Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по химизации - файл Отделка изд. из кожи.doc


Загрузка...
Лекции по химизации
скачать (94.7 kb.)

Доступные файлы (9):

Антимикробное нетканое полотно.doc75kb.19.12.2006 22:06скачать
Лекция1.doc58kb.27.05.2001 12:47скачать
Лекция2.doc63kb.27.05.2001 12:47скачать
Лекция4.doc53kb.11.06.2001 19:17скачать
Лекция4-рис_1.doc29kb.27.05.2001 20:18скачать
Лекция5.doc66kb.28.05.2001 14:22скачать
Лекция6.doc36kb.13.06.2001 11:20скачать
Отделка изд. из кожи.doc58kb.19.12.2006 22:11скачать
Отделка химическими методами.doc39kb.25.12.2006 01:10скачать

Отделка изд. из кожи.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Отделка изделий из кожи.


Введение


Поскольку кожевничество является одним из первых освоенных человеком ремёсел, то и желание украсить и облагородить различные предметы из кожи было всегда свойственно людям. Коже присуща особая фактура – пластическая мягкость, которую можно изменять различными ручными и механическими способами. К первым можно отнести драпировку, аппликацию, вышивку и плетение из кожи, а ко вторым – украшение лицевой поверхности кожи рисунком с помощью гравировки, тиснения, печатью штампами, выжиганием и прочее.

Каждому народу присуща своя отличительная особенность выделки кожи и её украшения. Несомненно, искусство гравировки и тиснения по коже является одним из древнейших способов украшения кожи, сохранившимся до наших дней. Появлявшиеся приёмы украшения кожи получали широкое распространение, а затем их сменяли новые. Например, техника украшения кожи – интарсия, требующая очень кропотливой и аккуратной работы, которая в наше время мало применяется. К такому же редко используемому приёму работы с кожей относится и батик. В последние годы внимание уделяется технике драпировки кожи при изготовлении женских украшений. Ниже приведены древние и традиционные приёмы художественной отделки кожи.


Гравировка


Этот приём украшения кожи имеет тысячелетнюю историю и не теряет своей привлекательности в наши дни. Гравировка выполняется на коже хорошего качества, полученной способом растительного дубления. Обычно гравировку сочетают с другими приёмами художественной отделки кожи, такими как тиснение, печать по коже, золочение кожи и живопись по коже. В подобной технике выполнено большинство кожаных переплётов, относящихся к XII-XIII векам и дошедших до нашего времени. Рисунки геометрического характера на переплётах книг сочетаются с растительным рисунком, образуя красивое и затейливое переплетение. При работе в технике гравировки рисунок переводят на кожу с помощью кальки или рисуют от руки тупым шилом или твёрдым карандашом по слегка увлажнённой коже. Прямые линии разрезают специальным ножом или скальпелем по деревянной линейке, а растительные узоры вырезают от руки. Линии разрезают не более чем на одну треть толщины кожи, смочив кожу влажным тампоном таким образом, чтобы она стала пористой, но не мокрой и только в том месте, где нужно отделывать линию. В том случае, когда в рисунке встречается пересечение двух линий, то, разрезая кожу, одну из линий необходимо не доводить до этой точки на расстояние до 1-2 мм.

Иногда гравировку выполняют без разрезания кожи только многократным вдавливанием линий по влажной коже. После выполнения гравировки деталь из кожи необходимо положить под пресс, чтобы кожа не покоробилась при неравномерном высушивании.


Тиснение


Тиснение – приём украшения кожи, имеющий древние традиции. У разных народов приёмы тиснения отличались. Например, одни мастера, пользуясь гравировальным ножом, надрезали кожу с лицевой стороны и через этот надрез подкладывали вату или лигнин между кожей и подклеенным с изнаночной стороны картоном, придавая коже необходимую форму. Другие мастера выполняли тиснение, уже подготовив картон с наклеенными на него рельефами в соответствии с рисунком, и наложенная сверху кожа повторяла заданный рельеф. Тиснение выполняется на коже растительного дубления и после шерфования кожи. Если возникает необходимость покрасить кожу, то это надо сделать до обработки кожи наждачной бумагой или шерфования.

Тиснение рисунка выполняется с лицевой стороны при помощи штампов. Поверхность кожи слегка увлажняется и ударом молотка по штампу сначала отделываются контурные линии рисунка, а затем фон рисунка. Нужно стараться избегать сильных ударов молотка, от которых кожа будет сильно растягиваться. Затем рисунок окончательно отделывается по контурным линиям: от продолжительности вдавливания зависит отчётливость изображения. После окончания работы необходимо покрыть лицевую поверхность кожи мягкой тканью и положить под пресс, чтобы при сушке изделие не покоробилось. Тисненую кожу можно красить кисточкой или тонировать ватным тампоном с краской, но только после того, как кожа высохнет.


Печать


Одной из разновидностей является печать металлическими или деревянными штампами. Обычно на торцевой поверхности штампа вырезается или гравируется какая-нибудь фигура с изображением геометрического элемента или фрагмента растительного орнамента. Это может быть и стилизованное изображение животных, цветов, листьев. При печати холодными штампами от удара молотка на коже остаётся след, который можно оттенить, покрыв его лаком. Если под рукой нет готовых штампов, его можно сделать самому даже из шляпки гвоздя с помощью напильника, вырезав какую-нибудь фигурку. Из нескольких штампов можно составлять различные узоры.

Обычно для украшения печатью штампами используется кожа растительного дубления и окрашенная предварительно в нужный цвет. Перед печатью штампами кожу следует слегка смочить и подложить под неё картон в несколько слоёв: это позволит коже растягиваться при ударе молотка по штампу и получить хороший углублённый след. Углубления можно раскрасит краской, но следует помнить о том, что краска плохо держится в мягких изделиях из кожи в процессе эксплуатации. Чтобы избежать этого, можно кожу продублировать толстой бумагой или картоном.

Если использовать металлические штампы, нагретые до 60-70 С, то на поверхности кожи получится след от штампа тёмного цвета. При хорошем навыке на коже остаётся ровный блестящий след. Смачивать водой и красить кожу после печати не рекомендуется, но можно её поверхность покрыть лаком.

Для нанесения несложного рисунка в холодном и горячем виде можно использовать штриховки, имеющие один и более рабочих полозьев и зубчатое колёсико. Ими отделывают края изделий ровной или пунктирной линией. Предварительно кожу можно окрасить. После нанесения линий штриховками можно аккуратно кисточкой раскрасить отдельные части рисунка.


Выжигание


С помощью прибора для выжигания по дереву украшают изделия из кожи самыми различными рисунками так, словно рисуя кисточкой или карандашом. Выжиганием можно украсить разнообразные вещи из кожи – сумки, папки, футляры, бумажники и женские украшения. Этот приём художественной отделки кожи можно применять на коже хромового и растительного дубления и замше.

Рисунок переводится на кожу или замшу точно так же, как и при тиснении, и теми же инструментами, только на детали из замши или велюра рисунок переводится с помощью трафарета, контуры которого обводятся мелом.

Иглой прибора обводят контуры рисунка. Сначала выжигают контурные линии, а затем фон рисунка и только потом приступают к его деталировке. Использованием точки, штриха и линий можно добиться получения желаемой фактуры поверхности кожи.

При различном нагревании и нажиме иглы на кожу можно получать разные оттенки рисунка. После окончания работы можно осторожно раскрасить рисунок кисточкой, не задевая линий, полученных в результате выжигания.


Драпировка


Эта техника позволяет использовать многие замечательные свойства кожи и получать рельефные поверхности на плоских и объёмных фигурах в виде складок, драпировок. Драпировке лучше всего поддаётся тонкая перчаточная кожа или кожа, предварительно отшерфованная на мраморной доске.

Следует слегка смочить водой кусок кожи и размять его в руках. Положить кожу на доску лицевой стороной вниз и смазать бахтармянную сторону резиновым клеем. После того как клей подсохнет, необходимо повторить эту процедуру. Затем перевернуть кожу лицевой стороной вверх и на плоской ровной поверхности придать коже руками нужные складки. Для более тонкой проработки складок продолжить эту работу пинцетом или каким-нибудь не очень острым предметом, чтобы не повредить лицевую сторону кожи. Затем полученную драпировку наклеить на ткань или на то изделие, которое служит основой для драпировки. Такой элемент можно использовать не только как самостоятельное украшение из кожи, но и как аппликацию, пришивая её на ткань вручную за подложку из тонкой ткани или кожи на швейной машине. Если надо получить выпуклую драпировку или объёмное изображение, необходимо между основой и задрапированной кожей проложить пышную прокладку и прострочить её с лицевой стороны декоративным швом по рисунку.


Термообработка


Этот приём основан на свойстве кожи изменять свою конфигурацию под действием тепла. Для работы необходима плоская горизонтальная поверхность, которую нужно нагреть до определённой температуры. Кусок кожи, вырезанный, например, в виде круга слегка смачивают водой, кладут на разогретую поверхность и аккуратно равномерно приглаживают с помощью пинцета. Под действием тепла края кожи начинают подгорать и сжиматься, равномерно вспучивая середину куска кожи. Следует внимательно следить за тем, чтобы кожа нагревалась равномерно во всех местах и получилась симметричная ровная фигурка. Этот приём позволяет получить разные заготовки для женских украшений и пуговиц.

При работе по созданию таких объёмных форм можно использовать и раннее описанные приёмы украшения поверхности кожи горячими штампами, штриховками, зубчатым колёсиком и прибором для выжигания по дереву.


Батик


Батик – техника росписи тканей, которая может использоваться в работе с кожей, неокрашенной, растительного дубления. Эта техника основана на покрытии контура рисунка и неокрашиваемых поверхностей кожи горячим воском. Затем после окраски кожи и удаления воска эти контурные линии и целые плоскости останутся неокрашенными. Эти контурные линии можно сделать с помощью кисточки, макая её в горячий воск, или специальным маленьким ковшиком – тьянингом, из носика которого выливается горячий воск, но лучше всего использовать специальный прибор, который позволяет поддерживать определённую температуру воска, вытекающего из трубочки во время работы. Чтобы воск хорошо прикреплялся к коже, его необходимо смешать с керосином в соотношении 2:1. Рисунок на кожу необходимо наносить, не надавливая на неё, с помощью кальки, обводя контур рисунка мягким карандашом. Для выполнения многоцветных композиций на коже воском последовательно покрывают отдельные кусочки кожи, уже высушенные и окрашенные. Воск удаляют, разминая кожу в руках, а остатки воска удаляют ватой, смоченной в бензине, готовое изделие протирают мягкой тряпкой. Можно покрыть его лаком. Эта техника используется и в сочетании с другими приёмами художественной отделки кожи.


Аппликация


Аппликация – это способ создания орнаментов и художественных изображений с помощью наклеивания или пришивания на основу разноцветных кусков кожи, меха, ткани и прочее. Кожа и замша – идеальный материал для аппликации: достаточно плотный, с неосыпающимся краем. Для аппликации подходят все виды кожи.

Элементы накладки вырезаются ножом, ножницами или пробойником и крепятся к основе с помощью клея, машинной или ручной строчки, оплёткой или вышивкой. Крепление с помощью клея возможно только в том случае, если изделие или фрагмент изделия из кожи не будет подвергаться действию влаги и механическому воздействию.

Аппликация с использованием крепления накладных элементов на основе ручкой или машинной строчки, вышивальными швами и оплёткой рассматривается уже как род вышивки, известный с древнейших времён. Расширяет возможности аппликации использование бисера, блёсток, шёлковой и металлической ниток при изготовлении одежды и украшений. Рисунки для аппликации настолько разнообразны, как разнообразно и неисчерпаемо народное искусство. Это и строго геометрические накладные элементы, элементы растительного характера и целые картины, изображающие бытовые, сказочные сцены.

Для крепления аппликации вручную к основе существуют различные виды швов.

Тамбурный шов может обрамлять аппликации по контуру и полностью заполнять элементы узора аппликации или вышивки.

Гладьевой шов позволяет получать ровный и плотный застил края аппликации без просветов между отдельными стежками и эффектно оттенять детали аппликации.

Бархатный шов – очень декоративный и многовариантный шов, имеющий перекрещивающиеся наклонные стежки.

Петельный шов используется для отделки края и также имеет несколько вариантов исполнения.

Швы, применяемые для выполнения аппликации, несколько похожи и являются также украшающе-соединительными.

Если для аппликации используется тонкая перчаточная кожа, то достаточно воспользоваться тонкой швейной иглой с ниткой, а если кожа имеет большую толщину, то можно сшерфовать края аппликации сапожным ножом или заранее выполнить перфорацию шилом, пробойником или строчкой на швейной машине без нитки с последующим ручным швом.

Шов «через край» - имеет два варианта выполнения стежков: слева направо и справа налево;

шов «назад иголка» - стежки выполняются только справа налево;

шов «вперёд иголка» - имеет много вариантов выполнения в основном украшающего характера и выполняется справа налево;

шов «строчка» - соединительный, похож на машинный шов и выполняется справа налево.

При необходимости можно сделать аппликацию съёмной или комбинированной. Такую аппликацию целесообразно выполнить на тканевой основе и уже прикреплять её потайным стежком на эту основу или за счёт пришивания бусин или бисера. При комбинированной аппликации одни элементы её можно пришить к трикотажной основе или вышить, а другие элементы аппликации прикреплять в случае необходимости.


Вышивка


Вышивка по коже и замше известна уже не одно тысячелетие у разных народов при изготовлении одежды, сумок, перчаток, поясов, обуви. Для каждого народа характерны определённые приёмы и сюжеты вышивки. Народам Азии свойственна вышивка тамбурным швом и реже гладьевым. Тамбурная вышивка располагается по контуру геометрического орнамента или заполняет весь рисунок вышивки с использованием разноцветных ниток, а у народов Европы распространена вышивка растительного орнамента и изображение цветов, людей и животных. Материалом для вышивки служат не только разноцветные, но и металлизированные нитки, бисер, жемчуг и разноцветные камни. Вышивка может занимать только небольшой фрагмент изделия из кожи, а может покрывать его полностью.

Кроме тамбурного и гладьевого швов при вышивке по коже использовались и другие виды швов – стебельчатый, накладной, вышивка бисером.

В настоящее время в промышленности тоже применяется украшение изделий из кожи вышивкой – это вышивка на перчатках, одежде и сумках. Декоративные строчки используются для украшения обуви и обычно выполняются широким стежком и толстыми нитками и чаще всего применяются на обуви из таких кож, как нубук, спилок.

Рисунок для вышивки наносится с лицевой стороны либо с помощью копировальной бумаги, либо выдавливанием узора шилом или зубчатым колёсиком. При вышивке по замше рисунок можно наметить мылом или мелом.

Очень интересно сочетание вышивки по коже с перфорацией рисунка: они прекрасно дополняют друг друга и подчёркивают достоинства каждого приёма.


Аксессуары из кожи


Кроме традиционного использования кожи для изготовления самых разнообразных вещей, таких как одежда, обувь, обивка мебели, головные уборы, ковры, подушки, посуда, сумки, ремни, чехлы, и технических целей, натуральная кожа в последнее время стала применяться для изготовления женских украшений. Оказалось, что, используя различные приёмы обогащения фактуры кожи и сочетания её с самыми разными материалами – металлом, деревом, костью, стеклом и полудрагоценными камнями, можно создавать всевозможные женские украшения.

В изготовлении различных женских украшений – серёг, брошей, кулонов, подвесок, заколок – лежат одни и те же приёмы работы с кожей: склеивание, сшивание, оплетка, выжигание по коже, термообработка и драпировка кожи, перфорация и вышивка. Эти изделия могут быть выполнены на какой-то основе или без неё. Основой могут служить металл, картон, пластмасса, стеклянные или пластмассовые шарики и трубочки, склеенные из бумаги, и, конечно же, сама кожа.

Кроме женских украшений из кожи или замши можно изготовить небольшие кошельки, декорировать их соответствующим образом и носить их на шее, как кулон. Все приёмы работы с кожей можно использовать при изготовлении таких кошельков: аппликацию, перфорацию, оплетку, вышивку, драпировку и термообработку.

Обычные мужские ремни из эластичного материала можно украсить элементами из кожи, также пользуясь двухигольным шитьём контрастного или соответствующего цвета ниткой. Эти ремни можно носить со съёмными кошельками плоской или объёмной формы. Приём двухигольного шитья широко используется при ручном сшивании кожи или замши для изготовления самых разнообразных вещей, таких как домашние тапочки.

Разнообразные коробки, шкатулки, стаканы для карандашей и косметических принадлежностей, подстаканники и прочее можно изготовить из небольших кусочков кожи с использованием готовой основы из картона, пластмассы или дерева, либо изготовленной специально для этой цели. Такую основу следует замаскировать цветной бумагой, тканью, кожей или замшей.

В то же время эти вещи можно изготовить без всякой основы, используя приёмы соединения отдельных деталей склеиванием, сшиванием или оплеткой, а для художественной отделки можно использовать практически все известные приёмы.


Литература


  1. Т.В.Ананина. Художественные изделия из кожи. – М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 1994.

  2. Ананина Т.В., Левина Е.В. Многоликая кожа. – М.: Гамма, 1992.



Скачать файл (94.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru