Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Билеты по философии - файл 1.doc


Билеты по философии
скачать (686 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc686kb.18.12.2011 09:02скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6
Реклама MarketGid:
Загрузка...




Основные этапы в развитии философской мысли
Философия Античности. Философия Древней Греции и Древнего Рима. Рождение науки. Три стадии.

  1. Период становления (VII - V вв. до н.э.) - понять сущность природы, мира, устройства космоса, первопричин: Анаксимен, Гераклит, Парменид и др.

  2. Классический период (IV в. до н.э.) - переход к гумани­тарной проблематике, изучению человеческой жизни - Софис­ты и Сократ, Платон и Аристотель.

  3. Эллинистический период (III в до н.э. - VI в н.э.) - индиви­дуальная этика эпикурейцев и стоиков.


Философия Средневековья (II—XIV вв.). Два источника: идеи античных мыслителей и установи монотеистической религии. Принцип теоцентризма. Вопросы о душе, смысле жизни и смерти. Принцип откровения - сущность Бога обнаруживает­ся с помощью веры. Толкование священных книг. Три этапа: 1) патристика; 2) анализ слова; 3) схоластика - рациональное истолкование религиозных идей.
Философия эпохи Возрождения (XIV—XVII вв). Возрожде­ние античных идей. Бог - со-вечный миру. Философия связана с развитием естествознания, новой космологией. Развиваются магия, алхимия. Против теоцентризма, догматизма, схоласти­ки. Философия природы и человека.
Европейская философия XVII века. Оформление многих наук. Поиск истинного метода познания, основанного на чувст­венном опыте. Очищение разума от всего некритически воспринятого - условие достоверного знания.
Английская философия просвещения XVIII века. Про­свещение появилось в Англии (зарождение капитализма). Школы: деистический материализм (Бог после сотворения не принимает участие в судьбе мира), берклианство, юмизм и концепции здравого смысла шотландской школы.
Век Просвещения во Франции. Вольтер, Монтескье, Ди­дро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри, Руссо и др. Идеологическая подготовка революции. Разум и прогресс - два главных лозун­га французского Просвещения.
Немецкая классическая философия. Кант, Фихте, Шел­линг, Гегель, Фейербах. Анализ возможностей разума в позна­нии, в достижении свободы, в становлении и т.д. Познание - самостоятельный, активный творческий процесс (конструктив­ная функция познающего субъекта).
Диалектический и исторический материализм (40-е гг. XIX в.). Основатели - Маркс и Энгельс. Открытие - неосознава­емая мотивация человеческих действий материально-эконо­мическими факторами. Социальные процессы движимы эконо­мической необходимостью. Борьба классов из-за стремления обладать материальными благами.
Неклассическая философия (2 пол. XIX в). Две крайние ориентации: традиционалистская (возврат к классическому на­следию - неогегельянство, неокантианство, неотомизм) и кри­тическая (нигилизм по отношению к классической филосо­фии - Кьеркегор, Ницше, Шопенгауэр, Бергсон и др.).
Философия Новейшего времени. Антропологизм и ценностная окраска. Вопрос: как придать смысл человеческому существованию. Уход от рационализма. Ставится под сомне­ние лозунг победы разума над косностью природы и несовер­шенством общества.


^ 1. Философия, ее предмет и функции

Философия зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира - Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции. Первым человеком, на­звавшим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые выделил дру­гой древнегреческий мыслитель Платон.

Слово «философия» (от греч. «филио» — люблю, «Со­фия» — мудрость) буквально означает любовь к мудрости. Под философией с античных времен стали понимать стрем­ление к истине, к глубоким теоретическим рассуждениям.

Философия как особая сфера духовной деятельности возникла из потребности людей в обобщенном и целост­ном представлении об окружающем мире. Она является самой древней областью теоретического знания в мире, насчитывающей в своем развитии около трех тысячелетий.

Формируются относительно самостоятельные разделы философии: онтология - учение о бытии и его сущности, гно­сеология - учение о познании, логика - учение о мышлении, его законах и формах, этика - учение о морали, эстетика -учение о прекрасном, социальная философия - учение о чело­веческом обществе, история философии, изучающая зарожде­ние, становление и развитие философской мысли. Принципиальная особенность философского мышле­ния — в том, что оно никогда не останавливается на дос­тигнутом. То, что в житейском опыте, религии, морали, искусстве, науке принимается за непоколебимую истину, для философии служит лишь отправным пунктом размыш­лений.

Фи­лософияэто продукт свободной твор­ческой деятельности человеческого разума.

Основной метод философии – рефлексия. Это означает – отражение мышления самого себя, мышление человека о своем мышлении, осознание им сво­его сознания.

Предмет философии - всеобщие свойства к связи (отно­шения} действительности - природы, общества, человека, от­ношения объективной действительности и субъективного ми­ра, материального и идеального, бытия и мышления. Предмет философии следует отличать от философских проблем, со­ставляющих содержание философии. Предмет философии су­ществует объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи существовали и тогда, когда никакой филосо­фии еще не было. Содержание философии - проблемы и их исследование, опирающееся на определенные философские принципы, законы и категории, они не существуют и не могут существовать независимо от философского учения.

Философия выступает как: 1) информация о мире в целом и отношении человека к миру (мировоззренческие функции); 2) комплекс принципов познания как всеобщий метод познава­тельной деятельности (методологические).

Мировоззренческие функции:

1) гуманистическая (вопросы жизни и смерти, проблемы от­чуждения);

2) социально-аксиологическая (создание ценностей, ин­терпретация и критика социальной действительности);

3) культурно-воспитательная;

4) объяснительно-информационная (разработка мировоз­зрения соответствующего современным требованиям).

Методологические функции:

1) эвристическая (содействие приросту научных знаний);

2) координирующая (координирует методы в процессе на­учного исследования);

3) интегрирующая; опираясь на специальные науки, обобщая их выводы, объединяет их на основе своих функций и методов познания. Вы­полняя таким образом интегрирующую функцию, она распро­страняет ее не только на науку, но и на другие области духов­ной культуры, включая все формы общественного сознания: политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиоз­ное (или атеистическое);

4) логико-гносеологическая (разработка самого философ­ского метода).

Опираясь на общечеловеческий опыт, философия ищет ответы на вопросы: что есть человек, что он может знать, что дол­жен делать, на что смеет надеяться.

На протяжении многовековой истории философии ее содержание изменялось. В каждую историческую эпоху фи­лософы осмысливают возникающие в ней проблемы. Но наряду с преходящи­ми, временными вопросами в философии есть и «вечные» проблемы, которые всегда составляют предмет философии: смысл жизни, соотношение материи и духа, тайна беско­нечности, идеалы любви, добра, справедливости и т. п.

Но какими бы проблемами ни занимались философы, в основе философского знания всегда лежит установка на выясне­ние связи между человеком и миром.


2. Основной вопрос философии. Основные направления философской мысли.

В процессе исторического развития предмет философии ис­торически менялся в тесной связи с развитием общества, куль­туры, науки и самого философского знания. Причем очень редко философы считали результаты предшествовавшего фило­софствования несомненными. Практиче­ски вес великие мыслители стремились провести радикальную реформу философии и считали это существенно важной зада­чей. Если в платоновско-сократовском смысле филосо­фия—это вечный поиск Истины, Добра и Красоты, то Кант определял философию как науку об отношении всякого позна­ния к существенным целям человеческого разума, а А. Камю считал основным философским вопросом вопрос о самоубий­стве, т. е. вопрос о том, стоит ли жизнь того, чтобы ее про­жить? В современном мире самоопределение философии еще более многообразно.

В марксистской традиции в основу рассмотрения истори­ко-философского процесса были положены два принци­па—принцип социокультурной обусловленности философского знания и принцип развития. Конкретизацией последнего прин­ципа и выступило определение основного вопроса философии, предложенного Ф. Энгельсом: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию». Этот вопрос, и свою очередь, подразделяется Энгельсом на два подвопроса: что является первичным или какова сущность мира? и «можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?». Ответ на первый подвопрос служит основанием для разделения всех философских учений на два направления — материализм (признает первичность бытия, природы) и идеализм (признает пер­вичность мышления, духа). Ответ на второй подвопрос — гносе­ологический — позволяет выделить две основные позиции — гносеологического оптимизма (утвердительный ответ) и агности­цизма (оспаривает возможность исчерпывающего, достоверного познания сущности мира). Историко-философский процесс предстает с точки зрения принципа развития как борьба мате­риализма и идеализма, которая вела к взаимообогащению этих двух противоположных направлений. Оба типа мировоззрения меняли свою историческую форму в тесной связи с развитием общества, науки, религии.
^ 3. Место и роль философии в культуре

Ответ на вопрос о роли философии в культуре тесно связан с определением сущности самой культуры. Культурой можно назвать совокупность резуль­татов человеческой деятельности и самой этой деятельнос­ти. Понятие «культура» фиксирует различие между дея­тельностью человека и функционированием животных, вы­деляет сферу внебиологических программ человеческой деятельности. К области культуры относятся: рели­гия, искусство, мифология, мораль, политика, право и т.д.

Роль философии в культуре определяется тем, что она размышляет над основаниями культуры. Она извлекает культурные смыслы из социально-исторического контек­ста, очищает их от конкретики и превращает их в чистые понятия, оперируя которыми конструирует возможные идеальные миры. Фундамент культуры составляют цен­ности и знания, а рефлексией над ними занимается фи­лософия. В отличие от науки, философия ставит перед собой задачу оценки ценностей, оценки того, что долж­но быть, а не того, что есть. И в центре рассмотрения философии находятся так называемые смысложизненные, или экзистенциальные (лат— существова­ние), ценности: свобода, жизнь, смерть, зло, смысл жизни, добро, истина, красота, цель и т. п. В культуре существуют разные мировоззренческие системы: рели­гия, мифология, философия. Однако лишь философс­кие теории отвечают критерию рациональности. Взгляд философии на мир и человека точнее и шире, чем точка зрения здравого смысла и жизненно-практического ми­ровоззрения. Поэтому философию считают наукой, осо­бой наукой, которую М. М. Бахтин (1895—1979) о ха­рактеризовал как «метаязык» всех наук (и всех видов познания и сознания). Рационально-теоретический уро­вень мировоззрения может быть структурирован следую­щим образом:

мировосприятие (верования, психологические представления человека о мире и своем месте в нем, эмо­циональные предпочтения в этой связи).

миропонимание (интеллектуальная картина мира –на теоретическом уровне представлена естественно-научны­ми, философскими, религиозными и другими теориями.

мироотношение (основная проблема любого мировоззрения — вопрос об отношении человека к миру – стержень всех философских построений, поэтому философия – центрирована на проблеме мироотношения. Философию не интересуют при­рода сама по себе, культура, очищенная от человека. Ее интересуют отношения человека и мира, человека и чело­века, человека и продукта культуры.


^ 4. Мифология и философия

Возникновение философии относится к VI в. до нашей эры. В это время в странах Древнего Востока (преж­де всего в Индии и Китае) и в Древней Греции осуще­ствляется переход от мифологического мировоззрения к философскому.

Мифология в древности выступала как форма обще­ственного сознания. Люди воспринимают и осо­знают окружающий мир, запечатлевают накопленный ими жизненный опыт, сохраняют и передают его из поколения в поколение. Люди, живущие мифом, воспринимают его как саму жизнь.

Для мифов характерны следующие черты:

  • Отождествление фантазии с реальностью. Вера че­ловека в миф не нуждается ни в каком логическом обосновании. Логические доводы – бес­сильны.

  • Объяснение действительности в наглядно-образной форме. Миф объясняет реальность не через абстракт­ные понятия и логические рассуждения, а с помощью наглядных образов и чувственных ассоциаций.

  • Эмоциональная насыщенность. Миф затрагивает чувства людей. Человек, верящий в миф, чувствует себя причастным к этим событиям и зависи­мым от них.

  • Связь с магией. Представления о сверхъ­естественных силах предполагают возможность посредством магии влиять на них с целью по­лучить их поддержку.

  • Переход от мифа к философии был подготовлен рядом факторов социального, экономического и духовного характера: развитием аграрного и ремесленного производства, разложением первобытнообщинного строя и возникновением государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни; появлением разделения труда и товарно-денежных отношений; посте­пенным накоплением знания, которое все больше использовалось в практической жизни людей и способствовало развитию их мировоззрения.

Рождение философиирождение нового типа мыш­ления, который хотя и вынашивается в лоне мифологичес­кого мышления, но принципиально отличен от него и выс­тупает как его соперник в построении картины мироздания. Философия возникает, когда авторитет разума занимает место авторитета традиции.

Основные различия между мифологией и философией состоят в следующем.

  • Мифологическое сознание удовлетворяется описания­ми, философское требует доказательств.

  • Философское мышление стремится дать объяснение действительности путем рационального, логического рассуждения, а не посредством повествования, достовер­ность которого с самого начала ставится вне всяких со­мнений.

  • Средством философского рассуждения служат не на­глядные образы и эмоции, а абстрактные понятия.

С возникновением философии мифология не вытесняется из культуры. Даже после возникновения фи­лософии, мифология всегда соседствует с ней, часто пе­реплетаясь и подпитывая ее на протяжении веков. Бо­лее того, каждая новая эпоха создает свои собственные мифологемы, которые так или иначе находят свое отра­жение в философии.

Мифология является исторически первой формой мировоззрения. Мифология — это комплекс мифов, в которых излагаются представления о происхождении мира, о его устройстве, о возникновении человека и общества. Для древнего человека миф был реальностью, в которой он жил. Мифы разрешали или запрещали определенные фор­мы поведения, мифы устанавливали для древнего челове­ка определенные гарантии единства общества и стабильно­сти социальной жизни.

^ Главным свойством мифологического сознания счита­ется синкретичность. В мифологических представлениях все может быть всем, т. е. человек и при­рода, познание и переживание, объект и субъект нераз­дельны.

Вторая важная особенность мифологического со­знания — нечувствительность к противоречиям. Любой предмет, любой человек, любое явление может быть од­новременно и чем-то другим. Объективная связь явлений безразлична мифу, он не замечает противоречий, которые обязательно заметит современный разум.

Третьей особен­ностью мифологического сознания можно считать установ­ление особого вида связей между явлениями. Миф предлагает следующие типы таких связей. Во-первых, метамор­фоза: предметы, животные, люди, явления превращают­ся друг в друга. Во-вторых, ассоциативные связи. Ассо­циации самые разнообразные, скажем, дыхание и душа или смерть и сон. В-третьих, объяснение связи между яв­лениями в мифе происходит в зависимости от заданной цели.

Четвертое важное свойство мифологического созна­ния символичность. Человек мифа оперирует не поняти­ями, а символами, образами. При этом символы всегда конкретны, в отличие от абстрактных понятий. К тому же символичность проявляется и в том принципе мифа, кото­рый можно назвать олицетворением, т. е. природные явле­ния, культурные факты, человеческие чувства выступают в виде личностей: Солнце — это бог Гелиос, время — это Хронос, страх — это Фобос и т. д.

^ Еще одна важная черта мифаколлективность. Не отдельная личность, а кол­лектив творит первобытный миф.

И последнее, что мож­но отметить, — такое свойство мифологического сознания, как авторитарность. Миф не позволяет человеку крити­ковать свои положения, оставляя ему лишь возможность транслировать миф, его формы и предзаданные нормы.

Надо сказать, что в ходе исторического развития миф не преодолевается полностью. В современном коллектив­ном и массовом сознании проявляются фундаментальные черты первобытного мифа. Конечно, современный миф отличается от первобытного, но существуют специфиче­ские черты, которые доказывают, что современный миф — это тоже миф. Миф присутствует во всей истории челове­чества. Он существовал в разных формах религии, искус­ства и политики, он жив и теперь. Философия заимствует у мифа мировоззренческий характер, однако она предлага­ет другие способы решения мировоззренческих проблем.

Взгляд философии на мир — это точка зрения разума. Вместо символов и образов, характерных для мифа, фило­софия предлагает понятия, рациональные категории.

От­личия философии от мифа можно проследить по всем выше указанным особенностям мифа. Во-первых, философское сознание не синкретично: в нем противопоставляются субъект и объект познания, человек и природа, знание и переживание, индивид и общество.

Во-вторых, философ­ское мышление не терпит противоречий и стремится их ис­ключить. Взгляды разных философов могут быть противо­речащими друг другу, однако внутри одной философской теории противоречие не допустимо.

В-третьих, философия не допускает связи явлений по ассоциации или посредством превращения. Философия выстраивает причинно-след­ственные цепочки для объяснений тех или иных явлений в жизни мира или общества.

Далее: философское мышление происходит в понятиях и категориях, но не в символах и образах.

Философия не авторитарна, критика для нее впол­не естественна.

В философии всегда можно проследить авторство той или иной идеи, т. е. она носит личност­ный, а не коллективный характер. Философия создается конкретными личностями и обращается к личностям.
^ 5. Генезис философии. Исторические типы философского знания.
1). рhileo — любить sophia — мудрость

Философ — это мудрец, располагающий знанием о мире во всех его проявлениях и на всех уровнях (макрокосмосе), в том числе о человеке (микрокосмосе) как частице, элементе космо­са. Независимо от рода занятий и сферы применения в антич­ной Греции все знания были едиными, нерасчлененными. Поэтому не случайно философами назывались (и фактически ими являлись) и медик Гиппократ, и математик Пи­фагор, и физик Архимед.

По мере развития знаний, с одной стороны, происходит уточнение содержания понятия «мудрость». Все были едины в том, что мудрость — это знание. Но знание о чем? Пифа­гор под мудростью подразумевал поиск истины; софисты умение доказывать то, что нужно в данный момент, безотно­сительно к истине; Платон — открытие «вечных истин»; Аристотель — постижение всеобщего, знание первоначал, причин и целей. С другой стороны, наращивание знаний че­ловека о мире приводит к «отпочкованию» от философии как всеобщей мудрости различных отраслей знания. Самосто­ятельной жизнью начинают жить математика, астрономия, медицина и другие системы знаний о мире и человеке. Нако­нец, и в самом философском знании происходит своя, фило­софская «специализация». Начало ей положил Аристотель, разделивший философские знания на метафизику, логику, этику, физику и другие составляющие.

Исходной для человеческого общества системой общих зна­ний о мире была мифология. Мифология способ понимания и освоения природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Мифологическому сознанию архаического общества свойственны нерасчлененность мышле­ния и эмоционально, аффективно воспринимаемой среды, оче­ловечивание природы, одушевление космоса и вместе с тем раз­граничение раннего (сакрального) героического прошлого и текущего (профанного) настоящего. Миф выступает как способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственко-образными представлениями об окружающем мире. В этом смысле он включает в себя совокупность сведений, пре­даний, норм, табу, обрядов, верований, в которых делались по­пытки дать ответ на происхождение и устройство мира, проис­хождение человека и его рода (племени). Миф регламентировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию в отношениях между миром и человеком, природой и обществом, регулировал взаимоотношения между родами и племенами, объяснял различ­ные явления природной и социальной жизни — дождь, снег, мороз, войну, семью и т.д.

Конечно, с позиций современного знания эти объяснения были наивными, основывались на сведениях, которыми распола­гал древний человек. Но многое он попросту не мог объяснить. В этих случаях архаический человек прибегал к помощи вообра­жения, фантазии, однако же основанных на том, что знал, что было известно древнему человеку. Так, процесс возникновения чего-либо он понимал как рождение; в мифах все — земля, небо, солнце, луна — порождены кем-то. В греческой мифоло­гии молнии рассматривались как стрелы разгневанного Зевса. Таким образом, самые первые представления о мире сущест­вовали как мироощущение, формируемое мифом. Но в то же время эти представления, знания о мире не были однородными. С одной стороны, миф включал фантазии, верования в богов и героев, а с другой — эмпирические знания, обобщения много­летних наблюдений, здравый смысл. Последние и представляли собой «предфилософию», т.е. предпосылку, основание для философии как развитого тео­ретического знания и мировоззрения, основанного на этом знании.

По мере совершенствования понятийного мышления проис­ходит и рационализация мифа, в нем все дальше друг от друга «отходят» знания, основанные, с одной стороны, на опыте, с другой — на вере в сверхъестественное. В результате из мифо­логии выделяются и обретают статус самостоятельных две сис­темы знаний. Та часть мифологии, которая рассматривала проб­лемы первоосновы мира, его природы, устройства, взаимосвязи с человеком, стала «праматерью» философии. А та часть мифо­логии, которая обращалась к проблемам постижения действи­тельности через веру, стала основой для теологии как учения о религии.

В этом качестве философия выступает как способ решения мировоззренческих проблем при помощи разума, рационального мышления, интеллекта.

Мировоззрение можно определить как совокупность взглядов, оценок, принципов, лежащих в основе общих представлений о мире, месте человека в нем, жизненных позициях, программах и нормах поведения людей. Оно включает следующие основные компоненты:

а) познавательный – обобщенные знания о мире и че­ловеке

б) ценностно-нормативный –идеалы, ценности, убеждения, нормы, определяющие жизненную позицию человека;

в) морально- волевой – система личностных установок ориентации, формирующих готовность к определенному дей­ствию;

г) практический – деятельность по реализации знаний, убеждений, установок, ценностных ориентации.

Основными уровнями мировоззрения принято считать: а) ми­роощущение, б) мировосприятие, в) миропредставление, г) ми­ропонимание (теоретический уровень).

В каждом конкретном обществе существуют различные фор­мы мировоззрения, но ведущей является та из них, которая дает обществу наиболее значимые для него нормы, идеалы, цен­ности, стандарты поведения, обеспечивая тем самым духовные основы жизнедеятельности людей. Ведущими формами мировоз­зрения являются:

Мифологическоеосновано на мифе, в котором обозначе­ны закономерности, образцы поведения, правила, соответствую­щие сакральному порядку. Мифологическое мировоззрение нацеле­но на защиту сообщества людей от внутренних и внешних уг­роз. Включает множество запретов, предписаний, табу для ти­пичных ситуаций. Предполагает принцип единства мира и включенность человека в это единство.

В основе религиозного мировоззрения лежит принцип служе­ния трансцендентному началу — божеству, поддержание уста­новленного им порядка, зафиксированного в заповедях, догма­тах, религиозных добродетелях. Основные характеристики мира выводятся из воли Бога. Основными религиозными добродетеля­ми считаются смирение, послушание, служение, богобоязнен­ность, богопочитание. Главные пороки человека — гордыня, проявление индивидуализма. В религиозном взгляде на мир формируются зачатки нетерпимости к иным мировоззрениям. Выражается она; с одной стороны, в стремлении обратить всех в свою «истинную» веру, с другой — в агрессивной защите по­следней (и своего мировоззрения) от экспансии «неистинной» веры.

Идеологическое мировоззрение основывается прежде всего на политических интересах; противостоянии другим взглядам на мир; стремлении добиться победы над идеологическим против­ником. В основе выбора образа действия, поступка и его оцен­ки часто лежит партийность как требование какого-либо поли­тического сообщества, нередко воинственность. Вместе с тем для этого мировоззрения характерен рост внимания к научным знаниям. Религиозное служение замещается концепцией эконо­мического роста.

Философское мировоззрение формируется философией как системой знаний об общем. Философия фор­мирует у человека не мироощущение, не мировосприятие и не миропредставление, а миропонимание, которое основывается не только на чувствах, образах и здравом смысле, но прежде всего на рационально-теоретическом знании. В этом смысле можно утверждать, что философское мировоззрение есть теоретиче­ское мировоззрение.

Философия как самостоятельная система знаний появляется примерно в одно время (VI—V вв. до н.э.) у разных народов и в разных странах — в Индии, Китае, Египте, Греции, Персии, Ва­вилоне. Первоначально философские системы разных стран су­щественно отличались друг от друга. Так, восточная философия рассматривала преимущественно гуманистические проблемы; египетская философия большое внимание уделяла исследованию здоровья; греческая поиску первоначала и проблемам позна­ния. Постепенно проблематика философии унифицировалась, что, разумеется, не влекло за собой единство взглядов на одни и те же проблемы, но позволило очертить объект и предмет этой системы знаний, ее предметное поле.

2). Три основных подхода к трактовке сущности философии: Первый – доктриналъный. Т.е., философия является некоторой док­триной или системой законченных истин, открытых тем или иным героем «мыслящего разума». Задача его последовате­лейиспользовать эту доктрину для анализа современных процессов. Доктринальный подход представлен таким направ­лением как неотомизм, ко­торый до 2000 г. считался официальной философией католиче­ской церкви. Автор этой доктрины — крупнейший схоласт Средневековья Фома Аквинский сформу­лировал различие между теологией и философией. Философия и теология изучают одни и те же предметы — человека, мир, Бо­га. Но разум, основа философии, восходит от познания следст­вий к первопричине, а Откровение — основа теологии — от по­знания первопричины к следствиям. Поэтому именно истины Откровения выступают в роли критерия истинности суждений, добытых разумом. Вера ориентирует разум, теология ориентиру­ет философию, без элиминации последней.

Инструментальный подход представлен в культуре XX в. такими направлениями, как логический позитивизм, прагматизм, аналитическая фило­софия. Суть этой позиции отчетливо была высказана у Л. Вит­генштейна: «Филосо­фия — это не доктрина, а деятельность» — деятельность по прояснению языка, и в первую очередь по прояснению языка науки. Цель этой деятельностиэлиминировать из языка нау­ки все бесмысленные высказывания, т. е. высказывания, кото­рые не могут быть сведены к «протокольным предложениям», фиксирующим чувственно наблюдаемые «атомарные факты», или к тавтологиям.

Американский философ Р. Рорти, опираясь на традиции аналитической философии, проводит различие между систематической философией и наставительной фило­софией. Первый тип философии стремится к познанию исти­ны и нахождению правильного словаря для репрезентации сущности мира, универсального для всего человечества. К фи­лософам-систематикам он относит Платона, Аристотеля, Фому Аквинского, Декарта, Канта, Гегеля и многих др..

Философы-наставники, на­против, считают, что любовь к мудрости вовсе не означает любви к аргументации, а наука лишь «один из многих слова­рей из той потенциальной бесконечности словарей, в которых может быть описан мир. Суть наставительной философии состоит в том, «чтобы поддерживать разговор, а не в том, чтобы искать объективную истину». Этот взгляд на философию исходит из представлений о человеке как субъекте, способном генерировать все новые и новые описания мира. Роль наставительной философии со­стоит в «предотвращении заблуждения, по которому человек смешивает себя с понятием того, что он знает о себе или о чем-либо еще, за исключением необязательных описаний». К философам-наставникам относятся Ф. Ницше, С. Кьеркегор, К. Маркс, У. Джеймс, 3. Фрейд, поздний Л. Витгенштейн, поздний М. Хайдеггер, Г. Гадамер.

Третий подход полу­чил широкое распространение в современной филосо­фии,— это экзистенциальное самоопределение философии. Фи­лософия рассматривается как «трагическое прояснение духом смысла человеческого существования» (Н. А. Бердяев), как спо­соб подлинного существования, выявляющий ценность и смысл жизни. Этот подход представлен такими направлениями философии XX в., как персонализм, философия жизни, экзистенциализм.

«Философия,— писал К. Ясперс (представитель немецго экзистенциализма),— содержит притязание: обрести смысл жизни поверх всех целей в мире — явить смысл, охватывающий эти цели,— осуществить, как бы пересекая жизнь, этот смысл в настоящем — служить посредством настоящего будущему — никогда не низводить какого-либо человека или человека вообще до средства». В этом смысле философствование есть коммуникация между абсолютно свободными и равными людьми.

^ Цель философствованиястать подлинным человеком посредством понимания бытия. В отличие от науки, в философии вопрос о бытии ставится не независимо от философа, а так, как он переживается мной как философом. Философствование, по М. Хайдеггеру, является таким вопрошанием, которое ставит под вопрос самого вопрошающего. По мнению представителей данного подхода, философия гораздо ближе стоит к искусству, чем к науке. Не случайно многие представители экзистенциализма (Ж. П. Сартр, А. Камю) предпочитали выражать свои философские идеи в художественных произведениях. Однако философия отличается и от искусства. Если искусство постигает воплощенное целое, то философия — экзистенцию или пребы­вающее в пути целое.


^ 6. Становление западной философии: Милетская школа
Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые был сознательно поставлен вопрос о первоосновах всего сущего.

На первом месте здесь стоит Вопрос о Сущности мира. И хотя отдельные представители школы решают этот вопрос по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа стихийно тяготеет к материализму.

Представители этой школы интуитивно понимали мир как материальный, но вместе с тем еще не ставился вопрос о взаимодействии материального и духовного принципов. Вместе со стихийным материализмом проявляется и «наивная» диалектика (развитие во всей его сложности, многообразии форм и противоречивости). При помощи диалектики милетские представители стремятся постичь мир в динамике его развития и перемен.

Основатель милетской философской школы – Фалес из Милета- 640-562 гг. до н.э.

Основой всего Фалес считал Воду. Воду он понимал не как конкретную форму, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. Согласно Фалесу, в «бесконечной воде», содержится и потенция дальнейшего развития. Все остальное возникает путем «сгущения» или «разрежения» этой первоматерии.

О земле Фалес полагал, что она имеет форму диска. С пониманием воды как первоосновы, связан его взгляд на то, что Земля плавает в бесконечной воде. Она имеет поры и отверстия. Землетрясения он объяснял как колебания Земли на взволнованной воде.

Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр (611-545 до н.э). Подобно Фалесу, он стихийно тяготел к материализму. Он был учеником Фалеса. Наиболее интересным из его астрономических взглядов является мысль о том, что «Земля свободно возносится, не будучи ничем связана, и не удерживается, так как отовсюду она одинаково отдалена». Он также говорит, что Земля находится в вечном вращательном движении, которое служит источником тепла и холода.

Так же как и Фалес, Анаксимандр ставит вопрос о начале мира. Он утверждал, что первоначалом и основой является нечто беспредельное, и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остается неизменным. Таким образом, Анаксимандр предложил свое архэ и ушел от материальной определенности Фалеса- Воды. Его архэ характеризуется как нечто безграничное, неопределенное (апейрон)

У Анаксимандра встречается проблематика, которую Фалес лишь абстрактно обозначает – проблематика возникновения и формирования жизни: «Первые животные зародились во влажном и имели на себе покров с шипами. Но когда они вырастали, выходили на сушу и, когда покров ломался жили еще краткое время».Способность жизни здесь приписывается непосредственно определенному виду материи. Согласно этому воззрению – вся материя живая. Анаксимандр к естественному ряду животных относит и человека. Он говорил: «Вначале человек родился от животного другого вида»

Мысли Анаксимандра, таким образом, углубляют материалистические положения милетской школы.

Третьим выдающимся милетским философом является Анаксимен. (585-524 до н.э). Он был учеником и последователем Анаксимандра. Подобно Фалесу и Анаксимандру изучал астрономические явления, которые, как и другие природные явления, он стремился объяснить естественным образом. В определенном смысле он укрепил и завершил тенденцию древнегреческого материализма поисков естественных причин явлений и вещей. Это и было новым мировоззрением, которое возникает в борьбе против старого религиозно-мифологического. Именно поэтому представители милетской школы считают объяснение природных явлений важной задачей и прилагают в этом направлении много усилий.

С этой точки зрения Анаксимен, как ранее Фалес и Анаксимандр, выдвигает и решает вопрос о первоисходной причине бытия и действия, о том, что является Основой мира. Он, как и предшественники, первоосновой мира полагает определенный вид материи. Такой материей он считает – Воздух. Но не просто воздух, а неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму. Из воздуха затем возникает все остальное. Разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры- тучи - воду- землю - камни. Естественное объяснение возникновения и развития мира Анаксимен распространяет и на объяснение происхождения Богов. Анаксимен говорил: «Началом является безграничный воздух и что из него возникает все, что есть, что было, что будет, божьи и божественные вещи и что все последующее возникнет из потомства воздуха». Воздух, по его мнению, постоянно колеблется, иначе если бы он не двигался, то и не менялся бы настолько, насколько изменяется.

Анаксимен является последним представителем философии милетской школы. Как видно эта школа стремилась материалистически объяснить мир, его отдельные явления, его принцип или основу.

^ Психология и атеизм. Первые милетские философы, Фалес и Анаксимандр, насколько нам известно, мало говорили о душе, о сознании. Фалес связывал душу со способностью к самодвижению. Магнит, говорил он, имеет душу, потому что он притягивает железо. Тем более ценно то немногое, что мы находим по этому вопросу у Анаксимена. Завершая построение единой картины мира, Анаксимен видел в беспредельном воздухе начало и тела, и души. Душа воздушна.
Значение Милетской школы: Она первая предложила понимание материальной первоосновы мира, и тем самым заложила основы европейской науки.
^ 7. Диалектика Гераклита Эффеского.

Гераклит великий древнегреческий диалектик. Диалектика у Гераклита, как и у его предшественников,это прежде всего констатация и фиксирование вечности происходящих в мире изменений. Мысль об изменениях у Гераклита приобретает форму фило­софской идеи. Все изменяется, и изменяется постоянно; нет предела изменениям; они есть всегда, везде и во всем — вот что сказано в знаменитой краткой формуле, приписываемой Гераклиту: „Все течет, все изменяется".

У Геракли­та же — река не более чем символ, благодаря которому понятным для людей способом утверждается всеобщая мысль. Такова же роль других гераклитовых символов — огня, войны (вражды) и др. Повязанность мысли Гераклита с символами, образами — специ­фическая черта его философии. Это диалектика изменений в образах и символах. Например, солнце Гераклит характеризует как "новое ежедневно, но и всегда и непрерывно новое». В другом случае, согласно Гераклиту, в од­ну и ту же реку нельзя войти дважды.

Специфика диалектики Гераклита — еще и в том, что мысль об изменениях объединяется здесь с идеей единства и борьбы противоположностей. Предвестником такого подхода, как уже упо­миналось, был Анаксимандр. Идея Единого — и, стало быть, приведения к Одному, к единству — соседствует с идеей раздвоения Единого, выделения из него противоположностей. Гераклит утверждает не просто сущест­вование противоположностей, но их неизбывность и всеобщность. Противоположности существуют везде. Наличие противоположностей для Гераклита — основа и существования, и гармонии мира. Противоречивость сближает — таков гераклитовский парадокс.

Еще одна диалектическая идеяборьба, "вражда" противопо­ложностей. Гераклит был изобретателем идеи борьбы противоположностей как конструктивного философского начала. В изобра­жении Гераклита борьба, распря, война имеют глубинное отноше­ние к рождению, возникновению, расцвету, т.е. к самой жизни. "Должно знать, что война общепринята, что вражда — обычный порядок вещей... и что все возникает через вражду и заимообраз­но (= «за счет другого»)

^ Три основополагающие диалектические идеи, которые были выделены из корпуса гераклитовских фрагментов, внутренне связа­ны друг с другом, друг в друга переливаются, в чем также уже проявляется диалектика. Раз мы приняли, вместе с Гераклитом, идею-образ вечного изменения: в одну и ту же реку нельзя войти дважды, то логично сделать вывод в несколько иной форме: в ту же реку вступаем и не вступаем, существуем и не существуем. Одно состояние уступает место другому, "холодное нагревается, горячее охлаждается, влажное сохнет, иссохшее орошается" Так идея все­общей изменчивости переливается в тезис о единстве противоположностей. Изменение и есть, по Гераклиту, совмещение крайностей — прежде всего существования и несуществования, но также уничтожение одного есть возникновение другого.

Диалектика входила в историю философии и культуры, а потом продвигалась вперед также и через рассуждения, которые де­монстрировали относительность представлений человека о мире и самом себе, ставили философов и интересующихся философией людей перед мировоззренческими, логическими, математическими парадоксами, загадками, противоречиями, трудностями.

Гераклит был отчаянным спорщиком. Слово «спорю», пожалуй, ближе всего связано как раз с гераклитовской диалектикой.

Мысль древних о взаимопревращениях, переливах друг в друга противоположных вещей, состояний, стихий Гераклит предпочитал зафиксировать в виде диалектического парадокса. Казалось бы, что может быть несовместимее, чем Солн­це и ночь? Если светит Солнце, то это заведомо значит, что нет ночи. Однако и здесь Гераклит заготовил свой парадокс: „Не будь Солнца, мы бы не знали, что такое ночь"

Аристотель считал, что гераклитовская диалектика оказала огромное влияние на Платона. Трудно не верить Аристотелю — ведь он был учеником Платона. В интеллектуальной судьбе многих последующих философов, причем таких несхожих, как Гегель и Ницше, можно обнаружить глубокое воздействие гераклитовских идей и образов.

Итак, непреходящая заслуга Гераклита в том, что он, представив мир множественных, смертных вещей, человеческий мир подвижным, изменчивым, текучим, разделенным на противо­положности, в то же время удержал идею единства и закономерно­го порядка в неизмеримом, всегда задающем загадки, до конца не познанном и непознаваемом космосе.
  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (686 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru