краю глаз; нижнее веко - от наружного края к носу; затем наоборот; упражнение расслабляет мышцы и * улучшает кровообращение.)

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

Понедельник

В понедельник в детский сад

Прискакали зайчики (прыга­ют на двух ногах).

Полюбили крепко их

Девочки и мальчики (обхва­тывают себя руками).

Пригласили их плясать,

Дружно ножки выставлять | (по очереди выставляют ноги вперед).

Присядь вправо (поворачиваются вправо с присе­данием, смотрят назад),

Присядь влево (поворачиваются влево с приседа­нием, смотрят назад),

А затем кружись ты смело (кружатся).

ладошки у ребят, словно листики, шуршат (трут

Ладошки одна о другую).

Вторник

.К нам во вторник прилетал

Лист длинноногий (взмахивают

Ладошками вверх-вниз).

По болоту он шагал,

Рыб, лягушек доставал
ходьба на месте, высоко поднимая колени),

Наклонялся, выпрямлялся (наклоны вперед, руки назад),

Вдаль смотрел на край болота (смотрят вдаль, приставив руку к голове, как козырек)

И на нос. Ой! Где он? Вот он! (Смотрят на вы­давленный вперед палец; подводят палец к носу, не отрывая от него взгляда.)

Аист полетел домой (взмахивают руками вверх-вниз),

Машем мы ему рукой (машут одной рукой или одновременно двумя).

Среда

В среду слон к нам приходил,

Топать ножками учил (ходьба \ и месте),

II наклоны выполнять (наклоны вперед),

II на цыпочках стоять (поднимаются на носочки).

Мы покрутим головой,

Словно хоботом, с тобой (круговые

) вороты головой, смотрят вверх, вправо, вниз, влево

ч обратном порядке).

В прятки мы играем,

Глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы идем слона искать.

Пять, четыре, три, два, один!

Слон уходит в магазин (плотно закрывают глаза

пальцами рук, считают до пяти и широко открывай глаза).

Четверг

А в четверг к нам приходила

Хитрая лисичка (ходьба на месте с имитацией мягких шагов лисицы).

Показала хвостик рыжий,

Такой мягкий и пушистый

Посидели, постояли,

Притаились, как лиса (приседания),

Мышку в норке поискали (приседают и пальчиками разгребают землю).

Вот такие чудеса! (Встают и разводят руки, в стороны приподнимая плечи.)

Пятница

Мишка в пятницу пришел (ходьба на месте с имитацией шагов медведя),

Он в лесу медок нашел (руки так, как будто дети держат перед собой бочонок меда; присе­дания с поворотом туловища вправо, влево)

На высокой елке, где колкие иголки (смотрят вверх-вниз; пальцы рук /раздвинуты - «иголки»).

Мы у пчел медку попросим (встряхи­вают кистями).

На дворе настала осень (тянутся).

Скоро мишка ляжет спать (медленно приседают),

Будет лапу он сосать (голову вправо-влево, руки под головой).

Пчелы дали меду целую колоду (хлопают в ладо­ши и прыгают на двух ногах).

Суббота

Мы в субботу пригласили (взмахи руками к себе)

Шустрых белок на обед (повороты туловища вправо, влево с приседанием).

Щей вкуснейших наварили
(обе кисти сжаты вместе, круговые движения обеими руками, туловище поворачи­вается вслед за руками),

Наготовили котлет (меняют местами ладони, ле­жащие одна на другой).

Белки в гости прискакали (прыжки на месте),

Посмотрели на столы (широко открывают глаза и крепко их зажмуривают),

В лес обратно убежали (бег на месте)

За орешками они (постукивают кулаками один о другой).

Воскресенье

В воскресенье - выходной,

Мы идем гулять с тобой (ходьба на месте).

Смотрим вправо (туловище вправо, смотрят назад),

Смотрим влево ( туловище
влево, смотрят назад),

Ничего не узнаем (разводят руки в стороны: удивляются).

Вот забор, а за забором (руки вытягивают перед собой, кисти ставят вертикально, пальцы раздвига­ют - «иголки»)

Ходит, лая, грозный пес (обе руки одновременно переводят справа налево, глазами следят за руками).

Вот корова замычала: «Му-у-у!» (туловище вперед),

Заработал паровоз: «Ду-ду-ду-у!» (имитация дви­жущегося поезда),

А лошадка бьет копытцем,

Предлагает прокатиться (руки на поясе, приподнима­ют и опускают сначала правую, а затем левую ногу).

Мы на этой карусели

Прокатиться захотели (произвольные круговые движения руками).



Игры и игровые упражнения для детей дошкольного возрааа с нарушением зрения

«Пойдем на прогулку»

Цель. Совершенствовать умение ходить в парах (дети с нормальным зрением и с его нарушением).

Методика организации. Педагог объясняет, что идти надо дружно, не останавливаясь, чтобы не столкнуться с другими парами. Предлагает детям самим выбрать пару. Во время ходьбы ориентирует детей в пространстве (па площадке, в зале, во /шо­ре), следит за их осанкой.

Методика проведения. Дети в парах передвига­ются по площадке в различных направлениях (по кругу, с поворотом в обратную сторону), у каждой пары - погремушка (колокольчик). Педагог дает словесную инструкцию.

Варианты. 1. Ребенок с нарушением зрения дер­жит руку на плече товарища с нормальным зрением. 2. Ребенок с нарушением зрения идет рядом с ребен­ком с нормальным зрением, который озвученной иг­рушкой задает темп движения. 3. Игроки стоят на расстоянии 10-15 м друг против друга, у ребенка с нормальным зрением в руке погремушка. Подавая сигналы, он ориентирует своего товарища с наруше­нием зрения, куда надо идти.

Методические указания. Педагог корректирует действия каждой пары, оценивает выполнение зада­ния, подбадривает игроков, предлагая ребенку с на­рушением зрения смело двигаться на сигнал.

«Воздушный шар»

Цель. Совершенствовать умение ходить по кругу, держась за руки.

Методика организации. Педагог эмоционально рассказывает о разноцветных шарах, больших и маленьких, предлагая в зависимости от количест­ва детей самим образовать маленький или боль­шой круг.

Методика проведения. По команде педагога дети, постепенно расширяя круг, отходят на расстояние вытянутых рук, произнося:

Раздувайся, наш шар,

Раздувайся большой!

Оставайся такой,

Да не лопни!

При словах «да не лопни!» дети опускают руки, произносят «хлоп!» и приседают. Педагог говорит: «Воздух из шара выходит». Дети медленно встают и сходятся к центру, издавая звук «ш-ш-ш!».

Методические указания. Педагог следит за тем, чтобы все дети произносили «хлоп!» и одновремен­но приседали, одновременно вставали и двигались к центру, издавая звук «ш-ш-ш!».

«Солнышко»

Цель. Совершенствовать умение ходить по кругу, акцентируя внимание на движениях.

Методика организации. Дети образуют круг

(« Солнышко вышло!»), взявшись за руки.

Методика проведения. Дети идут по кругу, взяв­шись за руки, и эмоционально произносят: Смотрит солнышко в окошко, Топ-топ-топ-топ! (Топают ногами.) Мы захлопаем в ладошки (отпускают руки): Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! (Хлопают в ладоши.) Методические указания. Педагог' следит за тем, чтобы все дети одновременно топали ногами, одно­временно останавливались и хлопали в ладоши, следили за постановкой ног, осанкой, соблюдали дис­танцию. По сигналу педагога дети могут двигаться в обратном направлении. «Каравай»

Цель. Совершенствовать умение ходить по кругу ' остановками в различных стойках.

Методика организации. С помощью считалки де-i и выбирают водящего и образуют круг. Водящий становится в середину круга.

Методика проведения. Игра проходит под слова золящего (дети двигаются по кругу).

Как на Колины именины (идут по кругу, взявшись за руки, и произносят вместе с водящим)

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины! (Останавливаются, поднима­ются на носки, прямые руки вверх.)

Вот такой низины! (Приседают на корточки, руки вниз.)

Вот такой узины! (Сходятся к центру круга, руки в перед.)

Вот такой ширины! (Отходят назад, руки в сто­роны.)

Каравай, каравай! (Хлопают в ладоши, идут на месте.)

Кого хочешь, выбирай! (Водящий выбирает из круга одного товарища, a становится на его мес­то.)

Игра возобновляется.

Методические указания. Педагог следит за тем, чтобы все дети дружно, вместе произносили слова, поднимались на носки, приседали, сходились в круг и расходились.

«Паровоз»

Цель. Совершенствовать умение ходить друг за другом в колонне по двое.

Методика организации. Педагог выбирает маши­ниста (ребенок с нормальным зрением) и помощника с нарушением зрения). Помощник берет машиниста ; а руку, другие дети становятся за ними, держась обеими руками за пояс впереди стоящего.

Методика проведения. По сигналу педагога «Поди, тронулся!» дети со словами «Чу-чу-чу-чу!» сдут» вперед, акцентируя постановку ног, до станции, например Луг, Лес, Озеро. На каждой станции дети выходят из поезда, выполняют различные действия: на лугу собирают цветы, ловят бабочек; в лесу собирают грибы, ягоды, бега­ют, ходят парами; на озере ловят рыбу, набирают во­ду, чтобы заправить паровой котел, и т.д. После каж­дой станции вновь садятся в поезд и продолжают движение.

Методические указания. Педагог следит за тем, чтобы вагоны не расцеплялись, чтобы пассажиры не покидали поезд до остановки, дает установку на раз­личные импровизированные движения, поощряет творчество детей в них.

«Найди игрушку»

Цель. Совершенствовать умение ходить с ориен­тированием в пространстве на звуковой сигнал.

Методика организации. Педагог выстраивает де­тей в шеренгу, определяет расстояние между ними (3-5 м), затем знакомит детей со звуковым сигна­лом (неваляшки различного размера и различной тональности звучания находятся у детей, не стоя­щих в шеренге играющих).

Методика проведения. По очереди вызываются один или двое играющих (в зависимости от количе­ства звучащих игрушек), которые должны их найти.

Методические указания. Педагог следит за тем, чтобы игрушка звучала до тех пор, пока ее не найдет играющий, поощряет быстрые действия и умелое ориентирование на звук, правильную, уверенную ходьбу.

Варианты. «Найди колокольчик», «Узнай по голо­су», «Челночная ходьба», «1де звенит?» и др.

«Снайперская ходьба»

Цель. Развивать умение воспринимать различные по размеру пространства.

Методика организации. В центре площадки рису­ют мишень из пяти концентрических кругов: радиус внутреннего (центрального) круга - 30 см, радиус каждого последующего круга увеличивается на 50 см. От центрального круга по убывающей наносят циф­ры (5, 4, 3, 2, 1), указывающие очки. Перед мишенью на расстоянии 2 м проводится стартовая линия.

Методика проведения. Играющие по сигналу пе­дагога стартуют и стараются, набрав как можно боль­ше очков, продвигаться в глубь мишени к цифре 5.

Методические указания. Дети с нарушением зре­ния предварительно проходят расстояние от старто­вой линии до центра с нормально видящими парт­нерами, чтобы почувствовать пространство, а затем проделывают это самостоятельно. Педагог поощряет и корректирует действия детей с нарушением зре­ния.

Вариант для слепых. Круги выкладываются из веревок, чтобы дети могли их осязать.

«Горелки»

Цель. Совершенствовать умение бегать и ориен­тироваться в большом пространстве.

Методика организации. Игра проводится только на большой площадке или в зале. Выбирают водя­щего, надевают ему на руку звучащий браслет, ос­тальные становятся в колонну по двое. Водящий стоит на один шаг впереди колонны. Последняя па­ра берется за руки.

Методика проведения. По сигналу «Начали!» во­дящий 3 раза хлопает в ладоши и одновременно громко считает: «Раз, два, три!». Последняя пара разъединяет руки и бежит: один с правой стороны колонны, другой с левой, стараясь взяться за руки впереди водящего. Водящий стремится поймать од­ного из бегущих и не дать ему соединиться с товари­щем. Если ему это удается, он с пойманным игроком образует новую пару. Они встают впереди колонны первой парой (колонна делает шаг назад), а водя­щим становится игрок, оставшийся без пары. Он на­девает на руку браслет и занимает место водящего. Если бегущие успели соединить руки до того, как водящий поймает кого-то, они становятся первой парой в колонне, а водящий возвращается на свое место, и игра возобновляется.

Правила и методические указания. Последняя пара разъединяет руки и выбегает, а водящий ловит только после счета на один, два, три. Выбежавшая пара может снова соединиться только впереди водя­щего (не сзади него). Пойманным считается игрок, до которого водящий дотронулся рукой. Педагог во время игры находится в том месте, где бегущая пара будет соединяться, а в случае необходимости (при беге играющих навстречу друг другу) должен пой­мать (остановит!)) одного из бегущих.

«Перенос мячей»

Цель. Совершенствовать умение бегать, ориенти­роваться в пространстве, воспитывать ловкость.

Методика организации. Инвентарь: два больших, два средних, два маленьких мяча, 12 деревянных ко­лец (диаметр 20-24 см), или квадратов (15x15 см), или невысоких коробок. Педагог делит детей на две равноценные команды и выстраивает их в две ко­лонны (одна против другой) у середины боковых линий площадки. Справа и слева (на расстоянии 4-6 м от первых игроков каждой команды) кладут гимнастические маты: па каждом мате раскладыва­ют по три кольца, в первые кольца (справа от каж­дой команды) кладут большие мячи, во вторые средние, в третьи - маленькие.

Методика проведения. По сигналу педагога пер­вые игроки бегут к правым кольцам, собирают мячи, бегут к левым кольцам и раскладывают мячи по кольцам в том же порядке (большие - в первые, средние - во вторые, маленькие - в третьи), затем возвращаются к своим колоннам и, встав в их конец, говорят: «Есть!». Это служит стартом для вторых игроков, которые проделывают то же, только соби­рают мячи из левых колец, а раскладывают в правые (иначе говоря, все нечетные игроки переносят мячи

из правых колец в левые, а все четные - наоборот). При повторении игры нечетные игроки меняются местами с четными. Выигрывает команда, первой закончившая перенос мячей.

Правила и методические указания. Начинающие эстафету первые игроки бегут по сигналу педагога, все остальные - только после того, как первые игро­ки скажут: «Есть!». Говорить «Есть!» игрок может только после того, как встанет в конец своей колон­ны. Каждый стояпщй последним в колонне должен хлопать в ладоши, ориентируя игрока, куда бежать. Если игрок разложил мячи по кольцам не в том по­рядке, он должен вернуться и исправить свои ошиб­ки. Способы раскладывания мячей или каких-либо других предметов должны быть самыми различны­ми. Расстояние между кольцами можно уменьшить или увеличить в зависимости от подготовленности играющих.

Игру следует проводить с хорошо ориентирую­щейся группой. Для облегчения ориентировки на полу между матами можно положить канат, а в дальнейшем его убрать.

«Невод»

Цель. Совершенствовать умение бегать, ориенти­роваться в пространстве, действовать коллективно.

Методика организации. Игра проводится на пло­щадке, в зале или в большой комнате. Инвентарь -два звучащих браслета. Педагог выбирает двух наи­более выносливых, физически сильных и хорошо ориентирующихся игроков (рыбаков).

Методика проведения. Рыбаки надеваю! брасле­ты и, взявшись за руки, ловят остальных игроков (рыбы). Если рыбакам удастся догнать рыбу и взяться свободными руками, так что рыба окажется между ними, она считается пойманной. Каждая пой­манная рыба включается в цепь (становится между рыбаками и берет их за руки). Таким образом, со­ставляется невод из пойманных рыб. Им рыбаки ло­вят других рыб. Когда все рыбы пойманы, игра кон­чается.

Правила и методические указания. Рыба счита­ется пойманной только в том случае, если рыбаки ^кружили ее неводом и успели взяться за руки (за­мкнули цепь). Нельзя ловить разорванным нево­дом. Рыбакам запрещается хватать рыбу за руки, одежду - рыба, пойманная таким образом, освобож­дается. Рыбы, спасаясь от рыбаков, могут обегать невод, подлезать под руки игроков, составляющих его; рыбы не имеют права каким-либо способом раз­рывать невод; сделавший это считается пойманным.

Педагогу необходимо следить за тем, чтобы игро­ки не допускали грубостей. Если рыбаки все-таки не могут поймать рыб, игра считается оконченной - в этом случае непойманные рыбы оказываются побе­дителями. Рыбаки должны все время стоять крайни­ми в цени (неводе). Вместо браслетов рыбакам мож­но дать погремушки или колокольчики.



1 Скрипец П., Кудрина Т. Как видит ребенок?// Здоровье дошкольника. 2008, № 5


2 Солнцева Л. И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и школьного возраста. М., 1998.


3 Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. 2001.-№ 2.- С.84-88.





Скачать файл (2148 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации