Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Реферат - Развитие воображения и творческой деятельности - файл 1.docx


Реферат - Развитие воображения и творческой деятельности
скачать (38.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx39kb.18.12.2011 16:57скачать

Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Федеральное агентство по образованию

Ульяновский Государственный Технический Университет

Кафедра «Политология, социология и связи с общественностью»

Реферат

«Развитие воображения и творческой деятельности»


Составитель:
Руководитель:

.
Ульяновск, 2009.



Содержание.


  1. Введение………………………………………………………………………3

  2. Определение понятия творческой деятельности………………………….4

  3. Виды творческой деятельности…………………………………………….5

  4. Воображение в творчестве………………………………………………….6

  5. Законы развития воображения……………………………………………..8

    1. Развитие воображения отдельной личности………………..8

    2. Развитие воображения в человеческом роде……………….11

  6. Способы развития творческих способностей человека…………………13

  7. Заключение…………………………………………………………………15

  8. Список литературы………………………………………………………..16



  1. 

  2. Введение.

Как известно воображение возникает в процессе творческой деятельности. А творчество характерно только для человека, поэтому исследование этого процесса играет большую роль в жизни каждого человека.

С давних времен и посей день психологам ничего не известно о механизме воображения. Но можно смело сказать, что этот психический процесс лучше и быстрее всего развивается в раннем возрасте в процессе творческой деятельности. Для этого необходимо выявлять и развивать способности ребенка. В своей работе я привела основные группы способностей, которые позволят достичь успеха в какой-либо деятельности.

Так же я использовала материал из книги «Основы творческо-конструкторской деятельности» Уварова С.Н. для раскрытия понятия творчества и определения основных видов творческой деятельности. Работы Рибо Т. («Творческое воображение») и Рубинштейна С.Л. («Основы общей психологии») помогли мне показать, какое место занимает воображение в творчестве, а так же процесс развития воображения на протяжении всей жизни человека.

  1. 

  2. Определение понятия творческой деятельности

Творчество — деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Творчество, являясь результатом труда и усилий отдельного человека, вместе с тем всегда носит общественный характер. Творческое решение задач возможно только тогда, когда в оде развития общества созрели условия для их решения. То новое, что возникает как результат творческой деятельности, опирается на общественную практику, на накопленные обществом знания, умения и приемы решения творческих задач.

Творчество представляет собой сложную психическую деятельность человека, каждый из этапов которой характеризуется своими психологическими особенностями. Творчество начинается с постановки задачи, еще не получившей решения, и расчленения ее на ряд частных задач. Затем следует основной этап творчества – поиски нужного решения, которое обычно намечается сначала в виде общей задачи (принципа), указывающий основной путь решения. В дальнейшем общая идея (принцип) детально раскрывается, обосновывается, доказывается. Во многих случаях идея возникает первоначально лишь в виде предположения (гипотезы), которая затем проверяется. Если она оказывается неприемлемой, то заменяется новой, подвергающейся проверке и т.д. Полноценное творчество заключается не только в том, что у человека возникают интересные идеи, темы, но и в том, что эти идеи воплощаются в соответствующий продукт, делающийся достоянием общества, доступный восприятию, пониманию и оценке других людей.

Важнейшие, решающие моменты творческой деятельности связаны обычно с особым напряжение и подъемом сил и способностей человека: максимально полным сосредоточением внимания на предмете творчества, напряженной умственной деятельностью, требующим значительного волевого напряжения и эмоциональной захваченности решаемой задачей.

Возможность творчества предполагает наличие не только устойчивой склонности к какой-либо деятельности, способностей для нее, но и необходимого запаса знаний и умений в известно области. Для творчества необходимы широкие наблюдения по интересующему кругу явлений, глубокий их анализ, знаний и критическое рассмотрение того, что уже сделано другими по данному вопросу.

  1. 

  2. Виды творческой деятельности


Виды творческую деятельность можно разделить на два основных вида: научно-техническое и художественное творчество.

Основной задачей научно-технического творчества является создание современных конкурентоспособных объектов техники, которые по своим технико-экономическим показателям и конструктивному исполнению соответствуют последним научно-техническим достижениям. В основе технического творчество лежит проектная деятельность.

Вид человеческой деятельности, заключающейся в создании произведений искусства, носит название художественного творчества. Художественное творчество проявляется в избранной художником теме, в характере трактовки тех или других явлений жизни, в оригинальности созданных художественных образов, в использовании новых художественных средств для наиболее адекватного выявления содержания, в обогащении жанров данного вида искусства. Высшей формой выражения художественного творчества является создание произведений, прокладывающих новые пути в искусстве и литературе. Полноценное художественное творчество требует соответствующего развития способностей человека, художественного мастерства, которые формируются и совершенствуются только в процессе реальной художественной практики.

  1. 

  2. Воображение в творчестве.

Воображение играет важную роль в каждом творческом процесс, а особенно его значение велико в художественном творчестве. Сущность художественного воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы суметь создать новые образы, способные быть носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненности.

В корне ошибочным является представление о том, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем больше воображения у его автора. Воображение Льва Толстого ничуть не слабее воображения Эдгара Алана По. Оно просто другое. Ведь чем реалистичнее произведение, тем мощнее должно быть воображение, чтобы сделать описываемую картину наглядной и образной. Ведь как известно, мощное творческое воображение узнается не столько по тому, что человек может вымышлять, придумывать, а по тому, как он умеет преобразовывать действительность в соответствии с требованиями художественного замысла. Но соблюдение жизненности и реальности не означает, конечно, фотографически точного копирования воспринятого, ведь у настоящего художника есть не только необходимая техника, но и особый взгляд на вещи, отличный от взгляда нетворческого человека. Поэтому основная задача художественного произведения– показать другим то, что видит художник, так, чтобы это увидели и другие. Даже в портрете художник не фотографирует изображенную персону, а преобразует воспринимаемое им. Продукт такого воображения дает часто более глубокую и верную картину, чем это может сделать даже фотография.

Воображение в художественном творчестве допускает, конечно, и значительный отлет от действительности, значительное отклонение от нее. Художественно творчество выражается не только в портрете, оно включает и скульптуру, и сказку, и фантастический рассказ. Как в сказке, так и в фантастике отклонения могут быть очень велики, но они в любом случае должны быть мотивированы замыслом, идеей произведения. И чем значительнее эти отклонения о действительности, тем мотивированнее они должны быть, иначе они не будут поняты и по достоинству оценены. Творческое воображение использует такого рода фантастику, отклонение о 

некоторых черт действительности, с целью придать образность и наглядность реальному миру, основной идее или замыслу.

Некоторые переживания, чувства людей в повседневной жизни могут быть и незаметны глазу обывателя, воображение же художника, отклоняясь о действительности, преобразует ее, ярче освещая и выпуклее показывая какую-то особо для него важную часть этой действительности. Отойти от действительности, чтобы глубже в нее проникнуть и лучше понять,– такова логика творческого воображения.

Не менее необходимо воображение и в научном творчестве. В науке оно формируется не в меньшей мере, чем в творчестве, а лишь в других формах.

Еще английский химик Пристли, открывший кислород, заявлял, что все великие открытия, способны сделать лишь ученые, которые дают “полный простор своему воображению". Роль фантазии в науке высоко оценивал и Ленин, считая, что “она нужна не только поэту. Даже в математике она нужна, ведь фантазия есть качество величайшей ценности”. Специфическая роль воображения в научном творчестве заключается в том, что оно преобразует образное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению.

Очень ярко роль воображения показана в экспериментальном исследовании. Экспериментатор, задумывая опыт, должен, используя свои знания и гипотезы, достижения науки и техники, представить себе такую ситуацию, которая бы удовлетворила всем требующимся условиям. Другими словами, он должен вообразить проведение такого опыта и понять его цели и последствия. Одним из ученых, который всегда «проводил эксперимент» своим воображением перед настоящим опытом, был физик Э. Резерфорд.



5. Законы развития воображения.

Творческое воображение в своем полном развитии проходит через три периода, отделенные критическою фазою: период самобытности или приготовления, критический момент и период окончательного составления, представляющегося в разных видах.

    1. Развитие воображения отдельной личности.

Первый период. Он нам известен; это – возраст, с которого начинается проявление воображения. У нормального человека это начинается с трех лет, охватывает детство, отрочество, юность и продолжается то больше, то меньше. Игры, сказки, мифические и фантастические понятия о мире – вот в чем оно выражается прежде всего; потом у большинства воображение зависит от влияния страстей и особенно от половой любви. Долгое время оно остается свободным от всякого рационального элемента.

Размышление рождается довольно поздно, растет медленно и по мере своего укрепления влияет на работу воображения, стремясь ее уменьшить. Этот возникающий антагонизм представлен на следующей фигуре:

Кривая IM представляет ход воображения в этот первый период. Сначала она поднимается довольно медленно, потом повышается быстро и держится на высоте, соответствующей апогею воображения в этой первой форме. Означенная точками линия Rx представляет развитие рассудка, начинающееся позднее; эта линия поднимается гораздо медленнее, но достигает постепенно точки х на уровне кривой воображения. Обе эти интеллектуальные формы стоят теперь друг перед другом, как соперничающие силы. Часть Мх ординаты приходится в начале другого периода.

Второй период. Это критическая фаза неопределенной продолжительности, но во всяком случае гораздо более краткой, чем две 

другие. Этот момент кризиса можно характеризовать лишь его причинами и следствиями. В физиологическом порядке его причины – образование взрослого организма и взрослого мозга; а в порядке психологическом – антагонизм между чистою субъективностью воображения и объективностью рассудочных процессов, или другими словами – между неустойчивостью и устойчивостью ума. Что касается до следствий, то они принадлежат только третьему периоду, наступающему после этой темной фазы метаморфозы.

Третий период. Он уже окончательный; так или иначе, в той или другой степени воображение сделалось рассудительным, подчинилось рассудку; но этого преобразования нельзя свести к единственной формуле.

1. Творческое воображение приходит в упадок. (Это показано на рисунке быстрым опусканием кривой воображения MN' к линии абсцисс, хотя кривая никогда последней не достигает). Это самый общий случай. Лишь особенно богато одаренные воображением составляют исключение. Большинство мало-помалу входит в прозу практической жизни, хоронит мечты своей юности, считает любовь химерой, и проч. Это однако лишь регресс, но не уничтожение, потому что творческое воображение не исчезает совершенно ни у кого; оно делается только случайностью.

2. Оно продолжается, но предварительно преобразовавшись; оно приспособляется к рациональным условиям; это уже не чистое воображение, а смешанное. (Это показано на фигуре параллельностью линии воображения MN и линии рассудка XO ). Так бывает у людей, действительно богатых воображением, у которых способность к изобретению остается долго юною и живучею. Этот период продолжения и окончательного устройства духовной жизни с помощью рассудочного преобразования воображения представляет несколько случаев. Во-первых – это самый простой случай – преобразование происходит под логическою формой. Творческая способность, проявившаяся в первый период, остается постоянно той же и следует все тому же пути. Таковы скороспелые изобретатели, призвание которых проявилось рано и не подвергалось никогда отклонению в сторону. Изобретение сбрасывает с себя постепенно детские или юношеские черты и становится соответствующим поре мужества; других же изменений нет.

Другим случаем будет метаморфоза или отклонение творческой способности. Известно, как много людей, оставивших о себе великую память в науке, в политике, в механических изобретениях или в промышленности, начинали с посредственных опытов в музыке, живописи и особенно в поэзии. Толчок к изобретательности не направил ее сразу по надлежащему пути. Шла подражательная работа в надежде на изобретение. Сказанное выше о 

хронологических условиях развития воображения избавляет нас от необходимости останавливаться на этом случае. Потребность творить шла сначала по линии наименьшего сопротивления, где она находила. уже некоторый приготовленный материал; но чтобы достигнуть полного самосознания, для нее нужно было больше времени, больше знаний, большего запаса опытности.

Встречается и обратные случаи, когда воображение, к концу этого третьего периода, возвращается к расположениям первого возраста. Такая регрессивная метаморфоза случается редко, но примеры ее есть. Обыкновенно творческое воображение, пройдя фазу, соответствующую мужеству, гаснет вследствие медленной атрофии, не подвергаясь преобразованию.

Наконец у некоторых воображение, хотя и сильное, не переходит за первый период и сохраняет всегда свою юношескую, почти детскую форму, едва измененную крайне малым количеством рассудочности. Заметим, что здесь речь идет не о простодушии и искренности характера, свойственного некоторым изобретателям, вследствие чего их называют "взрослыми детьми", но о простоте и искренности самого их воображения. Эта исключительная форма совместима только с художественным творчеством. Прибавим сюда еще мистическое воображение. Оно доставило бы примеры не столько в своих религиозных представлениях, где не существует контроля, сколько в своих мечтах с научным оттенком. Современные мистики изобрели такое миросозерцание, которое приводит нас к мифологии первых веков. Это продолжающееся детское состояние воображения, вообще представляющее аномалию, производит скорее смешные диковины, чем творения.

В упомянутом третьем периоде развития воображения проявляется вторичный дополнительный закон – возрастающей сложности; он следует за поступательным движением от простого к сложному. По правде сказать, это не есть закон воображения в собственном смысле, но рационального развития, влияющего на него в обратном направлении; это закон духа познающего, но не воображающего.

Бесполезно доказывать, что теоретическое и практическое знание развивается по мере своего усложнения. Но как скоро ум ясно отличает возможное от невозможного, мнимое от действительного (чего не может делать ребенок и дикарь), как скоро он привык к рассудительности, подчинился дисциплине, влияние которой неизгладимо, – и творческое воображение волей-неволей подчиняется новым условиям. Оно лишается своей неограниченной власти, теряет ту смелость, какою обладало в детстве, 

и подчиняется правилам логического мышления, которое в своем движении захватывает и его. За указанными выше исключениями (причем они только частные) творческая способность зависит от способности познания, налагающего на первую обязанность принять его форму и следовать его закону развития. В литературе и искусствах установление разницы между простотою примитивных созданий и сложностью произведений далеко зашедшей цивилизации сделалось общим местом. В порядке практическом, техническом, научном, социальном, чем больше дело подвигается вперед, тем больше нужно и знать, чтоб создавать новое, а без этого люди повторяют старое, полагая, что изобретают новое.

    1. Развитие воображения в человеческом роде

Развитие воображения в человеческом роде, рассматриваемое исторически, следует по тому же пути, как и у отдельного человека.

Вико первый увидел, какую пользу можно извлечь из мифов для изучения воображения, разделял исторический путь человечества на три последовательные периода: божественный или теократический, героический или сказочный, человеческий или исторический в собственном смысле; причем по миновании одного такого цикла начинается новый. Эти два первые периода, составляющие везде и всегда предшествующие и предварительные стадии цивилизации, и есть торжество воображения. Оно произвело мифы, религии, легенды, эпические и воинственные рассказы, гордые памятники, воздвигнутые в честь богов и героев. Многие народы, развитие которых не было полным, не пережили этих двух периодов.

Возьмем этот вопрос в более точной, более ограниченной и более известной форме, в виде истории умственного развития Европы со времени падения Римской империи.

Велико значения воображения в Средние века; достаточно вспомнить силу религиозного чувства, непрестанно возрождавшиеся эпидемии суеверия, учреждение рыцарства со всем, что с ним связано, героическую поэзию, рыцарские романы, любовные приключения, появление готического искусства и проч. Наоборот, за тот же период потрачено очень мало воображения на изобретения практической жизни, промышленности и торговли. Разработка науки, ограничивавшаяся латинскою тарабарщиной, которую читали только дьячки, состояла в продолжении древних преданий и всякого вздора, так что за десять веков к положительному знанию не прибавилось почти ничего. Поэтому рисунок с двумя кривыми для 

воображения и рассудка одинаково выражает как историческое развитие (за этот первый период), так и индивидуальное.

Эпоха Возрождения была критическим моментом, переходным периодом, временем преобразования, аналогичным с тем, какой был отмечен нами в индивидуальном развитии, когда перед воображением выступает его могущественный соперник.

Наконец бесспорно можно допустить, что за новейший период социальное воображение частью ослабило, частью стало более рассудочным под влиянием двух главных факторов, из которых один научный, а другой экономический. Вследствие этого воображение получило новые задачи.

  1. 

  2. Способы развития творческих способностей человека

Воспитательная эффективность учебного процесса в значительной мере зависит от того, насколько обеспечивается формирование творческих способностей каждого ученика. Поэтому существует необходимость с раннего возраста развивать творческие способности.

Выделяют следующие уровни способностей:

  1. репродуктивный (обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью).

  2. творческий (обеспечивает создание нового, оригинального).

Творческие способности делятся на три основные группы:

  1. Способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности);

  2. Способности, связанные с темпераментом (эмоциональность);

  3. Умственные способности.

У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у разных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по уровню развития. С начала XX века предпринимались попытки измерить способности. Для измерения способностей использовались тесты. Но более верный путь определения способностей — это выявление динамики успехов в процессе деятельности. Успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-то отдельными способностями самими по себе, а лишь сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека. Успех в овладении деятельностью может достигаться различными путями. Так, недостаточное развитие той или иной отдельной способности может быть компенсировано развитием других способностей, от которых также зависит успешное выполнение той же самой деятельности.

Компоненты педагогических способностей: конструктивные, организаторские, коммуникативиые. Конструктивные способности проявляются в желании и умении развивать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей. Организаторские способности проявляются в умении включать учащихся в различные виды деятельности и 

умело воздействовать на каждую личность ребенка. Коммуникативные способности проявляются в умении устанавливать правильные взаимо

отношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понять каждого ученика.

  1. 

  2. Заключение.

В заключении можно сказать, что развитие воображения и творческой деятельности играет большую роль в процессе человеческой деятельности. Ни одному виду человеческой деятельности не чужд творческий подход, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей.

В своем реферате я раскрыла суть творчества, роль воображения в творческой деятельности. И, что самое главное, процесс развития воображения, из чего видно, что бурное развитие происходит в раннем возрасте. Поэтому следует заниматься развитием способностей детей еще с дошкольного возраста. Однако, по мере взросления, воображение принимает иные формы и результаты его творчества находят свое применение в жизни.

Миру известные многие личности, которые внесли свой вклад в историю. Это и люди искусства: художники, поэты, музыканты и т.д., и ученые и изобретатели, которые двигали научно-технический прогресс, в результате чего в настоящее время любой человек может пользоваться всеми благами человечества и наслаждаться произведениями искусства.

  1. 

  2. Список литературы.



  1. Уваров С.Н., Кунина М.В./Основы творческо-конструкторской деятельности – М.: Академический Проект, 2005. – 80 с.

  2. Калошина И.П./Психология творческой деятельности: Учеб. пособие для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 431 с.

  3. Психологические исследования творческой деятельности/под ред. Гусакова А.Г. – М.: НАУКА, 1975. – 256 с.

  4. Рубинштейн С.Л./Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.

  5. Рибо Т./Творческое воображение. – СПб., 1901.





Скачать файл (38.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru