Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по банковскому делу - файл краткие лекции по банковскому делу.doc


Лекции по банковскому делу
скачать (38.7 kb.)

Доступные файлы (1):

краткие лекции по банковскому делу.doc200kb.28.03.2010 22:52скачать

содержание
Загрузка...

краткие лекции по банковскому делу.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Глава 1. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ

1.1. Понятие и класс-ция банк системы (банк, опред-е, ф-ции)

Банк-кая система – форма орг-ции функционир-я в стране специал-х кредитных учр-ний, сложив-ся исторически и закреплен законодательно.

Банк – кредит орг-ция, кот им исключит право осущ-ть в совок-ти след банк операции: 1) привлечение во вклады ден. средств ФиЮЛ; 2) размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на усл-ях возвратности, срочности, платности; 3) открытие и ведение банк-х счетов ФиЮЛ.

Эти «родовые» признаки банков отраж 3 базовых направления, по кот исторически сформир-сь банки. В хронологическом порядке к ним м. отнести:

1) деят-ть храмов по обеспечению сохран-ти, передаваемых им сбережений;

2) ростовщические кредиты, трансформир-ые в коммерч-ие;

3) расчетная и валютная деят-ть меняльных контор (скамей).

Банк рассм-ся как посредническая орг-ция, торговое п/п, хоз субъект, организационная струк-ра, суб-т фин-го рынка, об-т надзора и регулир-ия.

Банки явл-ся носителями комплекса специфич функций: аккумуляция средств; посреднич функция регулир-ния оборота; перераспределяющая и контролирующая ф-ции; ф-ция экономии издержек обращения.

Банк-ая система мб рассм-на и структурирована с ряда позиций, в 1 очередь, по организационной и институциональной схеме.

^ Институциональная схема включает совок-ть отдел эл-тов – организационных структур прямо или косвенно участвующих в Бкой деят-ти.

Их состав, задачи, функции, операции, взаимосвязи и иерархии.

^ Организационная схема объедин-ет функционир-щие в дан гос-ве выды и формы кредитов, в кот участвуют учр-ния Бкого типа.

Схема структурир-ся по формам кредита и харак-ру участия банков.
^ 1.2. Организационная схема БС

формы кредита, в кот реал-ся банк-кая деят-ть

Харак-р участия учр-ний банк типа

Банковский кредит

Банки – ведущее звено, классиф. признак

Потребит, коммерч, гос-ный, междунар кредиты

Эти формы кредитов м реал-ся и некредит орг-ми, но Б часто выступают их участниками

Корпоратив. Кредит

Банки участвуют в исключит случаях

Дружеск, соседский, родственный, ростовщический кредиты

Участие Б в этих формах кредита носит полукриманал. или криминал харак-р (запрещено)

Участие КО Бкого типа в банк-ой форме кредита, где они выступают в роли универсальных посредников, аккумулируют или распред-ют кредитные ресурсы, является для этой формы опр-им признаком.

К особенностям банк-й формы кредита относ преимущ-но исполнение в кач-ве кред-х ресурсов привлеч-х и заемных ср-в, к-ые превращ-ся в капитал.

Классич-ий коммерч-й кредит замкнут в предприним-ой сфере и пред собой предоплату или отсрочку платежа при реализации прод-ии 1 п/п другому. Наиболее распростр-ым док-ом этой формы кредита явл-ся коммерч-й вексель, а именно в операциях с векселем активно уч-ют Бки (учет, переучет, авалирование векселей).

Сущ-ют кредитные учр-ия небанк-го профиля (ломбарды), к-ые также уч-ют в потреб-ом кредите.

Приобретая гос-ые цб, а так же кредитуя правител-ые программы, п/пр, Бки и др эл-ты Бкой системы принимают уч-ие в ^ Бком кредите.

Корпоративный (межхоз-ый или внутриотраслевой) кредит, распред-щий кредитные ресурсы внутри 1 отрасли, корпорации, финансово-пром-ой группы или др аналогичных объединений ч/з или под контролем централиз-го управл стр-ры, в принципе не предполагает уч-е Бков.
^ 1.3. Институциональная схема БС

В отличии от организ-ой схемы, построение институц-ой схемы более разнообразно и по классиф-ым признакам и по составу эл-ов.

1. ЦБ - самост-ые,но подконтрольные гос-ву КО,в осн задачи к-ых входит:

- Обеспеч-е уст-ти нац валюты и min-ия инфляции (эмиссия нал-х денег и орг-я их обращения, опр-е системы, порядка и формы расчетов; разр-ка и проведение единой ден-кред пол-ки; регул-ие ден-го обращения; валютное регул-е и валют контроль)

- Обеспеч-ие эфф-ти и стаб-ти БС (гос рег-ия; выдача и отзыв лицензий КБ; орг-ия банк-го аудита; надзор за деят-тью банков; уст-ие правил БУ; регулир-е выпуска и размещение цб банков, не относ-ся к эмиссионным; кредитор последней инстанции КБ; банк операции по поручению прав-ва)

Организационно-правовые формы ЦБ м предст собой унитарный Б со 100% участием гос-ва в его капитале (ЦБ РФ); систему независимых Бков в совок-ти выпол-их ф-ий ЦБ (ФРС США); АО с различной долей участия гос-ва или образования типа ассоциации как с уч-ем гос-ва, так и без.

2. Аген-во по реструк-ии КО (АРКО).

АРКО - как пред-ли параллельных стр-тур демонополиз-ет ур-ня органов Бго надзора, достаточно широко пред-ны в мировой практике.

В США – Федер-ая корпорация страх-ия депозитов.

В Канаде – бюро надзора за фин учрежд-ми.

В Германии – Фед ведомство по контролю над Бми.

Задачи АРКО: 1) опер работа по взамод-ию с восстанав-мися банками (работа с плохими активами, участие в упр-ии, оказание эк-ой поддержки); 2) участие в проведении ликвидации обанкротившихся Бов, в т.ч. и по легализации имущества ликвид-х банков.

АСВ (агенство по страхованию вкладов) и ФСФР (Фед служба по фин рынкам), Фед служба фин-бюджетного надзора относ к орг-ям по ур-ию, задачам и ф-ям дополняющих деят-ть БР. Эти стр-ры заним-ся банк-им регул-ем и надзором с помощью админ-ых и эк-их методов.

3. банки (кред-ые учр-ия) с контрольным пакетом в акц капитале, принадлежащая гос-ву (ЦБ, прав-ву, регион-м властям).

Эти Би осущ-ют свою деят-ть хоть и под достаточно жестким контролем, но с высоким уровнем гос гарантии. Эти «гос банки», являясь по сути прав-ыми агентами, берут на себя значит-ую нагрузку по реализации ДКП, в связи с чем в их ф-ии входят:

- Работа с бюджетными счетами параллельно с казначейством;

- Работа со средствами спец-х фондов льготного кредитования;

- Кредитование инвест-ых проектов;

- Операции с гос займами.

4. Универсальные КБ, в основе формир-я кот-х м лежать либо их величина, либо их особая системообразующая роль, либо наличие у них генеральной лицензии. Отличит-ой чертой этих б-ков явл осущ-ние полного комплекса банк-й деят-ти по привлеч-ю и размещ-ю ресурсов, расчетам и инвест-ям, операциям с валютой, цб, драг металлами, депозитарные и консульт-ые услуги. Число таких б-ов в РФ достат велико ввиду недифференцир-ых нормативных треб-ний к универс-ым и специализир-ым б-кам и тенденции к получ-ю ими генеральной лицензии.

5. Специализир-е КБ (кред учр-ния), сформир-шие в своей политике опред-е приоритеты деят-ти. Это предпол ограничения проводимых ими операций и сделок, но вместе с тем и высокий ур-нь кач-ва, профес-зма и компетентности по их ведущим направ-ям. Спец-ция Б идентиф-ся в его названии, приоритетах политики или в рекламном лозунге и м иметь различ базовые классиф-ные признаки. Применительно к РФ среди последних м выделить след виды спец-ций и Бки-представители:

а) отраслевая спец-ция (земел; торгов; строит, промышл; дорож; конверсионные; связи и инф-ции; культ и искус);

б) субъективная спец-ция (АвтоВАЗбанк);

в) территор-ая спец-ция (Дальневосточный; Сахакредитбанк);

г) территор-отраслевая спец-ция (Сибирьгазбанк; Москомприватбанк);

д) функцион-ная спец-ция (инновац; инвестиц; сберегат; кредит; ипотеч; трастовые);

е) территор-функцион-ая спец-ция (Татинвестбанк; Сахакредитбанк);

ж) функцион-отраслевая спец-ция (Социнвестбанк);

з) клиентская функцион-ая спец-ция (биржев; страх; венчурные);

и) национ-религиоз, экологич и др. подобные спец-ции.

На 1 марта 2008 г. на террит РФ зарегис-но 1234 банка.

6. Небанк КО - НКО (кред учр-ния банк типа) им нескол классифик-ных признаков:

Сфера

Классификац-ый признак НКО

Банк-ие операции, сост-щие совок-ть признаков Бка

Обязат-но осущ-ют 1 или несколько операций, но не в полном комплексе

Традиционные банк операции

Осущ-ют операции в люб наборе с учетом признака А.

Иные банк операции и услуги (сделки)

Осущ-ют операции как дополнит-но к банк-ким операциям, так и в неполном комплексе

Нормативные требования

Менее жесткие, чем у Бков

КО этого типа им различ основы их формир-ия и функц-ния

А. Особая форма орг-ции (на кооперат-х началах, как с долевым участием, так и без паевых взносов), когда специализир-е кред рес-сы размещ-ся в замкнутом круге среди членов орг-ции с возможным min внешним инвестир-ем в наиб устойчивые активы. К ним м отнести, с учетом историч-го опыта России, мирские кассы, коммун кассы, валют кассы, ссудные капиталы, ссудные кассы и > современные ссудно-сберегат-ые товарищ-ва, общества взаимного кредита и кредитные союзы.

Б. Особая форма орг-ции в комплексе с профес-ной спец-цией предпол не только ограниченный круг участников, но и четко очерченную сферу проведения операций кред-ым учр-нием. К ним, м отнести сельские (волостные) Бки как сословно-профес-ные кред учр-ния и соврем кред-потребит-кие кооперативы бюдж сферы, образ-я, медиц, пенс-ных фондов, строит-ные ссудосберегат кассы.

В. Узкая профес-ная спец-ция огранич-ет сферу провед-я операций кред учр-нием 1-2 позициями. Напр, это расчетные (клиринговые) центры, лизинговые Ф, трастовые комп, факторинговые Ф и др.

КО, входящие в банк-ую систему, различ по:

- формам собств-ти (гос, частные, кооперативные, смешан),

- страновой принадлеж-ти капит (рос, иностр, совместн),

- территор-ому признаку (регион-е, межрегион-е, нац, междунар, загран),

- организац-правовым формам (паевые, акционерные),

- степени независимости (самостоят, дочерн, сателлиты, уполномоченные, консорциальные),

- величине капитала и др.

Организац-ные стр-ры кред учр-ний м включ централ аппарат (офис), а также различные по ф-циям, операциям и делегированным полномочиям отделения, филиалы, представит-ва, валютообменные пункты, банкоматы, терминалы, учеб заведения, журналы, газеты.

7. Коммерч объединения КО (группы и холдинги) или объединения с участием КО (фин-промышл группы) созд-ся путем заключения соответ-щего договора м/у участниками с делегированием полномочий или на основе участия ведущей стр-ры в капитале подчиненных. Целью подобных объединений мб как проведение совместных операций, реал-ция совместных программ и проектов с целью извлечения прибыли, развития, успешной нейтрализации конкурентов, управления рисками, так и «ухода» от обязат-тв.

8. Фил-лы и представ-ва иност Бков действуют в Рос банк-ой системе в рамках жестких надзорных нормативов и квот, ограничиваясь обычно обслуживанием заруб ФиЮЛ.

9. Банк-кая инфрастр-ра объед-ет учр-ния и орг-ции (внешн блок), профес-но обеспеч-щие деят-ть любых кред орг-ций всех ур-ней, провед-ие ими банк-их операций и сделок. В задачу учр-ний банк-кой инфрастр-ры входит:

- информ-ное обеспеч-ие (специализ-ые информ-аналит центры Бкой инф-ции; рейтинговые агентства; специализ-е газеты, журналы, информ бюллетени; кредит-бюро и т.д.);

- науч, правов и методич обеспеч-е (науч центры и лаб-рии, учеб завед);

- кадровое обеспеч-е (ВУЗы и СУЗы Бкой спец-ции, учеб центры, Ф и агентства по набору и обучению кадров);

- обеспеч-е ср-вами связи, коммуникации (специализ-ые, компьют, космич системы связи);

- обеспеч-е безопас-ти деят-ти, экон-кой инф-ции (агентства безоп-ти, специализ-ся в кредит сфере, Ф технич защиты инфы).

В этом же напр-нии дей-ют и некоммерч союзы и ассоциации кред орг-ций (Ассоциация рос Бков, Москов Бкий союз), кот-е предст-ют интересы своих членов, удовл-ют их научные, профес-ные и информац-ые интересы, развивают межрегион-е и междунар связи.

Аналогичные потреб-ти КО обеспеч-ся внутр-ми службами Бков (внутрен блок).
Иерархич-ий принцип выделяет в Бкой системе отдельные сегменты – ур-ни на основе отношений внеструктурной подчиненности.

Верхний (управ-щий) иерархич-й ур-нь включ ЦБ РФ и АСВ как представитель параллел-х структур Бкого надзора, а нижний (управ-мый) - все типы кред-х учр-ний и в опред-ой мере коммер банк-ие объед-ия и Бкую инфрастр-ру.

Это наиб общепризнанный принцип структ-ции соврем Бкой системы РФ. Переход от одноуровневой к двухуровневой системе начался в 1987г. на базе «Стройбанка», «Внешэкономбанка» и сети сберкасс ЦБ России и 5 гос Бков («Внешэкономбанк», «Промстройбанк», «Агропромбанк», «Жилсоцбанк», «Сберегат банк»). Для второго уровня значим 1988г., когда в соот-вии с законом «О кооперации в СССР» начали созд-ся первые КБ. С т.зр правовой инфрастр-ры соврем Бкая система сформир-сь в 1990г., когда практически параллельно были приняты союзные («О госбанке СССР», «О банках и банковской деят-ти в СССР») и рос-кие («О ЦБ РСФСР» (БР), «О банках и банковской деят-сти в РСФСР») законы, официально утвердившие двухъярусную Бкую систему и заложившие основу ее дальнейшего развития.

В деят-ти всех вышеперечис-ых Эл-тов Бкой системы как в организац-ой, так и в институц-ой схеме на всех иерархич-х уровнях активно участвуют внеш стр-ры. Прежде всего это правит-во, органы законод власти, фед налог и тамож службы, ФСФР, АСВ, Прокуратура, суды, нотариат, ФСБ, МВД, Госстандарт России, пожарные, экологич, санит инспекции, архитек надзора, стр-ры Бкого аудита, Ассоциация рос Бков, СМИ и рекламы, благотвор и иные орг-ции.
Филиал КО – обособл-е подр-ние, располож-е вне местонах-ния КО и осущ-ее от ее имени все или часть Бких операций, предусм-ных лицензией БР, выданной головной КО.

Представит-во КО – обособл подр-ние, распол-ное вне места нахож-ия КО, представляет ее интересы и осущ защиту прав КО. Пред-во КО не им права осущ банк-ие операции. Филиалы и пред-ва КО не явл ЮЛ.

Коммер-ие орг-ии, не явл-ся КО, в праве осущ-ть без лицензии БР банк операции в части осущ-ия переводов ден-х ср-в по поручению ФЛ без открытия банк счетов (платеж-е системы, оплата коммун-х услуг, сот связи).

В РФ на сектор гос банков прих-ся > 1/3 активов всей банк системы. В той или иной форме гос-во уч-ет в капитале > 50% банков, однако полноценными гос банками м считать 6 кредитных орг-ий:

- Универсал-е банки: Сбербанк (>50% акций принадлежит гос-ву, имеет самую разветвленную сеть клиентских отд-ий на тер-ии РФ); Банк группа ВТБ, вкл-ая ВТБ 24(различные операции), ВТБ и ВТБ северо-запад.

- Специализ-е: Россельхозбанк; Росэксимбанк (экспортно-импортный),

- Банки развития: Внешэкономбанк (банк развития и внешне эк-ой деят-ти) явл-ся агентом гос-ва по обслуж-ию внешнего долга, управляет средствами; пенсионные фонды РФ ВБРР; ЦБ РФ.
Глава 2. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ

^ 2.1. Понятие и роль ЦБ в экономике, цели деят-ти ЦБ

ЦБ страны – осн проводник ден-кр политики, направ-ная на стабил-цию ден обращения.

Первичная обяз-ть ЦБ в эк-ке – защищать ст-ть и покуп-ую способ-ть денег и создавать условия функ-ия фин рынков.

Возникнов-ие ЦБ связ с необх-ю централ-ции Бкой эмиссии и орг-ии ден-го обращения в стране, провед-е кредитной пол-ки и функц-ия системы ден-х расчетов, а также с необх-ю защиты и обеспечению уст-ти нац-ой валюты. В соответствии с этой задачей ЦБ проводит постоянный поиск opt-х методов и инструментов упр-ия, сочетая как прямые админ-ые, так и крсвенные методы регулирования БС.

Защищая и обеспечивая уст-ть рубля, ЦБ регул-ет совокупную ден массу, от динамики к-ой зависит изменение различных компонентов совок-го платежеспособного спроса.

Развивая и укрепляя БС России ЦБ эфф-но возд-ет на деят-ть банк-их институтов, в 1 очередь КБ. БР образует единую центр-ую систему с вертик-ой стр-ой упр-ния.

В систему БР входят: Центральный аппарат; Территор-ые учреждения (предст-ва); Рассчетно-кассовые центры (РКЦ); Вычислительные центры; Полевые учр-ия; Подразделения безопас-ти.

^ Полевые учр-ия - 1) воинские учр-ия, предназнач-ые для банк-го обслуж-ия воинских частей, учр-ий минобороны РФ и иных гос.органов, обеспеч безопас-ть РФ. 2) осущ-ют банк-ое обслуж-ие ФЛ, прожив-щих на тех терр-ях, где функц-ие территор-ых учр-ний невозможно.
^ 2.2 Организационная структура ЦБ

Деят-ть ЦБ рег-ся ФЗ №86-ФЗ.

Статус, задачи, ф-ии и полномочия БР опр-ся Констит-ей РФ, ФЗ, нормами права, и действ-ми междунар стандартами.

БР подотчетен Гос Думе Федер Собр РФ. Подотчетность БР проявляется в:

  1. проц-ре выбора рук-ва ЦБ;

  2. проц-ре проведения нормативных слушаний и отчетности;

  3. правилах, оговарив-щих степень невмешательства Думы в деят-ть БР по реал-ции его законодат-но закреп-х ф-ий и полномочий.

Незав-ть БР прояв-ся в том, что он не входит в стр-ру федер-х органов гос власти и выступает как институт, облад-ий правом денежной эмиссии и орг-ей ден обращения.

ЦБ РФ, являясь гос-ым, с т.зр собств-ти, обладает юр самост-ью в вопросах тактики и стратегии проведения ден-кр пол-ки, напрвленная на поддержание стабильности денег и сбалансированности платёжного баланса.

Вопросы незав-ти ЦБ имеют принцип-ое значение в связи с необх-ью разграничения гос финансов и банк-их ресурсов.

Прав-ву, как правило, не хватает собств-х ср-в, что подтверждается наличием дефицита фед бюджета. В рез-те обр-ся внутр.и внеш.гос.долг.

Как ЦБ должен уч-ть в покрытии гос долга, в каких размерах д проводиться эмиссия под прямое кредитование прав-ва, какой тип денежной реформы (девальвация или деноминация) м помочь прав-ву в решении его задач опр-ся ЦБ.

Девальвация – снижение офиц-го курса нац.валюты по отношению к твердым валютам и м/н счетным единицам.

Деноминация – укрупнение масштаба цен в стране за счет укрупнения ден ед-цы без ее переименования (1:10, 1:100, 1:1000)

Если ЦБ отдает предпочтение в решение этих проблем ден-кр политике, то прав-во решает данные задачи бюдж-ми методами – налогами, аморт-ой пол-ой, гос инвест-ми.

В процессе обслуж-ия гос долга ЦБ д не только поддерживать прав-во, но и, проявляя нез-ть, заботиться о сохр-нии ликвид-ти БС.

БР, явл-ся ЮЛ, выступает как суб-т публич права. Уставный капитал и иное имущ-во явл-ся фед собств-тью. Фин незав-ть ЦБ закл в том, что он осущ.свои расходы за счет собств-го дохода. Прибыль, получ-ая ЦБ от осущ-ие деят-ти связ с выполн-ем его ф-ий облагается налогом по ставке 0%.

Гос-во не отвечает по обяз-ам БР так же, как и БР не отвечает по обязат-ам гос-ва. Годовой отчет ЦБ России и аудит-ое заключение утверждает гос дума.

Принципы орг-ии БР:

1. БР образует единую централиз-ю систему с вертик-ой структурой упр-ния.

2. Нац-ые банки республик явл-ся территор-ми учреждениями БР и не имеют право принимать решение, носящее нормативный характер, а также выдавать гарантии и поруч-ва, вексели и др обязат-ва.

3. Задачи и ф-ии территор-х учреждений опр-ся положением ЦБ РФ «о территор-х учреждениях»

4. Когда создание и функц-ие территор-х учреждений невозможно, такие терр-ии обслуж-ся полевыми учреждениями.

5. БР мб ликвидирован только на основе принятия соответ-го фед закона.

В стр-ре ЦБ функционирует 24 департамента и 3 главных управления.

БР осущ-ет операции с фед бюджетом, гос-ными внебюджетными фондами без взимания комиссионного вознаграждения , а так же с бюджетами субъектов РФ и операции по обслуживанию гос долга, операции с золотовалютными резервами.
^ 2.3. Функции ЦБ

  1. во взаимодействии с прав-ом ЦБ разрабатывает и проводит единую гос-ую ден-кр. пол-ку, направ-ную на защиту и обеспечение уст-ти рубля.

  2. Монопольно осущ-ет эмиссию налич денег и организует их обращение.

  3. Явл-ся кредитором последней инстанции для кредит-их орг-ий и орг-ет систему рефенансирования.

  4. Уст-ет правила осущ-ия расчета

  5. Уст-ет правила проведения Бких операций и бух учета для Бкой системы.

  6. Осущ-ет гос рег-ию кредит-х орг-ий, выдает и отзывает лицензии КО и орг-ций заним-хся аудитом.

  7. Осущ-ет надзор за деят-ью КО.

  8. Рег-ет эмиссию цб КО.

  9. Осущ-ет валютное рег-ие, включая операции по покупке и продаже иностр валюты, также валют контроль.

Выполняя эти ф-ии ЦБ выступает в роли:

  1. эмиссионного центра страны, т.е. он монопольно осущ-ет полную эмиссию банкнот. Чем выше доля наличного обращения в стране, тем важнее значение банкнотной эмиссии.

  2. «банка банков», поскольку в 2хуровневой системе его глав клиентурой явл-ся КБ. ЦБ хранит на корр счетах свободную денежную наличность в денежных Бках, их кассовые резервы, предоставляет им кредитную поддержку и осущ-ет надзор за деят-тью Бка.

  3. «банкира» прав-ва. ЦБ от имени прав-ва упр-ет внутр и внеш гос долгом, размещает, погашает, проводит др операции с цб, предост-ет кредиты прав-ву, хранит золотовалютные резервы, выполняет расчетные операции.

  4. органа регул-ия эк-ки посредством проведения ден-кр пол-ки.


Политика ЦБ в реал-ции своих ф-ций сочетает интересы прав-ва нацелены на подъем эк-ки, интересы пром-ых п/п, направ-ые на стимулирование инвест-х возможностей, интересы населения в обл-ти сокращ-я безработицы и расширения занятости, а также собств-ые интересы в повышении уст-ти фин систем.

Взаимоотн-ия ЦБ и прав-ва в сфере провед-ия ден-кр пол-ки сводится к так наз-мой фин-ой конституции, т.е. к закрепленным принципам обращения с фед бюджетом.

Для прав-ва осн вопросами явл проблемы погашения дефицита бюджета, к-ые могут решаться с помощью ден эмиссии.

Налично-денежное обращение осущ-ся с пом-ю разл-х видов денег: банкнот, монет, а так же кредит инструментов – векселей, банк карточек, чеков.

Банкнотная (налично-денежная) эмиссия явл-ся прерагативой ЦБ. Перед ним стоит з-ча опр-ия колич-ой меры выпуска банкнот, оценки скорости обращения ден ед-цы, а так же метода регул-ия их обращения.

Монополия ЦБ на эмиссию банкнот позволяет выделить в его составе спец-ое подразд-ие, осущ-ее эмиссионно-кассову работу: печатание, дизайн и оформление денег, разр-ка способов защиты от подделок. Банкноты выпуск-ся на особой бумаге опр-го дост-ва.

В промыш-развитых странах значение эмиссионной монополии Бка снижено. Поскольку доля налич денег в денежной массе ниже, чем в России.

Банкноты эмитируются в ЦБ и имеют обеспечение в форме его активов, основными статьями к-ых явл-ся спец-ые золотовалютные резервы гос-ые цб, а также кредиты Бким институтам, предост-ые под залог цб.

Баланс ЦБ РФ

Актив (вложения)

Пассив (источники)

1. золото

1. УК

2. Ин. валюта

2. резервы и фонды

3. Нал. деньги в кассах

3. валютные счета

4. кредиты Минфину

4. нал. деньги в обращении

5. операции с цб

5. ср-ва КО

6. кредиты

6. ср-ва бюджетов и клиентов

7. межгос. рассчеты

7. ср-ва в рассчетах

8. прочие активы

8. прочие пассивы

∑1-8 (валютный баланс) =

∑1-8 (валютный баланс)

Депозитная эмиссия предшествует банкнотной эмиссии, поскольку ЦБ увелич свои кредитные вложения путем выдачи ссуд фед прав-ву для покрытия дефицита гос бюджета.

Повышая остатки на депозитных счетах он осущ-ет депозитную эмиссию. Отличит особен-тью ЦБ по сравнению с др кредитными институтами явл то, что ЦБ сам ч/з эмиссию создает ресурсы кредитования.

Возмож-ти КБ созд-ть ден ср-ва крайне ограничены. КБ могут осущ-ть безналичные платежи, предос-ть кредиты и получ налич деньги только в пределах остатков ср-в на своём корр счете.

Но иногда КБ также учас-ют в создании депозитов и увелич-т безналичные деньги на своих счетах ч/з развитие форм кредитной операций, систем ден-х переводов ускорением обращения денег. Это так наз-ый мультипликационный эффект расширения Бких депозитов.

^ Банк-ий (кредитный, депозитный, денеж-й) мультип-ор - коэф, показ-щий степень прироста ден массы в стране в рез-те изменения ЦБ величины ден базы.

Рассчит-ся как 1 деленная на норму обяз-ых резервов: n=1/r.

Один КБ не может мультиплиц-ть ден ср-ва., их мультиплицирует система КБ в совок-ти.
^ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Типы денежно-кредитной политики

ДКП ЦЬ – совок-ть гос мероп-тий, регламент-щих деят-ть Д-К системы с целью регулиров-я хоз конъюнктуры рынка и достижения ряда общеэкон задач:

Укрепление ден ед-цы; Стабилизация цен; Стабил-ция темпов эк роста.

Выд-ют 2 осн типа ДКП, для кажд. из кот-ых харак-рен свой набор инструментов и сочетание экон. и администр-х методов регулир-ния.

^ 1. Рестрикционная ДКП (дорогие деньги) включает ограничение объема кредит. операций комм. банков и повыш-е уровня %-ых ставок.

Ее проведение сопровожд-ся повыш-ем налогов, сокр-ем гос. расходов, а также др. мероприятиями, направ-ми на сдерживание инфляции и оздоровление платеж. баланса.

Рестрикцион. ДКП м.б. использ-на как в целях борьбы с инфляцией так и для сглаживания циклич. колебаний делов. активности.

^ 2. Экспансионистская ДКП (дешевые деньги) характ-ся расширением масштабов кредитов-ия, ослаблением контроля над приростом кол-ва денег в обращении, пониж-ем нал. Ставок и %-ных ставок.

ДКП как 1, так и др типа м иметь либо тотальный, либо селективный харак-р. При тотальной ДКП мероприятия ЦБ распр-ся на все учр-ния банк. Системы, а при селективной – на отдел. кредит. институты, или их группы, либо на опред. виды банк. деят-ти.

При провед-ии селектив-й ДКП практик-ся установ-ие лимитов учетных и переучетных операций банков, лимитир-ние отд видов операций, устан-ние маржи при провед-нии различ. Фин-кредит-ых операций, регламентация усл-й выдачи отд.видов ссуд разл.категориям заемщиков и установл-е кредитных потолков.

К селектив политике ЦБ прибегает при слабом разв-ии фин рынков, когда они не способны обеспечивать эфф перераспред-ие ден средств и инв-ций в нериск напр-ниях. С 1 стороны, такая политика способствует существ изменению кредит потоков, а с др. – препятствует норм функц-нию кредит-фин-ой системы старны в связи с сод-нием льгот усл-вий кредитов-ия отд-ым регионам.

Выбор типа проводимой ДКП и соответ-но и набора инструм-ов регулир-ния ЦБ осущ-ет исходя из сост-ния хоз. Конъюнктуры в стране. При этом необ-мо учит-ть врем-ной лаг м/у провед-ем того или иного меропр-тия Д-К регулир-ния и проявл-ем эффекта от его реал-ции.

Эфф-ть примен-ния разл. Типов ДКП опред-ся тем, в какой мере дестабизизация Д-К оборота вызвана только денежными, а не общеэкон-и и полит факорами.
^ 3.2. Операционная процедура и инструменты ДКП

Опер процедура ДКП ЦБ основыв-ся на контроле за объемами междунар-х резервов и внутр-х активов органов ден-кредит-го регулир-ния.

Прежде всего и это предоставление кредитов Прав-ву РФ и КБ.

Механизм регулир-ния банк операций завис от форм орг-ции банк. деят-ти в стране, места и роли ЦБ, степени его независ-ти и др. факторов. Он включает методы и инструм-ты регулир-ния наличных и бехналичных банк-х операций, конкр-е формы контроля за динамикой ден-ой массы, %-ных ставок и банк-й ликвидности на макро- и микроуровне.

Достижение поставл-х задач по упр-нию платеж-м оборотом осущ-ся ЦБ путем исполь-ния как прямых (админист-х), так и косвен-х (эконм-х) методов воздей-вия на деят-ть банков.

Реакция рынка банк-х услуг на прямые методы более оперативна, чем на косвенные. Исполь-ние косв-х методов предполагает более высокую степень саморегуляции эк-ки на микроуровне, а эффект от их примен-я замедлен и неодназначен.

^ К адм-ым методам относ-ся прямые колич-ые огранич-я (лимиты) и запреты, устанавливаемые ЦБ для КО. При исполь-нии адм. методов использ-ся след-е инструменты: 1) квотирование отд видов пасс и акт опер-ий; 2) введение потолков (лимитов) на выдачу ссуд различн. категорий и привлечение ресурсов; 3) огр-ия на откр-ие филиалов о отдел-ий; 4) лимит-ие р-ров комисс вознагражд-я, тарифов, % ставок, опр-ие номенклатуры операций, видов обеспечения кредитов, а также банков, допущ-х к отд. видам операций (контингентирование).

^ К эк-им методам упр-ия ден оборотом отн-ся мероприятия, исп-ие к-ых не предпол уст-ия прямых запретов и lim. Выделяют 3 осн. гр. экон. методов: 1) Налог-е, 2) норматив-е, 3) корректирующие.

Исполь-ние налог методов явл-ся прерогативой фин органов, а норматив и корректир – ЦБ.

К норматив-м методам воздей-вия отн-ся исполь-ние таких инструм-в как отчисления в фонд обязат-х резервов, коэф-ты ликвид-ти и достат-ти банк К, а также др обязат-х нормативов.

К корректир-м методам отн-ся учет политика ЦБ и провед-е операций на откр-м рынке.

^ Основными инструм-ми ДКП явл-ся:

1) нормативы обязат-х резервов; 2) %-ые ставки по операциям ЦБ; 3) рефинансир-е банков; 4) операции на откр-м рынке; 5) валют. регулирование; 6) установление ориентиров роста ден. массы и прямые колич-е ограничения.

^ 1) Нормы обязательных резервов - р-р средств КБ, депониров-х в ЦБ, устанавливаемый закон-но с целью огр-ия кредитных возмож-ей банков и поддержания на определ-м уровне р-ров ден. массы в обращении.

В соотв-вии с рос. законодат-м, норматив обязат-ых резервов с 17 сент 2009г. сост-ет 2,5% по всем обязат-вам КО в руб. и иностр.валюте.

ЦБ образует из обязат резервов ^ Резервный фонд кредит системы РФ.

В соотв-вии с зак-ном «О ЦБ» норматив обязат. резервов не м. превышать 20% обяз-в в кредит орг-ции и мб дифференцированы для ралич-х кредит-х орг-ций (ст.38). Норматив не мб одновременно изменен >, чем на 5%.

^ Регул min резер. треб-й имеет двойное значение: 1) оно призвано обеспеч-ть пост ур-нь ликвид-ти у КБ, 2) явл-ся важным инстр-ом ЦБ для регул-ия ден. массы и кредитосп-ти КБ.

^ Фонд обяз рез создан, чтобы при необх-ти обеспечить возм-ть КБ своеврем-но вып-ть свои обяз-ва перед клиентами по возврату ранее привл-х ДС.

2) %ная пол-ка ЦБ.

Традицион-й фун-ей ЦБ явл предоставление ссуд КБ. Ставка %, по кот выдаются эти ссуды, - учетная ставка %та.

Банк России м. уст-ть 1 или нескол. %ных ставок по разл-м видам операций или проводить %ную политику без фиксации %ной ставки.

Изменяя эту ставку ЦБ воздей-ет на резервы банков, расширяя или сокращая их возм-ти в предоставлении кредитов в завис-ти от вел-ны учетной ставки строится система %ных ставок КБ. Происходят удорожание или удешевление кредита, и тем самым узмен-ся размер ден.массы в обращении

ЦБ регул-ет ур-нь %х ставок двояким образом: 1) ч/з фиксацию ставок по предост-ию КБ кредитов; 2) ч/з контроль над ставками кред-х учр-ий.

В первом случае ЦБ, устанавлив-я офиц учет ставку, опред-ет ст-ть привлечения ресурсов банками (чем выше учет ставка, тем выше ст-ть рефинансир-я банк операций), а во 2 случе – регулир-ию подледит ст-ть отд-х видов кредита или операции отд.банков.

^ 3) рефенансир-е Б-ков.

Первоначально политика рефинан-я КБ ЦБ-ом исполь-сь исключ-но для воздейятвия на состояние Д-К обращения. По мере развития рын отн-ний рефинан-е стало активно использ-ся как инструм-т оказ-я фин помощи КБ. ЦБ т.о. вып-ет ф-цию «банка банков».

^ Кред опер реф-ия разл-ся по:

1) форме обеспечения: учетные и ломбардные кр-ты; 2) сроком использ-я: краткоср. (1день-1неделя) и среднесроч. (до 6 мес.); 3) методом представления: прямые кр-ты (по ген.дог-ру); кр-ты, реализ-ые ЦБ через аукционы; 4) целев. харак-ру: корректир-щие и сезонные кр-ты.

^ Учетные (дисконтные кр-ты) - ссуды, предост-ые ЦБ КБ-ам под учет векселей до истечения их срока.

Ломбардные кр-ты, предост-ые ЦБ КБ-ам, явл-ся %ыми ссудами под залог цб. Р-р ссуд уст-ся в завис-ти от вида залога.

Ст-ть залогового обесп-ния превыш-ет сумму ломбард. кр-та. Ломбард. кр-ты предост-ся обычно на корот.срок, а %ная ст-ка по ним обычно превышает ст-ку учетн.%а на 1-3 пункта (%).
^ Виды кр-тов Банка России и усл-я кредит-ния

1. Внутридневной кр-т: вид обеспеч-я – блокировка цб из ломбард списка, векселя и право треб-я по кредит дог-рам.

2. кр-ты овернайт: предост-ся под залог цб из ломбард. списка

сроки 1 раб день – 10%, 1 кален день – 9%, 7 кален день – 9%, 30 кален дней – 9% (последние 2 – нет возм-ти досроч.погаш-я)

3. Ломбардные кредит

14 кален дней – 7,25%, 3 мес – 8,25%, 6 мес – 9,25%, 12 мес – 9,75% (нет возм-ти досроч.погаш-я; ст-ка по кр-ту опред-ся на аукционе)

4. Кр-ты, обесп-е нерын активами или поручит-вами

До 365 кален дней, с возм-ю досроч погаш-я

До 90 кален дней – 9%, 91-180 дней – 9,5%, 181-385 – 10%.

Вид обеспеч-я – залог векселей и прав треб-ний по кредит.дог-рам или поручит-во КО.

С т.зр мех-ма закл-я кред сделок кр-ты БР предост-ся как в рамках ген кредит дог-ра с закл-ем кдедит сделок с пом-ю мех-ма оферты так и на основ-ии разового кредит.дог-ра, подпис-го Банком России и кредит.орг-цией.

^ Кред аукционы явл-ся широко практик-мым ЦБ способом предост-ия кред-х ресурсов. При провед-и кред аукциона потенц-ые заемщики направ-ют в ЦБ заявки с указ-ем объема желаемого кредита и уровнем % ставки.

На основе получ-ых завок ЦБ уст-ет общ Σ кр-тов аукциона, Ур-нь %ной ст-ки, а также способ провед-я аукциона (амер и голлан-й, или аукцион с фиксир %ной ст-кой).

^ 4) Опер на откр рынке

Политикой откр р-ка наз-ют куплю/продажу ЦБом казначейских векселей, гос обл-ий и прочих цб с совершением позднее обрат сделки с целью оказания влияния на ден р-к.

Осн задача политики откр р-ка сост в том,чтобы регулируя спрос и предлож-е на цб, изменить объем ден массы в эк-ке.

ЦБ, продавая КБ цб, огранич-ет кредит экспансию, сниж-ет ден массу в обр-нии, ослабляя тем самым давление платежных ср-в на тов р-к и повышая курс рубля.

Термин «полит откр р-ка» появился в США в 1920х гг. Операции ЦБ США на откр р-ке были > масштабными по сравн-ю с др странами, т.к. в этой стране самый емкий фондов. р-к.

Политика откр р-ка представл-т собой орудие быстр и гибкого воздей-я на ден массу. При купле-продаже цб ЦБ воздей-т на объем ликвид ср-в КБ-ов и т.о. упр-ет их кредит эмиссией.

Покупая цб на откр-м р-ке, ЦБ увел-ет резервы КБ-ов и способ-ет росту ден предл-я.

Успех политики откр р-ка завис от многих фак-ров: КБ приорбрет-ют цб у ЦБ только при малом спросе на кредиты со стороны п/п-ий и населения, а также когда ЦБ предлагает более выгодные %ные ст-ки.

Когда необх поддерж-ть ликвидность КБов, а соот-но и их кредит активность, ЦБ выступает покуп-лем на откр р-ке. В этом случае широко испол-ся перекупочные соглаш-я, по кот-м ЦБ обяз-ся купить цб у КБ с усл-ем обратной продажи ч/з опр-ый период времени, но уже со скидкой – операция РЕПО.

Эта скидка Мб фиксир-ой или плавающей, уст-й м/у 2-мя гр-цами.

Операции обр РЕПО на откр р-ке (продажа-покупка) харак-ся более мягким воздей-ем на ден р-к и явл-ся гибким методом регулир-я ден массы.

^ 5) Валют регул-ие

Необх-ть регул-я валют курса обусловлена негатив пследств-ми его резких и непредсказ-ых колеб-ий. Поддерж-е стабил-ти курса нац валюты имеет большое знач-е для обеспеч-я стабил-ти цен и ден обращ-я.

Сниж-е курса нац валюты ведет к уменьш-ю покупат способ-ти ден ед-цы и разв-ю инфляции, а след-но повыш-ю цен на внутр р-ке.

ЦБ осущ-ет регулир-е валют курса поср-вом:

1. валют интервенций, 2. использ-е гос резервов, междунар платеж ср-в и иностр займов.

На практике испол-ют 2 осн формы валют пол-ки: дисконтную и девизную.

Дисконт (учетная) валют пол-ка провод-ся не только с целью изм-ия усл-ий реф-ия КБ, но и направлена на регул-ие валют курса и платеж баланса страны.

^ Девизная пол-ка - проводимая ЦБом проц-ра купли-продажи иностр-х валют (девизов) с целью возд-ия на изм-ие курса нац-ой ден ед-цы - валютная интервенция.

Приобретая за счет офиц золотовалют резервов или путем соглаш-ий – своп нац валюту ЦБ увел-ет спрос на нее и соотв-но, ее курс. Продажа ЦБ крупных партий нац валюты приводит к сниж-ю ее курса. Влияние валют политики ЦБ в форме провед-я операций на срочном валют рынке проявл-ся в стимулир-ии либо экспорта, либо импорта К.

СВОП - это торг-фин обмен-я операция, в к-ой заключ-е сделки о покупке (продаже) какого-либо фин актива на р-ке (цб или валюта) сопровожд-ся закл-ем сделки об обратной продаже (выкупе) того же актива ч/з опред срок по опред цене. Такие сделки относ к опер-м хеджирования.

Наряду с прямыми методами валют регулир-я (дисконтн и девизн политикой) и мерами непосред влияния на валютный курс, значит влияние оказ-ют законодат. нормы: 1) нормы налог законод-ва (нал/облож курсовых разниц, форма платежей налогов по валют опер-м); 2) нормы, регламент-ие экон усл-я развития (закон-ая регламент-я расчетов в ин валюте на тер-рии страны; требов-ие к п/п-ям, желающим испол-ть валют счет и кассу; норма обяз-ой продажи части валют выручки (сейчас отменена); ставка %а по валют кр-там, списыв-ая на с/ст-ть); 3) нормы банк-го законод-ва (нормы обяз-х резервов и форма их перечисл-я в ЦБ; треб-ия к банкам, желающим произв-ть операции в ин.валюте

В РФ с 1992г дей-ет режим управляемого плавающего валют курса. ЦБ РФ уст-ет офиц курс рос рубля к иностр валютам по рез-ам валют торгов на ММВБ. Офиц курсы иностр валют испол-ся при расчете доходов и расходов гос буджета для всех видов плтежно-расчетных отн-ний гос-ва с п/п-ми, а также для целей НО и БУ.

Уполномочен. Банки самост. опр-ют валют курсы по своим операциям с иностр валютой.

Офиц курсы 18 иностр валют к рублю уст-ся банком России на ежеднев основе, а также курсы еще более 100 иностр валют к рублю устан-ся ежемес-но.

^ Осн задачами ЦБ в обл-ти регулир-я внутр валют р-ка явл-ся: 1) обесп-ие ликвид-ти нац валюты р-ка и эф-ти расчетов по внешнеэк-им опер-ям; 2) обеспеч-е контроля за соблюд-м законодат-х норм при проведении КБ-ами валют-х опер-й; 3) провед-е сбалансир пол-ки регул-ия валют-го курса; 4) наращ-е золотовал-х резервов и повыш-е эф-ти упр-ия ими.

^ 6) Уст-ие ориентиров роста ден массы и прямые колич-е огр-ия

Таргетирование - уст-ие целев ориентиров прироста ден массы в обращении, а так же уст-ие высших и низших пределов ее увелич-ия за опр-ый период.

Сущ-ет прямая связь м/у уст-ем ориентиров динамики ден массы и эфф-тью др инстум-в ДКП, использ-ых ЦБ.

Сопоставле-е динамики ден массы с установивш-ся ориентирами поозв-ет опре-ть период, в теч кот. треб-ся вмешат-во регулир-щих органов.
ТЕМА 4. Коммерческие банки

^ 4.1. Принципы деятельности ком банка

Подавляющая часть банков в развит странах организована в форме акц-ных компаний (по рос закон-ву ООО, ОАО, ЗАО).

В больш-ве стран для регистрации создав-го банка треб-ся спец-е разрешение (лицензия), предъявл-ся треб-ия по раз-ру собств капит и профес-ные треб-я к упр-щему.

Коммерч аспект деят-ти КБ сост в том, чтобы ст-ть долговых обяз-тв потреб-ля была > ст-ти долговых обяз-тв банка. Эта разница (маржа) образует основную часть прибыли КБ.

^ Отличит-е особен-ти КБ:

- двойной обмен долговыми обяз-ми: КБ формируют свои долговые обяз-ва и размещают их в долговые обяз-ва потребителей;

- безусловные обяз-ва с фиксир-ной Σ долга: КБ принимают на себя max риск от банк-rих операций;

- получение прибыли, как основная цель деят-ти КБ.

^ Деят-ть КБ осн-на на след принципах:

- работа в пределах реально им-ся ресурсов: КБ д обеспеч-ть соотв-е м/у фин ресурсами и кредит возм-ми;

- обеспеч-е полной экон-кой самост-ти: свободное распоряжение собственными и привлеченными средствами, свободный выбор клиентов, свободное распоряжение прибылью;

- обеспеч-е эк-кой ответ-ти: КБ по своим обяз-вам отвечает всем своим имущ-вом и сред-ми, а весь риск от своих операций берет на себя;

- рын-ная ориентация: при работе с клиентами КБ исх-т из рын-ых критериев прибыл-ти, риска, ликв-ти;

- экон-кие методы регул-ния деят-ти: гос-во не им права админ-но вмешив-ся в деят-ть КБ и испол-ет только нормат-прав инструменты.

4.2. Организационное построение типового КБ
^

Наблюдательный совет -> Правление ->

Внешний блок


Касса, ОПЕРУ (операт упр-ние)

Кредитное управление
^

Корпоративное кредитование


КМБ (мал бизнес)

Потребительское кредитование

Ипотека

Отдел цб (депозитарий)


Отдел межбанк-ких операций

Отдел депозитных операций

Отдел валютных операций

Отдел трастовых операций

Отдел маркетинга и PR

Отдел пластиковых карт

Внутренний блок

Бухгалтерия

Юридический отдел

IT-отдел

Отдел ликвид-ти

Отдел кадров

Финансово-экономическое управление

- аналитическая служба

  • служба отчетности

  • служба управления рисками

Служба финансового мониторинга

Архив

Служба безопасности
^
Депозитарий – спец банк-ая стр-ра, обеспеч-щая прием и хр-ие ценностей, в т.ч. обеспечение кредитов.
С т.зр. процесс ориентир-го подхода, банк-кие службы, участв-щие в проведении опред-го банк-го продукта (услуги), м разделить на front-office (непосред-ое взаимод-е с клиентом), middle-office (аналит-кое сопров-ние, проверка ур-ня риска, различ сервисы и БД) и back-office (оформление бухгал-ких проводок и формир-е отчет-ти).


^ 4.3 Структура баланса КБ

АКТИВЫ (вложения ср-в)

Кор.счет и касса

Кредиты

МБК выданный

Ценные бумаги

Имущество и НМА

^ ПАССИВЫ (рес-сы, источники)

Капитал (собст-е средства)

Депозиты (ЮиФЛ)

МБК привлеченные

цб собственные

Расчетные счета

Баланс – итог таблица, кот харак-ет сост-е банк-их счетов на опред-ную дату.

Активы = Собственный капитал + Обязательства} пас-вы

К харак-ым особ-тям банк-го баланса относ: 1) низкий удел вес матер-ых (нефин-ых статей) в активах; 2) высокий удел вес привлеч-х ср-в (фин-ых обяз-в) в пассивах; 3) капитал предст-ет собой гарантир-ый фонд покрытия возмож потерь.

^ Собств ср-ва – сов-ть различ по назнач-ю фондов, обесп-щих эк-кую стабильность и самост-ть выпол-я ф-ций КБ. На их долю, прих от 10% до 20% общей Σ пассивов банка.

Осн з-ча собств ср-в сост в поддер-ии устойч-ти КБ за счет реализации функций: 1) защитная: сохр-ие платежеспос-ти КБ за счет созд-ых резервов и созд-е возм-ти выплач-ть вкладчикам и кредиторам КБ компенсацию в случае возникн-я убытков или банкр-ва КБ; 2) оперативная, обеспеч базы для формир-я акт-х операций путем поддержания объема и хар-ра банк-их операций; 3) регулир-ая, регулир-е и контроль со стор ЦБ.

Собств ср-ва включ уставн капит, резерв фонды, резервы и нераспред прибыль.

За счет собст ср-в банки покрыв порядка 10 –15 % общей потреб-ти в ресурсах, тогда как в нефин корпорациях эта доля порядка 40 %. Подобная специфика банков связ с рядом обстоят-в:

1) Бки, в силу своей посредн-кой доли на фин р-ках привлекают крупн Σ чужого ден капит в виде депозитов. При этом они обеспеч эфф-ное упр-ие влож-ми ср-вами, их сохр-ть и дох-ть;

2) Сист страх-ия вкладов сущ-но снизила опас-ть масс-го изъятия вкладов и позволила Бкам сократить долю собст ср-в, необх-ых для обесп-ия ликв-ти;

3) Б-кие активы, предст-ные различ видами банк-х треб-й и обяз-в, как прав > ликвидны и быстрореал-мы, чем средства нефин компаний.
^

4.3.1. Пассивные операции коммерческого банка


Более 80% все потр-ти в ден рес-сах для осущ-ния акт-ых операций Б покрывает за счет привлеч-х ср-тв. Традиц-но их осн часть сост-ют депозиты, т.е. ден ср-ва, внесенные в Б клиентами – физ-ми и юр-ми лицами, хран-ся на их счетах и испол-мые в соот-вии с режимом счета и банк-м закон-вом. Депозиты мб опосред-ны опред-ми видами цб, сберегат-ми и депоз-ми сертиф-ми.

По срокам депозиты подразд-ся на депозиты до востреб-я и срочные, в т.ч. сберегат-ые депозиты.

^ Депозиты до востреб-я – это ден ср-ва, предназнач для совершения платежей и аккумуляции ср-в. Депоз до востреб носят бессроч хар-р, м оформл-ся чековой книжкой, не приносят/ или приносят незначит-ый доход держателю счета.

В завис от влад-ца, депозиты подразд на: депоз физ лиц (вклады), коммер и гос п/п-ий, фин учр-ий.

В отдел группу выдел межбанк-е депозиты – привлеч ср-ва, получ-ми кредит орг-циями от др кред орг-ций резид-в и нерезид-в.

Еще 1 видом пассив-го образ-ия рес-сов Ба, по эк-кой сущности схожим с депоз-ми до востреб, явл-ся транзакционные расчет-е счета.

Сущ спец-ые разновид-ти расч счетов: 1) контокоррентные счета - это счета, на кот отраж-ся одновр-но операции клиента по перечисл-ю средств и ссуды Ба, кот выд-ся для покрытия отриц-го остатка. М иметь дебетовое и кредитовое сальдо; 2) счета с овердрафтом (перерасход) – разнов-ть контокоррентного счета с заранее оговоренным max отриц-ым остатком. Обычно в счет погашения овердрафта напр-ся все поступ-щие на счет Σ; 3) счета с автомат-кой очисткой - это счета, в кот заранее оговар-ся положит-й остаток, а все ср-ва сверх него переводятся банком на счет, приносящий доход; положит-й остаток обеспеч-ся обратным переводом.

К отличит-ым особ-тям депоз-х банк-х рес-сов относ: 1) персонал-й (индивид-й) хар-р депоз-ых и расч-ых счетов, т.е. привязка к конкрет клиенту; 2) пассивный хар-р их привлеч-я.

Для формир-ия привлеч ср-в КБ также широко испол-ют недепозит источ-ки. КБ эмитируют собст долговые цб - векселя и облигации.

Недепозит инструм-ты привлеч ср-в шир испол-ся преимущ-но круп-ми Бми, имеющ выход на фин р-ки. Недепозит операции относ к оптовым фин операциям.

Вексель КБ - цб КБ, предст-щая соб долг обяз-во КБ п/д клиентом и дающая клиенту право рассчит-ся ею с партнерами, содержащая безусловное обяз-во векселедателя (Банка) об оплате опред-ой Σ векселедержателю в конкрет месте в указ-й срок.

Усл-я эмиссии банк-го векселя говорят о его депозитной природе и делают его похожим на депозитный (сберегат-ый) сертиф-т. В отлич от депоз-го сертиф-та банк-й вексель мб испол-н его влад-цем в кач-ве платеж ср-ва за ТиУ, причем новый облад-ль векселя также им право передачи его третьему лицу (путем предостав-ия соотв-го индоссамента). Классическая основа вексельного обращ-я им кредитный хар-р в отлич о депозитной природы чеков и сертиф-тов. Банк-кий вексель имеет неогранич-й срок действия.

Облигация КБ – цб, удостовер-ая отнош-я займа м/у влад-цем обл-ции (кред-ром) и эмитентом облигации, предст-щая собой долговое обяз-во банка с опред-ой ст-тью, сроком погаш-я и твердым доходом.

Ср-ва, мобилиз-ные Бком на основе выпуска облигаций, счит-ся заемными в отличие от остатка ден-х ср-тв на счетах клиентов, кот-е в банк-кой практике счит-ся собственно привлеч-ми. При выпуске облигаций Б играет активную роль, инициатива выпуска принадлежит ему, а при привлечении вкладов роль Бка пассивна. От депозитных и сберегат-ых сертиф-тов и Бких векселей облигации Бка отлич-ся сроком выпуска (не < 1г) и порядком выпуска (в рамках проспекта эмиссии).

Межбанк-кие кредиты – фин-е рес-сы др-х КБ или ЦБ, привлекаемые КБом на межбанк-ом р-ке.

^ 4.3.2. Активные операции КБка

Акт-е опер-и КБ – опер-и, связ с размещением собст-ых и привлеч-х ср-в КБ с целью получения дохода, поддержания ликвид-ти и обеспеч-я его эфф-го функц-ния.

Спектр активов, в кот м инвест-ть ср-ва КБки, значит расширился, все большую роль играют производные и смешанные банк-кие продукты.

Характ-ки осн-ых видов банк-ких активов:

А) Кассовые остатки и остатки на кор-ких счетах. Поддер-ние достат Ур-ня кассового остатка в виде банкнот и монет необх для обеспеч-я выпол-ния Бком текущих обяз-тв и платежей в налич форме, в основном для расчетов с ФЛ (размен денег, возврат вкладов, выдача ссуд в налич форме). Формир-ся он за счет инкассации выручки торговых операций, прин-мой банком в налич форме. Бки устан-ют жесткие огранич-я на р-р кассов остатка и стремятся к его разумной min-ции, поск-ку кассов остаток не приносит дохода и требует значит-ых расходов (хр-ие, пересчет и охрана). Излишки кассы сдаются на корсчет, а при недостатке нал. Денег заказывается подкрепление кассы с корсчета.

Остатки на корсчетах в ЦБ и КБ формир-ся поступлениями от контрагентов банка, служат для осущ-я текущ безналич платежей. Остаток на корсчете подлежит разумной min-ции (не приносит дохода или приносит min-е доходы в случае, если выплач-ся %ы по остатку на нем.

Эти ср-ва образуют так наз-е первич-е резервы, кот в люб момент без всяких ограничений и дополнит-ых затрат мб испол-ны для выпол-я обяз-в Бка.

Б) Высоколиквидные цб: инв-ции в кр/сроч гос цб ден-го р-ка, т.е. высоколиквидные доходные активы, кот с min задержкой и незначит риском потерь м превратить в наличные. Эти виды активов обознач как вторич-е резервы. Они заним промежут-ое положение м/у налич-тью и кр-ми, обеспечивая опред-ый доход.

В) Инвестиц-ые цб: облигации, векселя, акции и др цб, в кот КБ вкладывает ДС, прежде всего, с расчетом на высокую доход-ть. Они образ-ют группу оборотных (работающих) активов, генерирующих высокую доход-ть.

Г) Кредиты. Осн-ным видом активов Бка явл-ся ссудные вложения, на кот прих-ся от 50-75% их сум-ной ст-ти.

Д) Осн-ые ср-ва и немат-ые активы. К банк-ким активам относ также остат-ную ст-ть (за вычетом аморт-ции) зданий и обор-ния, инв-ции в капитал ЮЛ. Ст-ть мат-ных ср-в наз-ют фиксир-ми активами. С ними сопряжены фиксир-ые операц-ые изд-ки в форме амортиз-ых отчислений и налогов на имущ-во. Эта группа формир-т внеоб активы и их высокая доля в активах Бка свидетельствует о нерационал-й стр-ре актива.

Активы разделяют по степени ликвидности на группы:

- абсолютно ликвидные активы;

- высоколик-ые активы – ср-ва, кот м превратить в деньги в срок до 30 дн;

- активы среднеср ликв-ти (до 1г);

- активы долгоср ликв-ти (> 1г);

- неликв-ные активы, включ-щие просроч-ую задолж-ть, ненадежные долги, долгоср инв-ции и капитализир-ые активы;
^ Обязательные нормативы для КО

1) Норматив достат-ти собствен ср-в (капитала Бка) - Н1

Этот норматив регулирует (огранич-ет) риск несостоятельности Бка и опред треб-ие по min величине капитала Б, необх для покрытия кредитного и рыночного риска (min 10%)

Н1 опред как отнош-е р-ра капитала Б к аткивам, взвешенным с учетом риска – Н1=К/Ар

Классификация

1. коэф риска 0-2%: ср-ва на кор счете в кассе и депозиты в БР; обяз резервы, депонир-ые в БР; нал валюта, драг металлы и камни; вложения в долговые обяз-ва РФ.

2. коэф риска 2-10%: ссуды, гарантир-ные правит-вом РФ, ссуды, предост-ные Минфину; учтенные векселя, выдан-е фед органом исполн вл; кредитные треб-я, обеспеченные гарантийным залогом Б-кредитора (в виде цб или депозита).

3. коэф риска 20%: вложения в долговые обяз-ва субРФ; треб-я к расчетным НКО по брокерским операциям с цб; кредитные треб-я под Бкие гарантии; кредитные треб-я к Бкам группы развитых стран.

4. коэф риска 50%: ср-ва на кор счетах в Бках РФ и Бках, не вх-щих в группу развитых стран; кредитные треб-я к Бкам группа развитых стран свыше 90 дней.

5. все прочие активы Бка – коэф-т риска 100%, min К = 5 млн евро.
^ Нормативы ликв-ти Банка

В целях контроля за сост-ем ликв-ти Б (его спос-ти обесп-ть своеврем-е и полное выпол-е своих ден обяз-в, вытекающих из сделок с исполь-ем ден инструм-в) устанав-ся нормативы мгновенной, текущее и долгосроч ликвидности, кот регул-ет риски потерь Бком ликвид-ти и опред-ся как отнош-е м/у активами и пассивами с учетом сроков и ссуд.

2) Норматив мгновен ликвид-ти Б – Н2

Огранич-ет риск потери Бком ликв-ти в теч 1 операц-го дня и опред-ет min соотнош-е Σ высоколикв-ых активов Б к Σ обяз-в по счетам до востреб-я.

Н2=ЛАМ/ОВМ, min Н2=15%

3) Норматив текущей ликвид-ти Б огранич-т риск потери Бком ликв-ти в теч ближ-ших 30 дн.

Н3= ЛАТ/ОВТ, min Н3=50%, ЛАТ – активы, сроком до 30 дн, ОВТ – обяз-ва, сроком до 30 дн.

4) Норматив долгосроч ликвид-ти – Н4

Н4= Крд/(К+ОД), max=120%, где Крд – кред треб-я, сроком > 1г; К – собст капитал Б, ОД – обяз-ва, сроком > 1г.
^ 4.4. Принцип управления единым портфелем активов и пассивов Б

В теории банк дела упр-ние активами и пассивами УАП опред-ся как скоорденир-е упр-ние банк балансом, прин-щее во внимание альтернат сценарии измен-я ставки %, ликвид-ти и курса вал. Суть УАП - упр-ние активами и пас-ми как единым целым.

Инструм-рий упр-я акт-ми и пас-ми вкл: моделир-е и сценарный ан-з. Упр-ние акт-ми, пас-ми и спредами (ценовой показ-ль, характ разницу м/у ставками по размещ-ым и привлеч-ым ср-вам, т.е. разница м/у средн доход-тью акт-вов и средней затратностью обяз-в). Проводится на среднесрочную перспективу, ориентируя Б на достиж-е стратегич-х целей, сохраняя при этом гибкость реагирования на ежемесячые изменения.

В краткосроч перспективе упор дел-ся на такие показ-ли деят-ти Б как чистая маржа, чистый %ный доход и прибыль на 1 акцию.

Чистая %ая маржа=ЧПД (чист % доход)/средн % доход по активам

ЧПД=% доходы - %ые затраты

В долгочроч перспективе акции переносятся на рын-ную оценку соств-го капитала Б.

Бухгалтерская м-ль упр-ния ак-ми и пас-ми предпол max-цию или по меньшей мере стабил-цию вел-ны маржи Б.

Чистая %ая маржа и ЧПД д поддерж-ся на фиксир-ом Ур-не.

Процедура упр-ния ак-ми и пасс-ми связ с упр-нием ГЭПом-методомм-дом хеджирования риска, основ-ом на измер-ии риска возник-щего из-за разрыва сроков погашения ак-в и пас-в.

М-ли ГЭПа строятся с целью стабил-ции или повыш-ии чистого %го дохода в краткосроч перспективе.

Для того,чтобы защитить прибыль Б от негат влияния измен-ия %ых ставок, особое внимание уделяется тем состов-щим портфеля, кот наиболее чувствит-ны к измен-ю %ых ставок на рынке (в рамках активной части портфеля это кредиты и цб, а в рамках пас-ной части – депозиты).

По степени подверженности риску из-за измен-я %ых ставок все статьи баланса Мб подразд-ны на 3 гр:

1. чувствит-е к измен % ых ставок; 2. нечувствит к измен % ст (бесплатные пас-вы, такие как расч счета и неработ-щие активы – ос ср-ва); 3. статьи бал-са с фиксир ставками.

Величина ГЭПа рассчит как разница м/у Σ чувствит-х к %ым измен-ям акт-вов и Σчувствит-х к измен-ям %ых ставок пас-вов для кадж промежутка вр.
^ Управление ликвидностью баланса

Комплексное упр-ние ак-ми и пас-ми нацелены на поддерж-ие opt стр-ры бал-са Б и стрем-ся к достиж-ю max доход-ю и прибыл-ти при поддеж-ии необх Ур-ня ликв-ти и плат/спос-ти Б.

Ликв-ть явл харак-кой Б, кот свидет-ет его стабал-ти и явл залогом фин устойч-ти Б.

Ликвид-ть КБ в общем поним означ возм-ть Б своеврем-но, в полном объеме и без фин потерь обеспеч-ть выполн-е своих долговых обяз-в п/д всеми контрагентами, также спос-ть предост-ть им ср-ва в рамках взлож-х на себя обяз-в, в т.ч. в будущем.

Риск ликв-ти для Б связан с невозмож-тью быстрой конвертации фин активов в платеж ср-ва по приемлемым ценам или привле-ии ден обяз-в.

Ур-нь риска ликв-ти завис от кач-ва акт-вов и пас-в (диверсиф-ция и надежность ак-вов, стабил-ть пас-в); согласованность Σ и сроков привлеч-я и размещение рес-сов; соглас-ть %ой пол-ки Б и общего Ур-ня доход-ти его операций (постоян отрицат маржа м привести к потери ликвид-ти), а также др виды рисков, напр. Валютный и %ых риск и риск потери днловой репутации Б, кот влияет на спос-ть привл дан ре-сы за короткий срок.


Скачать файл (38.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru