Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Реферат - Социокультурная характеристика современного костюма - файл 1.doc


Реферат - Социокультурная характеристика современного костюма
скачать (78 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc78kb.18.12.2011 07:17скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Факультет: Филологический

Направление: Филология

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

Социокультурная характеристика современного костюма

Выполнила: Сахарова Е. М. (ФЯБ-12)

Проверила: Селивёрстова М. А.


МОСКВА

2011

ВВЕДЕНИЕ


Считается, что развитие одежды имеет почти такую же древнюю историю, как и само человечество. Первые признаки одежды были обнаружены ещё у людей палеолита. «Одежда есть выражение постепенного, долгого, начавшегося, быть может, при первом появлении человеческого существа на земле, развития духовного склада самого человека. При этом климат, конечно, был главною направляющею и воздействующею на человека силою»1. О том же говорит и Ильин В. И.: «Одежда является продолжением тела и удовлетворяет ряд видов потребностей. Во-первых, это потребность в поддержании нормального температурного режима, что обеспечивается одеждой, защищающей от холода и жары, солнца и влаги». Но временем люди стали размышлять об эстетической её функции.

Именно на этом этапе одежда приобретает новое значение, новую функцию. До этого момента он представляла собой лишь часть материальной культуры, фактически просто предмет, вещь; теперь же она становится уже компонентом культуры духовной, так как несёт в себе определённую культурно-значимую информацию. Человек начинает использовать костюм не только по его прямому назначению, но с его помощью он может обозначить, например, свой статус, профессию, принадлежность к той или иной группе общества — одним словом, те качества, которые так или иначе характеризуют данную личность как часть социума.

Подходя к рассмотрению костюма как феномена в системе культуры, необходимо определить понятие «костюм». Во многих языках существует несколько терминов, обозначающих этот предмет, два из которых считаются основными. Один является национальным словом, присущим данному языку, подобно русскому слову «одежда». Другой заимствован от итальянского costume, что означает обыкновение, обычай, привычка, а во множественном числе – нравы. Эти термины относятся к ряду общепризнанных понятий и не вызывают сомнений в собственном содержании. Зачастую в быту и литературе их отождествляют. Между тем стоит задуматься, углубиться в суть и становится очевидным, что они выражают две стороны одной проблемы.

Слово одежда этимологически связано со словами одеваться, одеяло, в значении укрываться, покрываться, облекаться во что-то постороннее. Одежда во французском языке обозначена словом habit, что переводится как покров, защищающий человека от непогоды, чужих глаз и т.д. То есть одежда имеет бытовое назначение и утилитарную функцию, в то время как костюм уже представляет собой совокупность общепризнанных привычек, ритуал, традицию, которым следуют отдельные социальные слои общества. Если одежда относится к категории вещей, то костюм — знак, обладающий смысловой значимостью, элемент семиотической системы.

Также важно отметить, что история одежды тесно связана с историей моды – невероятно гибким и изменчивым явлением социокультурной реальности. Также в силу того, что именно одежда (а не ландшафт, архитектура, парфюмерия) в высшей степени связана с феноменом моды и наиболее подвержена модным тенденциям, в научной литературе традиционно принято рассматривать костюм вкупе с исследованием культурного феномена моды.
^

1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА МОДЫ В РАЗНЫХ НАУКАХ


В данной части работы мы постараемся пронализировать различную литературу в области исследования феномена моды и костюма, чтобы выявить особенности современной научной мысли, занимающейся данным вопросом.

Можно выделять эстетический, историко-культурный, психологический, экономический и социологический подходы в исследовании этого феномена.
^

Эстетический подход


Эстетический подход сложился ранее других. Его методологической основой является сужение области действия моды и подмена ее содержания конкретными формами сферы культуры, где она проявляется. При таком подходе мода предстает как изменение вкусов, как проявление художественного стиля, как специфическая эстетическая деятельность.

С точки зрения эстетики, мода рассматривается лишь как господствующее представление о красоте, а ее изменения толкуются как движения эстетического вкуса в рамках более широкого понятия — художественного стиля эпохи. Смена мод, согласно эстетической интерпретации, диктуется эстетическим старением канонов и идеалов, износом ценностей культуры. При таком подходе для распространения моды необходим определенный уровень эстетических знаний и вкуса ее носителей.
^

Культурно-исторический подход


Культурологический подход к моде как к системному явлению позволяет анализировать ее закономерности, не отождествляя ее с теми областями культуры, где она проявляется. Мода рассматривается как фактор, вызывающий изменения культуры и ее форм. Такой подход ставит во главу угла не описание изменений, а причинную связь моды и ее результатов, что выявляет функции моды. Такой взгляд на моду предполагает включение в это понятие специфических форм поведения людей, состояния общественного сознания. Социальный аспект моды и ее функции яснее всего вырисовываются именно при таком подходе к ее изучению.

Исторический подход стремится выявить динамизм моды, видя в ней момент движения, развития, изменения и стимул к созданию и распространению новых предметов костюма, украшений, домашней утвари. При этом мода рассматривается как функционирование стиля, вкуса и культуры вообще. В рамках исторического подхода сформировались фундаментальные исследовательские области истории костюма.
^

Экономический подход


В данном подходе рассматривается экономическая обусловленность развития конкретных направлений моды, анализируется взаимосвязь моды и спроса населения на модную одежду, взаимовлияние потребностей людей и производства модной одежды.

По мнению Фишмана, экономическая функция моды заключается в том, что она выступает средством расширения сбыта, позволяет увеличить количественные параметры потребления; мода выступает инструментом регулирования потребительских ориентации, одной из наиболее эффективных форм рекламы товаров2.
^

Социально-психологический подход


Социально-психологический подход видит в моде один из механизмов социализации, в котором проявляется человеческая индивидуальность. При этом подходе изучаются такие явления, связанные с модой, как подражание, конформизм, негативизм, идентификация, формы социального заражения, привычка и т.п. Социально-психологический подход учитывает отношение общественных групп и индивидов к проявлениям моды и влияние этого отношения как на развитие моды, так и на психические процессы, на межличностные отношения, на состояния и свойства личности.

Разнообразные психологические трактовки акцентируют внимание на роли моды в удовлетворении разнообразных психических потребностей человека: в новизне, самовыражении, выражении бессознательных импульсов и т. д. В моде также выделяют функцию психологической разрядки, особенно значимой в условиях современного информационного общества.

Многие из идей, родившихся в науке под воздействием социально-психологического подхода, прочно укрепились в теоретической литературе о моде и до сих пор оказывают серьезное влияние на современных теоретиков моды.
^

Социологический подход


Социологический подход позволяет рассматривать моду как специфический регулятор общественных отношений, обусловленный социальной структурой общества, выясняет социальные условия, приводящие в действие психологические механизмы моды. Социологический подход позволяет исследовать связанные с модой социальную стратификацию, престижность, лидерство, формы коллективного поведения и социального контроля, социальный символизм, подключая для этого методы социальной психологии.

Данное исследование направлено на выявление коммуникативных особенностей феномена моды и костюма в частности, поэтому среди большого количества учёных, занимающихся этим вопросом, стоит выделить А. Б. Гофмана, который рассматривает моду как одну из форм коммуникации. Модные стандарты и объекты являются знаковыми средствами, с помощью которых в обществе осуществляется коммуникация. В условиях непродолжительного общения костюм способствует «быстрой и адекватной оценке субъектов процесса, с одной стороны, и быстрой экспрессивной демонстрации своего Я — с другой»3.

Актуальность коммуникативного подхода к изучению костюма определяется тем, что сам процесс формирования основ информационного общества сопряжен с осмыслением коммуникативного пространства социума. Взаимодействие разделенных огромными пространствами людей становится возможным именно на основе обмена информацией. Особое значение в этом процессе обмена информацией получает социокультурная информация - трансляция культурных навыков, стереотипов, инноваций. Обмен культурными знаками взаимообогащает развитие региональных культур, способствует выработке международного языка. При этом трансляция вербальной информации требует более высокого «порога вхождения» в диалог культур, чем трансляция невербальных знаковых систем. В связи с этим на современном этапе актуализируются информационные каналы невербальной социальной коммуникации. К числу актуальных невербальных социокоммуникативных систем можно отнести и одежду, в частности костюм.
^

2. КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ КОСТЮМА


Когда одежда перестала быть для человека просто способом защиты от холода и жары, она приобрела новую функцию — функцию поддержания символического взаимодействия людей4, причём, являясь «продолжением тела», имела богатые возможности для её выполнения. Подобная мысль далеко не нова. О. Бальзак в «Дочери Евы» (1839 г.) писал, что для женщины одежда — это «постоянное проявление интимных мыслей, это язык, символ».
^

Одежда как текст


Одежда выполняет функцию знака : она несет на себе отпечаток статусной позиции человека. Часто это отпечаток, создающийся независимо от воли ее обладателя, порою он хотел бы от него избавиться, но это не всегда удается. Одежда — это текст, состоящий из знаков и символов, который в первую очередь читается в процессе взаимодействия (наряду с лицом). Очень часто она является показателем социально-экономического положения индивида, хотя в наше время, в сравнении с прошлыми веками, роль одежды как знака заметно снизилась. Также она является знаком, читающимся окружающими как текст, говорящий о вкусе её обладателя, причём наличие плохого вкуса, проявленного в одежде, нередко воспринимается как текст, характеризующий уровень образования и общей культуры человека, его характер.

Символ же отличается от знака тем, что он конструируется сознательно, когда человек при помощи костюма старается сказать что-то о себе: о своей половой принадлежности, о возрасте, о доходах, о профессии, о вкусах, о настроении и т. д.

Одежда как текст состоит из знаков и символов. В качестве символов выступают как отдельные элементы костюма (галстук, запонка, фасон пиджака и т.д.), сам костюм как единое целое, так и весь набор используемой одежды. Они соотносятся как слово, предложение, законченный текст. Если знаки —- это непроизвольные, а, значит, правдивые следы, то о символах этого не скажешь. Они говорят то, что хотел сказать человек.

«Вы можете лгать на языке одежды, — пишет Алисон Лури, — так же, как вы можете это делать на английском, французском или латыни, и этот вид обмана имеет преимущество: обычно нельзя обвинить лгущего в том, что он делает это сознательно. Костюм, говорящий о юности или богатстве, — в отличие от словесного утверждения, что вам 29 лет и что ваш доход измеряется шестизначной цифрой, - нельзя прямо опровергнуть или осудить»5.

Ложная информация, передаваемая символами одежды, может быть сознательно написанным текстом или результатом заблуждения. В первом случае человек со знанием дела приобретает символы, чтобы ввести кого-то в заблуждение. Во втором случае человек совершает символические покупки, плохо зная смысл приобретенных символов. В результате он лжет, но не подозревает об этом, так как, по его мнению, символы говорят о другом.

Язык одежды имеет расплывчатые, неопределённые и быстро меняющиеся правила, однако здесь есть одно исключение — униформа. Униформа как разновидность костюма несёт в себе определённое сообщение, и если рассматривать одежду в целом как текст, то униформу можно назвать «текстом, написанным под руководством организации». Она обычно вводится в организациях с целью укрепления дисциплины и подавления личностного начала (в самом личностном моменте — выборе собственной одежды), а также подчёркивает то, что перед нами — не свободная личность; сам индивид воспринимается непосредственно как представитель организации.

Язык одежды довольно точно отражает существо господствующих в данном обществе социально-экономических и политических отношений. Феодальная и капиталистическая эпохи четко различаются характером костюмов господствующих групп, которые выступают как тексты, характеризующие статус этих групп. «В эпоху старого режима, — пишет немецкий исследователь Э. Фукс о мужском костюме, — торжествовал бездельник, тунеядец. Костюм ярко подчеркивал, что человек предназначен к бездействию, осужден на тунеядство. Костюм был только средством позировать. Он не допускал свободных, непроизвольных и в особенности быстрых и внезапных движений... Костюм был приспособлен только к паркету и салону... Властитель буржуазного века должен находиться в ином положении. Он должен двигаться беспрепятственно, бодро и быстро, ибо жизнь развертывается уже не размеренным шагом, не среди салонных условностей, а все более быстрым и то и дело меняющимся темпом... Исчезла всякая помпа, всякая декоративность. Костюм сведен к простым главным линиям. Нет больше места праздничной простоте. Краски стали бесцветными, как арифметическая задача»6.
^

Заимствования, сленг и вульгаризм в языке одежды


Многое можно сказать о человеке по тому, какие иностранные слова, как и в каком количестве он использует в своей речи. То же самое относится и к языку одежды. Используя элементы иностранного костюма или целый костюм, еще не вошедший в язык нашей культуры, мы символизируем свою индивидуальную или групповую принадлежность, симпатию к соответствующей культуре. И, наоборот, подчеркнутое избегание элементов иностранной одежды, даже той, которая уже вошла в национальный «язык», тоже является символом, но уже негативного отношения к «иностранщине». Ношение иностранной одежды, уже вошедшей в массовый обиход, — это символ отсутствия как чрезмерной любви, так и отвращения к иностранной культуре.
^

Текст и контекст


Смысл текста понятен в полной мере лишь при знании контекста. Большинство видов одежды читаются по-разному в разном контексте. По словам Ирвинга Гоффмана, понятие "приличной одежды" целиком связано ситуацией.

Понятие ситуации (контекста) включает целый ряд пространственных и временных аспектов. Важнейшим элементом ситуации являются выполняемые в данной одежде функции. Смена функций кардинальным образом меняет содержание текста.

Контекст включает и совокупность культурных норм и ценностей. Платье, вызывавшее восторг 10 лет назад, сейчас может показаться смешным, так как изменилась мода. Женщина с обнаженными коленями на балу XIX в. произвела бы фурор своим бесстыдством.

Элементом контекста является также социальная характеристика человека в данной одежде. Всё это зависит от возраста, от положения человека в обществе, etc. Одно и то же платье на теле юной девушки и старушки имеет совершенно разный смысл.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, мы проследили историю изучения понятий мода и костюм, определили тесную взаимосвязь между ними; рассмотрели социокультурные аспекты современного костюма, а также его функции. Костюм является неотъемлемой частью жизни каждого человека с древнейших времён, с тех пор, когда люди стали использовать шкуры животных в качестве своеобразной одежды, чтобы укрыться от непогоды. Со временем помимо утилитарной функции он приобрёл и функцию эстетическую. Теперь же можно с уверенностью сказать, что костюм занимает очень важное место в жизни современного человека, выполняя своего рода коммуникативные функции, сообщая другим людям информацию о положении, статусе, обеспеченности, профессии, даже настроении обладателя данного конкретного костюма. Каждый человек, выбирая какой-либо костюм, сознательно или бессознательно старается вложить в этот выбор определённое сообщение, определённую информацию – причём зачастую эта информация воспринимается иначе, нежели того хотел обладатель костюма. Кроме того, очень важно понимать его значение в определённом контексте.

В заключение данного исследования, исходя из его результатов, мы можем сказать, что костюм будет играть ту же роль и выполнять те же функции, что и сейчас, до тех пор, пока будет существовать общество.

Библиография





  1. Адлер Б. Возникновение одежды. СПб., 1901.

  2. Гофман Л. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М., 2000.

  3. Ильин В. И. Поведение потребителей. — Сыктывкар: СыктГУ, 1968.

  4. Фишман Р.Б. Мода как социальное явление. Свердловск: Свердловского университета, 1990.

  5. Фукс Э . Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век . М ., 1994

  6. Штомпель Л. А. Знаки повседневности. - Ростов на Дону, 2001.

  7. Шабаркина И. В. Костюм как невербальная социокультурная система : Дис. ... канд. социол. наук: Москва, 2004

  8. Lurie A. The Language of Clouthes. The Definitive Guide to People Watching through the Ages. Hamlyn Paperback, 1983


1 Адлер Б. Возникновение одежды. СПб., 1901.

2 Фишман Р.Б. Мода как социальное явление. Свердловск: изд-во Свердловского университета, 1990.

3 Гофман Л. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М., 2000.


4 Ильин В. И. Поведение потребителей.

5 Lurie A. The Language of Clouthes. The Definitive Guide to People Watching through the Ages. Hamlyn Paperback, 1983

6 Фукс Э . Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век . М ., 1994



Скачать файл (78 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru