Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Конспект лекций Процесс принятия внешнеполитических решений в РФ - файл 1.doc


Конспект лекций Процесс принятия внешнеполитических решений в РФ
скачать (207.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc208kb.16.11.2011 17:22скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
1 билет. Распределение внешнеполитических полномочий и механизм принятия решения в Российской империи конца XIX-начала XX веков.


Император – во главе (глава законодательной (исполн?) власти, духовный вождь страны)



Высшие органы управления: Гос. Совет / Комитет министров / Правительствующий Сенат – исполн. органы



Центральные органы власти (министерства и ведомства: МИД, 2 ведомства: военное и морское, Министерство финансов, МВД, Синод (другие религиозные организации с участием иностранцев)

Императорская Главная Квартира (личная переписка с другими монархами)

Влияние родственников из других стран



Управление территориями: Генерал-губернаторства, губернии (генерал-губернатор (специальные агенты МИД), наместник)

Специальные агенты МИД подчинялись МИД или генерал-губернатору.

1903 г. – Комитет Дальнего Востока (Алексеев). Безобразовское воздействие на Императора.

^ Межведомственные особые совещания. Вопросы войны и мира, заключ. договоров. Процедурные вопросы. Рекомендательный характер, велись журналы совещания. Не было регламента для созыва и состава.

Император:

Вопросы войны и мира

Заключает договоры

Контроль за министерствами и ведомствами / кадровые решения

Утверждать инструкции послам / читал отчёты рос. послов за границей

Для министров: еженедельные доклады

Дип. почта (не систематизирована)
Назначение послов.

^ Процедура «скрепа» - обязательная подпись министра или другого лица на документе.

Август 1905 г. Договор о близком партнёрстве в дип. отношениях. Николай II и Вильгельм II подписали договор. 3 министра отказались подписать.

^ Гос. Совет – законодательная функция (высказывал суждения о законодательных основах внутренней и внешней политики страны) Иногда: вопросы заключения мира и войны, но конечное слово было за Императором. Суждения имели реком.характер, заседал Гос.совет нерегулярно, в разном составе.

Иногда роль министров увеличивалась, когда Император сам не хотел вникать в рассмотрение вопроса.

Исполнительный орган – Комитет министров (аналогия с Правительством РФ, вопросы комплексного характера)

- Вопросы о соглашении по получению займа

- Правовое положение иностранцев в России.

Не было права обсуждать такие вопросы, они обсуждались только по просьбе Императора.

Глава комитета – 2 лицо. Не имел личных контактов с Императором, встречался редко с императором.

МИД

4 задачи:

-политические сношения с другими государствами

- покровительство в чужих краях русской торговле / русским интересам

-ходатайство о законной защите русских подданных за границей

- содействие удовлетворению законных требований иностранцев по их делам в России.

Император назначает министра (подчинён только царю) и заместителя. С согласия министра – главы департаментов.

Иногда решения принимал министр.

Подразделения:

- Территориальные департаменты

- Функциональные департаменты

I и II (ранее Азиатский, в него входили Греция, Болгария, Румыния, Австрия и др.) департаменты. Они не имели реком.характера, только передавали информацию.

Центральный (ограничивали инициативу) и Заграничный аппарат

Иногда аппарат выступал почтой

Специальные агенты МИД – быстрое решение ситуации. Иногда дип.агенты не согласовывали свои действия с МИД, принимали решения, противоречащие основным интересам России.

Начало XX века – Создание Гос. Думы (1905г.).

Кабинет министров превратился в Совет министров.

Правительство начинает инициировать рассмотрение внешнеполитических вопросов.

Председатель Правительства имеет право рекомендовать кандидатуры министров.

1905 г. Совет Государственной обороны (4 года)

Гос. Дума. Новая функция - утверждение бюджета. Правительство его готовило, отправляло в Думу, за ней – окончат решение.

^ 1905 г. «Манифест о политических свободах». Николай II. Увелич роль СМИ: Издание газет + печатных изданий. МИД через СМИ влияет на общественное мнение.

Тенденция создания политич партий (учавств в формир политики через представ-во в Думе)

Во внешней политике - стимулирование революционных движений в других странах.

^ 2 билет. Принципы государственного управления и принятия внешнеполитических решений в СССР.

Советская внешняя политика носила противоречивый хар-р.

Расширяются полномочия председателя Совета министров, который мог взять на рассмотрение фактически любой вопрос, в том числе и внешнеполитический.

По закону 1905 г. председатель получил право выдвигать по своему усмотрению кандидатуры на пост министров.

Серьёзные изменения произошли после падения Российской империи (1917 г. Октябрьская революция). Происходит изменение государственного устройства. Все полномочия власти переходят от гос. органов к партийным – Партийное гос.руководство (Сначала принимается партийное решение, а затем это решение реализуется в форме закона).

Ведущую роль играет коммунистическая партия. Её положение как правящей было закреплено в ст. 6 Конституции СССР. (1977 – последний раз говорилось об этом в Конституции)

Всей внешней политикой руководил высший орган во главе с Ген.секом СССР КПСС. В ЦК КПСС был международный отдел. Он сотрудничал с партиями др гос-в, играл важную роль в прин решений).

Советская внешняя политика носит идеологический характер. Внешняя политика состояла из 2-х частей: традиционные связи с другими государствами; ставилась задача распространения социализма во всём мире.

Коминтерн и Коминформбюро (первый – свержение существующего правительства, другой – поддержание связей)

В 20-е - осознание преемственности нац. политики. Это проявилось при подготовке Конференции в Лондоне (1928 г.). Спор – в каком объеме должна Россия принимать участие в Конференции. Два осн вопроса конфер:

- вопрос о черноморских проливах

- вопрос о мирном договоре с Турцией

^ Гос. аппарат

Президиум Верховного Совета СССР

Верховный Совет СССР

Когда сессии Совета не проходили, решения принимал Президиум. Совет принимал все, что предлагало правительство.

^ Верховый Совет - высший орган законодательной власти. Две палаты равноправные (формально): Совет Национальностей, Совет Союзов. Верховный совет утверждал бюджет страны. Все решения носили достаточно формальный характер. Состав Совета распределялся в силу принадлежности к тому или иному сословию. Были и депутаты по должности.

До 1986 Прав-во отчитывалось перед депутатами. С 1986 дефицит. расходы превыш. доходы.

«Депутаты по должности» обычно попадали в Верховный Совет, Верховное руков., руков. хоз. предприятий, высшие военные учреждения. Не существовало принципа разделения властей.

Возможность попасть исходя из соц. принадлежности. Определённое кол-во рабочих, колхозников, среднего класса. В совете доминировали рабочие. В 1924 в Сов. было 20 ткачих. Короткие сессии – 1-2 дня.

Форма отчётности – выступление министров, однако всё это носило формальный характер.

^ Президиум Верховного Совета СССР

Постоянно действующий орган. Подотчётен Верховному Совету.

С 1938 г. принимал решения о введении чрезвычайного положения, прием и предоставления гражданства, разрешать выход из советского гражданства.

Закон 1948 г. – получил право денонсации международных договоров.

Имело значение, какое место занимал в партийной системе, а не должность, занимаемая лицом. Так, Чичерин (член ЦК КПСС) не был вовлечён в процесс принятия решений, так как не занимал значительного положения. А.А. Громыко – член Президиума. Имел большой авторитет. Ни одно серьёзное решение не проходило без его участия. Были лидеры, которые активно вмешивались в дела внешней политики (Хрущёв) и те, которые мало влияли. Брежнев не интересовался внешней политикой, отдал эти полномочия Громыко. Брежнев полагался полностью на решения министра.

^ Наркоминдел - Народный комиссариат по иностранным делам.

С 1944 г. МИД (название с 1946 (до этого был Наркомат) – союзно-республиканское. Были созданы ведомства ин.дел в союзных республиках.

Задачи:

- защита внешнеполитических и экономических интересов СССР

- защита граждан за границей

- соглашения и договоры с иностранными государствами и международными организациями

- руководство дипломатическими / консульскими представительствами за границей

- наблюдение за выполнением обязательств сов. стороны.

Ведущую роль играл министр (приём дипломатических представительств, получение верительных грамот, переговоры, присвоение рангов)

Научно-исследовательские институты в международной сфере. Занимались изучением внешнеполитической деятельности. Должны были представлять материалы партийным представителям или МИД.

Государство финансировало исследования.

Институт США и Канады, Академия наук СССР,

- доклады для Ген.сека на Съезде партии.

На самом деле, эти институты занимались обоснованием того или иного принятого решения, без каких-либо отклонений и выводов. Богомолов, возглавлявший Институт советской политической системы, впервые открыто заявил, что СССР допустил ошибку, введя войска в Афганистан в 1979г. Афганистан не входил в сферу деятельности данного института.

^ 1966 г. Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР (в 1927 г.(1929?) было одно такое положение). Новые виды дип. представительств

- представительство международных организаций

- привилегии консульским работникам

^ 1963 г. принята «Конвенция о консульских сношениях»

1 сентября 1976 года «Первый консульский устав» вступил в действие. В нем опред. виды консульских учреждений и их задачи (ген консульства, вице-конс. и т.д.)

Министерство внешней торговли (представительства за границей (имело свои загран.учреждения, тоговые представительства), руков-во внешнеторг операциями). В его руках была сосредоточена внешнеэкономическая деятельность. Под его руководством работала Всесоюзная ТПП (ярмарки и выставки зарубежных государств в СССР и за границей). Рассматривалась как некая экономическая пропаганда СССР.

Гос. комитет по экономическим связям СССР (ГКЭС)

- экономические связи с развивающимися государствами, которые считались союзниками (поставки оборудования в развив.страны)

- кадры по рабочим специалистам (подготовка персонала для работы на предприятиях)

- вопросы о том, что строить в первую очередь

В 1969 году был создан специальный механизм – ^ Комиссия политбюро по наблюдению за переговорами об ограничении стратегических вооружений, в который входили секретарь ЦК КПСС по оборонным вопросам, министр обороны, министр иностранных дел, председатель КГБ, председатель комиссии Президиума по военно-промышленным вопросам, президент Академии наук / большая пятёрка.

Противостояние между Верх. Советом, «Война законов». Документы противоречат друг другу. Чиновники в растерянности.


^ 3 БИЛЕТ Нормативно-правовая база процесса принятия внешнеполитических решений в РФ

1 этап – 1991-1993 гг.

2 этап – 1993-настоящее время

1 этап Формально советы

Съезд народных депутатов (Совет) (СНД) – Формировал Верховный Совет РФ из числа депутатов съезда.

Конституция РСФСР действовала, в неё вносились поправки (апрель 1991 г. - 177 поправок, декабрь 1992 г. – 90 поправок). С 1990 г. был введён пост Президента РФ.

К компетенции СНД относились:

- ратификация и денонсация международных договоров, ведущих к изменениям и поправкам в конституции.

- решение вопроса об изменении границ

Верховный Совет:

- ратификация договоров, кроме тех, что вели к изменениям в конституции

- назначение министров (по предложению президента). Президент мог назначать министров с согласия Верховного Совета

Возникает вопрос о создании новой конституции и соответственно о форме гос.управления – парламентская или президентская республика. 23 сен 1993г. – Указ Ельцина. Деят-ть Съезда приостановлена, полномочия переходили Президенту. В указе – о сознании нового органа упр-я – Федерального Собр-я вместо СНД, состоящего из 2-х палат

Одновременно были назначены выборы на 12 декабря 1993 г. Если есть спор, то его надо выносить на референдум. Верховный Совет решения эти не признал, предлагает отклонить Ельцина от должности. Армия поддержала Ельцина. Столкновения.. погибло ок 150 чел. Выборы в Госдуму

12 декабря – референдум по вопросу Конституции. Конституция закрепила президентский хар-р республики. Федеративное демокр. государство с респ. формой правления.

^ Гос. власть: президент, Федеральное Собрание (законод.), Правительство (исполнит.), Суды РФ (судебн.).

Президент

- определяет основные направления внутренней и внешней политики

- возглавляет Совет Безопасности

- ключевая роль в формировании Правительства, предл-т кандидатуру ПМ

- руководит внешней политикой

- Верховный Главнокомандующий, назначает и освобождает высший командный состав

- самостоятельно принимает указы (действует до тех пор, пока не принят ФЗ - ограничение законодательной функции президента)

Указ от 19.09.1997 г. Управление президента РФ по внешней политике (самостоятельное учреждение в составе Администрации Президента) (Сергей Приходько)

Правительство РФ

Глава Правительства может вести переговоры, подписывать соглашения. Сост. из председателя, его заместителя и федерального министра, формируется под руководством президента. Президент выдвигает кандидатуру Председателя Правительства (3 раза). Если нет согласия и на 3-й раз, то распускается Гос. Дума. Председатель Правительства – 2 лицо после Президента.

^ 1997 г. Закон о Правительстве. Правительство должно:

1. Обеспечивать представительство РФ в ин.государствах и на межд. арене.

2. Глава Правительства имеет право заключать межд. договоры в пределах свих полномочий.

Межправит.договор – в этом случае имеет право подписывать глава правительства ( в 2007 г. с Латвией)

3. Наблюдать за выполнением обязательств РФ по межд.договорам.

4. Защищать граждан РФ за пределами её территорий.

5. Осуществлять контроль и регулирование в сфере внешнеэкон. деятельности, научно-техн. сотрудничества и т.д.

Совет безопасности

Создавался по аналогии с американским советом нац.безопасности

- координация деятельности министерств и ведомств. ^ ФЗ от 5 марта 1992 г. «О безопасности».

- формирование штатного состава СБ (постоянные члены: входит министр иностранных дел + ) Президент – председатель СБ. Чётко не регламентируется разница между постоянными и непостоянными членами СБ. Министр внутренних дел не является пост. членом.

- президенту готовит доклад. Если президент присутствует, то выходит Указ. Если присутствует секретарь, то оно носит рекомендательный характер, может принимать или нет.

Структура:

Межведомственные комиссии – (основные рабочие органы СБ) главное подразделение. Кол-во комиссий, их состав, функции и компетенция формулируются Секретарём.

-межведомственная комиссия по международной безопасности (возглавляет министр иностранных дел)

Президент назначает глав комиссий и контр-т их работу

^ Рабочие группы

- группа по проблемам нераспространения ОМУ, средств их доставки.

- группа по анализу конфликтов на территории стран СНГ.

- группа по военно-техническому сотрудничеству.

^ Научные советы

-секция научных советов по международной безопасности

Вопросы

- концепция национальной безопасности

- проблемы военно-технического сотрудничества

- регион конфликты

1993 – РФ присоединилась к конвенции о нераспр. хим. оружия. С. Кириенко – Комиссия по вопросу о ликвидации химического оружия.

МИД

«Положение о МИД» 14 марта 1995 г.

Указ Президента от 12.03.1996 г. о координирующей роли МИДа РФ в провед единой внешнепол линии РФ

МИД – главный координирующий орган во внешнеполитической сфере

Разрабатывает и осуществляет внешнюю политику. Без согласия МИДа осуществление предложений и действий в области внешней политики не может быть проведено. МИД – главное учреждение, которое осуществляет приглашение иностранных делегаций на высшем и высоком уровне (остальные – с согласия МИД).

Президент, Глава Правительства, МИД могут делать официальные заявления. Вся официальная переписка – согласована.

^ Указ Президента от 5 марта 2001 г. Передача полномочий от Министерства СНГ Министерству иностранных дел.

Указ Президента от 27.04.2002 г. Ликвидация Министерства по делам федераций

Все запросы, поступающие в МИД, делятся на 4 категории:

1. «вне очереди» - 3 рабочих дня

2. «срочные» - 5 рабочих дней

3. «обычные» 15 рабочих дней

4. Запросы, требующие межведомственного рассмотрения – 30 дней


4 билет. Внешнеполитические полномочия центральных органов исполнительной власти РФ

Правит-во состоит из председателя, его заместителя и федерального министра. Формируется под руководством президента, выдвигает кандидатуру председателя правит-ва (3 раза), если не согласно и на третий раз – распускается гос дума.\

Председатель правит-ва – второе лицо после президента:

имеет право вести переговоры

подписывает м/н соглашения

реализация внешнеполит. курса


1997 – Закон о правит-ве, которое должно:

  • обеспечивать представит-во РФ в ин. гос-вах и на м/н арене

  • глава правит-ва имеет право заключать м/н договоры в пределах своих полномочий:

  • межправит. договор в этом случае имеет право подписывать глава правит-ва, 2007 – договор с Латвией

  • наблюдать за выполнением обязательств РФ на м/н арене по м/н договорам и обязательств других участников договора

  • защищать граждан РФ за пределами ее территорий

  • осуществлять контроль и регулирование в сфере внешнеэкономич деятельности, научно-технического сотрудничества


Указ 1996 – МИД – главный координирующий орган во внешнеполитической сфере, разрабатываети осуществляет внеш. политику без согласия МИДа, осуществление предложений и действий в области внеш. политики не может быть проведено.

С офиц. заявлениями могут выступать президент, председатель правит-ва, министр ин. дел (Лавров часто с собств. заявлениями)


МИД – главное учреждение и осуществляет приглашение ин. делегации на высшем и высоком уровне

^ Указ от 5 марта 2005 – Вопрос о МИД РФ

27 апреля 2002 года – о некоторых вопросах организации деятельности МИД РФ. Прекращает свою деятельность министерство по делапм Федерации

с 2004 года в структуре есть министерства и отделы

1997 – как должны быть осуществлены запросы. Все запросы, поступающие в МИД, делятся на:

  • внеочереди - в теч 3 раб. дней

  • с грифом срочно – 5 дней

  • обычные – 15 дней

  • требующ межведомств. согласования – 30 дней


СовБез не является чисто внешнеполитич ведомством. Деятельность регулируется законом от 5 марта 2002 «Закон о безопасности»

пост. члены СовБеза – силовые ведомства (обороны, МИД, фсб)

мин. внутр. дел – не явл. пост. членом СовБеза


Председатель СовБеза – Президент

Решение Совбеза оформляется в кач-ве указа президента. Если президент не участвует, то все решения для него носят рекомендательный характер


Структура – главное подразделение – межведомственные комиссии. Кол-во комиссий, их состав, функции компетенция формируются секретарем.


Межведомств. комиссия м/н безопасности, возглавляемая министром ин.дел -> группы -> советы

Существуют рабочие комиссии по проблемам нераспространения, Секция научного совета (по м/н безопасности). рабочие группы по анализу конфликтов на территории стран СНГ, рабочая группа по военнотехническому сотрудничеству.

1993 – Россия присоединились к конвенции о нераспространении хим. оружия

1995 – комиссия по запрещению хим. оружия. Кириенко.


^ 5 билет. Внешнеполитические полномочия центральных органов законодательной власти РФ

Федеральное Собрание

Государственная Дума

450 депутатов

Половина – одномандатные округа

Половина – партийные списки

С 2007 г. изменена процедура избрания депутатов:

- только партийные списки

- отменён порог явки

- повышен проходной балл (с 5% до 7%)

Совет Федерации

Трижды менялась процедура избрания в СФ

До 1995 г. – избирались.

С 1995 года – губернатор / глава исп. органа власти и представители законодательной власти регионов (2 представителя от каждого субъекта)

2002 г. – направляют представителей из числа депутатов субъектов федерации.

При Медведеве – из законодательных органов власти регионов (не обязательно областного законод. органа)

Полномочия Федерального собрания:

1. По Конституции имеет право утверждать указ президента о введении чрезвычайного положения

2. Даёт согласие на использование вооруженных сил РФ за пределами страны.

3. Участвует в утверждении бюджета страны, в том числе на внешнеполитическую деятельность.

Существуют подразделения, которые занимаются внешнеполитической проблематикой. В комитетах происходит основная работа, комитетов может быть несколько. Комитеты по международным делам существуют.

В Гос. Думе – комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками, комитет по безопасности.

Каждый депутат может направлять запросы в МИД по той или иной проблематике, чтобы получить разъяснения, но необязательно последует ответ на запрос. Возможности законодательной власти менее значительны, чем полномочия исполнительной власти, так как РФ по большей части является президентской республикой, а не парламентской, где министерство формируется парламентом.

4. организация парламентских слушаний

5. может инициировать предложения, которые носят только рекоменд. характер.

6. парламентские связи с иными странами

7. участие в процедуре назначения российских дип. представителей за границей (ст.83) по регламенту (1998 г.)



- заявление направляет МИД

- предоставление документов / объяснений + личное присутствие кандидата

- требование дополнительных данных о кандидате

- «процесс согласования»

8. утверждение бюджета, касающегося внешнеполитических расходов

9. ратификация международных договоров (обе палаты, затем обязан президент подписать). Если президент накладывает вето, то возвращается в Гос.Думу, которая может преодолеть вето квалифицированным большинством.

В Конституции процедура ратификации Советом Федерации предусматривается, а Гос. Думой – нет.

«Закон о международных договорах» 1995 г. Не все договоры подлежат обязательной ратификации. Например, закон о территориальном распределении, защите прав и свобод, по вопросам о разоружении или же международный договор в тексте должен предусматривать ратификацию. Подлежат ратификации межд.договоры в 3-х случаях: 1) те, которые требуют изменения действующих или принятие новых федеральных законов; 2) перечисляются конкретные соглашения, которые в обязательном порядке подлежат ратификации (о прохождении гос.границы, вопрос о вооружении); 3) те, где уже в тексте написан пункт, предусматривающий ратификацию.

^ Регламент Государственной Думы от 1998 г. Если закон поступает в Федеральное Собрание, то необходимо в дополнение 3 документа:

- обоснование целесообразности ратификации

- определение соответствия договора с законодательством РФ

- оценка финансово-экономических и иных последствий ратификации

Ст. 35 в законе о межд. договорах – может применяться процедура временного исполнения (время не указано).

1992 г. Договор с США о взаимопомощи со стороны США о ликвидации ОМП (до сих пор действует, несколько раз продлевался).

Кто вносит на ратификацию? Президент или Правительство. Если другой орган, то надо заручиться согласием Президента или Правительства. Выбирается ответственный комитет (комитет по международным делам или комитет по делам СНГ или связи с соотечественниками). Если необходимо, то парламентские слушания.

2 документа в итоге: проект ФЗ о ратификации и своё заключение. В конце: заключение правового управления.

Если сразу принимают, то 3 чтения. Если не принимают или отказываются рассматривать, то предусматривает повторную ратификацию или перенос даты. → если не предусмотрено, то сразу отклоняется.

Ст. 102 Конституции. Введение чрезвычайного положения – Совет Федерации (Президент при согласии Совета Федерации).

Использование ВС за рубежом – Совет Федерации (Президент при согласии Совета Федерации).

2008 г. – закон, разрешающий Президенту использовать ВС за рубежом.

10. депутаты могут включаться в состав делегаций

11. министр иностранных дел отчитывается перед Советом Федерации


^ Судебные органы

Конституционный Суд

Верховный Суд

Высший Арбитражный Суд

Конституционный Суд

Может участвовать в процедуре ратификации

19 судей (пожизненный статус)

1 случай (конец 1990-х гг.) вопрос о культурных ценностях

Февраль 1997 г. – запрещение о возврате ценностей. Правительство начинает размещать свои облигации за границей прежде всего в немецких марках. Возникает вопрос о реституции культурных ценностей, которые оказались перемещёнными в годы 2МВ. Долгое время данный вопрос не возникал, так как культурные ценности рассматривались в качетсве компенсации в счёт тех ценностей, которые были вывезены фашистской Германией. Также вопрос о культурных ценностях других государств – Французский Архив. Создание комиссий по возврату ценностей. 1998 г. – закон о возврате культурных ценностей. Сначала был отклонён в 1997 г. в Гос.Думе и Совете Федерации. 10 марта 1997 г. Все культурные ценности объявлялись ценностью, и Ельцин наложил вето на закон, так как нге соответствует нормам международного права.

Одобрен: Гос. Думой, потом Советом Федерации, должен быть отправлен Президенту. Если 2/3 депутатов, то преодоление «вето» президента. Тогда Президент обращается в Конституционный суд по вопросам процедурным.

Апрель 1998 г. было рассмотрено ещё раз в Гос.Думе, вето было преодолено. Президент отказался подписывать это решение и обратился в Конституционный Суд, так как нарушались, по его мнению, нормы принятия решений, так как в зале присутствовало меньше депутатов, чем проголосовало. Конс.Суд оказался в сложном положении. Ельцину отказали.

28 апреля 1998 г. Президент подписывает закон и подаёт иск в Конституционный суд со вторым иском по вопросу международного права. Конституционный суд: «некоторые положения противоречат нормам международного права». Если враждующие государства, то закон действует. Оккупированные государства – частичные обмен возможен. Поправка: нельзя возвращать государству и гос. учреждениям.

2006 г. Путин передаёт венгер. религ. организации.


^ 6 билет. Внешнеполитические ресурсы России и их оценка.

Государство должно использовать все возможные ресурсы для обеспечения внешней политики, которых может и не хватать.

К внешнеполитическим ресурсам относятся:

- экологические

- энергетические

- продовольственные

Существуют разные точки зрения, на какие ресурсы нужно делать акцент.

^ 1. Географические ресурсы РФ по сравнению с СССР ухудшились:

- уменьшился выход в Балтийское море;

- усложнился выход в Чёрное море.

Проблема границы в Керченском проливе.

Обеспечение беспрепятственного выхода из Азовского в Чёрное море не решено. Вместе с тем Россия по-прежнему занимает самую большую территорию, занимая ключевое положение между Азией и Европой (транспортировка).

Определённые проблемы в транспортировке:

1) определенное количество товаров транспортировки

2) Россия должна предоставлять транспортные каналы

3) авиатранспорт – в момент распада СССР было около 100 аэропортом, сейчас же более 100.

4) использование Черноморского пути.

Альтернативные пути в обход РФ.

Продукция Южной Кореи может осуществляться ж/д транспортом по территории России. В дальнейшем роль транзитного государства сможет выполнять и Китай. Ж/д из Китая в Иран.

^ 2. Демографические ресурсы

- Чем больше трудоспособного населения, тем больше армия.

- Обеспечение предприятий рабочей силой.

- Влияют на процесс расселения в тех или иных регионах. Население распределено на территории государства очень неравномерно.

Угроза заселения территорий населением другого государства.

Рождаемость к моменту распада СССР составляла примерно 150 млн.ч. В 2002 г. – 145 млн.ч., в 2006-2009 – 140-142 млн.ч. Процесс снижения численности продолжается. Регулируется за счёт переселения из стран СНГ. Стимуляция рождаемости государством. В 2008 г. был отмечен рост рождаемости, который, однако, до сих пор не превысил рост смертности. Процесс снижения рождаемости продолжается.

^ 3. Экономические ресурсы.

ВВП – 1 трл. 856 млрд. $, ВВП США – более 10 трл. $. Есть расчет ВВП на душу населения и с учётом покупательной способности.

Россия выступает на международном рынке в качестве экспортера энергетических ресурсов, что делает РФ достаточно зависимой от количества ресурсов.

Проблема заключается в том, чтобы рационально использовать ресурсы с учётом пром-ти и её особенностей. У России долгое время наблюдалось положительное сальдо в торговле. В 2003 г. Россия занимает 3-е место по экспорту с/х продукции.

Современная экономика является всё более подвижной, о чёс свидетельствует увеличение иностранных инвестиций. В 2006 г. объем иностранных инвестиций 52 млн.$. Однако не всегда является оправданным факт вложения инвестиций.

^ 7 билет. Основные «группы давления» в России и их внешнеполитические установки

Категория «группа интересов» относится к наиболее эффективным исследовательским инструментам современной политической науки, позволяющим раскрыть мотивацию деятельности основных политических субъектов, в том числе и государства. Существует широкий спектр различных трактовок этой категории, есть разница и в терминологии. Отсутствует четкий и общепризнанный критерий для определения различия между такими терминами, как «группа интересов», «институционализированная группа интересов» и «группа давления». термин «группа интересов» будем использовать для обозначения крупных социальных групп, члены которых имеют существенные общие интересы; групп, структурирующих общество по вертикали и, как правило, сопряженных с теми или иными сегментами экономической или бюрократической системы, а также важнейшими государственными институтами. Такие «группы интересов» имеют как массовую, так и элитную компоненты, охватывают, как правило, сотни тысяч, а чаще - миллионы человек. В свою очередь, верхушечный слой таких групп, входящий в элиту, можно определить как «группу давления», сопряженную с соответствующей «группой интересов», непосредственно выражающую конкретные, присущие ей интересы, отстаивающую их в институтах власти. Не все «группы интересов» современной России имеют четко выраженные внешнеполитические установки. Вместе с тем в первой половине 90-х годов в российском обществе сформировались две основные категории «групп интересов», стремящихся влиять на выработку и реализацию стратегических внешнеполитических установок.

К первой из них относятся армия, военно-промышленный комплекс и сопряженные с ними бюрократические структуры, научно-исследовательские центры, высшие учебные заведения и др.

Чем больше отраслей экономики, тем больше групп интересов. Все отрасли имеют равный вес.

1. Военно-промышленный комплекс (ВПК). Военнослужащие, работнки оборонных предприятий, работники НИИ, структура военного командования. От 20 до 40 млн. человек при учёте всех групп интересов в этой области. Процесс конверсии ВПК. СССР (имеет полож. хар-р). Рос. Правительство перестало финансировать военные заводы – безработица, банкротство, появление собственников. Эта часть населения имела негативное отношение к подобным процессам. Говорилось о зависимости внешней политики от западных стран и США, что прекращаются взаимосвязи с давними покупателями, с зарубежными потребителями, так как правительство сдерживало процесс. Продажа оружия. К принципиальным задачам внешней политики, по мнению этих слоев и групп, относится восстановление в перспективе единого государства на территории бывшего СССР, а в ближайшем будущем - создание там военного блока. Ядерное оружие считается не только средством сдерживания агрессии, но и инструментом обеспечения российских интересов на международной арене. Критически оценивается высшее руководство России - его обвиняют в недостаточном внимании к обороне страны, более того, в сознательном развале военного и военно-промышленного потенциала. Основная проблема российского ВПК сегодня - поиск рынков сбыта. ВПК заинтересован в такой ориентации внешней политики России, при которой в ее центре будут не партнерские отношения с ведущими западными державами, но восстановление или установление связей с противостоящими им государствами в зоне «третьего мира». Вместе с тем, по мнению Пухова, российский ВПК заинтересован в доступе к современным западным технологиям, а потому в развитии сотрудничества с рядом европейских государств.

2. Аграрно-промышленный комплекс (АПК) Аграрно-промышленный комплекс заинтересован не столько в том или ином внешнеполитическом курсе России, сколько в высоких импортных пошлинах на продовольствие. Однако главный, стратегический интерес АПК - крупные государственные дотации и льготы сельскому хозяйству. В этом плане он, например, является соперником ВПК и армии, которые также претендуют на максимальное государственное финансирование. С похожими установками выступают российские производители товаров народного потребления, испытывающие острые трудности в связи с массовым импортом такого рода продукции и заинтересованные в протекционистской политике государства.

Работники АПК не имеют чётко выраженной позиции в отношении внешней политики, за исключением внешнеэконом.деятельности, и работники данной сферы являются противниками вступления РФ в ВТО, что приведёт к появлению дешёвых продовольственных товаров, что повлечёт за собой тяжелое положение с/х. Должны быть приняты и ответные меры для сохранения конкурентоспособности с/х. Направление субсидий государством в с/х для обеспечения снижения стоимости товара на с/х продукцию.

Важно подчеркнуть, что указанные «группы интересов», выступая за возрождение в той или иной форме и на том или ином уровне конфронтации с Западом, отнюдь не склонны к провоцированию крупномасштабного военного конфликта. Другая совокупность «групп интересов», наоборот, выступает за полнокровное сотрудничество с западными государствами, а в перспективе, по мере преодоления экономического кризиса в России, за партнерство с ними. Главную задачу России они видят не в восстановлении военной мощи, позволяющей противостоять всему миру, а в модернизации экономики на основе перехода к рыночной системе, формировании многочисленного среднего класса, являющегося основой стабильности в обществе, привлечении иностранных капиталовложений. В военном плане подобные взгляды исходят из того, что война с США и НАТО крайне маловероятна, а скорее всего невозможна, тогда как потенциальная угроза России исходит от Китая и экстремистских режимов «третьего мира».

Политические партии, которые стараются защищать интересы определённых групп населения. ВПК – больше сторонников тех партий, которые находятся в оппозиции. АПК – та же ситуация.

Лоббистские группы не имеют влияния на ППВПР, так как нет законодательной базы. (США 1938 г. каждый житель может зарегистрироваться как иностранный агент, который защищает интересы другого государства) Касательно лишь чисто внешнеполитической деятельности.

Зачастую вообще не предполагается подобного рода деятельность в РФ.

3. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)

Вопрос о несовпадении экономических интересов Газпрома и РФ.

Эта группа более лояльно относится к власти и более поддерживает внешнюю политику правительства.

Таким образом, в России сложились две крупные совокупности «групп интересов», выступающие за существенно различные внешнеполитические стратегии. Они расходятся по принципиальным вопросам - сотрудничество с Западом или противоборство с ним, нормальные отношения с ближайшими соседями или линия на форсированную интеграцию в рамках СНГ. В итоге внешняя политика России приобрела противоречивый характер. В ней сочетаются как минимум две линии - на конфронтацию и доминирование в зоне бывшего СССР, с одной стороны, и на приспособление к реальностям международной политики, а также к ограниченности собственных ресурсов - с другой.


^ Про регионы ещё!!!!!!!!!!!!!!!!!

2001 г. отток рос. капитала в форме иностранных инвестиций.

Внешнеэкономическая деятельность РФ тесно связана с государством:

1. государство часто напоминает группам о том, что именно государство осуществляет процесс приватизации.

2. Государство может предоставить льготные кредиты, финансовую помощь.

3. государство решает, в каком банке будет открыт счёт предприятия.

У государства есть рычаги воздействия:

- путем заключения соглашений между регионами на основе конкретных двусторонних соглашений

- путем взаимодействия региональных экономических организаций

Большинство регионов включено в такую деятельность. 82 региона поддерживают связи с 78 государствами.

Существует соглашение о намерении развивать контакты. Иногда дальше протоколов о намерении дело не идет о имеющихся

Три группы субъектов федерации:

территории, обладающие экспортным и ресурсным потенциалом, промышленно-развитые регионы и те, которые занимают выгодное географическое положение.

Существуют основные показатели, на основе которых определяется степень взаимодействия:

1. уровень иностр. инвестиций

2. кол-во зарегистрированных зарубежных компаний или совместных предприятий.

Существуют территории, которые являются в этом плане лидерами: 30 000 совместных предприятий в РФ и 6 000 предприятий зарубежных компаний.

20 000 из 30 000 - зарегистрированы в Москве

5 000 из 6000 – в Москве.

Иностранные инвестиции в Москве ок. 50 % всех инвестиций.

В конце 90-х гг. многие регионы пытаются приобрести кредиты за рубежом путем выпуска акций и поставке с зарубежными компаниями. Было распространено ценных бумаг на сумму 17 млрд.руб. После кризиса 1998 г. многие регионы оказались неспособными выплачивать долги по ценным бумагам.

Для российских регионов внешнеэкономическая деятельность становится новым видом деятельности. Возникает ситуация, что несколько регионов выходят на рынок с одинаковой продукцией → снижение доходов из-за конкуренции между собой.

Многие субъекты РФ начинают заключать соглашения с другими регионами других государств. До 1999 г. могли заключать и с центральными органами власти. 1 янв. 2000 г. республика Коми имела соглашения с 4 государствами: Венгрия, Чехия, Словакия, Болгария и 6 субъектами ин.государств.

10 соглашений, которые предполагают сотрудничество регионов:

1) не конкретизируется, с каком регионе будут вести взаимоотношения (С Китаем)

2) конкретно указывается регион (Финляндия – Муромская обл., Ленинг.обл, республика Корелия; Калининградская обл. – Литва)

Важное направление сотрудничества – пограничное. Это явление имеет наибольшее распространение в Европе - Еврорегионы. Из 235 администр. единиц 70 являются приграничными. В РФ – примерно половина: Совместное строительство коммуникаций, приграничных постов, культурных взаим-я, энергетический обмен.

Иногда подписываются соглашения с государством: Киргизией, Казахстаном. Приграничный регион с Белоруссией.

С 2000 г. межведомственная комиссия по взаимодействию регионов предполагает создание МОРГ: 3 в Европе – Совет глав Балтийского моря, Совет Баренцева моря, Евроатлантического региона. Некоторые регионы пытаются вступить в уже сложившийся еврорегион.

Не всегда опыт сотрудничества регионов РФ являлся успешным. Эк. Сотрудничество регулируется:

1. Европейская рамочная конвенция 1980 г. о приграничном сотрудничестве и тер. сообществе. Россия присоденилисаь в 1989 г.

2. Дополнительный протокол 1995 г.

Дополнительные механизмы:

1. С 1994 г. действует консультативный совет по внешнеэкон. связям при МИД РФ.

2. Регионы напрямую участвуют с Совете Федерации.

3. Регионы могут взаимодействовать с территориальными представительствами МИД.

4. Рабочие группы по межрегиональным связям. Ок. 75 правит. комиссий, в каждой из них существуют рабочие группы.

5. встречи министров иностранных дел с руководящими органами регионов. С 1998-1999 гг. – 133 встречи. Федеральные власти отслеживают, что относится к внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.

^ 8 билет. Роль регионов России в формировании внешней политики. Международные связи субъектов РФ

Ст. 72 Конституции РФ. Координация внешнеэкономических связей и международных связей – совместная компетенция. . Регионы могут заниматься внешнеэкономической деятельностью, по согласованию с РФ Это положение конституции не конкретизировано – что могут и не могут делать регионы. Появились законы, конкретизирующие:

«Закон о международных договорах РФ» 1995 г.

Субъекты имеют право участвовать (ст.4) в процессе подготовки и подписания международных договоров.

1)вопросы, относящиеся к ведению субъектов

2) полномочия субъектов по предметам совместного ведения. Этот вопрос не регламентирован.

3) регионы могут обращаться с предложениями по приостановке, прекращению действия договора.

Регион может направлять предложения по поводу готовившегося договора, если затрагивает его интересы. Процедура участия – не прописана в законе, но существует право направлять предложения или рекомендации.

1999 г. принят закон «О координации международных и внешнеэкономических связях РФ». Международные связи – научно-технические, культурные, побратимские связи.

До 1999 г. субъект заключал международный договор с другим государством или субъектом. Закон это запрещает. Возможны лишь с согласия федерального правительства. Теперь они самостоятельно могут заключать договоры только с административно-хозяйственными единицами другого государства, но только при согласии собственного Правительства. Эти соглашения не являются международными договорами, а поэтому и не проходят процедуру ратификации.

Процедура:

-субъект направляет проект в МИД

- МИД в течение 1 месяца даёт заключение

- если МИД отказывает, то нужна согласительная процедура

Закон разрешает субъектам открыть представительство в иной стране, но не должны обладать консульскими правами, иммунитетами и привилегиями.

С 2000 г. изменилась структура административного правления и ужесточился административный контроль (создание федеральных округов), и процедура использования возможностей межд.связей усложнилась.

2004 г. Изменилась процедура занятия постов губернатора. Зависимость губернатора от Президента и ориентация его в большей степени на интересы Президента, нежели региона. (2003 г. – спор между Россией и Украиной по поводу о. Тузул в Черноморском проливе. Краснодарский край решил построить дамбу, которая соединяла бы остров и край и превращался бы полуостров и часть края. Вынесен вопрос о запрете, так как затрагивало интересы государства)

Окт. 2004 г. – раздел 3-х островов в рос-кит. Отношениях. Население российской части выступало за то, чтобы не передавать.

До договора 1992 г. вёлся спор о том, какими полномочиями должны обладать регионы.

15 февр. 1994 г. отдельный договор между РФ и Татарстана (отличается от ФЗ). Договор давал ряд уступок Татарстану. Предметом ведения являлись недры, ресурсы, рос.предприятия, земля, экспорт ресурсов. Напряженности между Татарстаном и РФ. Возникает проблема неравноправного положения с другими субъектами.

31 марта 1992 г. «Федеральный договор» - имеет бессрочный характер. 3 сферы ведения (2 субъекта не подписали: Татарстан и Чечено-Ингушская республика)

Рыночная экономика → проблема международных отношений.

Бедные и богатые регионы.

1992 г. Татарстан принимает Конституцию. Конституционный суд признаёт несоответствие.

2000 г. появление Федеральных Округов (Полномочные представитель Президента)

2005 г. Конституция Татарстана новая, т.к. в 2004 г. была отмена выборов кандидатов (назначение Президентом).

Татарстан – сохранение гражданства.

2007 г. договор между РФ и Татарстаном.

Экономическая деятельность регионов

- наличие товаров для реализации

- привлечение инвестиций

С внешнеполитическими заявлениями выступала Дума Краснодарского края, законодательный орган Северной Осетии. Носят рекомендательный характер.

Сложности:

-отсутствие кадров

- соперничество регионов (сырьё)

- регионы получили право разместить займы за границей, время возвращения – а денег нет.


^ 9 Билет. Сравнительная характеристика двух вариантов Концепции внешней политики РФ

Концепция внешней политики (1993г., 2000 г., 2008 г.)

Концепция 1993 года.

По сути, содержала завышенные положения в отношении западных стран (поддержка экономических форм (зап.))

По поводу НАТО – Россия надеялась трансформацию НАТО в чисто политическое образование


Концепция 2000 года

Структурно отличается от предыдущей

Некоторые страны вообще не присутствуют, так как потеряли своё значение для РФ (страны Тихого океана).

5 разделов:

Общие положения

Современный мир и внешняя политика РФ

Приоритеты РФ в решении глобальных проблем

Региональные приоритеты

Формирование и осуществление политики РФ

-идея многополярного мира

- соблюдение международное права

- недопустимость использования силовых акций без санкции ООН (события в Югославии)

- экологическая сфера

- вопрос о вступлении России в ВТО

- привлечение иностранных инвестиций (в реальный сектор и приоритетные сферы российской экономики)

- оптимальное использование российской собственности за рубежом

- борьба с международным терроризмом

- информационное сопровождение внешнеполитической деятельности

Требует также изменений, так как приоритеты РФ изменились. В концепции 2000 г. уже чётко говорится о приверженности России к многополярности, утверждается необходимость соблюдения международного права, недопустимость использования военной сил. акций без санкций ООН. В более подробном виде раскрывается приоритет РФ во внешнепол. сфере: формирование справедливой торговой системы и участия в ней РФ, задача содействию привлечению инвестиций в реальный сектор российской экономики, обеспечение сохранения и оптимального использования рос. собственности за рубежом.

Обслуживание рос. внешнего долга в соответствии с реальными возможностями РФ, добиваться возврата средств в счёт кредита ин. Государствам. Актуальность этой проблемы значительно снизилась. Но проблема возврата кредитов остается.

Появляется новый раздел. Россия отрицательно относится к понятиям гуманитарной катастрофы и гуманитарной интервенции. Говорится о внутренних и внешних угрозах во всех документах, на первом месте – внутренние угрозы.


Концепция 2008 года

- поддержка и популяризация русского языка и культуры в иностранных государствах

- новые вызовы и угрозы: глобальная бедность, в том числе энергетическая, изменении климата, нелегальная миграция

- вопрос религиозного фактора

- избегать избирательного подхода к истории, в том числе к истории Второй Мировой войны

- нет признания возможности организации однополярного мира под эгидой США

- многосторонняя дипломатия

2000 г.: ограниченность ресурсного обеспечения

2008 г.: нет.

- «Тройка» РИК, БРИК

- верховенство права в международных отношениях

- международное экологическое и экономическое сотрудничество (энергоресурсы)

2006 г. Санкт-Петербург: Встреча Восьмёрки.

- негативное: расширение НАТО на восток

2000 г.: особое место США (3)

2008 г.: 3 место – США и Канада

Вопрос об Ираке (2008 г.)

-реализация: внимание Правительству РФ + внутрибюджетное финансирование


^ 10 билет. Сравнительная характеристика двух вариантов Концепции национальной безопасности РФ

Концепция / Стратегия национальной безопасности (1997 г., 2000 г., 2009 г.)

Национальная безопасность – состояние защищённости личности, общества, государства.

2 группы угроз:

- внутренние (наибольшая опасность)

- внешние

Концепция 1997 года:

Для РФ данная концепция – новое явление. В СССР подобную роль выполняли Съезды КПСС. Термин «нац. безопасность» отсутствовал, впервые был упомянут в марте 1991 года в обзоре МИД, причем «нац. безопасность» подразумевалась с решением нац. вопроса. – полноценное поддержание взаимоотношений рассматривалось как Н.Б. (События в Казахстане 92 года, Нагорном Карабахе 1955). Т.о. Н.Б. сводилась к поддержанию дружественных отношений.

В концепции говорится четко, что Н.Б. – состояние защищенности личности, общества, государства. В процессе подготовки документа существовали споры.

В концепции говорилось, что Россия развивается в состоянии благоприятного внутреннего положения, впоследствии (кризис 98, 2-ая Чеченская кампания) были внесены коррективы в 2000 году.

Концепция 2000 года

4 раздела:

  1. Россия в мировом сообществе – в основе лежит концепция многополярного мира.

Предполагается, что Россия будет одним из центров силы. Могут быть и другие ситуации, например, придется присоединиться к другому центру силы.

^ Место РФ определяется:

  • наличием потенциала, чтобы продолжать играть значимую роль в мировых процессах,

  • активизация усилий государств на ослабление позиций РФ в эконом. и полит. сферах.

  1. Национальные интересы РФ – общества и государства

  2. Угрозы национальной безопасности РФ – акцент делается на м/н терроризме.

Говорится о том, что внешние угрозы существуют, но не представляют значит. угрозы для РФ. Упоминается угроза воен. применения силы.

Внешние угрозы для России:

  • расширение НАТО на Восток,

  • распространение средств массового уничтожения,

  • ослабление интеграционных процессов в СНГ,

  • заявления гос-в о принижении роли м/н безопасности (ООН и СБСЕ).

Новые угрозы в пограничной (незавершенность м/н-правового оформления гос. границ: Эстония, морск. граница с Украиной) и информационной сферах (появление термина информационная война и регулирование информационного пространства, документ осуждает практику ведения инф. войн)

  1. ^ Обеспечение национальной безопасности РФ –раздел перечисляет гос. учреждения,

на которые возлагается такая обязанность. К 2000 году существовало много нац. подразделений – около 20 –ФСБ, Службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, пограничные службы, Служба безопасности Президента. Все спец. службы подчиняются непосредственно президенту.

Новшество – вопрос об использовании ядерного оружия. СССР отказывался от применения яд. оружия. говорится о том, что Россия при определенных обстоятельствах может нанести ядерный удар первой (крайний способ реагирования). Опора на ядерное сдерживание – предоствращение войны.

Концепция 2009 года

6 пунктов:

  1. Общие положения

  2. Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития

  3. Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты

  4. Обеспечение национальной безопасности: Национальная оборона, Государственная и общественная безопасность, Повышение качества жизни российских граждан, Экономический рост, Наука, технологии и образование, Здравоохранение, Культура, Экология живых систем и рациональное природопользование, Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.

  5. Организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации настоящей Стратегии

  6. Основные характеристики состояния национальной безопасности: уровень безработицы (доля от экономически активного населения); децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения); уровень роста потребительских цен; уровень гос. внешнего и внутр. долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта; уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта; уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами.

  • важность установление многополярного мира

  • внешняя угроза: расширение НАТО на восток, ослабление СНГ, распространение ОМУ, притязания на территорию РФ, ослабление экономического, политического веса РФ в мире

  • угрозы в информационной и пограничной сферах (нелегальная иммиграция, контрабанда наркотиков)

  • Информационные войны

  • институциональные вопросы

  • отношение РФ к использованию ядерного оружия (РФ сохраняет ядерное оружие как средство предотвращения войны)

11 билет. Сравнительная характеристика двух вариантов Военной доктрины РФ

1993 г.: процесс сокращения ВС. 3 млн. чел. – ВС

1995 г.: не должна превышать 1 900 тыс. чел.

1994 г.: Первая Чеченская компания: доктрина не осуществила

Вопрос о комплектовании российской Армии

- профессиональные армии

- воинский призыв

- смешанная – концепция 1993 г.

2 ноября 1993 - первая военная доктрина была утверждена СовБезом РФ. В ней говорилось, что при сохранении наращивания военной мощи, армию нужно сделать компактной, более дешевой и обученной соответствующим образом. В этот период начался процесс сокращения вооруженных сил.

Была достаточно уязвимой во внешнеполит. сфере, т.к. в ней говорилось на первый план выносилось обеспечение выполнения решений ООН и др. документов, и ничего не говорилось об обеспечении собственных интересов.

Задачи ВС

- против конституционного строя

- обеспечение военной безопасности (поддержание потенциала)

- готовность запасов, людских средств

- отражение вооружённого нападения

- нейтрализация вооружённых конфликтов

- выполнение союзных обязательств

Внутри:

- установление законности и порядка

- ОПМ: обеспечение санкций, принятых мировым сообществом, могут создаваться группировки войск

Экономика:

-необходимость обеспечения запасов

^ Военно-экономическое / военно-политическое сотрудничество – приоритет государства

21 апреля 2000Военная доктрина, состоит из 3 разделов:

  1. военно-политические основы

  2. военно-стратегические основы

  3. военно-экономические основы

В разделе 1 говорится о необходимости оценки военно-полит. обстановки в мире, о факторах, внутр. и внешн. угрозах, принципах обеспечения воен. безопасности в мирное время и в период вооруж. конфликта.

Принципы воен. организации гос-ва: централизация руководства, единство обучения.

Схема руководства воен. орг.: во главе – президент, мин.обороны, ген.штаб, главнокомандующий ген. войск, командование воен. округами.

Раздел 2: характер современных войн: деление на

  • справедливые(в соотв. с решением ООН и принципами МП)

  • несправедливые.

По применяемым средствам делятся на:

  • с применением оружия массового уничтожения

  • обычное вооружение

по масштабам:

  • локальные

  • региональные

  • крупномасштабные

Основные черты современной войны:

  • влияние на все сферы жизнедеятельности человечества

  • активное информацион. противоборство

  • нарастание воздушных кампаний и применение авиации

  • катастрофические последствия поражения экон. сфера гос-в.

ВС должны принимать участие в миротворческих операциях, кот. могут выполняться только гос-вом: ОДКБ, СНГ, ООН

3 раздел: задачи воор. сил

обеспечение воен. безопасности (поддержание боевого потенциала и готовности, запас техники)

готовность отражать воор. нападение на РФ и ее союзников (быстрое и полное развертывание сил)

готовность участвовать во внутр. воор. конфликтах

операции по поддержанию мира


Для решения поставленных задач могут создаваться группировки воен. сил на территории РФ или за ее пределами.

До сих пор не решена проблема вооружения и воен. техники (советского образца). По нормам новая техника д. составлять 70%, у нас после реформы – 10%.

Военно-техническое сотрудничество.

5 февраля 2010 г. – 3-я редакция

2000 г.: 3 раздела

Новая: общие положения

Военные угрозы РФ

Военная политика РФ

Военно-экономическое обеспечение обороны

^ Вопрос о НАТО

-операция в Афганистане

- цветные революции

- нарушение некоторыми государствами международных договорённостей

- борьба с пиратством

- экологическая безопасность

- охрана интеллектуальность собственности

^ Военно-техническое сотрудничество

- Беларусь

- ОДКБ

- СНГ

- ШОС

- ООН

12 билет. Организация международных исследований в России.

1. Экспертные сообщества (изучение, анализ внешней политики)

РАМН, Институт Латинской Америки. Сосредоточены в столичных центрах.

Однако официальная дипломатия редко использует решения подобных экспертов. В СССР запрещалось высказывание других точек зрения, противоречащих официальной, отсутствие свободы творчества. Определение темы государством. Но + в том, что всегда, если по заказу государства, присутствовала оплата деятельности. В настоящее время существуют в основном не гранты, средства бизнес структур. Основная проблема – поиск средств.

3 группы экспертных сообществ:

1. специализированные центры

2. центры комплексных разработок

3. образовательно-коммерческие и исследовательские структуры

I. 1) Особую роль играет СВОП (Совет по внешней и оборонной политике) – 50 представителей

Образован в 1992 г. Председатель Сергей Караганов. В Совет входят представители управленческих, научных, бизнес структур и СМИ.

Главное направление работы – публикация докладов внешнеполитической направленности, которые в дальнейшем обсуждаются на ассамблее.

Совет определяет темы для исследований → рабочая группа → ассамблея

Финансирование: Российский Совет промышленников и предпринимателей + иностранные фонды

С ноября 2002 г. выпускает Журнал «Россия в глобальной политике»


2) Центр Политических исследований в России. Во главе с Орловым. Образован в 1994 г. Некоммерческая автономная организация, специализирующаяся на проблемах распространения ОРУ и в частности ядерного оружия. Журнал «Ядерный контроль». Бюллетень «Вопросы безопасности».

В 1997 г. появляется Центр анализа стратегии и технологии. Журнал «Экспорт вооружений».


3)Фонд национальной и международной безопасности (Шершнёв) со второй половины 1990-х годов. Исследования формирования вооруженных сил РФ, взаимодействия вооруженных сил с гражданским населением. Журнал «Проблем безопасности».


4) Внешнеполитическая ассоциация России. С февраля 1991 года руководитель бывший министр иностранных дел Бессмертных Александр. Журнал «Аналитическая информация». Проблемы международной безопасности, ядерного оружия.


II. 1) Горбачёв-Фонд. Не занимается только вопросами внешней политики

2) Фонд «Российский общественно-политический центр». Журнал «Полития»

3) Институт стратегических оценок и анализа. Журнал «Вестник аналитики».


III. 1) Московский центр Карнеги (1993 г.) – отделение американского центра

Проводит значительную деятельность, основанную на образовательной работе. Широкая издательская деятельность, до 20 наименований литературы. Журнал «Pro et Contra». Издается серия рабочих материалов, ежемесячных брифинг.


2) Научно-образовательный форум по международной безопасности с участием учёных-международников. Журнал «Международные процессы (Богатуров)

3) Российская Ассоциация международных исследований

4) Российская Ассоциация европейских исследований


Направления:

Евразийцы - атлантисты (Иноземцев, Лебедев)

- американисты

- европеисты (ЕС)

+ геополитики (Назарбаев) - отстаивать самобытность


В российской внешней политики – переход в сторону западного направления, должна носить разносторонний характер. СНГ – приоритет России → евразийцы, геополитики. Развитие отношений с Индией, Китаем → 1996 г. РИК.

Индия, Китай – проблема территорий

Идея многополярности.

Чаще всего объединения чисто по территориальному признаку. Не означает, что все учёные, работающие в одном фонде, имеют одинаковое мышление относительно конкретного вопроса, могут относиться к различным школам политики.

Всех учёных условно можно разделить:

- группа, которая одобряет и поддерживает внешнюю политику РФ

- группа, которая критикует внешнюю политику и считает её непоследовательной.

Первая группа называется также Атлантическим направлением. Вся политика и контакты с США должны быть оправданы, и действия являются последовательными. В эту группу входят те, кто осуществляет непосредственную внешнюю политику РФ (министры, дип.работники и т.д.) Главная задача РФ – интеграция в мировую экономику и мировой рынок. РФ должна проводить благожелательную политику в отношении Запада, нужно искать более тесную модель сотрудничества с НАТО (против расширения НАТО на восток, но более мягкое реагирование). Гораздо больше того, что объединяет с западными странами, а не разъединяет.

Рос. геополитическая школа впервые поставила вопрос о приоритете взаимодействия РФ с СНГ. Говорили о том, что отношения нужно строить не только со странами Запада, но и востока, идея о многополярном мире. Представители консервативного направления считают, что Россия более мягко ведёт себя на межд.арене.


Скачать файл (207.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru