Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Международные организации по стандартизации - файл 1.doc


Загрузка...
Международные организации по стандартизации
скачать (134.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc135kb.18.12.2011 17:12скачать

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО МагнГТУ У.И.Носова

Кафедра ТССА

Тема: Международные организации по стандартизации

Реферат

Выполнил:

ст. факультета технологий и качества

Антонов Е.А.

гр. ТСА-06

Проверил:

старший преподаватель

Яковлева Е.С.

Магнитогорск 2006

Оглавление

1.1. Структура международной системы стандартизации (стр. 3)

1.2. Официальные международные организации стандартизации (стр. 6)

1.2.1. Организации ISO (ИСО) (стр. 6)

1.2.2. Организации IEC (МЭК) (стр. 10)

^ 1.3 Организационная структура ИСО (стр. 11)
1.1. Структура международной системы стандартизации

К международной системе станартизации относится большой ряд организаций, разных по назначению, принципам функционирования, сферам деятельности. Для целей анализа этой системы, введем следующую классификацию входящих в ее состав организаций:

Официальные международные организации стандартизации

    К официальным организациям в международной системе стандартизации относятся:

    1) ISO (International Organization for Standardization - Международная организация стандартизации, http://www.iso.ch/).

    2) ^ IEC (International Electrotechnical Commision - Международная электротехническая комиссия, http://www.iec.ch/).

    3) ITU (International Telecommunication Union - Международный союз по телекоммуникации, http://www.itu.int/).

    Именно эти организации обладают признанными всеми странами полномочиями издавать международные стандарты, называемые также стандартами де-юре или формальными стандартами. Таким образом, формальными стандартами являются международные стандарты ISO, IEC и рекомендации ITU.

    Как будет показано ниже, эти организации в своей деятельности тесно взаимосвязаны друг с другом посредством организационных и процедурных механизмов, что в значительной мере обеспечивает целостность и гармонизированность разрабатываемых ими стандартов. Именно, благодаря тому, что формальные стандарты разрабатываются и сопровождаются на хорошо регламентированной систематической основе, об их совокупности можно говорить как о системе международных стандартов.

Региональные организации стандартизации

    К региональным относятся организации, представляющие в глобальном процессе стандартизации ИТ интересы крупных регионов или континентов.

    Например, по европейским законам в качестве официальных европейских организаций стандартизации ИТ признаются:

    1) CEN (the European Committee for Standardization - www.cenorm.be) - европейский комитет стандартизации широкого спектра товаров, услуг и технологий, в том числе, связанных с областью ИТ.

    2) CENELEC (the European Committee for Electrotechnical Standardization - www.cenelec.be) - европейский комитет стандартизации решений в электротехнике, в частности, стандартизации коммуникационных кабелей, волоконной оптики и электронных приборов.

    3) ETSI (European Telecommunications Standards Institute - www.etsi.org) - европейский институт стандартизации в области сетевой инфраструктуры.

    Цель образования этих организаций состояла в том, чтобы способствовать развитию процесса стандартизации в Европе, сотрудничеству с другими международными организациями стандартизации, проведению учитывающей европейские интересы технической политики в международной стандартизации, обеспечению нормативной базы для создания (в 1992 г.) и эффективного функционирования общеевропейского рынка.

    В 1998 г. организацией CEN создано новое подразделение, названное ISSS (the Information Society Standardization System, www.cenorn.be/isss), целью которого является обеспечение участников рынка европейского информационного сообщества всеобъемлющей и целостной системой стандартов для продуктов и сервисов в области информационных и телекоммуникационных технологий.

Национальные организации стандартизации

    В каждой индустриально развитой стране существует одна организация стандартизации, которая представляет данную страну в ISO в качестве участника международного процесса стандартизации.

    Такие организации, входящие в состав ISO, называются организациями национальных стандартов (National Standards Bodies). Они выполняют следующие задачи:

участвуют в разработке и принятии международных стандартов с учетом национальных интересов;

выполняют локализацию и адаптацию международных стандартов для их успешного применения в своих странах, а также способствуют разработке национальных стандартов в соответствии с международными стандартами;

передают в ISO для стандартизации на международном уровне разработанные ими (или разработанные аккредитованными ими организациями) спецификации, являющиеся национальными стандартами.

    Примерами организаций национальных стандартов, внесших значительный вклад в развитие международной системы стандартов ИТ, являются:

ANSI (American National Standards Institute, www.ansi.org) - американский институт национальных стандартов. Организация, определяющая государственные стандарты в США в различных сферах деятельности, включая фотопродукцию, автомобилестроение, кораблестроительную, авиационную и другие виды промышленности, а также компьютерные технологии.

^ AFNOR (Association Francaise de Normalisation) - французская ассоциация по стандартизации, аналогичная по назначению ANSI.

BSI (British Standards Institute) - британский институт стандартов.

^ DIN (Deutsches Institute fur Normung e.v.) - германская организация национальных стандартов.

JISC (Japanese Industrial Standards Committee) - японский комитет промышленных стандартов.

    Последние три организации также выполняют в своих странах роли, аналогичные назначению ANSI в США.

    Как отмечалось, в каждой стране только одна организация может представлять свою страну в ISO. При этом в любой стране могут существовать и другие организации стандартизации национального уровня. В США существует несколько сотен организаций, работающих в области стандартизации. Среди них отметим еще одну - NIST (The National Institute for Standards and Technology, www.nist.gov). До 1991 г. эта организация называлась NBS (National Bureau of Standards). Она отвечает за определение национальной технической политики в области стандартизации, прежде всего, для госбюджетных организаций.

Промышленные консорциумы и профессиональные организации

    В последнее десятилетие особенно быстрыми темпами развивалась стандартизация консорциумов (consortia standadization), показавшая себя весьма продуктивной составляющей общего процесса международной стандартизации. Хотя данная форма стандартизации не гарантирует качество стандартов и уровень регламентированности процесса их сопровождения, свойственные формальным стандартам, ее достоинствами является быстрота процесса разработки и согласования стандартов (например, в форме открытых спецификаций).

    Более того, высокая заинтересованность участников консорциума в достижении конечного результата в сжатые сроки, как правило, позволяет успешно решать вопросы, связанные с финансовым обеспечением соответсвующих проектов.

    Как правило, консорциумы различаются сферами интересов, организационной инфраструктурой, способами финансирования.

    Например, финансирование деятельности OMG осуществляется за счет взносов участников-организаций этого консорциума. IEEE получает значительное финансовое обеспечение благодаря членским взносам физических лиц, входящих в различные сообщества этой организации. IETF получает основную поддержку своей инфраструктуры за счет финансирования правительства США. ISSS использует смешанные способы финансирования своей деятельности.

    Примером взаимодействия официальных международных организаций стандартизации с консорциумами может служить проведение в качестве стандартов ISO и рекомендаций ITU-T спецификаций OMG по технологиям объектной распределенной обработки через подкомитеты и исследовательские группы международных организаций стандартизации. Далее, IEEE, известная разработками стандартов для локальных сетей, переносимых интефейсов операционных систем (POSIX) и др., проводит свои спецификации в качестве международных стандартов через организацию ANSI, которой IEEE аккредитован в качестве организации-разработчика стандартов США. Труднее складывается взаимодействие группы IETF, которая сама претендует на роль формальной организации стандартизации мирового уровня, с официальными международными организациями стандартизации. Однако и здесь есть примеры конструктивного взаимодействия.

    Другим примером интеграции процессов разработки формальных стандартов и открытых спецификаций является упоминавшаяся выше специальная техническая политика по сотрудничеству с консорциумами, проводимая организацией ISSS (представителем формальной стандартизации), а также ее новые формы организации проектов в виде Workshop-стандартизации.

    Таким образом, международная система стандартизации охватывает значительное число организаций-участников процесса разработки стандартов. И одной из главных теденций процесса стандартизации является все более тесная интеграция деятельности этих организаций, направленная на создание единой системы стандартизации Информационного общества.

    Рассмотрим более детально аспекты деятельности основных организаций стандартизации ИТ. Начнем с официальных международных организаций.
^ 1.2. Официальные международные организации стандартизации

1.2.1. Организации ISO (ИСО)

    Международная организация ISO начала функционировать 23 февраля 1947 г. как добровольная, неправительственная организации. Она была учреждена на основе достигнутого на совещании в Лондоне в 1946 г. соглашения между представителями 25-ти индустриально развитых стран о создании организации, обладающей полномочиями координировать на международном уровне разработку различных промышленных стандартов и осуществлять процедуру принятия их в качестве международных стандартов. Основная цель организации ISO - содействие международному обмену товарами и услугами, а также сотрудничеству стран в экономической, интеллектуальной, технологической и научной сферах.

    Деятельность ISO связана со стандартизацией обширного спектра товаров, технологий и услуг различных областей, включая: текстильную промышленность, обработку информации, телекоммуникацию, производство и использование энергии, кораблестроение, банковские и финансовые услуги, защиту окружающей среды, здравоохранение и безопасность, образование и пр.

    Изначально полномочия ISO в международной стандартизации были ограничены исключением из ее поля деятельности двух важных отраслей - телекоммуникационной, а также электротехнической и электронной отраслей, так как для этих направлений уже сложилась система международной стандартизации в лице организаций ITU и IEC, соответственно. Однако в последствие у этих трех организаций развился значительный совместный интерес, связанный со стандартизацией технологий информационной индустрии. Исключение коллизий в деятельности организаций международной стандартизации там, где их интересы пеерсекались, решалось с помощью создания совместного комитета (например, JTC1) или рабочих групп.

    Официальное название ISO это - International Organization for Standardization. "ISO" не является аббревиатурой официального названия организации, а слово, которое служит еще одним ее названием. Это слово происходит от греческого слова "isos", которое означает "равный" (equal), т.е. равный стандарту.

    Организация ISO внесла большой вклад в становление международной системы стандартизации.

    К ее важным заслугам следует отнести разработку нашедших всемирное применение фундаментальных системных стандартов по основам управления качеством продукции (ISO 9000) и окружающей средой (ISO 14000), а также разработку стандартов на телефонные и банковские карточки, фотооборудование, грузовые контейнеры, конечно же, языки программирования и многое другое.

Основные объекты стандартизации и количество стандартов (в % от общего

числа) характеризуют обширный диапазон интересов организации.
|Машиностроение |29 % |

|Химия |13 % |

|Неметаллические материалы |12 % |

|Руды и металлы |9 % |

|Информационная техника |8 % |

|Сельское хозяйство |8 % |

|Строительство |4 % |

|Специальная техника |3 % |

|Охрана здоровья и медицина |3 % |

|Основополагающие стандарты |3 % |

|Окружающая среда |3 % |

|Упаковка и транспортировка товаров |2 % |
Остальные стандарты относятся к здравоохранению и медицине, охране

окружающей среды, другим техническим областям. Вопросы информационной

технологии, микропроцессорной техники и т.п. — это объекты совместных

разработок ИСО/МЭК. В последние годы ИСО уделяет много внимания

стандартизации систем обеспечения качества. Практическим результатом усилий

в этих направлениях являются разработка и издание международных стандартов.

При их разработке ИСО учитывает ожидания всех заинтересованных сторон –

производителей продукции (услуг), потребителей, правительственных кругов,

научно-технических и общественных организаций.
    Общее число созданных и сопровождаемых ISO стандартов к 2001 г., составляло порядка 13000, из которых более 2000 стандартов относятся к области ИТ.

    В ISO работает около 3 000 технических комитетов, подкомитетов и рабочих групп, в совещаниях которых ежегодно принимает участие более 30000 экспертов. ISO сотрудничает с более чем 500 международными организациями.

    ISO является организацией федеративного типа. В ее состав входят организации, которые подразделяются на три группы:

организации-члены ISO (member bodies) - непосредственно составляющие ISO и являющиеся наиболее представительными организациями стандартизации в своих странах, которые разделяют ответственность за выполнение основных организационных и технических задач ISO, а также несут основную финансовую нагрузку по обеспечение деятельности ISO;

организации-корреспонденты (correspondent members) - не принимающие активного участия в технической и организационной работе ISO, но имеющие доступ к интересующей их информации (обычно эта форма участия в работе ISO используется для вовлечения в процесс стандартизации развивающихся стран);

организации-подписчики (subscriber members) - организации, с которых взымаются минимальные взносы, позволяющие им поддерживать официальные контакты с системой стандартизации (обычно этой формой участия пользуются экономически слабо развитые страны).

    К 2001 г. ISO включала в свой состав 135 организаций национальных стандартов, из них 90 - первого типа (member bodies), 36 - второго (correspondent members) и 9 - третьего (subscriber members).

    Организационная структура ISO [www.iso.ch] показана на рис. 2.1 , на котором используются следующие сокращения:

    CASCO - ISO Committee on conformity assessment (комитет по сертификации)

    COPOLCO - ISO Committee on consumer policy (комитет потребительской политики)

    DEVCO - Committee on developing country matters (комитет по делам с развивающимися странами)

    INFCO - ISO Committee on information system and services (комитет по информационным системам и услугам)

    REMCO - ISO Committee on reference materials (комитет по эталонным материалам)

    Верховным органом ISO является Генеральная ассамблея (General Assembly), которая собирается раз в три года для выработки политических решений стратегического уровня и избрания руководящего состава организации.

    Реализация этих стратегических решений возлагается на Совет (Council), в состав которого входят президент Генеральной ассамблеи (в качестве председателя Совета), вице-президент, казначей организации и около двух десятков избранных высокопоставленных чиновников. Заседания Совета проводятся ежегодно. На них решаются вопросы, связанные с технической структурой ISO, с публикацией принятых стандартов, назначением членов исполнительных органов, например, Совета по техническому управлению (Technical Management Board), с избранием председателей технических комитетов, утверждением планов работ технических комитетов и пр.

    В организационную стуктуру ISO входят: комитеты, отвечающие за разработку политики организации (CASCO, COPOLCO, DEVCO, INFCO); комитет по эталонным или справочным материалам (REMCO); постоянные и временные группы технических консультантов (advisory groups); центральный секретариат (Central Secretariat); технические комитеты (Technical Committees, TCs).

    Вся содержательная работа по стандартизации ИТ выполняется техническими комитетами. Каждый технический комитет имеет уникальный идентификатор, который составляется из префикса "ТС", за которым следует порядковый номер комитета. Если комитет распускается, то его номер не переиспользуется. При образовании нового комитета ему присваивается первый по порядку неиспользуемый номер. Каждый комитет имеет свой секретариат. Работа, выполняемая комитетом, распределяется по подкомитетам (subcommittees, SCs) с учетом их специализации. Каждый подкомитет также имеет свой секретариат. Секретариаты комитетов и подкомитетов распределяются по организациям-членам ISO, которые и спонсируют работу соответсвующих секретариатов.

    Технические комитеты и подкомитеты могут распределять работу по рабочим группам (Work Groups, WGs). Рабочие группы не имеют секретариатов. Они возглавляются руководителями (conveners), назначаемыми родительскими комитетами. Каждая из организаций-членов ISO может пожелать, чтобы ее представитель принимал участие в работе любого комитета, подкомитета или рабочей группы. Существуют две формы такого представительства - в виде P-членов (P-members) и O-членов (O-members). Первые являются полноправными участниками (participants) работы по стандартизации, вторые выступают в роли обозревателей (observers) работы, функции которых ограничиваются только получением информации о выполняемой работе.

    В конце 2000 г. в ISO насчитывалось 187 комитетов, 572 подкомитета, 2063 рабочих групп и 45 специальных исследовательских групп.

    Центральный секретариат ISO расположен в Женеве, имеет штат около 200 человек. Он осуществляет организацию текущей работы комитетов, информационное обеспечение членов ISO, техническую и организационную поддержку работы секретариатов комитетов и подкомитетов и пр.

    Ежегодные раходы на финансирование работы ISO оцениваются в 150 миллионов швейцарских франков. 80 процентов этой суммы спонсируется 35-ю основными членами ISO. Другие 20 процентов собираются из взносов оставшихся членов ISO, а также из доходов, полученных от продажи публикаций ISO. Вторая часть суммы расходуется в основном на поддержку работы центрального секретариата.

    Основными партнерами ISO являются организации стандартизации IEC и ITU. Стратегическим партнером ISO, с которым она в значительной мере согласовывает свою деятельность, является Всемирная торговая организация (World Trade Organization, WTO).

    Теперь рассмотрим собственно процесс разработки международных стандартов, так называемый ISO-процесс.

    Первые 25 лет своего существования основной целью деятельности ISO являлась гармонизация национальных стандартов. В этот период ISO осуществляла публикацию рекомендаций (ISO Recommendations), которые представляли собой результат согласования спецификаций национальных организаций стандартизации. С начала 70-х годов ISO начала издавать международные стандарты (ISO standards), считая, что это будет в большей мере способствовать развитию международной торговле. С начала 80-х годов, когда процессы глобализации торговли стали проявляться все более отчетливо, ISO активно втягивается в процесс разработки новых международных стандартов в актуальных областях, постепенно отдаляясь от начальной задачи гармонизации национальных стандартов.

    Упрощенная модель ISO-процесса, определяющая цикл разработки международных стандартов, включает следующие основные этапы эволюции документа:

заявка на разработку стандарта (new work item proposal, NP),

рабочий документ (Working Draft, WD),

проект предложения (Draft Proposal, DP),

проект международного стандарта (Draft International Standard, DIS),

международный стандарт (International Standard, IS).

    Вначале предложение о выполнении новой работы (new work item proposal, NP) поступает в секретариат подходящего комитета. Это предложение, как правило, исходит от некоторого Р-члена или организации, официально сотрудничающей с ISO (liaison organization). Если комитет принимает это предложение, то оно поступает в некоторый подкомитет этого комитета и одна из рабочих групп данного подкомитета готовит соответствующий WD, который затем передается в подкомитет для голосования. Если консенсус в подкомитете по данному WD достигнут, то этот документ принимает статус DP и направляется в центральный секретариат для регистрации в качестве DIS. (В принципе DIS считается достаточно стабильным документов, который может служить в качестве основы для проектирования соотвествующих ему реализаций.). Центральный секретариат проверяет, соответствует ли данный DIS требованиям ISO и, если он всем требованиям соответствует, рассылает его членам ISO для изучения, подготовки замечаний и вердикта. Когда одобрение получено от большинства членов технического комитета и от не менее чем трех четвертей голосующих членов ISO, данный DIS, называемый на конечной стадии окончательным или Final DIS (FDIS), становится IS и публикуется в качестве международного стандарта. Для обновления стандартов в ISO был принят за основу пятилетний цикл.

    Срок разработки стандартов в соответствии с описанной выше схемой мог составлять до трех-четырех лет, что вскоре стало сдерживающим фактором для столь стремительно развивавшейся отрасли ИТ.

    Стремясь к поиску эффективных для практики решений и к конструктивному сотрудничеству с профессиональными организациями, в 90-х годах ISO стала применять ускоренную процедуру баллотирования публично доступных спецификаций (PAS) (например, отрытых спецификаций или промышленных стандартов, обладающих определенным уровнем консенсуса), которая получила название "fast tracking".

    Также для повышения эффективности процесса стандартизации во второй половине 90-х ISO провела реинжинииринг своей деятельности, посредством перехода на использование в работе комитетов, подкомитетов и рабочих групп современных электронных технологий, что позволило существенно сократить время создания международных стандартов до 9-12 месяцев.

    Однако требования к процессу стандартизации ИТ постоянно возрастали, а сам процесс стандартизации продолжал ускоренно развиваться на всех уровнях. От ISO требовались новые подходы для адекватной реакции на вызов реальности.

    Значительным стимулом для прогресса международной стандартизации явились два важных фактора, происшедших в начале 90-х годов. Первый - это решение европейских стран создать единый европейский рынок, основой чему должна была служить всеобъемлющая система региональных стандартов на продукты, технологии и услуги. Ведущая роль в успешном развитии процесса европейской стандартизации принадлежит организации CEN (европейскому аналогу ISO). Поэтому венское соглашение (Vienna Agreement) об установлении технического сотрудничества между ISO и CEN значительно укрепило международную систему стандартизации.

    Другим важным фактором развития международной стандартизации стал упоминавшийся выше процесс стандартизации консорциумов. Спецификации, создаваемые консорциумами, представляют собой соглашения между основными участниками рынка для конкретного вида продуктов и часто становятся стандартами де-факто, но они не достигают уровня консенсуса, характерного для международных стандартов. Следует также отметить, что, не смотря на высокую продуктивность процесса стандартизации консорциумов, он не заменяет формальную стандартизацию. Наибольший эффект достигается тогда, когда оба эти процессы сливаются в единый процесс глобальной стандартизации. Поэтому ISO и другие организации формальной стандартизации разрабатывают новые формы сотрудничества с консорциумами, направленные на интеграцию совместных усилий в создании всеобъемлющей системы международных стандартов, удовлетворяющей потребностям мирового рынка.

    Именно с этой целью ISO в 2002 г. модернизировала свои технологические процедуры ISO-процесса, предоставив большие права своим техническим комитетам в решении вопроса о возможности ускоренного рассмотрения спецификаций, подготовленных консорциумами. Для этой цели расширена номенклатура типов нормативных документов, включающая документы, требующие различных уровней консенсуса и прозрачности процесса стандартизации в зависимости от нужд практики в каждом конкретном случае. А именно, состав типов нормативных документов ISO теперь включает:

стандарты ISO (ISO Standards)

публично доступные спецификации ISO (ISO/PAS - Publicly Available Specifications)

технические спецификации ISO (ISO/TS - Technical Specifications)

технические отчеты (ISO/TR - Technical Reports)

промышленные технические соглашения (ITA - Industry Technical Agreement).

     В частности, типами документов, характеризующихся требованиями меньшего уровня согласованности по сравнению с международными стандартами, являются документы ISO/PAS и ISO/TS, для которых по усмотрению рабочих групп и подкомитетов ISO могут быть реализованы ускоренные варианты ISO-процесса.

    ISO также обеспечивает возможность принятия документов, разработанных вне данной организации, как, например, промышленные технические соглашения (Industry Technical Agreement).

    Все эти документы с упрощенным ISO-процессом должны будут пересматриваться через три года, в результате чего возможны два варианта. Или они будут переставать действовать, или, в случае успешного пересмотра, будут принимать статус международных стандартов ISO.

    Рассмотренная выше модернизация ISO процесса показывает желание ISO быть гибкой и адаптируемой, чтобы соответствовать требованиям индустрии и рынка к системе международных стандартов.

    

^ 1.2.2. Организации IEC (МЭК)

Организация IEC, образованная в 1906 г., также как и ISO является добровольной неправительственной организацией. Ее деятельность в основном связана со стандартизацией физических характеристик электротехнического и электронного оборудования. Основное внимание IEC уделяет таким вопросам, как, например, электроизмерения, тестирование, утилизация, безопасность электротехнического и электронного оборудования. Как и в ISO, членами IEC являются национальные организации (комитеты) стандартизации технологий в соответствующих отраслях, представляющие интересы своих стран в деле международной стандартизации. В настоящее время в состав IEC входит более 50 таких членов.

    С организационной точки зрения IEC имеет устройство во многом аналогичное ISO. Процесс создания стандартов в IEC также аналогичен модели этого процесса, принятой в ISO. Более правильно следовало бы говорить об аналогичности ISO организации IEC, так как ISO создавалась во многом по образу и подобию многоопытной IEC. Как и в ISO основную работу по разработке стандартов в IEC выполняют технические комитеты (TCs) и подкомитеты (SCs), общая численность которых более 200.

    Наряду со стандартами на электротехнические аппараты и машины IEC разрабатывает стандарты на электронные устройства, связанные с обработкой информации. Например, ей разработаны следующие стандарты:

IEC-625.1 - стандарт на интерфейс шины программируемых приборов;

IEC-9316 - стандарт на системный интерфейс компьютеров с 8-разрядной шиной.
^ 1.3 Организационная структура ИСО

Организационно в ИСО входят руководящие и рабочие органы. Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, Техническое руководящее бюро. Рабочие органы — технические Комитеты (ТК), подкомитеты, технические консультативные группы (ТКГ).

^ Генеральная ассамблея

Генеральная ассамблея — это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить не более трех делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели. Члены-корреспонденты и члены-абоненты участвуют как наблюдатели.

Совет

Совет руководит работой ИСО в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи. Совет имеет право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в комитеты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам-членам их решение. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании комитетов-членов Совета. В период между заседаниями и при необходимости Совет может принимать решения путем переписки.

Совету ИСО подчиняется семь комитетов: ПЛАКО (техническое бюро), СТАКО (комитет по изучению научных принципов стандартизации); КАСКО (комитет по оценке соответствия); ИНФКО (комитет по научно-технической ин¬формации); ДЕВКО (комитет по оказанию помощи развивающимся странам); КОПОЛКО (комитет по защите интересов потребителей); РЕМКО (комитет по стандартным образцам).

ПЛАКО

ПЛАКО (PLACO — Planning Committee) подготавливает предложения по планированию работы ИСО, по организации и координации технических сторон работы. В сферу работы ПЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься комитеты.

СТАКО

СТАКО (STACO — Standing Committee for the Study of Principles of Standardization) обязан оказывать методическую и информационную помощь Совету ИСО по принципам и методике разработки международных стандартов. Силами комитета проводятся изучение основополагающих принципов стандартизации и подготовка рекомендаций по достижению оптимальных результатов в данной области. СТАКО занимается также терминологией и организацией семинаров по применению международных стандартов для развития торговли.

КАСКО

КАСКО (CASCO — Committee on conformity assessment) занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО — содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия. КАСКО совместно с МЭК подготовлен целый ряд руководств по различным аспектам сертификации, которые широко используются в странах-членах ИСО и МЭК: принципы, изложенные в этих документах, учтены в национальных системах сертификации, а также служат основой для соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции в торгово-экономических связях стран разных регионов. КАСКО также занимается вопросами создания общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем качества и др.

ДЕВКО

ДЕВКО (DEVCO — Committee on developing country matters) изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. Главные функции ДЕВКО: организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для обмена опытом с развитыми странами; подготовка специалистов по стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах; содействие ознакомительным поездкам специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах; подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран; стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии. В этих направлениях ДЕВКО сотрудничает с ООН. Одним из результатов совместных усилий стало создание и функционирование международных центров обучения.

КОПОЛКО

КОПОЛКО (COPOLCO — Committee on consumer policy) изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию; обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах. Этому способствует периодическое издание Перечня международных и национальных стандартов, а также полезных для потребителей руководств: «Сравнительные испытания потребительских товаров», «Информация о товарах для потребителей», «Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров» и др.

КОПОЛКО участвовал в разработке руководства ИСО/МЭК по подготовке стандартов безопасности.

РЕМКО

РЕМКО (REMCO — Committee on reference materials) оказывает методическую помощь ИСО путем разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов). Так, подготовлен справочник по стандартным образцам и несколько руководств: «Ссылка на стандартные образцы в международных стандартах», «Аттестация стандартных образцов. Общие и статистическое принципы» и др. Кроме того, РЕМКО — координатор деятельности ИСО по стандартным образцам с международными метрологическими организациями, в частности, с МОЗМ — Международной организацией законодательной метрологии.


^ Используемая литература

Интернет ссылки:

www.hcs.cmc.msu.ru

www.ref.ewreka.ru

www.ewiki.info/article/


Скачать файл (134.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru