Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Конспект урока - Два круга жизненных испытаний Евгения Базарова по роману Тургенева Отцы и дети - файл 1.doc


Конспект урока - Два круга жизненных испытаний Евгения Базарова по роману Тургенева Отцы и дети
скачать (51.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc52kb.16.11.2011 17:22скачать

содержание

1.doc

Реклама MarketGid:
Конспект урока по литературе

10 класс

«Два круга жизненных испытаний Евгения Базарова»

Умереть так, как умер Базаров, — все равно, что сделать великий подвиг; этот подвиг остается без последствий, но та доза энергии, которая тратится на подвиг, на блестящее и полезное дело, истрачена здесь на простой и неизбежный физиологический процесс.

(Д. И. Писарев)

Цели урока:

  1. Обучающие:

  1. осмыслить произведение в целом, пробудить самостоятельную оценку учащимися образа Базарова;

  2. объяснить особенности композиции романа, выяснить её значение для реализации замысла романа.

  1. Развивающие:

  1. Развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать;

  2. Формировать навык анализа образа главного героя;

  3. Формировать умение работать с таблицей.

  1. Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к тексту;

  2. Воспитывать литературную позицию

  1. Оборудование:

  1. Раздаточный материал:

  • таблицы;

  • тексты романа «Отцы и дети»;

  • карточки с заданиями;

  • цветные кружки, для разделения класса на группы (6 цветов);

  1. опорная схема

  1. Сетка времени:



Ход урока:

  1. Организационный момент.

Постановка целей и задач урока.

  1. Введение темы урока

У: «Сегодня мы продолжим наш разговор о романе Тургенева «Отцы и дети» мы уже знаем, что сюжет романа насыщен событиями. В большинстве это ситуации «бытового масштаба», естественные и непритязательные. Но в романе нет ни завязки, ни развязки, ни строго обдуманного плана; есть типы и характеры, есть сцены и картины, и, главное, сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко-прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни. Тургенев проводит своего героя по двум кругам жизненных испытаний.

Откройте ваши тетради и запишите тему нашего сегодняшнего урока:

«Два круга жизненных испытаний Евгения Базарова».

Так же давайте запишем в тетради эпиграф:

Умереть так, как умер Базаров, — все равно, что сделать великий подвиг; этот подвиг остается без последствий, но та доза энергии, которая тратится на подвиг, на блестящее и полезное дело, истрачена здесь на простой и неизбежный физиологический процесс.

(Д. И. Писарев)



  1. ^ Слово учителя

Роман И.С.Тургенева построен по принципу кольцевой композиции. Ребята, давайте запишем в тетрадь определение слова композиция:

Композиция (от лат. Compositio- составление, связывание)- это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие.

Как я уже сказала, автор проводит Евгения Базарова по одному и тому же маршруту дважды, но повторяются лишь места и люди, а сам герой претерпевает внутренние изменения. Наша задача, используя опорную схему, - проследить путь этих изменений, обнаружить их причины и последствия и подготовиться к ответу на вопрос: “Для чего Тургенев использует симметрично повторённый путь Базарова?”. (проблемный вопрос написан на обратной стороне доски)

У вас на партах лежат цветные кружочки, которые соответствуют № вашей группы. Сейчас все у кого зеленые кружочки садятся на первую парту первого ряда, это 1 группа, все у кого желтые кружочки, садятся за вторую парту первого ряда( так учитель рассаживает всех детей по группам)

У каждой группы есть свои карточки с заданиями, которые так же лежат у вас на партах. Возьмите их и прочитайте задание, все ли вопросы вам понятны? Если да, то приступайте к выполнению заданий , на всё у вас 5- 8 минут!

  1. Беседа



Произведение начинается с приезда Базарова в Марьино, имение Кирсановых.

Какие события можно считать значимыми? Как проявляет себя главный герой?

Обобщение по схеме: герой предстаёт как ярый материалист с резкими суждениями обо всём, презрительно отзывающийся об аристократах и с гордостью заявляющий о себе как о внуке пахаря земли. Его взгляды приводят к спору с Павлом Петровичем. Поездка в город способствует знакомству с “учениками” Базарова-Кукшиной и Ситниковым, презираемых главным героем не менее чем старшего Кирсанова. Там же он встречает Одинцову, первый взгляд на которую отличается цинизмом. Одинцова приглашает Аркадия и Евгения к себе в Никольское.

Вывод: Базаров одинок, потому что он, как истинный нигилист, презирает всех, не признавая никаких авторитетов.

Аркадий и Базаров принимают приглашение Одинцовой. Оба в неё влюблены. Как ведёт себя Базаров с Одинцовой? Что можно сказать о его чувствах к ней?

Обобщение по схеме: в Никольском Базаров вдруг “с негодованием сознаёт романтика в себе”; он пытается избавиться от зарождающейся любви (“Но тут он обыкновенно топал ногою или скрежетал зубами и грозил себе кулаком”). Он по-прежнему отрицает художественный вкус у себя, считает бесполезным изучать людей, потому что все они одинаковые и никакой загадки не имеют (“Люди что деревья в лесу”). Базаров интересен Анне Сергеевне, но он пугает её своим поведением: “страсть, похожая на злобу”, “пожирающий взгляд”. К тому же Одинцова принадлежит к аристократическим кругам, а это, по мнению главного героя, - признак вымирания.

Вывод: Базаров одинок из-за своих взглядов на любовь.

И.Иванов писал: “Сердца русских женщин у Тургенева – пробные камни русской интеллигентских направлений”. Любовь для Базарова становится точкой крушения он как бы раздваивается. С одной стороны, он убеждённый противник романтических чувств, отрицающий духовные основы любви. С другой стороны, страстно и одухотворённо любящий человек, столкнувшийся с подлинной тайной этого чувства. Базарову предстоит разгадать две загадки: загадку собственной души, которая оказалась глубже и бездоннее, чем он предполагал; и загадку мира, его окружающего: любимой женщины, народной России, жизни в её вселенских пределах.

Итак, Базаров и Аркадий уезжают из Никольского. Как относится к своим родителям Евгений Базаров? Чем объясняется его поведение? Победил ли он своё чувство к Одинцовой? Как развиваются его отношения с Аркадием?

Обобщение по схеме: в родном доме Евгений не демонстрирует любви к родителям, так как, по Фогту, старики должны презираться. “…говоря, что ему спать хочется, а сам не заснул до утра. Широко раскрыв глаза, он злобно глядел в темноту: воспоминания детства не имели власти над ним, да к тому же он ещё не успел отделаться от последних горьких впечатлений”. А как же его слова: если не добился толку от женщины, плюнь и забудь, свет клином не сошёлся? Аркадию он говорит, что злоба – признак выздоровления. Но так ли на самом деле? Злоба и бессилие приводят к тому, что он готов подраться с Аркадием. Их дружбе суждено скоро прекратиться: “никакая дружба не выдержит таких столкновений”. Уезжает Базаров из родительского дома, родители чувствуют свою отдалённость от сына: “только я останусь для тебя навек неизменно, как и ты для меня”.

Вывод: Базаров одинок, потому что нигилизм не признаёт любви к родителям, к женщине, к другу. Базаров не в состоянии противостоять своим чувствам, не может их побороть, не объяснить с точки зрения материализма.

И вновь Марьино. Какие события, происходящие в момент второго пребывания Базарова этом имении, можно назвать значимыми? Как они влияют на Базарова?

Обобщение по схеме: интуитивно ища в Фенечке жизненное подтверждение своему взгляду на любовь как простое чувственное влечение, Базаров своей простотой оскорбляет женскую природу – одухотворённость и нравственную красоту. Таким образом не в сословной принадлежности Одинцовой кроется отказ от любви Евгения. Дуэль с Павлом Петровичем – это ещё один момент, в который заложено много материала для поворота главного героя в другую сторону от его прямого нигилистического пути. Саму дуэль Базаров оценивает так: “как красиво и как глупо”, что несвойственно его материалистической природе. И всё же он соглашается и попадает в “феодалы”, презираемых им до дуэли и после неё Базаров встречает одного и того же мужика. В первый раз мужик не заламывает шапки, тем самым не признавая в Базарове барина. Во второй раз он это делает, подчеркивая принадлежность Евгения к аристократам. Павел Петрович отмечает благородство своего противника. Всё это злит Базарова, и он уезжает, навсегда разорвав отношения с Кирсановыми.

Вывод: Базаров одинок, потому что его взгляды на любовь не подтверждаются, и он не может объяснить с точки зрения материализма своё внутренне состояние.

По пути домой Базаров заезжает в Никольское. Для чего он это делает? Что даёт читателю этот эпизод?

Обобщение по схеме: в Никольское он заворачивает “чёрт знает зачем”, но из разговора с Анной Сергеевной понятным становится читателю, что Базаров искал встречи с ней, ревнуя из-за Аркадия. Своим поведением Базаров пытается доказать себе и Одинцовой, что любовь – чувство напускное. О неискренности его поведения говорят авторские ремарки и замечание самого Базарова, что у него есть “другие слова”, которых он не выскажет, “потому что это романтизм”. Он порывает с Аркадием, потому что их пути расходятся. Аркадий находит своё счастье с Катей. Для младшего Кирсанова, как и для Тургенева, любовь тождественна семье, и это неоспоримая ценность. Базаров, благословляя вместе с Одинцовой “молодых” на брак, невольно причисляет себя к “отцам”. Покидая Никольское, Базаров теряет дружбу и любовь.

Вывод: Базаров одинок, потому что нигилизм не признаёт любви и дружбы. Базаров одинок, потому что так он хочет сам, он сам сделал всё для того, чтобы остаться одному.

Базаров возвращается домой. И больше никуда и никогда не поедет. Почему Тургенев обрекает на смерть своего героя именно дома, на газах у родителей? Меняется ли Базаров в конце своей недолгой жизни? И прав ли Писарев, оценив смерть Базарова как подвиг?

Обобщение по схеме: в родном доме “лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливой скукой и глухим беспокойством”, “начал искать общества”, “он огорчён, он грустен – вот что ужасно”. Презрение к мужику оборачивается презрением. Участвуя в практике отца, не перестаёт подсмеиваться. Заразившись, думает о своих родителях больше, чем о себе, ссылаясь на простуду и усталость. “Перед лицом смерти слабыми оказались опоры, поддерживающие некогда базаровскую самоуверенность: медицина и естественные науки, обнаружив свое бессилие, отступили, оставив Базарова наедине с самим собой и с ощущением неотвратимости конца”. Именно в этот момент герой решается “говорить красиво” с Одинцовой, с родителями. “Может ли нас возмущать процесс превращения трупов наших в великолепную растительность полей, а полевых цветов в орган мышления? Кто понимает эту взаимную зависимость всего существующего, тому она не может быть неприятной”, - писал один из учителей Базарова, Молешотт. Но сам Базаров говорит перед лицом смерти: “Старая штука смерть, а каждому внове”.

Вывод: Базаров не один, но понимает он это слишком поздно.

Вывод учащихся по уроку, ответ на проблемный вопрос.

Вывод учителя: развенчивая некоторые взгляды Базарова, Тургенев не отказывает Базаровым в праве на существование. “Когда переведутся такие люди, пускай закроется навсегда книга истории! в ней нечего будет читать”, - И.С.Тургенев.

Домашнее задание. Контрольное сочинение по роману.
Реклама:





Скачать файл (51.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru