Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по Национальной экономике Беларуси - файл 1.docx


Лекции по Национальной экономике Беларуси
скачать (509.1 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx510kb.18.12.2011 09:27скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Реклама MarketGid:
Загрузка...



КУРС ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Национальная экономика»
ЛЕКЦИЯ 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ (начало). Сущность и предмет национальной экономики.

  1. Предмет курса «Национальная экономика Беларуси» и его место в системе экономических наук.

Целью настоящего курса является создание у слушателей системного представления о механизме функ

ционирования национальной экономики в современных условиях, способах воздействия на нее государства, эконо

мическом потенциале и хозяйственных комплексах.

Предмет «Национальная экономика Беларуси» основан на сопоставлении теоретических представлений об оптимальных путях раз

вития экономики страны с реальными экономическими процессами, что имеет целью выработать самостоятельные суждения о причинах кризисных явлений и способах их преодоле

ния.

Необходимость перехода к рыночной модели хо

зяйствования при отсутствии какого-либо исторического опыта обусловила появление во многих странах СНГ, Центральной и Восточной Европы собственных моделей разви

тия транзитивных экономик. Модели различаются сте

пенью государственного вмешательства в экономическую жизнь, уровнем либерализации и приватизации, динамикой экономических преобразований и благосостояния народа.

Фундаментальными принципами развития любой, а значит и белорусской национальной со

циально-экономической системы являются:

историзм;



соответствие формируемой национальной экономи

ческой модели основам экономической теории;

рыночный характер формируемой системы хозяй

ствования;

глобализация экономических процессов, необходимость интеграции в мирохозяйственные связи.

Республика Беларусь получила суверенный статус в июле 1990 г. Если в советский период экономика БССР была лишь составной частью единого народнохозяйственного комплекса (ЕНХК) Советского Союза, то с его распадом она ста

ла преобразовываться в национальную экономику, постепенно приобретать черты единого хозяйственного целого в рамках су

веренного белорусского государства.

Следует различать национальную экономику как науку (научное направление и учебную дисциплину) и как область хозяйственной практики.

^ С научной точки зрения, национальная экономика имеет свои объект, предмет, инструментарий и субъект научного исследования.

Объектом изучения является национальная хозяйственная система страны.

Предметом изучения являются социально-экономические про

цессы воспроизводства, закономерности функционирования и развития хозяйственной системы, ее структурно-функциональ

ных элементов, потенциалов и механизмов.

В качестве инструментария используется ряд экономических дисциплин: теоретическая (политическая) экономия, экономическая история, экономи

ческая статистика, эконометрика, математическое модели

рование, экономическая и социальная география и др.

Обобщенные результаты исследований создают научные ос

новы национальной экономики, в соответствии с которыми:

  • 

  • экономика рассматривается как одна из подсистем систе

  • мы « общество »;

  • функции экономики определяются структурой общества и совокупностью общественных потребностей (императивов);

  • национальная экономика рассматривается как процесс, направленный на создание материальных благ, услуг, имущест

  • венных благ и доходов, а также как сфера массового поведения экономических агентов.

^ Модель экономики представляет собой систему институтов, их целей, функций, видов деятельности. И государ

ство, и рынок выступают в ней как совокупности институтов. Сиситемная модель экономики может быть позитивной или нормативной.

Институт – это организационная или организационно-экономическая структура, основанная на устойчивом комплексе норм, принципов, законов, правил, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и социальных отношений. Типичной формой интитутов являются органы государственного управления, учрежде

ния, организации. Институт выполняет также функцию соци

ального контроля.

НЭ представляет собой сложную социальную систему, которая способна к саморазвитию в соответствии с общесоциальными и общеэкономическими законами. Сущность НЭ состоит в потенциале ее развития, который определяется источниками, ресурсами, движущими силами, узлами противоречий (проблемами), направлениями и механизмами их разрешения и адаптации к внешним воздействиям.

Содержание НЭ как области хозяйственной практики заключается в анализе состояния, факторов, проблем, тенденций, параметров хозяйственной системы, механизмов ее развития и разработке экономической политики, включая цели, направле

ния и пути их достижения, методы и средства 

подготовки и реа

лизации макроэкономических решений органов управления и регулирования хозяйственной системы страны.

В качестве субъектов исследования национальной экономики выступают органы управления и научные структуры.

^ С точки зрения хозяйственной практики, национальная экономика — это хозяйствен

ная система страны, отвечающая принципам суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации. Ее характерные черты и обязательные условия функционирования:

  • суверенитет нации и государства;

  • территориальная целостность;

  • единство экономического пространства и юридической среды;

  • общность характера хозяйственных институтов, включая институт собственности;

  • наличие единого платежного средства — национальной денежной единицы — и целостной финансовой системы;

  • развитость внутреннего рынка и стабильность внешнеэко

  • номических и геополитических отношений;

  • эффективные гарантии независимого распоряжения и при

  • умножения национального богатства в интересах повышения благосостояния нации.

Национальная экономика как сложная система включает комплекс организационных, структурных, функциональных, институциональных и других подсистем, компонентов, харак

теристик (рис. 1.1).

^ В организационном плане — это совокупность субъектов хо

зяйствования: организаций, учреждений, предприятий, про

изводств, отраслей, регионов, их взаимосвязей и отношений.

^ В структурном плане — это хозяйственные комплексы: про

мышленность, агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный 

комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК), строительный комплекс и ряд других.

^ В функциональном плане — это совокупность потенциалов: природно-ресурсного, демографического и трудового, научного и инновационного, производственного, экологического и др.

^ В институциональном плане — это совокупность институтов и сегментов национального рынка: рынка факторов про

изводства, рынка товаров и услуг, валютного рынка, фондового рынка, рынка объектов интеллектуальной собственности, рын

ка жилья и других.

По уровням функционирования и управления национальная экономика подразделяется на макроуровень (экономика в це

лом), мезоуровень (отрасли, регионы) и микроуровень (пред

приятия и организации первичного производственного звена).

Все структурные компоненты, комплексы, потенциалы, сег

менты национального рынка непосредственно проявляют себя как:

• формы и права собственности;

  • материальные потоки различных видов ре

  • сурсов, участвующие в хозяйственном, воспроизводственном процессе и вовлеченные в экономический оборот в виде затрат сырья, энергии, капитала, труда;

  • финансовые потоки (денежная масса — наличные и безналичные деньги), движение ценных бумаг всех видов (ак

  • ций, облигаций, векселей и др.);

  • юридическая среда (законодательные и нормативно-правовые акты органов государственной власти всех ветвей и уровней, а также система международных договоров и со

  • глашений).

Социально-экономические процессы, протекающие в нацио

нальной экономике, в совокупности образуют единый процесс воспроизводства, который охватывает четыре стадии: производство, обмен, распределение и 

потребление. Их функционирование и конечный результат оцениваются комплексом социально-экономических показателей и макропараметров, в том числе потребления и накопления, характеризующих движение общественного продукта.

Динамика воспроизводственного процесса описывается, как правило, тремя основными параметрами: объемом (масштабом) производства, темпом развития (скоростью роста или спада), пропорциями системы и процесса воспроизводства, характеризующими сбалансированность его компонентов, равномерность (пропорциональность) развития. Нарушение пропорций или диспропорции, например в воспроизводственной, отраслевой, технологической, региональной структурах, ведет к падению эффективности и разрушению экономической системы.

Важнейшими характеристиками национальной экономики являются эффективность и конкурентоспособность, отражающие состояние, тенденции, закономерности ее развития, место и роль в системе мирохозяйственных связей, мировой экономике.
^ 2. Макроэкономические и микроэкономические системы национальной экономики.

Макроэкономика и микроэкономика, с одной стороны, пред

ставляют собой два основных раздела общей экономической тео

рии, с другой — области хозяйственной деятельности, струк

турные уровни экономической системы страны.

Если микроэкономика исследует рынки определенных това

ров, спрос и предложение на них, рынки ресурсов, а также взаи

модействие домашних хозяйств и фирм, то макроэкономика изучает общеэкономические процессы в целом, т.е. условия и результаты деятельности на рынке всех субъектов экономичес

ких отношений. Для поддержания равновесия между ними не



обходим особый субъект — государство. Поэтому в макроэкономике важнейшим экономическим агентом является государство.

Действия государства в лице всех ветвей власти (законода

тельной, исполнительной, судебной), направленные на поддер

жание стабильного функционирования и развития националь

ной экономики, называются экономической политикой, важ

ной составляющей которой является макроэкономическая по

литика.

К макроэкономической системе следует относить:

  • по структуре — межотраслевые комплексы (промышлен

  • ность, сельское хозяйство, транспорт и связь, внешнеэкономи

  • ческий комплекс, финансовую систему, строительство и инвес

  • тиции в основной капитал, социальную сферу);

  • по целям и функциям — обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики, рост благо

  • состояния народа, поддержание прогрессивных пропорций воспроизводства, отраслевой, технологической, региональной структур экономики;

  • по институциональной структуре — создание общенацио

  • нальных рыночных институтов, совершенствование национального законодательства, внесение в экономическую жизнь ры

  • ночных и общечеловеческих ценностей;

по системе управления — высшие органы государствен

ной власти, министерства, ведомства, концерны межотраслево

го характера.

^ Микроэкономическая система включает такие субъекты на

циональной экономики, как фирмы и домашние хозяйства, рынки товаров и услуг, механизмы их функционирования. В совокупности они создают кругооборот товаров и услуг, органи

зуют первичные экономические процессы.

Взаимодействие макро- и микросистем имеет общей целью поддержание и оптимизацию параметров устойчивого экономи

ческого роста, удов

летворение материальных и духовных по

требностей, закрепление нравственных основ общества.
^ 3. Типы национальных хозяйственных систем

Экономическая модель каждой страны — это результат дли

тельного исторического процесса, поэтому каждая националь

ная экономическая система уникальна, и механическое заимст

вование ее достижений не приносит желаемых результатов. Вместе с тем во многих государствах сложились сходные мето

ды хозяйствования, что позволяет выделить их экономические модели в типологические группы.

Это позволяет с максимальной пользой применить мировой опыт для формирования и развития национальной экономики Бе

ларуси, ее продвижения к рынку.

Среди наиболее представительных европейских страновых вариантов выделяют модели:

  • германскую (модель социального ры

  • ночного хозяйства и социального правового государства);

  • британскую (ее наиболее характерная черта — дерегули

  • рование);

  • французскую (известна своим дирижизмом, или государ

  • ственным интервенционизмом);

  • итальянскую (ее характерная особенность — кооперати

  • визм);

• шведскую (известна как «государство благосостояния»).

Европейские модели (Германии, Швейцарии, Нидерландов, Швеции) часто интегрируют в рейнскую модель, которая харак

теризуется прежде всего стабильностью состава собственников акционерных предприятий. Предприятие тра

диционно рассматривается как коллектив с общими интересами.



Страновое разнообразие моделей экономики имеет тенденцию к сближению с общеевропейской моделью (в рамках ЕС) по следующим направлениям:

  • создание единого внутреннего рынка;

  • формирование экономического и валютного союзов;

  • гармонизация финансовой политики;

  • сближение социальных моделей;

• обеспечение единых условий предпринимательской дея

тельности и поддержания конкурентной среды;

• совершенствование федеративного устройства;

• принятие единых правил и механизмов регулирования экономики.

^ Доминантное положение в мире занимает американская (точнее, англо-американская) модель, которая характеризуется интенсивным перераспределением акционерной собственности. Предприятие рассматривается как товар, может продаваться по частям, возможен и его «захват» через фондовую биржу.

Особое место принадлежит японской экономической моде

ли, поскольку она обладает рядом специфических особенностей. Одной из них является социальная организация общества, пре

дусматривающая гармонизацию отношений на всех его уров

нях и во всех сферах на основе уважения традиций японского образа жизни.

Особое место занимает китайская, преимущественно социалистическая, модель смешанной экономики, формирующаяся в условиях эволюции экономики «чистого социализма». Рыночный механизм и негосударственный сектор экономики в ней сочетаются с государственным регулированием в форме «направляющего планирования», распределение по труду и 

социальные гарантии продолж

ают оставаться приоритетными направлениями социально-экономической политики.

^ Экономические модели раз

вивающихся стран условно объединяются в две группы: экспортоориентированные и импортозамещающие. К первой группе относит

ся южнокорейская модель. Страны Латинской Америки до се

редины 80-х гг. XX в. развивались по пути импортозамещения.

Из моделей развитых стран выделяют 1) либеральную, 2) социально ориен

тированную и 3) социал-демократическую группы. Эти группы рыночных моделей отличаются друг от друга следующим:

  1. структурой собственности — в первой налицо абсолютное преимущество частной собственности; во второй и третьей — поддерживаются пропорции смешанной экономики;

  2. социальной политикой — первая рассчитана на опреде

  3. ленную, наименее защищенную группу населения; вторая — на все население; в третьей проводится, по сути, эгалитарная (уравнительная) политика;

  4. участием государства в экономике, в т.ч. в перераспределительных процес

  5. сах — оно нарастает от первого модельного типа к третьему;

Критериями отнесения страновых моделей к той или иной группе выступают их базовые характеристики, в которые входят следующие:

  • роль частной собственности и ее соотношение с государственной формой собст

  • венности;

  • уровень развития рыночной среды;

  • границы и методы государственного воздействия на эко

  • номику, включая формы взаимодействия государства и бизнеса, методы регулирования экономических процессов;

  • цели и средства проводимой экономической политики;

  • объем и значение государственного сектора в производя

  • щем комплексе;

  • 

  • источники и масштабы финансирования экономики, ее инновационный механизм, в том числе структура капиталов компаний; система управления и организации труда на пред

  • приятиях; степень открытости экономики; динамика, структу

  • ра и управление внешнеэкономическими связями и др.;

  • механизмы согласования интересов различных групп и слоев общества;

  • обеспечение социальной стабильности;

  • реализация принципов социальной справедливости.

В качест

ве базовых составляющих выступают прежде всего институциональные, правовые, структурные факторы, принципы и направления социально-экономической политики, ее основные ви

ды. На второй план отходят такие категории, как материальное производство, секторы и отрасли экономики, производственная и социальная инфраструктуры и т.д.

Это объясняется тем, что правовое и институциональное пространство каждой страны, и является объектом перемен при трансформации экономики от плановой к рыночной.

Вывод: каждая страна при перехо

де к рынку строит свою собственную модель национальной экономики с учетом мирового, регионального опыта, опыта разви

тых стран, но без механического переноса и копирования.

Эффективность той или иной модели оценивается в показате

лях роста экономического потенциала и благосостояния насе

ления.

Отличительная особенность современного «рынка» страновых моделей заключается в том, что чисто рыночных основ орга

низации хозяйственной жизни не имеет ни одна национальная экономическая система. Государственное регулирование — не

обходимый атрибут современной организации и функциониро

вания экономики. Оно не отрицает основ частной собствен

ности, не нарушает действие рыночного механизма. Необходимый политический атри

бут такой системы — развитое гражданское общество.

^ 4. Факторы, определяющие функционирование национальной экономики.

Для придания белорусской экономической систе

ме характеристик зрелой на

циональной экономики (суверенность, целостность, социаль

ность, рыночность, эффективность, национальная ориентиро

ванность, внешняя открытость) необходимы следующие условия:

общесистемные — носят конституционно-правовой, ми

ровоззренческий, идеологический, политический характер (новая цивилизационная стратегия, тип создаваемого государства и общества);

системные — включают единство экономического, инсти

туционально-правового пространства, общность характера хо

зяйственных институтов, механизмы и нормы взаимодействия с внешней средой;

внутрисистемные — обусловливают обеспечение эффек

тивности и конкурентоспособности национальной экономики на основе соблюдения принципов рационального хозяйствования.

^ Важнейшими общесистемными предпо

сылками развития НЭ выступают первичность суверенитета, открытость эко

номики страны, многовекторность внешней политики, стабиль

ность стратегических приоритетов международного сотрудни

чества и дипломатических отношений, глубокое знание и прог

ноз конъюнктуры внешних рынков. Располагая ограниченны

ми сырьевыми возможностями для самообеспечения, Беларусь вынуждена добиваться желаемого уровня удовлетворения сво

их потребностей в разнообразных товарах и услугах посредст

вом торговли со многими государствами мира. Нынешняя белорусская экономика практически не может функционировать без импорта нефти и газа, металла и комплектующих из стран СНГ. Поэтому экономическое положение республики в боль

шой степени за

висит от экспортных товарных потоков в Рос

сию, другие страны СНГ и дальнего зарубежья, повышения ка

чества и конкурентоспособности белорусской продукции на внешних рынках. Эти принципиальные аспекты должны найти отражение в разработках перспектив и путей развития нацио

нальной экономики.

Эффективность разви

тия национальной экономики обеспечивается также совокуп

ностью системных условий и принципов. В их числе создание единой институционально-правовой среды для страны, ее реги

онов и секторов экономики, регулирующей отношения собст

венности, организационно-правовые формы ведения хозяйства, функционирования реального сектора, финансовой системы, рыночных институтов в процессе общественного воспроизвод

ства. Система таких институтов, правовых норм и механизмов определяется Конституцией Республики Беларусь, Граждан

ским, Банковским, Налоговым, Таможенным и другими кодек

сами, законами Республики Беларусь.

К системным предпосылкам относится и полный учет спе

цифики страны в сфере экономики. Беларусь располагает дол

говременными факторами развития: высококвалифицирован

ным кадровым, значительными научно-техническим, промыш

ленным и агропромышленным потенциалами, большими запа

сами отдельных видов минерально-сырьевых ресурсов.

Наряду с этим национальная экономика имеет и устойчивые негатив

ные аспекты: несовершенную структуру воспроизводства; фи

зически и морально устаревшие основные фонды и технологии; медленные темпы их обновления; несоответствие товарной структуры производства и потребления, в том числе малая доля производства услуг в ВВП; низкие качество и конкурентоспо

собность многих видов продукции и услуг и др. Данные явле

ния должны объективно оцениваться при формировании потен

циала развития национальной экономики.



К внутрисистемным условиям развития НЭ относится ее перевод на инно

вационный, высокотехнологический, наукоемкий тип разви

тия, оптимизация воспроизводственной, отраслевой, техноло

гической и региональной структур национальной экономики.

Все эти группы предпосылок и условий комплексно и последовательно включаются в програм

мы и прогнозы социально-экономического развития Беларуси, где указываются задачи, сроки, средства и механизмы их фор

мирования и реализации.


ЛЕКЦИЯ 2.НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ (продолжение). Основные макроэкономические показатели и пропорции национальной экономики

^ 1. Основные макроэкономические показатели и система национального счетоводства

Национальная экономика представляет собой единство хозяйствующих субъектов и их отношений, структурирован

ных в правовом и институциональном полях.

По отношению к обществу и природе национальная эконо

мика является подсистемой, управляемой общественными и ес

тественными законами.

Общество в лице государства определяет основные цели эко

номики, которые она реализует через свои институты и функ

ции. ^ Главная цель экономики — обеспечение жизнедеятельно

сти нации, удовлетворение ее растущих материальных и духов

но-культурных потребностей, повышение уровня благосостоя

ния. В связи с этим базовыми функциями экономической систе

мы страны являются производство, распределение, обмен, по

требление материальных благ и услуг.

Экономику как целое изучает макроэкономика (в курсе «Экономикс» — наука об экономике как едином целом). Она охватывает общую структуру и характеристики национальной экономики, ее межотраслевых комплексов и потенциалов, а также такие агрегаты, как правительственный сектор, домаш

ние хозяйства и частный сектор. (^ Агрегат — совокупность про

фильных экономических единиц, рассматриваемая как одна институциональная единица — субъект хозяйствования.). Объ

ектом изучения макроэкономики являются сводные, обобщаю

щие показатели по хозяйству страны в целом: национальное бо

гатство, валовой национальный продукт (ВНП), валовой внут

ренний продукт (ВВП), национальный доход (НД), суммарные государственные и частные инвестиции, общее количество де

нег 

в обращении. Одновременно макроэкономика исследует средние по стране экономические показатели, такие как дохо

ды, заработная плата, занятость, производительность труда. Кроме того, для анализа макроэкономической ситуации ис

пользуются показатели темпа инфляции, уровня занятости, безработицы, валютный курс и др.

В ежегодный Прогноз социально-экономического развития республики Беларусь (УПРБ №595 от 7.12.2009 г.) включаются 19 важнейших параметров: ВВП, продукция промышленности, продукция сельского хо

зяйства, инвестиции в основной капитал, производство потре

бительских товаров, в том числе продовольственных и непродо

вольственных, объем внешней торговли, в том числе экспорт и импорт, сальдо внешней торговли, реальные денежные доходы населения, розничный то

варооборот, платные услуги населению, уровень рентабельно

сти реализованной продукции промышленности, производительность труда, энергоемкость валового внутреннего продукта, ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, численность занятых в экономике.

Количественную (цифровую) информацию об уровне и воз

можностях развития экономики страны в целом предоставляет социально-экономическая статистика, которую разрабатыва

ют в теоретико-методологическом плане и подготовляют в рам

ках информационных систем государственные статистические службы — в Беларуси их возглавляет Белорусский национальный статистический комитет (Белстат).

Современная статистическая система Беларуси отражает ключевые явления и процессы, происходящие в экономической и социальной жизни страны, содержит информацию о населе

нии, его занятости, уровне жизни, данные о национальном бо

гатстве, национальных счетах, финансах, ценах и тарифах, ин

вестиционной деятельности, о положении в основных отраслях экономики, в том числе в промышленности, сельском хозяйстве.



Цифровые данные предоставляются с установленной для каждого показателя периодичностью потребителям статистиче

ской информации: всем субъектам хозяйствования — для вы

работки рыночной стратегии, научным организациям — для научных исследований и прогнозирования, государственным структурам — для формирования экономической политики.

Основные статистические показатели рассчитываются в сис

теме национальных счетов (СНС), или системе взаимоувязан

ных показателей, применяемых для описания и анализа макро

экономических процессов. Ключевым показателем является ВВП. В аналитических целях могут рассчитываться ВНП и НД.

^ Валовой внутренний продукт (ВВП) — обобщающий эко

номический показатель, который в рыночных ценах выражает совокупную стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта. Валовой внутренний продукт может быть рассчитан тремя методами: производственным, методом использования доходов и методом формирования ВВП по источникам доходов.

^ Валовой внутренний продукт при расчете производствен

ным методом получают как разность между выпуском товаров и услуг в целом по стране и промежуточным потреблением или как сумму добавленных стоимостей, создаваемых в отраслях экономики. При этом объемы добавленной стоимости по отрас

лям рассчитываются в основных ценах, т.е. не включают нало

ги на продукты, но включают субсидии на них. Для расчета ВВП в рыночных ценах необходимо добавить чистые (за выче

том субсидий) налоги на продукты.

^ Валовой внутренний продукт, рассчитанный методом ис

пользования доходов, представляет собой сумму расходов на конечное потребление товаров и услуг, валового накопления и чистого экспорта.



Метод формирования ВВП по источникам доходов не явля

ется самостоятельным, поскольку в соответствии с принятой методологией не все показатели доходов получают путем пря

мого счета, часть из них исчисляется балансовым методом.

Формирование ВВП по источникам доходов отражает пер

вичные доходы, получаемые хозяйственными единицами, не

посредственно участвующими в производстве, а также государ

ственными учреждениями и некоммерческими организация

ми, обслуживающими домашние хозяйства. Такая валовая прибыль (валовой смешанный доход) является балансирующей статьей и определяется как разница между ВВП, рассчитанным производственным методом в рыночных ценах, с одной сторо

ны, оплатой труда работников и чистыми налогами на произ

водство и импорт — с другой. Данный метод используется толь

ко для анализа стоимостной структуры ВВП, а не для определе

ния его номинального объема или динамики.

Анализ показателя ВВП по добавленной стоимости (или от

раслям) за ряд лет дает полное представление об отраслевой структуре валового внутреннего продукта, ее динамике, эффек

тивности структурной политики.

^ Валовой национальный продукт (ВНП), в отличие от ВВП, отражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, соз

данных не только внутри страны, но и за ее пределами. ^ ВНП рассчитывается так же, как и ВВП, но отличается от него на ве

личину, равную сальдо расчетов с зарубежными странами. Ес

ли к показателю ВВП добавить разницу между поступлениями от первичных доходов из-за границы и первичными доходами, полученными зарубежными инвесторами в данной стране, это и есть размер ВНП.

Важным макроэкономическим показателем является нацио

нальный доход (НД). С точки зрения собственников ресурсов он измеряет их доходы от участия в производстве за текущий период^ . НД определяется как сумма 

доходов всех владельцев факторов производства, т.е. оценивается по факторной стоимо

сти за вычетом косвенных налогов. Как и ВНП, он может быть рассчитан по производству, распределению и использованию. ^ Произведенный НД представляет собой основную часть ВНП, которая остается после вычета из него амортизации, т.е. состав

ляет сумму чистой продукции (а не добавленной стоимости) всех предприятий и отраслей, производящих товары и услуги. ^ Распределенный НД — это сумма первичных доходов (заработ

ная плата, прибыль, рента, процент), полученных резидентами данной страны. Использованный НД — это произведенный национальный доход за вычетом потерь от стихийных бедствий, ущерба при хранении, внешнеторгового сальдо и представляет собой сумму фондов потребления и чистого накопления. Фонд потребления обеспечивает удовлетворение материальных и культурных потребностей населения и потребностей общества в целом (оборона, государственное управление, образование и др.); фонд накопления — потребностей развития производства. Одним из основных показателей уровня благосостояния и экономического развития страны служит личный располагае

мый доход (ЛРД). Он представляет собой доходы населения (или домашних хозяйств), т.е. заработную плату, дивиденды, проценты, пособия за вычетом налогов и добавлением субсидий.

Для пересчета макроэкономических показателей из теку

щих цен в неизменные, или сопоставимые, используются спе

циальные дефляторы или индексы цен, в том числе дефляторы ВВП и индексы потребительских цен (ИПЦ). Последние выра

жают относительное изменение среднего уровня цен широкой группы товаров («корзины» заранее отобранных представи

тельных товаров и услуг) за определенный период. Номиналь

ный ВВП (в текущих ценах), деленный на ИПЦ, дает реальный ВВП. ^ Отношение же номинального ВВП к реальному показыва

ет его увеличение за счет 

роста цен и называется дефлятором ВВП. В отличие от индекса цен на товары и услуги дефлятор ВВП характеризует изменение оплаты труда, прибыли (вклю

чая смешанные доходы) и потребления основного капитала в результате изменения цен, а также чистых налогов.

Система национальных счетов (СНС) возникла в 40-х гг.прошлого века в западных странах в результате интеграции двух на

правлений исследований: 1) работ в области статистики НД (чистой продукции); 2) анализа экономического цикла — получение общей и систематизированной картины состояния и развитиня экономики на макроуровне.

^ Социалистические страны, в том числе Беларусь, вплоть до начала 90-х гг. XX в. использовали статистические системы, основанные на балансе народного хозяйства (БНХ).

Вначале ^ СНС рассчитывалась лишь в ряде западных стран, прежде всего в США и Великобритании, но после второй миро

вой войны она была введена в международную практику. Боль

шое значение в становлении СНС имели рекомендации ООН 1953 г. по учету и представлению основных потоков в производ

стве, потреблении, накоплении и внешней торговле в рамках шести счетов^ . С 1956 г. ООН стала издавать «Ежегодник по ста

тистике национальных счетов».

В 1968 г. с учетом накопленного опыта была сформирована более совершенная межгосударственная система националь

ных счетов ООН (СНС ООН). К принципиально новым ее эле

ментам можно отнести деление производства по отдельным от

раслям и прочим производителям, включение в СНС межотрас

левого баланса, осуществление более подробного учета финан

совой сферы с выделением финансовых секторов и потоков фи

нансовых активов, включение балансов и показателей нацио

нального богатства, углубление методологии расчетов в области непроизводственной сферы, услуг и управления.



На основе СНС ООН 1968 г. была разработана стандартная СНС Европейского экономического сообщества. В ней проведе

но более четкое разграничение между потоками (материальных благ, услуг, доходов, финансовых обязательств), с одной сторо

ны, и запасами (материально-вещественных и финансовых ак

тивов) — с другой. Экономические показатели в СНС ООН 1968 г. исчисляются по двум концепциям: внутренней и национальной. Согласно внутренней концепции, показатели отражают деятельность всех экономических единиц на территории страны независимо от их национальной (гражданской) принадлежности. По нацио

нальной концепции в состав показателей дополнительно входит разность между поступлениями из-за границы гражданам дан

ной страны и выплатами за границу гражданам других стран.

^ СНС ООН 1968 г. была пересмотрена и усовершенствована в 1992 г. в связи с развитием макроэкономических исследований и распространением различных экономических учений (нео-кейнсианства, монетаризма и др.). В СНС 1992 г. предусмотре

но использование четырех видов цен: производителя, покупате

ля, основных и факторных. Кроме того, для характеристики физических объемов затрат и выпуска, их динамики в различных секторах и отраслях экономики введены сопоставимые цены.

^ Ныне СНС как международный стандарт 1992 г. представ

ляет собой макроэкономическое, бухгалтерское, цифровое от

ражение кругооборота дохода в рамках замкнутого хозяйствен

ного периода. Основным назначением СНС является обеспече

ние эффективного учета, анализа, прогнозирования и государ

ственного регулирования экономики на всех уровнях исходя из реально сложившихся связей, фактической организации про

изводства и распределения продукта и дохода. ^ В большинстве стран и международных организаций национальное счетовод

ство служит основой 

всей системы учета, экономико-статисти

ческого анализа и международных сопоставлений.

СНС применима не только на уровне экономики в целом, но и на более низких уровнях агрегирования, которыми являются ее отдельные секторы. Экономика в соответствии с СНС подраз

деляется на пять секторов: 1) нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия; 2) финансовые учрежде

ния; 3) государственное управление; 4) частные некоммерчес

кие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (населе

ние); 5) домашние хозяйства. К ним добавляются данные по от

дельным странам мира. К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Группировка экономики по секторам — центральная в статистической моде

ли рыночной экономики. Она осуществляется с целью изуче

ния потоков доходов и расходов, изменения активов и пассивов в институциональной единице (последняя представляет собой хозяйственную единицу, которая ведет полный набор бухгал

терских счетов и является юридическим лицом).

Система национальных счетов в узком смысле охватывает счета, которые выявляют основные показатели экономического развития (ВВП, НД и их компоненты). СНС в широком смыс

ле — система макроэкономических расчетов, включающих так

же запасы ресурсов, межотраслевой баланс, платежный баланс и др. В международной СНС в настоящее время приняты следу

ющие группы счетов:

  • для секторов экономики;

  • отраслей экономики;

  • отдельных экономических операций;

  • экономики в целом, или консолидированные счета.

Группа счетов для секторов экономики подразделяется на текущие счета, счета накопления и балансы активов и пассивов.



Сегодня СНС применяется более чем в 150 странах мира с рыночной экономикой.

^ В Беларуси переход от системы БНХ (Баланс народного хо

зяйства) к СНС осуществляется с начала 90-х гг. XX в. в связи с отказом от командно-административной системы управления экономикой и переходом к рыночной системе, где активную роль играют товарно-денежные отношения. Последние не нахо

дили должного отражения в системе БНХ. Кроме того, вхожде

ние Беларуси как суверенного государства в мировое сообщест

во потребовало сближения ее статистической системы с между

народными стандартами. В соответствии с республиканской программой в стране был осуществлен комплекс мероприятий, обеспечивающих переход от системы БНХ (действовавшей в большинстве бывших социалистических стран) к системе нацио

нального счетоводства. Обновленный вариант ^ СНС ООН 1992 г. послужил методологической основой создаваемой СНС Респуб

лики Беларусь.

В ходе реализации мероприятий программы была разрабо

тана республиканская Система национальных счетов 1993 г. (СНС—93), которая представляет собой свод обобщенных пока

зателей экономической деятельности хозяйствующих субъек

тов, а также всех видов финансовых и нефинансовых активов, держателями которых эти субъекты являются. Система отра

жает сквозное движение стоимости продуктов и услуг на всех стадиях — от производства до конечного потребления и накоп

ления через систему счетов для отраслей, институциональных секторов, наиболее важных экономических процессов (опера

ций) и экономики страны в целом. В ней предусмотрены также счета для других стран мира, с которыми наше государство осу

ществляет экономические операции.

Система национальных счетов включает показатели объема, динамики, структуры производства ВВП, счет товаров и услуг, счет произ

водства, счет образования доходов, счет распределе

ния первичных доходов, счет вторичного распределения дохо

дов, счет использования национального располагаемого дохода, счет операций с капиталом и др. Завершается СНС построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение нацио

нального богатства за отчетный период, и межотраслевого ба

ланса, в котором производство и использование стоимости про

дуктов и услуг показывается в детальном отраслевом разрезе.

^ Статистическая система Беларуси продолжает совершенст

воваться как в контексте международных процессов в этой об

ласти, так и с учетом опыта создания в стране статистической базы, адекватной углублению рыночного характера экономики и позволяющей более эффективно использовать косвенные ре

гуляторы экономических процессов. Информация, которую обеспечивает система национальных счетов, позволяет комп

лексно анализировать макроэкономическую конъюнктуру, формулировать экономическую стратегию, вести международные сопоставления, оценивать изменение национального богатства и платежного баланса и определять на этой основе цели и инст

рументы экономического развития страны.

^ 2. Главные макроэкономические пропорции

Если состав компонентов национальной экономической сис

темы отражает комплекс сфер, отраслей, производств, то соот

ношения между ними, их взаимодействие отражает структура национальной экономики. Структурные соотношения образуют пропорции, поддержание которых на оптимальном уровне в процессе развития является важнейшим системообразующим фактором национальной экономики. Пропорциональность в развитии компонентов экономической системы обеспечивает ее целостность. Пропорциональность — закон развития любой системы (технической, экономической, социальной).



Макроструктура национальной экономики включает ком

плекс подсистем, компонентов, ко

торые в ходе многолетней хозяйственной практики интегриру

ются в различные структурные образования по классификаци

онным признакам: секторному, воспроизводственному, отрас

левому, институциональному, социальному и др.

Практикой ^ СНС предусмотрен анализ отраслей экономики в разрезе трех секторов:

первичного (отрасли, связанные с производством, добы

чей и потреблением естественных ресурсов);

вторичного (отрасли обрабатывающей промышленности);

третичного (отрасли, производящие транспортные услу

ги, коммунальное хозяйство, строительство, торговля, оборона, государственное управление и др.).

В научной литературе и зарубежной практике в течение длительного времени используются понятия реального и де

нежного (финансового) секторов экономики. Первый определя

ется размером ВВП, второй — количеством денег, необходимых для внутреннего товарооборота. Они отражают устойчивые свя

зи между субъектами и денежными потоками, которые в совокупности образуют народнохозяйственный кругооборот дохо

дов и расходов.

Экономика описывается и такими категориями, как воспроизводственная, отраслевая, технологическая, региональная, институциональная, социальная и другие структуры.

Показатель воспроизводственной структуры введен в эко

номический оборот для анализа на макроуровне базовых соот

ношений между стадиями воспроизводства ВВП, отражающих направленность изменений его составных частей. Они дают представление о степени социальной ориентации, преодоления избыточной ресурсоемкости производства, динамике 

потребле

ния и накопления и, соответственно, степени инвестиционных возможностей обновления национальной экономики и ее экс

портной направленности.

^ Отраслевая структура позволяет отслеживать динамику межотраслевых пропорций, роста приоритетных отраслей с точки зрения их эффективности, социальной ориентации, нау

коемкости, ресурсосбережения, экологической защищенности населения.

^ Технологическая структура конкретизирует эти приорите

ты данными о динамике соотношений между традиционными и новейшими технологиями, об объемах внедрения наукоемких высоких технологий в народное хозяйство.

^ Региональная (территориальная) структура отражает жизненно важные пропорции в размещении и комплексном развитии производства и, особенно, социальной инфраструкту

ры, ибо население страны живет на конкретных территориях.

^ Институциональную структуру характеризуют формы организации и управления производством, закрепляющее их правовое пространство, а также культурно-ценностные нормы и стереотипы поведения субъектов хозяйствования.

^ Социальная структура отражает совокупность социальных групп (в составе населения), стратифицированных по важней

шим экономическим критериям (собственность, доходы, ква

лификация и др.), их относительную динамику.

Все указанные виды структур формируют целостность на

родного хозяйства, механизм взаимодействия его элементов, являющихся по своему характеру природно-естественными, технологическими, экономическими, социальными, политиче

скими, психологическими, социокультурными, исторически

ми, конфессиональными.



Структурные элементы экономической системы поддержи

вают необходимые пропорции процесса ее функционирования и развития. Оценка пропорций по критериям оптимальности поз

воляет судить об эффективности экономической деятельности страны и направленности динамики изменений в экономике.

^ Главные макроэкономические пропорции складываются на национальном уровне и характеризуют движение ВВП и его элементов: расходов на конечное потребление, валового накоп

ления и сальдо внешней торговли. Если оптимальное воспроиз

водственное соотношение нарушается в пользу, например, ко

нечного потребления, уменьшаются инвестиции в основной ка

питал, его обновление, что чревато отставанием в развитии тех

нологической базы производства, а в перспективе — снижени

ем производственного потенциала и, как следствие, — конечно

го потребления.

Нормальный ритм воспроизводственного процесса, динами

ка экспорто- и импортоориентированных отраслей зависят от пропорций экспорта и импорта, их объемов и товарных струк

тур. Следует отметить тот факт, что одним из приоритетов раз

вития экономики страны является ее экспортная ориентация.

Принципиально важны для национальной экономики, эко

номической политики пропорции в структуре производства и структуре потребления, а также между производством и по

треблением. Диспропорции, вызываемые «приматом» средств производства в объемах производства, ведут, как показал совет

ский опыт, к снижению уровня жизни народа. Необходимо вы

держивать прогрессивную пропорцию в отношении высокотех

нологических отраслей, так как структура экономики «утяже

ляется» преобладанием материало- и энергоемких производств. Структура потребления должна последовательно изменяться в направлении рациональных норм потребления товаров, услуг, продуктов питания.



На макроэкономическом уровне важно регулировать соотно

шение реального и денежного секторов, находящихся в проти

воречивом единстве. Недооценка или гипертрофия роли одного из них ведет к структурным диспропорциям и падению уровня жизни. Отсюда — необходимость поддержания равновесных со

отношений совокупного спроса и совокупного предложения.

Серьезными последствиями для национальной экономики могут обернуться диспропорции в соотношении первичного, вторичного и третичного секторов, а также между производст

вом товаров и производством услуг. Прогрессивной может быть признана лишь та макроструктурная динамика, в которой на

ращивается доля сферы услуг.

В ходе рыночных реформ жизненно важное значение приобретает необходимость поддержания оптимального соотношения прогрессивных рыночных и традиционных институтов и норм в институциональной структуре экономики, а также уровней благосостояния различных слоев общества в социальной структуре с целью недопущения глубокой социальной дифференциации.

Указанные макроэкономические пропорции занимают веду

щее положение в разработке и реализации экономической по

литики государства. Поддержание их на оптимальном уровне или обеспечение продвижения к нему служат критерием оцен

ки эффективности национальной экономики и системы управ

ления и регулирования экономических и социальных процес

сов в стране.




ЛЕКЦИЯ 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ БЕЛАРУСИ. (начало)
^ 1. Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны

Термин «потенциал» (от лат. potentia — сила) применитель

но к экономике означает источники, возможности, средства, за

пасы, которые могут быть использованы для достижения целей социально-экономического развития. На макроуровне под сово

купным экономическим потенциалом понимается максималь

но возможная способность национальной экономики произво

дить товары и услуги в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков.

^ Объемы и структура, технический уровень производства и потребления, качество товаров и услуг во всех сферах и отрас

лях национальной экономики, а также накопленные и распола

гаемые ею на всей территории и за рубежом материальные и ду

ховные ценности, трудовые и природные ресурсы характеризу

ют уровень развития совокупного экономического потенциала страны.

Важнейшими составляющими совокупного экономического потенциала Беларуси являются:

  • природно-ресурсный потенциал;

  • демографический и трудовой потенциалы;

  • научный, научно-технический и инновационный потен

  • циалы;

  • информационно-технологический потенциал;

  • производственный потенциал;

  • инвестиционный потенциал национальной экономики;

  • внешнеэкономический потенциал;

  • экологический потенциал.



Для общей оценки совокупного экономического потенциала используются следующие показатели-индикаторы:

  • численность населения, его половозрастная структура, ес

  • тественное и механическое движение населения;

  • трудовые ресурсы, их структура, обеспеченность рабочей силой и квалифицированными кадрами в соответствии с требо

  • ваниями научно-технического прогресса (НТП) и рыночной экономики;

  • индекс развития человеческого потенциала;

  • стоимость и структура основных производственных фон

  • дов, показатели их воспроизводства (коэффициенты обновле

  • ния, выбытия, степень износа);

  • валовой национальный продукт, валовой внутренний про

  • дукт, в том числе на душу населения в сравнении с экономичес

  • ки развитыми странами;

  • возможные объемы роста выпуска промышленной, сель

  • скохозяйственной продукции, продукции строительства, пере

  • возок грузов и пассажиров;

  • уровень потребления благ и услуг на душу населения в сравнении с научно обоснованными нормами и нормативами, а также с экономически развитыми странами;

  • наличие запасов и уровень использования минерально-сырьевых, топливно-энергетических, лесных, водных, земель

  • ных ресурсов;

  • экологическая емкость экосистем и уровень загрязнения окружающей среды (по основным ее компонентам).

Экономический потенциал зависит не только от абсолютных объемов ресурсов и производственных возможностей, но и от степени их использования. Высокий уровень совокупного эко

номического потенциала имеют страны с развитыми произво

дительными силами и рыночной экономикой.



Основной закономерностью развития совокупного экономи

ческого потенциала является рациональное и гармоничное со

четание всех его составляющих, что обеспечивает повышение уровня благосостояния населения и национальную безопас

ность страны.

^ 2. Система потенциалов национальной экономики Беларуси

2.1. Природно-ресурсный потенциал

Природные, или естественные, ресурсы — это компоненты природной среды, которые на данном уровне развития произво

дительных сил используются или могут быть использованы в качестве средств производства и предметов потребления. По своей материальной форме они представляют собой тела и силы природы, происхождение, свойства и размещение которых обусловле

ны закономерностями ее развития.

Под природно-ресурсным потенциалом понимают совокуп

ность природных ресурсов данной территории, природных усло

вий, явлений и процессов, которые используются или могут быть реально вовлечены в хозяйственную деятельность при дан

ных технических и социально-экономических возможностях об

щества с условием сохранения среды обитания человека. ^ Размер природно-ресурсного потенциала — это сумма потенциалов от

дельных видов природных ресурсов — земельных, водных, лес

ных, минерально-сырьевых и др. Он зависит от двух факторов: количества природных ре

сурсов, возможность их комплексного использования.

Количественная оценка природно-ресурсного потенциала страны возможна в том случае, если все виды ресурсов будут исчисляться по единому принципу. Наибольшую значимость в условиях становления рыночных отношений приобретает стоимостная (денежная), или собственно экономическая, оценка природно-ресурсного потенциала. Однако осуществить ее на единой методологической основе весьма сложно, поэтому ча

ще всего применяют натураль

но-вещественные показатели (объемы запасов, продуктивно

сти, площади и др.).

^ Земельные ресурсы. Представляют собой
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13



Скачать файл (509.1 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru