Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Руководство для мэров по организации и управлению городским хозяйством - файл 1.doc


Руководство для мэров по организации и управлению городским хозяйством
скачать (23578.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc23579kb.16.11.2011 17:13скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
Реклама MarketGid:
Загрузка...



РУКОВОДСТВО ДЛЯ МЭРА ПО ОРГАНИЗАЦИИ

И УПРАВЛЕНИЮ ГОРОДСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ

«Реалпроспект»

2004

УЛК640( 1-21):352(1-21Н)51(075.4) ЬНК 65.441+67,401 Р85

Пол общей редакцией профессора П.Прабового и профессора Л.Н.Чернышова. П.Г.Грабовый, Н.Н.Жуков, Р.Г.Квачадзе. Л.Н.Кириллова. Ю.Н.Кулаков, И.ГЛукманова. В В.Михайлов, С.Н.Попельнюхов. А.Ь.Ракптский. Л.Н.Черныиюв. Н.Ю.Яськова

Рецензенты:

кафедра "Муниципальное управление» Московского института коммунальною хозяйства и строительства (зав.кафедрой док. техн.наук. профессор Прыкин Б.В-);

кафедра «Организация, экономика и инвестиции» Пен энского государственного архитектурно-строительного университета (зав. кафедрой докт.экон.наук, проф. Хрусталев Б.Б.);

Департаменты Правительства Москв1>1

^ Руководство для мэров по организации и управлению городским хозяйством. /Пол общ. ред. проф. П.Г.Грабового и проф. Л.Н.Чернышева. — М.: «Реадпроект», 2004. — С.-528

В книге освещены основные вопросы рыночных преобразований в жилищном комплексе му­ниципального образования.

Подробно излагается анализ нормативно-правовой базы, пути и методы реформирования жи­лищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), даются рекомендации первоочередных мероприятий, в том числе по решению законодательных и социально-экономических проблем, совершенствова­нию управления системой Ж К У. организации работы ТСЖ, особенное и фракционирования ин­женерных систем, благоустройство и содержание городских территорий, тарифы и ценообразова­ние, эффективность привлечения и использование финансовых ресурсов и т. д.

Издание может быть рекомендовано специалистам, работающим в жилишно-коммунальном хозяйстве, руководителям и юристам местных органов самоуправления, преподавателям, осу­ществляющих подготовку кадров в области жизнеобеспечения городов и поселков, студентам.

П.Г.Грабовый — докт.экон.наук, профессор (общая редакция, рай. 1.1.. 1.4..4.3.. 9.1.. 9.4.. прил. 7). Н.Н.Жуков — Президент Российской Ассоциации водоснабжения и водоотведения (разд. 5.!). Р.Г.Квачадзе — канд. зкон.начк. до пен г (рап.9.2). А.Н.Кириллова — докт.экон.наук. профессор (глава 4). Ю.Н.Кулаков — канд._жон.на\к. доцент (гл.2. разд.6.1-6.5). И.Г.Лукманова --докт.экон.наук. профессор (разд.6.6.). В.В.Михайлов -- Президент Российской Ассоциации «Коммунальная энергетика» — (разд. 5.2). С.Н.Попельнюхов — экономист (ведение, рай. 9.2.. прил. 1-3). Р..В.Агафонова - экономист (рай. 5.3. прил.7); I:.В.Кириллов — инженер (рай. 1.3). И.М.Сергеев — канд. арх.. профессор (разд. 7.1); Н.В.Иванова - канд.экон.наук, доцент (разд. 7.2). А.Х.Бижанов — канд.,техн.паук, доцент, (рай. 7.5). К.П.Грабовый -- экономист (разд. 7.10. прил. М. А. Б.Ракитекий — канд. юр. паук О л. 3). Л .Н. Черны шов — докт.экон.наук, профессор (предисловие, разд. 1.2. 1.3. рай. 9.3). До Вьет Хай — канд.техн.наук (разд. 5.3, прил. 4--6), Н.Ю.Яськова -док г. зкон.наук. профессор (разд.7.3. 7.4. 7.6- 7.9, прил. 5-6).

ISBN 5-9О2786-О1-О

П.Г.Грабовый, Л .Н.Чернышом

X Издательство «Реалпроект»

Оглавление

Предисловие 7

Введение 10

ГЛАВА I

Управление развитием жилищного и коммунального комплекса — приоритетное

направление социально-экономической политики России 13

1.1. Основные показатели городского развития 13

  1. Формы воспроизводства жилищного фонда 13

  2. Анализ характеристик форм воспроизводства жилищного фонда в России 17

  3. Доступность жилья 20

  4. Благоустройство жилищного фонда 20

  5. Доступность земли для жилищного строительства 23




  1. Роль и значение жилищного и коммунального комплексов как важнейшей части
    территориальной инфраструктуры муниципального образования 34

  2. Реформа жилищно-коммунального хозяйства 41

  3. Конкуренция в отрасли 49

ГЛАВА 2.

Функциональная и организационная структура ЖКК 54

  1. Декомпозиционная структура ЖКК в системе местного самоуправления 54

  2. Общая характеристика функциональной структуры отрасли в соответствии с действующим
    законодательством Российской Федерации 57

  3. Собственники жилищного фонда 62




  1. Органы власти 63

  2. Коллективный собственник 63

  3. Общественные объединения 67

  4. Жилищно-коммунальные предприятия 68

  5. Контролирующие органы 68

  6. Наниматели и арендаторы 71

  7. Прочие участники 71

2.4. Система и порядок начисления и сбора платежей с населения 72

  1. Единый расчетно-кассовый центр 72

  2. Структура платежей граждан 74

  3. Порядок начисления платежей. Льготы и субсидии 77

ГЛАВА 3.

Правовые аспекты функционирования и реформирование жилищного

хозяйства и коммунального сектора 79

3.1. Общие положения 79

  1. Правовое регулирование 79

  2. Компетенция администрации 80

  3. Особенности правового регулирования для настоящего

времени и для ближайшего будущего 80

  1. Нормативно-правовое содержание жилищной и коммунальной реформ 81

  2. Среднесрочные задачи и мероприятия реформы для уровня

местного самоуправления 82

  1. Жилищное хозяйство. Формирование рыночных механизмов
    функционирования 82

  2. Коммунальное хозяйство. Развитие экономических отношений

в области тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения 85

3

  1. Изменение системы финансирования жилишно-коммунальных
    предприятий и адресная социальная защита населения при оплате
    жилищно-коммунальных услуг 88

  2. Приватизация и концессии в рамках реформы жилищного и

коммунального хозяйства 89

3.3.5. Государственная поддержка и государственное финансирование
модернизации жилищного и коммунального хозяйства и привлечение
внебюджетных инвестиций 90

ГЛАВА 4.

Общая характеристика системы управления ЖКХ на муниципальном уровне 92

  1. Основные пели и стратегии развития ЖКК 92

  2. Организационно-производственная структура ЖКК 99

  3. Бизнес-план как инструмент формирования и реализации стратегии 106

управления кондоминиумом ♦

  1. Модель формирования эффективной системы управления ЖКК 116

  2. Организация взаимодействия местных органов власти с предприятиями

и организациями жилишно-коммупального комплекса 118

4.6. Механизм формирования муниципального закат на ЖКУ 12!

ГЛАВА 5.

Особенности функционирования инженерных систем 127

5.1. Проблемы и решения организаций водопроводно-каналпзационного

хозяйства при подготовке воды и сбросе сточных вод 129

  1. Анализ существующего состояния систем водоснабжения и водоотведения 1 29

  2. Меры по повышению качества водопроводной воды 131

  3. Разрабатываемые и существующие законодательные акты
    и нормативные документы, регулирующие отношение в сфере

централизованного водоснабжения и водоотведения 133

5.1.4. Тарифы на услуги водопотребления принципы их формирования.

роль местных органов власти 135

  1. Задача администрации в организации выполнения программ развития ВОВ 137

  2. Водоотведение 139

  3. Проведение политики опережающих темпов ранения сферы
    централизованного водоснабжения и водоотведения перед

жилищным строительством 140

5.2.Энерго- и теплоснабжение потребителей 144

  1. Схемы теплоснабжения 144

  2. Присоединение энергопринимаюших устройств к тепловым сетям:

допуск в эксплуатацию 147

5.2.3. Государственный надзор за энергетическими установками.

Контроль энергоэффективносги 151

5.2.4. Порядок установления тепловых режимов для

топливопотребляющих установок 154

5.2.5. Основные положения организации в взаимоотношений энергоснабжающими

и организациями 155

  1. Организация учета энергии. Энергосбережение. Сокращение потерь
    электрической и тепловой энергии 158

  2. Порядок подготовки объектов и сетей теплоснабжения к работе

в осенне-зимних условиях и оценка готовности муниципальных органов

правления, предприятий и организаций к отопительному периоду 160

5.2.8. Организация расследования и учета технологических нарушений
к работе систем коммунального энергоснабжения. Предупреждения

нарушении режима и устранения инцидентов 165

4

5.2.9. Общая характеристика нормативно-правовых актов, определяющих

основы энергосбережения и перспективные направления развития 168

5.2.10. Государственный надзор в области энергосбережения 171

5.2.1 1. Стимулирование и сочетание интересов в энергоресурсосбережении 171

5.3. Перечень государственных актов, применяемых в коммунальных

инженерных системах 173

5.3.1. Перечень законодательных и нормативно-технических документов актов для
руководства по проблемам водоснабжения и водоотведения 174

ГЛАВА 6.

Благоустройство и содержание городских территорий 179

  1. Инженерная организация территории жилых районов 179

  2. Подземные сети 183




  1. Общие сведения 183

  2. Комплексное проектирование городских улиц и подземных сетей 184

  3. Общие правила и методы размещения подземных сетей 185




  1. Озеленение городских территорий 186

  2. Уборка городских территорий 188

  3. Основные тенденции в области обезвреживания и утилизации твердых

бытовых отходов (ТБО) в России и т рубежом 190

6.5.1. Качественные и количественные характеристики ТБО

и прогноз их изменения 190

6.5.2. Современная мировая практика обращения с ТБО 203

6.6. Ритуальное обслуживание населения 209

  1. Основные направления деятельности 209

  2. Законодательная и нормативно-правовая база осуществления

ритуальных услуг 211

6.6.3. Региональные законы и нормативно-правовые документы 212

6.6.4. Нормирование труда и подготовка кадров 214

6.6.5. Развитие и улучшение ритуального обслуживания населения 217

ГЛАВА 7.

Финансово-экономический механизм, структурная политика и регулирование

инвестиционной деятельности в сфере ЖКХ на муниципальном уровне 220

7.1. Общие положения 220

1.2. Организация расчетов за ЖКУ в условиях реформы ЖКХ 224

  1. Алгоритм распределения бюджетного финансирования между предприятиями ЖКК . . . .230

  2. Оптимизация бюджетных расходов на ЖКХ 234

  3. Об инвестициях в ЖКК 238

  4. Особенности осуществления и регулирования инвестиционной деятельности 242

  5. Модель отбора инвестиций по различным категориям 252

  6. Стимулирование внебюджетных инвестиций 255

  7. Учет и управление рисками в инвестиционной деятельности 262

7.10. Причины банкротства МУП и методы реструктуризации задолженности.

Формирование системы антикризисного управления ЖКХ муниципального

образования (города) 273

ГЛАВА 8.

Тарифы и ценообразование в ЖКК 282

8.1. Тарифы и тарифная политика (основные положения) 282

8.1.1. Правовые проблемы применения тарифов на ЖКУ 282

8.1.2.Порядок оплаты ЖКУ и структура затрат на их производство 284

  1. Тарифная политика и финансирование поставщиков услуг 286

  2. Основные направления реформирования тарифной политики в ЖКК 287

  3. О ценообразовании на жилищно-коммунальные услуги 290

5

8.2. Инвестиционный потенциал тарифной политики 292

8.2.1. Основные виды тарифицируемых работ и услуг, характеристика

отраслевой специфики деятельности и предприятий ЖКХ 294

  1. Вопросы нормативно-методическою обоснования инвестиционной
    составляющей и анализ возможности ее выделения в тарифе 297

  2. Состав затрат по различным предприятиям ЖКХ. Методы планирования

и определения инвестиционной составляющей 299

8.2.3.1. Особенности планирования состава затрат по объемам

инженерной инфраструктуры 299

8.2.3.2. Определение 'экономически обоснованною тарифа

с учетом инвестиционной составляющей 302

8.2.3.3. Анализ возможностей планирования и определения инвестиционной
составляющей в отчетности ресурсообеспечивающих предприятий 311

8.3. Определение нормативной .величины расходов (тарифов) на содержание

и ремонт жилищного фонда 317

  1. Определение платежей за найм муниципального жилья 320

  2. Основные задачи концепции ценообраювания и ЖКХ регионов.

Качество, надежность и экологическая безопасность 322

8.6. Качество, надежность и "экологическая безопасность 326

ГЛАВА 9

Эффективное управление муниципальным имуществом 328

  1. Производство валового городского продукта 328

  2. Модель управления жилищным фондом 330

  3. Межбюджетные отношения. Заемный и инвестиционный циклы

в экономике городского хозяйства 344

  1. Межбюджетные отношения 344

  2. Заемные и инвестиционные циклы 355

9.4. Риски государственных муниципальных органов власти и основных

участников инвестиционного процесса. Стратегия управления рисками 363

9.4.1. Процесс оценки рисков на основных этапах реализации проекта 363

  1. Классификация общих рисков по типам 366

  2. Стратегия управления рисками 371

  3. Мероприятия по реализации стратегии управления рисками

9.4.5Организания специальных учреждений и резервных фондов 376

9.5. Современные информационные технологии при управлении
собственностью в жилищной сфере города 379

Об авторах 386

Список использованной литературы 388

Основные термины и понятия 390

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Индикаторы социально- экономического развития муниципальных

образований 392

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Общероссийский классификатор услуг населению 424

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Эксплуатационные расходы городской недвижимости 427

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Этапы процесса обновления сложившейся застройки и функциональная

схема «одного окна» в градостроительной и строительной областях 430

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Правовое регулирование управления собственностью, находящейся в совместном владении кондоминиумов.

без образования ассоциаций (объединений) домовладельцев 442

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Ассоциации (объединения) домовладельцев: статус и организация 478

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Расчет тарифа на приемку твердых бытовых отходов

из жилого фонда 511

6

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики».

^ М.Ю. Лермонтов

Эти слова Лермонтова безусловно справедливы. Каждая книга, прежде всего, предназна­чена для какой-то конкретной цели, а содержание книги свидетельствует о том, в какой мере она достигнута.

Разумеется, в самом общем виде цель выражается названием. Но вместе с тем авторы хо­тели бы выделить некоторые акценты, которые представлялись им наиболее важными. Если говорить о жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ). то это. прежде всего, социальная зна­чимость как самой этой отрасли национальной экономики, так и проблем ее регулирования. На протяжении уже многих лет эти вопросы находятся в центре общественного внимания, являются приоритетным направлением экономической политики государства, регулярно ос­вещаются в средствах массовой информации. Следует откровенно признать, что общий фон обсуждения является довольно негативным. Несмотря на принимаемые усилия, результаты весьма скромны, а ситуация в ЖКХ в целом ухудшается. Естественно, это вызывает в обще­стве отрицательный резонанс. Основная проблема была ясно сформулирована Президентом РФ В.В. Путиным: «Общество до сих пор не получило ясного ответа на вопрос: почему уро­вень оплаты жилищно-коммунальных услуг неуклонно повышается, а качество их столь же неуклонно снижается?»

Ответ на этот вопрос и коренное изменение ситуации должны явиться результатом вза­имосвязанных действий федеральных органов власти и управления, руководителей субъектов федерации. Но вместе с тем существует своего рода «передний край» решения указанных проблем — это муниципальные образования, общее количество которых по состоянию на на­чало 2004 года составило 15130. Именно они представляют собой центр решения проблем ЖКХ; именно в них прожинают пользователи жилищно-коммунальных услуг и находится ос­новная часть фондов ЖКХ; именно их руководители ведут повседневную работу, обеспечива­ющую функционирование жилищной сферы, и именно они могут с полным основанием счи­таться «болевой точкой» реформирования ЖКХ. Причин подобного уязвимого положения муниципальных образований много, и каждая из них заслуживает подробного анализа. Но ес­ли рассматривать проблему по существу, то можно отметить следующее.

Главной причиной негативного развития экономики городов является отсутствие бюдже­та развития, поскольку сокращение нового строительства и обновления основных фондов в конечном итоге, приводит к возрастанию затрат на их текущее содержание, что не сможет предотвратить в перспективе формированное выбытие зданий, оборудования, сетей и соору­жений. Количество муниципальных образований, находящихся в состоянии, близком к эко­номической стагнации, достаточно велико. Президентом РФ относительно недавно была об­народована цифра — 31 миллион человек в России имеют доходы меньше прожиточного ми­нимума (это при том, что и сам минимум является весьма скромным и составляет 2120 рублей - месяц в среднем по стране). Преобладающая часть таких граждан проживает именно в муниципальных образований с низким экономическим потенциалом.

7

Другую проблему следует позиционировать как управленческую. Как известно, муници­пальные органы власти и управления являются самостоятельными в своей деятельности, что закреплено в Законе РФ «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Это предполагает наличие устойчиво функционирующей системы управления, охватывающей все сферы жизнедеятельности, в том числе, ЖКХ. Эта система должна быть настроена на обеспечение потребностей жителей, одновременно сочетая всю со­вокупность их экономических интересов с интересами субъектов хозяйствования. Нельзя сказать, что данное требование в настоящее время выполняется в полном объеме. Одной из причин подобного положения следует считать недостаточный практический опыт и даже не­обходимую информированность руководителей муниципальных образований по проблемам ЖКХ. Как известно, в результате местных выборов регулярно осуществляется обновление ру­ководства муниципальных образований, в результате которого руководителями администра­ций становятся люди, степень "осведомленности которых в вопросах функционирования ЖКХ может быть различной. Разумеется, важность этих проблем, безусловно, ощущают и признают все. Однако необходимо иметь четкое представление о конкретном содержании этих проблем, их сравнительной приоритетности, возможных механизмах решения. Обеспе­чить системное представление об этих вопросах и понимание их сущности и содержания - та­кова главная цель книги. Ознакомление с ней должно дать руководителю муниципального образования правильное представление о том, что представляет собой ЖКХ, как оно функци­онирует, каким основным требованиям должно соответствовать, какие результаты должны быть достигнуты. Таким образом, книга представляет собой практическое пособие, призван­ное помочь руководителям муниципальных образований правильно ориентироваться в такой важной и сложной сфере, какой является подведомственное им жилищно-коммунальной хо­зяйство.

Следует вкратце охарактеризовать содержание книги. Она состоит из двух частей. Первая часть «Основы жилищно-коммунального хозяйства города» включает 5 глав, вторая часть «Формирование устойчивых условий функционирования жилищно-коммунального комплек­са муниципальных образований» включает 4 главы.

Глава I «Управление развитием жилищного и коммунального комплекса — приоритетное направление социально-экономической политики России» посвящена, возможно, самой главной проблеме — определению ориентиров количественного и качественного роста жилищной сферы в сочетании с гарантированным обеспечением социальных интересов. Естест­венно, в данном разделе уделено особое внимание вопросам реформирования ЖКХ, в резуль­тате которого должны быть сформированы основы устойчивого развития жилищной сферы.

Глава 2 «Функциональная и организационная структура ЖКК» содержит основные поло­жения, определяющие роль и место ЖКХ, вопросы непосредственного обеспечения жизнеде­ятельности населения города, включая характеристику участников управленческого процес­са, системы собственности, регулирование платежей.

Глава 3 «Правовые аспекты функционирования и реформирование жилищного хозяйства и коммунального сектора» определяет важнейшее из обеспечивающих условий нормального функционирования ЖКХ — состав и содержание правовой базы, от качества которой в реша­ющей степени зависят конечные результаты. Особое внимание уделено проблемным вопро­сам, связанным с недостаточностью или противоречивостью отдельных правовых норм.

Глава 4 «Общая характеристика системы управления ЖКХ на муниципальном уровне» имеет особое значение, поскольку с позиций глав местных администраций обеспечение устойчивого функционирования ЖКХ в целом представляет собой, в конечном счете, именно управленческую проблему. Главное внимание уделено современным механизмам управления на основе бизнес-планирования и обоснования эффективных управленческих стратегий.

8

Глава 5 «Особенности функционирования инженерных систем» содержит комплексную характеристику всей инженерной инфраструктуры ЖКХ. Как известно, именно техническое состояние этих систем вызывает особую озабоченность и должно находиться в центре внима­ния местных руководителей. Одним из центральных вопросов, рассматриваемых в данной главе, закономерно является содержательная характеристика и методы внедрения ресурсос­берегающих технологий.

Глава 6 «Благоустройство и содержание городских территорий» формирует благоприят­ный имидж города и повышает его инвестиционный рейтинг. В главе представлены все ос­новные направления благоустройства и дана характеристика передовых методов и технологий содержания городских территорий.

Глава 7 «Финансово-экономический механизм, структурная политика и регулирование инвестиционной деятельности в сфере ЖКХ на муниципальном уровне» может считаться од­ной из центральных, поскольку деятельность местного самоуправления в большинстве случа­ев осуществляется в условиях значительных финансовых ограничений. Вместе с тем, следует отдавать себе отчет в том, что даже существующие финансовые ресурсы в целом ряде случаев используются неэффективно. Самое пристальное внимание должно быть уделено внедрению в практику современных методов повышения инвестиционной активности, оптимизации бюджетных расходов и формированию системы антикризисного управления ЖКХ на муни­ципальном уровне. Все эти вопросы нашли отражение в данной главе.

Глава 8 «Тарифы и ценообразование в ЖКК» — тема столь же болезненная, как и нехват­ка финансовых ресурсов. Именно непродуманные решения по тарифной и ценовой полити­ке являются чаще всего причиной социальной напряженности. В связи с этим в данном раз­деле подробно рассматриваются наиболее рациональные методы формирования тарифов и цен с учетом их экономической обоснованности, дается анализ возможностей использования тарифов в качестве одного из источников финансирования инвестиций в ЖКХ.

Глава 9 «Эффективное управление муниципальным имуществом» логично завершает ма­териал пособия, поскольку, в конечном итоге, глобальной целью любого руководителя мест­ной администрации является именно эффективное управление муниципальным имуществом. При этом, разумеется, должны быть правильно определены критерии и показатели эффек­тивности и учтены те условия, которые определяют возможную величину эффекта с учетом возникающих в процессе хозяйствования рисков.

Необходимо отметить наличие самостоятельного раздела «Словарь основных терминов». Его присутствие можно объяснить словами великого философа и математика Р. Декарта: «Да­вайте договоримся о понятиях, и мы избавим мир от половины заблуждений». Правильное понимание используемых понятий является первым шагом к верному толкованию той проб­лемы, к которой они относятся. Нужно также учитывать, что развитие ЖКХ на уровне совре­менных требований приводит к необходимости обновления старых и появления новых поня­тий, в которых необходимо ориентироваться. Так, например, в зарубежной хозяйственной практике уже давно закрепились термины «портфель недвижимости» и «управление портфе­лем», однако в отечественной практике они пока еще не нашли заметного применения.

Учитывая практическую направленность пособия, оно снабжено большим количеством подробных приложений, в которых конкретизируются отдельные положения по рассматриваемым темам.

Авторы выражают надежду на то, что данное пособие окажется полезным главам местных администраций в их деятельности и будут признательны за все замечания и предложения.

9

ВВЕДЕНИЕ

Среди множества проблем, решение которых представляет собой неотложную задачу го­сударственной политики, одно из центральных мест, безусловно, занимает качественное об­новление жилищной сферы. Эта проблема отнюдь не сводится только к количественному и качественному изменению строительства нового жилья. Более того, можно с уверенностью утверждать, что все усилия строителей могут оказаться напрасными, если не будет осуществ­лено коренное реформирование жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Именно от со­стояния ЖКХ в решающей степени зависит то, что можно назвать качеством сферы жизнеде­ятельности, иначе говоря - условия проживания наших граждан в конкретном городе.

Россия - страна городов, в них проживает 2/3 всего населения. Поэтому основная часть забот по обеспечению бесперебойного функционирования ЖКХ, недопущению и своевре­менному предотвращению "нештатных ситуаций", соблюдению и развитию социальных га­рантий ложится на руководителей городских администраций (мэров). Именно им приходит­ся принимать на себя ответственность перед населением. Естественно, свои обязанности они будут выполнять тем успешнее, чем более подробно и тщательно будут ориентироваться в конкретных вопросах, связанных с жилищной сферой.

Предлагаемое пособие способно сыграть положительную роль в непростом деле подго­товки мэров к управлению ЖКХ на уровне современных требований. В создании пособия принимали участие многие видные специалисты, что способствовало системному изложению материала с учетом реальных практических запросов, возникающих в повседневной деятель­ности муниципальных образований. Отрадно, что в книге подробно анализируется положи­тельный опыт, накопленный в ряде регионов, в том числе и в Москве, а также отражены пе­редовые тенденции развития жилищной сферы в ведущих зарубежных странах.

Полагаем, что эта книга окажется своего рода настольным пособием для мэров россий­ских городов в многотрудной деятельности по управлению муниципальной жилищной сферой. Авторский коллектив признателен Комитету городского хозяйства Правительства Москвы, который подробным образом рассмотрел материалы предлагаемого к изданию пособия и дал конструктивные замечания.

Авторский коллектив признателен комплексу городского хозяйства Правительства Москвы, который подробным образом рассмотрел материалы предлагаемого к изданию пособия и дал конструктивные замечания.

Далее приводится сводная блок-схема порядка ознакомления с содержанием руководства (рис. А).

10



11



12

ГЛАВА I.

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЖИЛИЩНОГО И КОММУНА­ЛЬНОГО КОМПЛЕКСА - ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

В настоящее время одной из приоритетных задач государственной политики является по­вышение уровня благосостояния населения. Одним из основных направлений решения дан­ной задачи является обеспечение доступности жилья и жилищных услуг для каждой семьи. Рост доступности жилья, в свою очередь, может быть обеспечен за счет расширения платеже­способного спроса населения на жилье и услуги (за счет увеличения спроса) как на первич­ном, так и на вторичном рынке.

Основными составляющими жилищной проблемы в России являются:

  • старение жилищного фонда;

  • интенсивное выбытие жилищного фонда и прогрессивно нарастающий износ инженерных коммуникаций;

  • недостаточные объемы нового жилищного строительства;

  • отсутствие муниципальных программ и реальных механизмов по обновлению сложившейся застройки города, инженерных коммуникаций и дорог;

  • недостаток инвестиционных ресурсов и, как следствие, низкий уровень инвестицион­ной активности;

  • преобладание не соответствующих современным методам организационных форм управления жилищно-коммунальным комплексом, в частности, на муниципальном уровне.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26



Скачать файл (23578.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru