Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Воспитание детей дошкольного возраста в трудовой деятельности - файл 1.doc


Контрольная работа - Воспитание детей дошкольного возраста в трудовой деятельности
скачать (163.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc164kb.18.12.2011 08:36скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова»

Институт непрерывного педагогического образования

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

Контрольная работа по дисциплине дошкольная педагогика

Воспитание детей дошкольного возраста в трудовой деятельности


Выполнил:

студентка группы 1 «А», 1 курса заочной формы обучения

Проверил:

к.пед.н., доцент Жуйкова Т. П.
Абакан 2009.

План.

Введение……………………………………………………………………………………………….3

1. Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста…………………..3

2. Формы организации труда детей в дошкольных учрежде­ниях…………………………..........12

Заключение…………………………………………………………………………………………….20

Список литературы……………………………………………………………………………………21

Введение.

В Энциклопедическом словаре понятие «труд» трак­туется как «целесообразная деятельность человека, на­правленная на видоизменение и приспособление предме­тов природы для удовлетворения своих потребностей».

Труду как человеческой деятельности много внимания уделялось в народной педагогике. Вспомним пословицы о труде и отношении людей к труду («Праздность - мать всех пороков», «Ничего не делая, люди учатся делать дур­ное», «Труд делает заботы незаметными»). Много выска­зываний о труде можно найти в философских трудах, в произведениях классиков литературы («Если хочешь, что­бы у тебя было мало времени, ничего не делай». - А. Че­хов, «Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство». - Л. Толстой).

Большое значение труду придавали А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский. Важное значение трудовому воспитанию придавал и К.Д. Ушинский, который во многих своих работах опре­делил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно разви­вать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жаж­ду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».

^ 1. Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста.

С первых лет советской власти дошкольное воспитание становилось всеобщим, общественным, решался вопрос и о трудовом воспитании детей. Как один из важных факторов, отличающий советский детский сад от дореволюционного, на всех четырех Всероссийских съездах по дошкольному воспитанию (1919,1921, 1924, 1929), проведенных по инициативе Наркомпроса РСФСР в первое десятилетие советской власти, рассматривались вопросы трудового воспитания детей дошкольного возраста. Уже на I съезде по дошкольному воспитанию (1919) определились единые со школой задачи трудового воспитания, сформулированы требования к нему. Труд должен быть посильным, иметь понятную ребенку цепь и доставлять ему удовольствие, выполняться хорошо и по возможности красиво. Перед воспитателями ставились две задачи: научить детей трудиться с радостью и приучать их работать коллективно. Содержание трудовой деятельности включало в себя самообслуживание и ручной труд. Кроме того, воспитанников следовало привлекать к уборке комнаты, стирке, работе на огороде и в саду.

В этом же году (1919) на конференции по теме «О трудовом начале в дошкольном учреждении» выявилось два направления:

1) дети должны выполнять в детском саду всю работу по поддержанию чистоты в помещении, стирке белья, приготовлению пищи, выращиванию овощей и др., что может привести к отказу от технического персонала;

2) труд следует вводить как воспитательный момент, а поэтому он должен быть посильным, его не должно быть много.

Тема трудового воспитания дошкольников обсуждалась и на последующих съездах. Так, на II съезде (1921) был поставлен вопрос перед дошкольными работниками о воспитании коллективизма в сочетании с трудом детей, чтобы каждый из них чувствовал, что он выполняет частицу общего дела. Труду стало уделяться все большее внимание. III съезд (1924) потребовал пересмотра содержания работы детских садов в связи с программами единой трудовой школы. Было принято решения строить работу детских садов, исходя из того, что ребенок «продукт социальной среды». Три составляющие социальной среды - труд, природа, общество - были положены в основу содержания работы дошкольных учреждений. Предпочтение отдавалось общественному и производственному труду, подчеркивалась важность совместной деятельности детей и взрослых. Труд стал соотноситься не с игрой, а с задачами производства. На IV съезде (1929) впервые был поставлен вопрос о методах трудового воспитания детей. Однако осуществ­лялась переоценка деятельности детей в труде, сообщение сложных представ­лений о труде взрослых, недоступные производственные экскурсии. Трудовая деятельность как бы отодвигала игру на второй план. Хотя и признавалась важ­ность двух видов детской деятельности, но игра и труд противопоставлялись, рассматривались механически как приспособительная деятельность ребенка к среде. Утверждалось, что игра в дошкольном возрасте идет по линии убывающей, а труд - по линии нарастающей. Акцентируется производительный характер дет­ского труда.

В организации и проведении всех съездов активное участие принимали А.С. Суровцева, выступавшая с докладом на IV Всероссийском съезде «Принципы со­ставления программы детского сада и связь со школой», и Н.К. Крупская (зав. внешкольном отделом Наркомпроса, заместитель А.В. Луначарского).

В 30 - 40-е гг. XX в. появились новые направления в решении задач трудового воспитания. Трудовую деятельность детей стали сочетать с наблюдениями за трудом взрослых, игру - соединять с трудовой деятельностью. Исследования Р.И. Жуковской и ее книга «Игры и трудовые занятия в детском саду» (1935) показали ведущую функцию игры и подчинение ей трудовых навыков: трудовая деятель­ность детей, по мнению автора, должна быть направлена на обогащение игры.

В годы Великой Отечественной Войны труд детей стал естественной формой работы с детьми в связи с ухудшением условий жизни и необходимостью реаль­ной помощи взрослым. Но в послевоенные годы (1946 -1960) тема труда отошла на второй план. Дошкольные работники старались знакомить детей с трудом взрослых, но собственный труд детей не был объектом внимания педагогов. Од­нако в 1953 г. были проведены исследования З.Н. Борисовой - о роли дежурства в детском саду и В.Г. Нечаевой - о трудовой деятельности в дошкольном возрас­те. Они положили начало большой группе научных работ по трудовому воспита­нию. В результате в 1962 г. было определено содержание трудового воспитания детей дошкольного возраста, начиная с трех лет.

В 60 - 80-е гг. XX в. проводится углубленное изучение трудовой деятельности дошкольников: содержание труда, формы его организации, средства и методы, исследовалось влияние труда на нравственное развитие ребенка (В.Г. Нечаева, Р.И. Жуковская, Д.В. Сергеева, Г..Н. Година, Р.С. Буре и мн. др.).

В силу новых социальных условий в стране в последнем десятилетии XX и начале XXI в. произошли значительные изменения в содержании дошкольного образования. Кардинально изменились в ученом мире и взгляды на трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Современный этап, по мнению С.А. Козловой, отличается «забвением этой важной проблемы», в новых программах воспитания дошкольников задача трудового воспитания не представлена. На страницах профессиональных журналов также редко встречаются статьи по про­блеме трудового воспитания. Нет такой задачи и в концепции дошкольного воспи­тания.

После Октябрьской революции в стране, когда шли жаркие дискуссии по по­воду становления новой школы и дошкольного воспитания, значительную роль в разработке теории и создании программ воспитания детей в данных образова­тельных учреждениях сыграли основоположники советской педагогики Н.К. Круп­ская и А.С. Макаренко. Особенно остро ставились вопросы трудового воспитания детей (школьного и дошкольного возраста).

Так, Н.К. Крупская считала, что трудовое воспитание детей необходимо начи­нать с ранних лет. Она неоднократно подчеркивала, что детей нужно приучать к простейшим, доступным им видам труда, и взрослые не должны сдерживать стремление ребенка трудиться. Особенно большую роль она отводила самооб­служиванию. «Наши ребята не должны расти барчатами, которые не умеют пуго­вицы пришить к пальто», - говорила Н.К. Крупская.

В статье «Необходимые навыки» она писала, что многие трудовые навыки доступны для дошколят (участие 8 приборке, мытье посуды и т д.). К хозяйствен­ной работе нужно привлекать и мальчиков (статья «Следует ли обучать мальчиков бабьему делу»), что будет у них воспитывать уважение к женщине, желание ей помогать. Но в то же время Н.К. Крупская говорила, что труд должен быть по­сильным для ребенка и интересным. Непосильный труд, по ее мнению, вреден.

Особую роль в условиях детского сада она отводила коллективному труду: «Совместную работу детей надо особенно ценить, - это зачатки коллективного труда».

Заметный вклад в теоретическую разработку проблемы трудового воспитания детей дошкольного возраста сделал А.С. Макаренко. Он считал, что различные трудовые качества не даются человеку от природы, а они воспитываются и начи­нать трудовое воспитание надо с раннего детства.

Первую трудовую подготовку, по его мнению, дети получают в семье. А.С Макаренко е «Книге для родителей» дает подробные консультации, как осущест­влять трудовое воспитание в семье. Он говорил, что если детей освобождают от труда, то растет эгоист, от которого сами родители, в первую очередь, будут страдать.

Он, как и Н.К. Крупская, придавал большое значение приучению детей к са­мообслуживанию, советовал давать детям поручения на длительный срок и вос­питывать умение подметить работу, нужную коллективу. Если же этого умения нет, то нужно применить способ просьбы или форму поручения, возбуждая лич­ную инициативу ребенка. Если же депо запущено, возможно применить принуж­дение, постепенно втягивая ребенка в работу.

И Н.К. Крупская, и А.С, Макаренко считали необходимым, чтобы дети были осведомлены о работе своих родителей, а когда подрастут - и о работе других людей. Их труды позволили уже в 30-х годах создать программу трудового воспи­тания детей, начиная с дошкольного возраста.

Л.Н. Толстой писал. «Важно донести до сознания ребенка, что все, чем он пользуется, не падает готовым с неба, а есть результат труда людей».

Итак, может ли трудиться ребенок дошкольного возраста? А если может, то чем отличается его труд от труда взрослых людей?

Исследования отечественных ученых показали, что детский труд отличается от труда взрослых тем, что ребенок не создает в своем труде общественно-значимых материальных ценностей. Труд дошкольников имеет обществен­ное значение.

Труд детей носит воспитывающий характер - так на него смотрят взрос­лые. Сам же ребенок воспринимает свою деятельность как самоутверждение, по­знание собственных возможностей.

Отличительной особенностью труда детей является его близость к иг­ре. Например, у детей нередко в игре возникает необходимость потрудиться: вы­мыть посуду, выкупать куклу или выстирать ее испачканное белье. Такая игра по­буждает детей совершать реальные трудовые действия.

Нередко труд перемежается с игрой. Ребенок несет розетки с красками на столы. Возвращаясь к столу воспитателя, он превращает поднос в руль, гудит, изображая машину.

Для трудовой деятельности малышей характерен интерес к самому процессу действий. Например, полив растения, ребенок начинает поливать их снова.

В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. Но это не профессиональные навыки, а навыки, помогающие ребенку становиться не­зависимым от взрослого, самостоятельным.

Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер, т.е. от его отсутствия страдает лишь формирующийся нравственный облик ребенка.

Особенностью детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь в нем взрослого (В.Г. Нечаева, С.А. Козлова и др.).

Итак, трудовая деятельность дошкольников включает в себя компоненты лю­бой деятельности (цель, мотив, план, процесс деятельности, результат труда), но их формирование и развитие в дошкольном детстве своеобразны.

^ 1. Постановка цели. Дети младшего дошкольного возраста не могут само­стоятельно ставить цель в труде, т.к. они еще не владеют умением удерживать в памяти весь процесс труда и его результат. Действия ребенка носят не целена­правленный, а процессуальный характер, т.е. он может подметать, стоя на одном месте, или мыть чашку, просто поставив ее под струю воды. Цель не имеет для маленького ребенка смысла, он формулирует ее только для обозначения сиюми­нутного действия. Для развития способности ставить цель в труде важны осозна­ние цели, умение видеть результат, владение способами действий, навыками. У младших дошкольников все это находится лишь в начальной стадии. На данном этапе роль принадлежит взрослому.

Старшие дошкольники уже могут самостоятельно сформулировать цель своей деятельности и удерживать цель на протяжении всего процесса до получе­ния результата. Однако такие умения проявляются детьми на материале уже из­вестного труда (по самообслуживанию, уборка помещения и др.), но если ребенок встречается с незнакомым ранее содержанием труда, ему нужна, как и малышу, помощь взрослого.

Особенность данного компонента трудовой деятельности дошкольников - уча­стие взрослого. Самостоятельность детей в постановке цели и ее осознание от­носительны.

^ 2. Мотивы трудовой деятельности. При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, по­ чему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положи­тельной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрос­лым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу дру­гим), которые свойственны особенно старшим дошкольникам. Дети охотнее при­нимают участие в труде, даже не имеющем особой привлекательности, если по­нимают его значение для других.

Все перечисленные мотивы могут быть у детей разного возраста, но лишь в 5 - 7 лет ребенок способен их формулировать.

^ 3. Трудовые действия (процесс деятельности). Младший дошкольник вы­полняет трудовые действия под непосредственным руководством взрослого, при его показе. Старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями (убрать постель, подмести и т.д.) и способен обучаться трудовым действиям по словесному объяснению. Детей дошкольного возраста увлекает именно процесс деятельности. Для ребенка любого дошкольного возраста участие взрослого в процессе труда вносит особый элемент привлекательности.

4. Планирование. Это важный компонент. Он включает в себя планирование последовательности действий (организацию работы, исполнение, контроль и оценку как отдельных этапов, так и результата в целом).

Ребенок младшего возраста вообще не планирует свою деятельность, старший дошкольник осуществляет планирование с помощью взрослого. Простые и известные действия ребенок может планировать, рассказать, что и за чем он будет выполнять. Но при получении более сложного задания он испытывает за­труднения. Роль взрослого на разных этапах различна: сначала он планирует ра­боту детей сам, затем привлекает их к совместному планированию и, наконец, учит планировать самостоятельно.

5. Оценка. Эта операция сложна для детей дошкольного возраста. Младшим дошкольникам зачастую важен не материальный результат, а моральный, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого. Ребенка старшего возрас­та интересует достижение практического, материально представленного резуль­тата, хотя и оценка взрослого для него также очень важна. С помощью взрослого старшие дети учатся оценивать процесс выполнения и результат своей работы. В 5-7 лет у детей уже могут появляться гордость, удовлетворение от самостоя­тельно достигнутого результата в труде.

6. Результат. Результат видят все дети. Однако младшим интересен лишь сам процесс выполнения трудовых действий, старшие стремятся к получению резуль­тата

Таким образом, говорить о трудовой деятельности у младших дошкольников преждевременно, речь может идти лишь о формировании отдельных трудовых умений, действий, У старших дошкольников при некоторой условности можно до­пустить наличие элементов трудовой деятельности, но совершаемой вместе со взрослыми и с их помощью. Тем не менее, следует отметить, большую воспита­тельную роль даже самых простых трудовых навыков. Особенности труда дошко­льников: связь с игрой, опора на помощь взрослого, отсутствие материально и общественно значимого продукта труда, нравственная мотивация труда (С.А. Коз­лова).

Отечественные исследователи предлагали различные формулировки задач трудового воспитания для детей дошкольного возраста.

На основе классификации Ю.К. Бабанского, В.И. Логиновой, В.Г. Нечаевой можно выделить две группы задач:

1 - помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью;

2 - развитие личности ребенка в труде.

Например, В. Г. Нечаева предлагает в качестве задач трудового воспитания дошкольников:

  • формирование трудовых умений и навыков;

  • воспитание правильного отношения детей к труду;

  • заложение основ трудолюбия;

  • воспитание нравственно-волевых качеств личности,

  • овладение навыками трудовой деятельности;

  • воспитание положительного отношения к труду взрослых.

Некоторые ученые (П.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов) предлагают непременно решать задачу раскрытия значимости создаваемых материальных ценностей для каждого человека, для семьи, государства.

Они подчеркивают, что работа эта сложная, т.к. ребенок видит в жизни и не­гативное отношение к материальным ценностям. Они рекомендуют с малых лет приучать ребенка к аккуратному обращению с игрушками, ремонтировать их вме­сте с детьми, складывать все на место. Сначала это проходит под руководством взрослых, затем дети проводят эту работу самостоятельно.

С помощью взрослых дети получают знания о труде, о том, кто и как делал игрушки, самолеты, машины и т.д. Дети не только обучаются трудовым умениям и навыкам, но и знакомятся с трудом взрослых, которое воспитывает у них уваже­ние к труду других людей, учит бережно относиться ко всему, что создано трудом человека.

Следующей важной задачей трудового воспитания дошкольников, по их мне­нию, является формирование устойчивого интереса детей к конечному результа­ту любого труда. Именно это и способствует, как они считают, воспитанию трудо­любия у ребенка. В качестве доказательства они утверждают, что ребенка при­влекает не конечная цель труда, не его результат, а сам процесс. При этом часто дети, освоив один прием трудовой деятельности, бросают работу и не доводят ее до конца. Так девочка начала стирку, выстирала одно платье куклы, а дальше стирку прекратила. Такое отношение детей к результату труда соответствует их ситуативным интересам

Ставшая традиционной, классификация основных задач трудового воспита­ния детей, предложенная в 70 - 80-е гг. XX в. Р.С. Буре, в течение многих лет бы­ла руководством к действию в трудовом воспитании детей дошкольных учреждений. Каждая из предложенных ею задач не только сформулирована, но и убеди­тельно обоснована ее значимость для трудового воспитания детей.

^ Ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему. Всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Вначале ребенка привлекает сам процесс трудовых действий, движение механизмов. По­следовательное ознакомление детей с трудом взрослых сначала в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять отношение взрослых к труду, его общественную значимость. Воспитатель объясняет детям, что значит трудолюбивый человек, что значит хорошо трудиться. Формируя у де­тей уважение, к трудящемуся человеку, педагог воспитывает у них бережное от­ношение к результатам труда. Задача осуществляется во всех группах.

^ Обучение детей простейшим трудовым умениям и навыкам. Знания до­школьников о труде взрослых могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей, т.к. непосредст­венно в труде дети ощущают трудовое напряжение и познают его необходимость для получения результата.

В программе раскрывается объем трудовых умений и навыков, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Содержание труда постепенно расширяется при учете возрастающего опыта детей, овладения ими навыками. По мере роста и развития детей усложняются требования к качеству их трудовой деятельности, уровню ее самоорганизации, увеличивается объем и ускоряется темп выполняемой работы. Задача так же осуществляется во всех возрастных группах.

^ Воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности. В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно то, что им посильно, приходя на помощь в случае необходимо­сти. Не следует допускать огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом. В таких случаях может появиться неуверен­ность в своих силах и нежелание трудиться. Труд детям должен приносить ра­дость от достигнутых результатов и от своей полезности другим. Дети начинают осознавать, что трудолюбие включает в себя волевое усилие, умение выполнять порученное дело до конца, не отступая перед трудностями. Как качество личности трудолюбие представляет итог трудового воспитания детей, когда они по собст­венному побуждению принимают участие в труде, проявляя активность, само­стоятельность, творчество в процессе разнообразных дел. Данная задача реша­ется во всех возрастных группах.

^ Воспитание общественно-направленных мотивов труда, умений тру­диться в коллективе и для коллектива. Постепенно, путем объединения детей в процессе труда в небольшие группы с общим заданием, воспитатель формиру­ет умение детей трудиться в коллективе. В процессе такого труда у детей форми­руются представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь ре­зультата. Все это обогащает опыт доброжелательных взаимоотношений в дея­тельности, придает им положительный характер. Задача решается со средней группы.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд (В.Г. Нечаева, Г.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, Л.И. Захаревич и др.).

Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание - раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). С помощью труда по самообслуживанию у детей воспитываются на­выки и умения быть самостоятельными, опрятными, приводить в порядок личные вещи, игрушки. К труду по самообслуживанию детей приучают с раннего детства.

Значение самообслуживания состоит в жизненной необходимости. Навыки в сипу ежедневной повторяемости очень прочны. С самообслуживания начинается тру­довое воспитание детей.

Хозяйственно-бытовой труд. Этот труд направлен на поддержание чис­тоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации ре­жимных процессов. Дети учатся замечать любые нарушения порядка в групповой комнате и на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и связан с дежурством в группе. Это может быть дежурство по подготовке к обеду, ужину, по работе в жи­вом уголке, подготовке учебной или игровой комнаты.

Данный вид труда начинает внедряться в младших группах.

Труд в природе. Предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспита­ния бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Но особен­но положительно труд в природе влияет на нравственно-социальное становление личности ребенка, дает возможность увидеть красоту природы, сезонные измене­ния, постичь особенности цветовой гамы растений, создавать прекрасное в дет­ском саду из природного материала.

Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его со­держание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, карто­на, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих спо­собностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки.

Дошкольники с интересом приглядываются к природному материалу, чтобы выбрать нужную форму для поделки. В процессе работы дети знакомятся со свой­ствами различных материалов, учатся пользоваться различными инструментами

Все это формирует у детей эстетические чувства и нравственно-волевые качества. Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки и т.п.

Отдельные элементы ручного труда можно вводить уже в младших группах с обязательным участием взрослого; точнее говоря, дети помогают взрослому в изготовлении поделок.

Как видим, направления и содержание трудового воспитания детей многооб­разны. Значение разных видов труда меняется с возрастом. Так, если самооб­служивание имеет большее воспитательное значение в младших группах, где ре­бенок преодолевает трудности, то в старшем возрасте этот труд становится при­вычным.

Труд в природе и ручной труд основную роль играют в группах старшего до­школьного возраста.

Хозяйственно-бытовой труд в младших группах применяется в элементарной форме, однако в средней и старшей группах приобретает особое значение, как общественно-значимый, т.е. труд для общей пользы.

С.А. Козлова, исследуя проблему трудового воспитания, приходит к выводу, что в последние годы (1900 - 2001) трудовое воспитание дошкольников не явля­ется предметом исследования, а в процессе практики в работе с детьми в дошко­льных учреждениях задачи трудового воспитания и связанные с их реализацией мероприятия, задания появляются от случая к случаю. Данная тенденций, по ее мнению, не только не правомерна, но и таит в себе опасность, связанную с за­держкой в развитии личности ребенка.

^ 2. Формы организации труда детей в дошкольных учрежде­ниях.

Содержание труда детей реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и в практику внедрены следующие формы организации труда до­школьников: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд.

Трудовые поручения - наиболее простая форма организации труда детей. Это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое дейст­вие. Исследованию данной формы были посвящены научные труды В.Г. Нечае­вой, А.Д. Шатовой (1974).

Большую роль поручения играют в младших груп­пах, т.к. дети не умеют трудиться по собственной инициативе. Вводятся они с пер­вых дней пребывания детей в детском саду и имеют большое значение для раз­вития и воспитания детей (формируется интерес к труду, ответственность за по­рученное дело и т.д.) во всех возрастных группах. Но особенно поручения важны в период от 3 до 5 лет:

  • Поручения всегда исходят от взрослого.

  • В поручениях определяется конкретная задача и четкая направленность на получение результата (что и как сделать).

  • Поручения создают возможность для индивидуальной работы с детьми.

  • В процессе выполнения поручений удобно осуществлять контроль за нали­чием трудовых умений и навыков, отношениям ребенка к порученному де­лу, умением доводить работу до конца.

По форме организации трудовые поручения могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности - кратковременными или дли­тельными, постоянными или одноразовыми: по содержанию - соответствовать видам труда.

В практике работы с детьми особенно распространены индивидуальные по­ручения (реже - коллективные, подгрупповые - двум-трем детям). Научить одно­го - двух ребят легче, чем целую группу; более удобен контроль за действиями ка­ждого, своевременное оказание помощи тем, кто в ней нуждается, дополнитель­ный показ, совет и т.п.

Особые возможности для формирования навыков предоставляют длитель­ные поручения, когда ребенок два-три дня отвечает за какое-то дело. В поручени­ях заключен элемент требования, с помощью которого ребенок, особенно млад­шего возраста, приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он вы­полняет задание взрослого. Через разнообразные поручения ребенок приучается выполнять определенные обязанности.

В практике воспитания поручения чаще организу­ются в первую половину дня (до завтрака) или во вторую половину (после дневного сна). Так как в младших группах нет дежурств, у воспитателя имеются большие возможности систематически привлекать большое количество детей к выполне­нию разнообразных поручений, связанных с трудом в уголке природы, с различ­ным хозяйственно-бытовым трудом в групповой комнате и на участке детского сада (собрать игрушки перед уходом с прогулки, раздать карандаши для рисова­ния и т.д.).

Возрастная ступень, на которой поручения особенно распространены - это средняя группа, где большее число поручений носит индивидуальный характер и приходятся на первую половину дня (полить комнатные растение, подмести часть участка, собрать мусор в ведро, покормить рыбок и т.д.).

В старших группах поручения продолжают играть большую роль, однако важ­ное значение начинают приобретать обязанности. Воспитатель привлекает детей к выполнению поручений, не входящих в обязанности дежурных. Особое место занимают поручения, носящие общественный характер (помочь малышам, двор­нику и т.д.).

Чтобы поручения оказывали воспитательное воздействие, они всегда должны содержать конкретную цель и воспитательную задачу, например, закрепить не­прочные трудовые навыки, познакомить с новым содержанием труда. Иногда по­ручения даются с целью отвлечь ребенка от нежелательного занятия.

Интерес детей к выполнению поручений обусловлен их содержанием. К пер­вой группе можно отнести поручения, связанные с выполнением одного способа действия (подать, принести, отнести, поднять и т.д.). Они кратковременны, эпизо­дичны.

Вторую группу составляют поручения, которые содержат несколько спосо­бов действия, несколько трудовых операций (помыть клетку, покормить животных, рыб, птиц, полить комнатные растения, цветник, огород).

В третью группу войдут поручения, связанные с результатами, которых дети достигают не сразу (посеять, посадить, постирать, попросить папу подточить цветные карандаши и т.д.). Подобные поручения практикуют в старших группах

В особую группу выделяются поручении, при выполнении которых нет ви­димого результата (спросить повара, что сегодня на завтрак, пригласить методи­ста на занятие и т.д.). Такие поручения решают задачи обучения детей умению общаться со взрослыми, уметь ориентироваться в помещении детского сада.

В разных возрастных группах руководство по­ручениями имеет свои особенности. С детьми 3-5 лет воспитатель использует в большей степени индивидуальный подход, напоминание, совместную работу с детьми. Наблюдения показывают, что большинство детей от 3 до 5 лет при вы­полнении поручений ориентируются на требования педагога. Чтобы воспитать ра­зумное послушание и исполнительность малышей, воспитатель становится непо­средственным участником деятельности ребенка. В совместной деятельности воспитатель имеет возможность осуществлять контроль незаметно. Опыт совме­стной работы с детьми 3-5 лет показывает, как велика роль обучающего воздей­ствия при выполнении поручений. При этом воспитатель пользуется приемами показа и объяснения. Иначе малейшая трудность - и ребенок бросает порученное дело.

Когда дети овладевают трудовыми умениями и навыками, активная роль вос­питателя необходима. Однако по мере накопления опыта самостоятельного вы­полнений задания целесообразно перейти ч словесному напоминанию (подска­зать как действовать) или активизировать детей вопросами.

Постепенно воспитатель может переключать детей на индивидуальные пору­чения не одному, а сразу нескольким детям, показывая приемы работы одновре­менно всем детям. Добиваясь положительного результата, воспитателю важно использовать оценку содержания деятельности ребенка (чаще всего положитель­ную, доброжелательную оценку), чтобы вызвать у детей интерес к выполнению поручения.

В младшей и средней группах особенно важно замечать детскую инициативу (увидел, что валяется игрушка - подними, положи на место и т.д.). Детям 3-5 лет воспитатель предлагает внимательно посмотреть и самим найти, что нужно сде­лать. В оценке труда следует широко использовать игровые приемы.

Участие всех детей данных групп в выполнении поручений является важной подготовкой к участию в дежурствах.

В старших группах вводятся поручения-задания (принести всем коробки и т. д.), поручения, связанные с длительными наблюдениями. Чаще всего поручения носят общественный характер. При руководстве поручениями педагог широко ис­пользует приемы оценки (своей) и самооценки (детей), напоминание, требование, усиливается роль контроля.

Чтобы равномерно привлекать всех детей к выполнению поручений, воспита­тель должна вести контроль.

Итак, поручения позволяют решать различные задачи воспитания и широко используются в дошкольных учреждениях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Дежурства - более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей, это первые обязанности дошкольников. Дежурства требуют от детей достаточно сформированной самостоятельности и предполагают обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива

Впервые тема дежурства была исследована З.Н. Борисовой (1953). Этим автором были разработаны содержание этой формы труда и методика руководства деятельностью детей.

Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общест­венная направленность труда, реальная практическая забота нескольких детей о других. Это позволяет воспитывать у детей ответственность, заботливость о лю­дях.

В дошкольной практике уже стали традиционными дежур­ства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям (если требуется большая подготовительная работа по обеспечению всех детей материалами и инструментами). Во втором полугодии (в конце) второй младшей группы или вна­чале средней группы, вводится дежурство по столовой, т.к. оно наиболее дос­тупно и понятно детям.

Дежурство по подготовке к занятиям требует от детей сосредоточенности. Вводится оно в средней группе со второй половины года. Поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, кап дежурство по столовой, следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда работа завершена, воспитатель предла­гает дежурным проверить, все ли на месте.

Дежурство по уголку природы организуется со старшей группы, т.к. оно требует большого объема знаний о природе. Дежурные дети в течение дня долж­ны нести ответственность за живые объекты в группе. Воспитателю нужно помо­гать детям распределять обязанности на весь день: рыбок можно покормить с ут­ра, а растения можно полить и позже. Кроме того, дежурный должен понимать, что нужно «поговорить» и с попугаем, и с рыбками, и с растениями. Ведь они жи­вые (на биологическом уровне) и для них важны внимание и ласковые слова. Так у детей будут формироваться потребность заботиться о природе, чувство ответ­ственности за ее сохранность.

В условиях дошкольного учреждения дежурства имеют свои особенности:

  • способствуют систематичности включения детей в труд;

  • требуют от ребенка большей самостоятельности;

  • необходимы знания последовательности и объема работы;

  • имеют общественную значимость для всего коллектива;

  • задания даются в обобщенном виде.

Если дежурство вводится впервые, то непосредст­венно перед его введением следует провести специальное обучающее занятие.

Необходимо оформить уголок дежурства. Лучше оформлять его вместе с детьми. Оформлять можно по-разному в зависимости от фантазии и умений воспитателя и детей. Вместе с детьми нужно отмечать ежедневно кто, где и когда дежурил. Используются фотографии детей, картинки, кармашки и т.п. В уголке дежурства обязательно должны быть халаты, косынки, колпачки, нужно иметь также тряпочки, лейки, палочки для рыхления земли, корм для рыб и т.д.

Продолжительность дежурств бывает разной б зависимости от вида труда, возраста, воспитательной цели. В конце дежурства полезно обсуждать с детьми качество выполненной работы. Если были допущены ошибки, целесообразнее обсудить их только с дежурившими.

Имеет свои особенности и подбор дежурных:

  • объединение детей по одинаковому отношению к труду;

  • объединение по принципу «кто с кем хочет» или сидит вместе»;

  • объединение по признаку подвижности (подвижный с малоподвижным);

• объединение по алфавиту (в подготовительной группе).

Непосредственно перед дежурством следует напомнить обязанности дежур­ных или спросить эти обязанности у детей (чтобы они их вспомнили).

Требования к дежурству:

1. Труд дежурных не должен заменять труд взрослых, т. к. он организуется в дошкольном учреждении с воспитательной целью.

2. В течение дня ребенок может участвовать в одном виде дежурства.

3. В течение года все дети поочередно должны быть охвачены дежурством.

  1. Назначение дежурных проводится ежедневно, в ставших группах возможно назначение на 2-3 дня. Отдельные воспитатели практикуют в подготови­тельной группе дежурство детей на всю неделю с последующим отчетом за работу.

  2. В процессе дежурства соблюдать санитарно-гигиенические условия.

  3. Обязанности дежурных усложняются постепенно.

  4. В средней группе организация дежурства по столовой принимает вид труда рядом: за каждым столом - отдельный дежурный; в старших группах де­журные (2-3 ребенка) обслуживают все столы и обязанности распределяют между собой самостоятельно.

Таким образом, несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей. Дежурства помогают в доступных конкретных делах формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и рас­тениям, находящимся в уголке природы, замечать, в чем необходима помощь взрослым.

Если поручения и дежурства стали систематическими, постоянными форма­ми организации труда в группе и дети достигли определенных успехов, становит­ся возможным перейти к более сложной форме - коллективному труду. Эта фор­ма организации труда исследовалась В.Г Нечаевой, Р.С. Буре, Г.Н. Годиной, Д.В. Сергеевой. С.А. Козловой и др.

Данная форма организации труда детей способствует решению задач нрав­ственного воспитания, формированию начал коллективизма, умения согласовы­вать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т.д.

Объединять всех детей в коллективном труде можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе и смогут са­мостоятельно распределять работу.

Определяя содержание общей работы, воспитатель включает в нее только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, и стремится к тому, чтобы занять всех детей. Например, во время уборки помещения можно всем детям найти дело.

Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев, каждому звену предлагается какое-либо общее задание. Например, одно звено стирает белье, другое приводит в порядок игрушки и т.д. Число звеньев не должно превышать четырех. Состав детей в каждом эвене может быть постоянным, а дела, выполняемые ими, будут меняться. Этим обеспе­чивается постепенное включение каждого ребенка в работу (Р.С. Буре).

Для повышения интереса к коллективному труду можно рекомендовать орга­низацию мастерской добрых дел, которая будет выполнять разнообразные зака­зы, в том числе и от младших групп.

Итак, коллективный труд детей - это труд, объединяющий нескольких или сразу всех детей и имеющий общий результат. Коллективный труд ха­рактеризуется объединением детей для достижения общей цели.

На основании иссле­дований В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре можно сделать вывод, что в детском саду ис­пользуются два вида коллективного труда: труд общий и труд совместный.

^ Общий труд. В процессе данного труда каждый ребенок выполняет свое за­дание, не зависящее от других участников труда, но результат труда - общий.

В общем труде детей объединяют общее задание и обобщение результатов работы всех участников. Выполнение части общего дела дает возможность ре­бенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда.

Например, детям поручено убрать стеллаж с игрушками. Воспитатель разъ­ясняет детям, что каждый из них становится членом одной работающей группы, что когда работают вместе, то всегда стараются помочь друг другу. Педагог рас­пределяет равномерно работу между детьми, чтобы каждый из них смог закон­чить работу приблизительно в одно и то же время. Дети не только слушают разъ­яснения педагога, но и сами убеждаются, что общий итог работы зависит от того, насколько добросовестно выполнил каждый часть общего дела.

Такая организация способствует формированию положительных взаимоот­ношений, умений подчинять свои желания требованиям группы.

Впервые общий труд может быть организован в средней группе во второй по­ловине года. Он имеет место во всех видах труда. Объединения детей для общей работы становятся регулярными в старших группах детского сада. Такие объеди­нения обычно включают от 3 до 6 участников.

Чередуя задания, привлекая к труду последовательно всех детей группы, вос­питатель достигает того, что каждый из детей систематически принимает участие в разных видах работ, приобретает устойчивые навыки. Дети сами начинают до­говариваться о распределении обязанностей, учатся уступать друг другу, совме­стно приходят к общему решению.

Следует подчеркнуть особенность общего труда: значимость каждого отдель­ного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности. Очень важно, когда воспитатель в конце работы сделает общий итог: «Как хорошо потрудились! Никто не отставал, все дружно работали!». Умение воспитателя подчеркнуть пафос коллективного труда имеет большое зна­чение для формирования у детей стремления к коллективной работе.

^ Совместный труд детей. В подготовительной группе помимо общего тру­да используют более сложную форму организации детей - совместный труд, ко­торый характерен тем, что труд другого ребенка зависит от труда другого. Совме­стный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы об­щения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, дого­вариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель как и в общем труде - общая.

При такой организации труда возникает необходимость учета трудоемкости каждого отдельного задания, поскольку некоторые из них требуют большей или меньшей затраты сил. Так, стереть с полки пыль быстрее, чем переодеть кукол, вымыть растение сложнее и дольше, чем перенести его на подоконник. Чтобы приблизительно уравнять время работы каждого ребенка, следует наиболее сложное дело поручить 2-3 детям.

Другая особенность совместного труда - неодновременное включение детей в процесс деятельности. Например, при ремонте книг первому ребенку поручают приготовить полоски бумаги. Второй ребенок, который будет подклеивать коре­шок, вынужден ждать, пока не выполнит первый свое задание.

Учитывая сложности организации, следует распределять весь процесс труда на 3-4 этапа, каждый из которых заканчивается получением некоторого результа­та, к которому могут быть предъявлены требования по его качеству.

Следует особо подчеркнуть, что, несмотря на сложности организации, объе­динение детей в совместном труде представляет большие возможности для фор­мирования положительных взаимоотношений между участниками. Здесь, естест­венно, в самом процессе труда неоднократно возникают ситуации, которые тре­буют совместных действий. В процессе работы дети регулируют свои взаимоот­ношения, учатся оказывать помощь при затруднениях, делать замечания и давать советы в корректной форме. Совместный труд приучает детей действовать сооб­ща, коллективом, вместе отвечать за результат работы.

Каждый из способов объединения в труде создает условия для решения различных воспитательных задан. Руководя коллективным трудом детей, воспитатель решает две основные задачи:

  1. Направляет усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели; уделяет особое внимание тем детям, которые затрудняются выполнить за­дание: следит за тем, чтобы все добивались хороших результатов.

  2. Осуществляет большую работу по формированию начал коллективизма у детей, чтобы дети проявляли в процессе труда внимание друг к другу, помогали нуждающимся в помощи, устанавливали положительные взаимоот­ношения и т.д.

В организации коллективного труда детей выделяются четыре последова­тельных этапа:

  • оборудование рабочего места;

  • распределение работы между участниками;

  • выполнение детьми разных заданий;

  • обсуждение результатов трудовой деятельности.

В средней группе (труд общий) с помощью коллективного труда может быть организована посадка лука, овса, уход за растениями в уголке природы, стирка кукольного белья, мытье игрушек. Вначале воспитатель сам работает вместе с детьми, показывает, поясняет, сам распределяет обязанности. Чтобы все дети закончили свою работу одновременно, воспитатель подключает детей к оказанию взаимопомощи.

В старших группах коллективный труд проводится не реже одного раза в не­делю. Воспитатель распределяет трудовой процесс на 3-4 этапа, учитывая (если труд совместный):

  • трудоемкость работы каждого звена;

  • неодновременное включение детей в процесс деятельности;

  • организует труд, разделив детей на звенья, где дети сами распределяют между собой обязанности. В каждом звене обязательно должен быть из­бран лидер (звеньевой). Воспитатель напоминает, что прежде чем пере­дать свою работу товарищу (звену), нужно проверить качество. «Сделаешь плохо - подведешь товарища»;

  • к обсуждению результатов трудовой деятельности воспитатель привлекает

детей. Обсуждение не должно длиться дольше 3-4 минут.

Необходимо отметить, что на классификацию видов коллективного труда су­ществует и другая точка зрения - С.А. Козловой. Она предлагает следующую классификацию:

  • общий труд;

  • совместный труд;

  • коллективный труд.

Общий труд - это труд, который выполняют несколько (или все) детей по еди­ной цели. Форма организации - объединения в подгруппы и индивидуальный труд.

Совместный труд - труд по подгруппам. В каждой подгруппе свое дело, ре­зультат труда одного ребенка зависит от другого. Участие всех детей необяза­тельно.

Коллективный труд может быть и общим и совместным, но с обязательным включением ситуаций, предполагающих взаимопомощь, поддержку, общую от­ветственность за результат.

Коллективный труд также организуется взрослыми целенаправленно, т.е. спе­циально создаются ситуации, формирующие у детей навыки коллективных взаи­моотношений.

Заключение.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том что, трудовая деятельность детей в дошкольном учреждении может быть успешно использована как средство воспитания и разви­тия ребенка лишь в том случае, если правильно определены формы ее организа­ции во всех группах, которые имеют свои особенности на каждом возрастном эта­пе.
Список литературы.

1. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться / Р.С. Буре, Г.Н Година. - М.: Просвещение, 1983.

3. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Просвещение, 1988.

2. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1986.

4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Ака­демия, 2000.

5. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А. Козловой. - М.: Акаде­мия, 2002.


Скачать файл (163.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru