Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Коммуникационный менеджмент - файл лекция 1.doc


Лекции - Коммуникационный менеджмент
скачать (87.1 kb.)

Доступные файлы (7):

лекция 1.doc86kb.21.02.2011 18:45скачать
лекция 2.doc76kb.04.03.2011 17:59скачать
Лекция 3.doc91kb.17.03.2011 17:51скачать
Лекция 4.doc78kb.02.04.2011 15:50скачать
Лекция 5. doc.doc59kb.19.04.2011 22:10скачать
Лекция 6.doc50kb.06.05.2011 09:39скачать
Лекция 7.doc73kb.15.05.2011 18:18скачать

содержание
Загрузка...

лекция 1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Заліковий модуль 1. «Сутність комунікації та її роль в управлінні»

Змістовий модуль 1.1. Общие представления о дисциплине

«Коммуникационный менеджмент»

План:

  1. Сущность коммуникации.

  2. Коммуникационный менеджмент как предмет изучения.

  3. Роль менеджера по коммуникациям в органиации.


Цель: Определить основные понятия и категории дисциплины «Коммуникационный менеджмент». Определить и подчеркнуть роль коммуникационного менеджмента в управлении организацией.



  1. Сущность коммуникации.

Коммуникация - процесс обмена информацией между двумя и более людьми.

Цели коммуникаций:

1. Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления.

2. Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией.

3.  Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координация их задач и действий.

4.  Регулирование и рационализация информационных потоков.

Функции коммуникации:

1. информативная – оповещение, донесение информации;

2. мотивационная – побуждает работников к исполнению и улучшению работы, используя управление поведением;

3. контрольная – отслеживание поведения работников различными способами на основе иерархии и формальной соподчинённости;

4. экспрессивная – способствует эмоциональному выражению чувств, переживаний, отношения к происходящему;

В зависимости от способа обмена информацией различают:

- межличностные или организационные коммуникации на основе устного общения;

- коммуникации на основе письменного обмена информацией.

Межличностные коммуникации делятся на:

- формальные. Формальные коммуникации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями данной организации и осуществляются по формальным каналам;

- неформальные. Неформальные коммуникации не следуют общим правилам данной организации; они осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации.

Среди формальных организационных коммуникаций выделяют:

- вертикальные, когда информация перемещается с одного уровня иерархии на другой;

- горизонтальные между различными подразделениями, предназначающиеся для координации деятельности различных подразделений.

Вертикальные коммуникации, в свою очередь, подразделяются на:

- восходящие, когда информация передается снизу вверх (с низших уровней на высшие). Этот тип коммуникаций содержит информацию, необходимую для менеджеров для оценки той сферы деятельности, за которую они несут ответственность;

- нисходящие, осуществляемые сверху вниз. Этот тип коммуникаций непосредственно связан с руководством и контролем за работниками.

Межличностные коммуникации делят также на:

- вербальные - словесные;

- невербальные, призванные осуществить обмен информацией без применения слов, например с помощью жестов, интонаций голоса и т.д.

^ Література [3, 6, 7, 9, 10, 11].


  1. Коммуникационный менеджмент как предмет изучения.

Для того чтобы иметь более четкое представление о категории «коммуникационный менеджмент» вначале необходимо уяснить, что же обозначают слова «менеджмент» и «коммуникация».

Менеджмент (в максимально широком смысле) — означает создание, управление, контроль и максимально эффективное использование социально-экономических систем и моделей различных уровней.

Менеджмент - особый вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением определенных принципов, функций и методов.

Определение понятие «коммуникация» было дано в п.1.

Учитывая выше изложенное, категорию коммуникационный менеджмент можно определить следующим образом:

^ Коммуникационный менеджмент – это совокупность накопленных в мировой практике принципов, методов, средств и форм влияния коммуникаторов на cодержание потоков информационного взаимодействие людей, их групп, общественных и политических формирований в процессе общения с целью решения тактических и стратегических задач по управлению общественными отношениями.

Такое определение коммуникационного менеджмента позволяет сформулировать ряд положений:

- особенностью коммуникационного менеджмента является то, что он не рассматривает систему управления информационным процессом с точки зрения техники (источник, сообщение, передатчик, каналы, помехи, приемник, обратная связь), а акцентирует внимание на социальном аспекте технологии управления, где определяющим компонентом является человеческий фактор;

- основное предназначение коммуникационного менеджмента – влияние на информационное воздействие людей, их групп и формирований;

- коммуникационный менеджмент – это управленческий процесс, а информация это то, что передается в ходе процесса;

Один из основоположников теории менеджмента А. Файоль выделил следующие функции управления:

– предвидеть;

– организовать;

– руководить;

– координировать;

– контролировать.

Рассматривая этот набор управленческих действий как базовый, соотнесем его с управлением коммуникацией.

Таким образом, управлять коммуникацией - это значит:

– определять цели коммуникации;

– определять пути достижения этих целей и конкретные действия,

направленные на достижение целей;

– организовать осуществление этих коммуникативных действий;

– координировать взаимодействие коммуникаторов;

– контролировать;

– корректировать процесс по результатам коммуникации.

Исходя из традиционных задач менеджмента, и учитывая особенности человеческих коммуникаций можно утверждать, что функциями коммуникационного менеджмента являются:

− аналитико-прогностическая (анализ, использования, прогнозирования тенденций);

− организационно-управленческая (обеспечение целей организации или служб ПР, организаторская и управленческая деятельности по выполнению намеченных планов, оперативная выработка ответных мер и др.);

− коммуникативно-информационная (достижение взаимопонимания, гармонии, обеспечение руководства организации необходимой информацией);

− консультационно-методическая (выступает в качестве советника руководителя, кандидата в депутаты и др.).

^ Основными задачами коммуникационного менеджмента на предприятии являются:

- формирование корпоративной общности коллектива и создание соответствующей мотивации сотрудников;

- поддержка и развитие корпоративной культуры — корпоративных ценностей и норм поведения;

- информационная поддержка управленческих решений;

- коммуникационное управление изменениями (реструктуризация компании, сокращение, освоение новых технологий, слияние бизнесов), сокращение противодействия вносимым изменениям;

- выявление коммуникационных и управленческих проблем компании, способствование предупреждению конфликтов в коллективе.

^ Література [3, 6, 7, 9, 10, 11].
3. Роль менеджера по коммуникациям.

Роль менеджера по коммуникациям заключается в том, чтобы служить

центральным звеном в системе контроля над коммуникациями в организации, т.е. не самому быть коммуникатором, а стать менеджером или руководителем, обучающим других процессу коммуникации. Принцип посредничества, лежащий в основе управления коммуникациями, предполагает, что ситуации, в которых такой работник выступает как коммуникатор, достаточно ограничены. Гораздо чаще он действует как проектировщик, контролер, руководитель процессов, в которых он сам не принимает непосредственного участия. По этой причине результат его деятельности менее очевиден.

Менеджер должен контролировать не только потоки коммуникации к персоналу организации, но и потоки, направленные на внешние аудитории. В

смысле контроля, осуществляемого менеджерами по коммуникациям, высшее управленческое звено — это не более чем еще одна группа общественности.

Каждый член организации в то или иное время (а иногда — и одновременно) выступает в роли передатчика и приемника сообщения. Менеджер по коммуникации находится в центре потока коммуникаций, он анализирует возникающие проблемы, затем решает, какие изменения можно внести с помощью коммуникаций, и выбирает одну или несколько стратегий. Именно поэтому от менеджера по коммуникациям требуется целый набор профессиональных и личностных качеств.

Согласно с наиболее распространенной точкой зрения специалистов в сфере менеджмента, требования, которые предъявляются к современному менеджеру, можно разделить на три группы: профессиональные, личностные и деловые (табл. 1.1.).

Таблица 1.1.

Модель личностно-деловых качеств современного менеджера



Группы требований к менеджеру по коммуникациям

Требования

1

Профессиональные:










1. Высокий уровень образования, практического опыта, компетентности в профессии;







2.Широта взглядов, эрудиция;







3. Углубленное знание своей и смежных сфер деятельности;







4. Стремление к постоянному усовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;







5. Поиск новых форм и методов работы;







6. Помощь окружающим, их обучение;







7. Умение планировать свою работу;







8. Высокий уровень организации труда.

2

Личностные:










1. Физическое и психологическое здоровье;







2. Высокий уровень внутренней культуры;







3. Энергичность;







4. Принципиальность и решительность;







5. Честность и справедливость;







6. Высокая требовательность к себе и окружающим;







7. Чувство юмора;







8. Умение уважать подчиненных;







9. Чувство ответственности;







10. Доброжелательное отношение к людям;







11. Уверенность в себе;







12. Коммуникабельность;







13. Устойчивость к стрессам.

3

Деловые:










1. Умение создать предприятие, обеспечить его деятельность всеми необходимыми ресурсами;







2. Умение стратегически мыслить;







3.Умение эффективно подбирать и использовать работников;







4. Знание техники и технологии производства отрасли, к которой относится предприятие;







5. Умение ставить и распределять между исполнителями задачи;







6. Умение самостоятельно и своевременно принимать обоснованные решения;







7. Умение координировать, контролировать выполнение заданий подчиненными;







8. Умение мотивировать подчиненных к эффективной работе.


Профессиональные качества характеризуют любого грамотного специалиста, а владение ими является лишь необходимой предпосылкой выполнения обязанностей менеджера.

Личностные качества менеджера мало чем отличаются от личных качеств других работников, которые стремятся к уважению со стороны окружающих, поэтому владение позитивными личностными качествами тоже является лишь предпосылкой успешного руководства.

Таким образом, менеджером делают человека не профессиональные или личностные, а именно деловые качества.

Модель, приведенная в таблице, дает ориентировочное представление о профпригодности человека для управленческой деятельности. При этом следует иметь в виду статус этой деятельности: административный (топ- менеджер) или функциональный (руководитель аналитического отдела), сферу деятельности (например, логистика или связи с общественностью). В первом случае у менеджеров разные масштабы проявлений организаторских данных, умения планировать и прогнозировать работу с персоналом. Во втором — им необходимы специальные знания и опыт работы в конкретных профессиональных сферах.

Эту модель можно дополнить моделью профессиональных требований к менеджеру по коммуникациям. Коммуникационный менеджмент в данном случае в большей степени ориентирован на консалтинговую деятельность в сфере коммуникации. И одним из основных профессиональных требований к

менеджеру по коммуникациям сегодня является то, что относится к категории медиа-рилейшнз, где основное внимание уделяется, условно говоря, PR-текстам на всех уровнях: психолингвистический уровень, знаковый уровень, то, что относится к категории определенной символизации и к категории создания образов. Кроме того, выделяется коммуникационная компетенция, которая включает в себя установление контактов и ведение переговоров. Один из основных моментов, на которые сейчас особенно акцентировано внимание, - это концептуальная компетентность, умения и навыки, знания, которые связаны с созданием и реализацией концепции, развития этих концепций и идей, пересекающихся с основными факторами успеха, анализ факторов, которые могут влиять на развитие системы коммуникации той или иной организации.

Література [3, 6, 7, 9, 10, 11].

Вопросы по теме:

  1. Перечислите цели коммуникации.

  2. На какие виды делятся межличностные коммуникации?

  3. Чем отличаются вертикальные и горизонтальные коммуникации?

  4. Назовите функции управления по А. Файолю.

  5. Что относится к функциями коммуникационного менеджмента?

  6. Какова роль коммуникации в системе управления организацией?

  7. Каковы функции и сфера применения коммуникационного менеджмента?

  8. Какие требования предъявляются к менеджеру по коммуникации?



Скачать файл (87.1 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru