Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Дипломная работа - Анализ формирования и распределения прибыли предприятия с применением автоматизированных систем - файл 1.doc


Дипломная работа - Анализ формирования и распределения прибыли предприятия с применением автоматизированных систем
скачать (2536.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc2537kb.18.12.2011 09:21скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 5

  1. Анализ формирования и распределения прибыли предприятия с применением автоматизированных систем…………………………………. 8

    1. Прибыль предприятия………………………………………………... 8

    2. Показатели прибыли……………………………………………….. 10

    3. Принципы распределения прибыли……………………………….. 14

    4. Значение задачи и источники информации для анализа прибыли предприятия……………………………………………………………….. 15

    5. Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли……….. 19

    6. Анализ рентабельности предприятия……………………………… 22

    7. Анализ динамики и выполнения планов по формированию и использованию прибыли предприятия…………………………………. 28

    8. Автоматизация процесса анализа прибыли предприятия………... 32

  2. Обзор деятельности ЗАО «Завод по ремонту крупногабаритных шин» («ЗРКШ»)…………………………………………………………………….. 37

  3. Анализ формирования и распределения прибыли ЗАО «ЗРКШ»…….. 39

    1. Динамика основных показателей ЗАО «ЗРКШ»…………………. 40

    2. Анализ состава и динамики прибыли ЗАО «ЗРКШ»……………... 43

    3. Анализ налогооблагаемой прибыли ЗАО «ЗРКШ»………………. 46

    4. Факторный анализ формирования чистой прибыли предприятия……………………………………………………………….. 49

    5. Анализ использования чистой прибыли ЗАО «ЗРКШ»………….. 52

    6. Автоматизация документального оформления анализа прибыли предприятия ЗАО «ЗРКШ»………………………………………………. 57

Заключение……………………………………………………………………… 58

Список использованных источников………………………………………….. 60

Введение

Любое коммерческое предприятие ставит своей целью получение прибыли. Значение прибыли состоит в том, что она показывает финансовый результат, отражающий эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень расходов и так далее. Именно возможность получения прибыли стимулирует предприятия к рисковому поведению, стремлению к инновациям, освоению новых технологий, материалов, продукции. Так как прибыль является источником производственного, научно-технического и социального развития, ее отсутствие ставит предприятие в крайне сложное финансовое положение, не исключающее банкротство. В связи с этим, прибыль занимает важнейшее место в системе финансового управления предприятием.

Рынок стимулирует предприятия к решительным действиям в овладении новыми методами хозяйствования, перестройке своей деятельности. В условиях рынка предприятие является главным объектом хозяйствования, независимым товаропроизводителем, экономическое пространство для которого практически неограниченно, но всецело зависит от умения работать безубыточно, адаптируясь к условиям изменяющейся экономической среды.

Одним из основных требований функционирования предприятий и их ассоциаций в условиях рыночной экономики является безубыточность хозяйственной и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования. Главная задача предприятия – хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия.

Эффективный механизм управления прибылью предприятия позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению функций этого управления. Важной составной частью механизма управления формированием прибыли предприятия являются системы и методы ее анализа. Анализ прибыли представляет собой процесс исследования условий и результатов ее формирования. В ходе анализа выявляются тенденции изменения прибыли предприятия, оценивается степень достижения плановых показателей доходов и расходов, выясняются причины недополучения запланированной величины прибыли, выявляются резервы ее роста. Таким образом, анализ является одним из ключевых элементов системы управления формированием прибыли. В связи с этим, выбранная тема выпускной квалификационной работы является достаточно актуальной.

Актуальность данной работы заключается в том, что прибыль является тем фактором, который определяет эффективность работы любого предприятия, его ликвидность, и, как следствие, положение предприятия на современном рынке товаров и услуг.

Объект исследования в данной работе — прибыль предприятия

Предмет исследования — анализ особенностей формирования и распределения прибыли с учетом применения автоматизированных систем.

Целью данной дипломной работы является рассмотрение порядка формирования и использования прибыли.

Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие прибыли, ее показатели и принципы распределения прибыли;

  • изучить источники информации для анализа прибыли и их значение;

  • изучить порядок расчета влияния факторов на изменение суммы прибыли;

  • рассмотреть порядок анализа рентабельности предприятия;

  • проанализировать динамику и выполнение планов по формированию и использованию прибыли предприятия;

  • рассмотреть автоматизацию процесса анализа прибыли предприятия.

  • провести анализ формирования и распределения прибыли в ЗАО «Завод по ремонту крупногабаритных шин».

Методы исследования: обработка, анализ научных источников; анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.

Практическая значимость: Разработанные методические положения и практические рекомендации по анализу формирования и распределения прибыли имеют универсальный характер и применяются на любом предприятии, извлекающем прибыль от хозяйственной деятельности.
1. Анализ формирования и распределения прибыли предприятия с применением автоматизированных систем

1.1. Прибыль предприятия

Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях рыночной экономики главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.

Прибыль — один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.

Получение прибыли играет большую роль в стимулировании развития производства. Но в силу определенных обстоятельств или упущений в работе (невыполнение договорных обязательств, незнание нормативных документов, регулирующих финансовую деятельность предприятия) предприятие может понести убытки. Прибыль - это обобщающий показатель, наличие которого свидетельствует об эффективности производства, о благополучном финансовом состоянии [30].

В целом прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Прибыль получается как разность между суммой доходов и убытков, полученных от разных хозяйственных операций. Именно поэтому она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятий.

Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников.

За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует сметы его деловой активности и финансовое благополучие.

В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода между предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками.

Работа предприятия в условиях рыночной экономики связана с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда.

Ведущее значение прибыли в качестве финансового показателя предпринимательской деятельности предприятия вместе с тем не означает его уникальности. Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что в отдельных хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива. В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию. Стремление любыми путями получить высокую прибыль с целью увеличения фонда оплаты труда приводит к росту объема денежной массы в обращение, не обеспеченной товарными ресурсами. Отсюда — дальнейший рост цен, инфляции, а следовательно, эмиссии денег.

Поэтому прибыль должна играть решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее формирования распределения.

^ 1.2. Показатели прибыли

Основными показателями прибыли являются:

    • общая прибыль (убыток) отчетного периода — балансовая прибыль (убыток);

    • прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);

    • прибыль от финансовой деятельности;

    • прибыль (убыток) от прочих внереализационных операций;

    • налогооблагаемая прибыль;

    • чистая прибыль.

Все показатели содержатся в форме № 2 квартальной и годовой бухгалтерской отчетности предприятия – «Отчет о финансовых результатах».

Балансовая прибыль (убыток) представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции, финансовой деятельности и доходов от прочих внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС, спецналога и акцизов и затратами на ее производство и реализацию.

Прибыль (убыток) от финансовой деятельности и от прочих внереализационных операций определяется как результат по операциям, отражаемым на счетах 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» и 48 «Реализация прочих активов», а также как разница между общей суммой полученных и уплаченных:

  • штрафов, пени и неустоек и других экономических санкций;

  • процентов, полученных по суммам средств, числящихся на счетах предприятия;

  • курсовых разниц по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте;

  • прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;

  • убытков от стихийных бедствий;

  • потерь от списания долгов и дебиторской задолженности;

  • поступлений долгов, ранее списанных как безнадежные;

  • прочих доходов, потерь и расходов, относимых в соответствии с действующим законодательством на счет прибылей и убытков. При этом суммы, внесенные в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.

Налогооблагаемая прибыль определяется специальным расчетом. Она равна балансовой прибыли, уменьшенной на сумму:

  • отчислений в резервный и другие аналогичные фонды, создание которых предусмотрено законодательством (до достижения размеров этих фондов не более 25% уставного фонда, но не свыше 50% прибыли, подлежащей налогообложению);

  • рентных платежей в бюджет;

  • доходов по ценным бумагам и от долевого участия в деятельности других предприятий;

  • доходов от казино, видеосалонов и пр.;

  • прибыли от страховой деятельности;

  • прибыли от отдельных банковских операций и сделок;

  • курсовой разницы, образовавшейся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам;

  • прибыли от производства и реализации производственной сельскохозяйственной продукции.

Чистая прибыль предприятия, т.е. прибыль, остающаяся в его распоряжении, определяется как разность между балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт.

Чистая прибыль направляется на производственное развитие, социальное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного фонда, уплате в бюджет экономических санкций, связанных с нарушением предприятием действующего законодательства, на благотворительные и другие цели.

Неотъемлемым признаком рыночной экономики является появление консолидированной прибыли.

Консолидированная прибыль — это прибыль, сводная по бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах материнских и дочерних предприятий. Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение отчетности двух и более хозяйствующих субъектов, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях. Необходимость консолидации определяется экономической целесообразностью. Предпринимателям выгодно вместо одной крупной фирмы создавать несколько более мелких предприятий, юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных, т.к. в этом случае может быть получена экономия на налоговых платежах. Кроме того, в связи с дроблением и ограничением юридической ответственности по обязательствам снижается степень риска в ведении бизнеса, достигается большая мобильность в освоении новых форм вложения капитала и рынков сбыта.

Прибыль от реализации продукции (товаров, работ услуг) представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции без НДС, спецналога, акцизов, экспортных тарифов, и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.

Выручка от реализации продукции определяется либо по мере ее оплаты либо по мере отгрузки товаров (продукции, работ, услуг) и предъявления покупателю расчетных документов. Метод определения выручки от реализации продукции устанавливается предприятием на длительный срок исходя из условий хозяйствования и заключения договоров.

Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Полная характеристика состава всех затрат, входящих в себестоимость, приводится в Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденном постановлением Правительства РФ от 05.08.92 г. № 552. Затраты, входящие в себестоимость по экономическому содержанию группируются по следующим элементам:

  • материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

  • затраты на оплату труда;

  • отчисления на социальные нужды;

  • амортизация основных фондов;

  • прочие затраты.

^ 1.3. Принципы распределения прибыли

Распределение прибыли является составной неразрывной части общей системы распределительных отношений и, пожалуй, наравне с распределением дохода физических лиц самой главной.

Конкретные формы и методы распределения прибыли постоянно видоизменяются и развиваются с ростом общественного производства и с изменением задач, стоящих перед экономикой.

Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием. Пропорции этого распределения в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности предприятия как позитивно, так и негативно.

Взаимоотношения предприятий и государства по поводу прибыли строится на основе налогообложения прибыли.

Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:

  1. прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как субъектом хозяйствования;

  2. прибыль для государства поступает в бюджет в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;

  3. величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

  4. прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части – на потребление.[9,c.190]

На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.

^ 1.4. Значение задачи и источники информации для анализа прибыли предприятия

Основными задачами анализа прибыли являются:

  • проверка обоснованности плановой величины прибыли. План по прибыли должен быть увязан с объемом реализуемой продукции и ее себестоимостью;

  • оценка выполнения бизнес-плана по прибыли;

  • исчисление влияния отдельных факторов на отклонение фактической суммы прибыли от плановой;

  • выявление резервов дальнейшего роста прибыли и путей мобилизации (использования) этих резервов.

Важнейшими источниками информации для проведения анализа прибыли являются:

    1. бухгалтерский баланс (Ф. № 1 отчетности),

    2. отчет о прибылях и убытках (Ф. № 2 отчетности),

    3. учетный регистр — журнал-ордер №15 по учету прибыли и ее использования,

    4. финансовый план организации.

Исходной базой анализа формирования и распределения прибыли являются данные бухгалтерского учета и отчетности. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 « Отчет о прибылях и убытках». К ним относятся:

      • прибыль от реализации продукции;

      • прибыль от прочей реализации;

      • доходы и расходы от внереализационных операций;

      • балансовая прибыль;

      • налогооблагаемая прибыль;

      • чистая прибыль и др.

Аналитический просмотр этих данных должен восстановить все основные аспекты хозяйственной деятельности и совершенных операций в обобщенной форме, то есть, с необходимой для анализа степенью агрегирования.

Практика финансового анализа выработала основные методы чтения финансовых отчетов. Среди них:

  • горизонтальный анализ;

  • вертикальный анализ;

  • трендовый анализ;

  • метод финансовых коэффициентов;

  • сравнительный анализ;

  • факторный анализ. [19, c.58]

Горизонтальный (временной) анализ представляет собой сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.

Вертикальный (структурный) анализ — определяет структуру итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Трендовый анализ — это сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение трендов, то есть основных тенденций динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.

Анализ относительных показателей — это расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязей показателей.

Сравнительный (пространственный) анализ — это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ — это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования, причем факторный анализ может быть как прямым (собственно, анализ), то есть заключающемся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Методика анализа формирования и распределения прибыли включает в качестве обязательных элементов применение всех перечисленных методов анализа.

Главенствующие методы, применяемые для анализа формирования и распределения прибыли — это количественные методы финансово-экономического анализа. Их классификация может быть представлена следующим образом:

  1. статистические методы, включающие:

    • метод статистического наблюдения — запись информации по определенным принципам и с определенными целями;

    • метод абсолютных и относительных показателей (коэффициентов);

    • метод расчета средних величин — средних арифметических простых, взвешенных, геометрических;

    • метод рядов динамики — определение абсолютного прироста, относительного прироста, темпов роста, темпов прироста;

    • метод сводки и группировки экономических показателей по определенным признакам;

    • метод сравнения — с конкурентами, с нормативами, в динамике;

    • метод индексов – влияние факторов на сравниваемые показатели;

    • метод детализации;

    • графические методы.

  2. Бухгалтерские методы, включающие:

    • метод двойной записи;

    • метод бухгалтерского баланса;

    • прочие методы.

  3. Экономико-математические методы, включающие:

    • методы элементарной математики;

    • классические методы математического анализа – дифференцирование, интегрирование, вариационное исчисление;

    • методы математической статистики – изучение одномерных и многомерных статистических совокупностей;

    • эконометрические методы – статистическое оценивание параметров экономических зависимостей;

    • методы математического программирования – оптимизация, линейное, квадратичное и нелинейное программирование, блочное и динамическое программирование;

    • методы исследования операций – теория игр, теория расписания, методы экономической кибернетики;

    • эвристические методы;

    • методы экономико-математического моделирования и факторного анализа.

Наиболее часто при проведении анализа формирования и распределения прибыли применяют статистические и бухгалтерские методы. В последнее время широкое распространение получило определение экономической прибыли предприятия и проведение факторного анализа показателей прибыли и рентабельности предприятия, основанных на применении экономико-математических методов. [24, c.68]

Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что позволяет учредителям и акционерам, администрации выбрать наиболее важные направления активизации деятельности организации.

^ 1.5. Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли

Основную часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).

Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема продаж продукции (VРП); ее структуры (УДi); себестоимости (Зi) и уровня среднереализационных цен (Цi).

Объем продаж продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции  в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической величиной (табл.1)

Таблица 1 – Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от продаж

Показатель

Условия расчета

Порядок расчета

Сумма прибыли,
тыс. руб.

объем реализации

структура товарной продукции

цена

себестоимость

План

План

План

План

План



 

Усл1

Факт

План

План

План



 

Усл2

Факт

Факт

План

План



 

Усл3

Факт

Факт

Факт

План



 

Факт

Факт

Факт

Факт

Факт



 


Изменение суммы прибыли за счет:

объема реализации продукции (1)

структуры товарной продукции (2)

средних цен реализации           (3)

себестоимости реализуемой продукции (4)

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

Выполнение плана по объему продаж исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:

(5)

Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

(6)

Если предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда структура реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости к общему объему продаж продукции в той же оценке. В этой ситуации для расчета влияния структурного фактора на изменение общей суммы прибыли используется модель:

(7)

где Riпл – плановая рентабельность i-х видов продукции (отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции).

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VРПi), себестоимости (Зедi) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид

(8)

^ 1.6. Анализ рентабельности предприятия

Рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный), показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов [25, с. 132]. Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль.

Можно привести еще одно понятие рентабельности: рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности [29, с. 58].

Каждое предприятие самостоятельно осуществляет свою производственную и хозяйственную деятельность на принципах самоокупаемости и прибыльности. Предприятие имеет определенные расходы по изготовлению продукции и ее реализации. Эти расходы представляют издержки производства данного предприятия (себестоимость), или индивидуальные издержки.

Общая рентабельность объединений, предприятий определяется отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств и рассчитывается по формуле:

(9)

где Р — уровень рентабельности, %;

П — прибыль;

—среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

— среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств.

Фактическая общая рентабельность определяется отношением балансовой прибыли к фактической среднегодовой стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств, не про кредитованных банком. Фактические остатки нормируемых оборотных средств устанавливаются исходя из их остатка по балансу за вычетом задолженности поставщикам по акцептованным платежным требованиям, срок оплаты которых не наступил, и поставщикам по не отфактурованным поставкам, а также износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов и резерва на возмещение плановых потерь и предстоящих расходов.

Уровень рентабельности зависит не только от суммы прибыли, но и от фондоемкости производства. На предприятиях, объединения тяжелой промышленности с высокой фондоемкостью производства уровень рентабельности по отношению к производственным фондам ниже, чем в объединениях, на предприятиях легкой и особенно пищевой промышленности. С увеличением суммы прибыли и уменьшением стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств рентабельность повышается, и наоборот.

Расчетная рентабельность представляет собой отношение балансовой прибыли за вычетом платы за производственные фонды, фиксированных платежей, процентов за банковский кредит, прибыли целевого назначения (прибыль от реализации товаров широкого потребления, новых товаров бытовой химии и т. п.), а также прибыли, полученной по причинам, не зависящим от деятельности объединения, предприятия, к среднегодовой стоимости основных производственных фондов (за вычетом основных фондов, по которым предоставлены льготы по плате) и нормируемых оборотных средств.

При анализе работы объединений, предприятий, особенно при планировании к оценке рентабельности г. изделиям, важное значение имеет рентабельности, определяемая как отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции. Расчет рентабельности отдельных видов продукции производится по формуле:

(10)

где Р — уровень рентабельности, %;

О — оптовая цена предприятия на изделие;

С — полная себестоимость изделия.

Показатель рентабельности по изделиям отражает эффективность затрат живого и овеществленного труда на производство продукции.

В машиностроении и других обрабатывающих отраслях промышленности рентабельность определяют как отношение прибыли к себестоимости за вычетом стоимости использованного сырья, топлива, энергии, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. При этом может быть использована формула:

(11)

где– расчетный норматив рентабельности к себестоимости за вычетом материальных затрат;

– производственные фонды отрасли (под отрасли) промышленности;

– норматив рентабельности к производственным фондам;

С-М – себестоимость товарной продукции за вычетом прямых материальных затрат.

Использование показателя нормативной расчетной рентабельности в обрабатывающих отраслях промышленности обусловлено высоким удельным весом в себестоимости продукции этих отраслей материальных затрат, значительными их колебаниями в себестоимости отдельных видов изделий и широкими возможностями технологической замены используемого сырья, материалов.

При определении норматива расчетной рентабельности к себестоимости продукции за вычетом стоимости использованных материальных затрат исключаются из себестоимости продукции в калькуляционном разрезе только прямые статьи затрат. Так, в машиностроении из себестоимости продукции вычитаются статьи затрат: Сырье и материалы, «Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий», «Топливо и энергия на технологические цели».

Основные пути роста рентабельности производства — развитие наиболее прогрессивных отраслей, рациональное размещение объединений, предприятий, повышение удельного веса специализированного производства, применение современные методов организации производства и труда в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, ускорение внедрения и освоения новой, более прогрессивной техники, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции, улучшение ее качества, усиление режима экономии в расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов и повышение материальной заинтересованности работников в результатах своего труда.

Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

1) показатели рентабельности капитала (активов);

2) показатели рентабельности продукции;

3) показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.

Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, ид которых наиболее важными являются; все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал



Несовпадение уровней и рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств,

Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам все участников бизнеса предприятия. Например, администрацию рацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов — отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей — доходность акции и т.д.

Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям Рассмотрим следующую очевидную зависимость:



Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов. рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов Экономически связь, заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.

Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности.



Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала Изучение. подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости. следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.

Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий. Например,



Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного () и отчетного () периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации

; (12)

; (13)

или

; (14)

; (15)

, (16)

где – прибыль от реализации отчетного и базисного периодов;

– реализация продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

– себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

– изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.

Влияние фактора изменения объема реализации определяется расчетом (по методу цепных подстановок)

(17)

Соответственно влияние изменения себестоимости составит

(18)

Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом;

(19)

Третья группам показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств.

ЧПДС – чистый приток денежных средств



Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия.

^ 1.7. Анализ динамики и выполнения планов по формированию и использованию прибыли предприятия

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли от обычной деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку необходимо скорректировать на средневзвешенный рост цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

Для проведения анализа прибыли по составу и в динамике составляют аналитическую табл. 2.

Таблица 2 – Анализ состава, динамики и выполнения плана по прибыли

Показатель

Базисный период

Отчетный период

Абсолютное отклонение

Темп изменения, %

тыс. рублей

удельный вес %

тыс. рублей

удельный вес %

тыс. рублей

удель-ный вес %

Прибыль от продаж

 

 

 

 

 

 

 

Сальдо от             операционных доходов и расходов

 

 

 

 

 

 

 

Сальдо  вне- реализационных доходов и расходов

 

 

 

 

 

 

 

Прибыль от обычных видов деятельности

 

 

 

 

 

 

 


Основную часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).

Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема продаж продукции (VРП); ее структуры (УДi); себестоимости (Зi) и уровня среднереализационных цен (Цi).

Объем продаж продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия начинают с изучения состава, структуры и динамики показателей прибыли по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности — формы № 2. Такая оценка может быть дана на основе горизонтального, вертикального и трендового (при долгосрочных сравнениях) методов анализа.

Данные для оценки динамики показателей прибыли приводятся в таблице 3

Таблица 3 – Анализ динамики финансовых результатов деятельности предприятия

Показатели

За предыдущий год

^ За отчетный год

Изменения за год

тыс. руб.

в % к итогу

тыс. руб.

в % к итогу

тыс. руб.

в % к итогу

А

1

2

3

4

5 = 3 – 1

6 = 5/1*100%

1. Финансовый результат от основной деятельности

8540

91,3

9170

90,2

+630

+7,4

В том числе:



















1.1. Прибыль от продажи продукции, тыс., руб.

8540

91,3

9170

90,2

+630

+7,4

2. Финансовый результат от прочей деятельности, тыс. руб.

810

8,7

1000

9,8

+190

+23,5

В том числе:



















2.1. Проценты к получению

110

1,2

200

1,9

+90

+81,8

2.2. Проценты к уплате

-

-

50

0,5

+50

-

2.3. Доходы от участия в других организациях

400

4,3

470

4,6

+70

+17,5

2.4. Прочие доходы

850

9,1

830

8,2

-20

-2,4

2.5. Прочие расходы

550

5,9

450

4,4

-100

-18,2

3. Финансовый результат (прибыль до налогообложения), тыс. руб. – итого

9350

100

10170

100

+820

+8,8


По данным таблицы 3 видно, что сумма прибыли до налогообложения выросла на 820 тыс. руб., или 8,8%.

Прирост общей суммы прибыли обусловлен увеличением прибыли от продажи продукции на 630 тыс. руб., или 7,4%, процентов к получению на 90 тыс. руб., или 81,8%, доходов от участия в других организациях на 70 тыс. руб., или 17,5%, а также за счет сокращения общей суммы прочих расходов на 50 тыс. руб.

Вместе с тем динамика финансовых результатов включает и негативные изменения, в частности, сокращение прочих доходов на 20 тыс. руб., или 2,4%.

Анализ структуры прибыли позволяет установить, что основную ее часть составляет прибыль от продажи продукции — 90,2% за отчетный год, что на 1,1 % меньше по сравнению с предыдущим периодом. Положительным фактом является рост доли прочих доходов (включая проценты к получению, доходы от участия в других организациях) в общей величине финансового результата, так на конец отчетного года их удельный вес составил 14,7%, а также снижение доли прочих расходов (включая проценты к уплате) на 1%, что концу отчетного периода составило 4,9%.

Используя данные таблицы можно дать оценку влияния факторов на относительное изменение суммы прибыли до налогообложения. Для этого абсолютное изменение каждого показателя следует разделить на величину прибыли предыдущего периода. Если изменение показателя способствует увеличению прибыли, то фактор имеет положительное значение, и наоборот.

Влияние увеличения суммы прибыли от продаж на величину прибыли до налогообложения: 630 / 9350 * 100% = +6%.

Влияние увеличения процентов к получению на величину прибыли до налогообложения: 90 / 9350 * 100% = +0,9%.

Влияние увеличения доходов от участия в других организациях на величину прибыли до налогообложения: 70/ 9350 * 100% = +0,7%.

Влияние увеличения процентов к уплате на величину прибыли до налогообложения определим по формуле: 50 / 9350 * 100% = +0,5%.

Влияние уменьшения прочих доходов на величину прибыли до налогообложения определим по формуле: 20 / 9350 * 100% = -0,2%.

Влияние сокращения прочих расходов на величину прибыли до налогообложения определим по формуле: 100 / 9350 * 100% = +1%.

Результаты факторного анализа показали, что наибольшее влияние на прирост прибыли до налогообложения оказало увеличение прибыли от продаж (6%). Сокращение прочих расходов также способствовало увеличению прибыли (1%). Отрицательное влияние на величину прибыли до налогообложения оказало сокращение прочих доходов (0,2%). Следовательно, резервами роста прибыли предприятия — это сокращение расходов и увеличение доходов.

Выполнение плана по прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности,  не связанных с реализацией продукции. Это финансовые результаты, полученные от операционных, внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств.

Анализ сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю.

^ 1.8. Автоматизация процесса анализа прибыли предприятия

Финансовый анализ представляет собой весьма трудоемкий процесс, поскольку связан с проведением аналитических расчетов. Поэтому полноценная аналитическая обработка информации немыслима без применения средств вычислительной техники.

Автоматизация финансового анализа позволяет не только проводить всесторонний ретроспективный анализ финансово-экономической деятельности предприятия, но и решает задачи оценки инвестиционных проектов, построения и оптимизации финансовых планов организаций.

Основой автоматизированного финансового анализа является информационная модель финансовой деятельности предприятия, предназначенная для комплексной оценки финансовой деятельности предприятия, выявления тенденций его развития, определения причин изменения состояния организации, рычагов его оптимизации. Модель позволяет рассчитать фактические показатели, а также сформировать укрупненный финансовый план компании и рассчитывать прогнозные значения финансовых показателей.

Исходные данные для финансового анализа содержатся в стандартных формах бухгалтерской отчетности. Для проведения более детального анализа используется информация о структуре затрат и условиях привлечения кредитов. Для более точного отражения финансового состояния компании возможно построение управленческого баланса.

Финансовый анализ инвестиционных проектов, являющийся обязательной составляющей технико-экономического обоснования, позволяет оценить эффективность инвестиций, спрогнозировать различные варианты развития проекта, подготовить бизнес-план для руководства организации.

Технические качества ЭВМ дают возможность повысить эффективность аналитических расчетов: сократить сроки анализа; добиться более полного охвата влияния различных факторов на результаты хозяйственной деятельности; заменить приближенные расчеты более точными вычислениями; получать комплексную оценку эффективности деятельности предприятия; своевременно готовить управленческие решения и т.п. [12, с. 87; 13, с. 116].

На рынке программного обеспечения широко представлены продукты, предназначенные для автоматизированного анализа финансово-хозяйственной деятельности. Финансовое состояние предприятия описывается с помощью показателей и коэффициентов, а также в виде графиков и диаграмм. Автоматизированные системы представляет информацию о структуре баланса, величинах показателей ликвидности, финансовой устойчивости, прибыльности, оборачиваемости, рентабельности, движении денежных средств.

В силу приоритетности финансового анализа по сравнению с другими направлениями экономического анализа, наибольшее развитие получили именно программы, позволяющие оценить финансовое состояние хозяйствующего субъекта, финансовые результаты, эффективность хозяйственной деятельности и деловую активность.

Среди программных продуктов финансового анализа в основном распространены программы итогового и прогнозного финансового анализа. Так, в группе программ итогового финансового анализа практическое применение получили программные продукты «Инэк-АФСП», «Инэк-АДП» фирмы «Инэк», Audit Expert компании «Про-Инвест ИТ», «АБФИ-Предприятие» фирмы «Вестона», «Финансовый анализ» Долгопрудненского исследовательского центра (ДИЦ). К группе прогнозных программ финансового анализа можно отнести программные комплексы «Инэк-аналитик» и «Инвестор» (фирма «Инэк»), программа «Project Expert» (компания Про-Инвест ИТ), а также программы инвестиционного проектирования фирмы Альт-Инвест.

Указанные программные продукты разработаны с использованием современных методик и позволяют проводить исследования широкого круга вопросов, в частности ликвидности и платежеспособности предприятия, уровня его финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности, движения денежных средств и т.д. В ходе анализа для характеристики указанных аспектов применяются как абсолютные, так относительные показатели.

Следует отметить, что, учитывая тесную связь финансового анализа с другими направлениями экономического анализа, представляется не всегда возможным и целесообразным выделить среди аналитических программ чисто «финансовые» программы. Особенно это касается программ перспективного или прогнозного финансового анализа, при проведение которого очень тесно переплетаются исследования как финансовых показателей, так и изучение состояния и динамики рынка, ценообразования, предполагаемого уровня расходов, возможных инвестиций и другие вопросы.

Значительное количество предлагаемых программных продуктов ставит перед потенциальными пользователями проблему выбора. Это объясняется тем, что задачи финансового анализа решают организации разных категорий и для каждой их них важен определенный ракурс, «разрез» финансового анализа. Поэтому система для финансового анализа должна быть реализована таким образом, чтобы учесть все нюансы деятельности тех или иных хозяйствующих субъектов.

Осложняют проблему выбора и сами компании-разработчики программного обеспечения. Их описания программ трудно сравнимы: зачастую одни и те же возможности называются по-разному, или, напротив, одинаковым, по сути, характеристикам соответствуют разные термины.

В качестве критериев выбора систем финансового анализа предлагается рассмотрение их возможностей по двум направлениям: базовые возможности и средства расширения базовых возможностей [38].

Первый блок — «Базовые возможности» представляет ключевые свойства программ финансового анализа как готовых решений: автоматический ввод исходных данных и экспорт полученных результатов, проведение экспресс-анализа, а также глубокого анализа с использованием стандартных финансовых показателей.

Свойства системы, составляющие второй блок, ответственны за ее способность развиваться и настраиваться под более широкие, чем базовые, требования пользователя.

Базовые возможности большинства программ, несмотря на ряд существенны различий в их реализации, в целом сопоставимы. Что касается средств расширения возможностей программы, то здесь ситуация неоднозначна. Некоторые программные продукты представляют собой закрытые системы и внесение каких-либо изменений в состав использованных в них алгоритмов может осуществляться только самим разработчиком. Примером такой системы является Инэк-АФСП фирмы Инэк. Другие системы финансового анализа, как например АФБИ-Предприятие фирмы Вестона и Audit Expert компании Про-Инвест ИТ, предоставляют пользователю возможность самостоятельно создавать новые входные формы и реализовывать собственные методики анализа, описывая алгоритмы расчета используемых в них показателей. Однако возможности настройки алгоритмов расчета у этих программ разные. Инструментальные средства АБФИ практически не ограничивают пользователя, но чтобы их применять требуется немалый опыт и навыки программирования на алгоритмическом языке, встроенном в эту программу. Напротив, при более скромных возможностях инструментальные средства Audit Expert существенно проще в освоении. Их вполне достаточно, чтобы самостоятельно реализовать методику анализа любой глубины и сложности, привлекая данные не только бухгалтерской, но и управленческой отчетности.

^ 2.  Обзор деятельности ЗАО «Завод по ремонту крупногабаритных шин» («ЗРКШ»)

Закрытое акционерное общество Завод по ремонту крупногабаритных шин расположен в Кемеровской области, по адресу г. Новокузнецк, пр-з Ферросплавный, д. 6.

Контакты: tel.:

+7 (3843) 37-54-31,

+7 (3843) 37-99-15;

tel./fax: +7 (3843) 37-37-12;

Факс: (3843) 37-37-12

Е-mail: zrkgsh@nvkz.net

Область деятельности ЗАО «ЗРКШ»:

  1. Ремонт крупногабаритных шин — устранение повреждений шин крупного габарита, возникшие в ходе горнодобывающей и производственной деятельности.

  2. Футеровка приводных барабанов ленточных конвейеров любого диаметра с целью уменьшения износа оборудования и, в целом, увеличения срока службы конвейерных лент.

  3. Стыковка и ремонт резинотканевых конвейерных лент методом холодной вулканизации.

Предлагаемые услуги в ЗАО «ЗРКШ»:

  • восстановление автомобильных шин;

  • ремонт автомобильных шин;

  • восстановление протектора;

  • модернизация, ремонт и техническое обслуживание оборудования;

  • ремонт и вулканизация конвейерных лент.

Главный офис ЗАО «ЗРКШ» расположен по адресу проезд Ферросплавный, 6. Филиалов на данный момент у завода не имеется. По состоянию на 01.05.2011 г. численность персонала ЗАО «ЗРКШ» составила 63 чел., количество вакансий — 0 чел.

Клиентская база ЗАО «ЗРКШ»: угольные разрезы и шахты Кемеровской области, имеющие на балансе крупный транспорт, а также индивидуальные заказчики.

^ 3. Анализ формирования и распределения прибыли ЗАО «ЗРКШ»

Описание практической ситуации

Имеются следующие данные, отражающие хозяйственную деятельность ЗАО «Завод по ремонту крупногабаритных шин»:

Таблица 4 – данные хозяйственной деятельности ЗАО «ЗРКШ»

Показатель

Год

2008

2009

2010

Выручка от реализации продукции, работ, услуг, млн. руб.

43,54

47,26

51,09

Себестоимость реализованной продукции, млн. руб.

31,13

32,33

33,52

Среднесписочная численность, чел.

58

60

63

Фонд заработной платы, млн. руб.

15,00

17,00

18,00

Дебиторская задолженность, млн. руб.

1,30

2,07

3,21

Кредиторская задолженность, млн. руб.

0,40

0,30

0,50
  1   2   3



Скачать файл (2536.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации