Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Ясвин В.А. Психология отношения к природе - файл Ясвин В.А. - Психология отношения к природе (Смысл, 2000, 456с).doc


Загрузка...
Ясвин В.А. Психология отношения к природе
скачать (6056.9 kb.)

Доступные файлы (1):

Ясвин В.А. - Психология отношения к природе (Смысл, 2000, 456с).doc8305kb.20.01.2009 11:32скачать

Ясвин В.А. - Психология отношения к природе (Смысл, 2000, 456с).doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
Реклама MarketGid:
Загрузка...


УДК 37.033 ББК 74.00 Я 804

Финансирование исследования и издания книги осуществлено

в рамках конкурса индивидуальных исследовательских проектов

программы по глобальной безопасности и устойчивому

развитию Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров

Редактор Н.В.Крылова

Корректор Н.А.Степина

Рисунки в тексте М.Ф.Пупиньш

Верстка Д.В.Чекалин Обложка В.Н.Кокорев, Д.А.Леонтьев

Ясвин В.А.

Психология отношения к природе. —М.: Смысл, 2000. — 456 с.

Фундаментальная монография посвящена общепсихологическим и пси­холого-педагогическим аспектам отношения к живой природе и его фор­мирования в онтогенезе, методам психологической диагностики этого отношения и способам его формирования и развития. Адресуется психоло­гам, педагогам, экологам.

ISВN 5-89357-063-4

' В.А.Ясвин, 2000.

1 Издательство "Смысл", 2000.

Издательство «Смысл» (ООО «НПФ "Смысл"»). Лицензия ЛР № 064656 от 24.06.1996. 103050, Москва-50, а/я 158. Тел./факс (095) 195-9328 е-таИ: тГо@5ту§1.ш.

Подписано в печать 9.10.2000. Бумага офсетная №1. Печать офсетная. Формат 60x90/16.

Гарнитура ТйпезЕТ.Усл. печ. л. 28, 5. Тираж 2000 экз. Отпечатано с готовых диапозитивов

в типографии «Наука» Академ и здатцентра «Наука РАН»

в ППП «Типография «Наука» 121099, Москва, Шубинский пер., 6. Заказ № 812

^ ОТ АВТОРА

ПОЧЕМУ НАПИСАНА ЭТА КНИГА

В детстве я мечтал стать зоологом, работать в заповеднике, «посвятить свою жизнь делу изучения и охраны природы». Эти мечты привели меня на биофак педагогического института, а за­тем, вместо заповедника, — в школьный класс, о чем, кстати, я никогда не жалел.

Вскоре сложилось понимание того, что эффективное эколо­гическое образование, как и охрана природы, требует соответ­ствующего психологического сопровождения. Знакомство с методической литературой поставило больше вопросов, чем дало ответов: Что такое с психологической точки зрения «хорошее» отношение к природе? Каковы психологические механизмы его развития? Какова специфика отношения к природе в разные воз­растные периоды? Как, в конце концов, педагогически управлять процессом развития этого отношения? и т.д.

Оказалось, что пока не выработана цельная, стройная психо­лого-педагогическая концепция экологического образования и охраны природы (существующие разработки не всегда согласуют­ся друг с другом, а иногда отличаются даже внутренними проти­воречиями). Более того, экспериментальных исследований восприятия мира природы и развития отношения к нему оказа­лось очень мало.

Так возникла «проблемная ситуация», решение которой растя­нулось для меня на долгие годы, а может быть, и на всю жизнь. Сегодня, ответив себе на некоторые из поставленных когда-то воп­росов, я вижу смысл в том, чтобы поделиться этим с коллегами.

благодаря кому написана эта книга

Когда работа над рукописью завершена (хотя в это все еще трудно поверить), автору остается последняя, самая приятная

4 В.А.Ясвин. Психология отношения к природе

миссия — выразить свою признательность людям, без помощи которых эта работа не могла бы вообще состояться.

В первую очередь, я хочу поблагодарить моего коллегу кандида­та психологических наук Сергея Дмитриевича Дерябо. Его яркий научный талант и полная включенность в проблему очень серьезно помогали мне на протяжении всего периода работы — от замысла и планирования исследований до редактирования рукописи.

Я благодарю также доктора психологии и педагогики директо­ра Латгальского зоопарка Михаила Францевича Пупинына за по­стоянный интерес к моей работе, ее критическую и в то же время доброжелательную экспертизу и, отдельно, — за прекрасные ил­люстрации.

Профессору Алексею Васильевичу Воробьеву и профессору Иманту Плотниексу я глубоко признателен за многолетнюю орга­низационную поддержку моих исследований.

Доктору психологических наук Михаилу Юрьевичу Кондрать­еву я искренне благодарен за плодотворные консультации, в про­цессе которых решались не только конкретные научные вопросы, но и намечались новые стратегические направления исследова­тельской работы.

Мое искреннее восхищение точностью проникновения в суть содержания данной работы и предложенным в связи с этим анг­лийским эквивалентом ее названия «Огееп Р$усЬо1о§у» адресуется доктору психологических наук Дмитрию Алексеевичу Леонтьеву, которого, вместе с супругой Еленой, я также благодарю за посто­янно оказываемое мне гостеприимство.

За гостеприимство и моральную поддержку я признателен также доктору психологических наук Виктору Ивановичу Панову и его супруге Элле.

Проведение масштабных экспериментальных исследований было бы немыслимо без помощи студентов Даугавпилсского пе­дагогического университета и Московского городского психоло­го-педагогического института. Всем своим добровольным помощникам я приношу огромную благодарность. Особенно я признателен своим студентам (а теперь уже уважаемым коллегам!): Елене Агафоновой, Виктории Васильевой, Татьяне Великовской, Ладе Гуляницкой, Евгении Едигаровой, Ирине Лескиной, Иоланте Назаровой, Вадиму Олехновичу, Елене Шутовой, Алине Черняк.

Наличием экспериментальных данных из дальних регионов России я обязан директору ЭкоЦентра «Заповедники» Наталье Романовне Данилиной и координатору образовательных программ этого Центра Виктории Яковлевне Синициной, а также Людмиле

отавтора_____ ^

Бастраковой из Лапландского заповедника, Татьяне Ширяевой из Костомукшского заповедника и Вере Байлагасовой из Катунс-кого заповедника.

Учителя биологии Калупской школы-интерната Владимира Леонидовича Матвеева я благодарю за «проведение испытаний» эколого-психологического тренинга и его взыскательную педаго­гическую оценку.

За техническую помощь в подготовке рукописи я признателен Янине Авсюкевич, Вячеславу Филатову, Александру Барбакадзе, Ольге Лавриненко, Валдису Малниексу, Виталию Ращевскому, Эрику Следевскому, а также Аркадию и Эрнесту Сологубам.

Особая благодарность моей супруге Валентине Иосиевне за неистощимое терпение и моральную поддержку в трудных ситуа­циях, а детям Маргарите и Яну за понимание «важности папиной работы» и щадящее отношение к столь привлекающим листам бумаги на рабочем столе.

Даугавпылс— Москва Витольд Ясвин

часть I

^ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ

Можно было бы говорить об «экологической психологии», но такая специальная отрасль находится еще в стадии рождения.

Михал Черноушек «Психология жизненной среды»



глава I. экологический кризис и

^ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА

1.1. Психология в системе наук, изучающих

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ экологизация современной науки

В XX веке человечество, осознав, наконец, в полной мере всю остроту глобального экологического кризиса, поставило перед учеными задачу: разработать как стратегию, так и технологию выхода из него.

Такой социальный заказ обусловил усиление тенденции «экологизации» всей науки. «Экологический подход свойственен Ряду наук, поскольку целый ряд наук охватывает проблему взаи­модействия научно-технического прогресса и окружающей ере-ДЬ1, взаимодействия, которое оказывает решающее влияние на шнамическое равновесие между человеком и природой. При этом югуг рассматриваться влияния научно-технического прогресса на использование природных ресурсов, среду обитания человека, на

10

методологические основы психологического исследования

население как элемент естественной среды и социальный орга­низм, на космическую среду, а также обратные связи и сквозные связи между названными элементами (население — среда обита­ния — природные ресурсы — космическая среда)» (Лавров, Хорее, 1979, с. 539).



Рис.1. Междисциплинарные связи в изучении проблем «природа — человек» и «человечество — природа» (по Ананьеву, 1980).

Такой широкий спектр современных экологических проблем обусловливает необходимость их комплексного междисциплинар­ного анализа. Так, Г.Ф.Хильми подчеркивает, что «ни одна наука в отдельности не может дать полного описания биосферы. Только в совокупности они могут решить эту задачу, причем необходимо философско-методологическое и мировоззренческое осмысление ее, чтобы понять место каждой из областей знания и выявить

экологический кризис и психологическая наука 11

Формы их взаимодействия» (цит. по Казютынский, Потков, 1974,

:. 159).

Междисциплинарные связи в изучении проблем «природа — чело­век» и «человечество — природа» показаны Б.Г.Ананьевым (рис. 1), которым, в частности, подчеркивался также и «важный психоло­гический аспект» этих связей (1980).

экологически ориентированные гуманитарные науки

В различных науках, рассматривающих систему «человек—сре­да (природа)», наблюдается тенденция к раздельному рассмотре­нию элементов этой системы, а также к выделению одного из них в качестве доминирующего. Н.Н.Киселев отмечает, что при ана­лизе отношения «организм - - среда» выделяются следующие тенденции: «1) организм и условия его существования рассмат­риваются как нечто рядоположное; отсюда возникает реальная воз­можность абсолютизации автономности того или другого; 2) эта абсолютизация ведет к тому, что одна сторона отношения "орга­низм — среда" становится атрибутом "внутреннего", а другая -"внешнего" (собственно, формы и содержания); 3) внимание кон­центрируется не на собственно отношении "организм — среда", а на обосновании ведущей роли одной из сторон» (1975, с. 61). Дан­ные закономерности характерны и для наук, исследующих систе­му «человек—природа», и проявляются, в частности, при самом определении предмета той или иной науки, а также в ее иссле­довательских приоритетах.

Сегодня уже непросто разобраться в многообразии даже спе­циализированных отраслей науки, изучающих различные аспек­ты взаимосвязей в системе «человек—природа». Для этого необходимо, как минимум, сопоставить предметы и основные категории целого ряда соответствующих научных дисциплин.

^ Экология человека. Сам термин «экология человека» появляется в 1921 г. Впервые его использовали американские ученые Э.Бэрд-жесс и Р.Парк (см. Маркович, 1991, с. 8).

Предмет. «Экология человека — наука о закономерностях его взаимоотношений со средой — одна из наиболее молодых отрас­лей биологии... представляет собой большой раздел современной пологий и медицины и включает обширную проблему адапта­ции» (Иоганзен, Логачев, 1976, с. 8).

^ Основные категории', человек, организм, среда обитания, экосистема, влияние, антропоценоз, адаптация и др.

12

методологические основы психологического исследования

экологический кризис и психологическая наука

13



Созология. Созология (от греч. «охрана») как наука сформиро­валась в начале 1970-х годов (Лаптев, 1975), хотя сам термин «охрана природы» впервые получил широкое распространение после I Международного съезда по охране природы, проходившего в 1913 г. в Швейцарии.

Предмет. Созология — это «комплексная наука об охране при­роды, которая выявляет, анализирует и оценивает результаты вза­имодействия природы и общества, разрабатывает теоретические принципы использования природных ресурсов и защиты окружа­ющей среды. В круг вопросов, рассматриваемых наукой об охране природы, входят также экономические и социальные вопросы» (Охрана природы, 1981, с. 90).

^ Основные категории: природные ресурсы, окружающая среда, загрязнение биосферы, техносфера, энергетический обмен и др.

Социально-экономическая (конструктивная) география. Пробле­мы взаимодействия человека со средой все больше привлекают географов, акцентирующих при анализе свое внимание на состо­янии самой географической, природной среды (Герасимов, 1976; Исаченко, 1980 и др.). Институтом географии АН СССР с 1975 г. издавался ряд монографий в серии «Проблемы конструктивной географии».

Предмет. Социально-экономическая география -- это наука, занимающаяся построением «на базе законов функционирования географической среды принципов рационального использования этой среды и принципов адаптации к этой среде человеческого общества в результате предметно-практической деятельности пос­леднего, выявление последствий такой адаптации для самой гео­графической среды» (Комаров, 1990, с. 73).

^ Основные категории: географическая среда, планетарное преобразование природной среды, хозяйственное использование естественных ресурсов, производственно-территориальные ком­плексы и т.д.

^ Инвайронментальная (экологическая) социология. Инвайронмен-тальная социология стала формироваться еще в 20-х годах XX в. в США. Однако только в 1976 г. в Американской социологической ассоциации была создана самостоятельная секция инвайронмен-тальной социологии.

Предмет. «Инвайронментальная социология -- одна из дис­циплин, использующих социально-экологический подход и ог­раничивающих его рамками локального сообщества с окружающей его средой. Обусловливая тем самым фрагментарность в понима­нии универсальных связей естественно-социального континуума,

оииальной системы и экосистемы, Инвайронментальная социо­логия описывает механизмы их оптимизации на локальном уров­не» (Банъковская, 1991, с. 60).

^ Основные категории: общество, природная среда, экологичес­кая этика, мотивы и ценностные ориентации, природопользова­ние, экосистема, человеческое сообщество и др.

^ Социальная экология. Социальная экология сформировалась как следствие интеграции наук по объекту исследования. Развитие со­циальной экологии начинается в 20-х годах XX в. и становится более активным в 60-е годы, особенно после всемирного конгресса социологов в 1966 г. На конгрессе социологов в Варне в 1970 г. был образован Исследовательский комитет всемирного объединения социологов по проблемам социальной экологии.

Предмет. Социальная экология — это наука, изучающая «закономерности социоприродного взаимодействия и принципы их практического использования, а также обусловленные ими методы обеспечения естественно-исторического прогресса циви­лизации» (Комаров, 1990, с. 30).

^ Основные категории: популяция, социальная среда, природ­ная среда, технология, функциональная организация, общество, взаимодействие и др.

Таким образом, каждая из научных дисциплин, ориентиро­ванных на изучение различных аспектов взаимоотношений чело­века и природы, имеет свой специфический исследовательский акцент. Психологическая наука, в центре внимания которой все­гда была личность, со всеми ее многообразными взаимосвязями, также призвана внести свой особый вклад в комплексное реше­ние экологических проблем.

экологизация психологии

Сегодня важность психологического анализа взаимосвязей че­ловека и природы находит все большее понимание среди иссле­дователей. И все-таки экологическое направление в психологии пока не занимает должного места в комплексных исследованиях системы «общество—человек—техника—природная среда», усту­пая в этом социологии, философии, медицине, технологии, гео­графии, не говоря уже о цикле биологических и собственно кологических дисциплин (Комаров, 1990). Пока еще существуют

^деленные сложности даже в понимании самого термина «эко­логическая психология».


15
14 методологические основы психологического исследования

Как справедливо замечает В.И.Панов: «...в отечественной пси­хологии еще не сложилось общепринятого взгляда на то, что сле­дует понимать под экологической психологией (или более кратко, под экопсихологией). К экопсихологии относят любые исследова­ния, в которых используется понятие "среда" или в названии ко­торых имеются слова "экология", "экологический(ая)" или краткое "эко". На наш взгляд, к экопсихологическим следует относить ис­следования, которые в качестве исходного основания для опреде­ления предмета изучения используют систему "индивид — среда" или более широко "Человек—Природа"» (1997, с. 56).

Экологическая психология определяется как «формирующаяся в настоящее время междисциплинарная область знаний о психоло­гических аспектах взаимоотношения человека и окружающей сре­ды (пространственно-географической, социальной, культурной), органично включенной в жизнедеятельность человека и служащей важным фактором регуляции его поведения и социального взаимо­действия. Находится на стыке психологии и социальной экологии» (Психология. Словарь, 1990, с. 456). Характерно, что в данной сло­варной статье отождествляются термины «экологическая психоло­гия» и «психология среды», что, как будет видно из нашего дальнейшего анализа, нельзя признать вполне корректным.

Дело в том, что в настоящее время термин «экологическая психология» используется для названия ряда достаточно отлича­ющихся друг от друга направлений и областей психологических исследований. Могут быть выделены, по крайней мере, четыре такие области (Дерябо, Ясвин, 1996а): психологическая экология, психология окружающей среды, экологический подход в психо­логии и психология экологического сознания.

^ Психологическая экология (РзусНоЬ&юа! Есо1о§у), которая в литературе часто неверно называется «экологической психологией» (например, см. Чертушек, 1989, с. 31; Аракелов, 1996, 1997 и др.}.

Предмет. Предметом исследования этого раздела экологии че­ловека является воздействие экологических факторов (факторов окружающей среды) на психику человека. «Экопсихология зани­мается экологическим благополучием психического здоровья на­ции, народа. Это мультидисциплинарная наука, изучающая роль и влияние вредоносных человеческих факторов на других людей: их психику, мозг, поведение и возникающие при этом послед­ствия» (Аракелов, 1997, с. 37).

Исследования по психологической экологии проводятся с ис­пользованием преимущественно социально-экологического, а не психологического методологического и методического аппарата.

экологический кризис и психологическая наука

Основные понятия: «окружающая среда», «экологические фак­торы» (факторы среды), «психика», «влияние факторов» (природ­ных и антропогенных) и др.

Задачи психологической экологии — выделение наиболее зна­чимых для психики человека экологических факторов; изучение с психофизиологической точки зрения их влияния на психическое здоровье и поведение человека, разработка методик оптимальной организации этих факторов. Роль подобных исследований все боль­ше возрастает и, как отмечает М.Черноушек (1989), в перспекти­ве они могут стать ключевой проблемой всей экологии.

^ Психология окружающей среды (Епу1гоптеп1а1 Р$усЬо1о§у) в научной литературе на русском языке также часто обозначается как «экологическая психология», а также как «психология пове­дения в реальном мире» или «средовая психология» (см., напри­мер, Голд, 1990).

Данное направление психологической науки возникло в 60-х годах XX в. на фоне возрастающего понимания того, что суще­ствующая экспериментальная (лабораторная) психология не мо­жет дать полного представления о поведении человека «в реальном мире», в силу отсутствия учета всех факторов, определяющих его в естественных условиях. Переживания и поведение человека дол­жны рассматриваться в таких условиях окружающей среды, при которых они происходят «сами по себе», без вмешательства ис­следователя. Предпринимается изучение и теоретическое обосно­вание протекания психических процессов в неразрывной связи с окружающей средой «в природном, репрезентативном контексте» (РапШс, 81ар/, 1992).

Важнейшими отличительными особенностями формирующе­гося направления были: развитие на фоне обостряющегося эколо­гического кризиса; широкий междисциплинарный подход; исследование среды непосредственного окружения человека, ог­раниченной и управляемой его действиями; рассмотрение самих людей в качестве неотъемлемой части исследуемой ситуации (РгозПатЪу, 1976). На рубеже 80-х годов разрозненные исследова­ния психологических аспектов взаимодействия человека со сре-Д°й удалось объединить в рамках нового направления, которое олучило название «психология окружающей среды». В 1982 г. в Эдинбурге была принята первая международная программа ис­следований в этой области.

Предмет. До сих пор нет полного единства в отношении того,

считать предметом исследований психологии окружающей

эеды. Например, Н.Хеймстра и Л.Макфарлин называют в качестве

16

методологические основы психологического исследования

такового исследование связей между поведением человека и матери­альной средой его окружения (Нетз&а, МсРагНп%, 1974), Т. Л и — на­учное исследование отношений человека со средой своего окружения (Ьее, 1976), Х.Лефф —- взаимосвязи между перемен­ными среды и различными характеристиками психики человека (Ье//> 1980), Дж.Рассел и Л.Вард — молярное поведение человека в физическом окружении (Кш$е1, Жагй, 1982), Ж.Годфруа (1992) определяет ее как науку, которая занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах и различных местах, где протекает деятельность человека и т.д.

В общем виде, предметом исследования психологии окружаю­щей среды можно считать отношения человека со средой своего окружения, взаимосвязи между переменными среды и различными психологическими характеристиками человека, его поведением.

^ Основные понятия', «среда», «пространство», «поведение».

Главные современные направления исследований по психоло­гии окружающей среды: 1) изучение пространственного позна­ния (епУ1гоптеп1а1 со§пШоп); 2) пространственного поведения (епУ1гоптеп!:а1 ЪеЬауюиг); 3) восприятия качества среды (епУ1гоптеп1а1 аззеззтеп!); 4) реакций человека на взаимодействие с окружающей средой и возникающего в связи с этим стресса (епуичэптепЫ 81гезз)*.

Таким образом, задача психологии окружающей среды вклю­чает в себя анализ психологических последствий пребывания че­ловека в той или иной среде, конструирование «оптимальной среды» для формирования и функционирования психики челове­ка, создание методологических и методических основ эколого-психологической экспертизы научно-технических и общественных проектов.

^ Экологический подход в психологии (Есо1о§юа1 РзусЬо1о§у или, реже, Есо1о§1са1 АрргоасЬ) также обычно переводится как «эко­логическая психология». Основоположник экологического подхода в психологии — Дж.Гибсон (.Г.СШзоп). Это направление исследо­ваний начало формироваться в конце 60-х годов в США.

^ Основное понятие подхода Гибсона — это понятие «экологи­ческий мир», которое противопоставляется им понятию «физи­ческий мир». В экологический мир человека (или животного) Гибсон включает только те свойства объектов среды, которые ре-

* Наиболее полные обзоры исследований по психологии окружаю­щей среды на русском языке см.: М.Черноушек, 1989; Дж.Голд, 1990; Е.А.Лапин, 1991; Ю.Г.Абрамова, 1995.

экологический кризис и психологическая наука 17

но М0гут оказывать влияние на его жизнедеятельность, созда­вая таким образом «экологическую» (а не «физическую») среду его обитания.

физический мир — это мир, как его исследуют и описывают физика, химия и другие науки. Экологический мир — это тот мир, который только, в принципе, и может восприниматься субъектом -мир, который можно видеть, слышать, осязать, обонять и т.д.

Для описания и анализа восприятия экологического мира Гибсо-ном разработана целая система категорий и понятий (см. Гибсон, 1988). Абстрактному геометрическому понятию «точка» соответствует понятие «место», в котором обитает животное или человек: оно за­нимает достаточно определенное положение на земной поверхности, но не имеет четко очерченных границ; если точка определяется через положение на системе координат, то место — через его встроенность в другие места; плоскостям, не имеющим цвета, текстуры, плотнос­ти, соответствуют «поверхности», и т.д.

Экологический мир имеет иерархическое строение, которое определяется через понятие «встроенность»: мелкие элементы окружающего мира встроены в более крупные, которые, в свою оче­редь, — в еще более крупные и так до бесконечности. Например, лист встроен в дерево, дерево встроено в лес и т.д. Аналогично кратковре­менные события встроены в длительные.

Понятия «субъект» и «окружающий мир» (которое использу­ется для обозначения экологического мира в отличие от мира физического) являются взаимодополнительными и друг без друга немыслимы, в то время как физический мир существует сам по себе, независимо от наличия воспринимающего его субъекта.

В задачу экологического подхода в психологии входит иссле­дование «человека в экологическом мире».

^ Психология экологического сознания в отличие от других пере­численных направлений разрабатывалась отечественными учены­ми. Слово «экологический» здесь использовалось в уже ставшем традиционным для русского языка значении «связанный с приро­дой». Как отмечает Ю.М.Плюснин: «С точки зрения обыденного народного сознания, экология -- то, с помощью чего современ­ный человек сопричастен Природе, с плохой ли, с хорошей ли стороны...» (1996, с. 35). Именно в таком контексте используется словосочетание «экологическая психология» в работах Б.Т.Лихаче-ва (1995); Н.И.Иконниковой и О.Ю.Молчанова (1996); С.Д.Дерябо В.А.Ясвина (1996), А.С.Мартынова (1999) и др. В англоязычную научную литературу это исследовательское направление вошло как Гееп-тт<3ес1пе55 или Огееп Рзус1ю1о§у (ОегуаЬо, Уошл, 1997).

^ БИБЛИОТЕКА НИЖЕГОРОДСКОГО




18

методологические основы психологического исследования

экологический кризис и психологическая наука 19

Поскольку психологическое изучение отношения личности к природе составляет исследовательскую проблему психологии эко­логического сознания, методологические особенности этого на­правления будут рассмотрены нами более детально.

Таким образом, как уже отмечалось, все четыре области ис­следований в научной литературе, чаще всего, обозначаются од­ним и тем же термином • • «экологическая психология». Принципиальные методологические различия между ними, а также их место среди специализированных наук, изучающих систему «человек—природа» в тех или иных аспектах, представлены на рисунке 2.

Подчеркнем, что данная схема, иллюстрирующая нашу попытку систематизации ряда наук, изучающих взаимосвязи Человека и При­роды (среды) — это, скорее, стратегический ориентир для их мето­дологической дифференциации, нежели констатация реального (в значительной степени хаотического) положения, при котором про­исходит методологическое смешение этих наук.

1.2. методологические особенности психологии

^ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ образование и охрана природы

Сегодня наукой рассматриваются, по крайней мере, два стратегических варианта решения экологических проблем: «1) технологический реформизм, не затрагивающий по существу социальные институты, и 2) "глубокие социальные изменения", под которыми... разумеют "смену системы ценностей", трансфор­мацию мировоззрения, перестройку сознания, "революцию в умах"» (Банъковская, 1991, с. 45). Во втором варианте проблема раз­решения экологического кризиса рассматривается уже как проблема психолого-педагогическая.

Разработка общих стратегий экологического образования и

эаны природы, координация усилий различных стран в этой

^Фере^ осуществляется на уровне Организации Объединенных

Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

СКО считает своей стратегической задачей создание

'альной сети образования». Необходимо, чтобы все школь-

1стемы включали знакомство с глобальными проблемами,

>стями, которые угрожают человечеству, формировали по-

[мание взаимосвязи между человеком, обществом и природой в

20

методологические основы психологического исследования

планетарном масштабе. При этом подчеркивается роль различных религиозных и духовных учений мира как образцов понимания единства человека со всей Природой, которое выражается слова­ми Е.П.Блаватской: «Вовсе не нужно признавать существование какого-либо специального бога или божества. Необходимо лишь поклоняться духу живой природы и стараться соединить себя с ним» (1994, с. 22).

Генеральный директор ЮНЕСКО Ф.Майор считает, что важ­нейшим фактором решения экологических проблем должно стать ^ Глобальное Воспитание, которое предусматривает постановку эко­логических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с! детских дошкольных учреждений и заканчивая ВУЗами, подго­товкой учителей и управленческого аппарата. Стратегия прогресса опирается на интеграцию всеобщего и экологического образова­ния. «Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ре­бенку простую и убедительную мысль: люди — это часть приро­ды, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как 1 мы любим саму жизнь» (Обращение к Глобальному форуму по защи­те окружающей среды и развитию, Москва, 1990 г.).

Международным союзом охраны природы (МСОП) в 1990 г. была провозглашена «Всемирная стратегия охраны природы», в которой выделяются три основных аспекта: организационный, научный и практический. Практический аспект предусматривает, в частности, такой элемент, как «воспитательная работа с насе­лением», который требует соответствующих педагогических уси­лий по формированию нового типа экологического сознания.

Тем не менее, до сих пор остаются актуальными слова одного из первых экологов О.Леопольда о проблеме охраны природы, сказанные им еще в 30-х годах XX века: «Несмотря на почти сто лет пропаганды, развитие этой охраны идет черепашьим шагом и ограничивается главным образом благочестивыми вздохами на бу­маге и красноречием на съездах и конференциях... Обычно реко­мендуется "всемерно расширять экологическое просвещение". Спорить с этим не приходится, но достаточно ли только расши­рить его? Или в нем самом не хватает чего-то существенного?» (1983, с. 205).

психологические проблемы экологического образования

Традиционно в педагогической практике процесс формирова­ния экологического сознания школьников неразрывно связыва-

^ ЪкПЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА 21

я с их биологическим образованием, а зачастую просто с ним ,тождествляется и этим ограничивается. Только 15% учителей био-огии рассматривают экологическое воспитание учащихся как свою важнейшую педагогическую задачу, а 66% — убеждены, что им следует заниматься прежде всего формированием у школьников биологических знаний (Рирт$, 1998). При этом «экологическая воспитанность» школьников, по существу, рассматривается как некое обязательное следствие их биологической и экологической эрудиции (Декларация конференции ООН о среде человека в Найроби, 1982; материалы «Межправительственной конференции ЮНЕСКО и ЮНЕП», Тбилиси, 1977 г.; Международного конг­ресса «Тбилиси + 10», Москва, 1987 г. и т.д.).

Однако практика показывает, что развитие экологического соз­нания только на основе формального экологического образова­ния оказывается малоэффективным (Захлебный, 1986; Калита, 1996, Луговой, 1997 и др.).

И.Д.Зверев (1997) указывает, что «добросовестные учащиеся усва­ивают знания, готовы воспринимать рассказы об экологических бед­ствиях, но зачастую не проявляют интереса к тому, чтобы самим разобраться в причинах их возникновения; выбор решений проблемы не связывают с личными практическими действиями. По некоторым данным анкетных опросов в отдельных московских школах, 80% от общего числа опрошенных отвечают, что они не активны в делах по защите природы, хотя знают и осознают причины безнравственного отношения к ней» (с. 35).

Существует необходимость создания целенаправленной педа­гогической системы, в которой доминирующее сегодня сообще­ние школьникам определенного набора экологических знаний является лишь одним из составляющих элементов, наряду с други­ми: эмоциональным воздействием природных объектов на ребен­ка, педагогической организацией практической деятельности с ними, стимуляцией экологической активности школьников и т.д. И.Д.Зверев (1991) подчеркивает, что необходима концентра­ция усилий ученых на комплексной психолого-педагогической и методической разработке условий формирования экологической ответственности: 1) гуманизация образования в целях формиро­вания общечеловеческого приоритета сохранения среды жизни, ) активизация экологического движения, 3) применение зна­ки в практической деятельности как элемента экологической культуры, 4) преодоление разрыва между знаниями, сознанием, эмоциями, отношением и деятельностью, 5) создание вариантов

22

методологические основы психологического исследования

содержания и форм экологического образования в изменяющих­ся условиях.

Д.Н.Кавтарадзе считает, что главное в экологическом образо­вании - - формирование соответствующего мировоззрения, экологического сознания: «Опыт убеждает, что лозунги, лекции и даже самые хорошие книги и фильмы недостаточны для форми­рования активного экологического сознания. Они необходимы, но одного этого мало. Нельзя пойти в библиотеку, начитаться умных учебников и сказать: "Теперь с экологическим сознанием у меня все в порядке"... Сознание формируется в процессе деятель­ности... Если мальчик или девочка огораживают муравейники, спасают мальков, они как бы участвуют в работе самой природы. Здесь воспитывается не просто милосердие (что само по себе очень важно), а происходит нечто большее, чему нет названия и что лишь в слабой степени отражает термин "формирование созна­ния"» (1990, с. 13). Д.Н.Кавтарадзе подчеркивает, что необходимо «вернуться к природе» в смысле чувствования, впечатления, по­нимания неразделенности с ней, и эта воспитательная задача бо­лее трудная, чем разработка теоретических программ.

Б.Т.Лихачев (1993, 1995) рассматривает экологическую куль­туру личности в качестве системообразующего фактора, способ­ствующего формированию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности. Он считает, что необходимо развивать науч­ное направление, которое можно обозначить как «экологическая психология и педагогика». «Экологическая психология, психоло­гия взаимодействия человека и природы, по аналогии с социаль­ной, профессиональной, космической, призвана изучать становление и развитие в людях направленности психических со­стояний, обеспечивающих осознание и ощущение себя частью природы, процесс формирования в них установки и мотивации на взаимополезное, взаимооздоровляющее взаимодействие. Эко­логическая психология является естественно-научной основой для экологической педагогики, разрабатывающей систему образова­ния и воспитания, способствующую развитию экологического со­знания детей» (1995, с. 248).

Изучение психологических аспектов организации различных форм непрерывного экологического образования отнесено к ряду приоритетных исследований в Концепции общего школьного эко­логического образования (1997).

Проблема «разработки психологических оснований формиро­вания экологического сознания и поведения» остро ставится так-

экологический кризис и психологическая наука 23

редакционной коллегией журнала «Мир психологии» (№2 за 1995 г., №1 за 1997 г. и др.). В редакционной статье »Научная облема: Человек и среда обитания», в частности, отмечается, то кардинальные решения в сфере психолого-педагогической еятельности по формированию экологического сознания «ле-^ат в принципиальном изменении характера отношений чело-зека к природе, и поэтому особое значение приобретает поиск механизмов и средств преобразования мотивационно-потребно-стной сферы личности (прежде всего растущего человека), соот­ветствующих установок и целей в ее преобразовательной деятельности, в практическом взаимодействии с природной сфе­рой, выработке готовности к определенному пониманию ее и поведению» (1995, с. 12).

В другой редакционной статье этого журнала (Сайко, 1997), при анализе целей, задач и содержания экологической психоло­гии, подчеркивается необходимость научного выяснения «психо­логических оснований» построения деятельности человека, преобразующего природу; «фиксации психологических возмож­ностей, специфики его реального и возможного поведения (в его отношениях с природой)» (с. 4).

Однако, до сих пор профессиональная подготовка студентов педагогических ВУЗов
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23



Скачать файл (6056.9 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации