Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Коррекционная работа по устранению дислексии у детей с трудностями обучения - файл Копия Дислексия у ЗПР.doc


Коррекционная работа по устранению дислексии у детей с трудностями обучения
скачать (192.5 kb.)

Доступные файлы (4):

Копия Дислексия у ЗПР.doc440kb.07.04.2009 22:57скачать
Прил 1.doc21kb.07.04.2009 22:57скачать
Прил 21-23.doc100kb.07.04.2009 22:57скачать
Прил 2-20.doc190kb.07.04.2009 22:57скачать

содержание
Загрузка...

Копия Дислексия у ЗПР.doc

  1   2   3   4   5
Реклама MarketGid:
Загрузка...








КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ

ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………….……………………………………………….3

Глава I. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ УСТРАНЕНИЯ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ…… ………...………………….6


1.1. Нейропсихологические механизмы письменной речи………...6

1.2. Дислексия : причины, механизмы, виды……………………….10

1.3. Клинико- психолого- педагогическая характеристика детей


с ЗПР…………………………………………………………………..19

1.4. Особенности речевого развития детей с ЗПР………………...22

Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ОВЛАДЕНИЯ ЧТЕНИЕМ УЧАЩИМИСЯ С ЗПР………………… ….28

2.1. Организация и методика эксперимента……………………….28

2.2. Особенности формирования навыков чтения у детей с ЗПР…..43

2.3. Результаты контрольного эксперимента……………………….56

Глава III. СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИСЛЕКСИИ У УЧАЩИХСЯ С ЗПР……………..………………………………………………………………62

3.1.Методика коррекции фонематической дислексии……………...62

3.2.Методика устранения аграмматической дислексии………….72

3.3. Методика устранения семантической дислексии…………….77

3.4. Методика коррекции оптической дислексии………………....80

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….84СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…...87

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………91

ВВЕДЕНИЕ

Неуспеваемость, особенно если она проявляется еще в начальных классах, существенно затрудняет овладение ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это время формируются умственные и практические операции, действия и деятельность.

Отсутствие этого фундамента, невладение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения. Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь, но для этого необходимо знать возможные причины неуспеваемости, установить, какие из них действуют в конкретном случае ( то есть диагностировать неуспеваемость),и уметь или устранить их или коррегировать последствия.

Причины неуспеваемости учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами. Примерно 50% неуспевающих школьников составляют дети с задержкой психического развития. Запас знаний об окружающей среде у младших школьников с ЗПР крайне скуден, они не могут рассказать о свойствах и качествах предметов; умственные операции недостаточно сформированы; речевая активность низкая, словарь беден, высказывания односложные, а их грамматическое оформление неполноценно, интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная направленность или не обнаруживается, или весьма слаба и нестойка; преобладает игровая мотивация; плохо развита произвольная регуляция поведения.

У младших школьников с ЗПР особенно распространены нарушения чтения, которые оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие.

Представление о симптоматике, сущности и механизмах нарушений чтения складывались постепенно. Впервые на эти нарушения как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А.Куссмауль в 1877 г. Затем появилось много других работ, в которых давались описания детей с различными нарушениями чтения и письма. Из ранних работ отечественных авторов следует отметить работы клиницистов-невропатологов Р.А.Ткачёва и С.С.Мнухина. В 30-х гг. XX столетия вопросы нарушения чтения привлекли особое внимание психологов, педагогов, дефектологов. В этот период подчёркивалась определённая зависимость между нарушениями чтения, с одной стороны, и дефектами устной речи и слуха с другой (Ф.А.Рау, Р.М.Боскис, Р.Е.Левина). В современной специальной литературе следует отметить работы Р.И.Лалаевой, А.Н.Корнева, И.Н.Садовниковой.


Проблеме преодоления дислексии у детей с ЗПР посвящены монографии Р.И.Лалаевой. Но, вместе с тем, данная тема остается недостаточно разработанной ввиду полиморфности и значительной распространённости дефекта.
^ I. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

УСТРАНЕНИЯ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1.1. Нейропсихологические механизмы письменной речи
Многочисленные исследования показывают принципиальную сложность механизма речевой деятельности человека , а также то, что язык – это динамическая система которая формируется постепенно в связи с нейрофизиологическими закономерностями развития всех функциональных систем организма .

Формирование функциональных систем, связанных с высшей нервной деятельностью, в значительной степени обусловлено условиями среды и воспитания, деятельности системы. Для речевой системы таким полезным результатом является коммуникация, которая и составляет основную и онтогенетически более раннюю функцию речи.

Исследования физиологических механизмов речи показало, что семантический уровень речевой функциональной системы вступает в деятельность сразу по принципу « минимального обеспечения», то есть тогда, когда его анатомо- физиологические механизмы еще не достигли достаточного созревания. В связи с этим ребенок начинает понимать, а затем уже произносить первые слова и предложения. Таким образом, система начинает функционировать, обеспечивая приспособления ребенка к специфической социальной среде, еще до ее окончательного созревания.

Сложность структурно – функциональной организации механизмов речи определяет то , что дефектность любого ее звена приводит к нарушению формирования речевой деятельности. Для понимания нарушений речевого развития у детей наибольшее значение имеет теория функциональных систем. Согласно этой теории, при формировании любого приспособительного акта большую роль играет исходная доминирующая мотивация, которая имеет первостепенное значение для развития речевой деятельности.

В осуществлении исходной доминирующей мотивации большое значение имеют множественные входящие активирующие влияния подкорково- стволовых образований на кору головного мозга. При поражении этих отделов могут наблюдаться выраженные нарушения мотивационной сферы. При тяжелых поражениях речь как средство коммуникации может полностью отсутствовать, так как у ребенка нет мотива (стремления) к общению.

Согласно данным нейролингвистики, как процесс порождения речевого высказывания (кодирования), так и процесс понимания речевого сообщения (декодирования) включают в себя одни и те же звенья : мотив и основную мысль высказывания, его семантическую запись, внутреннюю и внешнюю речь.1

Этот процесс осуществляется при непосредственном участии ряда совместно работающих мозговых структур. Однако, каждая из этих структур вносит свой специальный вклад в построение речевой функциональной системы. Для порождения речевого высказывания необходимо, чтобы мозг имел возможность принять и переработать соответствующую информацию с помощью языка. В речевой функциональной системе эту роль играет так называемый афферентный корковый синтез, при помощи которого интегрируется полученная мозгом информация. Эта функция осуществляется вторичными отделами левой височной или теменно- затылочной

___________________________________

1 Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом.М.,1985. С.17
области. При поражении этого звена возникают модально специфические нарушения (зрительные , слуховые , пространственно- кинестетические ). На основании экспериментальных и клинических исследований ученые в 1964 году пришли к выводу о ведущей роли в осуществлении процесса речи задней височно- теменной области.

Важным компонентом любой функциональной системы является звено, где реализуется принятие решения и программируется действие. Эту функцию применительно к речи выполняют премоторно – лобные отделы мозга. Роль плана или программы в развертывании сложного целенаправленного действия вступает в тесной взаимосвязи со следующим звеном функциональной системы - аппаратом предвидения, или так называемым акцептором действия . При помощи этого механизма осуществляется постоянное сопоставление программы действия с параметрами реально выполненного действия . Важную

роль в функционировании этого звена играют лобные отделы мозга.

Анализ нейрофизиологических механизмов речи основываются на принципе динамической локализации функций.1

Головной мозг - это сложная система многих анализаторов. В процессе нервно-психической деятельности между нервными клетками различных функциональных систем устанавливаются временные нервные связи. Особые динамические временные связи составляют физиологическую основу речевой деятельности. В образовании таких связей важное значение придается двигательному анализатору.

Идея динамической локализации функций получила свое дальнейшее развитие в исследованиях П.К.Анохина. Динамическая локализация функций предполагает , что в осуществлении сложных психических процессов принимают участие различные мозговые структуры. Эти структуры начинают функционировать одновременно ____________________________________________

1 Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.,1975.С.42.
или последовательно. Каждая структура при целостной комплексной

работе мозга вносит свой специфический вклад в осуществление той или иной функции. «Речевой процесс опирается на ряд совместно работающих зон мозговой коры , каждая из которых имеет свое специфическое значение для организации речевой деятельности в целом».1

Поэтому речь может нарушаться при поражении различных корковых мозговых структур. Эти нарушения будут иметь различный характер в зависимости от локализации поражения.

Согласно современным представлениям , важнейшими корковыми речевыми зонами являются основная, передняя и верхняя.

  1. Основная речевая зона находится в задней височной области левого полушария. Эта зона имеет ведущее значение в анализе , переработке и хранении речевой информации. При поражении этой зоны возникают тяжелые речевые расстройства.

2. Передняя речевая зона находится в моторной коре левого полушария в непосредственной близости от нижней части

центральной (роландической) извилины. Эта зона имеет отношение к

моторным механизмам речи , к программе речевого высказывания , а также , вероятно , к процессу перевода исходной семантической записи в схему развернутого речевого высказывания. При поражении этой зоны возникают тяжелые нарушения моторной речи.

3. Верхняя речевая зона (дополнительная моторная зона) находится в дополнительной моторной области левого полушария в непосредственной близости от верхней части центральной извилины. Считается , что при поражении этой зоны речевые расстройства выражены в меньшей степени и более обратимы. ______________________________________________

  1. 1 Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975. С.67. речевые
  1   2   3   4   5



Скачать файл (192.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru