Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Ответы к гос.экзамену по специальности 050706 - Педагогика и психология - файл 1.doc


Ответы к гос.экзамену по специальности 050706 - Педагогика и психология
скачать (2103.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc2104kb.18.12.2011 07:19скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание

  1. Понятие о предмете и методах психологии. Структура и современное состояние психологии

  2. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии

  3. Психологическая характеристика индивидуально-типологических особенностей человека

  4. Сознание как высшая форма психического отражения. Сознательный и бессознательный уровни психики

  5. Метод эксперимента и его разновидности

  6. Понятие личности в работах отечественных психологов (А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, В.А.Петровский)

  7. Эволюция психики. Характеристика стадий развития психики

  8. Понятие эмоций. Классификация эмоций

  9. Характеристика уровня психической регуляции поведения и деятельности: произвольная, непроизвольная и волевая

  10. Характеристика мышления и речи. Виды мышления и речи

  11. Понятие об ощущениях и восприятии: свойства, виды. Взаимодействие ощущений

  12. Возникновение и развитие гуманистической психологии

  13. Неофрейдизм и его направления

  14. Проблема классификации методов в психологии

  15. Характеристика внимания и памяти. Виды и свойства внимания. Процессы и виды памяти.

  16. Методы опроса и наблюдения в психологии

  17. Деятельностный подход в работах отечественных психологов (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин)

  18. Возникновение и развитие психоанализа. Основные понятия психоанализа (З.Фрейд).

  19. Возникновение и развитие бихевиоризма. Бихевиоризм и необихевиоризм (Дж.Уотсон, К.Халл, Э.Толмен, Б.Скиннер).

  20. Основные положения гештальтпсихологии. «Теория поля» К.Левина.

  21. Категория возраста в психологии развития. Периодизация психического развития в отечественной и зарубежной психологии.

  22. Определения понятия «развитие». Филогенез, антропогенез, онтогенез, их соотношение.

  23. Условия и движущие силы психического развития в онтогенезе. Концепции психического развития ребенка в зарубежной психологии.

  24. Проблема движущих сил психического развития ребенка в отечественной психологии.

  25. Особенности психического развития человека в различные возраста жизни.

  26. Содержание и структура образования в современном мире

  27. Соотношение обучения и психического развития.

  28. Отечественные и зарубежные теории учения и учебной деятельности.

  29. Содержание и структура профессиональной педагогической деятельности.

  30. Психологические и педагогические факторы развития личности в обучении.




  1. Социальная психология как наука. Современное состояние социальной психологии.

  2. Основные характеристики группы. Виды групп.

  3. Проблема лидерства и руководства в группах.

  4. Проблема общения в социальной психологии. Функции и структура общения.

  5. Социально-психологический подход к развитию личности. Фазы социального развития личности (А.В.Петровский).

  6. Понятие «Психологический диагноз», уровни постановки психологического диагноза.

  7. Общие стратегии психодиагностического обследования.

  8. Требования к качеству психодиагностического обследования. Понятие надёжности, валидности, достоверности, дискриминативности и стандартизации.

  9. Основные этапы подготовки социально-психологического тренинга.

  10. Функции тренера групп АСПО. Типичные ошибки тренера.

  11. Характеристика групповой динамики в процессе социально-психологического тренинга.

  12. Классификация групп АСПО.

  13. Понятие, цели и задачи психологического консультирования.

  14. Теоретические принципы современных направлений в психологическом консультировании (психодинамическое, когнитивно-поведенческое, гуманистическое).

  15. Структура и содержание консультативного процесса. Методы психологического консультирования.

  16. Основные этапы процесса психологического консультирования.

  17. Критерии эффективности работы психолога-консультанта.

  18. Классификация конфликтов. Структура и динамика конфликта.

  19. Специфика конфликтов в условиях учебной деятельности.

  20. Социально-психологические последствия этнических конфликтов.

  21. Современные теоретические подходы к проведению психолого-педагогической коррекции.

  22. Цели, содержание и условия проведения психокоррекционной работы.

  23. Этические принципы и правила психокоррекционной работы.

  24. Основные требования к составлению психокоррекционных программ.

  25. Функции, структура и типология семьи.

56.Особенности супружеских и детско-родительских отношений

57. История и современное состояние психологической службы в отечественной

и зарубежной психологии

58.Основные направления деятельности психологической службы, компоненты

и их единство.

59.Структура и управление психологической службой.

60.Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность

практического психолога. Профессиональная этика практического психолога.
^

1.Понятие о предмете и методах психологии. Структура и состояние современной психологии



Психоло́гия (др.-греч. ψυχή — душа; λόγος — знание) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах в психике людей и животных.

Психология - наука об общих психических закономерностях взаимодействия человека со средой.

Психология изучает, каким образом внешнее воздействие переходит во внутреннее, психическое отражение и становится регулятором нашей деятельности.
Психология изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.

Психология молодая наука. Само слово психология в переводе означает «учение о душе». Впервые слово психология было введено в 1590 году, его использовал немецкий богослов Гоклениус, первоначально оно означало область богословия. В науку первым ввел слово психология в 18 веке немецкий ученый Христиан Вольф. Самостоятельной же наукой  психология становится в 1879 году, когда Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге, затем эта лаборатория переросла в самостоятельный институт. Это ознаменовало отделение психология от философии, с одной стороны, и от физиологии, с другой.

В нашей стране первая экспериментальная лаборатория по психология открылась в 1885 году, ее создал Бехтерев, затем он же создал такую же лабораторию в Питере в 1895 году, а в 1908 году он открыл в Питере Психоневрологический институт.
Собственно психологический институт при МГУ был создан в 1912 году (открыт в 1914 году), его основал Георгий Иванович Челпанов. В 1966 году открыли психологические факультеты при МГУ и ЛГУ. В 1971 году открыли Институт на ВДНХ, его директором был Ломов.

В общенаучной трактовке под объектом науки понимается та область действительности, на изучение которой направлена данная наука. Часто объект изучения фиксируется в самом названии науки.

^ Предмет науки - это та сторона или стороны объекта науки, которыми он в ней представлен. Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с ней и закрепляется в ее понятийной системе. Предмет не фиксирует всех сторон объекта, хотя может при этом включать то, что в объекте отсутствует. В определенном смысле развитие науки есть развитие ее предмета.

Каждый объект может изучаться множеством наук. Так, человек изучается физиологией, социологией, биологией, антропологией и т.д. Но каждая наука имеет в основе свой предмет, т.е. то, что именно она изучает в объекте.

^ Предмет психологии в традиционных представлениях

  • Душа (все исследователи до начала XVIII века)

  • Явления сознания (английская эмпирическая ассоцианистская психология — Д. Гартли, Джон Стюарт Милль, А. Бэн, Герберт Спенсер)

  • Непосредственный опыт субъекта (структурализм — Вильгельм Вундт)

  • Интенциональные акты сознания (функционализм — Франц Брентано)

  • Происхождение психических деятельностей (психофизиология — Иван Михайлович Сеченов)

  • Поведение (бихевиоризм — Джон Уотсон)

  • Бессознательное (психоанализ — Зигмунд Фрейд)

  • Процессы переработки информации и результаты этих процессов (гештальт-психология — Макс Вертгеймер)

  • Личный опыт человека (Гуманистическая психология — Абрахам Маслоу, К. Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй)

^ Развитие взглядов на предмет психологии отечественных авторов

В начальный период становления советской психологии вопрос о её предмете не привлекал особого внимания. После 1 Всесоюзного съезда по изучению поведения человека (1930 г.) в советской психологии установилось разъяснение предмета психологии в виде указания на хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту «наши ощущения, чувства, представления, мысли».

По мнению П. Я. Гальперина, предметом психологии является ориентировочная деятельность. При этом в данное понятие включаются не только познавательные формы психической деятельности, но и потребности, чувства, воля. К. К. Платонов считает предметом психологии психические явления.

Таким образом, предметом психологии являются психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения. Существенным моментом при этом оказывается рассмотрение порождения сознания, его функционирования, развития и связи с поведением и деятельностью.

^ Объект психологии

Существует много различных точек зрения на то, что изучает психология. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек (или любой другой носитель психики) ведёт себя так или иначе (поведение животных исследует раздел психологии «зоопсихология» и раздел зоологии «этология»).

Для описания того теоретического конструкта, которым можно объяснить поведение человека, существуют разные названия, наиболее частое из которых — психика. Однако, например, бихевиористы отвергают задачу исследования любых ненаблюдаемых переменных, которые могли бы детерминировать поведение, настаивая на том, что только само поведение и детерминирующая его внешняя ситуация могут быть предметом исследования.

^ Методы психологии

В общенаучном плане, метод (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) - "способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического и теоретического освоения (познания) действительности ".

Основная функция метода - внутренняя организация и регулирование процесса познания и практического преобразования того или иного объекта.

Классификация методов психологии Б.Г. Ананьева:

1.Организационная группа:

  • Сравнительный метод

  • Лонгитюдный метод

  • Комплексный метод (использование в комплексе и сравнительного, и лонгитюдного метода)

2.Группа эмпирических способов добывания данных (зависит от выбранного организационного метода):

  • Наблюдение и самонаблюдение (интроспекция)

  • Экспериментальные методы

  • Лабораторный эксперимент

  • Естественный эксперимент

  • Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент

  • Психодиагностические методы

  • Социометрия

  • Стандартизированные и проективные тестовые методики

  • тест Люшера

  • графология

  • Вербально-коммуникативные методы

  • Метод беседы

  • Интервью

  • Клиническое интервью

  • Метод опроса

  • Анкеты и вопросники

  • Личностные тесты

  • Методы анализа процессов и продуктов жизнедеятельности (или праксиметрические методы)

  • Хронометраж

  • Циклография

  • Профессиография

  • Метод моделирования

  • Биографический метод

3.Все методы и приёмы обработки эмпирических данных:

  • Методы математической статистики

  • Методы качественной характеристики полученного материала

  • Интерпретационные методы

  • Генетический метод (анализ фаз развития)

  • Структурный метод (анализ систем и типов межсистемных связей)

  • Психография

Структура психологии

Существует большое число разделов психологии, занимающихся изучением отдельных частей её предмета.

Традиционно разделы психологии подразделяют на 2 большие группы:

Фундаментальные: общая психология, психология развития (возрастная психология), дифференциальная психология, клиническая психология, педагогическая психология, экспериментальная психология, психология труда и социальная психология, организационная психология, психология религий.

Прикладные: юридическая психология, детская психология, акмеология, геронтопсихология, нейропсихология, натуральная психология, патопсихология, психогенетика, зоопсихология, специальная психология, психология творчества, семейная психология, психология рекламы, психология спорта, военная психология и другие.

^ Современное состояние психологии

Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами (см. работы Ч. Спирмена, Л. Терстоуна). С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) — заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке..

Психология активно взаимодействует с большим количеством других наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется прежде всего в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией, выражается в существовании таких отраслей как патопсихология, психосоматика, психология аномального развития; связь с нейробиологией и анатомией ЦНС реализуется через нейропсихологию; связь с генетикой выражается в создании психогенетики; с логопедией выражается в существовании специальной психологии, психолингвистики; с юриспруденцией отчётливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30



Скачать файл (2103.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru